Научная статья на тему 'Координационный центр кластерного развития как основа функционирования инновационной системы в условиях интеграции'

Координационный центр кластерного развития как основа функционирования инновационной системы в условиях интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЗОУРОВЕНЬ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломатина Н. А., Славнецкова Л. В.

Масштаб и сложность управления национальными инновационными системами смещают интерес к региональным системам, а интеграционные процессы выводят экономику регионов за государственные границы на международный уровень, в связи с этим актуально изучение процессов развития инновационной системы в условиях интеграции на основе кластерного подхода. Теоретический анализ. Проанализирован опыт формирования центров кластерного развития инновационных систем, предложена интерпретация инновационной системы в условиях интеграции. Указывается, что целью создания координационного центра кластерного развития должно являться объединение усилий муниципальных органов управления, предприятий научно-технической и образовательной сфер, предпринимательского сектора в интересах более быстрого применения достижений науки и технологий для реализации стратегических направлений становления определенной территории и выхода экономики на путь инновационного подъема. Эмпирический анализ. Реализация региональной кластерной политики возможна при создании организации развития территориальных кластеров в виде координационного центра кластерного развития инновационной деятельности, функции которого проанализированы в статье. Выводы. Для инновационного совершенствования стран-участниц интеграционных объединений необходимо формировать инновационную систему, способную обеспечить условия, способствующие созданию прогрессивного технологического уклада и инновационной среды. Определены основные направления кластерного развития в условиях интеграции и кластерная инфраструктура. В качестве основы функционирования инновационной системы в условиях интеграции предложен координационный центр кластерного развития инновационной деятельности, определены его функции, задачи, организационная структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Координационный центр кластерного развития как основа функционирования инновационной системы в условиях интеграции»

УДК 330.341

КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ

Н. А. Соломатина

аспирант кафедры «Коммерция и инжиниринг бизнес-процессов», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]

Л. В. Славнецкова

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой «Коммерция и инжиниринг бизнес-процессов», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]

Введение. Масштаб и сложность управления национальными инновационными системами смещают интерес к региональным системам, а интеграционные процессы выводят экономику регионов за государственные границы на международный уровень, в связи с этим актуально изучение процессов развития инновационной системы в условиях интеграции на основе кластерного подхода. Теоретический анализ. Проанализирован опыт формирования центров кластерного развития инновационных систем, предложена интерпретация инновационной системы в условиях интеграции. Указывается, что целью создания координационного центра кластерного развития должно являться объединение усилий муниципальных органов управления, предприятий научно-технической и образовательной сфер, предпринимательского сектора в интересах более быстрого применения достижений науки и технологий для реализации стратегических направлений становления определенной территории и выхода экономики на путь инновационного подъема. Эмпирический анализ. Реализация региональной кластерной политики возможна при создании организации развития территориальных кластеров в виде координационного центра кластерного развития инновационной деятельности, функции которого проанализированы в статье. Выводы. Для инновационного совершенствования стран-участниц интеграционных объединений необходимо формировать инновационную систему, способную обеспечить условия, способствующие созданию прогрессивного технологического уклада и инновационной среды. Определены основные направления кластерного развития в условиях интеграции и кластерная инфраструктура. В качестве основы функционирования инновационной системы в условиях интеграции предложен координационный центр кластерного развития инновационной деятельности, определены его функции, задачи, организационная структура. Ключевые слова: инновационная система, интеграция, ме-зоуровень, кластерный подход, координационный центр кластерного развития.

001: 10.18500/1994-2540-2017-17-1-61-68 Введение

В современной экономике важнейшим условием успешного и устойчивого развития территорий является способность адаптации к международной конкуренции, создания меха-

низмов, стимулирующих поиск перспективных внешних рынков и развитие внутренних факторов повышения эффективности производства. Достойное место в мировом сообществе могут занять лишь страны, идущие по пути инновационного развития, обеспечившие структурную перестройку и модернизацию экономики и на этой основе - рост конкурентоспособности продукции, работ и услуг. Специфика современного этапа глобализации экономики проявляется в ускорении интеграционных процессов. Для Российской Федерации это дает возможность расширить экономическое пространство за счет евразийской интеграции.

Весомой и определяющей предпосылкой к интеграции является историческая общность бывших союзных республик. Они обладают веками сложившимися кооперационными связями, их экономики дополняют друг друга и фактически объединены большим количеством единых воспроизводственных контуров. Важность сохранения единого экономического пространства привела к созданию Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Данный союз заключили руководители трех государств - России, Белоруссии и Казахстана. Дальнейшие интеграционные процессы привели к тому, что на базе ЕврАзЭСс 1 января 2015 г. был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который уже вошли России, республики Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан. И это не что иное, как осознанный выбор в пользу глобализации - создание мощного союза, способствующего экономическому развитию данных стран.

Сегодня, когда государства ЕАЭС стремятся перейти на инновационный путь развития, вырваться из положения доноров сырьевых ресурсов и вернуться в состав стран с высокотехнологическими производствами, необходимо искать новые пути и формы развития. Как по-

казывает мировой опыт, этому способствует создание инновационных систем различного уровня. Ускорение интеграционных тенденций приводит к формированию и развитию международных инновационных систем, которые становятся новым институциональным форматом поддержки международного сотрудничества в инновационной деятельности и способны коренным образом изменить модель инновационного развития национальных экономик.

Концепция инновационных систем начала развиваться в 80-х гг. прошлого столетия. Наиболее актуальным было понятие национальных инновационных систем, т.е. рассматривались системы на макроэкономическом уровне, как основы инновационных процессов. Постепенно акцент начал смещаться на мезоуровень, и большее внимание стало уделяться региональным инновационным системам. Н. Омайе, Р. Кук, С. Скотт отмечают, что «традиционные национальные границы инновационных систем исчезают, национальные государства теряют влияние на транснациональные институты и организации, с одной стороны, и на региональных участников, с другой» [1, с. 43]. Таким образом, масштаб, сложность управления национальными инновационными системами смещают интерес к региональным системам, а интеграционные процессы выводят экономику регионов за государственные границы на международный уровень.

Немногочисленность работ по исследованию международных систем [2-4] подтверждает, что оно является новым направлением в экономической науке. Но усиливающиеся процессы интеграции показывают, что возрастает внимание к формированию, функционированию и развитию международных инновационных систем. По своим структурным и функциональным свойствам международная инновационная система почти соответствует существующей концепции инновационных систем.

В данном исследовании инновационную систему ЕАЭС мы будем рассматривать как международную многоуровневую систему региональной экономической интеграции, имеющую соответствующие географические характеристики, определенные административными границами входящих в нее стран. Инновационная система ЕАЭС формировалась интегративно, объединяя системы более низких уровней. Соответственно, развивая системы низкого уровня, происходит эффективное функционирование и системы высокого порядка. В данном исследовании интерес представляет мезоуровень, под которым мы будет понимать территорию, обладающую общими

целями развития, на которой сконцентрирован наибольший научно-технический, производственный, человеческий и другой потенциал, в наличии все звенья цепочки «исследования - разработки - технологии - производство - рыночная реализация».

Теоретический анализ

Инновационная система на мезоуровне создает благоприятные условия для развития предпринимательства, повышения конкурентоспособности предприятий и территорий, а также создания новых рабочих мест и через процессы генерации, распространения новых знаний и технологий посредством взаимодействия ее участников обеспечивает инновационное развитие регионов [5].

Для развития инновационных систем в условиях интеграции возникает необходимость поиска наиболее эффективных способов функционирования. С 2000-х гг. все больше внимания в развитии регионов обращает на себя кластерный подход, отражающий трансформацию региональной специализации и обеспечивающий устойчивые конкурентные преимущества регионам. Данный интерес выражается в государственных программах регионального инновационного развития зарубежных стран [5].

Кластерный подход в исследованиях российских ученых рассматривается недостаточно. Кластерная структура инновационной системы на мезоуровне создает инновационные предпосылки для конкурентоспособного развития отраслей путем системной интеграции регионального образования, науки и отраслевых производств в конкурентоспособные кластеры.

Кластерный подход является хорошим инструментом для стимулирования развития инновационных систем мезоуровня в условиях интеграции. На первое место выходят кластеры, которые представляют собой целостную систему взаимосвязей различных предприятий и организаций, участвующих в процессе создания добавленной стоимости. Преимущества такого подхода заключаются в региональном аспекте, где формируются кластеры, что позволяет использовать потенциал всех участников в инновационном процессе, имеющих высокий уровень дифференциации социально-экономического развития и большие размеры территорий. Поэтому повышение конкурентоспособности посредством кластерных инициатив становится базовым элементом стратегий развития подавляющего большинства стран.

Проведенный анализ зарубежного опыта [2-5] показал эффективность применения кла-

стерного подхода к формированию и развитию инновационных систем. Высокая степень кластеризации характерна для США, Финляндии, а также стран, входящих в ЕС. По оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% ведущих экономик мира. В ЕС насчитывается свыше двух тысяч кластеров, в которых занято 38% его рабочей силы [6]. Государственная кластерная политика должна основываться на создании условий, способствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики стран-участниц ЕАЭС с помощью внедрения кластерной модели развития, и базироваться на принципах:

- системной интеграции модели кластерного развития в существующий экономический механизм хозяйствования;

- содействия развитию кластерных инициатив, программ и проектов и их государственной поддержке.

Кластерная модель развития представляет собой «концептуальный подход, предполагающий использование кластеров в качестве системообразующих элементов экономики, позволяющих реализовать конкурентные преимущества страны, региона в рамках международного разделения труда, повышая инновационный потенциал» [6, с. 2].

Предпосылки для развития кластеров были заложены в различных законодательных и нормативных актах как на федеральном, так и региональном уровнях. Кроме этого, одним из таких документов также может быть «дорожная карта» кластерного развития. После утверждения «дорожной карты» регионального кластерного развития необходимо введение иной системы «существенных условий» в качестве основных критериев оценки успешности кластерной политики. Эта система должна быть основана на объединенных «дорожной картой» наиболее вероятных сценариях будущего, а в конечном итоге - на общей перспективе желаемого и при этом реально возможного будущего как базы для разработки стратегических проектов и консолидации усилий органов власти, предпринимательского, инновационного и научно-образовательного сообщества территории [6].

Эмпирический анализ

Реализация региональной кластерной политики предусматривает согласование и координацию действий участников приоритетных кластеров, обеспечивая поддержку со стороны органов власти. Такая координация действий

участников возможна при создании организации развития территориальных кластеров (ОРТК). ОРТК является юридическим лицом, созданным или определенным субъектами кластера для достижения общих целей, способствующим реализации кластерных инициатив, программ и проектов и осуществляющим управление и эксплуатацию кластерной инфраструктуры и способствующим развитию инновационной системы в условиях интеграции. В качестве такой организации на мезоуровне, на наш взгляд, может выступать координационный центр кластерного развития инновационной деятельности (КЦКР ИД). В связи с этим можно определить основные направления государственной поддержки кластерному развитию (табл. 1).

Кластерная политика на мезоуровне должна опираться на планомерное развитие кластерной инфраструктуры. В результате проведенного анализа литературы и нормативных актов [1-7], на наш взгляд, можно выделить шесть необходимых элементов кластерной инфраструктуры (рис. 1).

В рамках реализации кластерной политики КЦКР ИД должен обеспечить:

1) планомерное развитие координационной инфраструктуры;

2) внесение значительного вклада в развитие инновационной, экспертно-консалтинговой и кадровой инфраструктур;

3) управление «пилотным» кластерным проектом и на этой основе формирование нормативной базы управляющей компании для последующего тиражирования опыта управления кластерным проектом.

Для организации содействия развитию инфраструктуры КЦКР ИД обеспечивает выполнение определенных функций (табл. 2).

КЦКР ИД как «центр компетенции» в сфере инновационной и кластерной политики должен сосредоточиться на решении наиболее важных задач (табл. 3).

Стратегический мониторинг со стороны КЦКР ИД преобразует само видение его миссии. Этот аналитический центр должен стать не только координатором региональной и межрегиональной кластерной политики, но и катализатором процессов регионального кластерного развития, который на основании глубоких аналитических исследований оказывает «точечное» воздействие в критически значимых точках, определяющих или блокирующих развитие важнейших инновационных процессов, и способствует развитию и эффективному функционированию инновационной системы на мезоэкономическом уровне [6, с. 2-3].

Таблица 1

Основные направления кластерного развития в условиях интеграции на мезоуровне

Основные направления кластерного развития Действия по обеспечению выбранных направлений

Содействие организационному развитию кластеров Создание КЦКР ИД в качестве специализированного органа, нацеленного на координацию государственной поддержки кластерного развития и эффективного функционирования инновационной системы в условиях интеграции Содействие органам управления приоритетных кластеров в разработке и принятии стратегий кластерного развития и программ по их реализации Содействие в установлении эффективного информационного взаимодействия и сотрудничества между участниками кластеров Содействие органам управления приоритетных кластеров в развитии механизмов субконтрактации и аутсорсинга, участие в создании и развитии специализированных организаций технологических и инновационных компетенций Содействие органам управления приоритетных кластеров в реализации проектов по развитию общей инженерной и инновационной инфраструктуры

Формирование благоприятных условий для кадрового развития кластеров Содействие повышению эффективности системы профессионального и непрерывного образования за счет сотрудничества бизнеса с образовательными и научными организациями Мониторинг потребностей участников кластеров в специализированных специалистах и участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов, в том числе в инновационной сфере Совместная с органами управления приоритетных кластеров разработка программ основного и дополнительного профессионального образования и оценка качества образовательных программ, организация стажировок Создание на базе бизнес-инкубаторов а также опорных вузов, специализированных на кадровой поддержке кластерного развития, научно-учебно-производственных, инновационных и иных обучающих центров

Меры налогового регулирования и финансовой помощи для участников приоритетных кластеров Целенаправленное использование механизма создания благоприятного налогового климата для участников приоритетных кластеров, основанного на предоставлении налоговых льгот и других преференций Единовременная реализация мероприятий межгосударственной и государственной финансовой поддержки приоритетных кластеров Поэтапное (в том числе годичное) распределение мероприятий по финансовой поддержке кластерных инновационных проектов

Снижение административных барьеров для приоритетных кластеров Разработка и реализация программы по снижению административных барьеров

Кластерная инфраструктура Саратовской области

1. Координационная

2. Производственная и инновационно-технологическая

3. Финансовая

4. Информационная

5. Экспертно-консалтинговая

6. Кадровая

Рис. 1. Кластерная инфраструктура на мезоуровне

Таблица 2

Функции КЦКР ИД для организации содействия развитию кластерной инфраструктуры инновационной системы на мезоуровне

Элементы кластерной инфраструктуры Функции координационного центра кластерного развития инновационной деятельности

Координационная инфраструктура Осуществляет разработку концепции развития территориальных кластеров на мезоуровне по приоритетным направлениям кластерного развития на основе Стратегии социально-экономического развития стран-участниц ЕАЭС и их территорий Самостоятельно или через передачу сторонним организациям обеспечивает создание «дорожных карт» кластерного развития в целом на мезоуровне, а также по отдельным кластерам Контролирует выполнение государственных региональных программ в области инноваций и кластерного развития и разделов региональных госпрограмм, включающих задачи инновационной и кластерной политики Обеспечивает содействие инициативным группам, формирующим организованный кластер, в разработке кластерных инновационных проектов Координирует работу по созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, инженерных и управленческих кадров для приоритетных кластеров, в том числе и в инновационной сфере, а также непосредственно участвует в создании наиболее значимых элементов этой системы Обеспечивает мониторинг процесса создания инженерной и инновационной инфраструктуры для приоритетных кластеров

Производственная и инновационно-технологическая инфраструктура Оказывает содействие в обеспечении кластерных организаций производственно-технологическими инновациями

Финансовая инфраструктура Обеспечивает финансовую поддержку региональной кластерной структуры

Информационная инфраструктура Оказывает информационную поддержку органам управления организованных кластеров Оказывает информационную поддержку организациям и учреждениям, заинтересованным в развитии кластеров

Экспертно-конс алтинговая инфраструктура Формирует в сфере государственного управления регионом адекватное и динамичное представление о проблемах кластерного развития в сравнении с подобным развитием ее соседей, наиболее успешных регионов, стран Готовит и регулярно пересматривает кластер-карту на мезоуровне с регулярным представлением заинтересованным лицам обзорных отчетов о состоянии и перспективах развития региональной кластерной структуры Проводит экспертизу региональных государственных программ развития малых и средних предприятий, инновационного развития и привлечения инвестиций, а в ряде случаев непосредственно участвует в разработке или инициирует разработку таких программ Оказывает информационно-аналитическую поддержку органам управления организованных кластеров Оказывает информационно-аналитическую поддержку организациям и учреждениям, заинтересованным в развитии кластеров

Кадровая инфраструктура Содействует вузам и кластерным учебным центрам с целью обеспечения комплексной подготовки кадров по различным направлениям инновационной деятельности Обосновывает открытие в рамках существующих образовательных учреждений высшего и среднего специального образования требуемых специальностей, а затем проводит мониторинг качества преподавания по этим специальностям Содействует организации курсов переподготовки и повышения квалификации персонала организованных кластеров и их участников, участвует в разработке методического инструментария Содействует созданию научно-учебно-производственных центров приоритетных кластеров, а также учебно-деловых центров и бизнес-школ

Таблица 3

Задачи КЦКР ИД

Задачи Возможные пути решения поставленных задач

Превращение территорий стран-участниц ЕАЭС в межгосударственные, международные и общероссийские (по странам-участницам) центры ускоренного развития (например, для Саратовской области - биотехнологий с приоритетным развитием технологий глубокой переработки зерна, технологий в сфере кормопроизводства и зооветеринарии, фармацевтики) Участие в разработке соответствующих органов власти

Реализация транзитного потенциала территорий, в том числе через создание транспортно-логистического кластера Содействие созданию транспортно-логистического кластера

Обеспечение последовательного роста инновационного имиджа и инвестиционной привлекательности территорий, в том числе за счет привлечения научных и научно-образовательных организаций, отдельных научных коллективов и ученых в сферу инновационного предпринимательства Организация образовательного кластера на площадках бизнес-инкубатора

К моменту полного становления КЦКР ИД, когда будет организована полноценная структура центра, сформированы основные компетенции и подготовлены квалифицированные кадры, предполагаются три основных направления его деятельности:

1) стратегическое направление с учетом основных стадий кластерного развития;

2) направление программного мониторинга кластерных проектов;

3) направление, ориентированное на развитие кадрового потенциала приоритетных кластеров.

Выводы

Соответственно обозначенным направлениям должна формироваться и организационная

структура КЦКР ИД (рис. 2). Его фронт-офис обязан включить отделы: 1) стратегического управления региональным кластерным развитием и стратегического мониторинга (включая и мониторинг формирования кластерных центров НИОКР); 2) программного мониторинга кластерных инновационных проектов и программ; 3) развития кадрового потенциала приоритетных кластеров инновационной деятельности.

Основные и дополнительные функции отделов КЦКР ИД представлены в табл. 4.

Таким образом, КЦКР ИД, являясь связующим элементом за счет поддержки не просто групп предприятий, но и эффективных взаимосвязей между участниками инновационной системы, выступает основой ее эффективного функционирования.

Отдел стратегического управления региональным кластерным развитием и стратегического

мониторинга (включая и мониторинг формирования кластерных центров НИОКР)

Координационный центр кластерного развития

Отдел программного мониторинга кластерных инновационных проектов и программ

Отдел развития кадрового

потенциала приоритетных кластеров ИД

Рис. 2. Организационная структура КЦКР ИД

Функции отделов КЦКР ИД

Таблица 4

Отделы Функции отделов

Отдел стратегического управления региональным кластерным развитием и стратегического мониторинга Основные Исследование отраслевой структуры, выявление формирующихся кластеров и локализация стадий кластерного развития в региональной экономике в контексте общероссийской, евразийской и мировой динамики кластерного развития Региональный форсайт и, в частности, сценарное моделирование вариантов кластерного развития и оптимального направления кластерной политики Подготовка аналитических отчетов о кластерном развитии, предложений о приоритетах кластерной политики, разработка рекомендаций по «точечной поддержке» приоритетных кластеров, участие в разработке соответствующих международных госпрограмм Оценка развития инновационного потенциала территорий и стран-участниц ЕАЭС Формирование партнерской сети среди отечественных и зарубежных организаций и фирм, специализирующихся на стратегическом прогнозировании и управлении социально-экономическим развитием, включая в эту сеть и центры кластерного развития, органы управления территориальных кластеров и компании, управляющие кластерными проектами Экспертиза проектов межгосударственных и государственных программ инновационного и кластерного развития, программ поддержки МСП Оценка «критической массы», необходимой для перехода кластера в фазы устойчивого и органического развития Контроль формирования кластерных центров НИОКР, развития «центров превосходства» и «точек роста» в приоритетных и организованных кластерах стран-участниц ЕАЭС Оценка результатов деятельности других подразделений КЦКР ИД Дополнительные Участие в разработке проектов учредительных документов организованных кластеров и их органов управления Экспертная деятельность при оценке стратегий компаний, входящих в ядро кластера Мониторинг развития и проблем развития кооперации, в том числе потребительской, а также иных форм ассоциаций, созданных для усиления позиций МСП

Отдел программного мониторинга кластерных инновационных проектов и программ Общий мониторинг развития приоритетных кластеров Подготовка отчетов и предложений по корректировке программ развития каждого из приоритетных кластеров Системное содействие формированию «центров технологического превосходства» в приоритетных кластерах Системный мониторинг внедрения новых технологий, в том числе управленческих, в приоритетных кластерах; мониторинг развития аутсорсинга и иных прогрессивных форм разделения труда в приоритетных кластерах Обеспечение доступа малого бизнеса приоритетных кластеров к информации о мировом, евразийском, общероссийском и региональных рынках

Отдел развития кадрового потенциала приоритетных кластеров ИД Общий контроль процессов развития кадрового потенциала приоритетных кластеров, анализ развития и периодическая отчетность о развитии кадрового потенциала приоритетных кластеров Координация в соответствии с принятыми межгосударственными программами и кластерными проектами научно-образовательных и научных организаций с целью развития кадрового потенциала приоритетных кластеров Содействие организации и развитию, а при получении КЦКР ИД необходимых полномочий и непосредственная организация (учреждение) обучающих центров для отдельных (или совокупности) приоритетных кластеров, при необходимости последующее управление этими центрами; Организация, непосредственная подготовка и проведение семинаров, тренингов, лекций, круглых столов самостоятельно или в рамках больших форумов Разработка учебно-методических материалов, пособий по теории и практике инновационного и кластерного развития

Список литературы

1. Sverker A., Staffan J., Soren S., Christer O., Teknlic N. Corporate Innovation Systems. Goteborg : Chalmers University of Technology, 2000. 147 р.

2. Borras S. Special issue on a European System of Innovation // Science and Public Policy. 2004. Vol. 31, № 6. Р. 422-424.

3. Stein J. A. Is there a European Knowledge system? // Science and Public Policy. 2004. Vol. 31, № 6. Р. 435-447.

4. Cooke P., Uranga M. G., Etxebarria G. Regional system of innovation : an evolutionary perspective // Environment and Planning. 1998. № 30. Р. 63-84.

5. Cooke P. Regional Innovation Systems, Clusters, and the Knowledge Economy // Industrial and Corporate Change. 2001. Vol. 10 (4). P. 945-974.

6. Феллер В. В. Концепция развития Центра кластерного развития Саратовской области. Проект / Минэкономразвития Сарат. обл. Саратов, 2013. 11 с.

7. Крупский Д. М., Омарова А.Э., Хвалько Т. В. Руководство по созданию и организации деятельности кластеров в Республике Беларусь. URL: http://ced.by/be/news-by-tags-be/~shownews/ruko-vodstvo-po-sozdaniju-klasterov (дата обращения: 07.03.2016).

Образец для цитирования:

Соломатина Н. А., Славнецкова Л. В. Координационный центр кластерного развития как основа функционирования инновационной системы в условиях интеграции // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 61-68. БО!: 10.18500/1994-2540-2017-17-1-61-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cluster Development Coordination Center

as the Basis for the Operation

of the Innovation System in the Integration

N. A. Solomatina

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politechnicheskaya str., Saratov, 410054, Russia E-mail: [email protected]

L. V. Slavnetskova

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politechnicheskaya str., Saratov, 410054, Russia E-mail: [email protected]

Introduction. The scale and complexity of the management of national innovation systems displace the interest in regional systems, and the integration process of withdrawal of the economy of the regions of the state border on the international level, in connection with the actual study of the development processes of the innovation system in terms of integration on the basis of cluster approach. Theoretical analysis. The experience of the centers of formation of cluster development of innovative systems, innovative interpretation of the proposed system in terms of integration. It is stated that in order to create a focal point of cluster development must be to unite the efforts of municipal authorities, enterprises scientific and technical and educational spheres, the business sector in the interest of more rapid application of science and technology in order to implement the strategic directions of the formation of a certain area and output of the economy on the path of innovation lift. Empirical analysis. Implementation of a regional cluster policy is possible to create the organization of regional clusters in the form of the Coordination Center of cluster development of innovative activity, the functions of which are analyzed in the article. Conclusions. To improve the innovation of the participating countries of the integration associations need to build an innovative system capable of providing an environment conducive to the creation of progressive technological structure and innovative environment. The main direc-

tions of development of the cluster in terms of integration and cluster infrastructure. As a basis for the functioning of the innovation system in terms of integration provided a focal point for a cluster of innovation, defined its functions, tasks and organizational structure. Key words: innovative system, integration, meso level, cluster approach, focal point of cluster development.

Reference

1. Sverker A., Staffan J., Soren S., Christer O., Teknlic N. Corporate Innovation Systems. Goteborg, Chalmers University of Technology, 2000.147 p.

2. Borras S. Special issue on a European System of Innovation. Science and Public Policy, 2004, vol. 31, no. 6, pp. 422-424.

3. Stein J. A. Is there a European Knowledge system? Science and Public Policy, 2004, vol. 31, no. 6, pp. 435- 447.

4. Cooke P., Uranga M. G., Etxebarria G. Regional system of innovation: an evolutionary perspective. Environment and Planning, 1998, no. 30, pp. 63-84.

5. Cooke P. Regional Innovation Systems, Clusters, and the Knowledge Economy. Industrial and Corporate Change, 2001, vol. 10 (4), pp. 945-974.

6. Feller V. V. Kontseptsiya razvitiya Tsentra klasternogo razvitiya Saratovskoi oblasti. Proekt [The concept of a cluster Development Centre of the Saratov region. Project]. Saratov, 2013. 11 p. (in Russian).

7. Krupski D. M., Omarova A. E., Hvalko T. V. Rukovodstvo po sozdaniyu i organizatsii deiatel'nosti klasterov v Respublike Belarus' (Guidelines for the establishment and organization of clusters in the Republic of Belarus). Available at: http://ced.by/be/news-by-tags-be/~shownews/rukovodstvo-po-sozdaniju-klasterov (accessed 7 March 2016) (in Russian).

Cite this article as:

Solomatina N. A., Slavnetskova L.V. Cluster Development Coordination Center as the Basis for the Operation of the Innovation System in the Integration. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 1, pp. 61-68 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-1-61-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.