Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ '

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный служащий / получение взятки / дача взятки / государственная служба / злоупотребление полномочий / civil servant / receiving a bribe / giving a bribe / public service / abuse of power

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин Сергей Сергеевич, Гоманюк Дмитрий Сергеевич, Гоманюк Кристина Дмитриевна

В статье рассматриваются особенности уголовной ответственности государственных служащих. В ходе исследования даны основные понятия в рамках рассматриваемой темы. На основе изучения статистики по преступлениям государственных служащих были выявлены тенденции в развитии уголовной ответственности государственных служащих. В рамках статьи были определены основные проблемы в формировании эффективной системы ответственности государственных служащих в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузьмин Сергей Сергеевич, Гоманюк Дмитрий Сергеевич, Гоманюк Кристина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CRIMINAL RESPONSIBILITY OF STATE EMPLOYEES

The article discusses the features of the criminal liability of civil servants. In the course of the study, the basic concepts within the framework of the topic under consideration are given. Based on the study of statistics on crimes of civil servants, trends in the development of criminal liability of civil servants were identified. Within the framework of the article, the main problems in the formation of an effective system of responsibility of civil servants in the Russian Federation were identified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_421 УДК 343.985.7

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ FEATURES OF CRIMINAL RESPONSIBILITY OF STATE EMPLOYEES

КУЗЬМИН Сергей Сергеевич,

преподаватель кафедры огневой подготовки ФГБОУ ВО «Сибирского юридического института МВД России». 660131, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20. E-mail: sergei.15.07@yandex.ru;

ГОМАНЮК Дмитрий Сергеевич,

аспирант ФГБОУ ВО «Дальневосточная государственная академия физической культуры». 680028, Россия, г. Хабаровск, ул. Амурский бульвар, 1. E-mail: gomanur@mail.ru;

ГОМАНЮК Кристина Дмитриевна,

начальник кабинета специальных дисциплин кафедры огневой подготовки,

ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». 680020, Россия, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. E-mail: kristikiri@bk.ru;

KUZMIN Sergey Sergeevich,

teacher of the Department of fire Training Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 660131, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Rokossovsky str. 20. E-mail: sergei.15.07@yandex.ru;

GOMANYUK Dmitriy Sergeevich,

aspirant, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Far Eastern State Academy of Physical Culture". 680028, Russia ,Khabarovsk , 1 Amurski Bulvar street. E-mail: gomanur@mail.ru;

GOMANYUK Kristina Dmitrievna,

Head of the cabinet of special disciplines of the department of fire training, "Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation". 680020, Russia, Khabarovsk, pereulok Kazarmeny, 15. E-mail: kristikiri@bk.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются особенности уголовной ответственности государственных служащих. В ходе исследования даны основные понятия в рамках рассматриваемой темы. На основе изучения статистики по преступлениям государственных служащих были выявлены тенденции в развитии уголовной ответственности государственных служащих. В рамках статьи были определены основные проблемы в формировании эффективной системы ответственности государственных служащих в РФ.

Abstract: The article discusses the features of the criminal liability of civil servants. In the course of the study, the basic concepts within the framework of the topic under consideration are given. Based on the study of statistics on crimes of civil servants, trends in the development of criminal liability of civil servants were identified. Within the framework of the article, the main problems in the formation of an effective system of responsibility of civil servants in the Russian Federation were identified.

Ключевые слова: государственный служащий, получение взятки, дача взятки, государственная служба, злоупотребление полномочий.

Keywords: civil servant, receiving a bribe, giving a bribe, public service, abuse of power.

Для цитирования: Кузьмин С.С., Гоманюк Д.С., Гоманюк К.Д. Особенности уголовной ответственности государственных служащих //Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 421-425. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_421.

For citation: Kuzmin S.S., Gomanyuk D.S., Gomanyuk K.D. Features of criminal responsibility of state employees //Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 421-425. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_421.

Статья поступила в редакцию: 19.08.2023

В современном мире независимо от политического строя и идеологии государства одним из центральных в организации общественных отношений является институт государственной службы. Реализуемые изменения законодательства в сторону усиления ответственности за злоупотребление полномочий в личных целях пока не позволяют решить весь комплекс накопленных проблем и обеспечить улучшение криминогенной ситуации. Что обуславливает актуальность и значимость вопросов уголовной ответственности государственных служащих [3, с.97].

Основная нормативно-правовая база по вопросам гражданской службы представлена на рис.1 [13, с.259].

Гражданская служоа

Ко не т jam. у ц am ЗР о -с -с ии с ь: он еде J3 ацни

Федеральный загсом от 27_05.2003 Т\Гэ государсхвеннон службы Росснйс! 5 8-ФЗ «О сн

Федеральный закон с-с 2 . _0 7_2 0 04- N.- ^д.ф^ .;iO гсс\"дарстаенной гражданской службе Российской Ф' ■ ' ''1 ^ 1 ' '' ' 1 * ■

указы J__[резидента Россннскаи Федер ах^ии_

постаноЕЛ ения Правительства Российской Федерации.

гананС'Дательные QETEO: субъектов РСССИЙСЕОН Федерации, аведоиственнЕае нсрматиБные а!?ты

Рисунок 1 - Нормативно-правовые основы гражданской службы

В соответствии со ст.ст. 2 и 4 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ государственную службу можно классифицировать. Основные виды гражданской службы представлены на рис. 2. Также существуют различные виды государственных должностей [4, с.343]:

- должности федеральной государственной гражданской службы;

- должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- воинские должности;

- должности правоохранительной службы.

Государственный служащий несет уголовную ответственность, как на общих, так и на специальных основаниях, связанных напрямую с его должностным статусом. Уголовное законодательство закрепляет ответственность государственных служащих в главе 30 и в иных главах Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)[1].

Рисунок 2 - Виды гражданской службы

На сегодняшний день теория уголовного права и нормы законодательства не имеют категории служебных преступлений [6, с.161].

В этой связи обратимся к мнению профессора А.Е. Комаровой, который определяет уголовное преступление госслужащего как любое противоправное деяние, имеющее признаки злоупотребления властью, и наделённого компетенциями с целью получения выгоды [9, с.285].

Основной признак должностного представления - это корыстный умысел должностного лица. Уголовное законодательство предусматривает два вида преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ)[1].

Наибольшая ответственность предусмотрена за первый вид должностного преступления - «Получение взятки».

На практике довольно часто возникает ситуация, когда служащий не только получает взятку, но и совершает при этом преступное деяние. То есть действия служащего уже выходят за рамки преступления «Получение взятки». Имеет место несколько преступлений, требующих правовую оценку в квалификации[8, с.103].

При получении взятки виновный понимает, что взятка - это предмет (материальные ценности) или иные имущественные выгоды.

Преступление

Дача взятки заключается в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действии (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя пли представляемых им лиц, пли за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действии {бездействия) другим должностным лицом, либо за обшее покровительство плп попустительство по службе взяткодателю плп представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК РФ).

Рисунок 3 - Понятие «Получение взятки» и «Дача взятки»

Получение взятки - преступление, совершаемое с прямым умыслом. Виновный осознает, что получает взятку как предмет (материальные

ценности) пли иные имущественные выгоды и желает этого.

На основе статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации была выявлена динамика количества осужденных за получение взятки (таблица1) [9, с.285].

На основе представленной информации можно сделать следующие выводы:

- количество осужденный росло с 2012 г. по 2019 г. и достигло 1197 чел., в 2020 г. снизилось до 949 чел., в 2021 г. составило 1088 чел.;

- в среднем наказание в виде лишения свободы получили 40% осужденных.

- каждый четвертый получает наказание в виде штрафа.

Таблица 1.

Сведения из числа осужденных за получение взятки, совершенное при наличии квалифицирующих признаков

2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2010

Осуждено (всего) 1088 949 1197 1017 1041 447 459 462 373 269 1428

Из них к лишению свободы 436 364 538 446 454 254 242 230 122 69 385

То же (в %) 38,4 44.9 43,8 43,6 56,8 52,7 49,8 32,7 26,5 27

С применением ст. 73 УК РФ 406 353 383 305 300 62 84 73 69 73 989

То же (в %) 37,2 32 30 28,8 24,4 34,7 15,8 18,5 27,1 69,3

Штраф 241 224 271 262 285 129 132 157 178 125 -

То же (в %) 23,6 22,6 25,7 27,4 28,9 28,6 34 47,7 46,5 -

Подобные тенденции выявляются при исследовании статистики по назначению условного осуждения к лишению свободы за дачу взятки при наличии квалифицирующих признаков, повышающих общественную опасность преступления до категории тяжкого или особо тяжкого. Оно применялось судами с 2010 по 2019 г. ежегодно от 4 до 53,7 % от общего числа осужденных за такие преступления (таблица 2) [9, с.286].

Таблица 2.

Сведения из числа осужденных за дачу взятки, совершенную при наличии квалифицирующих признаков

2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2011 2010

Осуждено (всего) 1658 1409 1343 1151 997 3266 4907 4302 2539 1587 2907

Из них к лишению свободы 217 191 225 241 237 469 513 478 227 191 294

То же (в %) 13,6 16,8 20,9 23,8 14,4 10,5 11,1 8,9 12 10,1

С применениемст. 73 УК РФ 647 469 487 376 286 270 348 268 187 778 1566

То же (в %) 33,3 36,3 32,7 28,7 8,3 7 6,2 7,4 48,7 53,7

Штраф 756 540 615 512 457 2439 3902 3513 2093 622 1032

То же (в %) 38,3 45,8 44,4 45,8 74,7 79,5 81,6 82,4 38,9 35,5

Представленные показатели позволят сделать следующие выводы:

- число осужденных за дачу взятки, совершенную при наличии квалифицирующих признаков за рассматриваемый период снизилось с 2907 в 2010 г. до 1658 в 2021 г.;

- доля к лишению свободы составила 13,6% в 2021 г.;

- основной формой наказания в 2011-2021 гг. стал штраф. Рассмотрим сведения по ст. 285 УК РФ (без разделения на части).

Таким образом, можно сделать вывод, что количество зарегистрированных представлений в 2020 г. снизилось до 2197, в 2021 г. выросло до 2206. При этом количество направленных в суд с обвинительным заключением росло в течение рассматриваемого периода и к 2021 г. достигло 1298 [12, с.121].

2019 2020 2021

Рисунок 4- Сведения по ст. 285 УК РФ (без разделения на части)

Рассмотрим сведения по ст. 286 УК РФ на рис.5.

2020 2021 Рисунок 5 - Сведения по ст. 286 УК РФ Представленные показатели позволяют сделать следующие выводы: число преступлений в 2020 г. снизилось до 3053, в 2021 г. выросло до 3316. Число направленных в суд с обвинительным заключением имело такую же тенденцию: снижение в 2020 г. до 1904 и рост в 2021 г. до 2285.

Сведения по ст. 289 УК РФ представлены на рис.6 [11, с.125].

Рисунок 6 - Сведения по ст. 289 УК РФ Говоря об особенностях уголовной ответственности госслужащих, следует отметить, что во - первых, государственный служащий выступает в роли специального субъекта преступления, то есть имеет ряд отличительных черт в отличие от общего специального субъекта; во -вторых, следует отметить наличие наиболее строгих мер ответственности за ряд преступлений, совершенных госслужащим, как специальным субъектом. При этом, несмотря на попытки законодателя ужесточить уголовную ответственность за преступления, совершаемые государственными служащими, на практике эффективность данных мер остается достаточно низкой, о чем свидетельствует рост преступлений данной категории преступлений [5, с.65].

Представляется необходимым обратиться к судебной практике, связанной с превышением должностных полномочий сотрудником полиции. Так, Березниковский городской суд Пермского края 26 ноября 2020 г. вынес приговор по делу № 1-696/2020 в отношении сотрудника полиции Шевченко. В материалах уголовного дела отмечено, что во время исполнения служебных обязанностей сотрудник полиции допустил нарушение Федерального закона от 07.03.2011 № 3-ФЗ «О полиции», выразившееся в том, что сотрудник полиции Шевченко во время патрулиро-

вания задержал двух граждан, наносивших побои третьему. После доставления их в отдел полиции он, в силу личной неприязни нанес удары подозреваемому при помощи электрошокового устройства, а также произвел удар кулаком в область грудной клетки. Суд назначил Шевченко наказание в виде условного лишения свободы на 3 года и ограничения права занимать определенные должности в течение 2-х лет[5, с.65].

Среди совершаемых государственными служащими преступлений наиболее частыми проявлениями правового нигилизма являются коррупционные уголовно-наказуемые деяния, при совершении которых данные лица похищают бюджетные денежные средства, при том, что в этом случае следует говорить не столько об отсутствии моральных ценностей, сколько об отсутствии должного контроля за деятельностью государственного служащего. Одним из примеров является приговор Замоскворецкого суда Москвы в отношении главы Республики Коми В.Газера, который, являясь государственным служащим федерального уровня, злоупотребляя должностными полномочиями, на протяжении нескольких лет занимался мошенничеством, отмыванием денежных средств, коррупцией, за что он был привлечен к уголовной ответственности и осужден к лишению свободы на срок 11 лет[5, с.65].

Исследуя проблему совершения преступлений должностными лицами, следует отметить латентность данной категории преступлений, поскольку в силу специального статуса этой категории лиц, выявление этих преступлений и их доказывание отличается значительной сложностью.

Таким образом, особенности уголовной ответственности государственных служащих являются актуальной проблемой современности. Теория уголовного права выделяет ряд особенностей, таких как наличие специального субъекта преступления, высокая латентность данной категории преступлений. Практические примеры показывают, что, несмотря на ужесточение уголовной ответственности за преступления, совершаемые госслужащими, эти меры являются недостаточно эффективными и требуют тщательного рассмотрения.

Библиография:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 - ФЗ: принят ГД РФ 24 мая 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

3. Антонова, Е. Ю. К вопросу об эффективности антикоррупционного законодательства / Е. Ю. Антонова, Н. С. Луценко // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. - 2023. - № 1(94). - С. 96-104.

4. Богданов, Н. Е. Исторический анализ возникновения и распространения коррупции в России / Н. Е. Богданов // Вопросы российской юстиции. - 2023. - № 24. - С. 340-353.

5. Винникова, Т. А. Государственный служащий как субъект должностных преступлений / Т. А. Винникова, С. А. Марченко // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы : сборник научных трудов 4-й Международной научной конференции, Курск, 24 марта 2022 г. Т. 1. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. - С. 64-66.

6. Емельянова, Е. А. Юридическая ответственность государственных служащих / Е. А. Емельянова // Молодой ученый. - 2023. - № 6(453). - С. 160-163.

7. Елисеева, С. А. Особенности административной ответственности государственных служащих Российской Федерации / С. А. Елисеева // Научный Лидер. -2023. - № 10(108). - С. 94-97.

8. Зарубина, Е. Н. Юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений / Е. Н. Зарубина // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития : Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 12 декабря 2022 года. - Чебоксары: Издательско-полиграфическая компания "Новое время" (Чебоксары), 2023. - С. 100-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Комарова, А. Е. Ответственность государственного служащего за нарушения законодательства о противодействии коррупции / А. Е. Комарова, Л. П. Кон-висарева // Молодой ученый. - 2023. - № 2(449). - С. 284-286.

10. Никитина, В. С. К вопросу об юридической ответственности государственных гражданских служащих и практические проблемы их увольнения / В. С. Никитина // . - 2023. - № 196. - С. 46-50.

11. Новикова, Ю. С. Понятие и сущность признака «использование служебного положения» на государственной службе в РФ / Ю. С. Новикова, А. А. Селюко-ва // Вестник науки. - 2023. - Т. 4. № 3(60). - С. 123-126.

12. Семенова, Д. А. Коррупция как объект уголовно-правового воздействия / Д. А. Семенова // НАУКА, ОБЩЕСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ в СОВРЕМЕННОМ МИРЕ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 27 января 2023 г. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. - С. 119-124.

13. Шматков, А. В. Виды юридической ответственности за коррупционные правонарушения / А. В. Шматков, С. С. Козлов // Актуальные проблемы юридической деятельности в сфере публичного и частного права : Материалы регионального научно-исследовательского семинара, Мурманск, 23 января 2021 г. / Отв. ред. Л.Н. Лобченко. - Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2022. - С. 258-264.

References:

1. The Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 No. 63 - FZ: adopted by the State Duma of the Russian Federation on May 24, 1996 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. No. 25. Art. 2954.

2. On the state civil service of the Russian Federation: Federal Law of July 27, 2004 No. 79-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2004. No. 31. Art.

3215.

3. Antonova, E. Yu. On the issue of the effectiveness of anti-corruption legislation / E. Yu. Antonova, N. S. Lutsenko // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. - 2023. - No. 1 (94). - S. 96-104.

4. Bogdanov, N. E. Historical analysis of the emergence and spread of corruption in Russia / N. E. Bogdanov // Issues of Russian justice. - 2023. - No. 24. - P. 340-353.

5. Vinnikova, T. A. Civil servant as a subject of malfeasance / T. A. Vinnikova, S. A. Marchenko // Evolution of the state and law: problems and prospects: collection of scientific papers of the 4th International Scientific Conference, Kursk, 24 March 2022. Volume 1. - Kursk: Southwestern State University, 2022. - P. 64-66.

6. Emelyanova, E. A. Legal responsibility of civil servants / E. A. Emelyanova // Young scientist. - 2023. - No. 6 (453). - S. 160-163.

7. Eliseeva, S. A. Features of the administrative responsibility of civil servants of the Russian Federation / S. A. Eliseeva // Scientific Leader. - 2023. - No. 10(108). - S.

94-97.

8. Zarubina, E. N. Legal liability for committing corruption offenses / E. N. Zarubina // State and municipal authorities in the Russian Federation: current state and development prospects: Collection of materials of the V All-Russian Scientific and Practical Conference, Cheboksary, December 12, 2022 of the year. - Cheboksary: Publishing and printing company "New time" (Cheboksary), 2023. - P. 100-105.

9. Komarova, A. E. Responsibility of a civil servant for violations of anti-corruption legislation / A. E. Komarova, L. P. Konvisareva // Young scientist. - 2023. - No. 2 (449). - S. 284-286.

10. Nikitina, V. S. To the question of the legal responsibility of civil servants and practical problems of their dismissal / V. S. Nikitina // . - 2023. - No. 196. - P. 46-50.

11. Novikova, Yu. S. The concept and essence of the sign "use of official position" in the public service in the Russian Federation / Yu. S. Novikova, A. A. Selyukova // Bulletin of Science. - 2023. - V. 4, No. 3 (60). - S. 123-126.

12. Semenova, D. A. Corruption as an object of criminal law impact / D. A. Semenova // SCIENCE, SOCIETY, EDUCATION in the MODERN WORLD: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Penza, January 27, 2023. - Penza: Science and Education (IP Gulyaev G.Yu.), 2023. - P. 119-124.

13. Shmatkov, A. V. Types of legal liability for corruption offenses / A. V. Shmatkov, S. S. Kozlov // Actual problems of legal activity in the field of public and private law: Proceedings of the regional research seminar, Murmansk, January 23 2021 / Rev. editor L.N. Lobchenko. - Murmansk: Murmansk Arctic State University, 2022. - P. 258-264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.