Научная статья на тему 'Формирование системы управления инновационной активностью в индустрии гостеприимства на основе применения кластерных технологий'

Формирование системы управления инновационной активностью в индустрии гостеприимства на основе применения кластерных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
754
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / КЛАСТЕР / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / INNOVATIVE ACTIVITY / CLUSTER / HOSPITALITY INDUSTRY / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кощеев Станислав Викторович

В статье рассмотрены особенности управления инновационной активностью индустрии гостеприимства на основе применения кластерного подхода. Цель разработка системы управления инновационной активностью в индустрии гостеприимства на основе использования кластерных технологий. В работе широко используются концепции современной науки управления и кластеризации в сфере рекреации и туризма, а также результаты исследования инновационной активности организаций индустрии гостеприимства. Обоснованы методические подходы к формированию системы управления инновационной активностью в индустрии гостеприимства, включающие механизмы управления (инновационные кластеры, консорциум управления инновационной активностью), ресурсное и институциональное обеспечение, методику отбора организаций-участников инновационного кластера, оценку эффективности системы управления, а также меры управленческих воздействий. Результаты исследования имеют как теоретическую так и практическую значимость, и могут использоваться при дальнейшей разработке теоретических и практических вопросов применения кластерных технологий в управлении инновационной активностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кощеев Станислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INNOVATION ACTIVITY MANAGEMENT SYSTEM IN HOSPITALITY INDUSTRY BASED ON CLUSTER TECHNOLOGIES

The main features of innovation activity management of hospitality industry based on the cluster approach are discussed in the article. The goal of the research is the development of innovation activity management system in hospitality industry based on cluster technologies. Modern science concepts of management and clustering in the sphere of recreation and tourism, results of the research of hospitality industry organizations’ innovation activity are widely used in the publication. Methodic approaches to formation of innovation activity management system in hospitality industry with management mechanisms (innovative clusters, consortia of innovation activity management), resource and institution supply, procedure of innovation cluster stakeholder’s selection, assessment of effectiveness of management system, measures of management impacts are proved in the article. Research results have both theoretical and practical value and should be used in further development of cluster technologies’ implementation issues in innovation activity management.

Текст научной работы на тему «Формирование системы управления инновационной активностью в индустрии гостеприимства на основе применения кластерных технологий»

УДК 005.584.1:[005:001.895:330.342] ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТЬЮ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ КЛАСТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кощеев С. В.

В статье рассмотрены особенности управления инновационной активностью индустрии гостеприимства на основе применения кластерного подхода.

Цель - разработка системы управления инновационной активностью в индустрии гостеприимства на основе использования кластерных технологий.

В работе широко используются концепции современной науки управления и кластеризации в сфере рекреации и туризма, а также результаты исследования инновационной активности организаций индустрии гостеприимства.

Обоснованы методические подходы к формированию системы управления инновационной активностью в индустрии гостеприимства, включающие механизмы управления (инновационные кластеры, консорциум управления инновационной активностью), ресурсное и институциональное обеспечение, методику отбора организаций-участников инновационного кластера, оценку эффективности системы управления, а также меры управленческих воздействий.

Результаты исследования имеют как теоретическую так и практическую значимость, и могут использоваться при дальнейшей разработке теоретических и практических вопросов применения кластерных технологий в управлении инновационной активностью.

Ключевые слова: инновационная активность; кластер; индустрия

гостеприимства; системный подход.

FORMATION OF INNOVATION ACTIVITY MANAGEMENT SYSTEM IN HOSPITALITY INDUSTRY BASED ON CLUSTER TECHNOLOGIES

Koshcheev S.V.

The main features of innovation activity management of hospitality industry based on the cluster approach are discussed in the article.

The goal of the research is the development of innovation activity management system in hospitality industry based on cluster technologies.

Modern science concepts of management and clustering in the sphere of recreation and tourism, results of the research of hospitality industry organizations’ innovation activity are widely used in the publication.

Methodic approaches to formation of innovation activity management system in hospitality industry with management mechanisms (innovative clusters, consortia of innovation activity management), resource and institution supply, procedure of innovation cluster stakeholder’s selection, assessment of effectiveness of management system, measures of management impacts are proved in the article.

Research results have both theoretical and practical value and should be used in further development of cluster technologies’ implementation issues in innovation activity management.

Keywords: innovative activity; cluster; hospitality industry; system approach.

В последние годы главным инструментом эффективной государственной стратегии развития и управления индустрией гостеприимства в странах с высоким уровнем конкурентоспособности стал кластерный подход. Он базируется на взаимодействии и сотрудничестве организаций,

функционирующих в индустрии гостеприимства и государственных структур, без которых невозможно управление инновационной активностью.

Высокий уровень инновационной активности является необходимым условием устойчивого социально-экономического развития индустрии гостеприимства. В этой связи развитие методов исследования, условий, определяющих уровень инновационной активности организаций индустрии гостеприимства, приобретает особое значение, как для экономической науки, так и практики управления инновациями и инвестициями [2, с.26].

Эффективность инновационной деятельности в индустрии гостеприимства определяется, прежде всего, адекватной организационной системой управления.

Согласно современной теории управления система управления базируется на следующих основных методических аспектах (подходах) [3, с.104]:

- концептуальном;

- маркетинговом;

- ресурсном;

- инновационном;

- системном.

Сущностное и функциональное единство этих аспектов детерминирует необходимость комплексного анализа и синтеза проблем стимулирования инновационной активности, формирования методических принципов по управлению инновационной деятельностью в индустрии гостеприимства, разработки инновационной стратегии и тактики в соответствии со спецификой индустрии гостеприимства региона туристкой специализации, а также поиска новых подходов к управлению инновационным потенциалом организаций данной сферы в условиях конкуренции на рынке туристских услуг и динамичного изменения спроса на услуги индустрии гостеприимства.

Концептуальный подход к стратегическому управлению инновационной активностью в индустрии гостеприимства призван обеспечить формирование

конкурентоспособных стратегии и тактики инновационных процессов [1, с. 3]. Поскольку инновационная стратегия является генеральным планом инновационной деятельности ИГ, то совокупность целей инновационной стратегии и направления их реализации определяют границы инновационной активности организации (ИГ).

Маркетинговый подход к системе управления инновационной активностью индустрии гостеприимства представляет собой совокупность целевых и принципиальных установок, ориентирующихся на предоставление тех услуг, которые соответствует прогнозируемому состоянию потребительского спроса.

Основная идея ресурсного подхода состоит в том, что каждая организация (отрасль) обладает неоднородными ресурсами и возможностями [5, с. 422]. Ресурсный потенциал, включающий как финансовые, материальные, так и нематериальные ресурсы, является основой развития инновационной активности.

В настоящее время конструктивным принципом и доминирующим фактором активизации инновационной активности является использование инновационного подхода при разработке и реализации инновационных стратегий, направленных на технологическую модернизацию организаций индустрии гостеприимства с целью создания конкурентоспособной продукции отвечающей современным требованиям.

Системный подход формирует идеологию производственно-рыночного поведения, при использовании которого наиболее полно, точно и достоверно можно научно обосновать экономически целесообразное решение и предложить пути его практической реализации. Системный подход является общей методологией изучения и формирования структур, исходящий из принципа целостности и соответствия цели [6, с.25].

В зависимости от характера деятельности термин «система» объединяет несколько общих понятий:

- целостное образование с новыми свойствами, которыми обладают ее элементы;

- подмножество взаимосвязанных элементов, выделенное из множества объектов любой природы в соответствии с требованиями решаемой задачи;

- систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определенных целей данным объектом.

С точки зрения современных экономистов [Павлова С.А., Паршенцев А.С., Крамин Т.В., Борисов А.Н., Балашов В.Г., Закорин Н.Д., Севастьянова С.А. и другие] каждая система является частью какой-то более крупной системы, поэтому инновационный процесс ИГ должен быть рассмотрен в рамках целостного подхода во взаимосвязи с другими системами.

Объединение рассмотренных подходов в единую методологическую основу представляет возможность сформулировать систему методологических принципов стимулирования инновационной активности индустрии гостеприимства [4, с. 68]:

- системность (индустрия гостеприимства как система состоит из множества структурных подразделений, которые определенным образом связаны между собой и внешней средой территориального образования);

- комплексность (комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон инновационной деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей);

- предпринимательство, (необходим предпринимательский стиль стратегии управления инновационной активностью);

- адаптивность, предполагающий обеспечение приспособления инновационной стратегии к изменениям факторов внешней среды территориальных образований (при развитии инновационной активности в индустрии гостеприимства, кроме всего прочего, следует учитывать сезонность и экологическое обоснование проекта);

- альтернативность, предполагающий обеспечение альтернативами стратегий инновационного выбора при принятии стратегических инновационных решений в индустрию гостеприимства и многоканальность привлечения инноваций (государственных, частных, смешанных);

- учет риска, предполагающий учет уровня инвестиционного риска в процессе принятия инновационных решений обусловленный спецификой ИГ;

- мониторинг инновационного процесса, то есть регулярное

отслеживание результатов инновационных решений, анализ вложений должен быть объективным, конкретным, плановым и систематическим. Диагностика инновационной активности базируется на четырёх видах измерений параметров системных характеристик: физических,

динамических, контрольных (сравнительных) и прогнозных и состоит из двух объектов анализа: диагностики результатов деятельности

предприятия индустрии гостеприимства за период и его состояние на текущий момент; диагностика управления (диагностика бизнес-процессов);

- конкурентоспособность объекта инновационного вложения (необходима оценка конкурентоспособности объекта на перспективу);

- проведение маркетинговых исследований, что позволит исключить ошибки на стадии планирования инновационных вложений;

- мультипликативный эффект, способствующий развитию элементам инфраструктуры.

Из выше изложенного следует, что управление инновационной активностью - это часть организованной системы управления индустрией гостеприимства, характеризующаяся иерархичностью управления, взаимосвязью элементов, обладающих собственными свойствами и объединенные общей сформулированной целью.

В зависимости от объектов исследования и поставленных целей современные ученые предлагают различные организационные структуры систем управления, наиболее типичными являются следующие [7, с. 131].

Авторы [Цветков А.В., Попов А.А. и другие] в систему управления включают четыре подсистемы: управляющую, управляемую, обеспечивающую, научную, другие авторы [Борисов А.Н., Володина Н.Л., Зуева М.С., Ломидзе Ю.Л.] к имеющимся подсистемам добавляют диагностику и методы управления, третьи авторы [Плешков А.Ю., Паршенцев А.С., Сивкова С.А. и другие] подразделяют систему управления на три уровня: стратегический,

тактический и оперативный.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что системы управления можно представить схематично следующим образом:

Вход - Управляющая подсистема - Обеспечивающая подсистема -Научная подсистема - Управляемая подсистема - Диагностика - Результат -Выход, где:

- обеспечивающая подсистема может быть представлена собственными, заемными и привлеченными ресурсами, а также включать правовую и информационную основу;

- управляющая подсистема - это субъекты управления: органы власти, определяющие цели и задачи инновационной деятельности ИГ и отдельных отраслей, органы, осуществляющие бюджетный и финансовый контроль;

- управляемая подсистема - это объекты управления: финансовые, материальные, трудовые, инновационные ресурсы;

- научная подсистема включает в себя исследования, разработки, ноу-хау и т.д.;

- диагностика представляет собой анализ инновационных процессов и результатов;

- под «входом» авторы обычно понимают средства или показатели

(характеристики);

- под «выходом» понимают либо выработанные управленческие решения, либо экономические результаты.

Следует отметить, что в системах управления ранее рассмотренных авторов, отличающихся системностью и целостностью, отсутствуют промежуточные результаты и обратная связь между конечными результатами, системой входа и управляющей подсистемой. Ранее представленные системы управления инновационной деятельностью и активностью не приведут к эффективности развития инновационной активности индустрии гостеприимства по причине некоторых ее отличительных особенностей от других отраслей и комплексов. Управление в сфере индустрии гостеприимства заключается в поиске оптимизационных решений между централизацией (органами власти) и децентрализацией (уровень организаций). В связи с этим необходима разработка концептуально новой системы управления инновационной активностью индустрии гостеприимства, которая схематично представлена на рисунке 1.

Особенностями предлагаемой системы управления инновационной активностью индустрии гостеприимства, в отличие от существующих, являются следующие:

1. Обеспечивающая и научная подсистемы являются управляемой подсистемой и подчиняются управляющей. Другие авторы описывают данные подсистемы как самостоятельные звенья при отсутствии взаимоподчинения. С нашей точки зрения, и научная подсистема, и обеспечивающая подсистема зависят от нормативно-законодательной базы и мер органов власти, предпринимаемых в инновационной сфере, поэтому эти две подсистемы являются управляемыми.

2. В связи со спецификой индустрии гостеприимства обеспечивающая подсистема функционирует на:

- макроуровне, где она представляет собой внешние ресурсы и мероприятия, вовлекаемые в инновационный процесс;

- микроуровне - внутренние ресурсы организации ИГ.

Обратная связь

Рис. 1. Система управления инновационной активностью в индустрии гостеприимства

Конечные результаты (выход)

3. Научная подсистема, с нашей точки зрения, включает в себя не только результаты НИОКР, а также тактику и стратегию инновационного развития, поскольку анализ и планирование показателей инновационной активности, невозможно без опоры на научные результаты деятельности организации (отрасли).

4. В результате организации инновационного кластера в индустрии гостеприимства как эффективного инструмента стимулирования инновационной активности, оказывающего влияние на инновационный рынок, получаются промежуточные показатели инновационной активности интересующей нас сферы.

В данном случае такими показателями выступают: результаты

деятельности консорциума управления инновационной активностью индустрии гостеприимства КУИАИГ коммерческого партнерства, мультипликативный эффект и диагностика результатов инновационной активности индустрии гостеприимства.

5. На выходе образуются конечные результаты, которые различны для субъектов инновационной деятельности: для инвесторов - это получение дополнительного дохода, для руководителей организаций ИГ- обеспечение конкурентоспособности и прибыльности, для органов власти - увеличение налоговых поступлений и обеспечение занятости трудоспособного населения, для населения - получение качественных услуг, обеспечение занятости.

6. Функционирование данной системы управления невозможно без установления обратной связи между конечными результатами, новаторами и управляющей подсистемой. Условием существования инновационной активности является наличие обратной связи. Во-первых, инновации должны возвращаться к субъекту инициирующего инновационный процесс, во-вторых, если конечные результаты инновационной активности - более, чем удовлетворительные, то и новаторы, и органы власти будут стремиться к еще большим вложениям.

Необходимость акцентирования внимания на кластерной структуризации представленной системы, в свою очередь, обусловлена нижеперечисленными факторами:

возможность сохранения и укрепления единого экономического пространства территории посредством комплексного развития инновационноориентированных кластеров с позиций системного и целевого подходов к реализации стратегического управления;

- максимально возможное приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции;

- равномерное размещение производства по территории страны, нацеленное, в том числе, на выравнивание уровня социально-экономического развития регионов;

- укрепление конкурентоспособности и обороноспособности российского государства в целом.

Центральным звеном системы управления инновационной активностью в индустрии гостеприимства является инновационный кластер (ИКИГ), представленный на рисунке 2, который представляет собой совокупность организаций индустрии гостеприимства, организаций, генерирующих инновации (ВУЗы, НИИ и т.д.), обеспечивающие организации формирующие взаимоотношения инвесторов и руководителей объектов инвестирования в интересах развития индустрии гостеприимства и повышения ее инновационной активности.

В данной структуре прослеживаются тесные взаимосвязи разных участников кластера. Например, инновации должны использоваться на всех этапах производственного процесса. Поставщики поставляют разнообразные ресурсы - оборудование, электроэнергию, топливо, человеческие ресурсы, а также оказывают услуги: финансовые, ремонтные, строительные,

транспортные. Так же существуют смежные и вспомогательные отрасли, которые помогают и в дальнейшем эффективно функционировать

инновационному кластеру. Это и дополнительные инвестиции, и внешние ресурсы других сфер деятельности экономики региона туристкой специализации, и правительство с координирующими деятельность кластера органами.

Рис. 2. Структура инновационного кластера индустрии гостеприимства

Ядро инновационного кластера составляют непосредственно организации, производящие новшества и инновации, а также инновационная инфраструктура, способствующая их распространению.

Для более полного раскрытия содержания процессов происходящих в ядре кластера проведена систематизация и разработана классификация заинтересованных участников инновационного кластера, отражающая специфические особенности каждой из групп при взаимодействии в процессе инновации.

На основании проведенного анализа были выделены следующие группы участников инновационного процесса (рис. 3).

Важнейшими группами являются авторы и пользователи новшеств, а также государственные структуры и потенциальные потребители услуг (продуктов), изготовленных на основе новых идей.

В зависимости от масштабов инновации и сложности проекта, в его реализации могут принимать участие до нескольких сотен организаций и предприятий. Очевидно, что в зависимости от того, сколько участников вовлечено в инновационный процесс и каковы их роли, взаимодействие заинтересованных в инновациях организаций происходит по-разному.

Поведение заинтересованных в повышении ИА организаций ИГ при взаимодействии по поводу реализации совместных проектов предопределяется их функциями в процессе инновации, ресурсами, которые они вкладывают в инновацию и рисками, которые они несут, а также возможными и ожидаемыми выгодами (табл. 1).

Рис. 3. Основные группы заинтересованных участников ИКИГ

Таблица 1

Классификация заинтересованных в инновациях организаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классификационный признак Группы заинтересованных в инновациях организаций

По выполняемым функциям - создатели новшества; - производители товаров и услуг с использованием новшества; - субъекты финансирования инновации; - оценщики новшества и конечных продуктов.

По виду инвестируемых ресурсов - инвестирующие интеллектуальный продукт - инвестирующие финансовые ресурсы - инвестирующие влияние - внеконкурентное преимущество

По виду получаемой выгоды - получающие финансовые выгоды - получающие выгоду самореализации - получающие повышение качества жизни - получающие повышение репутации

Второй составной элемент ядра инновационного кластера это инновационная инфраструктура (ИИ) (таб. 2, рис.4). Она способствует диффузии инноваций за пределы кластера. Также следует отметить, что наличие развитой инновационной инфраструктуры способствует более быстрому распространению инноваций.

Таблица 2

Общая схема инфраструктуры инновационного кластера индустрии

гостеприимства

Производственно- технологическая составляющая Консалтингов ая составляющая Финансовая составляющ ая Кадровая составляющ ая Информационная составляющая Маркетинговая составляющая

Инновационнотехнологические центры и технопарки Центры трансфера технологий Бюджетные средства Повышение квалификац ии персонала в области инноваций Система научнотехнической информации Специализирова нные посреднические фирмы

Инновационно- промышленные комплексы Консалтинг в сфере экономики и финансов Инноваци онно- инвестицион ный фонд Подготовка специалисто в в области технологиче ского и научного менеджмент а Ресурсы структур поддержки малого бизнеса Ритейлинговые ассоциации инновационных технологий

Центры фундаментальных разработок Технологичес кий консалтинг Бюджетные и внебюджетн ые фонды технологиче ского развития Региональные информационные сети Интернет, медийные библиотеки Интернет

Центры коллективного пользования высокотехнологи чным оборудованием Маркетинговы й консалтинг Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научнотехнической сфере Электронные информационные базы, биржи высоких технологий Выставки

Консалтинг в области внешнеэконом ической деятельности Посевные и стартовые фонды Ярмарки

Г арантийны е структуры и фонды

Рис. 4. Инновационная инфраструктура инновационного кластера ИГ

Общность кластерной инфраструктуры, благоприятные условия для обмена знаниями и поддержки новых идей, единый рынок рабочей силы и низкие барьеры позволяют компаниям и организациям ИГ, входящих в ИК, получить преимущества от географической близости. Участие в таких сетях становится для них важным фактором развития собственной конкурентоспособности.

Подводя итоги следует отметить, что главными особенностями инновационных кластеров в индустрии гостеприимства являются:

1. Во-первых, инновационный кластер лишь в редких случаях может представлять собой единую организационную структуру, включающую все субъекты, участие которых необходимо для выполнения всего комплекса работ процесса «исследование - разработка - подготовка технологии -освоение новой технологии».

2. Во-вторых, в инновационный кластер наряду с базовыми, кластерообразующими хозяйственными единицами могут временно или частично входить другие участники.

3. В-третьих, один и тот же участник инновационного кластера может одновременно быть составной частью других кластеров, в том числе инновационных кластеров других отраслей (межотраслевой инновационный кластер).

4. В-четвертых, в инновационном кластере взаимоотношения самостоятельных участников строятся на равноправной договорной основе, а не по принципу иерархии.

5. В-пятых, инновационным кластерам свойственны изменения, выражающиеся во временных расширениях и сужениях состава ИК, обусловленных разнообразием решаемых научно-технических задач и, соответственно, состава участвующих субъектов ИК.

Список литературы

1. Бекетов Н. Перспективы развития межрегиональных инновационных систем и формирование инновационных кластеров российской экономики. ЦКЬ: http://viperson.ru/wind.php?ID=636987 (дата обращения: 30.05.2011).

2. Гусев Ю. О принципах кластеризации экономики в России // Экономические стратегии. 2007. №3. С. 25-30.

3. Кощеев С.В. Современные тенденции развития систем управления инновационной деятельностью // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2011. №1 (15). С. 100-106.

4. Баранова А.Ю., Левченко Т.П. Оценка взаимосвязи качественных и количественных характеристик, влияющих на количество туристов в индустрии гостеприимства // Европейский исследователь. 2010. № 1. С. 66-71.

5. Баранова А.Ю., Левченко Т.П. Экономические основы управления организациями индустрии гостеприимства // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 421-425.

6. Янюшкин В.А. Механизм управления инновационной деятельностью малых предприятий гостиничного бизнеса // Вестник Национальной академии туризма. 2009. № 2 (10). С. 23-26.

7. Knowledge, clusters and regional innovation: economic development in Canada. Ed. by A.Holbrook, D.Wolfe. Montreal, 2002. 284 p.

References

1. http://viperson.ru/wind.php?ID=636987

2. Gusev Yu. Ekonomicheskie strategii, no. 3 (2007): 25-30.

3. Koshcheev S.V. Vestnik Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta turizma i kurortnogo dela 15, no. 1 (2011): 100-106.

4. Baranova A.Yu., Levchenko T.P. Evropeyskiy issledovatel, no. 1 (2010):

66-71.

5. Baranova A.Yu., Levchenko T.P. Problemy sovremennoy ekonomiki, no. 2 (2010): 421-425.

6. Yanyushkin V.A. Vestnik Natsional'noy akademii turizma 10, no. 2 (2009): 23-26.

7. Knowledge, clusters and regional innovation: economic development in Canada. Ed. by A.Holbrook, D.Wolfe. Montreal, 2002. 284 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Кощеев Станислав Викторович, кандидат экономических наук, инженер по научно-технической информации

Сочинский государственный университет

ул. Советская, 26а, г. Сочи, Краснодарский край, 354000, Россия e-mail: kosheevstas@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Koshcheev Stanislav Viktorovich, Candidate of Economic Sciences, engineer

State University of Sochi

26a, Sovetskaya street, Sochi, Krasnodarskii krai, 354000, Russia e-mail: kosheevstas@mail. ru

Рецензент:

Левченко Татьяна Павловна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса (Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сочинский государственный университет»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.