Научная статья на тему 'Исследование экономических условий и особенностей развития мультигруппы предпринимательских структур и органов власти'

Исследование экономических условий и особенностей развития мультигруппы предпринимательских структур и органов власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИГРУППА / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ОРГАНОВ ВЛАСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MULTI-GROUP / DEVELOPMENT OF A REGION / INTERACTION OF BUSINESS AND AUTHORITIES / ECONOMIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бандурин Александр Владимирович, Анюров Федор Федорович

В статье исследованы особенности развития мультигруппового взаимодействия государственных органов и предпринимательских структур, утверждается, что присутствие конфликта интересов способствует созданию мультигруппы, объединяющей представителей бизнеса и власти. Одним из базовых условий формирования мультигруппы признано наличие заинтересованности участников в достижении целей, стоящих перед группой. Авторами выделены необходимые и достаточные экономические условия развития этапов мультигруппы, представлен комплексный алгоритм создания мультигруппы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бандурин Александр Владимирович, Анюров Федор Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF ECONOMIC CONDITIONS AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF MULTI-GROUP COLLABORATION BETWEEN BUSINESS STRUCTURES AND PUBLIC AUTHORITIES

The article deals with the peculiarities of development of interaction between the public authorities and business enterprises in a form of multi-group. The authors argue that the conflict of objectives helps to create a multi-group that unites business and government representatives. One of the basic conditions for the formation of a multi-group is the presence of parties’ commitment to achieve the goals in view. The paper considers essential and sufficient economic conditions for development of multi-group stages and presents a complex algorithm of multi-group formation.

Текст научной работы на тему «Исследование экономических условий и особенностей развития мультигруппы предпринимательских структур и органов власти»

УДК 334

Бандурин Александр Владимирович

доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе Московского государственного института индустрии туризма им. Ю.А. Сенкевича

Анюров Федор Федорович

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка Академии управления МВД России

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МУЛЬТИГРУППЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР И ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Bandurin Alexander Vladimirovich

D.Phil. in Economics, Professor, Vice Principal for Academic Affairs, Moscow State Institute for Tourism Industry

Anyurov Fyodor Fyodorovich

PhD in Law, Assistant Professor, Deputy Head of the Subdepartment for Management of Services Supporting Public Order, Academy of Management under the Ministry of Internal Affairs of Russia

RESEARCH OF ECONOMIC CONDITIONS AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF MULTI-GROUP COLLABORATION BETWEEN BUSINESS STRUCTURES AND PUBLIC AUTHORITIES

Аннотация:

В статье исследованы особенности развития мультигруппового взаимодействия государственных органов и предпринимательских структур, утверждается, что присутствие конфликта интересов способствует созданию мультигруппы, объединяющей представителей бизнеса и власти. Одним из базовых условий формирования мультигруппы признано наличие заинтересованности участников в достижении целей, стоящих перед группой. Авторами выделены необходимые и достаточные экономические условия развития этапов мультигруппы, представлен комплексный алгоритм создания мультигруппы.

Ключевые слова:

мультигруппа, развитие региона, взаимодействие бизнеса и органов власти, экономические условия.

Summary:

The article deals with the peculiarities of development of interaction between the public authorities and business enterprises in a form of multi-group. The authors argue that the conflict of objectives helps to create a multi-group that unites business and government representatives. One of the basic conditions for the formation of a multi-group is the presence of parties' commitment to achieve the goals in view. The paper considers essential and sufficient economic conditions for development of multi-group stages and presents a complex algorithm of multi-group formation.

Keywords:

multi-group, development of a region, interaction of business and authorities, economic conditions.

Успешному региональному экономическому развитию способствует конструктивное взаимодействие государственных органов и предпринимательского сектора, обеспечивающее рост конкурентоспособности региона за счет инновационного развития и выстраивания долгосрочных взаимовыгодных отношений. Исходя из этого, можно заключить, что мультигруппа выступает одной из институциональных форм взаимодействия бизнеса и власти в рамках создания региональных экономических систем. Более подробно принципы функционирования мультигруппы представлены в работе «Мультигруппа как форма взаимодействия экономических субъектов на мезоуровне национальной экономики» [1]. Основные этапы взаимодействия представителей бизнеса и государства в рамках создания мультигруппы представлены на рисунке 1 и охарактеризованы в таблице 1.

Равновесное состояние. Социально-экономическое развитие региона можно представить в виде последовательности пяти базовых факторов, каждый из которых является основой для развития последующего фактора.

Состояние неравновесия возникает вследствие необходимости решения проблемы, с которой невозможно справиться в одиночку, или превалирования интересов субъектов одной из сторон над интересами другой.

Консолидация субъектов в группы. Для эффективного отстаивания интересов группы необходима консолидация участников внутри данной группы. Консолидация в государственном секторе происходит в рамках иерархического подхода на основе развития вертикальных связей, внутри бизнес-среды - в рамках сетевого подхода на основе развития преимущественно горизонтальных связей.

со

Влияние на смежные субъекты, отрасль, регион

Равновесное состояние региональной системы

Оценка с помощью ССП и осуществление корректирующих воздействий

Результат интеграции

Субъект

Субъект

Состояние неравновесия:

необходимость решения проблемы, ^невозможно справиться в одиночку;

критические характеристики субъектов, интересов субъектов одной из сторон другой.

которой

притеснение

Внутренние системные свойства, способствующие интеграции субъектов:

- открытость для внешних воздействий, способность воспринимать и распознавать внешние сигналы и реагировать на них;

- внутренняя структурная подвижность, способность к внутренним изменениям;

- обучаемость субъекта.

Выявление ключевых компетенций и формирование

ресурсной базы участниками групп: капитал, знания, технологии, сырье, человеческие ресурсы, предпринимательские способности. Объединение ресурсов ключевых компетенций сторон - комплементарность

Оценка риска

Рисунок 1 - Ключевые этапы создания мультигруппы

Таблица 1 - Необходимые и достаточные экономические условия развития мультигруппы

Этапы развития Необходимые условия Достаточные условия

I. Равновесное состояние Полное удовлетворение потребностей субъектов Баланс между ресурсным потенциалом и целями субъектов

II. Состояние неравновесия Возможность участия в крупных инвестиционных / инновационных проектах. Наличие проблемы Несоблюдение законодательства, регламентов, высокие штрафы, налагаемые на бизнес-структуры, высокая коррупция в регионе, низкие темпы развития МСБ и низкий уровень налоговых отчислений юридических лиц

III. Консолидация субъектов в группы Централизация органов власти. Наличие коммуникаций между предпринимательскими структурами Заинтересованность участников в объединении в группы для достижения целей

IV. Межгрупповой конфликт Наличие в группах лидера для формулирования и отстаивания интересов группы Наличие стратегического разрыва в развитии субъектов

V. Создание новой интегрированной структуры Оцениваемая участниками выгода от взаимодействия превышает предполагаемый риск сотрудничества Стратегическая гибкость участников

VI. Управленческое воздействие на формирование мультигруппы Конструктивный диалог между участниками Достижение договоренностей между участниками по основным аспектам взаимодействиям

VII. Диссипативная структура Устойчивость мультигруппы к внешнему воздействию Пропорциональное распределение ресурсов между участниками мультигруппы

VIII. Результат интеграции Понесенные затраты меньше полученных выгод Удовлетворение ожиданий основных заинтересованных сторон

Многочисленные разрозненные субъекты, как правило, не имеют достаточных ресурсов для организации коллективных действий и защиты своих интересов. Объединение их в сеть и концентрация совместных усилий и ресурсов влияния в рамках соглашения позволяют отстаивать интересы группы и регулировать ситуацию.

Точка бифуркации (от лат. ЬИигкиэ - раздвоенный) - область, в которой система вступает на новый путь развития, то есть происходит скачкообразная перестройка в результате постепенного изменения параметров. Вокруг точки бифуркации система характеризуется флуктуацией, перед системой стоят два пути развития: влияние внешней среды может подтолкнуть систему выйти на новую траекторию развития или сыграть дестимулирующую функцию и вернуть систему в исходное состояние [2]. Усугубление ситуации, при которой стороны заинтересованы в достижении своей цели, приводит к возникновению межгруппового конфликта интересов, который подталкивает участников к поиску путей его решения в рамках мультигруппы, требующей учета интересов сторон. Присутствие конфликта интересов способствует созданию мультигруппы, объединяющей представителей бизнеса и власти. Под процессом создания мультигруппы понимается процесс формирования сложной и эффективной системы путем создания единой структуры на основе реформирования взаимосвязей и способов взаимодействия субъектов для создания новой устойчивой институциональной среды, повышающей общественное благосостояние. Отсутствие явной заинтересованности участников в достижении целей, стоящих перед группой, возвращает участников и всю региональную экономическую систему к исходному состоянию.

Создание новой интегрированной структуры. Формирование интегрированных структур, способствующих созданию положительного эффекта для общественного развития и приводящих систему в равновесное состояние, представляется возможным при наличии дополнительных ресурсов: капитала, знаний, новых технологий, видов сырья, квалифицированного персонала, творческого труда, предпринимательских способностей. Приток ресурсов способствует самоорганизации системы, недостаток - снижает энергетический потенциал и эффективность функционирования. Успех совместного взаимодействия сторон в рамках мультигруппы в значительной степени зависит от выявления и использования ключевых компетенций субъектов, вступающих во взаимодействие с другими субъектами, предоставляющими необходимые недостающие компетенции, в результате чего происходит взаимное обогащение субъектов и возникает

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 17)

эффект комплементарности. Следовательно, создание дополнительной ценности в рамках совместного взаимодействия субъектов является результатом синергии комбинации ресурсов, а также ключевых компетенций участников.

Управленческое воздействие. Цель интеграции региональных субъектов заключается в формировании стабильности развития региональной системы и создании условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов территории, обеспечения социально-экономического роста, безопасности и устойчивости территории путем объединения ключевых компетенций и формирования конкурентного преимущества субъектов, которые не могут добиться поставленных целей самостоятельно. Для достижения цели необходимо использование методов, инструментов, форм. Анализ и мониторинг интеграции предполагает проведение оценки внешнеэкономической деятельности, экспортного потенциала отрасли, внутреннего состояния предприятий региона, динамики производства продукции, показателей превалирующих отраслей.

Диссипативная структура. В рамках создаваемой мультигруппы разрешается конфликт интересов между бизнесом и государством, устанавливается гармония во взаимодействии участников, функционирующих в неустойчивой внешней среде. Под гармонией понимается состояние, при котором все участники могут удовлетворить свои потребности. При этом если мультигруппа оказывается устойчивой по отношению к воздействиям внешней среды, такую систему можно охарактеризовать как диссипативную. В диссипативной структуре происходит прирост добавленной стоимости благодаря вливанию внешней среды в виде поступающих инвестиций, человеческого потенциала, которые распределяются между всеми участниками мультигруппы (рисунок 2).

Мультигруппа как открытая система

Распределение поступающей внешни энергии между всеми участниками мультигруппы

Рисунок 2 - Мультигруппа как диссипативная структура

Результат интеграции. Цели, задачи, ключевые показатели процесса интеграции целесообразно разрабатывать с помощью сбалансированной системы показателей (ССП), что является также удобным инструментом при проведении оценки результатов интеграции.

Организация сетевого взаимодействия рыночных субъектов с органами власти позволяет реализовывать крупные инвестиционные проекты в регионе и играет значимую роль при переходе к инновационному пути развития экономики: происходит интеграция ресурсного потенциала участников, повышение мобильности ресурсов, консолидация капиталов и организационно-управленческих возможностей; появляется возможность лоббировать интересы бизнеса в органах государственной власти; возникает эффект синергии при осуществлении деятельности участников; активизируется инновационная деятельность в регионе, способствующая развитию полезных эффектов на мезоуровне национальной экономики.

В рамках обобщения положений статьи можно представить комплексную модель принятия решения о создании мультигруппы в регионе для совместного взаимодействия участников бизнеса и органов власти (рисунок 3).

Рисунок 3 - Алгоритм создания мультигруппы государственных органов и предпринимательских структур

Ссылки:

Анюров Ф.Ф., Астафьева О.В. Мультигруппа как форма взаимодействия экономических субъектов на мезоуровне национальной экономики [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами : электрон. науч. журн. 2014. № 6 (66). URL http://uecs.ru/uecs66-662014/item/2947-2014-06-17-06-28-47 (дата обращения: 17.10.2014). Никонова А. Самоорганизация в стратегическом управлении сложными системами // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 9-10. С. 92-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.