Научная статья на тему 'Особенности управления проектами в медиасфере в условиях цифровизации общества'

Особенности управления проектами в медиасфере в условиях цифровизации общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1348
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЭКОНОМИКА / МЕДИАИНДУСТРИЯ / МЕДИАПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КИНО / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / КОНТЕНТ / MEDIA ECONOMY / MEDIA INDUSTRY / MEDIA PROJECT / PROJECT MANAGEMENT / MASS COMMUNICATION MEDIA / DIGITALIZATION / FILM / TELEVISION / CONTENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чеснова Ольга Александровна

В статье рассматриваются особенности управления проектами в условиях цифровизации. Выделены аспекты, учитываемые при реализациисовременных проектов с использованием сети Интернет. Исследованысовременные методы и инструменты управления проектами на их применимость к медиапроектам. Их грамотное использование позволит учестьнамечающиеся тренды развития медиасферы и позволит решить проблемумонетизации медиапроектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чеснова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROJECT MANAGEMENT IN THE MEDIA SPHERE UNDER THE SOCIETY DIGITALIZATION

The article discusses the features of project management in the conditions ofdig italization. The aspects taken into account when implementing modernprojects using the Internet are highlighted. Modern methods and tools of projectmanagement are studied for their applicability to media projects. Their proper usewill allow us to take into account the emerging trends in the development of themedia sphere and will solve the problem of media projects monetization.

Текст научной работы на тему «Особенности управления проектами в медиасфере в условиях цифровизации общества»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В МЕДИАСФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

FEATURES OF PROJECT MANAGEMENT IN THE MEDIA SPHERE UNDER THE SOCIETY DIGITALIZATION

УДК 338.46

DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10006

ЧЕСНОВА Ольга Александровна

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, chesnova@gukit.ru

CHESNOVA, Olga Aleksandrovna

Associate Professor at the Department of Management of Economic and Social Processes in the Film and Television Industry, Saint Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, chesnova@gukit.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются особенности управления проектами в условиях цифровизации. Выделены аспекты, учитываемые при реализации современных проектов с использованием сети Интернет. Исследованы современные методы и инструменты управления проектами на их применимость к медиапроектам. Их грамотное использование позволит учесть намечающиеся тренды развития медиасферы и позволит решить проблему монетизации медиапроектов.

Ключевые слова: медиаэкономика, медиаиндустрия, медиапроект, управление проектом, средства массовой коммуникации, цифровизация, кино, телевидение, контент.

Abstract.

The article discusses the features of project management in the conditions of digitalization. The aspects taken into account when implementing modern projects using the Internet are highlighted. Modern methods and tools of project management are studied for their applicability to media projects. Their proper use will allow us to take into account the emerging trends in the development of the media sphere and will solve the problem of media projects monetization.

Key words: media economy, media industry, media project, project management, mass communication media, digitalization, film, television, content.

© Чеснова О. А., 2020.

петербургский экономическии журнал

№ 2

2020

46

В современных условиях хозяйствования цифровизация является драйвером общественного развития, призванным повысить эффективность всех экономических и социальных процессов, а также обеспечить улучшение качества жизни населения. Цифровая трансформация общества существенно меняет традиционные управленческие практики, привычные алгоритмы в деятельности компаний, а также жизнь общества в целом и каждого отдельного индивидуума. Отметим, что цифровизация активно воздействует на сферу коммуникаций, так как медиатехнологии становятся частью личной идентичности как сотрудников компаний, так и потребителей, что позволяет хозяйствующим субъектам устанавливать более тесные связи с целевой аудиторией, формировать клиентские базы, прогнозировать потребительское поведение с высокой точностью. Цифровизация общества оказывает существенное влияние на все сферы деятельности, связанные со сбором, структурированием, анализом и предоставлением информации, что неизбежно приводит к ускорению всех бизнес-процессов и росту востребованности методологии проектного менеджмента.

Наглядным примером возрастания в настоящее время интереса во всем мире к применению проектного подхода является проведение различных мероприятий в формате международных конференций и конгрессов по всему миру. Часть из них приведена на рисунке 1.

Понятие «управление проектами» в условиях цифровизации общества вошло практически во все сферы деятельности. Рассмотрим следующие аспекты, учитываемые при реализации современных проектов:

• важно, как выстроена структура управления проектами, терминология, группы процессов в различных областях знаний;

• важна техническая среда управления жизненными циклами для более эффективного управления проектами с использованием сети Интернет;

• необходима разработка программного обеспечения, включающего облачный носитель, машинное обучение, микросервисы,

языки программирования, информационную безопасность и т. д.;

• требуется управление изменениями топ-менеджментом проектов, редизайн архитектуры процесса управления проектами с учетом организационных изменений;

• необходим мониторинг передовых практик внедрения и продвижения в области управления ресурсами, управления спросом и планирования потенциала;

• важно процесс управления проектами фокусировать на портфолио, программах и проектных офисах с учетом времени, отведенного для работы в сети Интернет;

• уделяется особое внимание устойчивости проектов, программ и портфелей проектов с учетом особенностей отрасли;

• необходимо взаимодействие с сообществом профессионалов проектов, с которыми можно работать в сети Интернет.

Проведенный автором статьи анализ тем конференций по управлению проектами 2020 г. показывает, что география международных конференций заданной тематики достаточно широка [1].

Например, крупнейшая серия конференций для менеджеров проектов и бизнес-аналитиков в Северной Америке объединяет экспертов со всего мира, а тематика мероприятий охватывает практически все сферы деятельности (рисунок 1).

Управление проектами с использованием ресурсов сети Интернет превращается в отдельную область знаний. Так, многие блогеры, формируя на постоянной основе оригинальный контент в социальных сетях, рассматривают основные темы управления проектами, тем самым предоставляют менеджерам проектов возможность своевременно получать актуальную информацию о новых проектных инструментах, методах, методологиях, процессах (рисунок 2).

Например, площадка ProjectManagement. сот предоставляет панель инструментов планирования, отслеживания и совместной работы в режиме реального времени для мониторинга параметров проекта [3; 4].

В настоящее время кино, телевидение и связанные с ними средства массовой инфор-

Конференция по техническому управлению проектами (ТРМ-2020)

* 25-27 марта 2020 г / Атланта, Джорджия

18-20 октября 2020 г. / Орландо, Флорида

Рисунок 1

Международные мероприятия, ориентированные на управление проектами в 2020 г. [1]

ProjectManagement.com (http://www.projectmanager.com/blog)

Блог Брэда Эгеланна (http://www.bradegeland.com/blog)

Project Times (https://www.projecttimes.com/articles-project-management.html)

РМН1Л-статьи по управлению проектами для менеджеров (https://pmhut.com/)

Рисунок 2

Топ-10 блогов по управлению проектами [2]

мации (СМИ) становятся все более важными как для жизни отдельных людей, так и для жизни народов, групп и наций. Звуковые и экранные средства массовой информации заняли свое место рядом с другими важнейшими областями человеческого общения и творчества, такими как литература, музыка, искусство и перформанс, чтобы сформировать отличительные способы выражения, требующие специализированного анализа и критики.

Во всех странах мира ведется активное обсуждение роли кино, телевидения, цифровых медиа и других аудиовизуальных технологий в жизни общества [5]. Так одна из крупнейших в мире организаций по научному изучению кино и средств массовой информации (БСМБ) публикует критические исследования глобального, национального и регионального распространения различных средств массо-

вой информации (СМИ) и продвигает целый ряд подходов к кино - и медиаисследованиям и сопутствующим областям, включая (но не ограничиваясь ими) цифровые медиа, звуковые исследования, визуальную культуру, исследования видеоигр, исследования фанатов и авангардные и экспериментальные практики в области кино и медиа [5].

На площадке БСМБ в сети Интернет изучают кино, телевидение и связанные с ними медиа с помощью различных критических, теоретических и аналитических подходов [5]. Кинематограф и медиаисследования подчеркивают культурно-историческую значимость медиа и фокусируются на производстве, распространении и восприятии текстов и репрезентаций, которые анализируются с точки зрения эстетики, смыслов и использования.

В России лидерами российского рынка кино и медиаисследований, мониторинга ре-

кламы и СМИ являются такие компании, как НЕВАФИЛЬМКЕБЕАКСН, МеШаэсоре [6; 7].

Экономическая сторона функционирования медиаиндустрии находит свое отражение в самом понятии медиаиндустрии. Медиаин-дустрия сегодня — это важнейший сектор экономики во многих развитых странах мира, включающий в себя производство контента и его распространение с различными целями. Поэтому медиаиндустрия, как сектор экономики, включает в себя производство и сбыт товаров особого рода (в том числе и услуг как товара) и имеет дело с сопряженными секторами и потребительской аудиторией.

Общее понимание механизмов функционирования медиаиндустрии, специфики ее развития рассматривается в таком важном сегменте экономики, как медиаэкономика. Так, например, Д. П. Барсуков, В. Н. Качук, А. И. Климин справедливо отмечают, что медиаэкономика - это «способ организации человеческой деятельности разнообразными средствами массовой коммуникации» [8, с. 85].

По мнению И. В. Никишина, медиапроек-ты, в том числе телевизионные проекты, как средство массовой коммуникации имеют информационно-познавательную, социально-культурную, развлекательную направленность [9].

В современном понимании в качестве медиапроекта можно рассматривать «профессиональный коллективный блог в сети Интернет культурной и социальной тематики, предоставляющий аудитории уникальный контент авторских программ, репортажей и видеосюжетов или площадку для ведения диалога с аудиторией по наиболее актуальным проблемам современного общества» [10].

Соответственно, возникают особенности управления такими проектами или портфелями медиапроектов, связанные с новыми трендами в медиасфере. Так, эксперты цифрового издания «МЕБТАиРБАТЕ» отмечают основные пять трендов в медиасфере, которые ожидаются в 2020 г. [11]:

• рост качественного контента над его количеством в сети Интернет (медиахолдинги будут диверсифицировать свой медиаконтент, быстрее обмениваться новостями в социаль-

ных сетях, а затем обмениваться новостями лучше всего в онлайн-и печатных изданиях);

• рост качества контента за счет его краткости и инфографики (поскольку конкуренция среди средств массовой информации за внимание аудитории растет, то ожидаемо создание сжатого контента, предназначенного для быстрого просмотра);

• рост цифровых сообществ по интересам (рост разделения аудитории по нишам, но с еще более ярким и живым потоковым видео, живым блоггингом и комментариями со значимой модерацией);

• возврат печати как средства доставки эксклюзивного и качественного контента;

• изменения в структуре доходов (сдвиг в интернет-контенте, который традиционно был бесплатным для пользователей и оплачивался за счет рекламы в сторону платного доступа, обеспечивая новостные сайты потоком доходов).

В связи с этими трендами необходимо активное использование онлайн-сервисов для управления медиапроектами, с применением всех современных методов и инструментов управления, в том числе на основе инфографи-ки в реальном времени, которые должны быть максимально удобными для пользователей. Таких уже сервисов немало, есть мобильные решения, позволяющие принимать управленческие решения онлайн по всему портфелю проектов. Однако нет узкоспециализированных, адаптированных для медиапроектов.

В условиях цифровизации одной из основных особенностей проектного управления в медиасфере является возрастание роли компьютерных информационных технологий, в том числе активное использование технологий искусственного интеллекта как при формировании и анализе больших баз данных, так и при планировании оптимальной траектории реализации медиапроекта, организации контроля за прохождением отдельных его фаз, визуализации данных, составлении документации проекта. Расширение сферы влияния искусственного интеллекта и проникновение компьютерных технологий во все большее число управленческих областей медиаинду-стрии создает необходимость постоянного инвестирования в системы безопасности, кото-

рые затрагивают уже не отдельные компании, а отраслевые, региональные, национальные и транснациональные структуры.

Еще одна особенность современной медиа-сферы - ее динамичность, высокая скорость изменений оказывает существенное влияние на применяемые проектные технологии - они должны быть гибкими и успевать адаптироваться к трансформациям среды. Особые требования эпоха цифровизации предъявляет к персоналу компаний медиасферы - работники, помимо ключевых профессиональных компетенций, должны непрерывно и быстро обучаться, приобретать навыки в сфере компьютерных и коммуникативных технологий, которые зачастую тесно переплетены.

Таким образом, управление медиапроек-тами в условиях цифровизации общества, ввиду сложности и высокой скорости управленческих и коммуникативных процессов,

; Список литературы

осуществляется с активным использованием современных компьютерных и интернет-технологий, которые обеспечивают сбор, хранение и анализ больших массивов информации, а также управление самой проектной деятельностью. Искусственный интеллект позволяет оптимизировать проектную деятельность в медиасфере, используя инструменты прогнозирования, моделирования и визуализации данных. В медиапроектировании, в условиях высокой неопределенности среды, широко применяются гибкие проектные технологии, особое внимание уделяется непрерывному повышению квалификации персонала, приобретению сотрудниками компетенций в сфере компьютерных и коммуникативных технологий. Проектное управление в медиасфере тесно связано с мониторингом передовых практик и развитием цифровых экспертных сообществ с использованием ресурсов сети Интернет.

1. Top Project Management Conferences of 2020. URL: https://www.projectmanager.com/ blog/project-management-conferences-2020 (дата обращения: 25.01.2020).

2. Топ-10 блогов по управлению проектами, чтобы следовать тенденциям в 2020 году. URL: https://blog.taskque.com/top-10-project-management-blogs/ (дата обращения: 25.01.2020).

3. Project Management Tool Finder. URL: https://www.projectmanagement.com/tools/ (дата обращения: 22.01.2020).

4. Онлайн-диаграмма Ганта для управления проектами. URL: https://ganttpro.com/ ru/?utm_source=pmi&utm_medium=Tool%20finder&utm_campaign=PMI-tool-finder &redirectByBrowserDetectedLocale (дата обращения: 25.01.2020).

5. Общество кинематографии и медиаисследований (SCMS). URL: https://www. cmstudies.org/page/about_us (дата обращения: 25.01.2020).

6. Информационно-аналитические отчеты и статистика российского кинорынка. URL: https://www.research.nevafilm.ru/research/statistika/(дата обращения: 25.01.2020).

7. Mediascope выпустила веб-сервис для анализа рекламы на радио. URL: https:// mediascope.net/ (дата обращения: 25.01.2020).

8. Барсуков Д. П., Качук В. Н., Климин А. И. Медиаэкономика и основные тенденции развития современного телевидения // Петербургский экономический журнал. 2017. № 4. С. 84-94.

9. Никишин И. В. Медиапроект: понятие, типы, жизненный цикл // Молодой ученый. 2019. № 24. С. 478-481.

10. Понятие, типы и признаки медиапроектов социальной направленности. URL: https://pandia.ru/text/78/430/19440.php (дата обращения: 25.01.2020).

11. Five media trends to look out for in 2020. URL: https://www.mediaupdate.co.za/ media/147600/five-media-trends-to-look-out-for-in-2020 (дата обращения: 25.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.