Научная статья на тему 'Особенности умений детей 5-6 лет договариваться в сюжетно-ролевой игре'

Особенности умений детей 5-6 лет договариваться в сюжетно-ролевой игре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
COMMUNICATION / COMMUNICATION SKILLS / NEGOTIATION SKILLS / SOCIODRAMATIC PLAY / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / УМЕНИЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савищева Т. В., Антипина Анастасия Владимировна

В статье обозначена проблема развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Дана характеристика дошкольников договариваться в сюжетно-ролевой игре; описаны условия, созданные воспитателями старших групп для развития данных умений. Раскрыты базовые понятия темы. В статье дана характеристика умений старших дошкольников договариваться в сюжетно-ролевой игре; условия, созданные воспитателями старших групп для развития уммений договариваться. Раскрыты базовые понятия темы.The article describes the issue of development of communication skills in over-five-year-old preschoolers. It characterizes the skills of such preschoolers to negotiate in a sociodramatic play; describes the conditions created by educators of senior preschool groups to develop such skills. The article elaborates on fundamental concepts of the topic. The article describes the skills of older preschoolers to negotiate in a story-role game; the conditions created by teachers of older groups for the development of skills to negotiate. The basic concepts of the topic are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности умений детей 5-6 лет договариваться в сюжетно-ролевой игре»

ОСОБЕННОСТИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ДОГОВАРИВАТЬСЯ В

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

PARTICULARITIES OF NEGOTIATION SKILLS OF 5-6-YEAR-OLDS IN

SOCIODRAMATIC PLAY

УДК 373.2

DOI: 10.24411/2658-4964-2020-1100

Савищева Т.В.,

кандидат педагогических наук, ст.преподаватель кафедры «Педагогики и психологии» ГИ САФУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Северодвинск Антипина Анастасия Владимировна,

воспитатель, ГБУ НАО "ЦССУ "Наш дом"", Россия, г. Нарьян-Мар

Tatyana V. Savicheva, [email protected]

Antipina Anastasia Vladimirovna, [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье обозначена проблема развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. Дана характеристика дошкольников договариваться в сюжетно-ролевой игре; описаны условия, созданные воспитателями старших групп для развития данных умений. Раскрыты базовые понятия темы.

В статье дана характеристика умений старших дошкольников договариваться в сюжетно-ролевой игре; условия, созданные воспитателями старших групп для развития уммений договариваться. Раскрыты базовые понятия темы.

ANNOTATION

The article describes the issue of development of communication skills in over-five-year-old preschoolers. It characterizes the skills of such preschoolers to negotiate in a sociodramatic play; describes the conditions created by educators of senior preschool groups to develop such skills. The article elaborates on fundamental concepts of the topic.

The article describes the skills of older preschoolers to negotiate in a story-role game; the conditions created by teachers of older groups for the development of skills to negotiate. The basic concepts of the topic are revealed.

Ключевые слова: общение, коммуникативные умения, умение договариваться, сюжетно-ролевая игра

Key words: communication, communication skills, negotiation skills, sociodramatic play

Федеральной государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве одного из целевых ориентиров определяет активное взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, развитие способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты [2]. Уточняются и конкретизируются данные задачи в образовательных программах дошкольного образования. Несмотря на наличие четких задач, связанных с формированием у дошкольников коммуникативных умений, на практике лишь часть дошкольников демонстрируют высокий уровень развития умений взаимодействовать со взрослым и сверстником. Дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание [1].

Анализ литературы (Т.И. Бабаева, Л.С. Выготский, Н.А. Короткова, Л.С. Римашевская, Д.Б. Эльконин и др.) показал, что в дошкольном возрасте одним из условий развития коммуникативных умений является включение детей в сюжетно-ролевые игры. Именно в этом виде игры дети вступают в отношения, осуществляют взаимодействие через речевое диалогическое общение, проявление эмоций. К сожалению, сюжетно-ролевая игра все меньше занимает места в жизни ребенка, родители и педагоги больше ориентированы на формирование у старших дошкольников познавательных способностей, а значение сюжетно-ролевой игры во многом недооценивается, что безусловно отражается не только на формировании коммуникативных умений, но и на развитии других сторон личности ребенка.

Для определения дальнейших направлений работы, связанной с развитием умений взаимодействовать, необходимо изучить особенности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, в частности умений договариваться. Под коммуникативными умениями будем понимать комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности (Г.М. Андреева). Умение договариваться является одним из

видов коммуникативных умений и включает: умение устанавливать контакт, ориентироваться в ситуациях общения и в партнерах, использовать средства вербального и невербального общения, умение управлять своими эмоциями в процессе общения, способность к эмпатии. Таким образом, под умением договариваться мы будем понимать взаимодействие, включающее умение слушать и слышать партнера, узнавать, что хочет партнер, уметь четко сформулировать, что нужно от партнера, соблюдение позиции сотрудничества

[4].

Умение договариваться развивается в рамках совместной деятельности, ребенка со взрослым и со сверстником. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимым видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Поэтому наше исследование, направленное на изучение особенностей умения договариваться у детей 5-6 лет мы изучали в условиях сюжетно-ролевой игры.

В исследовании приняли участие 38 детей двух старших групп (ГБДОУ «Детский сад «Росток»», г. Нарьян-Мар) и 4 воспитателя, работающие на этих группах.

Для реализации обозначенной цели, мы разработали методику наблюдения, в ее основу легла методика А.М. Щитининой [3].

Наблюдения за сюжетно-ролевыми играми детей двух старших групп проводилось в течение 2 недель (9 наблюдений). Оценке и анализу подвергались следующие умения: умение договариваться о теме игры, умение совместно распределить роли, умение совместно отобрать (создать) необходимый игровой материал, умение в игре слушать и слышать партнера, учитывать его настроение, умение решать конфликтные ситуации, умение соединять и использовать средства вербального и невербального общения. Каждое умение оценивалось от 0 (умение не выражено) до 2 баллов (максимально представлено).

Условия, способствующие формированию умений договариваться изучались посредством анализа календарных планов педагогов и анализа предметно-развивающей среды группы. Критерии анализа: количество и характер задач, связанных с формированием коммуникативных умений; соответствие методов и форм работы заявленным задачам; соответствие задач образовательной программе; систематичность; планомерность реализации задач; наличие усложнений в формулировке задач; соответствие задач возрасту детей.

Представим полученные результаты.

Таблица 1 - Уровни сформированности умений договариваться детей 5-

6 лет в сюжетно-ролевой игре, в процентах

Группы Уровни

Низкий Средний Высокий

Группа А 29,4 41,17 29,41

Группа Б - 37,5 62,5

В ходе проведенного исследования было выявлено, что в группе А почти треть детей (29,41%) показали высокий уровень умений договариваться. В то время как в группе Б данный уровень был выявлен более чем у половины группы испытуемых (62,5%). Дети демонстрируют активное взаимодействие во время игры, договариваются о сюжете и теме игры, без конфликтов распределяют роли, вступают в ролевое взаимодействие в процессе игры, при возникновении конфликта, решают его без помощи педагога. Почти половина детей экспериментальной группы А (41,17%) показали средний уровень умений договариваться, в группе Б его продемонстрировали около трети всех детей (37,5%). Находящиеся на данном уровне дошкольники умеют выслушать собеседника, распределить роли в игре, умеют вести диалог, но периодически недостаточно терпеливы при слушании партнера (перебивают его, спорят, не соглашаются, раздражаются), в общении участвуют чаще всего по инициативе других, могут разрешить конфликт с помощью взрослых. Около трети всех детей группы А (29,4%) показали низкий уровень умений договариваться: дети демонстрируют пассивность в общении с партнерами по игре, показывают низкий интерес к взаимодействию, неустойчивость внимания на речи собеседника, самостоятельно не смогли разрешить возникший конфликт. Остальные дети (5,88%) показали отсутствие интереса к взаимодействию и в игру не включались. В группе Б низкого уровня развития умений договариваться зафиксировано не было.

Таким образом, мы можем констатировать, что дети группы Б находятся на более высоком уровне сформированности умений договариваться, чем дети группы А. Отметим, что лучше всего у детей обеих групп получается самостоятельно договориться о теме игры и совместно распределять роли.

У детей группы А возникли сложности в умении договориться о содержании игры, в ходе игры возникали конфликты, которые решались при помощи воспитателя (например, возник спор о том, какие постройки возводить, о выборе прически, не удалось самостоятельно договориться об очередности на прием к врачу). Также дети группы А менее склонны слушать и слышать партнера по игре, вести диалог. Это свидетельствует о

недостаточном развитии коммуникативных умений и, в частности, умений договариваться. Анализ предметно-развивающей среды и календарных планов педагогов старших групп позволил нам выдвинуть ряд предположений о возникших особенностях развития умений договариваться. В обеих группах педагогами создаются условия для развития игровых умений детей и возможности осуществлять различные виды игр. В группе А среда менее разнообразна, чем в группе Б. Кроме того, в группе Б планируется и организуется большее количество сюжетно-ролевых игр, их тематика разнообразнее. Задачи, направленные на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, ставятся педагогами обеих групп, но реализуются не в полном объеме. В группе А задачи более разнообразны, но в группе Б формулировки задач более конкретны (значит в последующем легче оценить степень их достижения и на этой основе сформулировать задачи более высокого уровня). Анализ календарных и перспективных планов показал, что педагоги групп для решения задач, направленных на формирование у дошкольников коммуникативных умений, используют различные формы и методы работы с детьми (беседы, драматизации сказок, чтение произведений художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические, речевые игры и др.), но воспитатели группы Б кроме этого обучают детей использовать карточки-модели для планирования и организации сюжетно-ролевых игр.

В целом, результаты исследования показали необходимость проведения работы, направленной на формирование у старших дошкольников умений договариваться.

Литература

1. Коваленко, А.И Развитие коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста [Текст] / А.И. Коваленко, А.Л. Коблева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2014. - №1 - С.57-59.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96с.

3. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88с.

4. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/umenie-dogovarivatsya (дата обращения 12.11.2018).

Literature

1. Kovalenko, A. and Development of communicative activity in preschool children [Text] / A. I. Kovalenko, A. L. Kobleva // Pedagogical experience: theory, methodology, practice. - 2014. - №1-P. 57-59.

2. Federal state educational standard of preschool education: Orders and letters of the Ministry of education and science of the Russian Federation.

3. Shchetinina, A. M. Diagnostics of social development of the child: textbook [Text] / A. M. Shchetinin. - Veliky Novgorod: Novgu im. Yaroslav the Wise, 2000 - - 88s.

4. Encyclopedia of applied psychology [Electronic resource].- Access mode: https://www.psychologos.ru/articles/view/umenie-dogovarivatsya (accessed 12.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.