Москва
ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОСЕССИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ИЖЕМСКОМ ДИАЛЕКТЕ КОМИ-ЗЫРЯНСКОГО ЯЗЫКА
Предметом рассмотрения в нашей работе являются особенности употребления посессивных показателей 3 лица единственного числа в ижемском диалекте коми-зырянского языка1. В данном диалекте (как и в литературном коми-зырянском языке) выделяется два типа склонения [Жилина, Бараксанов 1971; Сахарова, Сельков 1976], обозначаемых в разных источниках различными терминами. Мы будем говорить о простом склонении и посессивном склонении.
В литературе [Ргаигиё 2001; №ко1аеуа 2003; Кузнецова 2003, и др.] неоднократно отмечалось, что в уральских языках посессивные показатели не только выражают принадлежность, но и нередко выполняют иные, дискурсивные функции, среди которых выделим маркирование определенности именной группы (ИГ) для обоих участников коммуникации. Именно на этой функции мы далее и сосредоточимся. Наконец, прежде чем перейти к обсуждению наших данных, отметим важный для дальнейшего изложения тезис, выдвигаемый в [№ко1аеуа 2003] и [Бгаигиё 2001]: в уральских языках употребление показателей посессивно-сти для выражения определенности всегда факультативно.
Наше исследование позволило выявить ряд интересных особенностей, присущих ижемским посессивным аффиксам 3 лица. В докладе будет показано, что, во-первых, маркирование определенности посессивными показателями во многих случаях является обязательным и, во-вторых, обязательность использования в этой функции посессивного показателя зависит от синтак-
1 Материал получен в ходе лингвистической экспедиции МГУ в с. Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого АО (грант РГНФ № 08-04-18011е).
сической роли ИГ. Обратимся далее к более подробному рассмотрению данных свойств ижемских посессивных показателей.
В (1)-(3) представлены определенные2 ИГ, в которых невозможно опущение посессивных показателей. Отметим, что рассматриваемые ИГ в этих примерах выполняют синтаксические функции подлежащего, прямого дополнения и непрямого допол-
3
нения соответственно.
(1) т'е тип-1 иПса киг'а 1 аё'ё'-1
я идти-Р8Т.180 улица по и увидеть-Р8Т.180 роп ропш-у8 / *роп киС'-18
собака собака. 0БЬ-Р088.3 собака начать-Р8Т.380 иу1>пу лаять-ШБ
'Я шел по улице и увидел собаку. Собака залаяла (букв. «начала лаять»)'.
(2) эЪ'е8-8е / *эЪ'е8 8'1р1;-у дверь-АСС:Р088.380 дверь закрыть-ГМР 'Закрой дверь'.
(3) т'е 8'е1-1 е1а]е кп'1§а-8е
я дать^Т.^О этот книга-АСС:Р088.380 гопш-у8-1у / *гоп-1у коё
мальчик. 0БЬ-Р088.3 80-БАТ мальчик-БАТ который уо1-1з 1эгу1
приходить-Р8Т.380 вчера
'Я дал эту книгу тому мальчику, который приходил вчера'.
Иная картина наблюдается в (4)-(6). Определенные ИГ в этих примерах могут кодироваться как посессивным, так и простым склонением. Заметим, однако, что данные ИГ (в отличие от представленных в (1)-(3)) выполняют синтаксическую функцию косвенного дополнения, и именно в этом случае возникает не встречающаяся в (1)-(3) вариативность в выборе типа склонения.
2 Референциальные статусы ИГ определяются в нашей работе в терминах [Падучева 1986].
3 Термин непрямое дополнение в нашей работе соответствует английскому indirect object, тогда как термин косвенное дополнение мы употребляем как соответствие английскому oblique.
82
Особенности употребления посессивных показателей
(4) eta pol'e-as
этот поле-ШС:Р088.380
/ pol'e-yn bydm'-e
поле-LOC pacra-PRS.3SG
kartap'el' картошка
'На этом поле растет картошка'.
(5) eta kar-ys' / kar-s'is vo-is
этот город-EL город-ЕЬ:Р088.380 приехать-PST^SG
m'enam p'ij-e
я.GEN сын-POSS.lSG
'Из этого города приехал мой сын'.
vo-is
(6) muzi gort-as
Мужи поселок-У0С:Р088.380 ol-e una m'ica
/ gort-yn
поселок-LOC
nyy
жить-РР8.380 много красивый девушка 'В поселке Мужи живет много красивых девушек'.
Таким образом, мы можем сформулировать следующую закономерность: если определенная ИГ выполняет синтаксическую функцию косвенного дополнения, то ее оформление посессивным показателем факультативно; если же определенная ИГ находится в иной синтаксической позиции (подлежащего, прямого дополнения или непрямого дополнения), то она обязательно получает посессивный маркер.
В докладе будут обсуждаться и другие случаи употребления посессивного склонения в ижемском диалекте; в частности будет затронут вопрос о возможности кодирования посессивными показателями именных групп, характеризующихся иными ре-ференциальными статусами. Так, например, неопределенные ИГ не могут получать посессивный аффикс (7), а родовые ИГ могут оформляться как простым, так и посессивным склонением (8).
(7) vas'a tsryt koz'nal-ys
Вася вчера подарить-Р8Т.380 kucemke nyy-ly / *nyl-ys-ly cv'etok
какой.то девочка-DAT девочка-ГО88.380-БАТ цветок 'Вася вчера подарил какой-то девочке цветок'.
83
(8) kartap'el'-is / kartap'el' bydm'-e
картошка-ГО88.380 картошка pacra-PRS.3SG pol'e-jas vyl-yn поле-PL на-LOC 'Картошка растет на полях'.
Список условных сокращений
1, 2, 3 — 1, 2, 3 лицо; acc — аккузатив; dat — датив; el — элатив; gen — генитив; imp — императив; inf — инфинитив; loc — локатив; obl — косвенная основа; pl — множественное число; poss — посессивное склонение; prs — настоящее время; pst — прошедшее время; sg — единственное число.
Литература
Жилина Т. И., Бараксанов Г. Г. Присыктывкарский диалект и коми литературный язык. М., 1971. Кузнецова А. И. Кумуляция грамматических значений в агглютинативных показателях: дейктические функции посессива в уральских языках // Международный симпозиум по дейктическим системам и квантификации в языках Европы и Северной и Центральной Азии. Сборник статей. Ижевск — Лейпциг, 2003. Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М., 1986.
Сахарова М. А., Сельков Н. Н. Ижемский диалект коми языка. Сыктывкар, 1976.
Fraurud K. Possessives with extensive use: A source of definite articles? // Baron I., Herslund M., S0rensen F. (eds). Dimensions of possession. Typological Studies in Language. Amsterdam—Philadelphia, 2001. Nikolaeva I. A. Possessive affixes in the pragmatic structuring of the utterance: Evidence from Uralic // Международный симпозиум по дейк-тическим системам и квантификации в языках Европы и Северной и Центральной Азии. Сборник статей. Ижевск — Лейпциг, 2003.
84