Научная статья на тему 'Особенности управления изменениями в экономических системах муниципального образования'

Особенности управления изменениями в экономических системах муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комаревцева Ольга Олеговна

Представленная статья включает в себя теоретические аспекты управления изменениями в экономических системах муниципального образования. Управление изменениями является основным элементом для построения модели функционирования территории. Но прежде всего для этого требуется выделить основные особенности данного управления, в качестве которых выступают предпосылки изменений, рисковая составляющая, вероятностный подход и контроллинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления изменениями в экономических системах муниципального образования»

общества). Москва, ИД «Камерон», 2005, с. 64.

5. Влияние теневого сектора на финансовую безопасность страны в текущей геополитической ситуации/ С. А. Ковалева / Экономика и менеджмент: от теории к практике / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Ростов-на-Дону, 2015. С. 109-111.

5. Буренина Н.Б. Стратегия эффективного управления экономической безопасностью Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/30/upravlenie-ekonomicheskoy-bezopasnostyu (21.08.2015г.)

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Комаревцева Ольга Олеговна, магистрант Орловский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ

Представленная статья включает в себя теоретические аспекты управления изменениями в экономических системах муниципального образования. Управление изменениями является основным элементом для построения модели функционирования территории. Но прежде всего для этого требуется выделить основные особенности данного управления, в качестве которых выступают предпосылки изменений, рисковая составляющая, вероятностный подход и контроллинг.

Неопределенность изменений становятся основными предпосылками для работы и управления экономическими системами. При этом в условиях трансформации и модификации внешних и внутренних процессов возникает необходимость в выявлении основных аспектов, способствующих более интенсивному развитию экономических систем.

Управление изменениями в экономических системах - это организационно-моделирующий процесс принятия и поддержания субъекта в необходимом для эффективного функционирования состоянии.

Управление изменениями в экономических системах - это совокупность запланированных и контролируемых событий, происходящих в экономических процессах определенного субъекта.

Управление изменениями в экономических системах - процесс преобразования экономических, социальных, информационных, технологических элементов однородной системы, заключающейся в необходимости адаптации данных элементов к условиям внутренней и внешней среды.

Из представленных выше определений видно, что управление изменениями - это, прежде всего, динамичный процесс. Данный процесс определяет как функциональное, так и стационарное состояние системы. Аспект динамичности включает в себя и скорость происходящих изменений, а именно лаговый период от перевода, поиска информации о изменении до закрепления в экономической системе. Кроме того,

динамическое состояние процесса управления изменениями характеризуется цикличностью и амплитудой учета изменения (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамический процесс управления изменениями в

экономических системах

Данный рисунок показывает, что процесс управления изменениями в экономических системах имеет нормальное распределение Гауссовской кривой. При этом, достигая пика учета изменений, экономическая система начинает «отсеивать» ряд поступающей информации. Тем самым, в долгосрочном периоде при увеличении объема изменений, качество управления ими снижается.

Во-вторых, управление изменениями - это система моделирования экономических процессов (рисунок 2).

Рисунок 2 - Моделирование экономических процессов с учетом изменений Моделирование процессов в экономической системе с учетом будущих

изменений предполагает синтезирование элементов для составления оптимистического, пессимистического и наиболее вероятностного сценария. Так, например, для экономических систем муниципального образования основными элементами будут являться: муниципалитет, бизнес среда и домохозяйство [1, с.273]. Для проведения моделирования для каждых из элементов берутся количественные и качественные переменные, оказывающие на них наибольшее значение. По нашему мнению, для муниципалитета - инвестиции, налоги, муниципальный долг, инновации; для бизнес среды (фирм) - кредиты, государственная поддержка, финансовые потоки, уровень потребления; для домохозяйства - сбережения, социальная помощь, демографический уровень.

В-третьих, управление изменениями - это преобразование и поддержание экономической системы. Данное обстоятельство подтверждается и тем, что поступающие и управляемые изменения способствуют адаптации системы к наступившим переменам, что снижает риск появления кризисных ситуаций (рисунок 3).

Рисунок 3 - Преобразование и поддержание изменений в экономических системах

Преобразование и поддержка является одной системой по управлению изменениями, имея замкнутый цикл прямой направленности осуществления учета и закрепления.

Обобщив все закономерности, представленные выше, выделим основные особенности управления изменениями в экономических системах муниципального образования:

1. Учет предпосылок к изменениям является важным элементом управления. Процесс управления изменениями можно разделить на две части: учет изменений, поступающих в экономическую систему извне (в качестве предпосылки выступают внешние изменения, которые

обязательны к учету) и организация внутренних изменений, требующая модернизировать экономическую систему (в качестве предпосылки выступает изменение направленности функционирования самой системы). Рассматривая первую ситуацию, отметим, что для муниципального образования в качестве предпосылки изменений может выступать потребность в инвестиционных ресурсах, снижение демографической ситуации, повышение валютного курса, санкционный аспект, инфляционные ожидания.

Предпосылка изменения направленности функционирования системы, наибольшем образом, отражается на экономической системе фирм и домохозяйств. Так, например, в основе ее второстепенности по отношению к первой предпосылки, уровень изменения социальных выплат муниципального образования требует сокращения в фирмах проектов, финансовых потоков, а в домохозяйствах снижения уровня потребления и отложенных сбережений. Тем самым, одно внешнее изменение приводит к нескольким вынужденным внутренним изменениям.

2. Управление изменениями основывается на рисковой составляющей. При организации данного процесса на начальном этапе необходимо определить степень риска, которую влечет изменение. Для муниципальных образований она проявляется в недополученнии налогового дохода, потери ресурсов, наибольшего расходования бюджетных ресурсов. Для фирм -участие в инвестиционно-необоснованных проектах, создание невыполнимых бизнес-планов, снижение экономических показателей субъекта. Тем самым, считаем необходимым, чтобы при управлении изменении в муниципальных образованиях была создана эффективная модель, включающая рассмотрение всех трех основных субъектов. При этом, процесс проведение изменения должен учитывать, что:

- конечная цель должна включать в себя элементы риска;

- величина риска каждого изменения зависит от ситуации;

- откат риска изменений в прошлое состояние невозможен.

3. Управление изменениями рассчитывается на основе вероятностного подхода. Самым простым методом управления изменениями является применение подхода, связанного с вероятностной оценкой события, который рассчитывается как:

I=Ах ВхС,

(1)

где 1 - вероятностная оценка успешного изменения, А

неудовлетворенность существующей ситуацией, В - необходимые изменения, С - выполненные мероприятия по управлению изменениями.

Данная формула помогает рассчитать вероятность успешного изменения, связанного с правильной постановки основных целей и мероприятий, способствующих процессу управления. Однако, управление изменениями требует проведение вероятностной оценки на основе учета переменной сопротивления. Для этого необходимо применить формулу Глейтчера, позволяющую описать модель, влияющую на успех изменений

или отрицательные последствия:

БхУх ¥ >Я, (2)

где Я - уровень сопротивления изменениям, В - неудовлетворенность существующей ситуацией, V - конечный результат изменения, ¥ -выполненные мероприятия по управлению изменениями.

Если итоговое произведение трех основных переменных больше уровня сопротивления, то управление изменениями в экономической системе возможно. Проводя исследование стоит не забывать и о стратегическом анализе, позволяющем идентифицировать эффективность выполненных мероприятий. При этом, если мероприятия являлись не удовлетворительными, основные субъекты не хотят организовать процесс управления изменениями, то стоит провести анализ внутренних и внешних факторов окружающей среды, который позволит ответить на вопрос «нужны ли изменения в настоящее время, в долгосрочной перспективе или не нужны».

4. Подходы к управлению изменениями имеют разную направленность для муниципального образования, фирмы домохозяйства, но в конечном результате выступают как единая модель. Если рассматривать подход к управлению изменениями в муниципальном образовании, то основным фактором его необходимости является улучшение социально - экономических показателей, уровня развития территории. Тем самым, в качестве подхода выступает алгоритм по учету изменений, основывающейся на анализе социально-экономической ситуации муниципального образования, необходимости введения изменений с учетом стратегического плана, устранении сопротивления в изменениях, достижении ключевых результатов, закреплении и поддержания изменений. Фирма как элемент управления изменениями будет основываться на подходе повышения эффективности, который включает постановку цели изменения, определение команды по принятию решений, организацию изменений технологического, организационного, финансового процесса. Для домохозяйств будет характерен подход индивидуальных изменений, а именно: психологические и когнитивные изменение, и только потом, управление изменениями с внешними факторами [50, с.282].

5. Процесс управления изменениями требует эффективного контроллинга. Создание системы контроля над изменениями основывается на том, как данные изменения управляемы и перешли ли они в учтенные. При этом для контроллинга за организацией и учетом изменений создаются имитационные модели, онлайн алгоритмы, которые на основе введение временного лага позволяют установить эффективность управления изменениями. Контроль - это выявление ошибок и определение необходимости дальнейшего моделирования экономической системы с учетом новых изменений. Тем самым, контроллинг должен устанавливать требования к изменениям, постоянно отслеживать

возникающие риски и неопределенности данного процесса, а также следить за отклонение временных показателей в уровне учета.

Таким образом, особенности управления изменениями в экономической системе муниципального образования, фирмы, домохозяйства заключаются в формировании предпосылок возникновения, учета рисковой составляющей, применении вероятного подхода, организации разной направленности и единой совокупности изменений. При этом, управление изменениями в экономических системах - это процесс динамический, нестабильный, требующий преобразований и поддержания изменений на основе прогнозирования и моделирования.

Список литературы

1. Федотов А.И. Анализ показателей бюджетного процесса муниципальных образований Орловской области// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 273-278.

2. Строева О. А. Управление региональными экономическими системами: монография / О. А. Строева. - Воронеж, - 2009. 125 с.

ЗНАЧИМОСТЬ ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В СИСТЕМЕ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Кучина Мария Сергеевна, к.ю.н., старший преподаватель кафедры основ

правоохранительной деятельности факультета им. М.М. Сперанского

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

THESIGNIFICANCE OFVICTIMOLOGICAL PREVENTION IN THE SYSTEM OF PREVENTION OF CRIMES Kuchina Mariya Sergeevna, Cand. Legal Sci., Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

В статье рассматривается проблема создания системы противодействия преступности, одним из ключевых элементов которой является виктимологическая профилактика. Анализируется повышенный уровень виктимизации российского общества, одной из причин которого является слабое профилактическое воздействие на виктимность населения. Приводится динамика зарегистрированного и латентного коэффициентов виктимизации населения в России за период с 2004 по 2014 г. Предлагаются меры, направленные на эффективное функционирование системы виктимологической профилактики.

In the article the problem of creating a system of combating crime, a key element of which is a victimological prevention. Analyzed the increased level of victimization of Russian society, which is a weak preventive effect on the victimization of the population. Dynamics of registered and latent coefficients of victimization of the population in Russia over the period from 2004 to 2014. Proposes measures aimed at the effective functioning of victimological

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.