Научная статья на тему 'Особенности управления и финансирования бюджетных дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании (на примере П. Уральский)'

Особенности управления и финансирования бюджетных дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании (на примере П. Уральский) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1030
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБВЕНЦИИ / СУБСИДИИ / БЮДЖЕТНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ / КАССОВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ РАСХОДОВ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / SUBVENTIONS / SUBSIDIES / BUDGET ALLOCATIONS / CASH EXECUTION OF EXPENDITURES / SOURCES OF FUNDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимкова Е.П., Воронина Л.П.

Цель исследования. Обобщение опыта Администрации муниципального образования «поселок Уральский» Свердловской области по управлению и финансированию бюджетных дошкольных образовательных учреждений в условиях реформирования бюджетного сектора. Методология. На основе рыночного и бюджетного подходов к финансированию муниципальных бюджетных учреждений авторы проводят сравнительный анализ сметного финансирования с предоставлением субсидий на основе муниципального задания. Исследование базируется на следующей нормативной правовой базе: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства Свердловской области, постановления Администрации муниципального образования «посёлок Уральский». Результаты: На основе рыночного и бюджетного подходов к финансированию муниципальных бюджетных учреждений авторы проводят сравнительный анализ сметного финансирования с предоставлением субсидий на основе муниципального задания; обозначены основные направления повышения доходов дошкольных образовательных учреждений за счет расширения предоставления платных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN FEATURES OF MANAGEMENT AND BUDGET FUNDING OF THE preschool educational institutions in the municipality (ON THE EXAMPLE The URALSKY settlement)

Purpose. Summarizing the experience of the municipal administrations of the Uralsky settlement of the Sverdlovsk region for the management and budget funding of the preschool educational institutions in the conditions of reforming the public sector. Methodology. On the basis of market and fiscal approaches to financing municipal budgetary institutions the authors carried out a comparative analysis of the estimated funding the provision of subsidies on the basis of municipal jobs. The study is based on the following regulatory framework: Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012. № 273-FZ (edition of 31.12.2014) «On Education in the Russian Federation», resolutions of the Government of Sverdlovsk region, resolutions the municipal administrations of the Uralsky settlement. Results: On the basis of market and fiscal approaches to financing municipal budgetary institutions the authors carried out a comparative analysis of the estimated funding the provision of subsidies on the basis of municipal jobs; the authors identified the main directions of increasing income of preschool educational institutions due to the expansion of fee-based services.

Текст научной работы на тему «Особенности управления и финансирования бюджетных дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании (на примере П. Уральский)»

МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ П. УРАЛЬСКИЙ)

Анисимкова Е. П.

начальник финансового отдела, Администрация муниципального образования «поселок Уральский» (Россия), 624054, Свердловская область, п. Уральский, ул. Капитана Флёрова, д. 105, anisimkova.elena@mail.ru

Воронина Л. П.

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления Уральского института управления -филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 66, lidiya.voronina@uapa.ru

УДК 37.014.543 ББК 65.497.4-93

Цель исследования. Обобщение опыта Администрации муниципального образования «поселок Уральский» Свердловской области по управлению и финансированию бюджетных дошкольных образовательных учреждений в условиях реформирования бюджетного сектора.

Методология. На основе рыночного и бюджетного подходов к финансированию муниципальных бюджетных учреждений авторы проводят сравнительный анализ сметного финансирования с предоставлением субсидий на основе муниципального задания. Исследование базируется на следующей нормативной правовой базе: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства Свердловской области, постановления Администрации муниципального образования «посёлок Уральский».

Результаты: На основе рыночного и бюджетного подходов к финансированию муниципальных бюджетных учреждений авторы проводят сравнительный анализ сметного финансирования с предоставлением субсидий на основе муниципального задания; обозначены основные направления повышения доходов дошкольных образовательных учреждений за счет расширения предоставления платных услуг. S

о см

Ключевые слова: субвенции, субсидии, бюджетные назначения, кассовое исполнение расходов, источники с финансирования. ^

t а t о

MAIN FEATURES OF MANAGEMENT AND BUDGET FUNDING t

OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN cf

THE MUNICIPALITY (ON THE EXAMPLE THE URALSKY SETTLEMENT) *

00 o

Anisimkova E. P. a

a t 4

Head of Financial Department, Administration of "Uralsky settlement" (Russia), 105, Kapitana Flyorova st., Uralsky settlement,

Sverdlovsk region, 624054, anisimkova.elena@mail.ru ©

г:::::::::::::::::: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ :::::::::::::::::::

::::::::::::::::::: МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ :::::::::::::::::::

Анисимкова Е. П., Воронина Л. П.

Voronina L. P.

Candidate of Science (Economy), Associate Professor, Assistant Professor of Economics and Management Department of the Ural Institute of Management-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 66,

8 marta St., Yekaterinburg, 620990, lidiya.voronina@uapa.ru

Purpose. Summarizing the experience of the municipal administrations of the Uralsky settlement of the Sverdlovsk region for the management and budget funding of the preschool educational institutions in the conditions of reforming the public sector.

Methodology. On the basis of market and fiscal approaches to financing municipal budgetary institutions the authors carried out a comparative analysis of the estimated funding the provision of subsidies on the basis of municipal jobs. The study is based on the following regulatory framework: Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012. № 273-FZ (edition of 31.12.2014) «On Education in the Russian Federation», resolutions of the Government of Sverdlovsk region, resolutions the municipal administrations of the Uralsky settlement.

Results: On the basis of market and fiscal approaches to financing municipal budgetary institutions the authors carried out a comparative analysis of the estimated funding the provision of subsidies on the basis of municipal jobs; the authors identified the main directions of increasing income of preschool educational institutions due to the expansion of fee-based services.

Key words: subventions, subsidies, budget allocations, cash execution of expenditures, sources of funding.

Дошкольное образование, включенное в систему общего образования в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» [1], считается одним из основных элементов в общей системе образования, так как важность проблемы развития, воспитания и обучения ребенка в период от рождения до 6 (7) лет имеет значение для его будущей жизни.

Несмотря на принимаемые меры органами государственной власти и органами местного самоуправления, проблема обеспечения детей местами в детских дошкольных учреждениях остается до конца не решенной. Наличие дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях, отсутствие достаточного финансирования для обновления и расширения их материально-технической базы, высокий спрос на услуги дошкольного образования, по мнению участников третьего Евразийского антикоррупционного форума «Современные стандарты и технологии противодействия коррупции», состоявшегося 24-25 апреля 2014 года, способствуют возникновению и распространению коррупции в дошкольном секторе образования [2].

С целью сокращения дефицита и обеспечения доступности дошкольного образования для всех категорий граждан независимо от социального, имущественного статуса и состояния здоровья в Свердловской области разработана «дорожная карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования» в Свердловской области на 2014-2018 год [3]. Мероприятия направлены на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации и предусматривают предоставление субсидий муниципальным образованиям, расположенным на территории

Свердловской области, на софинансирование в рамках реализации государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1262-ПП; организацию создания дополнительных мест в государственных и муниципальных образовательных организациях различных типов; создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования

Доступность дошкольного образования по состоянию на 1 января 2015 года в Свердловской области превысила плановый показатель (90 %) и составила 95,9 %. Введено дополнительных мест в 2014 году 18747 (вместо 12600 по плану), в том числе в муниципальных системах дошкольного образования -8 871 место (планировалось - 4695). Бюджетом Свердловской области планировалось в 2014 году выделить 714, 88 тыс. рублей. Фактически выделено 667,8 тыс. рублей, то есть за меньшие средства областного бюджета ведено большее количество мест в ДОУ [4].

Практика финансирования учреждений бюджетной сферы претерпела существенные изменения в связи с реформированием бюджетного сектора. Основной целью этого реформирования, по мнению Т. В. Зыряновой и Е. И. Кот, является

Анисимкова Е. П., Воронина Л. П.

Таблица 1. Дошкольные образовательные учреждения, (на конец года)

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Всего, в том числе: 1446 1421 1457 1462 1452

в городах и поселках городского типа 1040 1030 1076 1073 1086

в сельской местности 406 391 381 389 366

Охват детей дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от численности детей в возрасте 1-6 лет 63,1 66,3 66,3 67,2 70,6

Численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации на конец отчетного года, тыс. человек 78,4 74,3 84,8 96,3 124,1

Численность детей, получивших путевки в дошкольные образовательные организации за отчетный год, тыс. человек 39,4 52,8 51,3 54,2 61,4

усовершенствование способов предоставления государственных услуг, эффективность и рациональность использования бюджетных средств [5].

Изменились основные финансово-экономические методы государственного регулирования сферы дошкольного образования. С. В. Кузнецова и А. Н. Ильченко выделяют следующие формы: бюджетное финансирование образования; альтернативные формы финансирования образования; налоговое регулирование сферы образования; регулирование ценообразования на рынке товаров и услуг образовательных учреждений [6]. По мнению М. П. Гуровой особенности финансов бюджетных организаций заключаются в тесной связи с бюджетом, из которого финансируется основная часть расходов бюджетных организаций; они имеют право предоставлять определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов [7]. Рекомендации по оптимизации механизма оказания дополнительных платных услуг предлагают Е. А. Кача-нова, Е. В. Кузнецова [8].

Финансирование дошкольных учреждений во многом зависит от поддержки федерального центра. Поэтому в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 02.07.2013 № 1113-р и от 14.04.2014 г. N 583-р Свердловской области в 2013 и 2014 годах были предоставлены субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования 1 249 963,3 тыс. рублей. Это позволило увеличить плановое количество дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, вводимых в рамках реализации Программы в 2013 году до 12 091 места (65 ДОУ) и в 2014 году -1200000 тыс. рублей.

Численность дошкольных образовательных учреждений Свердловской области приведена в таблице 1.

Одним из самостоятельных дошкольных образовательных учреждений является муниципальное

бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лесная полянка» (МБДОУ), которое образовано 1 января 1984 года в результате слияния яслей «Лесные» и детского сада № 50 «Звёздочка» на основании решения исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 21.12.83 № 538. Устав МБДОУ детский сад «Лесная полянка» утвержден Постановлением Администрации муниципального образования «посёлок Уральский» от 25 декабря 2013 года № 742. С 1 января 2014 года МБДОУ детский сад «Лесная полянка» поменяло тип учреждения с казенного учреждения на бюджетное учреждение.

Управляющая система состоит из двух структур:

I структура - общественное управление:

• педагогический совет;

• совет трудового коллектива;

• профсоюзный комитет;

• родительский комитет.

Деятельность структуры регламентируется Уставом МБДОУ и соответствующими положениями [9].

II структура - административное управление,

которое имеет линейную структуру.

I уровень - заведующая МБДОУ.

Управленческая деятельность заведующей обеспечивает

• материальные, организационные;

• правовые;

• социально - психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в МБДОУ. Объект управления заведующей - весь коллектив.

II уровень - старший воспитатель, завхоз, старшая медсестра.

Объект управления управленцев второго уровня -часть коллектива согласно функциональным обязанностям.

Анисимкова Е. П., Воронина Л. П.

Таблица 2. Направления расходования субвенции, тыс. руб.

Расходы на оплату труда педагогического персонала 6 654

Учебные расходы, обеспечивающие образовательный процесс 103

Всего 6 757

III уровень - воспитатели, специалисты и обслуживающий персонал.

Объект управления - дети и родители.

Освоение педагогического менеджмента позволило перейти к системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий сообразные качества каждого человека и личностно-ориентированный подход к его деятельности по достижению максимальных результатов. Психологизация процесса управления, создает в МБДОУ атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена коллектива, добивающегося определенных результатов.

Структура управления МБДОУ, предусматривает распределение функциональных обязанностей на правах делегирования полномочий, что позволяет

сохранить целостность и системность в работе. Вся система управления направлена на конечный результат.

В течение 2013-2014 годов детский сад был не полностью укомплектован педагогами, на начало учебного года не хватало четырех воспитателей и педагога по изобразительной деятельности, специалисты укомплектованы были полностью (психолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).

Штатное расписание МБДОУ включает в себя 35,0 штатных единиц. 55 °% педагогов в возрасте до 40 лет. Средний возраст работников учреждения составляет 45 лет, поэтому детский сад в ближайшее время не будет испытывать потребности в квалифицированном персонале. Высшую квалификационную категорию имеют 2 человека; первую квалификационную категорию - 13 человек. С высшим педагогическим образованием 13 человек, средним специальным образованием 2 человека. Высокий профессионализм способствует оказанию образовательных услуг на хорошем уровне.

Весь педагогический коллектив, условно разделен на 3 группы: начинающие педагоги (18 %), педагоги, стремящиеся к успеху (46 %) и успешные педагоги (36 %).

С 1 января 2014 года изменилась схема финансового обеспечения дошкольных образовательных учреждений - она стала аналогична «школьной».

Таблица 3. Динамика утвержденных бюджетных назначений МБДОУ детский сад «Лесная полянка», тысяч рублей

Наименование расхода Утвержденные бюджетные назначения Темп роста к прошлому году

2011 г. 2012 г. 2013 г. гр. 3/гр. 2 гр. 5/гр. 4

Заработная плата 92989 12339 14542 1,33 1,18

Прочие выплаты (оплата методической литературы, льготный проезд) 282 485 357 1,72 0,74

Начисление на оплату труда 2412 3689 4320 1,53 1,17

Услуги связи (абонентская плата за телефон) 30 48 52 1,60 1,10

Транспортные услуги (проезд на учебу сотрудников, проезд в командировки) 86 28 32 0,33 1,14

Коммунальные услуги 1490 1469 1542 0,99 1,05

Услуги по содержанию имущества 730 800 2240 1,10 2,80

Прочие услуги 944 1176 1234 1,25 1,05

Увеличение стоимости основных средств 208 76 439 0,37 5,79

Питание детей 2627 2477 3055 0,94 1,23

Медикаменты 8 328 396 41,03 1,21

Приобретение хозяйственных товаров, канцелярских товаров, строительных материалов 417 536 563 1,28 1,05

Итого 18533 23451 28775 1,27 1,23

Анисимкова Е. П., Воронина Л. П.

Таблица 4. Динамика кассового исполнения МБДОУ детский сад «Лесная полянка», тыс. руб.

Наименование расхода Исполнение Темп роста к прошлому году

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011 г. 2012 г. 2013 г. гр3/гр2 гр5/гр4

Заработная плата 9074 12104 14542 1,31 1,20

Прочие выплаты (оплата методической литературы, льготный проезд) 128 485 320 1,72 0,66

Начисление на оплату труда 2106 3618 4092 1,50 1,13

Услуги связи (абонентская плата за телефон) 30 48 52 1,60 1,10

Транспортные услуги (проезд на учебу сотрудников, проезд в командировки) 16 28 24 1,75 0,85

Коммунальные услуги 1424 1126 1337 0,99 0,91

Услуги по содержанию имущества 707 749 1986 1,03 2,65

Прочие услуги 795 1167 1114 1,24 0,95

Увеличение стоимости основных средств 159 68 424 0,37 5,58

Питание детей 2409 2303 2938 0,88 1,28

Медикаменты 8 308 351 41,03 1,07

Приобретение хозяйственных товаров, канцелярских товаров, строительных материалов 363 507 493 1,28 0,92

Итого 17219 22512 27675 1,24 1,21

Муниципальному образованию «посёлок Уральский» была выделена субвенция из областного бюджета на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в 2014 году. Направления расходования субвенции представлены в таблице 2.

Субвенция направляется для финансирования расходов муниципальных дошкольных образовательных организаций:

• по разделу 0700 «Образование», подразделу 0701 «Дошкольное образование», целевой статье 1214511 «Финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда работников дошкольных образовательных организаций»:

• на заработную плату и начисления на оплату труда педагогических работников (включая оплату труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций, оформляющих лицензии на осуществление образовательной деятельности);

• на выплату выходного пособия в случае сокращения численности или штата педагогических работников дошкольных образовательных организаций в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Затраты на оплату труда педагогических работников с 1 января 2014 года рассчитывается по формуле:

ФОТ = БФ + КВ + СФ,

где ФОТ - Фонд оплаты труда;

БФ - Базовый фонд (до 60 % от ФОТ);

КВ - Компенсационные выплаты;

СФ - Стимулирующий фонд (до 40 % от ФОТ).

Базовый и стимулирующий фонды установлены Постановлением Администрации муниципального образования «посёлок Уральский» [10] и средняя заработная плата педагогических работников приведена в соответствие с целевым показателем уровня средней заработной платы педагогического персонала в документе «Дорожная карта по образованию» утвержденной Постановлением Администрации муниципального образования «посёлок Уральский» от 21 августа 2013 года № 195. Фонд оплаты труда административно-управленческого и вспомогательного персонала остался без изменений.

Основным финансовым документом, в котором отражаются объем, целевое направление распределение средств, выделяемых из бюджета муниципального образования «посёлок Уральский» на содержание МБДОУ детский сад «Лесная полянка», является план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД), утвержденный Главой Администрации муниципального образования «посёлок Уральский».

г:::::::::::::::::: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ :::::::::::::::::::

::::::::::::::::::: МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ :::::::::::::::::::

Анисимкова Е. П., Воронина Л. П.

Таблица 5. Динамика кассового исполнения к плановым показателям МБДОУ детский сад «Лесная полянка» за 2011— 2013 годы, тыс. руб.

Наименование расхода 2011 г. 2012 г. 2013 г.

план факт исполнение, % план факт исполнение, % план факт исполнение, %

Заработная плата 9298 9074 98 12339 121038 98 14542 14542 100

Прочие выплаты (оплата методической литературы, льготный проезд) 282 127 45 485 485 100 357 320 90

Начисление на оплату труда 2412 2106 87 3689 3618 98 4320 4092 95

Услуги связи (абонентская плата за телефон) 30 30 99 48 48 100 52 52 100

Транспортные услуги (проезд на учебу сотрудников, проезд в командировки) 86 16 19 28 28, 100 32 24 74

Коммунальные услуги 1490 1424 96 1469 1126 77 1542 1337 87

Услуги по содержанию имущества 730 707 97 800 749 94 2240 1986 89

Прочие услуги 944 795 84 1175 1167 99 1234 1114 98

Увеличение стоимости основных средств 208 159 77 76 68 90 439 423 96

Питание детей 2626 2409 92 2477 2303 93 3054 2938 96

Медикаменты 8 8 100 328 308 94 396 351 89

Приобретение хозяйственных товаров, канцелярских товаров, строительных материалов 417 362 87 536 507 95 563 493 88

Итого 18533 17219 93 23451 22512 96 28774 27675 97

В плане ФХД отражается объем поступлений и выплат бюджетных средств на текущий год и плановый период. По окончании отчетного периода бюджетным учреждением составляется бюджетная отчетность на основании Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Объем утвержденных бюджетных назначений в рублевом эквиваленте постоянно увеличивается (таблица 3).

На существенное увеличение объема финансирования в 2012 и 2013 годах повлияли:

• рост оплаты труда почти на 51 %, в связи с увеличением средней заработной платы педагогическому персоналу, на основании Указов Президента Российской Федерации и выделения дополнительных ассигнований Министерством образования Свердловской области;

• начисления на оплату труда увеличились на 70 %, так как изменилась налогооблагаемая база;

• в связи с проведением капитального ремонта здания МБДОУ услуги по содержанию имущества выросли на 190 °%.

Наибольшую долю расходов составляют следующие финансируемые статьи:

• оплата труда;

• услуги по содержанию имущества;

• увеличение стоимости основных средств;

• питание детей.

Анализ утвержденных бюджетных ассигнований, выполненный на основании бюджетной отчетности учреждения (таблица 4), показал незначительное отклонение роста кассового исполнения от увеличения утвержденных бюджетных назначений.

Фактические показатели значительно ниже плановых (таблица 5). Учреждение не допускало нецелевого использования бюджетных средств, отсутствует превышение размера обязательств, принятых МБДОУ.

Учреждение финансируется из трех источников (таблица 6). Большая часть затрат на содержание МБДОУ финансируется из средств местного бюджета.

В 2014 году бюджетные ассигнования составили 85,8 %, доля родительской платы - 14,2 %. При росте затрат на содержание детей на 13,5 % в 2014 году по сравнению с 2013 годом, размер родительской платы увеличился в среднем на 14 %.

Анисимкова Е. П., Воронина Л. П.

Таблица 6. Динамика показателей финансирования МБДОУ детский сад «Лесная полянка»

Источник финансирования 2012 г. 2013 г. 2014 г. (план)

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

Местный бюджет 20208,6 89,7 24737,2 89,4 13602,8 57,3

Областной бюджет 0,0 0,0 0,0 0,0 6757,0 28,5

Приносящая доход деятельность 2303,1 10,3 2937,7 10,6 3360,0 14,2

Итого 22511,7 100 27674,9 100 23719,8 100

На финансовое состояние учреждения положительно повлияли средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, объем которых ежегодно увеличиваются (таблица 7).

План финансово-хозяйственной деятельности является важнейшим документом для учреждения. В отличие от бюджетной сметы, по которой учреждение работало до 31 декабря 2013 года, в нем отражаются операции не только с субсидиями, планируемыми к получению из бюджета, но и со средствами от иной приносящей доходы деятельности (таблица 8). Это позволяет учредителю детально контролировать и регулировать финансовую деятельность подведомственных ему учреждений.

Основные направления, по которым расходуются средства, это оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда 61 % , приобретение материальных запасов - почти 14 %, 25 % - расходы по оплате услуг, таких как услуги связи, коммунальные услуги, услуги по содержанию (проведение капитального ремонта), имущества прочие услуги. Доля расходов на приобретение основных средств составляет 2 %.

Бюджетное учреждение получает гарантированное и обязательное финансирование своей уставной деятельности на основании разработанного учредителями муниципального задания в виде субсидий.

Расчет итоговой оценки выполнения муниципального задания, проводится в четыре этапа.

Основные показатели:

Опрос заказчиков муниципальной услуги (родители), проведенный в виде анкетирования за отчетный период 2013-2014 годы показал:

64 % родителей удовлетворены тем, что их ребенок с удовольствием посещает детский сад;

54 % родителей подтвердили, что посещая детский сад, здоровье ребенка улучшилось;

77 % родителей согласились, что закаливающие мероприятия в большей степени способствуют оздоровлению ребенка;

62 % родителей считают, что работа детского сада и родителей над повышением уровня нравственного воспитания детей, повлияла на формирование нравственных качеств ребенка;

49 % родителей удовлетворены уровнем подготовки детей к школе;

21 % родителей готовы получать дополнительные платные образовательные услуги.

Информация об исполнении муниципального задания и об объеме финансового обеспечения представлена в таблице 9.

Данные аттестации и аккредитации (%):

• интеллектуальное развитие - 96 %;

• социально - нравственное развитие - 98 %;

• художественно-эстетическое развитие - 95 %;

• физкультурно-оздоровительное развитие - 95 %;

• коррекция отклонения физического и психического развития - 98 %.

Таблица 7. Финансовое состояние МБДОУ детский сад «Лесная полянка», руб.

Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Нефинансовые активы 16 114 110,22 16 193 193,02 16 244 989,85

Общая балансовая стоимость движимого муниципального имущества 5 767 662,57 5 946 745,37 5 998 542,20

Общая балансовая стоимость особо ценного движимого имущества 3 785 469,72 3 876 642,14 3 876 642,14

Остаточная стоимость особо ценного движимого имущества 890 679,48 859 037,43 823 705,64

Обязательства -2 746,24 410 105,70 0,00

«Собственный доход» (в 2014 г. - прогнозные данные) 2 303 140,0 2 937 738,4 3360 000,0

Анисимкова Е. П., Воронина Л. П.

1-й этап - выполнение муниципального задания по критерию «полнота и эффективность использования

К1 = К1рн / К1кассовое,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где К1рн - расчетно-нормативный объем бюджетных средств на выполнение муниципального задания;

К1кассовое - кассовое исполнение бюджета на выполнение муниципального задания.

К1 = 17686,7 / 17686,7 = 1

2-й этап - оценка по критерию «количество потребителей муниципальной услуги»;

К2 = кол-во потребителей факт / кол-во потребителей план

К2 = 110/112 = 0,98

3-й этап - оценка по критерию «качество оказания муниципальной услуги».

Итого качество услуг К3 = 0,96

4-й этап - определение итоговой оценки выполнения муниципального задания.

Итоговая оценка (ИО) не является абсолютным и однозначным показателем степени выполнения муниципального задания. Каждый критерий подлежит самостоятельному анализу причин его выполнения (или невыполнения.

ИО = (К1 + К2 + К3) / 3 *100 ИО = (1 + 0,98 + 0,96) / 3 * 100 = 96

Вывод: Муниципальное задание было обеспечено финансирование в установленные сроки, в полном объеме и исполнено в соответствии с ним.

Рассчитанный показатель оценивается в соответствии с таблицей 10.

Таблица 8. План финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ детский сад «Лесная полянка» на 2014 год

Наименование показателя Всего (тыс. руб.) %

Поступления, всего: в том числе: 23719,8 100

субсидий на выполнение муниципального задания 17686,7 74,6

субсидии на иные цели 2673,1 11,3

доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 3360,0 14,2

Выплаты, всего:, в том числе: 23719,8 100

оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда 14413,5 61,1

услуги связи 54,8 0,2

транспортные услуги 0,0 0,0

коммунальные услуги 1207,6 4,8

услуги по содержанию имущества 2895,4 12,2

прочие услуги 1245,7 5,3

прочие расходы 21,6 0,1

приобретение основных средств 509,4 2,1

приобретение материальных запасов 3371,8 14,2

Остаток средств 0,0 0

Контроль исполнения муниципального задания необходим, однако оценка на основе используемых в настоящее время показателей, не является корректной. Фактическое значение данного показателя от планового может отклоняться в пределах не более 5 %. Оценивать полноту и эффективность использования бюджетных средств, следует иным образом - с учетом фактического числа потребителей услуги, поскольку перевыполнение или невыполнение задания будет

Таблица 9. Исполнение муниципального задания и объем финансового обеспечения в МБДОУ детский сад «Лесная полянка»

Наименование услуги Объем оказанных услуг с 01.01.14 по 31.12.14, количество детей Форма финансирования муниципального задания Объем финансирования муниципального задания учредителя тыс. руб.

план факт план факт

Предоставление дошкольного образования в МБДОУ детский сад «Лесная полянка» 112 110 Субсидия местного бюджета 11032,7 11032,7

Субсидии (субвенции) областного бюджета 6654,0 6654,0

Анисимкова Е. П., Воронина Л. П.

Таблица 10. Оценка выполнения муниципального задания (МЗ)

Значение ИО, % Оценка выполнения МЗ

Более 100 МЗ перевыполнено

От 95 до 100 МЗ выполнено в полном объеме

Менее 95 МЗ не выполнено

зависеть от того, какому количеству потребителей она была предоставлена. В связи с этим необходимо сравнивать не показатели использования общего объема средств, а показатели расходов в расчете на одного потребителя.

Оценка качества выполнения муниципального задания производится по каждому из показателей, указанных в муниципальном задании и характеризующих качество оказываемых муниципальных услуг. При этом сравниваются фактические и плановые значения. Однако для каждой услуги должен быть разработан стандарт, а значит и минимальные требования к ее предоставлению. Вряд ли кто-то будет говорить о том, что, например, нормы СанПиНа в учреждении выполняются на 43 %, то оценку показателей качества необходимо разделить на два блока:

1) показатели, характеризующие минимальные необходимые требования к условию предоставления услуги, на основе которых выставляется только две оценки: «МЗ выполнено» или «МЗ не выполнено». При этом, если хотя бы одно из условий не выполнено, то оценка всего блока «минимальные требования к условиям оказания государственных услуг» должна быть «МЗ не выполнено»;

2) показатели, характеризующие дополнительные условия предоставления услуг. В этом случае возможно сравнение фактических и плановых значений. Блок нужен для выявления лучших, наиболее конкурентоспособных учреждений с целью дальнейшего поддержания их деятельности.

Чем больше объем муниципального задания, тем больше субсидии, однако их размер будет зависеть от возможностей бюджета муниципального образования «посёлок Уральский». При этом субсидии предполагают долевое, возможно не стопроцентное участие муниципалитета в финансировании бюджетного учреждения. В этой связи должна активизироваться приносящая доход деятельность. У дошкольных образовательных учреждений могут быть дополнительные источники финансирования: плата родителей за дополнительные образовательные услуги; доходы учреждения от предпринимательской деятельности; благотворительные пожертвования предприятий и граждан;

денежные выплаты из различных общественных фондов и другие.

Наряду с положительным опытом организации процесса финансирования в дошкольном образовательном учреждении выявлены недостатки. Среди них основное место занимают отсутствие стимула к ведению внебюджетной деятельности и возможности самостоятельного расходования средств, максимальное ограничение проявления инициативы в управлении, несмотря на то что учреждение является бюджетным с 2014 года; низкий уровень дохода населения посёлка Уральский не позволяет в полной мере осуществлять платные услуги; крупные закупки товаров, осуществляются только на конкурсной основе, что ограничивает активность МБДОУ. Тендер при таких условиях, как правило, выигрывает организация, предлагающая более дешевые, а значит, менее качественные услуги.

Сложившаяся практика финансирования образовательных услуг показала, что эффективным является финансирование бюджетной услуги, а не бюджетного учреждения. На содержание бюджетного учреждения объемы финансирования должны быть больше. Поэтому необходимо:

• продолжать работу по созданию механизма прогнозирования потребностей родителей в дополнительных платных услугах;

• отрабатывать формы контроля качества предоставляемых платных услуг;

• совершенствовать мониторинговую деятельность по каждому виду предоставляемых платных услуг;

• расширять спектр дополнительных платных услуг. Авторы предлагают следующие модели дополнительных платных услуг в МБДОУ детский сад «Лесная полянка»:

Модель 1 - Развивающие занятия для малышей от 1,5 до 2 лет вместе с родителями.

В вечернее время проводятся групповые занятия с маленькими детьми, находящимися на домашнем воспитании. Занятия ведут опытные педагоги. Основная цель - познание нового окружающего мира, общения, социальной адаптации, а также опытная помощь мамам в развитии навыков своего ребенка и подготовки ребенка к детскому саду.

Преимущество данной услуги заключается в привлечении потенциально новых клиентов и расширении круга потребителей услуг МДОУ.

Предполагаемое количество потребителей 2 группы по 10 человек. Продолжительность занятий 2 часа по 1 разу в неделю, 8 часов в месяц. Занятия будет вести один воспитатель. Предполагается провести всего 96 часов занятий для каждой группы (80 часов * 2 группы = 160 часов).

Анисимкова Е. П., Воронина Л. П.

Модель 2 - Группа выходного дня.

В выходные дни будет организована группа из 18-20 детей на время с 8 часов утра до 20 часов вечера. Все желающие родители воспитанников детского сада и малышей посёлка, не посещающих детский сад, могут приводить своих детей в детский сад по выходным дням. Предлагается организовать группу, установить умеренную плату, которая будет для родителей выгоднее, чем нанимать няню, а МДОУ получит дополнительный доход.

Выводы. Предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования увеличило плановое количество дополнительных

Литература:

1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 31.12.2014) [электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс.

2 Цирин А. М., Черепанова Е. В., Тулинова О. А. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс.

3 Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Свердловской области на 2013-2018 годы: Постановление Правительства Свердловской области от 26 февраля 2013 г. № 223-ПП (ред. от 16.05.2014) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс.

4 Информация Министерства общего и профессионального образования Свердловской области о реализации мероприятий, направленных на достижение показателей, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 07 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», по состоянию на 01.01.2015.) [электронный ресурс]. URL: http://www. minobraz.ru/realizacija_ukazov_prezidenta_rf/monitoring_ realizacii_ukazov/ (дата обращения 30.01.2015).

5 Зырянова Т. В., Кот Е. И. К вопросу о реформировании бюджетного сектора экономики в сфере образования // Вопросы управления. 2015. №1 (32).

6 Кузнецова С. В., Ильченко А. В. Проблемы финансирования дошкольных образовательных учреждений (доу) // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 4. С. 170-172.

7 Гурова М. П. Финансирование бюджетных учреждений [электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: nsportal.ru/detskiysad/ raznoe/2014/03/03/finansirovanie-byudzhetnykh-uchrezhdeni (дата обращения 02.04. 2015).

мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области. Изменилась схема финансового обеспечения дошкольных образовательных учреждений; вместо бюджетной сметы утверждается план финансово-хозяйственной деятельности, который является основным финансовым документом, отражающим объем, целевое направление распределения средств, выделяемых из местного бюджета.

По мнению авторов необходимо изменить методику оценки полноты и эффективности использования бюджетных средств с учетом фактического числа потребителей услуги. Для каждой бюджетной услуги должен быть разработан стандарт требования к ее предоставлению, учитывающий особенности дошкольных образовательных услуг в сельских поселениях.

References:

1 On Education in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 № 273-FZ (ed. from 31.12.2014) [e-resource]. The document has not been published. Access from the reference and legal system "Con-sultantPlus".

2 Tsyrin A. M., Cherepanova E. V., Tulinova O. A. Modern standards and technologies of fighting corruption [e-resource]. Access from the reference and legal system "ConsultantPlus"

3 On approval of the Action Plan ("roadmap") changes in the social sphere, to improve the effectiveness of education in the Sverdlovsk region in 2013-2018 years: Resolution of the Government of Sverdlovsk region from February 26, 2013 № 223-PP (ed. of 16.05.2014) [e-resource]. Access from the reference and legal system "ConsultantPlus".

4 Information of the Ministry of Education of the Sverdlovsk region on the implementation of measures aimed at achieving performance, contained in the Presidential Decree from May 7, 2012 № 597 "On measures to implement the state social policy", from May 7, 2012 № 599 "On measures to implement the state policy in the field of education and science", as of 01.01.2015) [e-resource]. URL: http://www.minobraz. ru/realizacija_ukazov_prezidenta_rf/monitoring_ realizacii_ ukazov/ (access date 30.01.2015).

5 Zyryanova T. V., Kot E. I. On the issue of reforming the public sector of the economy in education // Voprosy upravleniya. 2015. №1 (32).

6 Kuznetsova S. V., Ilchenko A. V. The problem of financing of preschool educational institutions // Sovremenniye naukoem-kiye tekhnologii. 2008. № 4. P. 170-172.

7 Gurova M. P. Financing of public institutions [e-resource] // Social network for education workers nsportal.ru. URL: nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2014/03/03/finansirovanie-byudzhetnykh-uchrezhdeni (access date 02.04.2015).

Анисимкова Е. П., Воронина Л. П.

Литература:

8 Качанова Е. А., Кузнецова Е. В. Управление деятельностью общеобразовательных учреждений, приносящей доход: сравнительный опыт практики в регионах Уральского федерального округа // Вопросы управления. 2014. №5 (30).

9 Устав МКДОУ «Лесная полянка» утвержден 25 мая 2011 года [электронный ресурс]. URL: http://detsad-yralskij.ucoz.ru/ (дата обращения 30.01.2015).

10 Об утверждении фонда оплаты труда МДОУ «Лесная полянка»: Постановление Администрации муниципального образования «посёлок Уральский» от 28 августа 2011 года № 145 [электронный ресурс]. URL: http://zato-uralsky.gossaas.ru/ (дата обращения 30.01.2015).

References:

8 Kachanova E. A., Kuznetsova E. V. Management of gainful educational institutions: comparative experience of practice in the regions of the Urals Federal District // Voprosy uprav-leniya. 2014. №5 (30).

9 Statute of the Municipal treasury preschool educational institution "Lesnaya polyanka" approved by May 25, 2011 [e-resource]. URL: http://detsad-yralskij.ucoz.ru/ (access date 30.01.2015).

10 On approval of payroll Municipal treasury preschool educational institution "Lesnaya polyanka": Resolution of the municipal administrations of the Uralsky settlement of August 28, 2011 № 145 [e-resource]. URL: http://zato-ural-sky.gossaas.ru/ (access date 30.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.