Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: ГОТОВИМ БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ'

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: ГОТОВИМ БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ (ИОТ) / ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ВУЗ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюшкина Е. Г., Щербакова О. В.

Проблема индивидуализации образования в российских вузах, в частности, реализация обучения по индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), является одной из самых важных и широко обсуждаемых в педагогической научной литературе. Именно этот аспект реформирования университетского образования в соответствии с Болонской декларацией испытывает наибольшие трудности из-за некоторых требований федеральных государственных образовательных стандартов и нормативных актов, слабого развития системы выбора базовых и элективных дисциплин. Вынужденный переход на дистанционное обучение во втором семестре 2019/2020 учебного года мобилизовал руководство вузов для решения возникших организационных проблем, а работа в смешанном режиме в 2020/2021 учебном году показала, что существуют разнообразные возможности для реализации индивидуального подхода к построению учебного процесса как с применением технологий дистанционного обучения, так и в традиционной очной форме. Произошедший скачок в использовании ИОТ в практике российских вузов показывает, что для сохранения конкурентоспособности вузам необходимо внедрять и расширять масштабы применения ИОТ в организации учебного процесса. В 2021/2022 учебном году ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» (СГЮА) начинает внедрение в учебный процесс ИОТ для обучающихся набора 2021 года. В рамках подготовительного этапа были изучены теоретические основы ИОТ, обобщён существующий опыт использования ИОТ, проведен опрос профессорско-преподавательского состава (ППС) для выявления отношения к работе в новом формате и готовности создавать и преподавать элективные дисциплины (ЭД) в рамках реализации ИОТ. Анализ результатов опроса показал, что в большинстве своем педагогические работники положительно относятся к внедрению новой формы организации учебного процесса, но параллельно выявил проблемы и опасения, связанные с ИОТ и разработкой ЭД. В статье предлагаются пути преодоления возникших трудностей и намечаются направления дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вьюшкина Е. Г., Щербакова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY: BUILDING THE FUTURE TODAY

The problem of education individualization in Russian universities, in particular implementing of studying within individual educational trajectory (IET), is one of the most important and widely discussed issues in pedagogical academic literature. It is this aspect of university education reform in compliance with the Bologna declaration that experiences difficulties most of all due to requirements of some Federal State Educational Standards and regulations, poor development of the elective system. The compelled transfer to distance education in the second term of the 2019/20 academic year mobilized universities’ authorities to resolve emerged organizational problems, and working in a blended learning regime in the 2020/21 academic year showed that there were diverse options for implementing individual approach to educational process using both distance learning technologies and a traditional face-to-face learning mode. A leap in use of IET in Russian universities demonstrates that in order to stay competitive universities should introduce and broaden IET practices into educational process. In 2021/22 academic year, Saratov State Law Academy initiates IET implementation in the educational process for students enrolled in 2021. At the preparatory stage, there was a need to study IET theoretical basics, summarize existing IET techniques, conduct a survey of the teaching staff in order to elicit their attitude to work in a new format and find out their willingness to create and teach elective disciplines (ED) while introducing IET. The survey results show that the majority of teaching staff consider a new form of teaching arrangement positively, at the same revealing problems and concerns in terms of IET and ED. The article offers ways to overcome the difficulties and outlines further research avenues.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: ГОТОВИМ БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ»

УДК 378.147 DOI: 10.15593/2224-9389/2021.4.9

Е.Г. Вьюшкина, О.В. Щербакова Получено: 02.10.2021

Принято: 07.11.2021

Саратовская государственная Опублиювм* 27.01.2022

юридическая академия, Саратов, Российская Федерация

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ: ГОТОВИМ БУДУЩЕЕ СЕГОДНЯ1

Проблема индивидуализации образования в российских вузах, в частности, реализация обучения по индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), является одной из самых важных и широко обсуждаемых в педагогической научной литературе. Именно этот аспект реформирования университетского образования в соответствии с Болонской декларацией испытывает наибольшие трудности из-за некоторых требований федеральных государственных образовательных стандартов и нормативных актов, слабого развития системы выбора базовых и элективных дисциплин. Вынужденный переход на дистанционное обучение во втором семестре 2019/2020 учебного года мобилизовал руководство вузов для решения возникших организационных проблем, а работа в смешанном режиме в 2020/2021 учебном году показала, что существуют разнообразные возможности для реализации индивидуального подхода к построению учебного процесса как с применением технологий дистанционного обучения, так и в традиционной очной форме. Произошедший скачок в использовании ИОТ в практике российских вузов показывает, что для сохранения конкурентоспособности вузам необходимо внедрять и расширять масштабы применения ИОТ в организации учебного процесса.

В 2021/2022 учебном году ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» (СГЮА) начинает внедрение в учебный процесс ИОТ для обучающихся набора 2021 года. В рамках подготовительного этапа были изучены теоретические основы ИОТ, обобщён существующий опыт использования ИОТ, проведен опрос профессорско-преподавательского состава (ППС) для выявления отношения к работе в новом формате и готовности создавать и преподавать элективные дисциплины (ЭД) в рамках реализации ИОТ. Анализ результатов опроса показал, что в большинстве своем педагогические работники положительно относятся к внедрению новой формы организации учебного процесса, но параллельно выявил проблемы и опасения, связанные с ИОТ и разработкой ЭД. В статье предлагаются пути преодоления возникших трудностей и намечаются направления дальнейшего исследования.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория (ИОТ), элективные дисциплины, вуз, цифровизация образования, цифровое поколение.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках государственного задания № 075-00122-21-01.

E.G. Vyushkina, O.V. Shcherbakova Received: 02.10.2021

Accepted: 07.11.2021

Saratov State Law Academy, ^Ns^cL 27.01.2022

Saratov, Russian Federation

INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY: BUILDING THE FUTURE TODAY

The problem of education individualization in Russian universities, in particular implementing of studying within individual educational trajectory (IET), is one of the most important and widely discussed issues in pedagogical academic literature. It is this aspect of university education reform in compliance with the Bologna declaration that experiences difficulties most of all due to requirements of some Federal State Educational Standards and regulations, poor development of the elective system. The compelled transfer to distance education in the second term of the 2019/20 academic year mobilized universities' authorities to resolve emerged organizational problems, and working in a blended learning regime in the 2020/21 academic year showed that there were diverse options for implementing individual approach to educational process using both distance learning technologies and a traditional face-to-face learning mode. A leap in use of IET in Russian universities demonstrates that in order to stay competitive universities should introduce and broaden IET practices into educational process.

In 2021/22 academic year, Saratov State Law Academy initiates IET implementation in the educational process for students enrolled in 2021. At the preparatory stage, there was a need to study IET theoretical basics, summarize existing IET techniques, conduct a survey of the teaching staff in order to elicit their attitude to work in a new format and find out their willingness to create and teach elective disciplines (ED) while introducing IET. The survey results show that the majority of teaching staff consider a new form of teaching arrangement positively, at the same revealing problems and concerns in terms of IET and ED. The article offers ways to overcome the difficulties and outlines further research avenues.

Keywords: individual educational trajectory (IET), elective disciplines, university, digitalization of education, digital generation.

Введение

На рубеже веков большинство стран Европы подписали Болонскую декларацию, направленную на развитие и гармонизацию системы университетского образования, повышение качества подготовки специалистов, расширение возможностей трудоустройства выпускников. Россия присоединилась к Болон-скому процессу в 2003 году, и началась планомерная работа по реформированию и модернизации российской системы высшего образования. Постепенно был осуществлен переход на двухуровневую систему обучения (бакалавриат и магистратура), введена система зачетных единиц для определения трудоемкости образовательных программ, взят курс на индивидуализацию обучения. Однако необходимо отметить, что переход от поточно-групповой организации учебного процесса к индивидуально-ориентированной происходит очень медленно [1-3], а система зачетных единиц в большинстве случаев лишь формально заменила измерение трудоемкости в академических часах и практически не используется для решения задач построения индивидуальных учебных планов.

Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет вузам «самостоятельность в осуществлении образо-

вательной ... деятельности» и свободу «в определении содержания образования, выборе ... образовательных технологий», потенциал, который до недавнего времени не использовался большинством образовательных организаций. Вынужденный переход на дистанционное обучение во втором семестре 2019/2020 учебного года мобилизовал руководство вузов для решения возникших организационных проблем, а работа в смешанном режиме в 2020/2021 учебном году показала, что существуют разнообразные возможности для реализации индивидуального подхода к построению учебного процесса как с использованием технологий дистанционного обучения, так и в традиционной очной форме.

В 2021/2022 учебном году СГЮА начинает внедрение в учебный процесс индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) для обучающихся набора 2021 года. В рамках подготовительного этапа были изучены теоретические основы ИОТ, обобщён существующий опыт использования ИОТ в организации учебных процессов в вузах, проведены расширенные заседания учебно-методического совета СГЮА и кафедр, посвященные вопросам внедрения ИОТ в учебный процесс, и опрос профессорско-преподавательского состава (ППС) академии для выявления отношения к работе в новом формате и готовности создавать и преподавать элективные дисциплины (ЭД) в рамках реализации ИОТ.

ИОТ: история и современность

Статья 34 ФЗ «Об образовании в РФ» предоставляет студентам права на «обучение по индивидуальному учебному плану . и участие в формировании содержания своего профессионального образования»; выбор факультативных и элективных дисциплин; «освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов». Осуществление данных прав на практике значительно осложнено имеющимися требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО 3++) и нормативных актов, слабым развитием системы выбора базовых и элективных дисциплин в большинстве российских вузов, то есть низким уровнем использования ИОТ в организации учебного процесса.

По сути, ИОТ является современным отражением «элективной системы» Чарльза У. Элиота, президента Гарвардского университета с 1869 по 1909 год, который говорил, что у студентов должны быть свобода выбора учебных дисциплин и возможность сконцентрироваться на одной дисциплине или области знаний, и предлагал развивать у студентов чувство ответственности за свой выбор [4]. Внедрение Чарльзом У. Элиотом элективной системы в учебный процесс превратило Гарвард из рядового провинциального

колледжа в один из ведущих университетов страны. Несмотря на тот факт, что элективная система достаточно затратна, она позволяет оперативно отвечать на вызовы современного быстро меняющегося мира, «предоставляя студентам определенную степень вариативности учебного плана, которая повышает способность студентов адаптироваться к требованиям работодателей по окончании университета» [5, с. 3].

Реформы американской системы высшего образования середины XX века усилили акценты на индивидуализацию обучения, позволили студентам активно участвовать в процессе формирования образовательных программ, сделали возможным более раннюю специализацию [6]. Более того, были внесены изменения в систему преподавания, добавив к традиционным лекциям и семинарам такие формы, как проекты, разного рода практические работы и т.п. [7]. Неизменной осталась элективная система с различной степенью свободы выбора в разных университетах. Так, например, в Университете Брауна (Brown University, частный университет, входящий в Лигу Плюща) студенты обладают автономией даже в составлении базового учебного плана, они могут выбирать любые дисциплины, изучение которых обеспечит выполнение требований для получения степени бакалавра [8]. При создании образовательной программы необходимо в первую очередь определить предполагаемый результат обучения, тогда у студентов будет возможность осознать, что является наиболее важным для достижения успеха [9].

В современной России вопросы индивидуализации образования на разных уровнях обсуждаются достаточно давно, но лишь в последние несколько лет появились публикации с описанием и обсуждением конкретных примеров внедрения ИОТ в учебный процесс вузов. В докладе Правительства РФ Федеральному собранию (2021) среди ключевых результатов реализации стратегических планов в сфере образования приводится «активное развитие индивидуальных подходов к обучению через выстраивание индивидуальных образовательных траекторий» [10, с. 8]. Сегодня ИОТ рассматривается как неотъемлемый элемент организации учебного процесса вуза [11], хотя способы реализации ИОТ в образовательных организациях страны варьируются. Например, в Московском авиационном институте студенты могут выбрать одно из четырех направлений индивидуализации: «исследователь, специалист, управленец, предприниматель», и в зависимости от выбора им предлагают типовые базовые образовательные траектории с возможностью корректировки в соответствии с индивидуальными особенностями [12]. В Московском государственном институте культуры набор ЭД определяют в соответствии со следующими стратегиями: «углубление, расширение, дополнение, разнообразие, применение» [13, с. 48], более того, предполагается «участие студентов не только в выборе, но и в формировании предложений, в обсуждении набора дисциплин» [13, с. 50].

Педагогические исследования в области использования ИОТ в организации учебного процесса в вузе рассматривают различные аспекты данной проблемы: изучение и углубление теоретических основ ИОТ, построение моделей реализации ИОТ, разработка содержания ИОТ, анализ существующей практики. В вузах, имеющих опыт по реализации ИОТ, большое внимание уделяется изучению отношения студентов к конструированию своих ИОТ и выбору дисциплин. Так, в Тюменском государственном университете анализ результатов опроса студентов показал, что большинство обучающихся осознанно пользуются своим правом выбора дисциплин, руководствуясь в первую очередь необходимостью получения знаний [14]. Нижегородские педагоги предлагают учитывать и развивать навыки целеполагания у студентов при проектировании ИОТ [15]. Это особенно важно на стартовом этапе обучения, когда у студентов необходимо сформировать навыки по прогнозированию будущей деятельности и, следовательно, проектированию собственной образовательной траектории [16].

Одним из ярких примеров успешного внедрения ИОТ в учебный процесс является Тюменский государственный университет. За несколько лет использования ИОТ отработан механизм выбора и регистрации студентов на ЭД, создано Управление ИОТ, поддерживается постоянная обратная связь со студентами. Студенты могут выбирать ЭД как из общеобразовательного блока, так и из профильного блока, хотя количество последних достаточно ограничено и отличается для различных направлений подготовки, а их выбор строго регламентирован. Официальный сайт ТюмГУ содержит подробную информацию об ИОТ, о возможностях, которые предоставляются студентам на каждом курсе, ответы на типовые вопросы и т.п. Часть ЭД специально создана для изучения в дистанционном режиме. В июне 2021 года студентам было предложено более 300 ЭД для включения в индивидуальный план на следующий учебный год. В университете регулярно проводится конкурсный отбор ЭД [17].

НИУ «Высшая школа экономики» - еще один интересный пример вуза, широко использующего элективную систему в своем учебном процессе. Студенты НИУ ВШЭ составляют индивидуальный учебный план, исходя из обязательных 60 зачетных единиц на один учебный год. В индивидуальный учебный план студента обязательно включаются дисциплины из базовой части учебного плана, а дисциплины из вариативной части студент выбирает самостоятельно. Более того, у студентов есть возможность выбрать дисциплины из общефакультетских и общеуниверситетских факультативов, которые могут быть не связаны с направлением подготовки и изучаются студентами для расширения академического кругозора [18].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в последние несколько лет произошел качественный скачок в использовании ИОТ в практике российских образовательных учреждений, и для сохранения конкурен-

тоспособности вузам необходимо внедрять и расширять масштабы применения ИОТ в организации учебного процесса.

ИОТ: опрос профессорско-преподавательского состава СГЮА

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами в СГЮА было принято «Положение об обучении по индивидуальной образовательной траектории», и обучающиеся набора 2021 года будут иметь возможность конструировать свои ИОТ.

Для выявления отношения к новой форме организации учебного процесса на подготовительном этапе был проведен опрос ППС: ссылка на соответствующую гугл-форму была распространена через кафедральные группы в мессенджерах, участие в опросе не было обязательным. В опросе принял участие 221 преподаватель, что составило 49,9 % от штатного ППС СГЮА, в частности, на вопросы анкеты ответили 146 преподавателей профильных (правовых) кафедр, 71 преподаватель непрофильных (гуманитарных) кафедр, 4 представителя остальных учебных подразделений.

92,8 % респондентов дали положительный ответ на вопрос «Знаете ли Вы, что такое ИОТ?», 95,5 % преподавателей утвердительно ответили на вопрос «Знаете ли Вы, что такое ЭД?». Тем не менее только 57,5 % респондентов выбрали правильное определение данного термина, для 38,5 % опрошенных ЭД связаны с направлением подготовки, а 4,1 % считают, что они необязательны для изучения.

58,8 % респондентов готовы предложить ЭД и разработать по ней всю учебно-методическую документацию, 21,3 % сделали бы это, но без разработки РПД и ФОС.

Преподавать ЭД в соответствии с разработанными коллегами РПД и ФОС готовы 63,8 % преподавателей, 24,4 % не уверены, а 11,8 % ответили отрицательно. Разработать РПД ЭД хотят 44,3 % опрошенных, 30,3 % не определились с ответом. Тем не менее 65,2 % опрошенных преподавателей предложили ЭД для внесения в учебный план на 2021/2022 учебный год.

Респонденты могли указать несколько пояснений своего выбора, как положительного, так и отрицательного. Для предложивших ЭД самым распространенным ответом стал «ЭД будет интересна студентам» (101), у 76 респондентов ЭД соответствует направлению научных исследований, 79 считают, что «ЭД способствует углубленным знаниям по базовой дисциплине», а 69 - что «ЭД необходима для будущей работы студента». Интересным представляется факт, что только у 28 (12,7 %) преподавателей «ЭД уже имеет основу РПД и ФОС». Только один человек пояснил, что «ЭД мне не интересна, но обеспечит необходимую нагрузку».

Достаточное количество учебной нагрузки на кафедре стало самым распространённым пояснением, почему не была предложена ЭД. 15 опрошенных не хотят разрабатывать документацию, а 17 преподавателей считают, что студентам нельзя давать право выбора.

Оценивая необходимость/важность для студентов возможности выбора дисциплин, 141 (63,8 %) респондент выбрал ответы «важно», «очень важно», 14 (6,3 %) преподавателей считают, что в этом нет никакой необходимости, а 21,3 % опрошенных (47 чел.) не определились с отношением к данному вопросу.

Обсуждение: решения и перспективы

Анализ результатов опроса показал, что в большинстве своем преподаватели положительно относятся к внедрению новой формы организации учебного процесса: они готовы делиться со студентами результатами научных исследований в рамках ЭД, создавать новые узкопрофильные и профессионально-направленные дисциплины, готовить конкурентно-способных современных специалистов.

Одним из существенных препятствий на пути создания ЭД является необходимость разрабатывать документацию (РПД, ФОС). Возможно несколько решений данной проблемы: подготовка администрацией подробных инструкций и шаблонов документов, проведение краткосрочных курсов повышения квалификации (ПК) по работе с документами, совместная работа методистов и ППС (последние готовят только содержательную часть РПД).

Полное неприятие нововведения частью ППС вполне объяснимо: некоторые преподаватели принадлежат к старшему поколению и не склонны менять свой стиль работы, некоторые, к сожалению, безынициативны и идут по пути наименьшего сопротивления, есть, возможно, и причины личного характера. Для преодоления негативного и/или нейтрального отношения к внедрению ИОТ в организацию учебного процесса необходимо вести разъяснительную работу, проводить педагогические чтения, лекции в рамках ПК. Разъяснение теоретических основ ИОТ, ее связи с расширением возможностей для студентов, демонстрация успешных примеров внедрения ИОТ в российских вузах, несомненно, будут способствовать изменению отношения ППС к ИОТ.

Следующим шагом в нашем исследовании является проведение опроса первокурсников на этапе выбора ЭД для изучения во втором семестре 2021-2022 учебного года. Более того, реализация обучения по ИОТ должна находиться под постоянным контролем: 1) планируется проводить опросы студентов на этапе выбора ЭД, во время изучения ЭД, по окончании изучения ЭД; 2) опросы преподавателей, вовлеченных в реализацию ИОТ, будут

проведены во время и по окончании преподавания ЭД. Анализ практической реализации обучения по ИОТ и обратной связи от студентов и преподавателей позволит своевременно вносить коррективы для обеспечения качества обучения.

Заключение

Индивидуальная образовательная траектория является сегодня одним из ключевых факторов развития системы высшего образования. Предоставление студентам возможности самостоятельно строить свою образовательную программу, выбирая дисциплины, максимально отвечающие их интересам и вызовам времени, способствует повышению качества образования и, следовательно, конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

У преподавателей при создании ЭД появляется возможность воплотить в жизнь самые смелые творческие замыслы, проверить свои научные гипотезы, поделиться накопленным практическим опытом. Авторские ЭД позволят продемонстрировать педагогическое мастерство, получить удовлетворение от реализации собственных планов и успехов студентов.

Тем не менее на начальном этапе внедрения в учебный процесс вуза обучения студентов по ИОТ, во-первых, необходимо проводить разъяснительную работу как среди студентов, так и среди преподавателей; во-вторых, проводить постоянный мониторинг ряда показателей качества обучения, например, таких как удовлетворенность студентов качеством преподавания ЭД, наполняемость групп по конкретным ЭД, успеваемость студентов по ЭД. Практика реализации обучения по ИОТ, несомненно, внесет коррективы в данный перечень, но главное - постоянно поддерживать обратную связь со студентами и преподавателями, чтобы обеспечить качественный результат обучения.

Список литературы

1. Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 6. -С. 35-50. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50

2. Леушина И.В., Леушин И.О. Проблема напряженности образовательной среды технического вуза (на примере иноязычной подготовки) // Primo Aspectu. -2021. - № 1 (45). - С. 93-98.

3. Анохин А.М. Особенности перехода российских университетов к индивидуализации обучения [Электронный ресурс] // Философия образовательного учреждения: материалы науч.-практ. конф. - 2012. - URL: http://lfostu.ucoz.ru/publ/filo-sofija_obrazovatelnogo_uchrezhdenija/problemy_realizacii_fgos_tretego_pokolenij a/osobe nnosti_perekhoda_rossijskikh_universitetov_k_individualizacii_obuchenij a/18-1-0-123 (дата обращения: 11.08.2021).

4. Eliot Ch.W. The Elective System, 1885 [Электронный ресурс]. - URL: https://higher-ed.org/resources/charles_eliot/ (дата обращения: 11.08.2021).

5. Elliott R., Paton V.O. U.S. higher education reform: Origins and impact of student curricular choice // International Journal of Educational Development. - 61. - 1-4. D0I:10.1016/j.ijedudev.2017.11.008

6. Axelrod J. New Patterns in Undergraduate Education: Emerging Curriculum Models for the American College [Электронный ресурс] // New Dimentions in Higher Education. - 1967. - 15. - URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED013340.pdf (дата обращения: 11.08.2021).

7. Richardson L.P. Undergraduate Curriculum Improvement. A conceptual and Bibliographic Study. 1971 [Электронный ресурс]. - URL: https:// files.eric.ed.gov/fulltext/ED052765.pdf (дата обращения: 11.08.2021).

8. Bergeron K. The Free Elective Curriculum. Paper presented at the conference "Collegium / College / Kolegium: College and Academic Community in the European and American Tradition" [Электронный ресурс] / University of Warsaw May 2009. - URL: https://core.ac.uk/download/pdf/46705007.pdf (дата обращения: 11.08.2021).

9. Finley А. What Life Taught Me about Curriculum Reform [Электронный ресурс] // AAC&U News, December 2019. - URL: https://www.aacu.org/aacu-news/newsletter/what-life-taught-me-about-curriculum-reform (дата обращения: 11.08.2021).

10. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования [Электронный ресурс]. - 2021. - URL: http://static.government.ru/media/files/GYRy AxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (дата обращения: 11.08.2021).

11. Никифорова Ю.О., Королева В.А. Индивидуальная образовательная траектория как обязательный элемент деятельности вуза // Вопросы педагогики. - 2020. -№ 8-2. - С. 85-88.

12. Индивидуальные образовательные траектории в российских вузах [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минобрнауки России. - 2020. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=21499&sphrase_id=159816 (дата обращения: 11.08.2021).

13. Лопатина Н.В. Элективные дисциплины: что предложить студенту? // Культура и образование. - 2018. - № 3 (30). - С. 45-51.

14. Герцен С.М., Сухарева О.Э., Скороходова Л.В. Индивидуальные образовательные траектории как инновационная технология развития высшего образования // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 10. - С. 57-61.

15. Кабанова Л.А., Шкунова А.А. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в вузе // Проблемы современного педагогического образования. -2018. - № 59-3. - С. 339-343.

16. Игнатов С.Б. Индивидуальные образовательные траектории в вузе: проблема моделирования содержательной основы // Перспективы науки. - 2021. -№ 2 (137). - С.118-123.

17. Новости ТюмГУ [Электронный ресурс]. - URL: https://news.utmn.ru/news/ individualnye-obrazovatelnye-traektorii/ (дата обращения: 11.08.2021).

18. НИУ ВШЭ. Выбор траектории обучения [Электронный ресурс]. - URL: https://electives.hse.ru/ (дата обращения: 11.08.2021).

References

1. Sazonov B.A. Organizatsiia obrazovatel'nogo protsessa: vozmozhnosti individu-alizatsii obucheniia [Organization of the educational process: Opportunities for individualization of training]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2020, vol. 29, no. 6, pp. 35-50, DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50

2. Leushina I.V., Leushin I.O. Problema napriazhennosti obrazovatel'noi sredy tekhnicheskogo vuza (na primere inoiazychnoi podgotovki) [Problem of tension of educational environment in technical university (on the example of a foreign language training)]. Primo Aspectu, 2021, no. 1(45), pp. 93-98.

3. Anokhin A.M. Osobennosti perekhoda rossiiskikh universitetov k individualizat-sii obucheniia [Specifics of Russian universities transition to individualized eduacation]. Filosofiia obrazovatel'nogo uchrezhdeniia. Proc. Acad. Conf., 2012, available at: http://lfostu.ucoz.ru/publ/filosofij a_obrazovatelnogo_uchrezhdenija/problemy_realizacii_fg os_tretego_pokolenija/osobennosti_perekhoda_rossijskikh_universitetov_k_individualizaci i_obuchenija/18-1-0-123 (accessed 11.08.2021).

4. Eliot Ch.W. The elective system, 1885, available at: https://higher-ed.org/resources/charles_eliot/ (accessed 11.08.2021).

5. Elliott R., Paton V.O. U.S. higher education reform: Origins and impact of student curricular choice. International Journal of Educational Development, 2018, no. 61:1-4, DOI:10.1016/j.ijedudev.2017.11.008

6. Axelrod J. New patterns in undergraduate education: Emerging curriculum models for the American college. New Dimensions in Higher Education, 1967, no. 15, available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED013340.pdf (accessed 11.08.2021).

7. Richardson L.P. Undergraduate curriculum improvement. A conceptual and bibliographic study, 1971, available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED052765.pdf (accessed 11.08.2021).

8. Bergeron K. The free elective curriculum. Collegium / college / kolegium: College and academic community in the European and American tradition. Proc. Conf. University of Warsaw, May 2009, available at: https://core.ac.uk/download/pdf/46705007.pdf (accessed 11.08.2021).

9. Finley A. What life taught me about curriculum reform. AAC&UNews, December 2019, available at: https://www.aacu.org/aacu-news/newsletter/what-life-taught-me-about-curriculum-reform (accessed 11.08.2021).

10. O realizatsii gosudarstvennoi politiki v sfere obrazovaniia [On implementation of governmental policy in the sphere of education]. RF Government Report to the Federal Assembly, 2021, available at: http://static.government.ru/media/files/ GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (accessed 11.08.2021).

11. Nikiforova Iu.O., Koroleva V.A. Individual'naia obrazovatel'naia traektoriia kak obiazatel'nyi element deiatel'nosti vuza [Individual educational trajectory as a compulsory element of universities' activity]. Voprosypedagogiki, 2020, no. 8-2, pp. 85-88.

12. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii v rossiiskikh vuzakh [Individual educational trajectories in Russian universities]. 2020, available at: https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/?ELEMENT_ID=21499&sphrase_id= 159816 (accessed 11.08.2021).

13. Lopatina N.V. Elektivnye distsipliny: chto predlozhit' studentu? [Elective disciplines: What shall we offer to the students?]. Kul'tura i obrazovanie, 2018, no. 3(30), pp. 45-51.

14. Gertsen S.M., Sukhareva O.E., Skorokhodova L.V. Individual'nye obra-zovatel'nye traektorii kak innovatsionnaia tekhnologiia razvitiia vysshego obrazovaniia [Individual educational trajectories as an innovative technology of higher education development]. Vysshee obrazovanie segodnia, 2019, no. 10, pp. 57-61.

15. Kabanova L.A., Shkunova A.A. Proektirovanie individual'nykh obrazovatel'nykh traektorii v vuze [Individual educational trajectories development in the university]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniia, 2018, no. 59-3, pp. 339-343.

16. Ignatov S.B. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii v vuze: problema modeli-rovaniia soderzhatel'noi osnovy [Individual educational trajectories in higher education: The problem of modeling content of the basics]. Perspektivy nauki, 2021, no. 2(137), pp.118-123.

17. Novosti TiumGU [Tiumen State University News]. Available at: https://news.utmn.ru/news/individualnye-obrazovatelnye-traektorii/ (accessed 11.08.2021).

18. Vybor traektorii obucheniia [Education trajectory choice]. HSE, available at: https://electives.hse.ru/ (accessed 11.08.2021).

Сведения об авторах

ВЬЮШКИНА Елена Григорьевна

e-mail: [email protected]

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Саратовская государственная юридическая академия (Саратов, Российская Федерация)

ЩЕРБАКОВА Ольга Васильевна

e-mail: olgascherbakowa@yandex. ru

Кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе, Саратовская государственная юридическая академия (Саратов, Российская Федерация)

About the authors

Elena G. VYUSHKINA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: [email protected]

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Department of Foreign Languages, Saratov State Law Academy (Saratov, Russian Federation)

Olga V. SHCHERBAKOVA

e-mail: [email protected]

Cand. Sc. (Pedagogy), Vice-Rector for Academic Affairs, Saratov State Law Academy (Saratov, Russian Federation)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.