Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ С ПОЗИЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ С ПОЗИЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ / УЧЕТ / УПРАВЛЕНИЕ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеева Ольга Владимировна, Бушева Антонина Юрьевна, Гудожникова Елена Владимировна

В статье рассматриваются актуальные подходы к управлению и учету затрат, оказывающих существенное влияние на управление затратами компаний. Затраты влияют на конечный финансовый результат предприятий, поэтому учету и управлению затратами на предприятиях уделяется особое внимание. Отмечается, что система управления затратами реализуется через планирование, учет, нормирование, контроль и последующий анализ затрат, осуществляемых предприятиями при коммерческой деятельности. Система управления затратами включает следующие функции: планирование, учет, нормирование, контроль, анализ. Рекомендуется для каждой функции управления затратами на предприятиях разрабатывать и регламентировать правила. Особое значение в статье уделяется бюджетированию затрат, поскольку оно позволяет контролировать отклонения в фактических затратах и прогнозировать прибыль. Авторы рассматривают порядок отражения в бухгалтерском учете затрат, их списания и отражения в бухгалтерской отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елисеева Ольга Владимировна, Бушева Антонина Юрьевна, Гудожникова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COST ACCOUNTING FROM THE POSITION OF MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE

The article discusses current approaches to management and cost accounting, which have a significant impact on the cost management of companies. Costs affect the final financial result of enterprises, therefore, special attention is paid to accounting and cost management in enterprises. It is noted that the cost management system is implemented through planning, accounting, regulation, control and subsequent analysis of costs incurred by enterprises in the implementation of their commercial activities. The cost management system includes the following functions: planning, accounting, regulation, control, analysis. It is recommended that rules be developed and regulated for each cost management function in each enterprise. The article pays special attention to cost budgeting, as it allows you to control deviations in actual costs and predict profits. The authors consider the procedure for reflecting costs in accounting, the procedure for writing them off and reflecting in the financial statements.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ С ПОЗИЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

УДК 657.37

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ С ПОЗИЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

О.В. Елисеева, А.Ю. Бушева, Е.В. Гудожникова

В статье рассматриваются актуальные подходы к управлению и учету затрат, оказывающих существенное влияние на управление затратами компаний. Затраты влияют на конечный финансовый результат предприятий, поэтому учету и управлению затратами на предприятиях уделяется особое внимание. Отмечается, что система управления затратами реализуется через планирование, учет, нормирование, контроль и последующий анализ затрат, осуществляемых предприятиями при коммерческой деятельности. Система управления затратами включает следующие функции: планирование, учет, нормирование, контроль, анализ. Рекомендуется для каждой функции управления затратами на предприятиях разрабатывать и регламентировать правила. Особое значение в статье уделяется бюджетированию затрат, поскольку оно позволяет контролировать отклонения в фактических затратах и прогнозировать прибыль. Авторы рассматривают порядок отражения в бухгалтерском учете затрат, их списания и отражения в бухгалтерской отчетности.

Ключевые слова: затраты; учет; управление; бюджетирование; планирование; бухгалтерская отчетность.

O.V. Eliseeva, A.Yu. Busheva, E.V. Gudozhnikova. FEATURES OF COST ACCOUNTING FROM THE POSITION OF MANAGEMENT AT THE ENTERPRISE

The article discusses current approaches to management and cost accounting, which have a significant impact on the cost management of companies. Costs affect the final financial result of enterprises, therefore, special attention is paid to accounting and cost management in enterprises. It is noted that the cost management system is implemented through planning, accounting, regulation, control and subsequent analysis of costs incurred by enterprises in the implementation of their commercial activities. The cost management system includes the following functions: planning, accounting, regulation, control, analysis. It is recommended that rules be developed and regulated for each cost management function in each enterprise. The article pays special attention to cost budgeting, as it allows you to control deviations in actual costs and predict profits. The authors consider the procedure for reflecting costs in accounting, the procedure for writing them off and reflecting in the financial statements.

Keywords: costs; accounting; management; budgeting; planning; accounting.

Затраты как экономическая категория представляют собой совокупность израсходованных материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов за определенный период времени. Расход материальных, трудовых и финансовых ресурсов связан непосредственно с осуществлением обычных видов деятельности предприятия и прочей деятельностью. Чтобы суммы осуществленных затрат были приняты к бухгалтерскому учету, необходимо, чтобы затраты относились к определенному периоду времени, были документально подтверждены, экономически обоснованы, полностью перенесли свою стоимость на реализованную за этот период продукцию, либо выполненные работы или оказанные услуги.

Затраты влияют на конечный финансовый результат предприятий, поэтому учету и управлению затратами на предприятиях уделяется особое внимание. Система управления затратами включает следующие функции:

планирование, учет, нормирование, контроль, анализ. Рекомендуется для каждой функции управления затратами на предприятиях разрабатывать и регламентировать правила: кто участвует, какую деятельность и в каком порядке ее осуществляет.

Правила управления затратами должны быть сформированы на основе задач компании. Предварительно необходимо классифицировать затраты, т.е. разделить их на группы. При этом необходимо учитывать требования нормативных документов.

В Приказе Минфина России от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99» утверждено следующее: «Расходы по обычным видам деятельности формируют:

- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

- расходы, возникающие непосредственно

40

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 1(47)

в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация;

- прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно» [1].

Так, к примеру, чтобы планировать затраты и рассчитывать себестоимость, необходимо выделить статьи: сырье и материалы, энергозатраты, заработная плата персонала и пр. Если нужно выбрать способы экономии, то целесообразно разделить отдельно постоянные и переменные затраты. Чтобы оценить, насколько эффективно использовались ресурсы, можно классифицировать затраты на производительные и непроизводительные.

Особое внимание рекомендуется уделить планированию затрат. Отметим, что затраты планируют, когда в компании составляют или актуализируют бюджет на предстоящий период или готовятся реализовывать проект. Методика планирования зависит от того, есть ли у компании заключенные договоры с поставщиками и подрядчиками, были ли такие расходы в предыдущих периодах, какие есть ресурсы для планирования (персонал, время, уровень автоматизации).

Существует три основных способа планировать затраты.

Первый способ: рассчитывать сумму затрат как процента от определенного ключевого показателя. Чаще всего таким показателем выступает выручка. Чтобы определить, как прогнозировать выручку, расходы на сырье и материалы, зарплату и другие бюджетные статьи, необходимо выяснить: во-первых, какие цели у системы бюджетирования в компании; во-вторых, по каким параметрам определили, что бюджеты соответствуют интересам собственников или менеджмента; в-третьих, какой метод используется для планирования бюджетных статей в качестве основного.

Если менеджмент ставит подобную цель, планировать предстоит по следующим правилам: во-первых, следует вносить в бюджет только те доходы и поступления, которые можно подтвердить заключенными договорами, полученными гарантиями возврата дебиторской задолженности, поручительствами и т.п. Во-вторых, необходимо жестко нормировать затраты, увязывать их с объемом ожидаемых доходов. В-третьих, важно обосновать финансовую политику. Если перед системой бюджетирования стоит подобная цель, значит, планы компании служат инструментом обоснования тарифов, объемов запрашиваемых инвестиций и бюджетных дотаций. Это характерно для дочерних компаний крупных холдингов и корпораций, а также предприятий, чья деятельность в той или иной степени регулируется государством, например, энергетика.

Так можно бюджетировать, например, коммерческие, представительские, общехозяйственные затраты.

Второй способ: планировать затраты от достигнутого уровня. Для этого нужно умножить фактические показатели за прошлый период на коэффициенты прироста. Этот вариант целесообразно применять, если у компании есть статистика и в плановом периоде она не собирается ничего менять в своей деятельности. При этом необходимо выбрать метод планирования затрат: экстраполяцией или прямым счетом. От этого зависит, какие вспомогательные столбцы включить в форму бюджета. Метод экстраполяции применяется в том случае, если не меняется номенклатура выпускаемой продукции по сравнению с базисным периодом; не меняются периоды сезонных колебаний по сравнению с базисным периодом. При этом данные о расходах на производство продукции за предыдущий год принимают за базисный период.

Третий способ: определить затраты прямым счетом, исходя из прогноза натуральных показателей и стоимости ресурсов на предстоящий период. Такой вариант подойдет, например, если предприятие запускает новое производство, собирается выпускать новый продукт, а также будет использовать новые технологии.

Затраты планируют на основании планов мероприятий и смет. Этот метод следует использовать для планирования расходов по статьям, значительных по сумме или по доле в общей структуре затрат. При этом следует установить нижние границы (какие показатели считать значительными).

Особое внимание рекомендуется уделять затратам на списание товарно-материальных

ценностей, которые растут из-за производственного брака. Они не только уменьшают прибыль, но и оборачиваются упущенной выгодой, если брак доходит до покупателя. Чтобы исключить рост таких затрат, стоит внедрить жесткий контроль качества входного сырья, каждого этапа производства, технического состояния оборудования, соблюдения графиков ремонтов и обслуживания.

Необходимо контролировать, что списывается на затраты. Рекомендуется ввести правило: склад вправе что-то списывать только в присутствии сотрудников финансовой службы или контрольно-ревизионного отдела.

Учет затрат является важным инструментом системы управления затратами на предприятии. В бухгалтерском учете затраты отражаются в зависимости от их деления на прямые и косвенные.

Учет прямых затрат осуществляется с применением счета 20 «Основное производство» по фактической стоимости, которая подтверждается документально.

Расход сырья и материалов отражается в учете на основании расходных накладных или лимитно-заборных карт:

- Дт 20 «Основное производство» Кт 10 «Материалы» - на фактическую стоимость израсходованных сырья и материалов.

Затраты на оплату труда отражаются на основании расчетно-платежной ведомости по начислению заработной платы:

- Дт 20 «Основное производство» Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму начисленной заработной платы.

Суммы страховых взносов, рассчитанных от заработной платы рабочих основного производства, отражаются в учете на основании справки-расчета по страховым взносам:

- Дт 20 «Основное производство» Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - на сумму начисленных страховых взносов.

Амортизационные отчисления по основным средствам, задействованным при производстве конкретных видов продукции, отражаются в учете на основании ведомости по начислению амортизации:

- Дт 20 «Основное производство» Кт 02 «Амортизация основных средств» - на сумму начисленной амортизации.

Предприятия самостоятельно выбирают способ начисления амортизации основных средств, который в обязательном порядке фиксируется в учетной политике. «Исходя из этого, независимо от способа начисления амортизации ее необходимо рассчитать таким образом,

чтобы к концу срока полезного использования остаточная стоимость объекта была равна его ликвидационной стоимости» [4, с. 37].

При наличии незавершенного производства по счету 20 фиксируются остатки, которые в годовой бухгалтерской отчетности отражаются по статье «Запасы» 2 раздела актива баланса «Оборотные активы».

В бухгалтерской отчетности прямые затраты раскрываются по каждому вышеперечисленному элементу в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Показатели раскрываются за отчетный и предшествующий отчетному годы, а информация о затратах - по каждому элементу затрат. Перечень элементов затрат, по которым группируются расходы по обычным видам деятельности, приведен в п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Учет косвенных затрат ведется на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». По дебету этих счетов в течение отчетного периода косвенные затраты на основании документально подтвержденных фактов отражаются в бухгалтерском учете. По окончании отчетного периода производится закрытие счетов 25 и 26. Суммы косвенных затрат распределяются по видам производимой продукции через базу распределения, которая утверждена в учетной политике предприятия. Это может быть либо заработная плата основных производственных рабочих, либо фактическая стоимость израсходованных на производство продукции сырья и материалов.

Таким образом, счета 25 и 26 к концу отчетного периода должны быть закрыты и не иметь сальдо.

На основании ведомости по распределению косвенных затрат в бухгалтерском учете составляются записи:

- Дт 20 «Основное производство» Кт 25 «Общепроизводственные расходы» - на сумму общепроизводственных расходов, распределенных по видам продукции;

- Дт 20 «Основное производство» Кт 26 «Общехозяйственные расходы» - на сумму общехозяйственных расходов, распределенных по видам продукции.

Следует отметить, что общехозяйственные расходы, учтенные на счете 26, могут быть списаны на счет 90 «Продажи» при выборе предприятием варианта списания затрат по сокращенной себестоимости:

- Дт 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кт 26 «Общехозяйственные расходы» - на сумму общехозяйственных расходов.

Существенно влияют на конечный финансовый результат непредвиденные затраты предприятия. Большая их часть непредсказуема для предприятия: вероятно, их забыли и не учли в бюджете.

Таким образом, в первую очередь следует поработать над повышением качества планирования. Если же непредвиденные затраты появились, стоит избегать поспешных решений. Они могут обернуться дополнительными финансовыми потерями для компании.

Выбирая способ минимизации непредвиденных затрат, желательно исходить из текущей ситуации в компании и критичности таких затрат (для обеспечения бесперебойной производственной деятельности). Например, существует предписание пожарной инспекции по устранению недочетов, выявленных в результате проверки (заменить огнетушители, таблички с планами эвакуации, оформить стенды с противопожарным инвентарем и т.п.). Такой расход можно посчитать непредвиденным, так как зачастую предприятия экономят на этом. Если не принять меры, рекомендованные пожарной инспекцией, то при повторной проверке на компанию может быть наложен существенный штраф и приняты другие меры воздействия вплоть до приостановки деятельности.

Если расход не критичен, решение можно принять с учетом сложившейся ситуации: если же есть возможность, то следует оплатить, если нет финансовой возможности, то следует отложить оплату таких затрат.

Кроме затрат по обычным видам деятельности, на каждом предприятии возникают прочие затраты, которые не связаны с основной деятельностью компании. Но контролировать их необходимо, так как рост таких затрат приводит к ухудшению финансового результата предприятия.

Чтобы удержать прочие расходы на желаемом уровне, необходимо:

- разобраться в причинах их роста;

- продумать меры, которые позволят избежать их увеличения.

Предпосылки для роста прочих расходов могут различаться по статьям. В качестве примера рассмотрим чаще всего встречающиеся суммы прочих затрат: проценты по кредитам, штрафы и пени, брак и потери, безнадежные долги.

Проценты по кредиту связаны с обслуживанием кредитного портфеля компании. Чем больше кредитов и займов у компании, тем больше она платит процентов по кредитам. Как правило, ставка по кредитам зафиксирована в договоре с банком на весь период кредитова-

ния, но может увеличиться при несоблюдении ковенантов. Как следствие, наблюдается рост процентов по кредиту. Так, основным фактором роста этой статьи может быть ухудшение финансового положения предприятия.

Штрафы и пени возникают в связи с:

- нарушением договорных условий с контрагентами - поставщиками, кредитными организациями. Штрафные санкции могут быть предусмотрены в договоре с банком за несвоевременное представление отчетности;

- несоблюдением обязательств перед государством (налоговыми органами, внебюджетными фондами);

- нарушением законодательных актов (арбитражные сборы).

Чем больше количество дней просрочки платежей, тем больше штрафов и пеней будет платить компания.

Потери от брака, списаний некачественного товара связаны с естественной убылью, порчей продукции при ее производстве, хранении, транспортировке, реализации. Рост этой статьи приводит к дополнительным расходам компании на утилизацию некондиционной продукции, ее переработку и закупку нового сырья. Если случаи нанесения ущерба товару участились со стороны сотрудников, то и потери предприятия вырастут.

Безнадежные долги предприятия образуются тогда, когда должники не в состоянии погасить дебиторскую задолженность (компании-банкроты). Следствием роста этой статьи расходов может стать, к примеру, неэффективная сбытовая политика, некачественная и несвоевременная работа отдела продаж, юристов по возврату дебиторской задолженности.

Во избежание больших сумм прочих затрат необходимо найти недорогие альтернативные источники внешнего финансирования.

Чтобы не допустить роста бракованного сырья, простоев оборудования, можно предложить следующие мероприятия:

- вменить в обязанность директору производства, технологу тщательно проверять качество закупаемого сырья;

- контролировать техническое состояние оборудования;

- отразить в договорах с поставщиками пункт о возврате бракованного сырья;

- закрепить в договорах со сторонними перевозчиками раздел об ответственности за причиненный ущерб товару во время транспортировки.

Чтобы исключить возникновение штрафных санкций, следует внимательно изучать договоры, которые заключаются с поставщи-

ками, подрядчиками или кредитными учреждениями.

Для контроля прочих затрат следует:

- запрашивать у юристов данные о предстоящих судах и тяжбах, связанных с нарушением компанией условий договоров, в следующем году и учитывать эти данные при планировании прочих затрат на будущий период;

- составлять годовой график списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и долгов, нереальных к взысканию;

- проверять суммы убытков прошлых лет, которые будут списаны в планируемом периоде;

- мониторить выполнение компанией своих договорных обязательств на регулярной основе;

- контролировать претензионную работу с просроченной дебиторской задолженностью, по которой еще не истек срок исковой давности;

- проводить внутренний аудит управленческого учета с целью своевременного выявления убытков прошлых лет и отнесения их на внереализационные расходы отчетного года.

Каждый из предложенных вариантов будет способствовать не только снижению прочих затрат, но и улучшению конечного финансового результата, вследствие чего предприятие будет финансово привлекательным. «Выбирают вариант, отвечающий критерию минимума суммарных приведенных затрат» [3, с. 37].

Чтобы уменьшить затраты компании в условиях финансовой неустойчивости, необходимо с помощью контрольных процедур сократить затраты, связанные с основной деятельностью; оптимизировать управление финансами компании; пересмотреть показатели ключевой эффективности. «Управленческие решения и действия в современных условиях должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными» [5, с. 42].

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что «в современных условиях развития экономики существенно изменяется и структура производственных затрат, происходит увеличение доли накладных расходов» [2, с. 563]. В программе оптимизации затрат необходимо определить, в какие сроки и как контролировать промежуточные и итоговые финансовые результаты. В команду для реализации программы оптимизации затрат следует включить сотрудников, которые знают бизнес-процессы, зарекомендовали себя как высококвалифици-

рованные специалисты, имеющие опыт управления затратами.

Реализация предложенных мероприятий по учету и управлению затратами позволит улучшить финансовые показатели и платежеспособность предприятий.

Список литературы

1. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 06.04.2015) (зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 № 1790). URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 14.03.2021).

2. Булычева Т.В., Бушева А.Ю., Завьялова Т.В. Стратегический учет в системе управления хозяйствующим субъектом // Фундаментальные исследования. 2017. № 10-3. С. 560-564.

3. Гудожникова Е.В., Васильева Е.А., Елисеева О.В., Бушева А.Ю. Совершенствование материально-технической базы сферы заготовок // Фундаментальные исследования. 2018. № 3. С.34-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Елисеева О.В. Учет основных средств в соответствии с новым федеральным стандартом ФСБУ 6/2020 «Основные средства» // Вестник Российского университета кооперации. 2021. № 1 (43). С. 34-38.

5. Завьялова Т.В., Булычева Т.В. Методологический подход к анализу и оценке финансового состояния // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 1 (35). С. 42-48.

References

1. Ob utverzhdenii Polozheniya po bukhgal-terskomu uchetu «Raskhody organizatsii» PBU 10/99 [On approval of the Accounting Regulations «Expenses of the organization» PBU 10/99]: pri-kaz Minfina Rossii ot 06.05.1999 № 33n (v red. ot 06.04.2015) (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 31.05.1999 № 1790). URL: http://www.consultant. ru (Accessed 14.03.2021).

2. Bulycheva T.V., BushevaA.Yu., Zavyalova T.V. Strategicheskij uchet v sisteme upravleniya khozya-jstvuyushchim sub"ektom [Strategic accounting in the management system of an economic entity] // Fundamentalnye issledovaniya. 2017. № 10-3. S.560-564.

3. Gudozhnikova E.V., Vasilyeva E.A., Eliseeva O. V., Busheva A.Yu. Sovershenstvovanie material'no-tekhnicheskoj bazy sfery zagotovok [Improvement of the material and technical base of the procurement sphere] // Fundamentalnye issledovaniya. 2018. № 3. S. 34-39.

4. Eliseeva O.V. Uchet osnovnykh sredstv v sootvetstvii s novym federalnym standartom FSBU 6/2020 «Osnovnye sredstva» [Account-

ing of fixed assets in accordance with the new federal standard FSB 6/2020 «Fixed assets»] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2021. № 1 (43). S. 34-38.

5. Zavyalova T.V., Bulycheva T.V. Metodolo-

gicheskij podkhod k analizu i otsenke finansovogo sostoyaniya [Methodological approach to the analysis and assessment of financial condition] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2019. № 1 (35). S. 42-48.

ЕЛИСЕЕВА Ольга Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: EliseevaPM@rambler.ru.

БУШЕВА Антонина Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: butonrm@mail.ru.

ГУДОЖНИКОВА Елена Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: gudognikova-net@mail. ru.

ELISEEVA, Olga Vladimirovna - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Accounting. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: EliseevaPM@rambler.ru.

BUSHEVA, Antonina Yuryevna - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Accounting. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: butonrm@mail.ru.

GUDOZHNIKOVA, Elena Vladimirovna - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Accounting. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: gudognikova-net@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.