Научная статья на тему 'Формирование и развитие инновационной системы стран ЕАЭС на основе кластерного подхода'

Формирование и развитие инновационной системы стран ЕАЭС на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1203
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СТРАНЫ-УЧАСТНИЦЫ ЕАЭС / ИННОВАЦИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Славнецкова Л. В., Мызрова О. А.

В современных условиях инновации определяют динамику экономического роста и место, которое занимают страны и различные союзы в мировом сообществе. На реализацию задач по обеспечению технической и технологической модернизации экономики стран Евразийского экономического союза направлено формирование инновационной системы на основе кластерного подхода. Теоретический анализ. Применение кластерного подхода позволяет использовать потенциал всех стран-участниц Евразийского экономического союза в инновационном процессе и переводу их экономик на инновационной путь развития. Обсуждение результатов. Необходимый уровень взаимодействия между участниками кластера может быть обеспечен за счет организации, способной генерировать, транслировать и координировать © 62 Славнецкова Л. В., Мызрова О. А., 2016 инновационную деятельность в масштабах определенных территорий. В качестве такой организации на наднациональном уровне предлагается использовать Центр высоких технологий, а на мезоуровне необходимо создать структуру, которая будет взаимодействовать с Центром высоких технологий. Применительно к инфраструктуре Саратовской области в качестве такой организации предлагается создание в форме муниципального предприятия при администрации города региональной технологической палаты, которая будет способствовать развитию инновационной системы стран-участниц Евразийского экономического союза. Выводы. Инновационная система стран-участниц ЕАЭС, включающая в себя территориальные (региональные) инновационные кластеры, более эффективна, поскольку может способствовать развиНаучный отдел Л. В. Славнецкова, О. А. Мызрова. Формирование и развитие инновационной системы стран ЕАЭС тию инновационно активных малых и крупных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Славнецкова Л. В., Мызрова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие инновационной системы стран ЕАЭС на основе кластерного подхода»

(sistemy) nalogooblozheniya na territorii Saratovs-koi oblasti: zakon Saratovskoj oblasti ot 28.04.2015 № 57-ZSO (On establishing the tax rate of 0 per cent for certain categories of taxpayers under the simplified and (or) the patent system (s) of taxation on the territory of Saratov Region. Law of the Saratov region of 04.28.2015 № 57-ZSO). Federal'naia nalogovaia sluzhba RF (Federal Tax Service of the Russian Federation. Site). Available at: http://www.nalog.ru/rn64/ about_fts/docs/5577100/ (accessed: 29 September 2015).

13. O vnesenii izmenenii v stat'iu 12 chasti pervoj i chast' vtoruju Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon ot 13.07.2015 № 232-FZ (On amendments to article 12 of part one and part two of the Tax Code of the Russian Federation. Federal law of 07.13.2015 № 232-FZ). ATP «Consultant» [electronic resource].

14. Ob ustanovlenii differentsirovannykh nalogovykh stavok pri primenenii uproschennoi sistemy nalogoob-

lozheniia dlia otdel'nykh kategorii nalogoplatel'schikov na territorii Saratovskoi oblasti: Zakon Saratovskoi oblasti ot 13.11.2012 № 166-ZSO (On establishing differentiated tax rates under the simplified taxation system for certain categories of taxpayers in the Saratov region. Law of the Saratov region of 13.11.2012 № 166-ZSO). Federal'naia nalogovaia sluzhba RF (Federal Tax Service of the Russian Federation. Site). Available at: http://www.nalog.ru/rn64/about_fts/docs/5577100/ (accessed: 29 September 2015).

15. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «O zaschite prav iuridicheskikh lits i individual'nykh predprini-matelei pri osuschestvlenii gosudarstvennogo kontrolia (nadzora) i munitsipal'nogo kontrolia»: federal'nyi zakon ot 13.07.2015 № 246-FZ (On Amendments to the Federal Law «On protection of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control». Federal law of 13.07.2015 № 246-FZ). ATP «Consultant» [electronic resource].

УДК 338.2

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАН ЕАЭС НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Л. В. Славнецкова

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика инновационной деятельности», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]

О. А. Мызрова

доктор экономических наук, профессор кафедры «Прикладная экономика и управление инновациями», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]

Введение. В современных условиях инновации определяют динамику экономического роста и место, которое занимают страны и различные союзы в мировом сообществе. На реализацию задач по обеспечению технической и технологической модернизации экономики стран Евразийского экономического союза направлено формирование инновационной системы на основе кластерного подхода. Теоретический анализ. Применение кластерного подхода позволяет использовать потенциал всех стран-участниц Евразийского экономического союза в инновационном процессе и переводу их экономик на инновационной путь развития. Обсуждение результатов. Необходимый уровень взаимодействия между участниками кластера может быть обеспечен за счет организации, способной генерировать, транслировать и координировать

инновационную деятельность в масштабах определенных территорий. В качестве такой организации на наднациональном уровне предлагается использовать Центр высоких технологий, а на мезоуровне необходимо создать структуру, которая будет взаимодействовать с Центром высоких технологий. Применительно к инфраструктуре Саратовской области в качестве такой организации предлагается создание в форме муниципального предприятия при администрации города региональной технологической палаты, которая будет способствовать развитию инновационной системы стран-участниц Евразийского экономического союза. Выводы. Инновационная система стран-участниц ЕАЭС, включающая в себя территориальные (региональные) инновационные кластеры, более эффективна, поскольку может способствовать разви-

тию инновационно активных малых и крупных предприятий. Ключевые слова: кластер, кластерный подход, инновационная система, страны-участницы ЕАЭС, инновации, глобализация, интеграция.

DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-1-62-69

Введение

В настоящее время инновационные процессы важны для стабильного функционирования государств в глобальном, быстро изменяющемся мире. Страны-участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не достигли значимого успеха в создании «инновационного климата». Можно видеть противоречия между цивилиза-ционными вызовами, формирующимися глобализацией и научно-техническим прогрессом и реальным положением дел в странах-участницах Евразийского экономического союза. В экономике данных стран господствует сырьевая ориентация, что не способствует стабильному инновационному и экономическому развитию. Поэтому страны-участницы ЕАЭС должны находить условия успешного развития. И именно инновационная система позволяет этим странам занять определенное место в системе международных отношений, повысить уровень жизни населения и обеспечить экономический рост.

Теоретический анализ

В конце ХХ в. в ряде стран Европы стали формироваться инновационные системы государств, что явилось одним из основных условий успешного их развития. Основным смыслом создания инновационных систем является формирование экономики, основанной на знаниях (инновационной экономики), в которой результаты инновационной деятельности применяются в мировой практике. Инновационная система призвана обеспечить непрерывный рост экономики, в основе которого лежат такие факторы, как НТП, совершенствование механизмов управления производством. Таким образом, в условиях экономической интеграции, чтобы догнать развитые страны, государствам-участницам ЕАЭС следует перестроить свою экономическую систему для формирования наднациональной инновационной системы. И на этом пути необходимо использовать имеющийся положительный опыт и результаты построения и развития инновационных систем.

В условиях глобализации и интеграции привычное традиционное деления на сектора и отрасли теряет свою актуальность. На первое место выходят кластеры, которые представляют

собой целостную систему взаимосвязей различных предприятий и организаций. Преимущества такого подхода заключаются в региональном аспекте, где формируются кластеры, что позволяет использовать потенциал всех стран-участниц ЕАЭС в инновационном процессе, имеющих высокий уровень дифференциации социально-экономического развития и большие размеры территорий.

Актуальность инновационного развития определяется необходимостью сбалансированности развития регионов, расположением стратегических ресурсов, без которых невозможно существование Евразийского экономического союза, и сохранением инновационного потенциала, которым обладают регионы стран-участниц ЕАЭС. Все это свидетельствует о необходимости исследования проблематики кластерного подхода к формированию и развитию инновационной системы стран ЕАЭС.

Целью данного исследования является теоретическое обоснование формирования инновационной системы стран-участниц ЕАЭС на основе кластерного подхода.

Проведенный анализ зарубежного опыта показал эффективность применения кластерного подхода к формированию и развитию инновационных систем. Высокая степень кластеризации характерна для США, Финляндии, а также стран, входящих в ЕС. При этом формируются такие модели кластера, как шотландская, которая основана на крупном предприятии, формирующим кластер, итальянская модель, предусматривающая равное участие различных предприятий. Несмотря на различные модели, общим является то, что во всех моделях кластера активно участвует государство. Деятельность государства направлена в данном случае на развитие различных институтов. Особенностью кластерного подхода является то, что в результате взаимодействия предприятий и организаций повышается их кон -курентоспособность, а кластеры осуществляют обратную связь, что в процессе кластеризации приводит к образованию инновационной системы [1].

Сегодня кластерный подход рассматривается в рамках страны не только на федеральном, но и на межправительственном уровне в качестве инструмента интенсификации экономического развития стран-участниц ЕАЭС и их регионов. В различных программах стран Евразийского экономического союза отмечается, что формирование и развитие кластеров необходимо для создания условий, стимулирующих страны и их субъекты к мобилизации имеющихся ресурсов экономического и инновационного роста.

Существует достаточное количество определений кластера, рассмотрим некоторые из них.

Так, М. Портер определяет кластер как группу географически соседствующих взаимосвязанных предприятий (производители, поставщики и др.) и связанных с ними организаций (организации образования, органы государственной власти, инфраструктурные организации), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга [2].

Как правило, под кластером понимают группу взаимосвязанных экономическими, технологическими целями и единой маркетинговой политикой производств, предприятий и отраслей [3].

А. А. Мигранян считает, что кластер представляет собой средоточие наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, т.е. совокупность взаимосвязанных групп, которые успешно конкурируют между собой и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках [4].

Е. Лимер [5], И. Толенадо [6], Д. Солье [7] имеют более узкий подход, так как характеризуют кластер только как механизм, направленный на формирование и реализацию конкурентных технологических, экспортных и прочих преимуществ фирм, входящих в его состав.

Отраслевой кластер - это неформальное сообщество отраслевых и смежных с ними компаний, основанное на кооперационных и конкурентных связях, которые отличаются способностью взаимно усиливать конкурентные преимущества, достигаемые путем синергетиче-ского эффекта, получаемого от взаимодействия всех организаций, входящих в кластер, за счет отрасли, являющейся объединяющим фактором.

Региональный кластер представляет собой экономическую агломерацию организаций и предприятий, осуществляющих свою деятельность с синергетическим эффектом в одной или в нескольких родственных отраслях, образуя между собой конкурентные и кооперационные связи. Синергетический эффект от такого взаимо действия достигается путем возникновения региональных связей: организации региона взаимодействуют между собой на основе конкурентно-партнерских отношений. Взаимодействие направлено на развитие региона как кластера. При этом все хозяйствующие субъекты находятся в одинаковых условиях для осуществления хозяйственной деятельности: одна территория, одно законодательство [2, 8].

Как видно из приведенных определений, эффективное функционирование кластера возмож-

но при «симбиозе конкуренции и кооперации», которое учитывает положительные синергети-ческие эффекты территорий. Положительный синергетический эффект достигается за счет использования в длительном периоде возможностей партнеров. Конкуренция внутри кластера помогает оптимизировать систему, а обмен всеми видами ресурсов позволяет развивать систему и дает возможность финансовым ресурсам переходить в сектора, необходимые для развития кластера [9, 10]. Таким образом, можно выделить четыре основных теоретических подхода:

1. Кластер представляет собой одну из эффективных территориальных форм повышения конкурентных преимуществ предприятий-производителей.

2. Кластер - это современный институт, который сочетает систему формализованных и неформализованных отношений его участников с внешнем окружением и между собой.

3. Кластер - это определенный вид экономических объектов, имеющих распространение на ограниченной территории.

4. Кластер основывается на теории регионального развития, включающей такие концепции, как «регион-квазикорпорация», «регион-квазирынок», «регион-квазигосударство», «регион-квазисоциум».

В научной литературе [9, 11] выделяют две группы основных стратегий:

- стратегии, повышающие использования знаний в уже созданных и функционирующих кластерах;

- стратегии, создающие новые сети сотрудничества внутри кластера.

Данные стратегии дополняют друг друга. В зависимости от стратегии развития кластеры подразделяются на следующие типы (рис. 1) [8].

Таким образом, анализ научной литературы показал наличие различных подходов к определению сущности кластеров, но они не учитывают обратной связи между его составляющими. На наш взгляд, под кластером следует понимать объединение в одной системе производственных, финансовых, научно-исследовательских проектов, формирующих взаимообратные связи, их государственную поддержку, с целью развития производства или организации выпуска нового продукта. Взаимное изменение приводит к формированию инновационной системы в процессе кластеризации. Распространение кластеризации на экономику стран Евразийского экономического союза ведет к формированию и дальнейшему развитию инновационной системы стран ЕАЭС на основе кластерного подхода.

Кластеры

Инфраструктурно-инновационный

Формируется вокруг системы гарантированного потребления продукции, используется существующая инфраструктура, но применяются новые технологические решения

Инновационный

Формируется на

основе принципиально

новой, не существующей инфраструктуры. Формирование такого кластера предусматривает гарантии государства

Ультраструктурный (метапромышленный)

Формируется на основе преобразований промышленности. При этом создается передовая технология, вокруг которой формируются необходимые предприятия

Заимствованный

Формируется

на основе зарубежного

опыта применяемых

технологий и основывается на импортозамещающих технологиях

Рис. 1. Основные типы кластеров

Кластерный подход для стран-участниц ЕАЭС достаточно характерен, так как в его состав входят бывшие союзные республики, для которых в советский период было характерно формирование территориально-производственных и научно-производственных комплексов - прототипов кластеров. Формирование таких комплексов осуществлялось в плановой экономике, а кластерный подход, как было уже отмечено, делает основной акцент на рыночных механизмах и конкурентоспособности. Высокая конкурентоспособность фирм, входящих в кластер, приводит к росту конкурентоспособности кластера в целом.

В настоящее время элементы кластерной политики заложены в концепциях долгосрочного развития стран Евразийского экономического союза, но также это должно быть закреплено и документами ЕАЭС.

Обсуждение результатов

На наш взгляд, сегодня в каждой из стран, входящих в Евразийский экономический союз, сложилось несколько кластеров в наиболее успешных отраслях: в России это нефтегазовая, химическая, металлургическая отрасли; в Казахстане - металлургия, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, туризм; в Республике Беларусь - химический, нефтехимический, агропромышленный, автотракторостроительный, 1Т-кластер. Но эти структуры еще слабо развиты и взаимосвязи даже

внутри этих кластеров еще довольно слабы. Для формирования инновационной системы стран-участниц ЕАЭС необходимо использовать кластерный подход, формирующий взаимообратные связи (вертикальные и горизонтальные) внутри кластера, что будет способствовать формированию и развитию инновационной системы стран-участниц ЕАЭС.

Под инновационной системой стран-участниц ЕАЭС нами понимается наднациональная подсистема социально-экономической системы, включающая в себя совокупность национальных государственных, общественных, частных организаций, а также механизмы их взаимодействия по созданию, хранению, распространению и использованию новых знаний с учетом институциональной среды, обеспечивающей рамки для формирования межгосударственной политики, оказывающей влияние на инновационную деятельность и направленную на реализацию стратегических целей устойчивого развития системы и способствующей повышению конкурентоспособности ее субъектов.

Основной целью инновационной системы стран-участниц ЕАЭС является обеспечение устойчивого экономического развития и повышение качества жизни населения с помощью создания дополнительных рабочих мест, увеличение поступлений в бюджет за счет роста объемов производства наукоемкой продукции.

В составе инновационной системы стран-участниц ЕАЭС можно выделить следующие подсистемы:

- генерации знаний. В состав данной подсистемы входят организации, осуществляющие научные, технические и технологические разработки. Здесь важнейшим компонентом являются университеты, НИИ, лаборатории. Подсистема генерации знаний является не только поставщиком необходимых для проекта специалистов, но и разработчиком новых идей и знаний;

- инновационной инфраструктуры. В нее входят бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры, консалтинговые фирмы, структуры венчурного инвестирования и пр. Для инновационной системы стран-участниц ЕАЭС такие структуры эффективней формировать в глобальные сети инновационной деятельности (например, Евразийская бизнес-сеть или сеть инновационных центров). Одним из наиболее важных элементов данной подсистемы являются венчурные фонды.

Подсистема инновационной инфраструктуры в производстве знаний не участвует, но осуществляет взаимообратную связь, формируя при кластеризации инновационную систему стран-участниц ЕАЭС. Основной проблемой при этом является то, что непосредственно эти элементы в странах-участницах ЕАЭС плохо развиты, а вот элементы первого типа, такие как вузы и научные кадры, сохранились в значительной степени еще со времен Советского Союза.

Зарубежный опыт показывает, что существуют две основные модели кластеризации: «снизу-вверх» - по инициативе предприятия, «сверху-вниз» - по инициативе органов власти. На наш взгляд, формирование и развитие инновационной системы на основе кластеризации экономики в странах ЕАЭС не может обойтись без государственной поддержки. Это связано с недостаточно развитым частным сектором, большой территорией и разнообразием стран, их регионов и традиций.

По нашему мнению, наличие элементов не является достаточным условием для формирования инновационной системы на основе кластерного подхода и эффективного функционирования в рамках стран-участниц ЕАЭС. Необходимо, чтобы между этими странами сложилась определенная инновационно-предпринимательская среда, способствующая взаимному сотрудничеству, повышению конкурентоспособности. Достаточный уровень взаимодействия между участниками кластера может быть обеспечен за счет организации, способной генерировать, транслировать и

координировать инновационную деятельность в масштабах определенных территорий. В концепции создания евразийской инновационной системы такой организацией определен Центр высоких технологий. Однако, как упоминалось выше, для инновационной системы стран-участниц ЕАЭС важен региональный уровень. Поэтому на местном уровне требуется создание такой структуры, которая будет взаимодействовать с Центром высоких технологий. Например, в Саратовской области в качестве такой организации может выступать муниципальное предприятие при администрации города - Региональная технологическая палата Саратовской области (РТП СО). Должна быть сформирована эффективная институциональная база, для чего необходима детальная проработка концепции института.

Взаимодействие РТП с малыми и средними инновационно-активными предприятиями может осуществляться через создаваемый центр трансфера технологий или напрямую. Координатором деятельности РТП должна быть Администрация Саратовской области через решения Совета по инновациям при губернаторе.

Основные задачи РТП как главного связующего субъекта инновационной системы на основе кластеризации экономики представлены на рис. 2.

Деятельность РТП Саратовской области должна осуществляться, на наш взгляд, по направлениям, представленным на рис. 3.

При этом основными донорами инновационных проектов являются университетский комплекс и комплекс НИИ.

Выявление потребностей предприятий и организаций в инновационных разработках и технологиях осуществляется с помощью технологического аудита предприятий и поиска релевантных инноваций. Организация мониторинга, экспертизы и отбора инновационных проектов должна осуществляться учеными Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А. и другими ведущими вузами города, а для развития корпоративного взаимодействия следует привлекать Торгово-промышленную палату Саратовской области.

Как видно из вышесказанного, в формировании инновационной системы стран-участниц ЕАЭС на основе кластерного подхода активно должны взаимодействовать между собой государство, наука и бизнес. Поэтому в качестве перспективной для инновационной системы стран-участниц ЕАЭС нами предлагается модель, основанная на взаимодействии университетов, бизнеса и власти, т.е. на известной модели «тройной спи-

Рис. 2. Основные задачи деятельности РТП Саратовской области

Деятельность РТП СО

Рис. 3. Основные направления деятельности РТП Саратовской области

рали», которая позволяет эффективно обобщать опыт взаимодействия между элементами инновационной системы. На первом этапе -этапе генерации знаний - активно взаимодействуют университеты и бизнес, а на этапе вывода продукта на рынок активное участие принимает власть. Но основным компонентом такой модели является университет. Это позволяет говорить о триединой модели взаимодействия на основе университета как скрепляющего всю модель звена.

Выводы

Таким образом, инновационная система стран-участниц ЕАЭС, включающая в себя территориальные (региональные) инновационные кластеры, связующими элементами которых являются Центр высоких технологий и региональные технологические палаты, более эффективна, поскольку может способствовать развитию инновационно активных малых и крупных предприятий. Крупные предприятия

участвуют в кластере своими инновационными проектами или выступают в роли инвесторов. Особая роль отводится университетам и модели «тройной спирали» как наиболее перспективной модели развития инновационной системы.

Список литературы

1. Стреляева А. Е. Формирование национальной инновационной системы России на основе долгосрочной стратегии кластеризации экономики // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: www.science-education.ru/115-12011 (дата обращения: 05.09.2015).

2. Арутюнов Ю. А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона. URL: http://koet.syktsu. ru/vestnik/2008/2008-4/1/1.htm (дата обращения: 05.09.2015).

3. ЕпанешниковаИ. К., БелевцевА. М, Бендерский Г. П., Федоров В. К. Особенности организации и перспективы развития инновационно-производственных кластеров // Инновации. 2008. № 9 (119). С. 96-98.

4. Мигранян А. А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // Вестн. КРСУ. 2002. Т. 2, № 4. С. 3-7.

5. Leamer E. E. Souses of International Comparative Advantage : Theory and Evidence. Cambridge : MIT Press, 1984. 353 p.

6. Tolenado J. A. Propjs des Filires Industrielles // Revue d'Economie Industrielle. 1978. Vol. 6, № 4. P. 149-158.

7. Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical // Annales des Mines. Janvier, 1989. P. 21-28.

8. Михайлюкова С. А. Институциональные особенности инновационной кластеризации на примере региональной инновационной системы Краснодарского края // Креативная экономика. 2010. № 12 (48). С. 62-67.

9. Маркушина Е. В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. 2010. № 2 (34). URL: http:// www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3143 (дата обращения: 05.09.2015).

10. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность и формы организации производства в постиндустриальных условиях // Постиндустриальная трансформация социального пространства России : сб. докл. М. : Эслан, 2006. С. 138-142.

11. Адамова К. З. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики // Вестн. СГТУ. 2009. № 38. С. 172-177.

Formation and Development of Innovative Systems of the EAEC Clustering Based Economy

L. V. Slavnetskova

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politechnicheskaya str., Saratov, 410054, Russia E-mail: [email protected]

0.A. Myzrova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politechnicheskaya str., Saratov, 410054, Russia E-mail: [email protected]

Introduction. In modern conditions, determine the dynamics of innovation for economic growth and the place that occupied the country and the various unions in the global community. On the implementation of tasks to ensure the technical and technological modernization of the economies of the Eurasian Economic Union directed the formation of innovative systems based on the cluster approach. Theoretical analysis. The cluster approach allows the use of the capacities of all countries-participants of the Eurasian Economic Union in the innovation process and the translation of their economies on the path of innovative development. Discussion of results. The required level of interaction between members of the cluster can be achieved through the organization able to generate, transmit and coordinate innovation across the designated areas. As an organization at supranational level are encouraged to use high technology center and at the meso level is necessary to create a structure that will work with the high-tech center. With regard to the infrastructure of the Saratov region such as the organization proposed the establishment in the form of a municipal enterprise under the administration of the city of regional technological Chamber, which will promote the development of innovation systems of the countries-participants of the Eurasian Economic Union. Key words: cluster, clustering of economy, innovation system, member countries EAEC, innovation, globalization, integration.

References

1. Strelyaeva A. E. Formirovanie nacional'noi innova-tsionnoi sistemy Rossii na osnove dolgosrochnoi strategii klasterizatsii ekonomiki (The formation of the national innovation system on the basis of Russian long-term strategy of clustering economy). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education). 2014, no. 1. Available at: URL: www.science-education.ru/115-12011 (accessed 5 September 2015).

2. Arutyunov Yu. A. Formirovanie regional'noi innova-tsionnoi sistemy na osnove klasternoi modeli ekonomiki regiona (Formation of a regional innovation system based on the cluster model of the regional economy). Available at: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2008/2008-4/1/1.htm) (accessed 5 September 2015).

3. Epaneshnikova I. K., Belevtsev A. M., Benderskii G. P., Fedorov V. K. Osobennosti organizatsii i perspektivy razvitiya innovacionno-proizvodstvennykh klasterov [Features of the organization and prospects of development of innovation and industrial clusters]. Innovatsii [Innovations], 2008, no. 9 (119), pp. 96-98.

4. Migranian A. A. Teoreticheskie aspekty formirovaniya konkurentosposobnykh klasterov v stranakh s pere-

khodnoi ekonomikoi [Theoretical aspects of the formation of competitive clusters in countries with economies in transition]. VestnikKyrgyzsko-Rossiiskogo Slavian-skogo Universiteta [Herald of Kyrgyz-Russian Slavic University], 2002, vol. 2, no. 4, pp. 3-7.

5. Leamer E. E. Souses of International Comparative Advantage: Theory and Evidence. Cambridge, MIT Press, 1984, 353 p.

6. Tolenado J. A. Propjs des Filires Industrielles. Revue d'Economie Industrielle, 1978, vol. 6, no. 4, pp.149-158.

7. Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical. Annales des Mines, Janvier, 1989, pp. 21-28.

8. Mihailyukova S. A. Institutsional'nye osobennosti in-novatsionnoi klasterizatsii na primere regional'noi inno-vatsionnoi sistemy Krasnodarskogo kraya (Institutional features of the innovation cluster as an example of regional innovation system of Krasnodar region). Kreativnaya eko-nomika (Creative economy), 2010, no. 12 (48), pp. 62-67. Available at: http://old.creativeconomy.ru/articles/3863/ (accessed 5 September 2015).

9. Markushina E. V. Ekonomicheskie problemy regionov i otraslevykh kompleksov (Economic problems of the regions and industry complexes). Problemy sovremen-noi ekonomiki (Problems of Modern Economics), 2010, no. 2 (34). Available at: http://www.m-economy.ru/art. php?nArtId=3143 (accessed 5 September 2015).

10. Pilipenko I. V. Konkurentosposobnost' i formy organiza-tsii proizvodstva v postindustrial'nykh usloviyakh [Competitiveness and forms of organization of production in the post-industrial conditions]. Postindustrial'naya transformatsiya sotsial'nogo prostranstva Rossii: sb. dokl. [Post-industrial transformation of social space of Russia. Collection of reports]. Moscow, Jeslan, 2006, pp.138-142.

11. Adamova K. Z. Klasternaya politika kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti nacional'noi ekonomiki (Cluster policy as a tool to improve the competitiveness of the national economy). Vestnik Sara-tovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (Vestnik Saratov State Technical University), 2009, no. 38, pp. 172-177.

УДК 377.09:37.014.6-047.36

РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

Г. П. Гагаринская

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления организацией, Самарский государственный технический университет E-mail: [email protected]

Ю. Н.Горбунова

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления организацией, Самарский государственный технический университет E-mail: [email protected]

О. Ю. Калмыкова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и управления организацией, Самарский государственный технический университет E-mail: [email protected]

И. Г. Кузнецова

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления организацией, Самарский государственный технический университет E-mail: [email protected]

Е. В. Мюллер

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления организацией, Самарский государственный технический университет E-mail: [email protected]

Введение. Развитие образовательных программ для третьего возраста позволяет увеличить социальную активность пожилых людей, улучшить их психофизиологическое состояние, повысить уровень физической активности, а также и уровень образования для их интеграции в современную общественную жизнь. Учитывая, что контингент обучающихся в центрах образования третьего возраста обладает богатым жизненным опытом, отличается определенным возрастными изменениями состояния здоровья, важно на высоком качественном уровне организовывать обучение, подбирать профессорско-преподавательский состав, реализовывать образовательный процесс. Разработка инструментария мониторинга качества образования для третьего возраста позволит решить эту задачу. Методы. Мониторинг качества образования традиционно опирается на процессный подход. Его характеристикой служат планирование параметров и показателей процессов, обеспеченность ресурсами, осуществление мер для достижения запланированного, мониторинг и измерение процессов, анализ процессов на предмет результативности. Инструментарий для организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.