Научная статья на тему 'Особенности учета отдельных основных средств казенных учреждений в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета'

Особенности учета отдельных основных средств казенных учреждений в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / СТАНДАРТ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ / FEDERAL STANDARD OF ACCOUNTING / STANDARD / FIXED ASSETS / BUDGETARY ACCOUNT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белгородцева Яна Владимировна

В апреле 2015 г. Министерство финансов России утвердило программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (СГС). По представленной программе с 1 января 2018 г. должны действовать десять стандартов, однако введение в действие трех из них планировалось перенести с 2018 на 2020 г. Стандарты вступают в силу поэтапно, начиная с 1 января 2018 г. Полностью перейти к применению СГС запланировано на 2020 г., при том, что одновременно будут вноситься изменения в формы первичных учетных документов и регистров, действующие инструкции по ведению учета и составлению отчетности. Всего ожидается введение 29 новых стандартов, в текущий момент утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов. Нововведения ФСБУ влекут за собой ряд существенных изменений, цель которых повышение эффективности работы госучреждений. Учреждения госсектора должны применять стандарт при ведении бюджетного учета с 1 января 2018 г., при том что предоставление отчетности за 2017 г. осуществляется по старым правилам, а начиная с отчетности 2018 г. необходимо руководствоваться новыми положениями стандарта. Положения стандарта применяются одновременно с другими утвержденными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности. В данной статье рассмотрены основные особенности в части учета отдельных основных средств при переходу на новые стандарты с которыми бухгалтеры сталкиваются на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белгородцева Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING OF SEPARATE FIXED ASSETS OF STATE INSTITUTIONS ACCORDING TO FEDERAL STANDARDS OF ACCOUNTING

In April, 2015 the Ministry of Finance of the Russian Federation approved the program of development of federal standards of accounting for the organizations of public sector (OPS). According to the presented program since January 1, 2018 ten standards have to work, however enforcement of three of them were planned to postpone from 2018 for 2020. Standards come into force step by step, since January 1, 2018. To pass completely to application of OPS is planned for 2020 while changes will be made to forms of primary registration documents and registers, the existing instructions for conducting account and drawing up the reporting at the same time. In total there will be introduction of 29 new standards, at the moment five standards are approved and were registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation. Innovations of FAS involve a number of significant changes which purpose increase in overall performance of state institutions. Institutions of a public sector have to apply the standard when conducting the budgetary account since January 1, 2018 thus that providing the reporting for 2017 is carried out by old rules, and starting with the reporting of 2018 it is necessary to go by new provisions of the standard. Provisions of the standard are applied along with other approved standards and also regulations which regulate conducting accounting (budgetary) account and drawing up the reporting. In this article the author considered main features regarding accounting of separate fixed assets at transition to new standards which accountants face in practice.

Текст научной работы на тему «Особенности учета отдельных основных средств казенных учреждений в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета»

УДК 657 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-104-180-184

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ОТДЕЛЬНЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

БЕЛГОРОДЦЕВА ЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В апреле 2015 г. Министерство финансов России утвердило программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (СГС). По представленной программе с 1 января 2018 г. должны действовать десять стандартов, однако введение в действие трех из них планировалось перенести с 2018 на 2020 г. Стандарты вступают в силу поэтапно, начиная с 1 января 2018 г. Полностью перейти к применению СГС запланировано на 2020 г., при том, что одновременно будут вноситься изменения в формы первичных учетных документов и регистров, действующие инструкции по ведению учета и составлению отчетности. Всего ожидается введение 29 новых стандартов, в текущий момент утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов. Нововведения ФСБУ влекут за собой ряд существенных изменений, цель которых - повышение эффективности работы госучреждений. Учреждения госсектора должны применять стандарт при ведении бюджетного учета с 1 января 2018 г., при том что предоставление отчетности за 2017 г. осуществляется по старым правилам, а начиная с отчетности 2018 г. необходимо руководствоваться новыми положениями стандарта. Положения стандарта применяются одновременно с другими утвержденными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности. В данной статье рассмотрены основные особенности в части учета отдельных основных средств при переходу на новые стандарты с которыми бухгалтеры сталкиваются на практике.

Ключевые слова: федеральный стандарт бухгалтерского учета, стандарт, основные средства, бюджетный учет

В соответствии с приказами Минфина России от 31.12.2016 г. № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (далее - СГС), введенного в действие с 01 января 2018 г. многие учреждения столкнулись с вопросами, которые требуют разъяснений, поскольку учет отдельных объектов являют особенность данных учреждений [1].

Например, в соответствии с уставом учреждение передает в аренду помещения бизнес-инкубаторов (недвижимое и движимое имущество) закрепленные на праве оперативного управления. На балансе числится один инвентарный объект «часть здания», при этом одно помещение с мебелью сдано в аренду, арендная плата перечисляется на лицевой счет департамента имущественных и земельных отношений данной области.

В данном случае бухгалтеру необходимо руководствоваться п. 7 абзац 4 СГС «Основные средства»: «Инвестиционная недвижимость - объект недвижимости (части объекта недвижимости), а

также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящийся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи» [1].

Таким образом для того чтобы объект недвижимого имущества относился к инвестиционной недвижимости необходимо одновременное выполнение двух условий:

1. В уставе учреждения одним из видов деятельности является сдача имущества в аренду (при этом желательно, чтобы это относилось к основным видам деятельности);

2. Решение собственника имущества о закреплении его за учреждением на праве оперативного

управления с целью сдачи в аренду и получения дохода.

В настоящее время все имущество, закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления, передается собственником для целей выполнения работ (услуг) в соответствующих сферах деятельности (образование, медицина, культура, и т. д.). Отсюда следует, что именно собственнику имущества необходимо решать, какое имущество относить к инвестиционной недвижимости, какое - нет.

Необходимо обратить внимание на то, что никаких ограничений на сдачу недвижимости в аренду с оставлением ее на счете 10112 000 нет!

На практике можно встретить следующую ситуацию. На праве оперативного управления закреплено здание бизнес-инкубатора «А». Бизнес-инкубаторы созданы в 2009 г. в рамках федеральной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России. В настоящее время, бизнес-инкубатор «А» не используется по назначению в связи с частичным обрушением потолка, а так же принятым решением о закрытии бизнес-инкубаторов. Возникает вопрос, необходимо ли в соответствии со Стандартом, в связи с отсутствием полезного потенциала, отразить имущество на забалансовом счете 02 «Материальные ценности принятые на хранение»?

В данном случае при ответе на данный вопрос о том, является ли активом объект учета или нет, необходимо обратить внимание на пункт 37 ФСБУ «Концептуальные основы», согласно которому, пригодность актива для обмена на другие активы (в том числе, деньги), также является условием наличия полезного потенциала [2]. Даже при наличии обрушенного потолка, здание имеет рыночную ценность. Далее следует обратить внимание на п. 36 Инструкции 157н, согласно которому, принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку [3]. Таким образом, списание недвижимого имущества с баланса можно только при исключении его из реестра недвижимости (или изъятия права оперативного управления). В данной ситуации можно рекомендовать рассмотреть возможность передачи этого здания в состав имущества казны, чтобы избежать уплаты налога на имущества по объектам, фактически не используемым в деятельности. На практике же, как правило, списание недвижимого имущества с баланса (со счетов 10110 или 10850) производится только в случае физического демонтажа здания.

Нередко на практике можно столкнуться с ситуацией, когда по договору пожертвования передан для использования в уставной деятельности легковой автомобиль. Возникает вопрос, каким способом определить справедливую стоимость для принятия объекта к учету если срок использования автомобиля не определен?

В данном случае необходимо сослаться на п. 25 Инструкции 157н, в соответствии с которой, первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно (в том числе по договору дарения), является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования [3]. Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем. Таким образом, первый способ оценки такого имущества - акт эксперта - оценщика. В случае если дополнительных средств на оценщика нет, необходимо обратить внимание на другие способы подтверждения, предлагаемые п. 25 Инструкции 157н: «При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются:

- данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций;

- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики;

- сведения об уровне цен, находящиеся в средствах массовой информации и специальной литературе» [3].

В данном случае оценку стоимости автомобиля можно оформить решением Комиссии по поступлению и выбытию активов (в произвольной форме), взяв в качестве данных объявления о продаже аналогичных автомобилей (марка, модель, объем двигателя, год выпуска, примерный пробег и т. п.) с сайтов по продаже автомобилей. При этом следует взять несколько (2-3) предложений и рассчитать среднее арифметическое (приложив при этом скриншоты объявлений к решению Комиссии).

Уа. V. БЕЬООКООТ8ЕУЛ

Что касается срока полезного использования: для объектов, бывших в употреблении, срок определяется Комиссией по поступлению и выбытию активов исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, и (или) на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта.

Данные правила установлены п. 35 СГС «Основные средства». Кроме этого можно обратить внимание и на сроки фактической эксплуатации автомобиля у передающей стороны. Например, срок можно определить следующим образом: согласно максимальному сроку из амортизационной группы для нового автомобиля за вычетом сроков фактической эксплуатации у передающей стороны.

Еще одна ситуация. В декабре 2013 г. Департамент связи и массовых коммуникаций области получил в безвозмездное бессрочное пользование оборудование правительственной телефонной связи. Перед учреждением встал вопрос, отражать ли на балансе полученное имущество и по какой стоимости, если часть переданного оборудования стоимостью более 40 000 рублей?

Прежде чем рассматривать порядок учета арендованного имущества следует ответить на вопрос: «относится ли данная передача к арендным отношениям». Методические указания по стандарту «Аренда» устанавливает описывает одну ситуацию, в которой передача имущества в пользование не относится к арендным отношениям:

1) собственник имущества создает «специальное учреждение» и наделяет его двумя функциями (в уставе):

- содержание имущества собственника;

- организационно-техническое обеспечение других учреждений, созданных собственником;

2) собственник имущества передает этому «специальному учреждению» имущество на баланс - на праве оперативного управления;

3) «специальное учреждение» заключает с пользователями договора безвозмездно бессрочного пользования без возложения на пользователей обязанностей по содержанию этого имущества (то есть содержание продолжает осуществлять «специальное учреждение»);

4) тогда и только тогда объект продолжает находиться на забалансовом счете 01 у пользователя

[4].

Указанная ситуация также описывается в обновленном п. 32 Инструкции 157н следующим образом: «Находящиеся в пользовании учреждения материальные объекты нефинансовых активов, предоставленные балансодержателем при выполнении возложенных на него функций по организационно-техническому обеспечению иных учреждений (органов власти), созданных собственником имущества, и осуществлению содержания государственного (муниципального) имущества, учитываются субъектом учета на соответствующих забалансовых счетах по стоимости, указанной при их получении (передаче)» [3].

Таким образом, первое что следует проверить: есть ли у департамента связи и массовых коммуникаций области в уставе функция по организационно-техническому обеспечению других учреждений, созданных областью. Если нет, то данную операцию необходимо рассматривать в соответствии с СГС «Аренда»

В соответствии с СГС «Аренда», арендные отношения делятся на два типа: операционная и финансовая аренда. Договора безвозмездного бессрочного пользования имеют признаки финансовой аренды. Согласно п. 18.1 СГС «Аренда», объект учета неоперационной (финансовой) аренды в виде актива, отражается пользователем имущества (арендатором) в составе основных средств. Стоимость при этом определяется, как справедливая стоимость объекта на дату возникновения арендных отношений. Таким образом, при передаче в пользование балансовая стоимость этого оборудования у передающей стороны не играет роли.

Для того чтобы не учитывать данные объекты в составе основных средств, договора пользования нужно заключить на «определенный срок», который будет меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении (п. 12 СГС «Аренда»). В таком случае объект аренды принимается к учету на балансовый счет 11140 «Права пользования имуществом». В соответствии с п. 26 СГС «Аренда», объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен - как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях [4]. Таким образом, бухгалтеру необходимо искать не балансовую стоимость имущества, а стоимость аренды этого (или аналогичного) имущества на рынке за весь срок действия договора.

Если весь этот порядок кажется очень сложным, проще попробовать согласовать передачу

этого имущества не в «бессрочное пользование», а в «оперативное управление». В таком случае, согласно п. 24 СГС «Основные средства»: «Объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации государственного сектора подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) -по стоимости, отраженной в передаточных документах» [1].

Литература

1. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»: приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н // Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»: приказ Минфина России от 31.12.2016 г. № 256н // Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению (с изменениями и дополнениями): приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Методические рекомендации по применению Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда»: письмо Минфина России от 13.12.2017 г. № 02-07-07/83464 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo standarta bukhgalterskogo ucheta dlya organizatsij gosudarstvennogo

sektora «Osnovnye sredstva»: prikaz Minfina Rossii ot 31 dekabrya 2016 g. № 257n [About the approval of the federal standard of accounting for the organizations of public sector «Fixed assets»: order of the Ministry of Finance of the Russian Federation on December 31, 2016 № 257n] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

2. Ob utverzhdenii federal'nogo standarta bukhgalterskogo ucheta dlya organizatsij gosudarstvennogo sektora «Kontseptual'nye osnovy bukhgalterskogo ucheta i otchetnosti organizatsij gosudarstvennogo sektora»: prikaz Minfina Rossii ot 31.12.2016 g. № 256n [About the approval of the federal standard of accounting for the organizations of public sector «Conceptual bases of accounting and the reporting of the organizations of public sector»: order of the Ministry of Finance of the Russian Federation on 31.12.2016 № 256n] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

3. Ob utverzhdenii Edinogo plana schetov bukhgalterskogo ucheta dlya organov gosudarstvennoj vlasti (gosudarstvennykh organov), organov mestnogo samoupravleniya, organov upravleniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami, gosudarstvennykh akademij nauk, gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdenij i Instruktsii po ego primeneniyu (s izmeneniyami i dopolneniyami): prikaz Minfina RF ot 1 dekabrya 2010 g. № 157n [About the statement of the Unified plan of accounts of accounting for public authorities (public authorities), local governments, governing bodies of state non-budgetary funds, the state academies of Sciences, the public (municipal) institutions and the Instruction for its application (with changes and additions): order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of December 1, 2010 № 157n] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

4. Metodicheskiye rekomendatsii po primeneniyu Federal'nogo standarta bukhgalterskogo ucheta dlya organizatsij gosudarstvennogo sektora «Arenda»: pis'mo Minfina Rossii ot 13.12.2017 g. № 02-07-07/83464 [Methodical recommendations about application of the Federal standard of accounting for the organizations of public sector «Rent»: letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation on 13.12.2017 № 02-07-07/83464] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus»

* * *

FEATURES OF ACCOUNTING OF SEPARATE FIXED ASSETS OF STATE INSTITUTIONS ACCORDING TO FEDERAL STANDARDS OF ACCOUNTING

BELGORODTSEVA YANA VLADIMIROVNA

Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In April, 2015 the Ministry of Finance of the Russian Federation approved the program of development of federal standards of accounting for the organizations of public sector (OPS). According to the presented program since January 1, 2018 ten standards have to work, however enforcement of three of them were planned to postpone from 2018 for 2020. Standards come into force step by step, since January 1, 2018. To pass completely to application of OPS is planned for 2020 while changes will be made to forms of primary registration documents and registers, the existing instructions for conducting account and drawing up the reporting at the same time. In total there will be intro-

Ya. V. BELGORODTSEVA

duction of 29 new standards, at the moment five standards are approved and were registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation. Innovations of FAS involve a number of significant changes which purpose - increase in overall performance of state institutions. Institutions of a public sector have to apply the standard when conducting the budgetary account since January 1, 2018 thus that providing the reporting for 2017 is carried out by old rules, and starting with the reporting of 2018 it is necessary to go by new provisions of the standard. Provisions of the standard are applied along with other approved standards and also regulations which regulate conducting accounting (budgetary) account and drawing up the reporting. In this article the author considered main features regarding accounting of separate fixed assets at transition to new standards which accountants face in practice.

Key words: federal standard of accounting, standard, fixed assets, budgetary account

Об авторе:

Белгородцева Яна Владимировна, старший преподаватель кафедры финансов, налогообложения и бухгалтерского учета Липецкого государственного технического университета, г. Липецк

About the author:

Belgorodtseva Yana Vladimirovna, Senior Teacher of the Finance, Taxation and Accounting Department, Lipetsk State Technical University, Lipetsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.