Научная статья на тему 'Особенности создания мультигруппы предпринимательских структур и государственных органов для реализации проекта по строительству подвесной транспортной системы H-Bahn Technik GmbH'

Особенности создания мультигруппы предпринимательских структур и государственных органов для реализации проекта по строительству подвесной транспортной системы H-Bahn Technik GmbH Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИГРУППА / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / КАРТА ПОЛЕЗНОСТИ / АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИГРУППЫ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / MULTIGROUP / DEVELOPMENT OF THE REGION / A MAP UTILITY ALGORITHM FOR CREATING MULTIGROUP / TRANSPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анюров Ф. Ф.

В статье рассмотрены особенности создания мультигруппы в рамках реализации регионального проекта по развитию транспортной системы, способствующей экономическому развитию региона. В работе представлены результаты оценки значимости потенциальных участников мультигруппы и сформирован алгоритм создания мультигруппы государственных органов и предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MULTIGROUP BUSINESS ORGANIZATIONS AND GOVERNMENT AGENCIES CREATION TO IMPLEMENT THE PROJECT FOR THE CONSTRUCTION OF SUSPENDED TRANSPORT SYSTEM H-BAHN TECHNIK GMBH

The article describes the features of a multigroup in the framework of a regional project on the development of the transport system, contributes to the economic development of the region. The paper presents the results of assessing the significance of potential participants and multigroup formed multigroup algorithm for creating public authorities and business organizations.

Текст научной работы на тему «Особенности создания мультигруппы предпринимательских структур и государственных органов для реализации проекта по строительству подвесной транспортной системы H-Bahn Technik GmbH»

УДК 332

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИГРУППЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ПОДВЕСНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ H-BAHN

TECHNIK GMBH

Анюров Ф.Ф.,к.э.н., доцент, заместитель начальника кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка

Академии управления МВД России

В статье рассмотрены особенности создания мультигруппы в рамках реализации регионального проекта по развитию транспортной системы, способствующей экономическому развитию региона. В работе представлены результаты оценки значимости потенциальных участников мультигруппы и сформирован алгоритм создания мультигруппы государственных органов и предпринимательских структур.

Ключевые слова: мультигруппа, развитие региона, карта полезности, алгоритм создания мультигруппы, транспортная система.

FEATURES OF THE MULTIGROUP BUSINESS ORGANIZATIONS AND GOVERNMENT AGENCIES CREATION TO IMPLEMENT THE PROJECT FOR THE CONSTRUCTION OF SUSPENDED TRANSPORT SYSTEM H-BAHN TECHNIK

GMBH

Anyurov F., Ph.D., associate professor, Deputy Head of the Management Services activities to ensure public order chair, Academy of the Interior

Ministry of Russia

The article describes the features of a multigroup in the framework of a regional project on the development of the transport system, contributes to the economic development of the region. The paper presents the results of assessing the significance of potential participants and multigroup formed multigroup algorithm for creating public authorities and business organizations.

Keywords: multigroup, development of the region, a map utility algorithm for creating multigroup, transport system.

Под мультигруппой понимается гибкое не подкрепленное юридическим обязательством объединение двух или нескольких независимых субъектов, обладающих взаимодополняющими ключевыми компетенциями и взаимодействующих на взаимовыгодных условиях для достижения общей цели, которую невозможно выполнить по отдельности. Более подробно особенности развития предложенного институционального образования описаны в предыдущих работах автора [1]. В рамках данной статьи перед автором стоит задача рассмотреть особенности развития мультигруппы на примере региона. В качестве такого примера является реализация проекта транспортной технологии H-Bahn для создания автоматизированных надземных городских и пригородных транспортных систем на территории России, объединяющего представителей бизнеса, в том числе иностранного, и муниципального образования, на территории которого планируется реализация проекта.

Тверь является одним из ключевых субъектов коридора «Москва

- Санкт-Петербург», что считается существенной предпосылкой для того, чтобы стать в будущем важнейшим регионом в составе экономических центров Европы на северо-западе России.

В параграфе 1.2. отмечалось, что на общественное развитие территории оказывает влияние функционирование основных институциональных макроподсистем. Можно систематизировать основные интересы ключевых макроподсистем г.Твери (рисунок 1).

Из официального заключения компании COLLIERS INTERNATIONAL UK, подготовленного в марте 2011 г. для МУП «ГОРПРОЕКТ» и Администрации г. Твери «Стратегия комплексного развития г. Твери» следует, что основными сильными сторонами города являются: удобное географическое расположение с точки зрения транспортной доступности; наличие специалистов; развитие нескольких направлений в индустриальной экономике; наличие малоиспользуемых территорий с низкой плотностью застройки, которые могут быть использованы под новые объекты.

Муниципальные органы власти: переход от односторонне-ориентированного хозяйствования к инновационной экономике;

привлечение иностранных и российских инвестиций; повышение качества жизни населения: развитие городской инфраструктуры; удержание высококвалифицированных сотрудников в регионе в условиях влияния миграционных потоков в Москву

Социум: рост заработной платы; повышение качества жизни населения: развитие целостной структуры городского транспорта; развитие городской инфраструктуры; развитие жилищного строительства; повышение качества услуг здравоохранения и образования;

проведение переподготовки бывших работников тяжелой промышленности;

развитие центров обслуживания и зон отдыха_

Развитие деловой активности и экономики региона

Бизнес-структуры:

- обновление производственных мощностей;

- повышение продуктивности;

- привлечение талантливых специалистов;

- развитие городской инфраструктуры;

рост государственных инвестиций

Экономика (некоммерческие и общественные организации):

- забота об окружающей среде;

- сбалансированное развитие региона;

- формирование независимой самодостаточной экономики;

- формирование комфортной для проживания среды;

обеспечение субъектов необходимыми благами продуктами

Рис. 1. Интересы макроподсистем общественного развития

Потенциальные участники

Муниципальные органы власти

Инвестор CK «Мортон»

Н-В Техник Рус

Немецкий проектировщик H-Bahn Technik

Владелец ноу-хау Н-ВаИп 21

Вагон-Дессау

МТС-Стрела

Сименс

Рис. 2. Формирование мультигруппы в регионе

К слабым сторонам развития города можно отнести низкую производительность, недостаточный объем частных инвестиций, возрастающую потребность в осуществлении капиталовложений в инфраструктуру города (электричество, транспорт).

Таким образом, наличие обширных участков малоиспользуемой земли военного назначения с одной стороны является несомненным преимуществом для экономического развития города, обозначившего в ряду основных задач превращение Твери в деловой и логистический центр, с другой стороны отсутствие необходимой инфраструктуры, в том числе транспортной, выступает сдерживающим фактором экономического развития города, что подтверждается низкими показателями частных инвестиций в регионе. На основе несовпадения некоторых направлений развития основных экономических субъектов наблюдается конфликт интересов между представителями бизнес-структур и муниципальными органами власти (рисунок 2).

В соответствии с классификацией, предложенной автором в предыдущих работах [2], конфликт интересов относится к третьему уровню межгрупповому, то есть происходит консолидация региональной и муниципальной власти, с одной стороны, и субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, с другой стороны. Для того чтобы оценить формат взаимодействия предпринимательских структур с органами власти, следует воспользоваться многокомпонентной оценкой, чтобы определить условия взаимодействия.

1. Экономическое состояние можно отнести к умеренному реципиенту. В отраслевой структуре промышленности существенно преобладает машиностроение и металлообработка (рисунок 3). В целях ухода от монозависимости и эффективного развития региона целесообразно развивать новые направления в бизнесе.

При сравнении города Твери с другими городами можно отметить, что эффективность производства находится на среднем уровне (рисунок 4).

2. Условия для ведения бизнеса в соответствии с отчетом Всемирного банка «Ведение бизнеса в России - 2009 г.» являются благоприятными (таблица 1).

Анализ свидетельствует о том, что Тверь обладает существенными преимуществами при ведении бизнеса. Непосредственная близость города от обеих столиц способствует мобильности субъектов и развитию коммуникаций с ведущими деловыми центрами. Помимо этого Тверь относится к основной культурной, деловой и политической зоне России.

В целом, Тверь была отнесена на 2-е место после Казани, Санкт-Петербург получил восьмое место, а Москва - десятое. По показателю уровня удобств для ведения бизнеса Тверь превзошла Москву по всем критериям и уступила Санкт-Петербургу в вопросе осуществления международной торговли. Следует отметить, что анализ не включил все города, конкурирующие с Тверью и окружающие Московскую область.

3. Характер проблемы - в соответствии с классификацией, представленной на рисунке можно отнести к перспективным проблемам, так как транспортная система города затрагивает большинство населения и является масштабной, а ее решение предполагает использование планового подхода.

При оценке перечисленных показателей группой экспертов в составе 9 человек, состоящей из представителей органов власти и бизнес-структур региона, были выставлены достаточно высокие баллы, что подтвердило приемлемость мягкого формата взаимодействия бизнеса и государства, основанного на сотрудничестве:

Рис. 3. Доля отраслей в структуре промышленности1

1 Данные Сгатсбошика

Калуга Рязань

Рис. 5. Число сотрудников

Таблица 1. Рейтинг городов по успешности ведения бизнеса

Город Место в Тверь Москва Санкт-Петербург

Создание бизнеса 3 8 9

Получение разрешение на строительство 7 8 10

Регистрация собственности 1 7 6

Осуществление торговых операций с другими странами. 5 10 1

ОБЩАЯ ОЦЕНКА 2-е место 10-е место 8-е место

mi _ V82 +72 +7,62 _ 13,07 С« л/lO2 +102 +102 17,32

® 0,755 = 75,5%

Высокий показатель, полученный в результате оценки экономических условий для развития взаимодействия представителей бизнеса и органов власти, свидетельствует о благоприятных возможностях развития сотрудничества в регионе.

Строительство подвесной транспортной системы предполагает четыре основные стадии развития транспортных проектов. На основе опроса группа экспертов представлены результаты оценки значимости потенциальных участников мультигруппы на разных стадиях реализации проекта (таблица 2).

Из таблицы следует, что наибольший показатель совокупной значимости для реализации всего проекта «H-Bahn-Тверь», по мнению экспертов, относится к городским властям, компаниям H-Bahn Technik и МТС-Стрела, то есть они являются ключевыми участниками мультигруппы.

Развитие подвесной транспортной системы имеет стратегическое и экономическое значение для региона, что отражает рисунок 6. Данные показатели взаимосвязаны, так как достижение стратегической полезности приводит к прямым экономическим результатам, которые можно выразить конкретными показателями, и положительным образом сказывается на экономике региона. Таким образом, развитие транспортной системы выступает в качестве импульса для последующего развития всей экономики территории, что подтверждает целесообразность создания мультигруппы.

Lh>

2 О CO

с

сл

2 и

сл сл

§

сл сл

нн

>

£

Ы О

Таблица 2. Значимость потенциальных участников мультигруппы «H-Bahn-Тверь»

Стадии/ Стадия 1. Стадия 2. Стадия 3. Стадия 4. X

работы Предпроектная подготовка Проектирование Строительство Эксплуатация

предварител предварит разрабо проектиров проектиров поддерж строитель управлен управлени подготовк разработка управлени

ьная ельное тка ание ание ка ство ие е а технологич е

проработка проектир ТЭО путевой системы эксперт путевой поставкам процессам обслужива еских эксплуата

технологиче ование структуры управления ных структуры и и ющего эксплуатац циеи

ских и контроля процесс подвижно испытани персонала ионных транспорт

Участники решении ов го состава и оборудова ния и и сертифика ции карт НОИ системы

Муниципа 8 7 6 2 2 5 3 2 5 1 1 2 43

льные

органы

власти

Инвестор CK 1 2 1 4 3 2 6 3 3 25

«Мортон»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н-в 3 2 3 3 3 3 2 3 3 2 2 2 31

Техник

Рус

Немецкий 3 2 4 7 5 2 2 4 4 3 3 39

проектиро

вщик

H-Bahn

Technik

Владелец 2 1 1 1 1 1 2 9

ноу-хау H-Bahn 21

Вагон- 4 2 6

Дессау

МТС- 3 3 4 4 5 6 4 4 3 4 4 6 50

Стрела

Сименс 3 1 4

Я

£ СО

и

к

К и

Стратегическая полезность Рост экономической устойчивости

Решение проблемы региона — развитие транспортной ин фраструктуры.

- Развитие коммуникаций между отдельными частями города.

- Быстрое передвижение населения.

- Экономия топлива и энергии (энергоэффективность проекта).

Социальное развитие региона.

- Повышение занятости населения.

- Рост заработной платы.

- Создания комфортных условий для проживания населения.

- Социальная ответственность, проявляющаяся в заботе об окружающей среде и достижении меньших атмосферу.

Обеспечение перспективных направлений развития региона.

- Создание новых экономических структур в районе развития транспортной инфраструктуры (торговые площади, спортивные комплексы), отчисляющих налоги в бюджет.

Привлечение инвестиций, способствующих росту налоговых отчислений в бюджет.

Формирование имиджа благополучного региона страны, использующего передовые технологии.

Чел.

Тыс, руб.

Тыс. тонн

Млн. руб.

Млн. руб.

Рис. 6. Карта полезности мультигрупы «H-Bahn-Тверь» для региональной экономики

Рис. 7. Алгоритм создания мультигруппы государственных органов и предпринимательских структур

Обобщая развитые в работе положения, автор представил комплексную модель принятия решения о создании мультигруппы в регионе для решения проблемы в рамках совместного взаимодействия участников бизнеса и органов власти представлена на рисунке 7.

Литература:

1. Анюров Ф.Ф., Астафьева О.В. Мультигруппа как форма взаи-

модействия экономических субъектов на мезоуровне национальной экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2014. №6. URL: http://www.uecs.ru.

2. Анюров Ф.Ф. Мультигруппа как форма взаимодействия экономических субъектов на мезоуровне национальной экономики // Ученые записки Российской академии предпринимательства. Вып 39 9014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.