Научная статья на тему 'К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе'

К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадченко Наталья Юрьевна

В статье автором рассматриваются вопросы, связанные с правовыми и экономическими особенностями развития предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS DEVELOPMENT PROBLEMS IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the issues related to the legal and economic characteristics of small and medium-sized businesses in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах развития малого и среднего бизнеса в России на современном этапе»



КОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.2

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

TO THE QUESTION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS DEVELOPMENT PROBLEMS IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

© Шадченко Наталья Юрьевна

Natalia Yu. Shadchenko

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и товароведения, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации.

PhD (Economics), associate Professor, Department of Economics and commodity research, Volga Region Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation.

И [email protected]

Аннотация. В статье автором рассматриваются вопросы, связанные с правовыми и экономическими особенностями развития предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Ключевые слова: управление, развитие, малый и средний бизнес, проблемы, направления развития.

Abstract. The article deals with the issues related to the legal and economic characteristics of small and medium-sized businesses in the Russian Federation.

Key words: management, development, small and medium business, problems, directions of development.

В экономической деятельности нашего государства существенное место занимает предпринимательство. Предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) оказывают немалое влияние на социальное, экономическое и научно-техническое развитие страны, что подтверждается большим количеством государственных программ, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.

В мировой практике не выработано единых критериев и показателей для определения размеров предприятия. Во-первых, они существенно разнятся по странам и отраслям экономики. Во-вторых, при всех различиях общим является использование не только количественных, но и качественных критериев определения малого и среднего бизнеса. К числу первых наиболее часто относят среднесписочную численность работающих, годовой объем (объем продаж) и балансовую стоимость активов. Среди качественных показателей используются следующие: незначительная доля рынка компании в сфере её деятельности; её независимость; управление предприятием её владельцами.

В-третьих, следует признать невозможность и нецелесообразность единого определения малого и среднего бизнеса не только в силу существенных различий объективных условий развития экономики отдельных стран и отраслей, но в силу того, что подходы к такому определению различаются в зависимости от целей.

С позиций независимости И. Н. Герчикова предлагает рассматривать малое предпринимательство, как совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.

Понятия субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации определены в статьях 3 и 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К ним относятся внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных

предпринимателем и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определённым критериям. Рассмотрим основные критерии:

а) первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями;

б) второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учётом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учётом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений;

в) третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ -без учёта НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учёте. Предельные значения этих величин определяет Правительство РФ раз в 5 лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства [1].

Самой низкой количественной границей малого бизнеса является индивидуальная предпринимательская деятельность.

Проблемами развития малого и среднего бизнеса на современном этапе в Российской Федерации являются: - организационные пробле-мы(связанные с оформлением и регистрацией, открытием предприятий);

- проблемы материально-технического-характера (нехватка производственных помещений и оборудования, низкая классификация персонала);

- финансовые проблемы (большие проценты на кредиты, низкий платёжеспособный спрос населения, высокая арендная плата и др.);

- недостатки в налоговой системе;

- кредитная необеспеченность и др.

Из управленческой практики видно, что руководители часто не владеют философией планирования [5, с. 28], в связи с чем предпочитают при затруднениях использовать простые внутренние стратегии.

Проведённый анализ показывает, что основными препятствиями развития малого и среднего бизнеса является недостаток как собственных, так и заёмных денежных средств у предпринимателей. Отсутствие у малых предприятий необходимого обеспечения является причиной, по которой предприниматели не пользуются кредитами.

Административные барьеры являются вторым препятствием и представляют собой проверки предприятий со стороны органов контроля и надзора, а также длительные по времени процедуры получения необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях. Чем меньше этих препятствий на пути создания предприятия, тем более комфортно ощущает себя бизнес.

Третьим препятствием является сложная система налоговой и бухгалтерской отчётности. Система налоговых деклараций и бухгалтерской отчётности нередко вызывают нарекания и противоречия при заполнении. Но при этом можно отметить, что при введении упрощённой налоговой системы снизилась нагрузка на малый бизнес.

Проблема продвижения товаров и услуг на рынок является четвёртым препятствием, сдерживающим развитие малых предприятий. Это связано с тем, что у предприятий зачастую ограничены возможности организации сбыта, есть трудности с ведением связей между поставщиками и потребителями.

Пятым препятствием является низкая классификация персонала. В условиях постоянно меняющейся экономики и техники необходимо проходить квалификационные курсы, чтобы оставаться профессионалом в своей области.

Итак, малый бизнес - это первопроходец тех областей, в которые государству и крупным компаниям трудно и рискованно вкладываться.

Реальная помощь государства должна заключаться в создании таких условий, при которых самозанятым будет проще легализоваться [2, с. 27].

Каковы условия предоставления государственной финансовой помощи предприятиям МСБ в 2017-2018 году?

Главная особенность программ государственного кредитования малого и среднего биз-

6

Базис. 2018. № 1(3). www.engels.ruc.su/science/basisA

неса в 2017-2018 году - его возмездная природа; предусматривает открытие овердрафтов, возобновляемых кредитных линий, единичных займов предприятиям из приоритетных отраслей:

- социально значимые проекты;

- строительные фирмы, занятые в сфере возведения многоквартирных домов эконом-класса;

- производства, базирующиеся на применении эко-технологий и т. д.

Существует ещё несколько вариантов государственного кредитования:

- предоставление безвозмездных субсидий на покрытие части основной суммы займа или процентов по нему;

- предоставление государственных гарантий и поручительств по кредитам малого и среднего бизнеса.

Выделяется несколько групп субъектов российского предпринимательства, которые могут рассчитывать на получение государственной финансовой помощи:

1) новые фирмы, которые делают первые шаги в бизнесе;

2) предприятия, занятые в сфере производства продукции;

3) компании из сферы экологического туризма;

4) субъекты хозяйствования, занимающиеся созданием шедевров народного творчества.

Ключевые варианты государственной финансовой помощи: субсидия от биржи труда; имущественная помощь; гранты от государства; кредитование МСБ[з, с. 14].

Роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики региона, безусловно, велика. Наиболее крупными являются следующие направления воздействия МСБ на экономику региона:

- создание рабочих мест и повышение социальной защищённости населения;

- внедрение новых товаров и услуг;

- создание новых рынков или сегментов рынков;

- повышение валового регионального продукта (до 25 %) в отдельных регионах;

- содействие реализации инноваций в практической деятельности;

- содействие развитию конкуренции.

Очевидно, что эффективная система

управления - как в рамках отдельной организации, так и государства, общества в целом - способствует скорейшему достижению поставленных стратегических целей и задач страны [4, с. 4].

Материалы поступили в редакцию 31.03.2018 г.

Библиографический

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017). URL:https://fzakon.ru/laws/ federalnyy-zakon-ot-24.07.2007-n-209-fz/ (дата обращения: 11.02.2018).

2. Иванова, В. О. Проблемы развития малого бизнеса в России / В. О. Иванова, О. О. Ли // Бизнес, общество и молодёжь: идеи преобразований: матера Всерос. студ. научной конф. Саратов : Амирит, 2017. С. 27. ISBN 9785-9500982-6-0.

3. Бурмистрова, С. Е. Проблемы финансовой устойчивости малого бизнеса /С. Е. Бурмистрова, В. А. Пугачёв // Бизнес, общество и молодёжь: идеи преобразований: матер. VI Всерос. студ. научной конф. Саратов : Амирит, 2017. С. 40. ISBN 978-5-9500982-6-0.

4. Матушкин, М. А. Формирование эффективной системы менеджмента в условиях несовершенства рыночных отношений: коллективная монография / М. А. Матушкин [и др.]. Энгельс : Ред.- изд. центр Поволжского кооперативного института , 2015. ISBN 978-5-8031-0166-6.

5. Шадченко, Н. Ю. Планирование как фактор повышения организационной эффективности / Н. Ю. Шадченко // Базис: научно-практ. журнал. 2017. № 1(1). С. 28-30. ISSN 2587-8042.

список (References)

1. (2007). O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii [About development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation]. Feder. zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ. URL:https://fzakon.ru/ laws/federalnyy-zakon-ot-24.07.2007-n-209-fz/ (accessed 11 February, 2018).

2. Ivanova, V. O., Li, O. O. (2017). Problemy razvitija malogo biznesa v Rossii [Problems of development of small business in Russia]. Biznes, obshhestvo i molodjozh': idei preobrazovanij. Saratov. P. 27. ISBN 978-5-9500982-6-0.

3. Burmistrova, S. E., Pugachjov, V. A. (2017).

Problemy finansovoj ustojchivosti malogo biznesa [Problems of financial stability of small businesses]. Biznes, obshhestvo i molodjozh': ideipreobrazovanij. Saratov. P. 40. ISBN 978-5-9500982-6-0.

4. Matushkin, M. A. [et al.]. (2015). Formi-rovanie jeffektivnoj sistemy menedzhmenta v uslovijah nesovershenstva rynochnyh otnoshenij: kollektivnaja monografija [Formation of an effective management system in the imperfection of market relations]. Jengel's. ISBN 978-5-8031-0166-6.

5. Shadchenko, N. Yu. (2017). Planirovanie kak faktor povyshenija organizacionnoj jeffektivnosti [Planning as a factor for increasing organizational effectiveness]. Bazis. No 1(1). P. 28-30. ISSN

2587-8042.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.