Научная статья на тему 'Особенности управления мультигруппой на разных этапах взаимодействия бизнеса и органов государственной власти'

Особенности управления мультигруппой на разных этапах взаимодействия бизнеса и органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИГРУППА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ / МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ / СОТРУДНИЧЕСТВО / НЕОБХОДИМЫЕ И ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ / МЕЗОУРОВЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анюров Федор Федорович, Астафьева Ольга Викторовна

В статье предложена форма интеграционного объединения мультигруппа, объединяющая представителей бизнеса и власти для достижения совместных целей, рассмотрены институциональные аспекты возникновения мультигруппы и особенности управления на разных этапах ее развития, выделены необходимые и достаточные условия наступления разных этапов взаимодействия субъектов, сформирован механизм развития мультигруппы и алгоритм принятия решения о целесообразности вступления в мультигруппу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анюров Федор Федорович, Астафьева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления мультигруппой на разных этапах взаимодействия бизнеса и органов государственной власти»

УДК 338

Особенности управления мультигруппой на разных этапах взаимодействия бизнеса и органов государственной власти

Анюров Федор Федорович к.ю.н., докторант МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича Астафьева Ольга Викторовна к.э.н., научный сотрудник МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича babs-sseu@yandex.ru

Anyurov Fedor Fedorovich, Ph.D., assistant professor, MGIIT of Yu.A. Senkevich

Astafeva Olga Viktorovna, Ph.D., MGIIT of Yu.A. Senkevich

В статье предложена форма интеграционного объединения -мультигруппа, объединяющая представителей бизнеса и власти для достижения совместных целей, рассмотрены институциональные аспекты возникновения мультигруппы и особенности управления на разных этапах ее развития, выделены необходимые и достаточные условия наступления разных этапов взаимодействия субъектов, сформирован механизм развития мультигруппы и алгоритм принятия решения о целесообразности вступления в мультигруппу.

Ключевые слова: мультигруппа, взаимодействие бизнеса и государства, стратегическая гибкость, региональная экономика, принятие управленческого решения, межгрупповой конфликт, сотрудничество, необходимые и достаточные условия, мезоуровень национальной экономики, интегрированная структура.

Features of management of multigroup at different stages of interaction of business and public authorities

In article the form of integration association - the multigroup uniting representatives of business and the power for achievement of the joint purposes is offered, institutional aspects of emergence of multigroup and feature of management at different stages of its development are considered, necessary and sufficient conditions of approach of different stages of interaction of subjects are allocated, the mechanism of development of multigroup and algorithm of decisionmaking on expediency of the accession to multigroup is created.

Keywords: multigroup, business and state interaction, strategic flexibility, regional economy, adoption of the administrative decision, the intergroup conflict, the cooperation necessary and sufficient conditions, mesolevel of the national economy, the integrated structure.

В современных условиях успешному развитию экономических систем способствует выстраивание долгосрочных взаимовыгодных отношений между хозяйствующими субъектами. В связи с нарастающей активностью интеграционных процессов экономических систем и государственных структур авторы считают целесообразным рассмотреть институциональные аспекты взаимодействия бизнеса и органов власти в рамках развития мультигруппы. Понятие «мультигруппа» как интеграционная форма сотрудничества субъектов региональной экономической системы, объединяющая хозяйствующих субъектов и органов власти для достижения цели и разрешения конфликтов интересов сторон, было введено в предыдущих работах автора [1].

В рамках данной статьи поставлена следующая цель: исследовать управленческие аспекты взаимодействия бизнеса и власти на разных этапах развития мультигруппы. Механизм взаимодействия бизнеса и государства в рамках мультигруппы представлен на рисунке 1. Понятие «механизм» означает последовательность стадий какого-либо вида деятельности или процесса, отражающая причинно-следственную связь между этапами процесса.

I. Равновесное состояние. Показатели социально-экономического развития региона, при котором наблюдается положительная динамика экономических показателей и удовлетворение потребностей населения при соблюдении баланса между ресурсным потенциалом и поставленными целями.

II. Состояние неравновесия. В развитии сложных открытых экономических систем можно наблюдать следующую закономерность: первоначальное равновесие неизбежно сменяется постепенно нарастающей несогласованностью с окружением, приводящей к дезинтеграции системы, требующей радикальной реструктуризации, необходимой для достижения нового равновесного состояния. Таким образом, некоторое время система развивается эволюционно, но в определенные периоды происходят революционные изменения. В последнее время все чаще периоды равновесия прерываются резкими флуктуациями в экономических системах, в мировом масштабе примером может служить глобальный финансовый кризис, начавшийся в 2007 году, который затронул все экономические системы и привел к необходимости выработки соответствующих мер по исправлению ситуации. На макро- и мезоуровне национальной экономики состояние неравновесия может возникать также под влиянием факторов внутренней среды при взаимодействии бизнеса и власти, например в следующих ситуациях: реализация крупных проектов, с которой невозможно справиться в одиночку (реализация инвестиционных/инновационных проектов); необходимость решения проблемы - притеснение интересов одной из сторон проявляется в двух случаях:

III. Консолидация субъектов в группы по признаку однородности -предпринимательские субъекты объединяются в бизнес-группу, органы власти объединяются в отдельную группы. Для эффективного объединения субъектов в группы необходимо проведение форумов, симпозиумов. Выстраивание коммуникаций между субъектами бизнеса также зависит от уровня развития информационно-коммуникационных технологий, так как

требуется при поиске партнеров оценивать деятельность друг друга, чтобы понять, подходит ли он для совместного взаимодействия. При объединении государственных структур важна степень централизации власти и уровень поддержки федеральными властями региональных и местных органов власти.

IV. Межгрупповой конфликт. Обострение ситуации способствует возникновению конфликта интересов и стратегического разрыва, подкрепляемого ухудшением экономической ситуации, влиянием глобализации, ТНК, выступлениями общественных организаций и требующего выхода на новую траекторию развития, влекущего фундаментальные стратегические изменения и перепозиционирование, которые должны происходить в достаточно короткие сроки. При отсутствии обострения конфликта интересов и стратегического разрыва экономическая система может вернуться в предыдущее состояние. Межгрупповой конфликт интересов связан с обострением ситуации требует полного пересмотра сложившихся и хорошо зарекомендовавших себя моделей функционирования, выхода из зоны комфорта, поиска новых направлений деятельности и взаимодействия в общей системе, развития способностей, отвечающим новым условиям. Протекание данного этапа требует наличие лидеров в группах, способность формулировать групповые цели, задачи, наличие общих площадок для обсуждения вопросов, способность групп к обучаемости и адаптируемости структур для дальнейшего совместного взаимодействия. Существующая система управления в группах: структура организации, процессы планирования, культурные нормы и ценности, практика контроля - также требует переосмысления или переоценки.

V. Создание новой интегрированной структуры, безусловно, сопряжено с определенной степенью неопределенности и риска. Однако если группы будут воспринимать инвестиционную и инновационную привлекательность проектов от совместной реализации выше, чем показатель отмеченных сдерживающих факторов - риска и неопределенности, то объединение групп в мультигруппу произойдет. Чарльз Найт различает понятия риска и

неопределенности [2]. Ситуация риска возникает тогда, когда известны возможные исходы, а также связанные с ними вероятности, но не известно, какой исход будет иметь место. Неопределенность существует тогда, когда известны возможные исходы, но не их вероятности.

Органы государственной власти

Социально-экономическое развитие региона

Бизнес

©

Внешняя среда

Возникновение благоприятной возможности участия в крупных инвестиционных/ инновационных проектах

Превалирование интересов

1) Б> Г

2) Г> Б

Внутренняя среда

Осознание необходимости решения проблемы/ использования возможности

Объединение в группы

Выбор

Оценка

Определение критериев

Поиск партнеров с

общими интересами для

объединения в группы

С!!!)

Формулирован ие интересов группы

Отстаивание интересов групп

Противостояние сторон

Межгрупповой конфликт интересов

Взаимодействие участников в

рамках мультигруппы

©

Выработка общей цели

Определение

задач и показателей функционирован ия в зависимости от требований заинтересованных сторон

Формирование ресурс!гой базы

Выявление ключевых факторов успеха

Использование

ключевых компетенций участников для

достижения совместной цели

-тно1

Распределение функций и сфер ответственности

Выстраивание коммуникаций

между участниками

| Проектирование"!

(уТ)

Обогащение участников

Обеспечение гармонии во взаимодействи и участников (затраты<полу ченной выгоды)

топ

Диссипативная структура

Реализация проекта

©

Соответствие результатов ожиданиям заинтересован

1

Показатели развития региона

Мониторинг

Дисгармония взаимодействи я участников (затраты>полу ченной выгоды)

Рисунок 1 - Механизм возникновения и развития мультигруппы как формы взаимодействия бизнеса и власти

Когда возможные исходы не известны, появляется незнание. Если собрать информацию, то ситуацию незнания можно превратить в ситуацию неопределенности, а потом в ситуацию риска. Мур описал риск как «сценарий, в котором присутствуют возможные потери», и предложил считать, что в бизнес-ситуации риск имеет два аспекта: вероятность того, что потери будут, и возможный уровень риска по отношению к исходной базе активов[3]. В динамичных и неопределенных условиях компании должны быть способны проводить основные стратегические изменения и разрешать проблемы, связанные с их проведением. Стратегическая гибкость требует приверженности всей организации и указывает на то, что организация готова или подготовлена к тому, чтобы реагировать на разрывы быстро и своевременно. Стратегическая гибкость субъектов мультигруппы включает в себя способность: прогнозировать и выявлять во внешнем окружении крупные изменения, например, появление инноваций и революционных технологий; создавать прорывные инновации; быстро переориентировать ресурсы в новом направлении; проводить внутриорганизационные изменения; привлекать персонал или проводить переобучение в соответствии с требованиями, отвечающими новым условиям; быть готовым к развитию разных стратегических планов развития.

VI. Управленческое воздействие на формирование мультигруппы. С целью оптимизации управления интеграционными процессами разных субъектов можно использовать традиционный перечень инструментов: создание центра по выработке критериев, соблюдение которых является необходимым при вступлении в мультигруппу, и ведению информационной базы; анкетирование, направленное на отбор и ранжирование участников; тестирование, направленное на определение уровня подготовки сотрудников; деловые тренинги для формирования корпоративной культуры; повышение профессиональной подготовки работников в соответствии с текущими и перспективными требованиями внутренней и внешней среды мультигруппы; обеспечение работы совместных групп по разработке стратегии, планов и их

осуществлению, по проведению ревизий и проверок с целью выявления отклонений фактических показателей от плановых, по осуществлению мероприятий по устранению негативных отклонений; формирование общих площадок для ведения открытого диалога между участниками мультигруппы и обсуждения вопросов с целью ликвидации барьеров и активизации развития взаимовыгодных связей.

VII. Диссипативная структура. Наличие ресурсов в регионе, которые распределяются между участниками мультигруппы для достижения целей интеграции. Оценка ресурсообеспеченности региона включает систему показателей социально-экономического развития территории [4].

VIII. Результат интеграции. Соответствие результатов ожиданиям участников мультигруппы и других заинтересованных сторон. Структура системы результирующих показателей социально-экономического развития в результате функционирования мультигруппы может состоять из разных параметров и индикаторов, отображающих социальные, экономические, инфраструктурные и иные эффекты. Параметры представляют собой свойства, отражающие качественные изменения в социально-экономическом развитии региона, выступают в качестве базы для проведения количественных расчетов. Под индикаторами понимаются количественные показатели развития региона, получаемые расчетным путем из первичных показателей.

Механизм, представленный на рисунке 1, дает некоторую систематизацию действий и является скорее дедуктивной моделью, то есть предписывающей поведение субъектов. Также механизм отражает причинно-следственную связь на разных этапах взаимодействия бизнеса и органов власти, поэтому можно выделить необходимые и достаточные экономические условия наступления разных этапов развития мультигруппы (таблица 1).

Таблица 1

Необходимые и достаточные экономические условия развития мультигруппы

I. Равновесное состояние

Полное удовлетворение потребностей субъектов.

Баланс между ресурсным потенциалом и целями субъектов.

II. Состояние неравновесия

Возможность участия в крупных инвестиционных/ инновационных проектов. Наличие проблемы.

Реализация международных проектов. Несоблюдение законодательства,

регламентов, высокие штрафы, налагаемые на бизнес-структуры, высокая коррупция в регионе, низкие темпы развития МСБ, маленькие налоговые отчисления _от юридических лиц._

III. Консолидация субъектов в группы

Централизация органов

власти. Наличие коммуникаций

между предпринимательскими _структурами._

Заинтересованность участников в объединении в группы для достижения целей

IV. Межгрупповой конфликт

Наличие в группах лидера для формулирования и отстаивания интересов группы.

Наличие стратегического разрыва в развитии субъектов

V. Создание новой интегрированной структуры

Оцениваемая участниками выгода от взаимодействия превышает предполагаемый риск сотрудничества

Стратегическая гибкость участников

VI. Управленческое воздействие на формирование мультигруппы

Конструктивный диалог между участниками

Достижение договоренностей между участниками по основным аспектам взаимодействиям

VII. Диссипативная структура

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устойчивость мультигруппы к внешнему воздействию

Пропорциональное распределение

ресурсов между участниками _мультигруппы_

VIII. Результат интеграции

Понесенные затраты меньше полученных выгод

Удовлетворение ожиданий основных заинтересованных _сторон_

Предложенный механизм позволяет разработать алгоритм принятия решения о целесообразности участия в мультигруппе (рисунок 2). Выгоды, возникающие в результате функционирования мультигруппы: интеграция ресурсного потенциала участников, повышение мобильности ресурсов; консолидация капиталов и организационно-управленческих возможностей; способность лоббировать интересы бизнеса в органах государственной власти; повышение конкурентоспособности экономики страны и ее регионов; развитие горизонтальных, вертикальных и диагональных связей между участниками; обеспечение эффекта синергии при осуществлении

деятельности участников; активизация инновационной деятельности в регионе, способствующая развитию полезных эффектов на мезоуровне национальной экономики [5] .

Рисунок 2 - Алгоритм принятия решения участниками мультигруппы о вхождении или выходе из мультигруппы Список литературы

1. Мультигруппа как форма взаимодействия экономических субъектов на мезоуровне национальной экономики // Ученые записки Российской академии предпринимательства. Вып. 39, 2014. -. С. 7-17.

2. Открытие стратегии/BZR301 Открытие стратегии: Хрестоматия 3: Учеб. пособие/ Пер. с англ.; Под ред. В.Н. Голубкина - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2011. - С. 145.

3. Moore P., The Business of Risk. Cambridge University Press, Cambridge, 1983.

4. Автонова В.Ю., Бандурин А.В. Разработка методического инструментария для проведения оценки ресурсной готовности монопродуктового региона к созданию инновационного кластера // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2014. №3. URL: http://www.uecs.ru

5. Автонова В.Ю., Астафьева О.В. Формирование методологии принятия решения о выборе стратегии развития монопродуктового региона в рамках

кластерного подхода // Путеводитель предпринимателя. Вып. 22, 2014. - С.6-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.