общности исторических и культурных традиций людей одной национальности, либо этнически близких национальностей.
В-девятых, в управлении развитием интеграционных образований наблюдается тенденция транснационализации. При этом развитие и усиление влияния транснациональных корпораций на мировую экономику проявляется не только в росте объемов создания этими компаниями инноваций, но и:
- в обострении экологических проблем, когда ТНКрассматри-вают ту или иную территорию только как центр производства, но не как центр проживания граждан своей страны;
- в усилении торгово-финансовой экспансии, когда ТНКрассмат-ривают ту или иную территорию только как рынок сбыта;
- и т.д.
В-десятых, в управлении развитием интеграционных образований наблюдается тенденция перехода от замкнутых региональных интеграционных группировок, нередко страдающих недостаточной эффективностью, к формам открытого сотрудничества с другими интеграционными образованиями на федеративной и конфедеративной основе, отвечающей современным мировым тенденциям.
Результаты исследования современных тенденций управления развитием интеграционных образований позволяют выявить проблем управление развитием интеграционных образований в совре-
менной России и определить потенциальные пути их решения.
Литература:
1. Антонов, Г.Д. Предпосылки интеграции и эволюция структур в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. - №5. - С. 32-44.
2. Бровко Н.А. Развитие теории и методологии экономических интеграционных процессов на современном этапе.- Бишкек: Изд-во КРСУ, 2010.
3. Вольский, А.И. Путь экономической интеграции в новых условиях // Внешняя торговля. 2000. - № 4. - С. 4-6.
4. Вострецов А.М. Выявление дополнительных типов слияний и поглощений компаний, соответствующих российским особенностям интеграционных процессов // Академический вестник. - Тюмень, 2010. - №4(14). - С.45-51.
5. Глазырин, М. Корпоративные формы территориальной интеграции производства / М. Глазырин и др. // Экономист.—2003. №2. — С. 65-72.
6. Уваров М.В. Аспекты регулирования интеграционных процессов // Экономист, № 2, М., 2007., - С. 82 - 86.
7. Чернова Е.Г. Современные формы и методы интеграции хозяйственных образований в условиях глобализации: монография. -СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2010.
АНАЛИЗ ЗНАЧИМОСТИ РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО
КЛАСТЕРА
Автонова В.Ю., к.э.н., докторант МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича
Борисова И.С., к.э.н., доцент, аналитик ООО «НИИ экономики, связи и информатики «Интерэкомс», e-mail: [email protected]
В статье выделены группы ресурсов, необходимые на разных этапах инновационного процесса, на основе экспертных оценок определена их значимость для протекания инновационного процесса в рамках функционирования кластера. Использование метода нормирования позволило подсчитать интегральные показатели востребованности ресурсов для осуществления инновационного процесса в рамках инновационного кластера.
Ключевые слова: инновационный кластер, ресурсообеспечение, этапы инновационного процесса, инновационный продукт, региональный маркетинг.
THE ANALYSIS OF THE IMPORTANCE OF RESOURCES FOR DEVELOPMENT OF
AN INNOVATIVE CLUSTER
Avtonova V., Ph.D., assistant professor, MGIIT of Y.A. Senkevich Borisova I., Ph.D., associate professor, analytic of Research Institute of Economy, Communications and Informatics «Interecoms», e-mail:
In article the groups of resources necessary at different stages of innovative process are allocated, on the basis of expert estimates their importance for course of innovative process within cluster functioning is defined. Use of a method of rationing allowed to count integrated indicators of a demand of resources for implementation of innovative process within an innovative cluster.
Keywords: innovative cluster, resource provision, stages of innovative process, innovative product, regional marketing.
Для создания инновационного продукта необходимы новые технологические процессы, прогрессивное оборудование, материалы, комплектующие, высокоэффективные экономические модели для создания и выпуска продукции на внутреннем и внешнем рынках. К числу необходимых условий для создания кластера, по мнению автора, относятся, во-первых, наличие четко выраженной отраслевой специализации региона; во-вторых, необходимых ресурсов, таких как развитая инфраструктура, квалифицированные человеческие ресурсы, научные и образовательные учреждения, свободные информационные потоки.
Достижение более высокого качественного уровня развития региона в большей степени характеризуется существующими ресурсными возможностями и сложившейся эффективностью использования регионального потенциала, которые в свою очередь определяются развитостью экономической системы и территориальными особенностями ведения хозяйства. При этом рационально, по мнению Маштакова А.И., целесообразно использовать именно те ресурсы, которые включены в область сбалансированных интересов их пользователей, воспринимающих меру и объем их потребления как условие справедливого распределения и использования для достижения конечного результата как для собственника, так и для тех, кто создает прибавочный продукт.
Автором выделены следующие группы ресурсов, необходимые на разных этапах инновационного процесса (таблица 1):
- административно-правовой ресурс предполагает наличие поддержки в создании кластера со стороны органов власти региона;
- научно-исследовательский и образовательный ресурс имеет первостепенное значение, так как инновационный кластер предполагает проведение исследование и создание инноваций с целью их последующего внедрения в производственную деятельность;
- финансовый ресурс обеспечивает вложения инвестиций в проведение разработок, привлечение ведущих специалистов к инновационному процессу, создание инфраструктуры;
- материально-технический ресурс предполагает наличие производственной базы в регионе. Можно привести отдельные примеры создания кластера «с нуля», их очень мало (Research Triangle в Северной Каролине), но в этом случае требуется очень сильная поддержка государства и колоссальное количество государственных средств. Однако наличие какого-либо производства в некоторой степени облегчает развитие инновационного процесса. В случае присутствия отрасли целесообразно рассматривать активизацию кластера, под которым понимается процесс устранения барьеров, затрудняющих использование существующего потенциала взаимосвязанного развития организаций [3];
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2014 | 119
к» о
Ч
I
т Ч О
ш
С
т
И т т
§
т
т £
к» о
Таблица 1. Структура ресурсов для развития инновационного кластера
Ресурсы Административно- Научно-исследовательский и Финансовый Материально- Информационный Маркетинговый
Этапы правовой образовательный технический
инновационноп5\^^
процесса ^^^
Интеграция участников - Реализация программы - Вузы, - Ассоциации, союзы,
кластера по стимулированию инновационной деятельности. - Льготное налогообложение и кредитование инновационных предприятий. - Отделения РАН. - Научно-исследовательские центры. партнерские отношения между участниками кластера.
Формализация идеи - Программа по - Специалисты, компетентные в - Средства для - Коммуникации между - Маркетинговые исследования.
создания кластера приоритетным проведении анализа и проведения движущими силами Формулирование стратегии
направлениям развития планирования. маркетинговых проведения изменении и развития конкурентных
региона. - Аудиторские, консалтинговые, консультационные компании. исследований о необходимости развития инноваций. научно- исследовательским блоком. преимуществ региона.
Аккумулирование - Разработка программ по - Средства для - Наличие внутренних - Предоставление
ресурсов привлечению инвесторов в регион. привлечения ученых и специалистов и других ресурсов. ресурсов региона. информации о создании в регионе кластера.
Создание инноваций - Ученые, - Средства для - Ресурсная и - Маркетологи, занимающиеся
узкоспециализированные создания производственная база проведением пробного
сотрудники. инновационной для создания маркетинга.
- Вузы, малые инновационные инфраструктуры. инновации.
компании, научные
подразделения внутри
предприятии.
Внедрение и - Развитие правовой - Вузы и центры по подготовке и - Средства для закупки -Производственные - Сеть поставщиков ресурсов.
производство основы инновационного переподготовке кадров. ресурсов и мощности. материалов, комплектующих.
инновации развития. - Законы и нормативно-правовые акты, обеспечивающих процесс закрепления прав на созданные инновационные разработки. - Технопарки. - Бизнес-инкубаторы. обеспечения технологического процесса. отвечающие требованиям для внедрения и производства инноваций.
Распространение - Поддержка экспорта - Коммуникации с - Логистика.
инновации инновационной продукции. отечественными и зарубежными потребителями инновационных продуктов и разработок. - Сеть сбыта. Продвижение продукта на внутрирегиональные, межрегиональные, международные рынки.
<<
Я
£ ш
И
И
к
и
Рис. 1. Распределение ресурсов на разных этапах инновационного процесса
- информационный ресурс - развитые коммуникации между хозяйствующими субъектами внутри региона, а также способность выстраивать деловые связи с внешними контрагентами и предоставлять информацию во внешнем окружении является важным конкурентным преимуществом региона в условиях развития современного информационного пространства;
- маркетинговый ресурс в последнее время приобретает все большее значение для развития региональной экономики. Впервые понятие «региональный маркетинг» в отечественную науку ввели исследователи А.М. Лавров и В.С. Сурнин в 1994 г. [4] А.Л. Гапоненко под региональным маркетингом понимает комплекс мер, направленных на привлечение в регион новых экономических агентов и инвестиций, способствующих процветанию региона в целом [1]. Региональный маркетинг можно рассматривать в трех аспектах, во-первых, как философию ведения бизнеса на территории, во-вторых, как инструмент управления социально-экономическим развитием региона, в-третьих, как способ изучения рыночной ситуации для последующего воздействия на нее через маркетинговый инструментарий [2].
Процесс развития инновационного кластера в регионе предполагает последовательное прохождение нескольких этапов. По мнению автора, первые два этапа связаны с процессом создания кластера путем объединения его ключевых участников и определения стратегических направлений деятельности на основе анализа текущей ситуации региона, формированием ресурсной базы. Последующие этапы, связанные с созданием, внедрением и распространением инноваций, носят циклический характер.
Функционирование кластера требует целый комплекс ресурсов, значимость которых на разных этапах инновационного процесса варьируется. На основе экспертных оценок определена их значимость для протекания инновационного процесса в рамках функционирования кластера (табл. 2). Наиболее востребованные ресурсы отчетливо проявляются на диаграмме (рис. 1).
С помощью метода нормирования автором подсчитаны интегральные показатели значимости ресурсов для создания инновационного кластера в регионе (рис. 2).
Полученные результаты позволяют сделать вывод, приоритетное значение для осуществления инновационного процесса в рамках создаваемого в регионе кластера имеет присутствие научно-исследовательского и образовательного потенциала, административно-правовой поддержки и финансовых ресурсов.
В качестве основных ресурсов, обеспечивающих развитие инновационного кластера в регионе, направленных на улучшение инновационного климата и повышение эффективности инновационного процесса, особо следует отметить административно-правовой ресурс, формирующийся из усилий органов власти и направленный на реализацию следующих мер:
- совершенствование нормативно-правовой базы в части поддержки и развития рынка инновационных продуктов;
- формирование за счет различных источников фонда финансирования инновационных проектов;
- предоставление государственных гарантий из средств регионального бюджета под реализацию инновационных программ;
Таблица 2. Коэффициенты значимости ресурсов на разных этапах инновационного процесса в рамках инновационного кластера
Ресурс Административно-правовой Научно-исследовательский и образовательный Финансовый Материально-технический Информац ионный Маркетингов ый I
Этап \ч
I 0,2 0,6 0,1 0,1 1
II 0,1 0,1 0,5 0,1 0,1 0,1 1
III 0,2 0,3 0,3 0,1 0,1 1
IV 0,1 0,2 0,1 0,4 0,2 1
V 0,1 0,1 0,4 0,4 1
VI 0,2 0,6 0,1 0,1 1
Интегральный нормированный показатель значимости ресурсов для создания инновационног о кластера 0,9 1.8 1,1 0,6 0,7 0,7 1
ТКЛШРОЯТ БШ1КБ88 Ш КШ8!Л | №1 2014 | 121
Рис. 2. Интегральные показатели значимости ресурсов для создания инновационного кластера (%)
- создание прозрачного нормативно-правового регулирования предоставления льготных займов, налоговых льгот предприятиям, реализующим инновационные проекты;
- развитие системы государственной поддержки инновационной деятельности малого и среднего бизнеса;
- формирование привлекательного инвестиционного имиджа региона путем привлечения внимания российских и иностранных инвесторов к региону благодаря выявлению привлекательных характеристик;
- организационное содействие предприятиям в привлечении инвестиций;
- содействие формированию и развитию инновационной инфраструктуры;
- поддержание мотивационной сбалансированности интересов участников инновационного кластера и регионального рынка инноваций;
- развитие и поддержание отношений с посольствами, торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями.
Как видно из диаграммы, роль органов власти наиболее значима на первых этапах кластеризации, направлена на проведение оценки потенциала региона, выбор и формирование перспективных направлений кластера, создание условий и привлечение ресурсов для производства инновационных продуктов. На последующих этапах кластеризации органы власти выступают в роли регулятора в раз-
витии кластерных образований. При этом, по мнению автора, на первых этапах проектирования и формирования кластера необходимо сосредоточиться на создании благоприятных условий для развития собственной сети производственных компаний, научно-исследовательских, образовательных учреждений, инфраструктуры именно за счет внутренних ресурсов региона, в некоторой степени ограничивая поступления иностранных инвестиций, постепенно увеличивая их объемы по мере становления и развития кластерного образования, формирования явных конкурентных преимуществ и повышения инвестиционной привлекательности и ценности для потенциальных инвесторов.
Литература:
1. Гапоненко А.Л. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М., 1999. С. 16-20.
2. Кетова Н.П. Региональный маркетинг как эффективный инструмент капитализации экономических ресурсов проблемных регионов России // Экономические науки, №9 (94), 2012. С. 28-35.
3. Куценко Е. Кластеры в экономке: основы кластерной политики государства // Обозреватель-Observer. - 2010. - №3. - С. 99110.
4. Лавров А.М., Сурнин В.С. Реформирование экономики: региональные аспекты. Кемерово, 1994. С. 5-8.
5. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Рос-стат. - М., 2012. - 786 с.
122 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2014 |