Научная статья на тему 'Формирование системы виктимологической защиты населения в Российской Федерации'

Формирование системы виктимологической защиты населения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
442
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДЕНЕНИЯ / ДЕВИКТИМИЗАЦИЯ / VICTIMACY / VICTIMIZATION / VICTIMOLOGICAL PROTECTIONGLOBALIZATION / VICTIMOLOGICAL PREVENTIVE MAINTENANCE / VICTIMILOGICAL POLICY / PUBLIC UNIONS / DEVICTIMIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вишневецкий Кирилл Валерьевич, Палазян Арутюн Сергеевич

Статья посвящена вопросам формирования системы виктимологической защиты населения Российской Федерации. В ней подробно рассмотрен опыт зарубежных стран, а также определены перспективы развития виктимологической политики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вишневецкий Кирилл Валерьевич, Палазян Арутюн Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы виктимологической защиты населения в Российской Федерации»

Вишневецкий Кирилл Валерьевич

доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России (тел.: 88612584049)

Палазян Арутюн Сергеевич

доктор юридических наук, доцент,

начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России (тел.: 88612583414)

Формирование системы виктимологической защиты населения в Российской Федерации

Статья посвящена вопросам формирования системы виктимологической защиты населения Российской Федерации. В ней подробно рассмотрен опыт зарубежных стран, а также определены перспективы развития виктимологической политики в России.

Ключевые слова:виктимность, виктимизация, виктимологическая защита, глобализация, викти-мологическая профилактика, виктимологическая политика, общественные объеденения, девиктими-зация.

K.V. Vishnevetski, Dsc (Law), Professor, Chair criminal law, Krasnodar University of Internal Affairs; tel.: 88612584049;

A.S. Palazyan, Dsc (Law), Professor, Chair criminal law, Krasnodar University of Internal Affairs; tel.: 88612583414.

The article is dedicated to questions of the shaping the system victimological protection of the population to Russian Federation. In her is in detail considered experience of the foreign countries, as well as is determined prospects of the development victimological politicians in Russia.

Key words: victimacy, victimization, victimological protectionglobalization, victimological preventive maintenance, victimilogical policy, public unions, devictimization.

З

накомство с опытом государств Западной Европы и США позволяет сделать вывод о том, что в современной России отсутствует система виктимологической защиты населения и целенаправленная виктимологическая политика государства, которая была бы по своим масштабам сопоставима с западными аналогами. Актуальность ее развития в условиях глобализации и сопутствующая ей транснационализация криминальных угроз совершенно очевидна. Сегодня, оценивая предпосылки создания подобной системы викти-мологической профилактики в Российской Федерации, можно констатировать разную степень зрелости каждой из трех необходимых предпосылок, которые обнаружили себя на различных этапах ее развития на Западе.

В нашей стране 1) имеется всесторонне разработанная теоретическая база формирования

системы виктимологической профилактики, без которой, как показала практика, виктимологичес-кое движение может носить только стихийный характер. Вопросам виктимологической профилактики посвящены как специальные исследования, так и отдельные главы, параграфы, статьи в работах маститых и начинающих отечественных криминологов.

2) Созданы первые общественные организации виктимологической или частично виктимологической направленности (общества обманутых вкладчиков, общества защиты прав потребителей, Комитет солдатских матерей и т.п.). Однако они пока еще не объединены сознанием общности целей, в их идеологии слабо выражены собственно криминально-виктимологические мотивы, отсутствует стремление опереться на теоретическую базу отечественной и зарубежной виктимо-логии. Очевидно, что виктимологическое движение в России пока что воспроизводит итальянс-

142

кую модель. Однако учитывая слабое развитие институтов и интенций гражданского общества, можно предположить, что она вряд ли будет у нас столь же эффективна, как на Западе. Необходимо структурирование (и стимулирование) виктимологического движения, осуществляющееся из единого центра. Поэтому целесообразным представляется скорейшее образование единой координирующей и непосредственно действующей виктимологической ассоциации по английскому образцу, при активной роли государства.

3) Организационная роль государства и органов государственной власти в формировании единой системы виктимологической профилактики, разработка ее законодательной базы, пока еще не соответствуют масштабу современных задач. Опыт западных стран свидетельствует, что в развитии виктимологического движения инициирующую роль выполняют институты гражданского общества. Однако в условиях их слабости и неразвитости в России, а также с учетом, того, что необходимо ускоренными темпами преодолевать существующий разрыв, становится очевидной задача опережающего формирования и реализации государственной виктимологической политики.

Приоритетными направлениями виктимологической политики должна стать работа с общественными объединениями и усиление виктимо-логической составляющей в предупредительной деятельности органов внутренних дел. Последнее направление не только отвечает общим тенденциям гуманизации правоохранительной деятельности в условиях правового государства, но и может существенно повысить эффективность этой деятельности, адекватно реагировать на новые реалии российского общества в изменяющимся мире. Как уже было показано, в настоящий период появляются новые разновидности жертв, наращивается степень их виктимности, трансформируются пути и способы виктимизации общества, изменяется структура виктимогеннос-ти социальных слоев и статусов. В связи с этим представляется особенно важной необходимость разработки и внедрения в практику действенных способов предупреждения виктимизации, которые наряду с решением других социальных задач будут способствовать повышению эффективности борьбы с преступностью.

В отечественной криминологической литературе принято различать общесоциальную и специально-криминологическую формы виктимологической профилактики. Каждая из них предусматривает взаимосвязанные между собой меры предупреждения виктимизации и меры девикти-мизации населения, взаимосвязь и взаимопереход которых можно проиллюстрировать на опыте

предупредительной деятельности в западных странах. Этот опыт подтверждает ту мысль, что виктимологическое предупреждение преступлений будет эффективным лишь при едином применении всего комплекса возможных мер.

Общесоциальное предупреждение виктимиза-ции представляет собой единую систему социально-экономических, политических, правовых, организационных и иных мер, предпринимаемых обществом и государством в различных социальных сферах, которые сами по себе специально не направлены на борьбу с преступностью. Предупредительная роль подобных мер реализуется одновременно с разрешением крупномасштабных социальных задач, которые носят общегосударственный характер и оказывают влияние на жизнь большого количества граждан. Реализация общесоциальных мер предупреждения виктимизации в нашей стране должна основываться на существующих условиях жизни общества. Успех от реализации мер общесоциального предупреждения виктимизации в большинстве своем зависит оттого, насколько они обеспечены материальными, правовыми, организационными и людскими ресурсами. Структура общесоциального предупреждения виктимизации населения включает в себя меры социально-экономического, политического, правового, организационного характера. В качестве основных направлений общесоциальной виктимологической профилактики должны разрабатываться стратегические меры по укреплению семьи, охране материнства и детства, нравственно-правовому воспитанию населения, формированию в обществе атмосферы толерантности и открытости, уважения к культурным различиям, этическим, религиозным и бытовым традициям в жизни разных народов.

Как показал западный опыт, пропаганда вик-тимологических знаний всегда составляет одно из центральных звеньев системы виктимологической профилактики. Эта пропаганда может охватывать как все слои общества (скажем при использовании современных технологий социальной рекламы), так и быть обращенной к отдельному индивиду в ходе индивидуальной профилактической работы. Именно здесь наиболее эффективной является дифференциация профилактической деятельности с учетом характера и степени виктимизации социальных страт, с учетом вида преступлений, в отношении которых представители данной страты являются наиболее уязвимыми, а также с учетом выбора оптимального канала восприятия, который может быть различен для различных страт. Субъектами виктимологической пропаганды являются как общественные объединения, так и государственные структуры, прежде всего -правоохранительные органы.

143

В современных условиях сложилась благоприятная обстановка для проведения дифференцированной целевой виктимологической пропаганды и привлечения к ней бизнес-структур, обладающих необходимыми для этого финансовыми и организационными возможностями. После дефолта 1998 г. исследователями отмечается изменение в отношении многих крупных и средних компаний к вопросам формирования своего имиджа, который должен соответствовать стандартам, принятым на современном рынке. Все больше фирм стремится позиционировать себя как субъектов культурного творчества, подчеркнуть свой вклад в культуру. В этой связи подразделения органов внутренних дел, отвечающие за связи с общественностью, должны разработать программу, ориентированную на работу с бизнес-структурами, имеющими соответствующие целевые установки в области имиджмейкинга. Важно донести понимание того, что правовая культура населения является одним из наиболее важных элементов общей культуры и содействие ее формированию как ничто другое способствует укреплению позитивного имиджа предпринимателя и его фирмы. Это позволит ОВД, общественным организациям эффективно использовать возможности коммерческих структур при проведении рекламных и PR-кампаний для осуществления виктимологической пропаганды, ориентированной на определенные социальные группы с учетом данных социально-виктимологических исследований. Поскольку современные PR-департамен-ты и PR-агентства с высокой степенью четкости определяют свои целевые аудитории и находят средства воздействия на них, используя самые современные PR-технологии, то при соответствующей координации своей деятельности субъекты виктимологической профилактики смогут добиться результатов прямого адресного воздействия на наиболее виктимогенные социальные слои.

Поскольку общесоциальные меры предупреждения виктимизации носят комплексный характер, они должны учитывать особенности виктимизации каждой из социальных групп с учетом мировых тенденций глобализации. При этом следует органично сочетать социальную профилактику виктимизации на индивидуальном уровне и на уровне социальной страты. Основу методов такой профилактики должна составить деятельность по девиктимизации социальных групп в сочетании с нейтрализацией негативных элементов образа жизни личности. В этой точке органично сочетаются и взаимодополняют друг друга меры общесоциальной и специальной (целенаправленной) виктимологической профилактики имеющей прямой целью нейтрализацию виктимогенных

факторов и условий, предотвращение фактов вик-тимизации личности и ее ближайшего социального окружения.

Девиктимизация социальных групп может включать в себя самый широкий спектр действий от мер по повышению уровня жизни представителей группы, росту их культурного уровня, формированию правовой культуры, до изменения архитектурного ландшафта проживания ее представителей, развитие инфраструктуры (к примеру, оптимизацию транспортных потоков, если речь идет о представителях страт, виктимных относительно преступных посягательств по дороге с работы), институционализации форм внутристра-товой и внестратовой коммуникации и т.п. Целью девиктимизации как метода виктимологической профилактики выступает полноценная ресоциали-зация потерпевших от преступлений, снижение их виктимности, предотвращение "вторичной" виктимизации и восстановления социальной справедливости. Меры по девиктимизации потерпевшего выступают неотъемлемой частью системы виктимологической профилактики и направлены на устранение негативных последствий совершенного преступления.

Осуществляя сравнительный анализ международного и российского законодательства, отечественные ученые неоднократно обращали внимание на то, что отличие от западных стран в российском законодательстве совершенно недостаточно разработан вопрос о компенсациях жертве преступления. При этом действующее законодательство, содержащее соответствующие нормы (например, о компенсациях жертвам террористических актов), весьма несовершенно, допускает разночтения, что уже становилось причиной затянувшихся судебных процессов. Изучая зарубежный опыт можно заметить, что во многих странах существует порядок гарантированного возмещения вреда либо за счет государства, либо за счет системы страхования, основанной на частном предпринимательстве. Конечно, выбор наиболее социально и экономически приемлемых способов возмещения жертве причиненного ущерба зависит от общей направленности правовой и социальной политики государства. Однако в любом случае, если государство принимает на себя конституционную и международно-правовую обязанность защищать своих граждан, ему непременно следует решать вопрос о мере ответственности перед теми, чью защиту ему не удалось обеспечить.

Однако принципиально решить данный вопрос на законодательном уровне не представляется возможным до тех пор, пока не будет создана материально обеспечивающая предписания закона государственная система, способная опе-

144

чение ряда лет позволит составить научно обоснованную картину виктимности социальных статусов и своевременно корректировать профилактические мероприятия.

Результатом этой работы должна стать разработка криминологической модели виктимности социальных страт с учетом комплекса их основных статусных характеристик. При этом следует исходить из того, что виктимность социальных страт представляет собой разновидность групповой виктимности. Объем данного понятия уже объема понятия групповой виктимности, поскольку в число его содержательных элементов не входят непосредственно биофизические характеристики (к примеру, физическая слабость индивида). В любом случае в аспекте социальной стратификации эти характеристики рассматриваются как социально опосредованные.

Теория и практика показывают, что управление и регулирование негативных социальных процессов, включая преступность, во многом определяется степенью учета и выбором тех социально-экономических факторов, которые в наибольшей степени влияют на них. При этом следует учитывать, что социально-криминогенные процессы не могут служить объектом прямого регулирования. Следовательно, основной целью общесоциальной профилактики преступности является создание предпосылок сдерживания криминогенных и развития антикриминогенных процессов, включая девиктимизацию наиболее проблемных социальных групп.

Решение этих и других вопросов, как нам представляется, позволит выявить наиболее виктим-ные в настоящее время социальные статусы в России и в странах Запада, спрогнозировать тенденции их дальнейшей виктимизации и на этой основе дать рекомендации по совершенствованию общей и специальной виктимологической профилактики преступлений с учетом необходимости дифференцированной работы с каждым из виктимизированных социальных слоев. Имея в виду многоуровневость объекта виктимологичес-кой профилактики, а также ее специфические меры воздействия, характеризующиеся своей масштабностью и многосторонностью, следует отметить, что правоохранительные органы не в состоянии воздействовать на все его аспекты, тем более устранять их собственными силами. Здесь необходима интеграция усилий всех субъектов виктимологической профилактики, при условии подлинного, а не формально декларируемого их взаимодействия, принципы которого должны быть закреплены на законодательном уровне.

ративно оказывать потерпевшему помощь и хотя бы частично возмещать причиненный ему ущерб. Эта система могла бы включать как непосредственно государственные, так и общественные фонды, создание которых может быть простимулировано в рамках федеральной налоговой политики. Без этого многие положения законодательства о виктимологической политике, прежде всего в части, касающейся возмещения ущерба, причиненного жертве, останутся общими декларациями.

Только в комплексе с этими мероприятиями общесоциальной профилактики будут в достаточной степени эффективны меры индивидуальной общей и специальной виктимологической профилактики, направленные на формирование позитивных параметров образа жизни. С учетом изученного материала выскажем мысль о том, что различия в степени виктимности, обусловленные стратовой принадлежностью личности, снижаются в результате реализации комплекса мер по виктимологической профилактике, ориентированной на нейтрализацию тех элементов образа жизни и деятельности личности, которые могут провоцировать направленные против ее интересов действия криминального характера.

Организация социально-профилактической виктимологической работы может включать в себя несколько этапов.

Первоначально можно констатировать наличие определенных качественных различий в комплексе обычных, повседневных действий и типов образа жизни для различных социальных групп. Необходимо выделить те из них, которые сопряжены с наибольшей степенью криминальной угрозы (например, по опыту исследований американских виктимологов, это может быть длительное пребывание вне дома, прежде всего на работе, для женщин - выходцев из стран Африки и Азии; привычка регулярно посещать ночные клубы и бары для мужчин молодого возраста, относящихся к среднему классу; и пр.). В дальнейшем именно эти элементы образа жизни должны стать центральным объектом общесоциальной виктимологической профилактики, специализированной относительной данного статуса.

Использование организационных мер предупреждения виктимизации населения подразумевает необходимость изучения жертвы, проведения масштабных виктимологических исследований в целях получения необходимой информации для профилактики преступлений. Следует организовать на федеральном уровне систематические исследования виктимности и процессов виктимизации социальных статусов, взяв за образец опыт организации соответствующей работы в США. Только систематический сбор информации в те-

1.См.: Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980; Адигюзелов К.А.

145

Проблемы виктимизации населения. Махачкала, 2002; Бессонов В.А. Виктимологические аспекты предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Н.Новгород, 2000; Зыков Д.А. Виктимологические аспекты предупреждения компьютерного мошенничества. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002; Ильин И.В. Виктимологическая профилактика экономического мошенничества. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000; Полубинский В.И. Виктимологические аспекты профилактики преступлений. М., 1980; Ривман Д.В. Виктимо-логические факторы и профилактика преступлений. Л., 1975; РивманД.В., Устинов В.С. Вик-тимология. СПб, 2000. С. 167 - 227; Ситков-ский А. П. Виктимологическая характеристика и профилактика корыстных преступлений против собственности граждан. М., 1998; и др.

2.РивманД.В., Устинов В.С. Виктимология. СПб, 2000. С. 169.

3.Адигюзелов К.А. Проблемы виктимизации населения. Махачкала, 2002. С. 21-23.

4. См.: Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб, 2001. С. 6-9.

5. О проблеме реализации принципа справедливости в уголовной политике при установлении виновного поведения потерпевшего см.: Репецкая А.Л. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике. Иркутск, 1994.

6.См.: Квашис В.Е., Вавилова Л.В. Зарубежное законодательство и практика возмещения ущерба, причиненного здоровью потерпевших от преступлений // Правовые и социальные проблемы защиты жертв преступлений. М., 1997. С. 48-68.

I.See Avanesov G.A. The Criminology and social preventive maintenance. M., 1980; Adigyuzelov K.A. The Problems victimization populations. Mahachkala, 2002; Bessonov V.A. Viktimological aspects of the warning the crimes in sphere of computer information. Avtoref.diss kand. yurid. sciences. N. Novgorod, 2000; Zykov D.A. Viktimological aspects of the warning computer fraud. Avtoref. dis. kand. yurid. sciences. N. Novgorod, 2002; Iliin I. V. Viktimological preventive maintenance economic fraud. Avtoref. dis. kand. yurid. sciences. N. Novgorod, 2000; Polubinskiy V.I. Viktimological aspects of the preventive maintenance of the crimes. M., 1980; Rivman D. V. Viktimological factors and preventive maintenance of the crimes. L., 1975; Rivman D.V., Ustinov V.S. Viktimology. SPB, 2000. P. 167-227; Sitkovskiy A. P. Viktimological feature and preventive maintenance of the mercenary crimeses against property of the people. M., 1998; and others

2.Rivman D.V., Ustinov V.S. Viktimologiy. SpB, 2000. P. 169.

3.Adiguyzelov K.A. The Problems виктимизации populations. Mahachkala, 2002. P. 21-23.

4. См.: Tulichinskiy G.L. PR company: technology and efficiency. SPB, 2001. P. 6-9.

5. О problem to realization of the principle to fairness in criminal politician at determination of the guilty behaviour aggrieved refer to: Repeckaya A.L. The Guilty behaviour aggrieved and principle to fairness in criminal politician. Irkutsk, 1994.

6.See.: Kvashis V.E., Vavilova L.V. Foreign legislation and practice of the indemnifying the damage, caused heltf aggrieved from crimes // Legal and social problems of protection of the victims of the crimes. M., 1997.P. 48-68.

146

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.