retail food store facility types. 2004. URL: http:// www.cfsan.fda.gov/~acrobat/retrsk2.pdf.
6. Hwang J.H., Almanza B.A., Nelson D.C. Factors influencing Indiana school foodservice directors'/managers' plans to implement a hazard analysis critical control point (HASSP) program. J. Child Nutr. & Mgmt. 2001. № 25. P. 24-29.
7. Mead P.S., Slutsker V.L., Dietz L.F., Mc-Caig J.S. Bresee, Shapiro C., Griffin P.M., Tauxe R.V Food-related illness and death in the United States. Center for Disease Control and Preventing Emerging Infectious Diseases. 1999. Vol. 5. № 5. P. 607-625. URL: http://www.cdc.gov.
8. Roberts K.R., Sneed J. Status of prerequisite
and HASSP program implementation in Iowa restaurants. Food Protect. Trends. 2003. Vol. 23. P. 808-816.
9. Sneed J., HenroidD.H. HASSP implementation in school food-service: Perspectives of foodservice directors. J. Child Nutr. & Mgmt. 2003. № 27 (1). URL: http://www.asfsa.org/childnutrition/jcnm/03 spring/sneed.
10. Youn S., Sneed J. Training and perceived barriers to implementing food safety practices in school foodservice. J. Child Nutr. & Mgmt. 2002. Vol. 26. № 2. URL: http://www.asfsa. org/childnutrition/ jcnm/03spring/almanza.
ДИМИТРИЕВ Алексей Димитриевич - доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии продуктов общественного питания. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: adimitriev@ rucoop. ru.
ДИМИТРИЕВ Дмитрий Алексеевич - доктор медицинских наук, профессор кафедры технологии продуктов общественного питания. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: adimitriev@rucoop. ru.
ТРИФОНОВА Анна Юрьевна - старший преподаватель. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: annatri-fonova1989@mail. ru.
ФРОЛОВА Мария Александровна - кандидат химических наук, преподаватель. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: adimitriev@rucoop.ru.
DIMITRIYEV, Alexey Dimitriyevich - Doctor of Science (Biology), Professor, Head of the Department of Catering Food Technology. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: adimitriev@rucoop.ru.
DIMITRIYEV Dmitry A^eyevich - Doctor of Science (Medicine), Professor of the Department of Catering Food Technology. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: adimitriev@rucoop.ru.
TRIFONOVA, Anna Yuryevna - Senior Lecturer. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: annatrifonova1989@mail.ru.
FROLOVA, Maria Alexandrovna - Candidate of Science (Chemistry), Lecturer. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: adimitriev@rucoop. ru.
УДК 658.15:334.735(470.345)
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ МОРДОВПОТРЕБСОЮЗА
О.В. Елисеева, А.Ю. Бушева
В статье рассматриваются учет и порядок формирования доходов и расходов предприятий потребительской кооперации, а именно формирование показателей отчета о финансовых результатах Мордовпотребсоюза. Отмечается, что полученные доходы и произведенные расходы влияют на конечный финансовый результат предприятия, целью же любого предприятия является получение прибыли. Порядок формирования финансового результата раскрывается в отчете о финансовых результатах. В статье проведен анализ показателей отчета о финансовых результа-
тах и дана оценка результатов работы Мордовпотребсоюза. Отмечается, что показатели отчета о финансовых результатах полностью отражают порядок формирования конечного финансового результата предприятия. Основное внимание авторами уделяется снижению затрат, как драйвера роста прибыли Мордовпотребсоюза, c учетом его отраслевых особенностей. Авторами сделан вывод о том, что контроль за каждой статьей расходов позволит их снизить, что в конечном итоге приведет к росту прибыли и позволит улучшить коэффициенты ликвидности и платежеспособности, которые в Мордовпотребсоюзе находятся на низком уровне.
Ключевые слова: доходы; расходы; финансовые результаты; бухгалтерская отчетность; потребительская кооперация; прибыль; Мордовпотребсоюз.
O.V. Eliseeva, A.Yu. Busheva. ACCOUNTING OF FINANCIAL RESULTS AND PROCEDURE OF FORMATION OF INDICATORS OF THE REPORT ON FINANCIAL RESULTS OF MORDOV-POTREBSOYUZ
The article discusses the accounting and procedure of formation of incomes and expenses of enterprises of consumer cooperation, namely the formation of indicators of the report on financial results of Mordovpotrebsoyuz. It is noted that revenues and expenses incurred affect the final financial result of the enterprise, although the goal of any enterprise is to make a profit. The order of formation of financial results is disclosed in a financial statement. The article analyzes the indicators of the report on financial results and evaluates the performance of Mordovpotrebsoyuz. It is noted that the indicators of the report on financial results fully reflect the order of formation of the final financial results of the enterprise. The main focus of the authors is on cost reduction, as a driver for the growth of profits of Mordovpotrebsoyuz, given its industry characteristics. The authors make a conclusion that control over each item of expenditures will reduce them, which ultimately will lead to increased profits, and will improve the liquidity and solvency ratios, which are at a low level in Mordovpotrebsoyuz.
Keywords: income; expenses; financial results; financial statements; consumer cooperation; profit; Mordovpotrebsoyuz.
За последние годы деятельность организаций потребительской кооперации проходила в условиях кардинальных изменений в политической и экономической жизни страны. Ориентация экономики страны на рыночные отношения привела к существенным изменениям не только в области хозяйственной деятельности потребительской кооперации, но и в системе управления [3].
Согласно закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» организации потребительской кооперации - потребительские общества, союзы потребительских обществ, а также учреждения, хозяйственные общества и иные юридические лица, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы [1]. Организации потребительской кооперации создаются за счет вступительных и паевых взносов и могут осуществлять торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности. В республике Мордовия организации потребительской кооперации функционируют наряду с предприятиями малого и среднего бизнеса и охватывают практически все сферы деятельности.
Следует отметить, что предприятия потребительской кооперации относятся к категории некоммерческих предприятий, поэтому полу-
чение прибыли не является их основной целью. Несмотря на то что некоммерческие предприятия не ставят главной своей целью извлечение прибыли, закон разрешает некоммерческим предприятиям заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой они созданы.
Мордовпотребсоюз образован в целях координации деятельности предприятий потребительской кооперации, расположенных на территории Республики Мордовия. Это некоммерческая организация, которая представляет и защищает интересы потребительских обществ в государственных органах и органах местного самоуправления, оказывает информационные, правовые и финансовые услуги. Согласно уставу основным видом деятельности Мордовпотребсоюза является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управлению. Средства Мордовпотребсоюза пополняются как за счет собственных, так и за счет заемных источников [2].
Полученные доходы и произведенные расходы влияют на формирование финансовых результатов, в том числе и некоммерческого предприятия, хотя его целью не является получение прибыли. Порядок формирования финансового результата раскрывается в отчете о финансовых результатах. Хозяйственные операции, совершаемые на предприятии в ре-
зультате предпринимательской деятельности, влияют на его финансовый результат, который складывается из доходов и расходов.
Финансовые результаты имеют важное значение в деятельности некоммерческого предприятия. Классификация финансовых результатов лежит в основе правильной организации бухгалтерского учета доходов и расходов и, как следствие, точного формирования конечного финансового результата. В бухгалтерской финансовой отчетности порядок формирования конечного финансового результата постатейно раскрывается в отчете о финансовых результатах. Форма отчета утверждена приказом Минфина от 02.07.2010 г. № 66н.
Предприятия потребительской кооперации осуществляют бухгалтерский учет на основании тех же нормативно-правовых актов, что и коммерческие предприятия. Учет доходов и расходов на всех предприятиях, в том числе и потребительской кооперации, ведется в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации».
В течение отчетного года финансовый результат Мордовпотребсоюза формируется нарастающим итогом за счет добавления к нему данных за очередной закрытый месяц года. В учете он отражается обособленно на субсчетах бухгалтерского учета, открытых к счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». Это позволяет:
1) контролировать процесс формирования финансового результата по вопросам консультирования и управления коммерческой деятельностью;
2) анализировать соотношение его составляющих;
3) отслеживать его величину без влияния на нее данных предшествующих лет.
По окончании отчетного года бухгалтер проводит реформацию бухгалтерского баланса. В силу своего смыслового предназначения реформация баланса является последней бухгалтерской операцией, совершаемой в текущем году, т.е. осуществляется закрытие счетов по учету финансовых результатов последним днем года - 31 декабря. Однако из этого правила существует одно исключение. В иные сроки реформацию баланса проводят, если предприятие ликвидируется до окончания календарного года. Процесс ликвидации сопровождается составлением ликвидационного баланса, подчиняющегося общим правилам формирования этого отчета, но составляемого в другие сроки.
Счета 90 и 91, на которых в течение года накапливаются суммы прибыли и убытков, соответственно, от уставного вида деятель-
ности и прочих доходов и расходов, должны быть просто обнулены. Напомним, что ежемесячно формируемый текущий финансовый результат отражается на счете 99 путем списания финансовых итогов, образующихся на субсчетах 90/9 и 91/9.
Таким образом, реформация баланса состоит из двух процедур:
1) обнуления данных по счетам 90 и 91, имеющих нулевое итоговое сальдо, но содержащих суммы, которые следует списать с этих счетов;
2) закрытия счета 99, на котором сформирован финансовый результат текущего года, с целью присоединения его величины к финансовому результату прошлых лет нарастающим итогом.
Обнуление данных, имеющихся на счетах 90 и 91, осуществляется путем внутренних проводок по этим счетам, при которых цифры со всех имеющихся на счете субсчетов списываются на субсчета 90/9 и 91/9. На заключительном этапе закрывается счет 99. Закрытие этого счета происходит с применением внутренних проводок, закрывающих аналитику по нему за счет общего финансового результата, и итоговой проводки, списывающей сумму чистой прибыли (убытка) на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Закрытие счетов осуществляется следующим образом:
Дт 90/1 Кт 90/9 - закрытие субсчета 90/1;
Дт 90/9 Кт 90/2 - закрытие субсчета 90/2;
Дт 90/9 Кт90/3 - закрытие субсчета 90/3.
Полученный финансовый результат с субсчета 90/9 списывается на счет 99 «Прибыль и убытки» и может быть отражен одной из следующих записей, в зависимости от полученного финансового результата:
Дт 90/9 Кт 99 - на сумму прибыли;
Дт 99 Кт 90/9 - на сумму убытка.
Аналогичным образом закрываются субсчета счета 91 «Прочие доходы и расходы»:
Дт 91/1 Кт 91/9 - закрытие субсчета 91/1;
Дт 91/9 Кт 91/2 - закрытие субсчета 90/2.
Конечный финансовый результат от прочей деятельности, так же как и от основного вида деятельности, переносится на счет 99:
Дт 91/9 Кт 99 - на сумму прибыли;
Дт 99 Кт 91/9 - на сумму убытка.
Таким образом, счета 90, 91 и все открытые к ним субсчета на конец отчетного года остатков не имеют.
По состоянию на 31 декабря отчетного года счет 99 также подлежит закрытию. После начисления налога на прибыль сумма чистой прибыли или непокрытого убытка переносится на счет 84:
Таблица 1
Порядок формирования статей отчета о финансовых результатах Мордовпотребсоюза [5]
Наименование показателя Счета, формирующие финансовый результат 2016 г. (тыс. руб.) 2017 г. (тыс. руб.)
Выручка Оборот по кредиту 90/1 «Выручка» минус оборот по дебету 90/ 3 «НДС» 9538 9431
Себестоимость продаж Оборот по дебету 90/2 «Себестоимость продаж» и кредиту счетов 43 «Готовая продукция, 41 «Товары», 20 «Основное производство» (3236) (2900)
Валовая прибыль Строки 2110 - 2120 6302 6531
Коммерческие расходы Оборот по дебету 90/2 «Себестоимость продаж» и кредиту счета 44 «Расходы на продажу» (594) (517)
Управленче ские расходы Оборот по дебету 90/2 «Себестоимость продаж» и кредиту счета 26 «Общехозяйственные расходы» (5875) (6308)
Прибыль (убыток) от продаж Строки 2100 - 2210 - 2220 (167) (294)
Проценты к получению Оборот по кредиту 91/1 «Прочие доходы» в корреспонденции с дебетом счетов 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - -
Проценты к уплате Оборот по дебету 91/2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (2492) (2151)
Прочие доходы Оборот по кредиту 91/1 «Прочие доходы» 1074 1267
Прочие расходы Оборот по дебету 91/2 «Прочие расходы» (12056) (2145)
Прибыль (убыток) до налогообложения Строки 2200 + 2340 - 2350 (13641) (3323)
Текущий налог на прибыль Оборот по дебету 99 «Прибыль и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» (-) (-)
Прочее (123) (122)
Чистая прибыль (убыток) Строки 2300 - 2410 (13764) (3445)
Дт 99 Кт 84 - на сумму чистой прибыли;
Дт 84 Кт 99 - на сумму непокрытого убытка.
В табл. 1 продемонстрирован порядок формирования статей отчета о финансовых результатах Мордовпотребсоюза по данным бухгалтерского учета [5]. Отчет о финансовых результатах используется для анализа прибыльности, ведь ведение бизнеса - это постоянный анализ ситуации. Грамотно составленный отчет позволит руководителю вести дела более эффективно, увеличить валовую прибыль и уменьшить издержки.
Из всех составляющих показателей прибыли в отчете о финансовых результатах Мордов-потребсоюза присутствует только показатель валовой прибыли, который представляет собой разницу между двумя ключевыми показателями выручки от продаж и расходов по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления.
В табл. 2 представлена динамика соотноше-
ния доходов и расходов Мордовпотребсоюза за
2016 и 2017 гг. по данным отчета о финансовых результатах. В настоящее время ощущается объективная потребность в таком анализе, так как оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия не проводится в полном объеме [4].
По данным табл. 2 видно, что доходы по обычным видам деятельности занимают наибольший удельный вес в структуре доходов Мор-довпотребсоюза. В 2016 г. они составили 89,9 % в общей сумме доходов, а в 2017 г. - 88,2 %. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. доходы от обычных видов деятельности составили 9431 тыс. руб., что ниже показателя прошлого года на 107 тыс. руб., или на 1,12 %. Доходы от прочей деятельности в общей сумме доходов Мордовпотребсоюза составили в 2016 г. 10,1 %, а в 2017 г. - 11,8 %. Прочие доходы в 2016 г. составили 1074 тыс. руб. В
2017 г. они увеличились на 193 тыс. руб., или на 18 %, и составили 1267 тыс. руб. В целом доходы Мордовпотребсоюза в 2017 г. увеличи-
Таблица 2
Анализ структуры и динамики показателей отчета о финансовых результатах Мордовпотребсоюза [5]
Показатели 2016 г. (тыс. руб.) 2017 г. (тыс. руб.) Отклонение 2017 г. к 2016 г. (+/-) Темп прироста 2017 г. к 2016 г., % Структура, %
2016 г. 2017 г.
Доходы по обычным видам деятельности 9538 9431 -107 -1,12 89,9 88,2
Прочие доходы 1074 1267 +193 +18 10,1 11,8
Всего доходов 10612 10698 +86 +0,8 100 100
Себестоимость продаж 3236 2900 -336 -10,4 33,3 23
Коммерческие расходы 594 517 -77 -13 6,1 4,1
Управленческие расходы 5875 6308 +433 +7,4 60,6 72,9
Всего расходов по обычным видам деятельности 9705 12625 +2920 +30,1 40/100 90/100
Проценты к уплате 2492 2151 -341 -13,7 17,1 50,1
Прочие расходы 12056 2145 -9911 -82,2 82,9 49,9
Всего расходов от прочей деятельности 14548 4296 -10252 -70,5 60/100 10/100
Итого расходов 24253 14021 -10232 -42,2 100 100
лись на 86 тыс. руб., или на 0,8 %, по сравнению с прошлым годом.
В структуре расходов по обычным видам деятельности себестоимость продаж занимает незначительный удельный вес: в 2016 г. - 33,3 %, а в 2017 г. только 23 %; коммерческие расходы составили 6,1 % и 4,1 % соответственно. Наибольший удельный вес в структуре расходов от обычных видов деятельности Мордовпотреб-союза занимают управленческие расходы: в
2016 г. они составляли 60,6 %, а в 2017 г. выросли до 72,9 %. Следует особое внимание уделить составу управленческих расходов и проанализировать их более детально, так как управленческие расходы существенно влияют на показатели прибыли от основного вида деятельности, поэтому в следующих расчетах будет проведен их более детальный анализ.
Себестоимость продаж Мордовпотребсою-за в 2016 г. составляла 3236 тыс. руб., к концу
2017 г. она уменьшилась на 336 тыс. руб., или на 10,4 %, и составила 2900 тыс. руб. Коммерческие расходы также уменьшились в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 77 тыс. руб., или на 13 %, и составили 517 тыс. руб. Управленческие расходы, наоборот, увеличились и составили в 2016 г. 5875 тыс. руб., а в 2017 г. - 6308 тыс. руб., увеличение составило 433 тыс. руб., или 7,4 %. В целом расходы по обычным видам деятельности в 2017 г. составили 12625 тыс. руб., что выше показателя предыдущего года на 2920 тыс. руб., или на 30,1 %.
В составе расходов от прочей деятельности наибольший удельный вес занимают прочие расходы: 82,9 % в 2016 г. и 49,9 % в 2017 г. Так же как и управленческие расходы, прочие расходы влияют на формирование конечного фи-
нансового результата, поэтому их следует проанализировать более детально.
Уплаченные проценты в 2016 г. составили
17.1 % в общей сумме расходов от прочей деятельности и 50,1 % в 2017 г. В сумме проценты к уплате в 2017 г. уменьшились на 341 тыс. руб., или на 13,7 %, и составили 2151 тыс. руб. Прочие расходы в 2016 г. составили 12056 тыс. руб., к концу 2017 г. этот показатель уменьшился до 2145 тыс. руб., уменьшение составило
82.2 %. Всего расходы от прочей деятельности в 2017 г. по сравнению с 2016 г. уменьшились на 10252 тыс. руб., или на 70 %.
По результатам проведенного анализа показателей отчета установлено, что в общей сумме расходов Мордовпотребсоюза в 2016 г. расходы от основного вида деятельности составили 40 %, а от прочей деятельности - 60 %. В 2017 г. ситуация изменилась, соотношение расходов стало 50 % на 50 % соответственно.
Доходы по обычным видам деятельности в 2016 г. не перекрыли расходы по обычным видам деятельности на 167 тыс. руб., а в 2017 г. -на 3194 тыс. руб. Прочие доходы, полученные Мордовпотребсоюзом, также не перекрывают произведенные расходы от прочей деятельности. В 2016 г. превышение составило 13474 тыс. руб., а в 2017 г. - 3029 тыс. руб.
Коммерческие расходы в 2017 г. снизились по сравнению с 2016 г. на 77 тыс. руб., или на 13 %. В составе коммерческих расходов Мор-довпотребсоюза учитываются только расходы на рекламу, поэтому руководству Мордов-потребсоюза целесообразно рассмотреть иные способы рекламы своих услуг, например через сеть Интернет.
Управленческие расходы занимают зна-
чительное место в составе расходов Мордов-потребсоюза: 6308 тыс. руб. в 2017 г. и 5875 тыс. руб. в 2016 г. По данным бухгалтерского учета в состав управленческих расходов Мор-довпотребсоюза входит: содержание аппарата управления, аренда помещения, содержание легкового автотранспорта, почтово-телеграф-ные расходы, Интернет, услуги связи. Руководству Мордовпотребсоюза настоятельно рекомендуется провести подробный анализ управленческих расходов, удельный вес которых в выручке Мордовпотребсоюза за 2017 г. составил 66,9 % (6308 : 9431). В результате детального анализа появится возможность исключить некоторые виды расходов или снизить их, в результате чего появится возможность увеличить прибыль от продаж.
Как уже было отмечено выше, по итогам 2016 и 2017 гг. Мордовпотребсоюзом была получена валовая прибыль 6302 тыс. руб. и 6531 тыс. руб. соответственно. В целом от основного вида деятельности за два последних анализируемых периода был получен убыток.
Валовая рентабельность представляет собой ставку доходности (процент) от затрат, понесенных непосредственно на производство и реализацию продукции, работ или услуг. Коэффициент рентабельности валовой прибыли отражает, сколько рублей валовой прибыли приходится на 1 руб. выручки от продаж продукции:
Валовая прибыль
"ВП
Выручка от продаж
Выручкая от продаж - Себестоимость Выручка от продаж
Произведем расчет рентабельности валовой прибыли по данным отчета о финансовых результатах Мордовпотребсоюза.
2016 г.: 6302 / 9538 = 0,66;
2017 г.: 6531 / 9431 = 0,69.
Таким образом, на каждый рубль выручки приходится 66 коп. валовой прибыли в 2016 г. и 69 коп. в 2017 г.
Для того чтобы провести полноценный анализ финансовых результатов деятельности Мордовпотребсоюза, валовую прибыль нужно сравнить с данными, характеризующими его масштаб. Обычно в качестве «масштабных» показателей используют активы предприятия.
Рентабельность активов определяется как отношение валовой прибыли к стоимости активов (А):
РА = ПР /А
2016 г.: 6302 / 71517 = 0,09;
2017 г.: 6531 / 68312 = 0,1.
Этот коэффициент показывает, насколько
эффективно Мордовпотребсоюз использует имеющиеся ресурсы. Расчет показал, что на каждый рубль, вложенный в активы Мордов-потребсоюза в 2016 г., приходилось 9 коп. прибыли, а в 2017 г. - 10 коп.
Рентабельность активов зависит от сферы деятельности предприятия, т.е. от отрасли, в которой работает предприятие. Мордовпотреб-союз занимается оказанием услуг по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управлению, данный вид деятельности не требует больших вложений в активы, соответственно рентабельность активов Мор-довпотребсоюза очень низкая.
В связи с полученными результатами расчетов рентабельности валовой прибыли нами рассчитан коэффициент восстановления или утраты платежеспособности Мордовпотребсоюза. Данный коэффициент рассчитывается по формуле:
Ку = (Ктл - (У / П) * (Ктл1 - Ктл0)) / 2, где Ктл1 и Ктл0 - коэффициенты текущей ликвидности соответственно на конец и начало отчетного периода;
У - период утраты платежеспособности;
П - продолжительность отчетного периода.
Расчет коэффициента текущей ликвидности покажет, насколько Мордовпотребсоюз способен погасить краткосрочные обязательства за счет оборотных активов. Соответственно, чем выше показатель текущей ликвидности, тем лучше платежеспособность Мордовпотребсоюза.
Рассчитаем коэффициент текущей ликвидности для Мордовпотребсоюза по формуле:
Ктл = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства
2016 г.: Ктл = 18591 / 32766 = 0,57;
2017 г.: Ктл = 19502 / 33006 = 0,59.
Ку = (0,57 - (3/12) х (0,59 - 0,57)) / 2 = 0,0032.
Если данный коэффициент меньше 1, это свидетельствует о наличии реальной угрозы для Мордовпотребсоюза утратить платежеспособность, и это критическое значение.
Таким образом, сделан вывод о том, что Мордовпотребсоюз в ближайшей перспективе может утратить свою платежеспособность. Для того чтобы в будущем оптимизировать показатели отчета о финансовых результатах Мордовпотребсоюза, руководству рекомендуется обратить внимание на следующее:
1. Увеличить объем услуг по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управлению не только предприятий потребительской кооперации, но и предприятий малого и среднего бизнеса.
С этой целью необходимо периодически проводить семинары, где будут освещаться последние изменения в бухгалтерском и нало-
говом законодательстве. Для проведения подобных семинаров рекомендуется привлекать преподавателей высших учебных заведений и специалистов из налоговых инспекций.
2. Осуществлять жесткий контроль расходов от основного вида деятельности, а именно: начисление заработной платы работникам Мордовпотребсоюза в зависимости от количества и качества оказанных услуг по консультированию, контроль за расходами на услуги связи, канцелярских принадлежностей и др.
3. Снизить управленческие расходы. Это самая перспективная возможность увеличения прибыли, так как в составе расходов Мордов-потребсоюза управленческие расходы занимают лидирующее место.
С целью снижения управленческих расходов Мордовпотребсоюза рекомендуется расширение видов оказываемых услуг Кроме консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управлению предлагается внедрение других видов услуг, например, по защите прав потребителя, проведению анализа качества товаров и т.п.
Руководству Мордовпотребсоюза необходимо внимательно относиться к заключению договоров с покупателями и заказчиками, предусмотреть штрафные санкции за несвоевременную оплату и нарушение условий договоров. Кроме того, прежде чем списать невостребованную задолженность, необходимо проанализировать возможные существующие варианты ее взыскания, например продать долг по договору цессии, и тогда убытки от списания невостребованной дебиторской задолженности будут значительно ниже.
Таким образом, контроль за каждой статьей расходов позволит снизить расходы Мордов-потребсоюза, что в конечном итоге приведет к росту прибыли. Реализация предложенных мер позволит Мордовпотребсоюзу увеличить прибыль и, соответственно, улучшить финансовые показатели, которые находятся на низком уровне.
Список литературы
1. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: закон РФ от 19.06.1992 г. № 3085-1 (ред. от 02.07.2013 г.). URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 06.10.2018).
2. Бушева А.Ю., Елисеева О.В. Анализ заемных источников формирования имущества Мордовпотребсоюза // Инновации в образовательном процессе: материалы науч.-практ. конф. Саранск, 2017. С. 151-156.
3. Елисеева О.В. Организация внутрихозяйственного контроля на производственных предприятиях потребительской кооперации (на примере производства колбасной продукции): дис. ... канд. экон. наук. Н. Новгород, 2005. URL: https://elibrary.ru/author_items.asp (дата обращения: 06.10.2018).
4. Земсков В.М., Елисеева О.В. Пути оптимизации доходов и расходов потребительского общества // Бухгалтерский учет: достижения и научные перспективы XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М.; Ярославль, 2016. С. 151-158.
5. Мордовпотребсоюз. Республика Мордовия, Саранск. URL: https://pro.fira.ru/search (дата обращения: 06.10.2018).
References
1. O potrebitel' skoj kooperatsii (potrebitel' skikh obshchestvakh, ikh soyuzakh) v Rossijskoj Fede-ratsii: zakon RF ot 19.06.1992 g. № 3085-1 (red. ot 02.07.2013 g.). URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 06.10.2018).
2. Busheva A.Yu., Eliseeva O.V. Analiz zaem-ny'kh istochnikov formirovaniya imushchestva Mordovpotrebsoyuza [Analysis of borrowed sources of formation of Mordovpotrebsoyuz's property] // Innovatsii v obrazovatel'nom protsesse: materialy' nauch.-prakt. konf. Saransk, 2017. S. 151-156.
3. Eliseeva O.V Organizatsiya vnutrikhozyajst-vennogo kontrolya na proizvodstvenny'kh pred-priyatiyakh potrebitel'skoj kooperatsii (na primere proizvodstva kolbasnoj produktsii): dis. ... kand. e'kon. nauk. N. Novgorod, 2005. URL: https:// elibrary.ru/author_items.asp?authorid=655617 (data obrashcheniya: 06.10.2018).
4. Zemskov V.M., Eliseeva O.V Puti optimizatsii dokhodov i raskhodov potrebitel'skogo obshchestva [Ways to optimize the income and expenses of a consumer society] // Bukhgalterskij uchet: dos-tizheniya i nauchny'e perspektivy' XXI veka: materialy' Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M.; Yaroslavl', 2016. S. 151-158.
5. Mordovpotrebsoyuz. Respublika Mordoviya, Saransk. URL: https://pro.fira.ru/search (data obrashcheniya: 06.10.2018).
ЕЛИСЕЕВА Ольга Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: EliseevaPM@rambler.ru.
БУШЕВА Антонина Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: Butonrm@mail.ru.
ELISEEVA, Olga Vladimirovna - Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Department of Finance and Accounting. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: EliseevaPM@rambler.ru.
BUSHEVA, Antonina Yuryevna - Candidate of Science (Economics), Associate Professor of the Department of Finance and Accounting. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: Butonrm@mail.ru.
УДК 339.9
ПРИСВОЕНИЕ СТАТУСА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА: ПРАВОВЫЕ НОВАЦИИ
Л.Р. Исмагилова
В статье проанализирована работа, проводимая в ЕАЭС по совершенствованию института уполномоченного экономического оператора, а также охарактеризованы направления развития экономического оператора в рамках нового Таможенного кодекса ЕАЭС, вступившего в силу с 01.01.2018 г. Анализируемый институт опирается на модели предоставления таможней специальных упрощений (превосходств) в обмен на выполнение экономическим оператором особых требований и условий, установленных правом ЕАЭС. Статус, получаемый уполномоченным экономическим оператором, очень удобен для осуществления внешнеэкономической деятельности. С каждым годом возрастает число участников внешнеэкономической деятельности, желающих получить статус экономического оператора. Этому есть объяснение: для таких участников предоставляются достаточно выгодные условия, отраженные в законодательстве государств-членов ЕАЭС. За время работы института уполномоченного экономического оператора было выявлено достаточное количество проблем, решение которых нашло свое отражение в новом Таможенном кодексе ЕАЭС. В основу документа положен и международный опыт, и мнение бизнес-сообщества.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз; уполномоченный экономический оператор; правовой статус уполномоченного экономического оператора; таможенное регулирование; специальные упрощения.
L.R. Ismagilova. ASSIGNING THE STATUS OF AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR: LEGAL INNOVATIONS
The article analyzes the work carried out in the EAEU to improve the institution of authorized economic operator as well as describes the directions of development of an economic operator within the framework of the new Customs Code of the EAEU, which came into force on 01.01.2018. The analyzed institution is based on the model of providing customs with special simplifications (superiorities) in exchange for an economic operator to meet the special requirements and conditions established by the law of the EAEU. The status obtained by the authorized economic operator is very convenient for foreign economic activity. Every year, the number of participants in foreign economic activity, wishing to obtain the status of economic operator is only growing. This can be explained by the fact that such participants are provided with quite favorable conditions, as reflected in the legislation of the EAEU member states. During the work of the institute of authorized economic operator, a sufficient number of problems have been identified, the solution to which is reflected in the new Customs Code of the EAEU, which is based on international experience, as well as the views and business community.
Keywords: Eurasian economic Union; authorized economic operator; legal status of the authorized economic operator; customs regulation; special simplifications.
Введение в таможенную практику института уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО) государствами-членами Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС) стало необходимым шагом к развитию системы взаимодействия таможенной службы с участниками внешней экономической деятельности.
Все развитые и развивающиеся страны настаивают на введении этого международного эталона, стремительно стимулируя его формирование. По этой причине можно утверждать, что развитие института уполномоченного экономического оператора обусловливается интенсивным ростом товарооборота и денежных отношений и потребностью в исполнении та-