Научная статья на тему 'Об использовании возможностей негосударственного сектора для решения проблемы доступности дошкольного образования'

Об использовании возможностей негосударственного сектора для решения проблемы доступности дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
595
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГИ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ УСЛУГОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиева Людмила Анатольевна

В статье рассмотрен опыт администрации г. Перми по решению проблемы доступности и качества дошкольного образования за счет развития конкурентной среды. Представлены реализуемые в городе модели финансирования поставщика и получателя услуг дошкольного образования, такие как выплата пособия на детей, не посещающих детские сады, предоставление субсидий негосударственным образовательным учреждениям. Описаны механизмы передачи частным инвесторам муниципальных имущественных комплексов в целях восстановления дошкольных учреждений, применение которых позволило в короткие сроки в Перми решить проблему доступности дошкольного образования, а также дало толчок развитию сети индивидуальных предпринимателей и немуниципальных детских садов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-state area opportunities as a solution to the problem of preschool education availability

The article focuses on experience of the Perm City Administration in solving the problem of availability and quality of preschool education by developing competitive environment. The author presents the current models of financial support for providers and receivers of preschool services, particularly payment of the family-related bonus for children who don't visit nursery schools, as well as subsidy assistance for non-state educational establishments. The article also describes the mechanism of delegation of municipal assets to private investors for the purpose of preschool establishments recovery. The described practice resulted in prompt resolution of the problem of preschool education availability and in development of sole proprietors network and non-municipal nursery schools.

Текст научной работы на тему «Об использовании возможностей негосударственного сектора для решения проблемы доступности дошкольного образования»

Гаджиева Л.А.

об использовании возможностей

негосударственного сектора для решения проблемы доступности дошкольного

образования

Аннотация

в статье рассмотрен опыт администрации г. Перми по решению проблемы доступности и качества дошкольного образования за счет развития конкурентной среды. Представлены реализуемые в городе модели финансирования поставщика и получателя услуг дошкольного образования, такие как выплата пособия на детей, не посещающих детские сады, предоставление субсидий негосударственным образовательным учреждениям. Описаны механизмы передачи частным инвесторам муниципальных имущественных комплексов в целях восстановления дошкольных учреждений, применение которых позволило в короткие сроки в Перми решить проблему доступности дошкольного образования, а также дало толчок развитию сети индивидуальных предпринимателей и немуниципальных детских садов.

Ключевые слова: дошкольное образование; доступность услуги; ведомственные и негосударственные дошкольные учреждения; обеспеченность услугой дошкольного образования.

Доступность услуги дошкольного образования в настоящее время является одной из острых социальных проблем во многих городах Российской Федерации. Актуальна была она и для г. Перми. Закрытие и перепрофилирование в 1990-е годы более 180 детских садов, большинство из которых

принадлежало различным городским предприятиям и ведомствам, привело к резкому сокращению в городе сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

На начало 2007 г. в образовательном пространстве г. Перми при функционировании 260 муниципальных, ведомственных и негосударственных дошкольных учреждений обеспеченность услугой дошкольного образования составляла лишь 57% потребностей для детского населения в возрасте до 6,5 лет. Очередь в муниципальные детские сады достигала критического уровня и составляла более 27 тыс. человек. Проблема доступности дошкольного образования в последнее время продолжает обостряться в связи с тенденцией увеличения рождаемости.

Традиционно эту проблему решали за счет строительства новых зданий детских садов. В настоящее время введение новых объектов вызывает определенные сложности, так как, во-первых, городские территории уже плотно застроены, а во-вторых, новое строительство требует значительных временных и финансовых затрат. При этом в условиях возможного демографического спада вновь построенные объекты могут оказаться невостребованными.

Все это вызывало необходимость поиска других (альтернативных) подходов к решению проблемы обеспечения доступности дошкольного образования, позволяющих оперативно и гибко реагировать на имеющийся спрос граждан и решить ее в полном объеме и за короткий срок.

Конкурентная среда как способ обеспечения доступности и качества дошкольного образования

Один из таких подходов связан с развитием рынка услуг дошкольного образования за счет привлечения частного сектора: негосударственных дошкольных учреждений и индивидуальных предпринимателей. Предполагается, что в условиях рынка родители сами смогут выбирать объем и качество приобретаемых услуг. Возникнет здоровая конкуренция между поставщиками услуг дошкольного образования, которая будет способствовать в целом росту качества дошкольного образования в городе [4].

Развитие рынка дошкольных образовательных услуг предусматривает разработку и внедрение специальных организационно-экономических моделей, позволяющих финансировать негосударственный сектор. Такие модели разработаны в г. Перми и реализованы в практике организации предоставления услуг дошкольного образования. Рассмотрим две модели. В рамках первой осуществляется финансирование поставщика услуги, в рамках второй - финансирование потребителя услуги.

1. Финансирование поставщика услуги.

Потребитель (родитель) выбирает поставщика услуги дошкольного образования. Это может быть как муниципальный сад, так и частный. Если выбрано муниципальное ДОУ, то действует традиционная схема финансирования (департамент образования финансирует подведомственное учреждение). Если родители выбрали немуниципальный сад, то департамент в

соответствии со ст. 69.1, 78 БК РФ перечисляет из бюджета за конкретного ребенка субсидии частному поставщику по факту оказания услуги. Размер субсидии равен нормативу стоимости услуги дошкольного образования. Условием предоставления субсидий является наличие у последнего лицензии на право ведения образовательной деятельности.

2. Финансирование потребителя услуги.

В рамках этой модели деньги из бюджета перечисляются потребителю услуги на его лицевой счет, открытый в кредитных организациях. Затем потребитель выбирает поставщика услуги. Размер перечисляемых родителям средств равен нормативу услуги дошкольного образования.

Важно подчеркнуть, что реализация в полной мере обеих моделей во многом зависит от корректности расчета норматива стоимости услуги. Норматив должен быть «полным», т.е. включающим не только расчет затрат по фонду оплаты труда, но и расходы на содержание имущественного комплекса. Подробно разработка паспорта услуги дошкольного образования и методике расчета нормативов ее стоимости нами описана в более ранних статьях [1; 3]. В г. Перми реализуются одновременно обе описанные модели:

- родители детей 1,5-5 лет имеют выбор: либо получить услугу в муниципальном ДОУ либо получить «на руки» денежную выплату (в рамках регионального проекта «Мамин выбор») и самим определить направления ее расходования (частный сад, услуги кратковременного пребывания, услуги няни и т.д.);

- родители детей 5-7 лет (так называемое предшкольное образование) выбирают, где им получить услугу: в муниципальном или частном ДОУ (за детей 5-7 лет местный бюджет перечисляет негосударственным садам субсидии в размере норматива стоимости услуги). Схематично организацию предоставления услуг дошкольного образования можно представить следующим образом (рисунок).

Рисунок

Основная цель: обеспечить реальный выбор услуги и ее поставщика детям с 3 лет

Муниципальные поставщики

О региональном проекте «Мамин выбор»

Рассмотрим опыт практической реализации каждой модели. Наибольший интерес вызывает региональный проект «Мамин выбор». Подробнее о его особенностях. Цель данного проекта - обеспечить жителям г. Перми, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, возможность реального выбора услуги дошкольного образования: ее содержательной направленности, объема, качества, поставщика.

Пилотный проект начал действовать с 1 января 2009 г. В рамках этого проекта родителям, чьи дети в возрасте от 1,5 до 5 лет не посещают детских садов, выплачивается ежемесячное пособие. Как уже было указано, пермские родители получают денежный эквивалент образовательной услуги. Иными словами, в виде пособия им выплачивается столько же средств, во сколько обходится городскому бюджету содержание ребенка в муниципальном детском саду. На 1 января 2012 г. такие пособия получили более 22 тыс. семей.

Как правило, дети посещают частные детские сады, центры дополнительного образования, получают семейное воспитание. Важно отметить, что детям из семей, находящихся в социально опасном положении, гарантированы места в муниципальных садах (такие семьи денежных выплат не получают).

Пособие назначается из расчета на каждого ребенка одному из родителей или законному представителю - опекуну, патронатному или приемному родителю (далее - получатель) - независимо от других выплат, предусмотренных законодательством РФ, нормативными правыми актами Пермского края и г. Перми. Выплачивается пособие получателю по месту жительства в г. Перми.

Право получателей на предоставление пособий утрачивается в следующих случаях:

- со дня получения путевки в дошкольное учреждение;

- при достижении ребенком возраста 5 лет;

- при регистрации ребенка в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как находящегося в социально опасном положении;

- при представлении родителем (законным представителем) недостоверной информации.

Необходимо отметить, что у родителей, чьи дети посещают муниципальный сад, есть право временно от него отказаться ради получения пособия.

Размер пособия формируется из средств городского бюджета и бюджета Пермского края. Размер пособий из средств бюджета г. Перми определяется в соответствии с порядком расчета, утвержденным решением Пермской городской думы, а из средств бюджета Пермского края -утверждается краевыми органами государственной власти и рассчитывается в соответствии с постановлением правительства Пермского края

от 15 октября 2007 г. № 232-п «О пилотном проекте "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения" ("Мамин выбор")». Размер пособия в 2012 г.:

- на одного ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет - 5 295,40 руб. в месяц (из них: 2320,75 руб. - краевые средства, 2 9 74,65 руб. - средства местного бюджета);

- на детей в возрасте от 3 до 5 лет - 4 490,94 руб. ежемесячно (2 245,47 руб. -краевые средства, 2 245,47 руб. - средства местного бюджета)1.

По итогам 3 лет реализации данного проекта можно сделать следующие выводы:

- ежегодно отказываются от получения места в муниципальном ДОУ ради получения выплат около 1500 человек (1% всех детей в возрасте 1,5-5 лет);

- количество семей, которые хотели бы получить услугу в муниципальном детском саду, но были вынуждены получать денежное пособие, составляет порядка 800-900 человек (как правило, это отдаленные микрорайоны, в которых не развита сеть негосударственных услуг);

- в отдельных микрорайонах города в муниципальных садах появляются свободные места;

- стал постепенно развиваться негосударственный сектор (по некоторым оценкам, количество частных ДОУ за 3 года выросло с 15 до 130).

Анализ практики реализации проекта «Мамин выбор» позволяет зафиксировать как преимущества данного проекта для различных его участников, так и риски (табл. 1).

Таблица 1

Преимущества и риски финансирования потребителя услуги (проект «Мамин выбор»)

Участники процесса Преимущества Риски

Потребитель услуги - Восстанавливается социальная справедливость: право доступа к бюджетным средствам на получение услуги дошкольного образования есть у каждой семьи, имеющей дошкольника; - родитель имеет возможность самостоятельно определять объем и качество приобретаемой услуги; - родитель имеет возможность оперативно сменить поставщика услуги - Отсутствие ответственности органов власти за деятельность ИП и негосударственных садов; - ИП могут предоставлять услугу без лицензии на образовательную деятельность

Поставщик услуги - Для немуниципальных поставщиков упрощается процедура «доступа» к бюджетным средствам - Потребитель в любой момент может расторгнуть договор на получение услуги; - родители могут «уйти в квартиры», не понимая важности получения качественной услуги; - риск завершения проекта со стороны власти

Органы власти - Снижение социального напряжения в кротчайшие сроки; - родитель, делая выбор самостоятельно, оплачивая его, более ответственно относится к качеству покупаемой услуги, что в целом сказывается на росте качества дошкольного образования; - муниципальная сеть комплектуется в первую очередь детьми старшего дошкольного возраста; - снижение нагрузки на бюджет; - в случае демографического спада муниципалитет не имеет проблем с содержанием невостребованной сети; - в идеальном варианте, когда сеть частных садов будет сопоставима с муниципальной, муниципальные будут вынуждены конкурировать с частными. Качество образования будет расти - Родители могут использовать денежные средства не по назначению; - потребитель может выбрать дешевую услугу вместо качественной

О субсидиях, выплачиваемых частным поставщикам

С 1 сентября 2010 г. в Перми начала действовать норма, в соответствии с которой негосударственным поставщикам, предоставляющим услуги дошкольного образования для детей 5-7 лет, из городского бюджета перечисляются субсидии. Критерием отбора поставщиков услуг, имеющих право на получение субсидии, как уже было отмечено, является наличие лицензии на образовательную деятельность.

Порядок предоставления субсидий определен постановлением администрации г. Перми от 6 августа 2010 г. № 488 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий негосударственным образовательным учреждениям - производителям услуг дошкольного образования для детей в возрасте от 5 до 7 лет».

Субсидии могут предоставляться за оказанные услуги дошкольного образования общеразвивающей направленности (продолжительность: 12 час.; 10 час. 30 мин.), компенсирующей и оздоровительной направленности (продолжительность: 12 час.; 10 час.; кратковременное пребывание).

Ежегодно заключаются договоры с негосударственными образовательными учреждениями о предоставлении субсидий на оказание услуг дошкольного образования для детей в возрасте от 5 до 7 лет, в которых устанавливается плановый объем субсидий. Начисление планового размера субсидий

производится, исходя из стоимости услуг, утвержденной постановлением администрации г. Перми, и количества заключенных договоров с родителями.

На 1 января 2012 г. 12 негосударственных садов в г. Перми получили такие субсидии на 460 детей. Постепенно количество лицензированных поставщиков растет, на 1 апреля 2012 г. их число составило 14 НОУ на 510 детей (табл. 2).

Таблица 2

Охват детей услугами дошкольного образования

Возрастная категория детей Муниципальная сеть ДОУ, человек Немуниципальная сеть ДОУ, человек

от 5 до 7 лет 20 569 460 (12 НОУ, субсидии)

от 3 до 5 лет 18 914 5852 (пособия)

от 1,5 до 3 лет 1944 16 420 (пособия)

Всего 41 427 22 731

О механизмах передачи муниципальных имущественных комплектов под создание частных ДОУ

В целях создания условий для развития рынка негосударственных образовательных услуг в городе действуют механизмы передачи муниципального имущества для создания на его базе негосударственных ДОУ. Имущественные комплексы передаются на конкурсной основе по концессионным соглашениям и договорам долгосрочной аренды.

На сегодня переданы по концессионным соглашениям четырем предпринимателям 4 здания типового детского сада и 2 здания в аренду - в общей сложности на 600 мест.

Основные условия, на которых передается имущество под детские сады:

- средний срок - 25 лет;

- объем необходимых инвестиций - 50-60 млн руб.;

- концессионер обязан восстановить объект за 1,5 года;

- после восстановления объекта необходимо получение лицензии на образовательную деятельность.

Следует сказать, что наибольшим спросом среди негосударственных поставщиков пользуются помещения для создания мини-садов. В основном это обусловлено не очень большими финансовыми вложениями со стороны предпринимателя (порядка 1 млн руб. на восстановление одного мини-сада). за 3 года переданы в аренду под создание таких детских садов 9 приспособленных помещений.

В качестве проблемы можно отметить, что темпы передачи зданий типовых дошкольных учреждений для создания частных садов не столь интенсивны, как хотелось бы. Такая ситуация объясняется необходимостью больших финансовых вложений, которые, по расчетам экспертов, окупаются лишь через 25-30 лет. Это вызывает потребность в поиске дополнительных механизмов передачи муниципального имущества предпринимателю, например разработки способов восстановления имущества на условиях со-финансирования с администрацией города.

Выводы

Анализ практики организации предоставления услуг дошкольного образования в рамках описанных моделей в течение 3 лет позволяет сделать следующие выводы.

- Все родители детей в возрасте от 1,5 до 5 лет с 3 лет имеют возможность реального выбора получения услуги либо в муниципальном ДОУ либо у частного поставщика (исключение составляют порядка 800 человек микрорайона «Пролетарский», где родители вынуждены получать денежную выплату).

- Региональный проект «Мамин выбор» стал реальным стимулом для развития негосударственного сектора в сфере дошкольного образования. Об этом свидетельствует рост количества индивидуальных предпринимателей и немуниципальных садов.

- Субсидии, предоставляемые частным садам за детей 5-7 лет по факту исполнения услуги, обеспечивают всем детям этого возраста гарантированное получение предшкольного образования и подготовку к школе.

- Использование возможностей негосударственного сектора реально позволяет в короткие сроки решить проблему доступности дошкольного образования и существенно снизить социальное напряжение в городе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаджиева Л.А. Нормативно-подушевое финансирование учреждений образования как условие повышения эффективности их деятельности // Экономика образования. 2012. № 4. С. 12-13.

2. Гаджиева Л.А. Поддержка семей с детьми, не посещающими ДОУ // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2011. № 7. С. 49-53.

3. Гаджиева Л.А., Старикова Т.А. Организация дошкольного образования: пермский вариант. Размещение муниципального заказа на услуги дошкольного образования у немуниципальных поставщиков // Народное образование. 2008. № 1. С. 99-104.

4. Чиркунов О. Государство и конкуренция: Статьи / Предисл. Е.Г. Ясина. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

ПРИМЕЧАНИЕ

Более подробно порядок реализации проекта «Мамин выбор» представлен в статье «Поддержка семей с детьми, не посещающими ДОУ» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.