Научная статья на тему 'Кластерные технологии как инструменты повышения инновационной активности территории'

Кластерные технологии как инструменты повышения инновационной активности территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ИННОВАЦИИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / CLUSTER TECHNOLOGIES / INNOVATIVE CLUSTER / INNOVATIONS / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кощеев Станислав Викторович, Боброва Олеся Юрьевна

Рассматриваются возможности формирования на территории Краснодарского края инновационного кластера в качестве одного из перспективных направлений развития региональной экономики на основе применения современной кластерной теории. Показана перспективность формирования инновационного кластера на территории Краснодарского края, основанная на анализе инновационной активности территориальных образований. В работе широко используются общепризнанные международные принципы развития инновационных кластеров. В основе применяемых методов лежит диалектический подход к изучению особенностей формирования и развития кластеров. Результаты исследования имеют как теоретическую так и практическую значимость, и могут использоваться при дальнейшей разработке теоретических и практических вопросов развития инновационных кластеров в качестве инструментов повышения эффективности экономики территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кощеев Станислав Викторович, Боброва Олеся Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER TECHNOLOGIES AS TOOLS FOR THE INCREASing OF INNOVATIVE ACTIVITY of the TERRITORY

The possibilities of innovation cluster’s formation in Krasnodar region as one of the prospective directions of development of the regional economy on the basis of application of modern cluster theory are discussed in the article. The perspective of formation of innovation cluster in Krasnodar region, based on the analysis of innovative activity of territorial formations was highlighted. The basis of applied methods is dialectic approach to study the formation and development’s peculiarities of clusters. Research results have both theoretical and practical value and could be utilized in further studies of theoretical and practical problems of innovation clusters’ development as tools for the improvement of efficiency of the territories’ economy.

Текст научной работы на тему «Кластерные технологии как инструменты повышения инновационной активности территории»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-51 УДК 332

КЛАСТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ТЕРРИТОРИИ

Кощеев С.В., Боброва О.Ю.

Рассматриваются возможности формирования на территории Краснодарского края инновационного кластера в качестве одного из перспективных направлений развития региональной экономики на основе применения современной кластерной теории.

Показана перспективность формирования инновационного кластера на территории Краснодарского края, основанная на анализе инновационной активности территориальных образований.

В работе широко используются общепризнанные международные принципы развития инновационных кластеров. В основе применяемых методов лежит диалектический подход к изучению особенностей формирования и развития кластеров.

Результаты исследования имеют как теоретическую так и практическую значимость, и могут использоваться при дальнейшей разработке теоретических и практических вопросов развития инновационных кластеров в качестве инструментов повышения эффективности экономики территорий.

Ключевые слова: кластерные технологии; инновационный кластер; инновации; системный подход.

CLUSTER TECHNOLOGIES AS TOOLS FOR THE INCREASING OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TERRITORY

Koshcheev S.V., Bobrova O.Y.

The possibilities of innovation cluster's formation in Krasnodar region as one of the prospective directions of development of the regional economy on the basis of application of modern cluster theory are discussed in the article.

The perspective of formation of innovation cluster in Krasnodar region, based on the analysis of innovative activity of territorial formations was highlighted.

The basis of applied methods is dialectic approach to study the formation and development's peculiarities of clusters.

Research results have both theoretical and practical value and could be utilized in further studies of theoretical and practical problems of innovation clusters' development as tools for the improvement of efficiency of the territories' economy.

Keywords: cluster technologies; innovative cluster; innovations; system approach.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года[3], в качестве одной из мер повышения развития экономики территориальных образования, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование инновационных кластеров на территории России.

К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Самарская, Калужская области, Алтайский край и др.). Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке, в том числе с

использованием инструментов программы поддержки малого и среднего предпринимательства^, с. 26].

Следует особо отметить, что реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспобности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.

В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации дается весьма важная для понимания функциональная типология формирующихся отечественных кластеров, предусматривающая наличие дискретных, процессных, инновационных и «творческих», туристических и транспортно-логистических кластеров [8, с. 104]

Инновационный кластер объединяет в себе всех участников цепочки добавленных стоимостей (от создания инноваций до получения и реализации конечного продукта) какой-либо отрасли, родственных и вспомогательных, обслуживающих отраслей. При таком разнообразии участников кластера, они всегда остаются в системе взаимосвязей между собой и способны дополнять и усиливать друг друга.

В инновационном кластере предприятия-партнеры получают ряд выгод от совместной деятельности. Это - снижение степени риска и неопределенности, ограничение конкуренции, господство на рынке, технологические и организационные инновации, укрепление имиджа, рост качества продукта, создание условий для результативного маркетинга, синергетический эффект, содействие развитию региональной экономики и, как следствие, повышение инвестиционной привлекательности территории.

Инновационные кластеры - это опора устойчивого регионального развития и освоения новых производств через создание инновационного продукта, удовлетворяющего запросам потребителям.

В настоящее время в России идет процесс формирования ряда региональных и локальных инновационных кластеров. Многие кластеры базируются на солидной материальной и организационной основе, созданной в прошлые десятилетия[8, с. 103].

Для анализа возможности и перспективности формирования инновационного кластера для повышения инновационной активности организаций, на территории Краснодарского края необходимо провести сравнительный анализ имеющихся у него ресурсов по сравнению с соседними территориями имеющих сходные ресурсы[11, с. 274].

Анализ инновационной активности в территориальных образованиях Южного федерального округа проводился по следующим показателям (представлено по материалам табл.1, 2, 3, 4):

1. Число организаций, выполнявших исследования и разработки.

2. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками.

3. Внутренние затраты на исследования и разработки.

4. Поступление патентных заявок и выдача охранных документов.

5. Число созданных передовых производственных технологий.

6. Число использованных передовых технологий.

7. Инновационная активность организаций - число организаций осуществляющих инновационную деятельность, удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в процентах от общего числа организаций.

8. Затраты на технологические инновации.

9. Объем инновационных работ, услуг в млн. руб. и в процентах от общего объема выпуска работ, услуг.

Наибольшее число организаций, выполнявших исследования и разработки, отмечено в Ростовской области (101), Краснодарском крае (56) и Волгоградской области (37). Наименьшее - в Адыгее (6). По численности персонала, занятого исследованиями и разработками, также лидирует Ростовская область (15883), наименьшее значение этого показателя зафиксировано в Калмыкии (199) [5,6].

По затратам на инновации среди регионов-лидеров следует отметить Ростовскую область (5900200 тыс.руб.), Краснодарский край (2948900 тыс.руб.) и Волгоградскую область (2948900 тыс. руб.).

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей инновационной активности

территориальных субъектов Южного федерального округа*

Число Численность Затраты на

организаций, выполнявших персонала, занятого исследования и разработки, тыс.

исследования и разработки исследованиями и разработками руб.

Южный 221 27695 11512300

федеральный

округ

Республика Адыгея 6 327 62900

Республика Калмыкия 7 199 64200

Краснодарский 56 6379 2948900

край

Астраханская область 14 942 365800

Волгоградская область 37 3965 2170300

Ростовская область 101 15883 5900200

*Рассчитано автором по данным http://regions.extech.ru

3498200,0

3500000,0 3000000,0 2500000,0 2000000,0 1500000,0 1000000,0 500000,0 0,0

Рис. 1. Затраты на фундаментальные исследования и разработки в Южном

федеральном округе[5]

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей инновационной активности субъектов

Южного федерального округа*

Поступление патентных заявок и выдача охранных документов

Подано заявок на выдачу патентов Выдано патентов

на изобретения на полезные на на полезные

модели изобретения модели

Южный 1804 455 1293 415

федеральный

округ

Республика Адыгея 5 — — 1

Республика Калмыкия 1 — 1 —

Краснодарский 552 173 442 159

край

Астраханская область 133 37 74 35

Волгоградская область 512 63 290 51

Ростовская 601 182 486 169

область

*Рассчитано автором по данным Росстата

По числу поданных заявок и выданных патентов на изобретения и полезные модели лидируют такие регионы, как Ростовская область, Краснодарский край, Волгоградская область.

Таблица 3

Сравнительный анализ показателей инновационной активности субъектов

Южного федерального округа*

Число созданных Число использованных Организации

передовых передовых инновационной

производственных производственных инфраструктуры на

технологий технологий 2009г., единиц

Южный 25 7069 56

федеральный

округ

Республика Адыгея — 8 1

Республика Калмыкия — 7 1

Краснодарский 9 1974 11

край

Астраханская область 2 202 7

Волгоградская область 3 2624 8

Ростовская область 11 2254 28

*Рассчитано автором по данным http://regions.extech.ru

По числу созданных передовых производственных технологий лидируют такие регионы, как Ростовская область(11), Краснодарский край (9), Волгоградская область (3). По степени использования передовых производственных технологий регионы-лидеры распределились следующим образом: Волгоградская область(2624), Ростовская область (2254), Краснодарский край (1974). Наибольшее количество инфраструктурных организаций зафиксировано в тех же регионах-лидерах: Ростовская область(28), Краснодарский край (11), Волгоградская область (8) [5,6].

Таблица 4

Сравнительный анализ показателей инновационной активности субъектов

Южного федерального округа

Число Удельный вес Объем Объем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организаций, организаций, инновационной инновационной

осуществлявших осуществлявших продукции, продукции в %

инновационную инновационную работ, услуг, от общего

деятельность деятельность, в общем числе организаций, % Млн. руб. объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг

Южный 245 8,3 18491,3 2,1

федеральный

округ

Республика Адыгея 5 8,8 61,8 1,2

Республика Калмыкия — — — —

Краснодарский 69 7,9 4717,5 1,1

край

Астраханская область 18 7,1 127,3 0,2

Волгоградская область 67 11,3 2441,1 0,6

Ростовская 86 11,4 11143,6 2,9

область

*Рассчитано автором по данным http://regions.extech.ru и Росстата

По данным Федеральной службы государственной статистики (табл. 1-4) следует отметить, что показатели инновационной деятельности организаций Южного Федерального округа свидетельствует о необходимости разработки мер по активизации инновационных процессов. Анализ данных, приведенных в таблицах 1-4 показывает, что среди субъектов Южного федерального округа наблюдается значительная дифференциация уровня развития инновационной сферы. Более половины научного потенциала округа сконцентрировано в Ростовской и Волгоградской областях и в Краснодарском крае. Данные территории обладают самыми высокими показателями инновационного развития среди регионов ЮФО. Тем самым они образуют группу лидеров. Результаты сравнительного анализа показателей инновационной деятельности

позволяют нам сделать общий вывод, что по уровню инновационного потенциала хозяйствующих субъектов и по объемам их региональной поддержки Краснодарский край входит в группу лидеров среди субъектов ЮФО. Тем не менее, стратегические ориентиры развития инновационной деятельности на территории региона должны быть нацелены не только на повышение конкурентной позиции внутри федерального округа, но и на достойное место хозяйствующих субъектов в общенациональном и глобальном экономическом пространстве. Для этого следует развивать внутренний инновационный потенциал территориальных субъектов, что актуализирует необходимость разработки методических подходов к его углубленной оценке.

Анализ основных параметрических характеристик Краснодарского края, на наш взгляд, позволяет говорить о способности и возможности региона выполнять функции «опорного» в Южном Федеральном округе, что подтверждается следующими данными.

Во-первых, край обладает высоким научным и образовательным потенциалом по целому ряду направлений (туризм, АПК, медицина и т.д.), а по ряду показателей Краснодарский край обладает лучшим в Южном федеральном округе научно-инновационным потенциалом, сосредоточенным в вузах и НИИ, а г.Краснодар входит в десятку лучших (по показателям инновационной активности) городов России.

По состоянию на начало 2011 года в Краснодарском крае насчитывалось 460 научных организаций различных организационно-правовых форм с общим числом занятых свыше 13 000 человек, что составляет 9,2% от общего количества научных организаций в Российской Федерации.

Однако численность работников Краснодарского края, выполнявших научные исследования и разработки, представленная в таблице 5, а также затраты на исследования и разработки (рисунок 3), позволяют сделать вывод о необходимости стимулирования «научных» работников с целью нивелирования

отрицательных тенденций, связанных с их уходом из данной отрасли, а также наращивания затрат на НИР в общем объеме финансирования отрасли.

Таблица 5

Научно-технический потенциал Краснодарского края

Год 2008 2009 2010 2011

Количество организаций 59 68 60 56

Число занятых в области НИР (всего) 7324 6997 6452 6379

Тем не менее, необходимо отметить, что в крае достаточно интенсивно развиваются прикладные исследования: в 2009 г. затраты на технологические инновации возросли на 18% по отношении к 2006 г. Помимо этого в последние годы в Краснодарском крае наблюдаются признаки как российского, так и западного трансферта технологий и капиталов (рис. 2).

Рис. 2. Затраты на фундаментальные исследования и разработки в

Краснодарском крае

В целом, достаточно полный перечень мер, направленных на повышение конкурентоспособности края и создание потенциала его развития в долгосрочной перспективе, обеспечение инновационной направленности экономического роста, сформулированы в комплексной программе — «Развитие инновационного потенциала Краснодарского края», основной целью которой является формирование современного научно-инновационного комплекса, что предполагает реализацию следующих стратегических действий:

- повышение конкурентоспособности и роли сектора научных исследований и разработок в экономике края, создание условий для его расширенного воспроизводства, соответствия темпов его развития потребностям экономики и предпринимательства;

- превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания эффективной инновационной системы;

- создание благоприятных условий для внедрения новых технологий в экономике и социальной сфере, включая комплексное и сбалансированное развитие инфраструктуры инновационной деятельности;

- меры по кадровому обеспечению развития инновационного потенциала, в том числе создание инновационного университета;

Эффективному использованию инновационного потенциала края будет способствовать реализация Комплексной программы «Развитие высокотехнологичных отраслей и наукоемких производств в Краснодарском крае», включающей стратегические действия, направленные на:

- ускорение модернизации экономики на основе технологических инноваций, удвоение числа инновационно активных организаций, осуществляющих инновации;

- создание условий для формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере;

- совершенствование нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность.

Представляется, что реализация всех вышеперечисленных мероприятий требует формирования действенной системы государственного регулирования инновационной деятельности посредством целенаправленного воздействия на экономические интересы институтов инновационной сферы, независимо от уровней инновационного развития.

Реализация существующих благоприятных предпосылок развития территориальных инновационных кластеров позволяет обеспечить активизацию использования существующего научно-технического потенциала[12, с. 25].

В целях активизации инновационного развития регионов будет обеспечено выделение на конкурсной основе субсидий субъектам[7, с. 1762]. Однако в связи с ограниченностью средств государственного бюджета, требуется выбор приоритетных направлений воздействия, что возможно осуществлять на основе селективного подхода, предполагающего

концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных для территории направлениях. При этом в зависимости от типа территории конкретные стратегии и инструменты регулирования инновационного развития можно структурировать через факторы спроса (рис. 3) и предложения (рис. 4).

Однако так как любая территория сочетает в себе функции как агента инновационного спроса, так и агента инновационного предложения, применение совокупности данных инструментов будет наиболее результативным.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что эффективное использование научно-технического и инновационного потенциала Краснодарского края в направлении выбранных траекторий развития обеспечит выполнение им функций «опорного региона» и создаст условия для увеличения вклада территории в достижение целей федерального Правительства, а конкретными механизмами реализации инновационной стратегии могут стать (рис. 5).

Совершенствовани системы

государственных заказов

Активная

инвестиционная

политика

1. Принятие нормативных актов в области регулирования научно исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

2. Разработка типовой тендерной документации на поставку инновационных товаров и услуг.

3. Создание единой системы каталогизации информации о государственных закупках.

4. Использование государственного заказа для обеспечения возможност: коммерциализации осуществляемых разработок.

5. Совершенствование законодательства о «наукоградах».

1. Реализация инновационных приоритетов через налоговые (включая амортизационную политику) и таможенные рычаги, механизм государственных гарантии.

2. Разработка индикативных планов экономического развития.

3. Выделение потенциально привлекательных секторов экономики.

4. Прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты.

Создание кла стеров

1. Создание технопарков, технополисов, инкубаторов, инновационных территориально-производственных комплексов.

2. Средства финансового содействия - налоговые инвестиционные кредиты, страхование рисков по кредитам, софинансирование маркетинговой деятельности предприятий, политика по привлечению инвестиций.

3. Включение затрат на исследования и разработки в себестоимость продукции.

4. Создание системы венчурного финансирования и поддержка деятельности

лизинговых фирм.

Стимулирование инновационного спроса

Рис. 3. Стратегии и инструменты регулирования инновационной активности посредством стимулирования инновационного спроса

Развитие системы образования

1. Разработка программы развития системы подготовки специалистов в области исследования и разработок.

2. Модернизация образовательных стандартов при их согласовании с международными стандартами как для вузов, так и для средних специальных учреждений.

3. Разработка программы повышения квалификации преподавателей в области инновационного менеджмента.

4.Образование системы кредитования высшего образования.

5. Создание системы подготовки кадрового обеспечения инновационной деятельности.

6. Государственное финансирование НИР ВУЗов.

Создание

научных

кластеров

1. Создание научных и исследовательских парков, инновационных центров.

2. Аккумуляция систем образования, науки и производства.

3. Совершенствование правовой базы регулирования инновационных процессов (системы защиты авторских прав, инноваторов и охраны интеллектуальной собственности).

4. Обеспечение социальной направленности инноваций

Создание

инновационной

инфраструктуры

1. Создание телекоммуникационных каналов.

2. Специализированных финансовых институтов (бирж, фондов, страховых компаний).

3. Развитие деятельности региональных представительств организаций, содействующих инновационным разработкам.

4. Регулирование международных аспектов инновационных процессов.

5. Совершенствование системы управления инновационной деятельностью

Стимулирование инновационного предложения

Рис. 4. Стратегии и инструменты регулирования инновационной активности посредством стимулирования инновационного предложения

Рис. 5. Механизмы реализации инновационной стратегии Краснодарского края

[4, с. 112]

Основными направлениями содействия развитию кластеров, реализуемыми органами государственной власти и местного самоуправления, должны стать следующие.

Первое, содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее, в том числе, инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера (центров кластерного развития), а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними.

Второе, развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия, включая:

- стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями;

- повышение качества управления на предприятиях кластера, повышение конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-поставщиков и развитие механизмов субконтрактации;

- содействие маркетингу продукции (товаров, услуг), выпускаемой предприятиями - участниками кластера и привлечению прямых инвестиций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третье, обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров, включающих повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, осуществление целевых инвестиций в развитие объектов инновационной инфраструктуры, предоставление налоговых льгот, в соответствии с действующим законодательством, снижение административных барьеров.

В заключении следует отметить, что формирование и развитие инновационных кластеров на сегодняшний день является наиболее эффективным механизмом привлечения прямых инвестиций и активизации интеграции организаций. Развитие инновационных кластеров позволяет

существенно поднять уровень технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:

- активизация приобретения и внедрения современных технологий, новейшей техники;

- получения организациями участниками кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям;

- получения организациями участниками кластера эффективных возможностей выхода на международные рынки.

Список литературы

1. Закон Краснодарского края «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае» от 5 апреля 2010 года № 1946-КЗ.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р.

4. Формирование регионального модуля национальной инновационной системы: под ред. проф. Л.Г. Матвеевой, доц. Т.В. Федосовой - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 361 с.

5. http://regions.extech.ru/ - информационно-справочный портал «Наука и инновации в регионах России».

6. http://www.krsdstat.ru/ - сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю.

7. Alexander N. Volkov Cluster Policies in Energy Efficiency Management in Regional Innovative Strategy of Sustainable Development // European researcher. 2012. № 10-2. Р. 1761-1766.

8. Koshcheev, S. V. Cluster technologies in management of innovative activity // European Journal of Economic Studies. 2012. №2. P. 102-106.

9. Knowledge, clusters and regional innovation: economic development in Canada. Ed. by A. Holbrook, D. Wolfe. Montreal, 2002. 284 p.

10. Solvell O. Cluster - balancing evolutionary and constructive forces / O. Solvell. Odeshog: Danagards Grafiska, 2009. 140 p.

11. Кощеев С.В. Оценка инновационной активности субъектов региональной инновационной системы Краснодарского края/ С.В. Кощеев, Я.В. Стрельбицкая // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 4 (22). С.74-79.

12. Янюшкин В.А. Механизм управления инновационной деятельностью малых предприятий гостиничного бизнеса// Вестник Национальной академии туризма. 2009. № 2 (10). С. 23-26.

References

1. Law of the Krasnodar Territory.

2. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020.

3. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020.

4. Matveevoy L.G., Fedosovoy T.V. Formirovanie regional'nogo modulya natsional'noy innovatsionnoy sistemy [The formation of the regional module of the national innovation system]. Taganrog: UFU Publ., 2009. 361 p.

5. http://regions.extech.ru/

6. http://www.krsdstat.ru/

7. Alexander N. Volkov Cluster Policies in Energy Efficiency Management in Regional Innovative Strategy of Sustainable Development. European researcher, no. 10-2 (2012): 1761-1766.

8. Koshcheev, S. V. Cluster technologies in management of innovative activity. European Journal of Economic Studies, no. 2 (2012): 102-106.

9. Holbrook A., Wolfe D. Knowledge, clusters and regional innovation: economic development in Canada. Montreal, 2002. 284 p.

10. Solvell O. Cluster - balancing evolutionary and constructive forces. Odeshog: Danagards Grafiska, 2009. 140 p.

11. Koshcheev S.V., Strel'bitskaya Ya.V. Otsenka innovatsionnoy aktivnosti sub"ektov regional'noy innovatsionnoy sistemy Krasnodarskogo kraya [Estimation of Innovative Activity of Subjects of Regional Innovative System of Krasnodar Region]. Izvestiya Sochi State university, no. 4 (2012): 74-79.

12. Yanyushkin V.A. Mekhanizm upravleniya innovatsionnoy deyatel'nost'yu malykh predpriyatiy gostinichnogo biznesa [Mechanism of management of innovative activity of small enterprises of hotel business]. Vestnik Natsional'noy akademii turizma, no. 2 (2009): 23-26.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Кощеев Станислав Викторович, кандидат экономических наук, инженер по научно-технической информации

Сочинский государственный университет

ул. Советская, 26а, г. Сочи, Краснодарский край, 354000, Россия e-mail: kosheevstas@mail. ru SPIN-код: 3470-2437

Боброва Олеся Юрьевна, аспирант, инженер по научно-технической информации

ул. Советская, 26а, г. Сочи, Краснодарский край, 354000, Россия

e-mail: priz88@rambler.ru DATA ABOUT THE AUTHORS

Koshcheev Stanislav Viktorovich, Candidate of Economic Sciences, engineer

Sochi State University

26a, Sovetskaya street, Sochi, Krasnodarskii krai, 354000, Russia

e-mail: kosheevstas@mail. ru

Bobrova Olesya Yurievna, postgraduate, engineer

Sochi State University

26a, Sovetskaya street, Sochi, Krasnodarskii krai, 354000, Russia e-mail: priz88@rambler.ru

Рецензент:

Янюшкин Виктор Александрович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.