создавая новое, уникальное знание, которым больше никто не обладает и которое дает возможность создания ключевых продуктов, организация получает ключевую компетентность». При этом «ключевая компетентность лежит на пересечении внутренних условий бизнеса и потребительских предпочтений. Именно получение добавочной потребительной стоимости за счет ключевой компетенции и является основанием для получения устойчивого конкурентного преимущества» [7, с. 280, 282]. Как таковое явление «компетентности» все чаще становится объектом исследовательского внимания, что требует специального дальнейшего изучения данной проблемы. Композиция ключевой компетенции организации представлена на рисунке 6.
Таким образом, важнейшей компетенцией современной корпорации, обеспечивающей расширенное воспроизводство новейших знаний, является компетенция генерации идей и превращения их в полезные знания. Только в этом случае можно всерьез рассчитывать на высокоэффективную реализацию творческого потенциала предприятия. Компетенцию, связанную с генерацией новых идей и формированием новых знаний, часто определяют как способность к «мозговым штурмам», или умение организовывать и проводить брейнсторминги.
Литература:
1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.Энциклопедический словарь. Современная версия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
2. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А.Л. Гапоненко, Т.М. Орлова. - М.: Экс-мо, 2008.
3. Данилин А.Г. Ключи к смыслу жизни. - М.: Исолог, 2010.
4. Джанетто К., Уилер Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями / Пер. с англ. Е.М. Пестеревой. - М.: Добрая книга, 2005.
5. Дороти Леонард, Сьюзен Строс. Как заставить работать коллективный мозг компании // В кн: Управление знаниями / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
6. Дресвянников В.А. Построение системы управления знани-
ями на предприятии. - М.: Кнорус, 2008.
7. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФ-РА-М, 2010.
8. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.
9. Кэтлин Эйзенхардт, Д. Чарльз Галуник. Коэволюционирова-ние: как, наконец, заставить синергию работать / В кн: Организационное обучение / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
10. Коулопоулос Т.М. Управление знаниями / Т.М. Коулопоу-лос, К. Фраппаоло. - М.: Эксмо, 2008.
11. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.
12. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2010.
13. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях / Под ред. Б.З. Мильне-ра. - М.: Дело, 2006.
14. Саттон Р. Охота за идеями: Как оторваться от конкурентов, нарушая все правила / Роберт Саттон; Пер. с англ. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013.
15. Семенов А.В. Инновационные аспекты управления корпоративными знаниями: Монография / А.В. Семенов, Б.В. Салихов, И.С. Салихова; под ред. д.э.н., проф. А.В. Семенова. - Издательс-ко-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.
16. Словарь философских терминов / Научная редакция В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2007.
17. Управление знаниями / Пер с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
18. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004.
19. Хомутский Д.Ю. Управление инновациями в компании. -М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2008.
20. Цаплин В.С. Разумное, но не мыслящее / В.С. Цаплин. -М.: Крафт, 2009. - Часть 4. Формирование полноценного мышления.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЯ О СТРАТЕГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МОНОПРОДУКТОВЫХ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА
Автонова В.Ю., к.э.н., докторант МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича
В статье представлен алгоритм принятия решения о стратегическом развитии монопродуктового региона на основе создания инновационного кластера, разработана процессная модель управления инновациями в производственном комплексе в рамках кластерного подхода, сформулированы направления стратегического развития некоторых монопродуктовых регионов отечественной экономики.
Ключевые слова: стратегическое развитие, монопродуктовый регион, инновационный кластер, алгоритм принятия решения.
METHODICAL RECOMMENDATIONS ABOUT DECISION-MAKING ON STRATEGIC DEVELOPMENT OF MONOGROCERY REGIONS ON THE BASIS OF CREATION OF AN INNOVATIVE CLUSTER
Avtonova V., Ph.D., assistant professor, MGIIT of Y.A. Senkevich
The algorithm of decision-making on strategic development of the monogrocery region is presented in article on the basis of creation of an innovative cluster, the process model of management by innovations in industrial complex within cluster approach is developed, the directions of strategic development of some monogrocery regions of domestic economy are formulated.
Keywords: strategic development, monogrocery region, innovative cluster, algorithm of decision-making.
В современных условиях принятие решения должно осуществляться с учетом совокупности факторов, влияющих на производственный процесс, объемы реализации продукции, и ориентироваться на достижение ключевой цели - обеспечение эффективного функционирования экономики монопродуктового региона. В целом, наличие алгоритма при принятии решения о стратегическом развитии монопродуктового региона повышает вероятность получения намеченных результатов.
Автором предложен алгоритм принятия управленческого решения о выборе стратегии развития монопродуктового региона, основанный на многовариантном подходе (рис. 1). В соответствии
с предложенной в [2] матрицей выбора стратегии развития монопродуктового региона можно выбрать следующие альтернативные варианты:
1) Поддержание существующего курса экономического развития целесообразно осуществлять в случае, если:
- жизненный цикл продукта характеризуется стадией роста или зарождения, что в наибольшей степени относится к продукции VI технологического уклада;
- виду экономической деятельности, превалирующий в регионе в структуре формирования ВРП и занятости населения и в наибольшей степени задействованный при производстве продукта,
Монопродуктовый регион
Определение стадии жизненного цикла выпускаемого продукта
Определение стратегической
позиции ключевого вида экономической деятельности
Анализ целесообразности создания инновационного кластера в регионе
Оценка ресурсообеспечения
Выбор направления стратегического развития региона
Проведение Улучшение
радикальных производства и/или
инновационных продукта
изменении
Поддержание существующего курса
Анализ экономической целесообразности создания
I
Создание инновационного
Алгоритм принятия решения о стратегическом развитии монопродуктового региона на основе создания инновационного кластера
Рис. 1.
присуще активно-развивающееся развитие или перспективное состояние.
2) Осуществление активных действий по созданию инновационного кластера следует проводить при наблюдении высокой потребности в инновационном развитии региона и наличии соответствующих ресурсов для функционирования инновационного кластера. О наличии ключевых ресурсов свидетельствуют следующие основные показатели: число созданных передовых производственных технологий, численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, затраты на научные исследования и разработки, инвестиции в основной капитал организаций, удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, показатели внешняя торговля по субъектам.
3) Проведение улучшающих инновационных изменений по совершенствованию продукта и поддержанию ВЭД в случае недостаточности ресурсных возможностей и низких показателях ожидаемой прибыльности и полезности создания инновационного кластера для развития региона.
Следуя предложенному алгоритму принятия решения о стратегическом развитии монопродуктового региона на основе создания инновационного кластера, автор считает целесообразным определить направления стратегического развития для рассматриваемых монопродуктовых регионов: Липецкая область, Ханты-Мансийский автономный округ, Кемеровская область.
1. Характеризую продукцию, выпускаемую в анализируемых субъектах, а также в большинстве других монопродуктовых регионов России, следует отметить, что она является низкотехнологичной и ресурсозависимой (табл. 1).
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, характерная для Ханты-Мансийского автономного округа и Кемеровской области, находится в зрелом состоянии, производство прочих
неметаллических минеральных продуктов, присущее Липецкой области, - в депрессивном состоянии. Следовательно, в соответствии с матрицей целесообразности создания инновационного кластера в монопродуктовом регионе (рис. 2) данные субъекты нуждаются в создании инновационного кластера для эффективного развития экономики региона.
2. Результаты анализа ресурсообеспеченности монопродуктовых регионов, проведенного в работе [3], показывают, что исходя из подсчитанного интегрального показателя ресурсного обеспечения, для Ханты-Мансийского автономного округа и Липецкой области характерен средний уровень, для Кемеровской области - низкий уровень. Вследствие чего можно сделать вывод, что, несмотря на наблюдаемую необходимость создания инновационного кластера в Кемеровской области, регион не готов к проведению радикальных инновационных изменений. Поэтому руководству региона и администрации крупных корпораций, представленных в данном субъекте, следует сосредоточиться на создании и развитии ресурсной базы, формирование которой позволит в будущем активизировать инновационную деятельность.
3. Липецкая область и Ханты-Мансийский автономный округ в целом обладают ресурсами для проведения инновационных изменений в экономике региона. Однако показатель ожидаемой полезности от создания инновационного кластера несколько различается. В Липецкой области ожидаемая полезность от проведения радикальных инновационных изменений является средней, что позволяет судить о некоторой значимости и целесообразности проведения отдельных инновационных изменений, улучшающих производственный процесс и выпускаемый продукт.
4. На основе значения интегрального показателя полезности создания инновационного кластера можно сделать вывод, что создание инновационного кластера является целесообразным в Ханты-Мансийском автономном округе для активного развития инно-
ТРАШРОРТ БШТКЕББ Ш РШЗГА | №1 2014 | 211
Таблица 1. Показатели экспорта основных товарных групп регионов (%)
Регионы ТЭК минера лы метал лы химическая продукция машиностр оительная продукция продоволь ственные товары и сырье древесина прочие товары
Липецкая область 0,3 92,7 0,3 2,3 2 2,4
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 99,7 0,3
Кемеровская область 69,5 23,2 6,8 0,2 0,3
Рис. 2. Обоснование целесообразности создания инновационного кластера в монопродуктовом регионе
Рис. 3. Процессная модель управления инновациями в производственном комплексе в рамках кластерного подхода
вационной деятельности с целью создания с целью существенного обновления производственной базы, технологий и обеспечения переработки углеводородного сырья. На рисунке 3 автором представлена процессная модель управления инновациями в рамках кластерного подхода.
Анализ хозяйственной структуры, проведенный в статье [1], позволил выделить следующие крупные корпорации, оказывающие влияние на экономику региона: ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Лукойл-Западная Сибирь», ООО «Газпром трансгаз Югорск», ОАО «Самотлорнефтегаз», ООО «РН-Юганскнефтегаз». Следовательно, можно прогнозировать преобладание ассоциативного подхода к формированию инновационного кластера в регионе.
Таким образом, разработанный алгоритм принятия решения о выборе стратегии развития монопродуктового региона с помощью кластерного подхода является завершающим научным результатом, синтезирующим комплекс знаний о региональных экономических системах, особенностях создания и развития инновационного кластера и современных условиях функционирования монопродуктовых регионов, влияющих на эффективность реализации кластерного подхода.
3. Автонова В.Ю., Бандурин А.В. Разработка методического инструментария для проведения оценки ресурсной готовности монопродуктового региона к созданию инновационного кластера / / Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2014. №3. URL: http://www.uecs.ru
4. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Рос-стат. - М., 2012. - 786 с.
Литература:
1. Автонова В.Ю., Камчатова Е.Ю. Развитие методологии управления инновационными кластерами в монопродуктовых регионах // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. - Томск, 2013. - С. 31-36.
2. Автонова В.Ю. Качественный анализ необходимости инновационного развития региональной экономики // Инвестиции и инновации, 2014. №3