ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
0 < R < 100 — если фактическая величина частного показателя принимает одно из промежуточных значений между худшим и лучшим (оптимальном, нормативном) значениями для данной совокупности объектов управления. Например, R = 60% означает, что разность между фактическим и худшим значениями данного частного показателя составляет 60% от имеющейся разности между лучшим и худшим значениями
данного результативного показателя развития социальной сферы.
Предложенные выше процедуры для оценки деятельности органов государственной власти в социальной сфере направлены на повышение качества управления социальным развитием и будут способствовать решению актуальных проблем развития в соответствующих отраслях.
Литература
1. Эмиров Н.Д. Современные управленческие технологии в социальной сфере. — СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. — 380 с.
2. Оценка. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy (дата обращения: 02.09.2014).
3. Критерий. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 23.08.2014).
4. О концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года: Закон Ленинградской области от 28.06.2013 г. №45-ОЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.09.2014).
5. О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)»: Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 717. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.09.2014).
6. Асеев В.Г. Нормативы развития социальной сферы. — СПб: ИНФО-Да, 2008. — 19 с.
7. Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры: распоряжение Правительства РФ от 19.10.1999 г. №1683-р. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.09.2014).
8. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. № 322. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.09.2014).
9. Опубликован первый рейтинг эффективности губернаторов. URL: http://www.vz.rU/news/2014/1/27/669724.html (дата обращения: 27.01.2014).
10. Методика определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности: Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 г. №2550-р. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.08.2014).
11. Российский статистический ежегодник — 2013 год. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 23.09.2014).
12. Бородкин Ф.М., Айвазян С.А. Социальные индикаторы: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 607 с.
13. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2013. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 11.09.2014).
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА
М.А. Морозова,
декан факультета медиакоммуникаций и туризма Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения,
доктор экономических наук [email protected]
В статье приведены подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала предприятий сферы гостеприимства на базе использования кластерного подхода. Проанализированы теоретические основы кластерных технологий, обоснована значимость стимулирования инновационной деятельности в целях решения ключевых практических и теоретических проблем туристской сферы. Подчеркнута необходимость повышения уровня инновационной активности в сфере гостеприимства для обеспечения устойчивого развития индустрии. Кластерное взаимодействие охарактеризовано как инструмент идентификации конкурентных преимуществ, повышения привлекательности туристских дестинаций, развития туристской инфраструктуры и вовлечения ресурсов в сферу гостеприимства. Выявлены основные факторы, сдерживающие рост инновационной активности в сфере гостеприимства и предложены пути их преодоления.
Ключевые слова: инновация, инновационное предпринимательство, инновационное развитие, кластер, туризм, гостиничный бизнес, индустрия гостеприимства.
УДК 339.163.2
В последние годы отмечается значительное повышение значимости индустрии гостеприимства, как на региональном, так и на федеральном уровне. Высокое конкурентное давление, изменчивость потребительских предпочтений, активное внедрение достижений научно-технического прогресса и появление новых каналов дистибуции — лишь немногие новшества, появившиеся на бизнес-горизонтах индустрии гостеприимства. Инновации становились способом адекватного реагирования на эти изменения. Специфика российского рынка требует от предприятий индустрии формирования стратегии, соответствующей вектору развития национальной экономики, признания значи-
мости факторов как финансового, так и человеческого капитала и высокого уровня социальной ответственности. Повсеместно встречаются попытки копирования иностранных инноваций, но существенные отличия в организации российского и зарубежного бизнеса снижают вероятность успешного внедрения и эффективного использования таких технологий и порождают необходимость в генерации собственных инноваций.
Ориентация на инновации находит отражение в стратегии организации и требует умения мыслить на долгосрочную перспективу — это качество отличает подлинных новаторов и лидеров индустрий.
303
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Потребность в повышении конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства продиктована взятым курсом на переход России на инновационный путь развития, что было обозначено в выступлении президента РФ на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». Инновационное развитие — это поступательный процесс, который объединяет сферы экономики, науки, техники и охватывает диапазон креативных видов деятельности от появления научной идеи до его коммерциализации, и комплекс экономических отношений: производства, обмена, распределения, потребления результата, полученного в ходе этого процесса [14].
По мнению многих авторов, шансы на победу в конкурентной борьбе значительно возрастают у тех предприятий, которые способны генерировать инновации совместно с близкими по географическому признаку контрагентами. Инновационная активность реализуется за счет системы внедрения нововведений, сложной по своему структурному составу. Инновационная активность традиционно выше в тех компаниях, в которых высоко ценится человеческий капитал и поощряется инициативность каждого члена команды.
Использование современных прогрессивных инструментов управления инновационной активностью является залогом устойчивого развития индустрии гостеприимства. Первоочередным этапом организации эффективной системы стимулирования инновационной деятельности предприятий должен выступать мониторинг и определение ключевых факторов, сдерживающих осуществление инноваций, а также разработка комплекса мероприятий по их возможной минимизации [3].
К сожалению, имеет место влияние ряда негативных тенденций, препятствующих динамичному развитию индустрии гостеприимства и усилению инновационной активности. Так, устойчивому развитию российского рынка услуг индустрии гостеприимства препятствует сохранение его пространственной асимметрии, связанной с неоднородностью экономического пространства страны [8].
Одной из ключевых проблем является несовершенство действующего законодательства и отсутствие общепринятого толкования ряда важнейших понятий. Разрешить спорные вопросы может внедрение новых законопроектов, отвечающих также нормам международного права и разрабатываемых с привлечением ведущих специалистов отрасли.
Устаревание материально-технической базы отмечается повсеместно, как в регионах, не являющихся лидирующими по интенсивности турпотоков, так и в популярных туристских центрах. Как правило, это следствие нехватки финансирования — отсутствие должной государственной поддержки и мер по стимулированию инвестиционной деятельности, влекущие за собой низкую инвестиционную привлекательность и длительную окупаемость вложений.
В качестве мер, принятие которых необходимо для стимулирования инновационного развития, называют предоставление консалтинговых услуг предприятиям, введение налоговых льгот для компаний и предпринимателей, участвующих в процессе генерирования инноваций, создание бизнес-инкубаторов, технопарков и других видов научно-технологических комплексов, разработку целевых программ по поддержке инициатив в сфере инноваций на местном, региональном и федеральном уровнях.
Необходимость роста инновационной активности обусловлена возникшей потребностью в восстановлении и поддержании связи с общемировыми тенденциями, кроме того — это важнейшее условие динамичного развития индустрии. В связи с этим получает распространение кластерный подход как основной инструмент регулирования индустрии гостеприимства.
В соответствии с Методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, инновационный территориальный кластер — это совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участники кластера), которая характеризуется наличием:
— объединяющей участников кластера научно-технической цепочки;
— механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;
— синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия за счет высокой степени их концентрации [9].
Широкое распространение получило также другое определение: кластер—это группа близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно действующих в определенном виде бизнеса, характеризующихся общностью направлений деятельности и дополняющих друг друга [10]. Кластерный подход, как управленческая технология, приобретает особую актуальность в условиях глобальных кризисов, когда результативность традиционных форм диверсификации значительно снижается. По результатам исследований, проведенных зарубежными специалистами, в Европейском союзе инновационная активность предприятий, входящих в состав кластера, на 15-20% выше предприятий вне кластеров [7].
В индустрии гостеприимства инновационный кластер представляет собой комплекс предприятий туристско-рекреационного назначения, организаций, отвечающих за разработку инноваций (высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры и др.), организаций, занимающихся привлечением инвестиций и различных структур, обеспечивающих кластер финансовыми, человеческими и материальными ресурсами. Вхождение в кластер позволяет предприятию улучшить показатели хозяйственной деятельности и повысить инновационную активность.
В последнее время на обсуждение все чаще выносится утверждение, что физическое расположение в непосредственной близости не всегда требуется для организации эффективного кластера. Так, компании могут быть сгруппированы в единый комплекс в сети Интернет. В связи с распространением онлайн-сервисов в индустрии гостеприимства виртуальный инновационный кластер не кажется противоречащим природе кластеров и также может приносить значительные выгоды участникам.
Выделяют следующие виды инновационных кластерных эффектов:
— эффект агломерации—экономия на масштабе производства, снижение барьеров для обмена знаниями, идеями и проч.;
— эффект обучения — тесное сотрудничество, обмен информацией и знаниями в рамках сети участников кластера (позитивные внешние эффекты в управленческой и технологической сферах);
— эффект кооперативной конкуренции. Существуют области, где конкурирующие производители могут сотрудничать (лоббирование интересов, торговые выставки, инвестиции в инфраструктуру и др.) [5].
Кластерный процесс в России признается всеобщим трендом благодаря доказанной эффективности в региональном и отраслевом развитии; в индустрии гостеприимства находится на стадии становления, и его распространение обуславливается выраженными преимуществами такого подхода—ростом производительности, получением положительного эффекта от процессов кооперации организаций, занятых в сфере гостеприимства, и государственных структур. Регулирование инновационной активности и управление инновационными процессами становится эффективным при соблюдении следующих условий:
— наличие системы критериев оценки инновационной активности и инновационного потенциала;
— выявление подходов к организации мероприятий по ее повышению;
— определение путей сокращения сроков реализации таких мероприятий.
Инновационные кластеры в индустрии гостеприимства имеют свои характерные особенности. Достаточно редко они являются кластерами в привычном понимании — являющими собой единую организационную структуру, исключение из которой одного элемента влечет за собой сбой процессов разработки и освоения новых технологий. Так, в них может отсутствовать строгая иерархия, а отношения организаций-участников базироваться на договорной основе. Для обеспечения нормального функционирования инновационного кластера в индустрии гос-
304
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
теприимства не является обязательным условием постоянство входящих в него составных элементов, допустимо временное привлечение сторонних организаций, в том числе и входящих в кластеры других отраслей. Инновационность такого кластера во многом зависит от гибкости его участников и быстроты реагирования на изменение поставленных научно-технических задач в связи изменениями аспектов внешней среды.
Главной целью инновационного кластера остается генерация нововведений и новых технологий и нахождения вариантов взаимовыгодного сотрудничества для каждого участника кластера. Концептуальный подход к стратегическому управлению инновационной активностью в индустрии гостеприимства призван обеспечить формирование конкурентоспособных стратегии и тактики инновационных процессов [2].
Важно отметить, что инновация — это не только так называемый «конечный продукт», но и способ оптимизации осуществления хозяйственной деятельности. Для небольших предприятий вхождение в инновационный кластер — отличная возможность ускорить собственные темпы роста, получить признание на рынке и занять свою нишу. Реализация инновационной деятельности также требует от предприятий индустрии гостеприимства наличия эффективной системы управления персоналом и оптимальной организационной структуры. Так, управленческие инновации — важнейшее условие развития компании и фундамент совершенствования менеджмента организации в целом.
В ходе формирования инновационных кластеров в индустрии гостеприимства необходимо учитывать неоднородность кадрового потенциала и материально-технической базы, претендующих на вхождение в кластер. Наиболее оптимальным подходом к оценке возможного вклада организации-участника в общую эффективность инновационного кластера является сочетание экспертных методов и стоимостной оценки ресурсов, которыми располагают организации-элементы инновационного кластера.
Стабильность работы инновационного кластера в целом и каждого его составного элемента достигается за счет осуществления мероприятий по координации и регулированию деятельности внутри кластера, подготовка и проведение которых возлагается на головную организацию. В качестве такого органа может выступать стратегический союз, например, в форме консорциума. Таким образом, создание инновационных кластеров в индустрии гостеприимства способствует развитию инновационной инфраструктуры, повышению производительности, ускорению процессов разработки, освоения и внедрения новых технологий. Инновационная инфраструктура является неотъемлемым элементом в обеспечении эффективного протекания инновационных процессов и представляет собой систему поддержи инновационной деятельности во всевозможных организационных формах и широком спектре услуг [11].
Инновационная инфраструктура инновационного кластера представляет собой комплекс организаций, отвечающих за информационное обеспечение кластера (сюда входят институты сертификации, патентования, охраны интеллектуальной собственности и коммерциализации), финансовые институты (государственные и негосударственные фонды, венчурные фирмы и др.) и производственные организации.
Дополнительный стимулирующий эффект заключается в непосредственной близости конкурентов — атмосфера доброжелательного сотрудничества и объединения усилий или борьба за лидерство и завоевание лояльности клиентов почти с одинаковой вероятностью могут стать благоприятной почвой для инноваций. Сильные сплоченные инновационные кластеры традиционно привлекали иностранных инвесторов — согласно исследованиям профессора London Business School Джуалина Биркиншоу (Julian Birkinshaw) [19], иностранные компании могут повысить уровень менеджмента кластера и внести свой вклад в инновационные процессы и модернизацию индустрии.
Литература
1. Авцинов О.И., Андрющенко Г.И. Проблемы формирования инвестиционной привлекательности региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2015 — №3. URL: http://www.uecs.ru/innovacii-investicii/item/3400-2015-03-13-08-11-45
2. Бекетов Н.В. Перспективы развития межрегиональных инновационных систем и формирование инновационных кластеров российской экономики. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://viperson.ru/wind.phpID=636987
3. Богачев А.И., Полякова А.А. Инновационный потенциал и инновационная активность российских предприятий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2010. — №64. — С. 2-10.
4. Буланов А.Ю., Мезенцева О.В., Мезенцева А.В. Вопросы типологии инноваций с учетом развития инфраструктуры промышленного кластера // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2011. — №6. URL: http://www. uecs.ru/innovacii-investicii/item/491 -2011 -06-18-06-20-16
5. Быкова А.А. Исследование инновационных кластерных эффектов на примере предприятий Пермского края. URL: http:// www.hse.ru/data/187/803/1228/report.pdf
6. Кощеев С.В. Формирование системы управления инновационной активностью в индустрии гостеприимства на основе применения кластерных технологий // Современные исследования социальных проблем. — 2012. — №7.
7. Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutiones.com/strategies
8. Лунева Е.В. Особенности становления и тенденция развития рынка услуг индустрии гостеприимства в России // Труды государственного Кубанского аграрного университета. — Вып. 1(5). — Краснодар: КубГАУ, 2007.
9. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации от 26.12.2008 г. №20636-АК/Д19. [Электронный ресурс], Режим доступа: www.economy.gov.ru
10. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
11. Сибирская Е.В., Петрухина Е.В., Строева О.А. Формирование региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 6. URL: www. science — education. ru /106-7406
12. Урусова Л.Х-Д. Актуальные вопросы инновационного развития России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2011. — №8. URL: http://www.uecs.ru/innovacii-investicii/item/550-2011-08-08-11-30-50
13. Финашина С.А. Теоретические аспекты формирования новых типов кластеров с высоким инновационным потенциалом // TERRA ECONOMICUS. — 2012. — №4. — 2 том 10. — С. 76-79.
14. Чапкина Е.Г. Стимулирование инновационной активности российских предприятий в условиях структурной диверсификации российской экономики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: inndub.info/wp-content/uploads/2011/04/чапкина_26_кач_конк_дд.rtf
15. Шашкина Н.В. Перспективы развития индустрии гостеприимства // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2013. — №2(80). — С. 153-156.
16. Шестерикова Н.В. Государственное стимулирование инновационной активности в условиях глобализации экономики // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2013. — №3-3. — С. 267-271.
17. Anne-Mette Hjalager A review of innovation research in tourism // Tourism Management. — 2010. — vol. 31. — PP 1-12
18. Cathy A. Enz, Jeffery S. Harrison, Innovation and Entrepreneurship in the Hospitality Industry // The SAGE handbook of hospitality management. — 2010. — №-10. — PP 213-228
19. http://www.julianbirkinshaw.com
305