Научная статья на тему 'Девиктимизация и виктимологическое предупреждение преступности как условия обеспечения виктимологической безопасности'

Девиктимизация и виктимологическое предупреждение преступности как условия обеспечения виктимологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1573
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ДЕВИКТИМИЗАЦИЯ / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВИКТИМНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вишневецкий Кирилл Валерьевич, Палазян Арутюн Сергеевич

Статья посвящена вопросам девиктимизации и виктимологическому предупреждению преступности как условию виктимологической безопасности. В ней раскрыты формы психопрофилактической работы как комплекс мероприятий виктимологического предупреждения преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Девиктимизация и виктимологическое предупреждение преступности как условия обеспечения виктимологической безопасности»

Вишневецкий Кирилл Валерьевич

доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

Палазян Арутюн Сергеевич

доктор юридических наук, доцент,

начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России

(тел.: 88612583414)_

Девиктимизация и виктимологическое предупреждение преступности как условия обеспечения виктимологической безопасности

Аннотация

Статья посвящена вопросам девиктимизации и виктимологическому предупреждению преступности как условию виктимологической безопасности. В ней раскрыты формы психопрофилактической работы как комплекс мероприятий виктимологического предупреждения преступности.

Annotation

The article is dedicated to questions devictimization and victimological to warning to criminality as condition victimological to safety. In her reveal; open forms psycpreventive maintenance preventive maintenance Plural preventive maintenanceshowork as complex action victimal of the warning to criminality.

Ключевые слова: девиктимизация, виктимологическая безопасность, социализация, виктимность, виктимизация, психологическая помощь, психопрофилактическая работа, виктимное поведение, девиация.

Key words: devictimization, victimological safety, socialization, victimacy, victimisation, psychologicall help, psychoprophylactic work, victimocy behaviour, deviation.

Виктимологическая безопасность, со всей очевидностью является необходимым признаком рави-вающегося, успешного общества и социально активной личности. Обеспечить безопасность граждан и общества от первичной или рецидивной виктими-зации, по нашему мнению, позволяют два взаимопроникающих вида деятельности: девиктимизация и виктимологическое предупреждение преступности, из которых первый составляет сущность и основную цель второго.

Целью девиктимизации как основного способа виктимологического предупреждения преступности выступает полноценнаяресоциализа-ция потерпевших от преступлений, снижение вик-тимности потенциальных жертв, предотвращение рецидивной виктимизации и восстановления социальной справедливости. Однако кроме такого

ретроспективного смысла девиктимизации она имеет четко очерченную перспективу. Так, мы считаем, что необходимым элементом системы виктимологического предупреждения преступности, девиктимизации является обеспечение высоко уровня виктимологической безопасности личности (каждого гражданина) через систему оптимальной социальной адаптации (социализации).

Современная социология признаёт, что формирование личности, её социализации - процесс предельно сложный и противоречивый. В нём участвует такое множество детерминантов, что создание единой общесоциальной модели социализации в каждый конкретный исторический период развития страны становится невозможным. Однако, по нашему мнению, это мешает теоретическому построению и апробирванию на практике множества различных подходов к социализации с тем, чтобы выбрать наиболее эф-

174

фективную, - в нашем контексте - наименее вик-тимогенную.

Социология, будучи наукой общегуманитарной стремится лишь очертить круг признаков социализации, которая определяется там как процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений, благодаря которым человек (индивид) становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей [1]. В виктимологическом плане задачей социализации является девиктими-зация личности, то есть формирование антивик-тимогенных качеств, свойств, ценностей, знаний и умений. В масштабах общества успешная социализация является гарантией снижения общего уровня напряженности, страха и виктимности, а соответственно, и торможение темпов роста преступности.

В условия продолжающегося формирования новой (отличной от советской) системы социализации личности в России возникает необходимость постоянной коррекции различных форм виктимогенных девиаций, которые возникают в обществе. Теоретические основы такой коррекции достаточно подробно изучены социальной психологией, а точнее - девиантологией. Мы считаем, что их последовательное внедрение в практику виктимологического предупреждения преступности позволит существенно повысить уровень безопасности в обществе, прежде всего за счёт активизации антивиктимогенных ресурсов каждой отдельно взятой личности.

Общественное (социально-психологическое) девиктимизирующее воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений при виктимизации их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.

Психологическая помощь как один из уровней рассматриваем системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью.

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, экономическом, медицинском, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференциро-ванность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками.

Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий виктимологического предупреждения преступности всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на детерминанты виктимного поведения на ранних этапах появления проблем. В специальной литературе выделяются несколько форм осуществления психопрофилактической работы, имеющих, по нашему мнению, виктимо-логическое значение.

Первая форма - организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций в виде виктимного поведения. Воздействуя на социальные факты, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа или конкретная личность.

В рамках данной модели профилактика виктимного поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - всё это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и общается. Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков, проводящих соответствующую работу.

В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания антивиктимогенных "зон" (объективных условий), несовместимых с виктимогенным поведением. В целом данный подход является, по нашему мнению, достаточно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное направление профилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть такого подхода заключается в попытке воздействия на сознательные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений в тех или иных виктимо-генных или виктимизирующих ситуациях.

Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными и имеющая запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия

175

виктимного поведения или описываются драматические судьбы жертв преступлений, их личностная деградация. Такая форма подачи материала действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень виктимно-сти личности. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с негативными девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание кроме всего прочего выступает дополнительным множителем страха перед преступностью, который, как мы уже указывали, является существенным детерминантом виктимизации.

В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению нарко-тизма или пьянства должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждениепоследствий виктимного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.

Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.

Третья форма психопрофилактической работы по девиктимизации - активное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. Эта форма, к сожалению, до сих пор не получила широкого распространения в отечественной системе ранней социализации личности, в частности - в школе.

Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной виктимному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Предполагается, что люди используют виктимо-генные формы поведения, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности принципы: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личнос-

ти через вовлечение ребенка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается вик-тимной в отношении негативных социальных явлений, в том числе - преступности.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие безопасность личности, ее здоровье и устойчивость к виктимизации.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий виктимного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного виктимного поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать временную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

В соответствии со спецификой виктимного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы: комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности); адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик); массовость (приоритет групповых форм работы); позитивность информации; минимизация негативных последствий; личная заинтересованность и ответственность участников; максимальная активность личности; устремленность в будущее (оценка последствий поведения, визуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без виктимно-го поведения).

1.Общая социология: Учебное пособие /под общ.ред. проф. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 492.

1.Main sociology: Scholastic allowance / Under obsch.red. prof. A.G. Efendieva. M.: INFRA-M, 2007. P. 492 _

176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.