ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.2
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
MANAGEMENT FEATURES OF ECONOMIC ENTITIES IN THE EXTERNAL ENVIRONMENT UNCERTAINTY
© Шадченко Наталья Юрьевна
Natalia Yu. Shadchenko кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и товароведения, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации.
PhD (Economics), associate Professor, Department of Economics and commodity research, Volga Region Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation.
Аннотация. В статье проведен анализ внутренних и внешних стратегий управления предприятиями в условиях неопределенности внешней среды. Даны рекомендации по вопросу сохранения стабильности предприятий в кризисных условиях.
Ключевые слова:управление, хозяйствующие субъекты, условия неопределенности, внешняя среда.
Abstract In the article there is the analysis of internal and external business management strategies in conditions of external environment uncertainty. There are recommendations on preserving of enterprises stability in crisis conditions.
Key words: management, businesses, conditions of uncertainty, the external environment.
В сложившихся экономических условиях методов традиционного управления становится недостаточно, так как складывались они в иное время, когда предприятие создавалось на неопределенно долгий срок, товары видоизменялись редко, появление нового товара рассматривалось как настоящее событие. Современный экономический мир очень изменчив, динамичен и сложен, в связи с чем многие учёные видят выход в проектном управлении.
Успех современного управленца сегодня всецело зависит от умения управлять сложной (часто включающей много операций) и ограниченной во времени деятельностью, направленной на создание оригинальной продукции.
Организации, действующие в определенной и неопределённой внешней обстановке, будут регулироваться по-разному, с учётом их структуры и типа используемой системы управления. Также важно и то, чтобы структура или система управления организации соответствовала внешней среде, в окружении которой она находится.
Известные исследователи в области менеджмента Волкогонова О. Д., Зуб А. Т. указывают, что в широком смысле организация может применять для снижения неопределённости внешней обстановки две стратегии. Организация может реагировать приспособлением и изменением своих действий с целью добиться соответствия их изменяющимся параметрам внешней среды, что можно назвать внутренней стратегией. В другом случае организация может попытаться изменить обстановку так, чтобы она лучше соответствовала возможностям организации. Это - внешняя стратегия[1, с. 24].
Представим описание данных типов стратегий в табл. 1 и 2.
Особого внимания при изучении особенностей управления хозяйствующими субъектами в условиях неопределенности внешней среды требует изучение состояния организационной культуры предприятия в подобных условиях.
Предприятие - это организм, в котором каждый сотрудник отвечает за определённую функцию и решает определенные задачи. Каждое предприятие имеет свой набор свойств и ори-
Научно-практический журнал. ISSN2587-8042
^ Л
"V я«»'
Наиболее известные внутренние стратегии
Таблица 1
> <
X
ш
о ш
о
С1)
Внутренние стратегии Описание стратегии Примеры действия стратегии
Изменение сферы деятельности Самая простая ответная мера, представляющая собой перенос деятельности в среду с меньшей неопределенностью ее параметров. Из управленческой практики видно, что руководители часто не владеют философией планирования [4, с. 28], в связи с чем предпочитают при затруднениях использовать простые внутренние стратегии. Например, администрация организации может рассмотреть варианты перемещения деятельности предприятия в иную рыночную нишу, в которой конкурентов меньше или они представляют меньшую угрозу. Если организация не может позволить себе подобным изменений в силу разных причин, то остается возможность изменения собственных целей, структуры и характера деятельности (теоретики стратегического управления утверждают, что многообразие стратегий обусловлено множественностью целей предприятий) [3, с. 8].
Набор персонала Некоторые организации используют практику выборочного набора персонала для уменьшения неопределенности внешней обстановки. Организации могут приглашать на работу сотрудников из персонала организаций-конкурентов для получения важной информации о своих соперниках. Другие стремятся трудоустроить в своих организациях бывших высокопоставленных чиновников с целью использования их связей с влиятельными людьми.
Создание запасов Наиболее известным способом противостояния неопределенности внешней среды издавна было создание запасов (или, иначе говоря, резервов) с целью смягчения этой неопределенности. Например, плановый и юридический отделы предприятия должны обеспечить его необходимым объемом работ на тот срок, который необходим организации в случае возникновения кризисных условий. Отдел кадров за счет системы переподготовки, переобучения сохраняет в рамках этой стратегии собственный персонал в условиях неопределенности внешней среды.
Сглаживание Активно используется организациями как защита бизнеса от возможных колебаний спроса. Представляет собой попытку выравнивания воздействий изменений внешней среды. Так, например, на рынке недвижимости наименее активным периодом является июль-август. Поэтому именно в это время чаще всего устраиваются распродажи недвижимости крупными застройщиками.
Нормирование Если среда характеризуется неопределенностью спроса, руководство организации может использовать нормирование продукции и услуг. Часто это делается в том случае, когда по тем или иным причинам нельзя поднять цену. Например, учебное заведение может вводить ограничение во время приема абитуриентов из-за нехватки бюджетных мест.
Наиболее известные внешние стратегии
Таблица 2
Внешние стратегии Описание стратегии Примеры действия стратегии
Маркетинг Затраты на маркетинговые исследования, рекламу, а также на позиционирование товара (или услуг) организации составляют большую часть расходов хозяйствующих субъектов. Организации тратят эти суммы, пытаясь снизить неопределенность среды, о чем свидетельствует подверженность потребителей рекламному воздействию, выработка приверженности к марке их продукции.
Заключение контрактов В данном случае речь идет о контрактах, призванных оградить организацию от колебаний качества и цен на необходимые ей материалы, а также производимую ею продукцию. Например, договора на оказание образовательных услуг в своем содержании имеют описательную часть, касающуюся оплаты предоставляемых услуг.
Кооптирование Организации могут «поглощать» из своего окружения отдельных лиц или другие организации, которые угрожают их стабильности. Это наиболее наглядно проявляется в выборочных назначениях в состав топ-менеджмента организации. Например, можно ожидать, что организации, сталкивающиеся с неопределенностями в финансировании, будут назначать членами советов директоров лиц из числа руководителей финансовых учреждений.
Объединение Термин обозначает ситуацию, когда предприятие объединяется с другими организациями для совместной деятельности. Примером такой стратегии может стать объединение юридических лиц (например, создание ФПГ), а также слияние организаций с целью более легкой конкурентной борьбы.
Лоббирование Это использование влияния отдельных лиц, положение в обществе которых позволяет влиять на получение выгодного для организации результата при принятии решений. С помощью использования данной стратегии организация может оказывать давление на органы, принимающие решения, для достижения более выгодных для организации решений.
гинальных характеристик, и важно помнить, что при изменении организационной культуры предприятия (полной или даже частичной) включается в работу следующий принцип: либо введенный в систему предприятия объект (это может быть вновь принятый персонал, программы работы) принимает правила, условия деятельности данной организации, либо сложившаяся организационная культура предприятия подавляет этот объект и постепенно выталкивает. Если же компонент, введенный в организационную среду предприятия, является очень мощным (то есть под его воздействием всё-таки меняется ряд целей предприятия, направленность и виды деятельности), то можно говорить о возникновении риска гибели данной организационной культуры (как вариант, о рождении другой новой, соответствующей другим целям культуре). Таким образом, при управлении в условиях неопределенности внешней среды, при управлении в кризисное время имеется большой риск полного уничтожения или «перерождения» организации.
Подводя итоги вышесказанному, можно говорить о том, что в хозяйственной, практической деятельности под проектом часто понимают ограниченный во времени сложный комплекс работ, направленный на достижение уникальной или в некотором отношении финишной цели, крайне необходимый при управлении хозяйствующими субъектами в условиях неопределённости внешней среды.
Любая новая коммерческая инициатива, создание нового общества «с нуля», перестройка устаревшего производства, внедрение новых решений - это, с одной стороны, проект, а с другой - наиболее распространённые виды внедрения бизнеса.
Успешность в осуществлении этих проектов основывается не столько на знаниях и опыте в той и иной области, сколько на умении управлять ими, используя внутренние и внешние стратегии поведения.
Основной и отправной точкой при этом, является осознание цели, то есть желаемого состояния управляемого объекта. Естественно,
Научно-практический журнал. ISSN2587-8042
ч
<
X
ш
s
^
о
ш
?ffMP"
■ SISH^ '
что при равных подходах результаты будут различными [2, с. 286].
По мнению автора, управление проектами и управление рисками представляет собой деятельность, направленную на оптимизацию взаимодействий проекта с внешней средой в целях минимизации отклонений проекта от ранее поставленных целей.
Изучив мнения учёных, можно обобщить методы, позволяющие снизить риски и использующиеся в проектном управлении, в следующие группы:
- распределение рисков;
- страхование;
- создание резервов;
- предоставление гарантий.
Поиск путей преодоления неопределенности и управления изменениями во внешней среде остается актуальным направлением менеджмента и требует пристального исследования.
Материалы поступили в редакцию 06.10.2017 г.
Библиографический список (References)
1. Волкогонова О. Д. Стратегический менеджмент / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб. М. : Форум ; ИНФРА-М, 2006. 254 с. ISBN 5-8199-0120-7 ; ISBN 5-16001894-8.
2. Разу М. Л. Менеджмент : учеб. пособие / М. Л. Разу. М. : КНОРУС, 2008. 320 с. ISBN 978-5-406-01093-8.
3. Шадченко Н. Ю. Стратегический менеджмент : учебно-метод. по-соб. для препод. и студ. направл. подгот. 38.03.02 «Менеджмент» / Н. Ю. Шадченко. 2-е изд. Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2017. 48 с. ISBN 978-54486-0001-2.
4. Шадченко Н. Ю. Планирование как фактор повышения организационной эффективности / Н. Ю. Шадченко / / Базис. 2017. № 1(1). С. 28-30. ISSN
2587-8042.
1. Volkogonova O. D., Zub A. T. (2006). Strategicheskij menedzhment [Strategic management]. Moscow. Forum; INFRA-M. 254 p. ISBN 5-8199-0120-7 ; ISBN 5-16-001894-8.
2. Razu M. L. (2008). Menedzhment: ucheb. posobie [Management]. Moscow. KNORUS. 320 p. ISBN 978-5-406-01093-8.
3. Shadchenko N. Yu. (2017). Strategicheskij menedzhment : uchebno-metod. posob. dljaprepod. i stud. napravl. podgot. 38.03.02 «Menedzhment» [Strategic management]. Saratov. Aj Pi JerMedia. 48 p. ISBN 978-5-4486-0001-2.
4. Shadchenko N. Yu. (2017). Planirovanie kak faktor povyshenija organizacionnoj jeffektivnosti [Planning as a factor in increasing organizational effectiveness]. Bazis. No 1(1). P. 28-30. ISSN 2587-8042.
О CO