Научная статья на тему 'Региональная экономика в системе управления экономикой страны'

Региональная экономика в системе управления экономикой страны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
948
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ФЕДЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / REGION / FEDERATIVE MANAGEMENT / REGIONAL MANAGEMENT / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Минаев Юрий Николаевич

В статье рассматривается роль региональной экономики в системе управления экономикой страны. Исследуется взаимосвязь между федеральными и региональными управленческими структурами, а также их функции и задачи, подчеркивается значение комплексного развития экономики регионов для более успешного развития всей страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional economy within the system of management of the national economy

In the article the role of regional economy in the system of management of the national economy is considered. The interrelation between federal and regional administrative structures and also its functions and aims is investigated, the emphasis is laid on the value of complex development of economy of regions for more successful development of all country as a whole.

Текст научной работы на тему «Региональная экономика в системе управления экономикой страны»

УДК 33

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ СТРАНЫ

© Ю.Н. Минаев

В статье рассматривается роль региональной экономики в системе управления экономикой страны. Исследуется взаимосвязь между федеральными и региональными управленческими структурами, а также их функции и задачи, подчеркивается значение комплексного развития экономики регионов для более успешного развития всей страны в целом.

Ключевые слова: регион; федеративное управление; региональное управление; социальноэкономическое развитие.

Слом административно-плановой системы ознаменовал в нашей стране переход к рыночной экономике. Это событие не могло не сказаться на механизме управления хозяйством страны. В современном изменчивом мире зачастую приходится совершенствовать систему государственного регулирования территориального развития, чтобы улучшить ее соответствие существующим потребностям, упростив ее или, наоборот, вводя дополнительные элементы. Система управления экономикой страны призвана обеспечить полноценное и всестороннее развитие государства в целом. В связи с этим возникает потребность в выработке конкурентоспособных стратегических решений.

Уровень социально-экономического развития государства в большей мере зависит от того, каким образом организованно его управление. Многолетний опыт свидетельствует о несовершенстве сложившейся системы управления в нашей стране, поскольку здесь существует еще много проблем и недочетов. Существующая система управления сохраняет многие черты структуры управления административно-плановой экономики. В результате многие министерства и ведомства не в состоянии выполнить различные возникающие современные функции (анализ, оценка и прогнозирование социально-экономической ситуации на общегосударственном и региональном уровне). Таким образом, в настоящее время назрела необходимость реформирования структуры органов управления экономикой страны. Результатом такой реформы должно стать создание целостной и непротиворечивой системы управления экономикой страны в условиях рыночной экономики.

Принципиально важное значение приобретает выбор Россией своего собственного политического, социального и экономического развития как общества, так и регионов. От выбора такого пути будет зависеть дальнейшее развитие страны. В связи с этим необходимо сформировать эффективную систему управления страной на всех уровнях хозяйствования.

Крайне важно определить цели, задачи и методы реализации государственной политики, а также роль и место государства в решении социально-экономических проблем,

сложившихся при переходе к рыночным отношениям. Так, основной целью государственного управления является регулирование территориального развития, при этом необходимо руководствоваться намеченной социально-экономического стратегией.

Главным элементом социально-экономического развития является увеличение уровня и качества жизни населения. Следовательно, эффективное управление неразрывно связано с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.

В современных условиях государственное управление призвано решать ряд специфических задач, среди которых коллектив авторов [1], с которыми нельзя не согласиться, выделяют следующие:

- определение места и роли страны в системе экономических отношений;

- разработка и осуществление стратегии социально-экономического развития

страны, структурно-технологических и институциональных преобразований;

- обеспечение социальной ориентации экономики;

- целенаправленное формирование государственного сектора экономики;

- участие в ключевых инвестиционных, структурно-технологических программах;

- распределение и перераспределение значительной части валового национального продукта (ВНП);

- развитие и укрепление федеративных начал в регулировании экономических и социальных процессов;

- проведение гибкой внешнеэкономической политики;

- создание общих законодательных и правовых условий для развития рыночного национального хозяйства.

Данный список может быть продолжен (рис. 1), т. к. государственное управление распространяется на разнообразные области жизнедеятельности всей страны.

Одна из центральных задач, решаемых на уровне государственного управления, заключается в том, чтобы обеспечить однородное развитие всей страны. Этого можно добиться путем выравнивая (регулирования) социально-экономического развития регионов. Очень важно отметить, что действия государственной власти, стимулирующие социально-экономическое региональное развитие, должны быть ясными и теоретически обоснованными.

Главная цель государственного выравнивания регионального развития заключается в формировании внутренних территориальных пропорций, в поиске и эффективном использовании некоторых преимуществ территории данного региона. Это, в свою очередь, будет способствовать выявлению потенциальных направлений роста региона, а также основных отраслей специализации, которые смогут максимально поднять уровень развития региональной экономики.

К основным причинам, препятствующим достижению более однородного социальноэкономического развития российских регионов, можно отнести, прежде всего, плохую координацию управления многими региональными процессами, слабый контроль органов управления за исполнением различных федеральных программ, а также недостаточное наделение полномочиями некоторых региональных властных структур.

В настоящее время значение региональных вопросов резко возросло в связи с необхо-

димостью усилить территориальный подход к регулированию народного хозяйства, управлению им в новых экономических условиях для обеспечения рациональных экономических связей между регионами, научно обоснованной хозяйственной специализации и комплексности, предотвращения автаркии в регионах [2].

В современных сложившихся условиях наблюдается значительное усиление роли регионального управления в общей системе государственного управления, т. к. именно регионы являются основными составными частями страны, через которые происходит управление государством в целом. Так как под регионом в большинстве случаев понимается часть территории страны, то можно утверждать, что невозможно добиться эффективного управления страной без хорошо сформированной структуры государственного управления на региональном уровне.

Механизм регионального управления должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономического развития региона в постоянно изменяющихся рыночных отношениях.

Произошедшие в последнее время изменения в экономике государства потребовали глубоких преобразований государственного управления и на региональном уровне. Сформированные рыночные отношения свели к минимуму роль государства в региональном управлении, что привело к крайне неравномерному уровню развития регионов. Многие регионы оказались в очень сложном положении из-за недостатка финансирования из федерального центра. Кроме того, произошедшие перемены, а также проводимые реформы не привели к стабилизации экономического положения, подъему эффективности производства, росту уровня и качества жизни населения и т. п. Тем самым в сложившихся условиях возникает необходимость в усилении влияния государства в региональном управлении. От оптимального решения многих проблем, возникающих в процессе регионального развития, зависит эффективность функционирования всей экономики страны.

Отдельные регионы особо нуждаются в поддержке (как финансовой, так и в разработке специальной государственной региональной программы) со стороны государства. Такими регионами являются, прежде всего, экономически отсталые регионы с экстре-

мальными, суровыми природными условиями, а также регионы с уникальными природными ресурсами, провести разведку и освоение которых местные органы власти не имеют возможности.

Велика необходимость в сглаживании объективно сложившихся межрегиональных различий в уровнях социально-экономического развития с использованием централизованной финансовой поддержки. Нужна государственная политика стимулирования развития регионов и городов, располагающих крупным научно-техническим и производственным потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов РФ [3].

Государственное региональное регулирование предусматривает разработку системы инструментов государственного воздействия на экономику регионов. Системы инструментов государственного воздействия на экономику регионов в условиях рыночных отношений включают, по крайней мере, три взаимосвязанных элемента:

- государственные документы, ориентирующие хозяйственные субъекты регионов в складывающейся в будущем экономической ситуации;

- государственные документы, позволяющие государственным органам власти активно воздействовать на происходящие процессы;

- законодательные акты, регламентирующие деятельность всех агентов воспроизводственной деятельности в регионе [4].

Многие возникающие современные социально-экономические проблемы государства невозможно решить без активного участия регионов. Тем самым региональная экономика становится наиболее значимым элементом, активно участвующим в социальноэкономическом развитии нашей страны. Кроме того, роль региональной экономики значительно увеличилась в системе государственного управления, поскольку именно через регионы осуществляются основные процессы управления государством в целом. На основе информации, полученной от региональных органов управления, формируются общероссийские интересы, а также стратегия дальнейшего развития.

Федеральное и региональное управление призвано обеспечить наиболее благоприят-

ные условия для развития экономики региона и, конечно же, всей страны. Для достижения в этом наилучших результатов следует добиться соответствия региональных интересов государственным так, чтобы это соответствие не наносило ущерба самим регионам. Политика, проводимая центральными и региональными органами власти, непременно должна быть одной и той же направленности, что обеспечит наиболее слаженное и стабильное функционирование управленческого аппарата всей страны. Кроме того, это будет способствовать укреплению единства и сохранению государства как единого целого.

Задачи, решаемые региональным менеджментом многообразны и разносторонны (рис. 1). Переход к рыночной экономике привел к увеличению нагрузки на региональные и муниципальные органы власти, а также к усложнению управленческого аппарата на региональном уровне.

Для регионального, впрочем, как и для государственного, управления можно выделить три основные функции [5]: целеполага-ние, регулирование и стимулирование.

Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона (страны) и разработкой целевых региональных программ. Учитывая, что главной целью социально ориентированной рыночной экономики является воспроизводство условий, обеспечивающих высокий уровень жизнедеятельности человека, функция целеполагания реализуется в процессе экономической социальной трансформации хозяйства региона, обоснования направления его реструктуризации.

Регулирующая функция регионального менеджмента в основном распространяется на объекты, находящиеся в государственной собственности, и объекты, переданные в собственность регионам. Регулирование осуществляется с применением двух основных методов, это методы прямого (непосредственного) воздействия на объекты управления и методы опосредованного воздействия.

Стимулирующая функция заключается в побуждении к активной деятельности различных предприятий, организаций независимо от их формы собственности, исходя из интересов региона, предприятий, организаций и т. д.

- Сохранение единства и целостности России;

- Обеспечение условий для нормального функционирования рыночного механизма;

-Регулирование платежного баланса и валютных курсов;

-Проведение гибкой

внешнеэкономической

политики;

- Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей;

- Координация деятельности региональных и местных органов власти и др.

- Социальная поддержка государства, борьба с бедностью, безработицей;

- Увеличение инвестиционной привлекательности;

- Разработка и осуществление стратегии социальноэкономического развития страны (региона);

- Обеспечение экологической безопасности, защита окружающей среды;

- Содействие промышлен-

ному развитию, развитию транспортного комплекса,

дорожного хозяйства и др.

- Формирование условий и механизмов способствующих укреплению экономики региона;

- Создание и развитие рыночной инфраструктуры региона;

- Создание конкурентнорыночной экономической среды в регионе -Укрепление межрегиональных и внешнеэкономических связей региона;

- Определение приоритетных направлений развития экономики региона, его районов и населенных пунктов и др.

Рис. 1. Задачи государственного и регионального управления

Для обеспечения устойчивого и более равномерного развития как регионов, так и всей страны необходимо добиться согласованной и слаженной работы всех уровней, как органов государственной власти РФ, так и властей субъектов федерации. Такие взаимоотношения должны происходить и между вертикальными, и между горизонтальными уровнями власти, что достигается в совместном решении государственным и региональным управлением обширного круга задач, которые представлены на рис. 1. При недостаточной согласованности федеральных и региональных управленческих структур возникает большое количество проблем с социально-экономическим развитием как у субъектов Федерации, так и у страны в целом, в связи с этим всякого рода разногласий между представленными управленческими структурами необходимо избегать любыми способами.

Взаимодействие государственного (федерального) и регионального управления (которое можно представить в виде схемы

рис. 2) просто необходимо, т. к. регион является основным элементом национальной экономики. Государственное управление

призвано осуществлять координирующую деятельность субъектов Федерации, а также обеспечить организационное и юридическое соблюдение региональных интересов, среди которых можно выделить наиболее существенные, это:

- высокий уровень и качество жизни населения;

- стабильность политической и экономической ситуации как в стране, так и в регионе;

- наличие финансовых средств в регионе;

- устойчивое социально-экономическое развитие;

- сохранение и реконструкция экономического благополучия в регионе;

- наличие производственной, транспортной инфраструктуры и др.

В связи с этим для достижения наиболее эффективной работы системы государственного управления необходимо, чтобы связь государственного и регионального управления была двусторонней.

Важно также добиться тесного взаимодействия межу органами управления различных регионов. Тем самым управленческие структуры регионов, добившихся значительных результатов в социально-экономическом развитии, могут передать свой опыт отстающим или слаборазвитым регионам, что также будет способствовать развитию межрегионального сотрудничества и некоторому уменьшению отставания экономически менее развитых регионов от более развитых. Такого рода межрегиональные взаимодействия способствуют стабилизации экономики региона, формированию предпосылок экономического роста территорий, сохранению целостности экономического пространства страны и социальной сплоченности общества, что также является неотъемлемым элементом, способствующим стабильному развитию государства.

В условиях рыночной экономики для достижения наиболее высоких результатов развития страны необходимо наделить регионы хозяйственной и финансовой самостоятельностью в решении проблем развития регионального хозяйства. Но все же многие вопросы, касающиеся регионов, на наш взгляд, должны решаться не только на региональном, но и на общегосударственном уровне управления, что будет способствовать скорейшему достижению желаемых результатов.

Эффективность управления можно оценить на основе частных показателей, каждый из которых отражает уровень развития той или иной стороны хозяйствования. Одним из важных показателей, наиболее объективно отражающих уровень развития хозяйства в регионе, является величина валового регионального продукта (ВРП). На основе ВРП предоставляется возможным наиболее объективно оценить вклад каждого региона в развитие, экономики всей страны, рассмотрев структуру ВВП, которая представлена в табл. 1.

К данной группе индикаторов можно также отнести показатели, характеризующие величину ввоза и вывоза продукции, финан-

совые связи региона с федеральным бюджетом, фактическое конечное потребление домашних хозяйств, продукция сельского хозяйств и др.

На протяжении уже многих лет Россия является федеративным государством, основным производственным территориальноструктурным элементом которой выступает субъект Федерации или регион. Именно регионы являются основными экономическими частями хозяйства страны, которые необходимо сохранять, развивать и укреплять. Таким образом, для повышения уровня социально-экономического развития страны, в первую очередь, необходимо улучшить развитие на региональном уровне.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов необходимо, в первую очередь, преодолеть кризисные явления, в которых происходил переход экономики из одного состояния в другое. Чем активней будут воздействовать государственные и региональные органы управления на процессы, происходящие в экономике как страны, так и регионов, тем скорее произойдет выход из кризиса и тем интенсивнее будет происходить развитие.

В настоящее время многими учеными предлагается большое количество программ и предложений по скорейшему преодолению кризиса. В связи с этим органам управления остается только подобрать оптимальную комплексную программу, наилучшим образом способствующую повышению уровня социально-экономического развития. Для этого необходимо провести комплексный анализ и оценку уровня развития региона.

Система управления должна основываться на точной и своевременной полученной информации. Получение такой информации происходит, в основном, в ходе анализа и оценки уровня развития основных составных частей страны - регионов. Основная цель анализа и оценки уровня социальноэкономического развития региона заключается в том, чтобы выявить место и роль каждого региона в экономике России, а также выделить основные имеющиеся резервы, способствующие ускорению регионального развития и, как следствие, всей страны. Важно также в процессе анализа выявить диспропорции, тормозящие социально-экономическое развитие регионов.

Рис. 2. Взаимосвязь государственного и регионального управления.

Таблица 1

Структура ВВП по федеральным округам Российской Федерации, 2004 и 2005 гг. [6]

Млрд руб.

2004 2005

Валовой внутренний продукт (ВВП), РФ 17 048,1 21 620,1

Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации: 13964,3 18034,4

Центральный ФО 4617,1 6157,2

Северо-Западный ФО 1475,1 1819,3

Южный ФО 1042,4 1298,8

Приволжский ФО 2284,8 2817,7

Уральский ФО 2234,8 3106,3

Сибирский ФО 1631,7 1970,9

Дальневосточный ФО 678,4 829,7

Целесообразность анализа и оценки заключается в том, чтобы выявить не только количественные, но и качественные изменения, происходящие в экономике региона. В последнее время в управленческую деятельность все более проникают методы количественной оценки полученных результатов (результативности, эффективности). На основе полученных данных происходит изменение приоритетов, а также поиск новой стратегии развития региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регион является достаточно сложным объектом управления. Его сбалансированное и эффективное развитие в существенной мере определяет эффективность функционирования всей народно-хозяйственной системы. Регулирование регионального развития в прошлом, основными реализующими инструментами которого выступали территориальное планирование и размещение производительных сил, осуществлялось без доста-

точного учета специфических факторов, определяющих облик и структуру данного региона. Поэтому совершенствование теории и методологии регионального анализа и планирования на современном этапе составляет важное направление улучшения всей системы долгосрочных экономических обоснований и расчетов. В целях создания системы государственного регулирования регионального развития существует необходимость выработки концепции развития региона, вбирающей в себя учет важнейших факторов, формирующих региональную экономику [4].

Из всего сказанного можно с уверенностью утверждать, что в управлении на общегосударственном уровне одну из ключевых ролей играет региональная экономика и, следовательно, развитие этой сравнительно молодой науки становиться принципиально важной задачей.

1. Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством. М., 2005. С. 10.

2. Региональная экономика / под ред. В.И. Ви-дяпина, М.В. Степанова. М., 2005. С. 5.

3. Государственное регулирование рыночной экономики / под общ. ред. В.И. Кушлина. М., 2005. С. 480.

4. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. М., 2006.

5. иКЬ: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/42872

6. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007: стат. сб. / Росстат. М., 2007.

Поступила в редакцию 5.0б.2009 г.

Minaev Yu.N. Regional economy within the system of management of the national economy. In the article the role of regional economy in the system of management of the national economy is considered. The interrelation between federal and regional administrative structures and also its functions and aims is investigated, the emphasis is laid on the value of complex development of economy of regions for more successful development of all country as a whole.

Key words: region; federative management; regional management; social and economic development.

УДК 330.331

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ: СПЕЦИФИКА И ВОПРОСЫ ГАРМОНИЗАЦИИ

© В.В. Чернова

Регионы в современной национальной экономике выступают в качестве самостоятельных, относительно обособленных субъектов экономических отношений и соответственно имеют собственные экономические интересы. В статье представлены теоретические аспекты решения проблемы согласования экономических интересов как внутри региона, так и в хозяйственной системе в целом.

Ключевые слова: регион, региональные экономические интересы, согласование.

Российские регионы играют значительную роль в социально-экономическом развитии экономики национального хозяйства. Рост самостоятельности регионов обусловил переход регионов в самостоятельные субъекты экономических отношений. В результате преимущественного разграничения прав собственности между субъектами и федеральным центром, регионы стали полноценными субъектами отношений собственности.

Субъекты Российской Федерации становятся носителями собственных экономических интересов. Принципы российского федерализма предопределяют самостоятельный характер интересов регионов за счет сохранения относительной обособленности регионов при соблюдении национально-государственных интересов, т. е. целостности единого геополитического и социально-экономического пространства России. Можно выделить три основных условия деятельности хозяйственных систем, в т. ч. и региональных: цель, ресурсы, строение. Некоторые экономисты,

например В. Сагатовский и И. Сыроежин, подходят к определению системы с дескриптивных и конструктивных позиций. В. Сага-товский дает следующие определения: дескриптивное - «система есть совокупность объектов, свойство которой определяется отношением между этими объектами»; конструктивное определение заключается в «... выделении конечного множества элементов из бесконечного множества с помощью заданной цели, функции и определенной структуры системы» [1].

Поскольку каждый регион обладает своей спецификой социального, экономического и политического характера, то реализация их экономических интересов оказывается под угрозой в том случае, если государство в своей политике не учитывает различий в социально-экономическом развитии и уровне жизни населения регионов, что и определяет сущность противоречий между ними и Центром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.