Научная статья на тему 'Особенности управления экономикой на региональном уровне'

Особенности управления экономикой на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2445
437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПОЛИТИКА / ОБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идзиев Г. И.

Успешное решение регионами социально-экономических задач, подчеркивается в статье, требует активного задействования организационного фактора совершенствования регионального управления. Главная задача регионального управления заключается в определении приоритетов дальнейшего развития регионов, что требует выдвижения принципов и применения методов обоснования и создания соответствующего механизма реализации принятой стратегии, включая и структуру управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления экономикой на региональном уровне»

УДК 338.24

особенности управления

экономикой на региональном уровне

г. и. идзиев

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-textima@mail. ш институт социально-экономических исследований дагестанского научного центра ран

Успешное решение регионами социально-экономических задач требует активного использования организационного фактора — совершенствования регионального управления. В статье отмечено, что главная задача регионального управления заключается в определении приоритетов дальнейшего развития регионов, что требует выдвижения принципов и применения методов обоснования и создания соответствующего механизма реализации принятой стратегии, включая и структуру управления.

Ключевые слова: регион, система управления, экономическое развитие, принципы управления, политика, объект.

В настоящее время центр тяжести в реализации российской социально-экономической политики переместился в регионы РФ. Здесь решается проблема жизнеобеспечения населения, региональные органы управления несут главную ответственность перед населением и федеральным центром за положение в регионе. Следует учитывать три аспекта регионального управления, а именно: взаимоотношения региона и федерального центра; взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т. д.); обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйственного механизма (региональное управление). Можно сказать, что регионы как промежуточный элемент сферы жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства. Через регионы осуществляется управление всей страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия.

Таким образом, региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом специфики региона. Это не исключает особых аспектов управления. Наоборот, учет особенностей позволяет избежать жесткой централизации и бюрократизации хозяйственной жизни. Экономика региона, будучи подсистемой социально-экономического комплекса страны, обладает всеми чертами системы, но при этом проблемы региона не являются унифицированным зеркальным отражением проблем общей системы. Поэтому, на взгляд автора, представляется необходимым исследование закономерности развития экономики региона и разработки механизма управления ими.

При определении содержания теории управления (менеджмента) следует исходить из постулата, что на каждом уровне управления существует подсистема управления, которую можно изучать в динамике (процесс управления). Ряд авторов выделяют три главных подхода к менеджменту — классический, бихевиористический (теории человеческих отношений), с позиции «науки управления». Другие же считают, что существуют пять традиционных подходов, включающих помимо уже указанных информационный подход и подход с позиции принятия решений. Для эффективного достижения целей, задач регионального развития необходима разработка механизмов, методов и средств управления, что и является задачей регионального менеджмента как науки управления. По мнению А. И. Гаврилова, региональный менеджмент можно рассматривать как

науку и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики [2].

В России научные основы регионального менеджмента (принципы, методы, модели, механизмы и система регионального менеджмента) находятся в стадии формирования. Как показывает анализ работ зарубежных авторов по вопросам управления экономикой региона, этот опыт мало пригоден к специфике российской территориальной организации с учетом многообразия природно-климатических, национальных, исторических особенностей занимаемой территории. Но данный опыт целесообразно использовать для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для применения некоторых его элементов в формирующейся системе регионального управления в нашей стране.

Для дальнейшего анализа необходимо сделать некоторые методологические уточнения. Так, в экономической литературе встречаются термины «региональное управление», «региональное регулирование», «региональная политика».

Так, ряд авторов (А. И. Гаврилов [2], В. Н. Лексин, А. Н. Швецов [7]) под региональным управлением подразумевают управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.

В. В. Кистанов и Н. В. Копылов определяют необходимость регионального управления для успешного решения регионами социально-экономических задач с использованием организационных форм в виде административно-территориального устройства и системы соответствующих органов управления [5].

Однако данное определение не отражает всех аспектов регионального управления, что ведет к возможности его уточнения. По мнению автора, за основу можно принять следующее определение управления экономикой региона: это управление социально-экономическими процессами в регионе, осуществляемое в рамках контура (кольца) управления в целях развития экономики, обеспечивающей в регионе расширенное воспроизводство условий жизнедеятельности населения как наивысшей ценности общества и стратегического ресурса экономического роста. В связи с данным определением исследование управления экономикой региона (применительно к Республике Дагестан) целесообразно проводить согласно общим принципам управления.

Говоря о контуре управления, в рамках которого должен осуществляться весь процесс управления экономикой региона, необходимо отметить, что одной из его функций является регулирование. В этой связи приобретает интерес соотношение понятий «государственное управление» и «государственное регулирование». Государственное управление или практическая реализация исполнительной власти по своей юридической сути есть регулирующая деятельность. Однако при анализе его механизма и структуры нередко звучат, чуть ли не как антиподы, два основополагающих понятия — управление и регулирование. Законодательные и подзаконные правовые акты часто отдают предпочтение регулированию. Вместе с тем еще чаще два названных понятия подменяют друг друга, причем четкого разграничения между ними не проводится.

Прежде всего, учет функциональной структуры процесса управления, в соответствии с которой общая теория управления и теория государственного управления характеризуют регулирование как непременный элемент управленческой деятельности или одну из общеуправленческих функций. Следовательно, не управление является частью регулирования, а наоборот — регулирование есть часть управления, т. е. его функция. Значение ее несомненно, так как суть регулирования состоит в упорядочении, налаживании, в направлении движения и развития, в подчинении определенному порядку, в установлении правильного взаимодействия, в создании условий нормальной работы. Следовательно, на основе анализа функциональной структуры управления невозможно противопоставлять государственное регулирование и государственное управление [1].

Управление экономикой региона должно реали-зовываться в региональной политике. Существуют разные точки зрения о содержании региональной политики, что, на наш взгляд, вызвано неоднозначным пониманием ее целей.

Н. И. Ларина и А. А. Красильников считают, что цель региональной политики — свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны [6].

Ю. Н. Гладкий и А. Н. Чистобаев основываются на традициях западной региональной политики — на стремлении государства к более сбалансированному размещению производительных сил [3].

В. В. Кистанов и Н. В. Копылов описывают выработку региональной политики на основе

Структура региональной политики

характеристик региональных уровней экономического и социального развития и необходимость дифференцированного подхода к региональной политике [5].

Наглядно посмотреть, как региональное управление реализуется в региональной политике, позволит структурная «блок-схема» региональной политики, которая охватывает все основные части и субъекты процесса развития и управления регионом и характеризует взаимодействие структурных элементов. Данная структурная модель может быть применена к любому региону (см. рисунок).

Изучив и проанализировав точки зрения о содержании региональной политики, на наш взгляд, в сегодняшних условиях представляется целесообразным следующее определение цели региональной политики — обеспечение экономического роста и социального благополучия в регионе — и задач региональной политики — определение направлений регионального развития, формирование его стратегии и задач регионального управления.

Представление системы управления в качестве объекта исследования всегда связано с некоторыми трудностями из-за наличия множества определений

системы и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при построении реальной системы управления [4].

Таким образом, система управления — это совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации в регионе.

В качестве социально управляемой системы может рассматриваться организация любого уровня управления: министерство, научно-производственное объединение, предприятие, цехи, холдинги и отдельные компании, а также территория города (района) и республика в целом. Каждая из этих систем представляет собой самостоятельный объект исследования и имеет свои особенности. Как известно, любая система управления предполагает наличие объекта управления. Объектом управления экономикой региона может выступать любая сфера экономической деятельности (в дальнейшем в качестве объекта управления мы будем рассматривать региональный агропромышленный комплекс). Более глубоко раскрыть понятие управления экономикой региона позволит выделение классификационных

признаков объекта управления экономикой региона. За основу представляется возможным использовать классификацию А. И. Гаврилова, который классифицирует объект управления экономикой региона по следующим признакам:

• принадлежность объекта к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации);

• характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.);

• характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические процессы в регионе;

• воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка) [2]. Такая классификация позволяет отнести к объектам регионального менеджмента все хозяйственные единицы региона. Непосредственным объектом регионального управления является собственность, принадлежащая субъектам РФ, и федеральная собственность, переданная в распоряжение этим субъектам, а также инфраструктура, обеспечивающая жизнедеятельность населения (поликлиники, детские сады и т. д.), на которые региональное управление оказывает прямое воздействие. Все остальные объекты относятся к сфере косвенного регулирования.

Такого мнения придерживаются А. И. Гаврилов, который определяет использование в практике регионального менеджмента двух основных методов регионального управления — методов прямого (непосредственного) воздействия и методов опосредованного воздействия на субъекты хозяйствования, а также В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. Однако углубленное изучение данного вопроса показало, что при формировании методов прямого воздействия они не учли следующих моментов:

• существующая в настоящее время система управления региональным промышленным комплексом малоэффективна и не позволяет принимать правильных управленческих решений;

• в регионах отсутствует единая скоординированная политика в области функционирования и развития товарных рынков;

• низка культура управления на отраслевых уровнях;

• не отработаны механизмы государственного управления и регулирования промышленности;

• на предприятиях отсутствует описание формализованных процессов управления, что не позволяет собственнику обладать объективной информацией для формирования целевых показателей деятельности предприятия. Требования, предъявляемые к системе управления на нынешнем этапе экономического развития, выдвигают новые подходы к решению стоящих задач. Вот некоторые из указанных подходов:

1) рассматривая конкретную отрасль как объект управления, необходимо фиксировать и сравнивать ее системные характеристики, что позволит лучше понять объект управления и определить, к какому классу сложности он относится;

2) чтобы совершенствовать систему управления с использованием компьютерной техники, организационное проектирование необходимо доводить до такого уровня, при котором обеспечивается четкость распределения обязанностей руководителей и исполнителей;

3) необходима персональная ответственность руководителей и исполнителей. При проектировании системы управления нужно четко фиксировать, кто и что делает в системе управления, кто за что отвечает;

4) необходима информационная проработка системы на уровне управленческих решений;

5) исследование и проектирование должно быть непрерывным процессом. В системе управления необходимо предусматривать отдел или группу сотрудников, которые должны постоянно прорабатывать технологию подготовки новых решений, обусловленных новыми целями;

6) должна существовать четкая документация, регламентирующая управленческую деятельность [4].

Обеспечение этих требований возможно только на основании исследования систем управления как систем принятия решений, так как конечным продуктом системы управления является управленческое решение.

Успешное решение регионами социально-экономических задач требует активного задействования организационного фактора — совершенствования регионального управления. Главная задача регионального управления заключается в определении

приоритетов дальнейшего развития, а также тщательной проработке комплексных программ и отдельных крупных мероприятий, что требует выдвижения принципов и применения методов обоснования и создания соответствующего механизма реализации принятой стратегии, включая и структуру управления. С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент — это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях переходной экономики. И как один из видов специального менеджмента региональный менеджмент представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона (социально-экономические процессы, протекающие в регионе), а, следовательно, должен основываться на общих принципах управления — планировании, организации, мотивации и контроле, которые обеспечивают функционирование и развитие любой управляемой системы.

Таким образом, содержание регионального менеджмента как совокупности сложно и разно-планово. Анализ зарубежной практики, а также опыта регионального менеджмента в России показывает, что его эффективность во многом зависит от соблюдения вполне определенных, проверенных самой жизнью принципов, обусловленных законами рыночной экономики. Можно выделить такие принципы регионального менеджмента, как децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность, адаптивность выделенной компетенции. А. И. Гаврилов выделяет также принципы науки управления, обеспечивающие функционирование объекта управления, и принципы, обеспечивающие развитие и совершенствование управляемой системы, которые можно также использовать в региональном управлении. Соблюдение всех этих принципов имеет большое значение для совершенствования управления, повышения его эффективности и, следовательно, является необходимым условием повышения уровня устойчивости развития региона. Обычно в менеджменте выделяются следующие функции — планирование, организация, руководство, мотивация и контроль.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы в регионе и взаимодействия ее компонентов [4].

Применительно к государственному управлению функцию управления можно представить как

деятельность органа государственного управления, определяемая контуром управления (процесс преобразования поставщика управленческой услуги в потребность ее потребителя). Функции территориального, как и общего управления хозяйством, охватывают прогнозирование (планирование), оперативное регулирование, координацию (согласование), учет (статистику, информатизацию) и контроль. Для их успешной реализации на территории необходимы организационные формы в виде административно-территориального устройства, системы соответствующих органов управления.

Вся административно-территориальная система призвана активно способствовать комплексному развитию регионов, координированию и контролю за деятельностью, расположенных на них предприятий и учреждений, организацией территориального планирования и управления при приближении его к населению и хозяйствующих субъектам [5]. В связи с чем целесообразно рассмотреть управление на каждом из указанных выше уровней управления.

Функции регионального менеджмента как конкретные формы воздействия на экономические, социальные, экологические, политические и другие процессы в регионе разнообразны, что опосредовано широким кругом задач регионального менеджмента и опирается на сущность регионального менеджмента как инструмента рыночной экономики.

А. И. Гаврилов выделяет следующие основные функции: целеполагание, регулирование и стимулирование. Но анализ сущности регионального управления показал, что управление должно реализовываться в рамках единого процесса управления (контура (кольца) управления), который включает в себя:

• установление целей;

• прогнозирование;

• планирование;

• учет и контроль;

• регулирование;

• информационное и методическое обеспечение.

По существу этап целеполагания — это определение желаемого к соответствующему сроку состояния региона во всех важнейших аспектах его функционирования, начинающегося с процесса выявления и упорядочения сложных проблем развития региона. Для выявления проблем развития региона используется экономико-статистический анализ всей региональной подсистемы страны и ее составляющих, направленный на выявление диспропорций в региональной экономике и выра-

ботку мер по их устранению в условиях рыночных отношений [3].

Исходя из главной цели социально ориентированной рыночной экономики—воспроизводства условий, обеспечивающих высокий уровень жизнедеятельности человека, — функция целеполагания реализуется в процессе экономической и социальной трансформации хозяйства региона, обоснования направлений его реструктуризации. В условиях переходного периода, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать определенную нишу на российском и мировом рынках, вписываться в межрегиональные и мирохозяйственные экономические связи и рыночные отношения, реализация этой функции, обусловленная необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой региональных целевых программ, имеет большое значение.

Этап прогнозирования региональных процессов (управлять — значит предвидеть) является неотъемлемой частью процесса управления, от которого в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, эффективность использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов. Принятие ошибочных управленческих решений, недостатки их научной обоснованности могут привести к негативным последствиям, сказывающимся на региональном развитии, размещении производительных сил.

Региональные прогнозы основываются на генетическом подходе, при котором направления регионального развития обосновываются исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем и нормативно-целевом подходе, при котором пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей. Сопоставление результатов этих подходов дополняет каждый из подходов, повышает обоснованность и достоверность результатов прогнозирования.

Прогнозирование по своей сущности похоже на планирование. Можно сказать, что прогноз — это недостаточно определенный план, а план — это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.

И планирование, и прогнозирование развития региона схожи с методологией прогнозирования

хозяйства всей страны, но, в свою очередь имеют ряд особенностей, которые зависят от специфики конкретного региона. Планирование и прогнозирование на уровне региона включают как аспекты производства, так и различные уровни агрегирования производства и расселения в регионе. В зависимости от специфики развития конкретного региона есть необходимость модификации методов прогнозирования и планирования, выработки таких прогнозов и планов, которые бы способствовали региональному развитию [3].

Подход регионального менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования. Следует четко разграничивать объект планирования (что планируется), субъект планирования (кто планирует), период (горизонт) планирования (на какой срок планируется), средства планирования (например компьютерное обеспечение), методику планирования (как планировать), согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

Планирование и прогнозирование способствуют разработке стратегии региона, необходимой для определения направления стратегии его развития. Безусловно, стратегия развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития страны и составлять с ней единое целое.

Контроль как функция управления в целом — это процесс определения, оценки и информации об отклонении действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса управления. Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления.

Учет — это необходимая информационная база для развития региона. Его главная цель — предоставление достоверной информации о ходе и результатах деятельности, которая кладется в основу принятия управленческих решений.

Между контролем и планированием в контуре управления находится анализ. Им заканчивается один цикл, управления (анализ результатов), и начинается следующий (анализ исходной позиции). Ясно, что в практической непрерывной

коммерческой деятельности эти два вида анализа сливаются.

Хорошо спланированное управление — лишь половина процесса. Оно дает результат, если в качестве части процесса управления прогнозируются важнейшие возможные ситуации и осуществляется подготовка к действиям при возникновении их. В процессе управления это обеспечивается регулированием.

В региональном управлении функция регулирования реализуется в основном в системе объектов, относящихся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов. Функция регулирования реализуется с использованием методов как прямого, так и опосредованного воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объекты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться в связи с тем, что объем и полнота реализации функции регулирования находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и их внедрения в хозяйство региона.

В условиях рыночных отношений особое место в региональном менеджменте отводится функции стимулирования, что связано с ограниченностью использования в региональном менеджменте методов непосредственного воздействия, которые правомерны лишь в отношении объектов региональной собственности. Однако в многоукладном хозяйстве региона функционируют предприятия и организации, относящиеся к самым разным формам и видам собственности — федеральной, региональной, муниципальной, коллективной, частной и др. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованного воздействия, в особенности стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.

Администрация республики не может обязать предприятие, относящееся к федеральной, муниципальной или другой форме собственности, выделить средства, например, для строительства какого-либо объекта общерегионального значения.

Однако администрация республики может заключить с этим предприятием договор, в соответствии с которым предприятие обеспечит какую-то часть финансирования строительства, а администрация создаст ему определенные стимулирующие условия хозяйствования — освободит от налога на прибыль (части, причитающейся республиканскому бюджету), предоставит льготные условия водо- и энергопользования и т. д.

Для выполнения управленческих функций, а, следовательно, и для принятия решений в региональном управлении необходима информация. Это обязательное условие рационального функционирования любой управленческой системы. В определенном смысле менеджмент носит характер информационного процесса. Для эффективного управления на любом уровне необходима реализация всего контура управления.

Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой каждого конкретного предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг) и будут рассмотрены в следующей статье.

Список литературы

1. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2002.

2. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление. М.: ЮНИТИ, 2002.

3. Гладкий Ю. Н., Чистобаев Л. Н. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005.

4. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. М.: ЮНИТИ, 2006.

5. Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. М. : Финансы и статистика, 2002.

6. Ларина Н. , Красильников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики: учеб. пособие. М. : Экономика, 1998.

7. Лексин В. Н. , Швецов А. Н. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М. : УРСС, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.