Научная статья на тему 'Основные изменения бюджетного учета основных средств в соответствии с федеральным стандартом'

Основные изменения бюджетного учета основных средств в соответствии с федеральным стандартом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ГРУППИРОВКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ / ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аукина Анна Ивановна, Коблова Галина Ивановна, Ваганова Ольга Евгеньевна, Федотова Елена Сергеевна

Проводимая в настоящее время реформа бюджетной сферы сопровождается изменениями бюджетного учета. В связи с принятием федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства» все государственные учреждения с 2018 г. учитывают объекты основных средств по-новому. В статье рассматривается основные изменения бюджетного учета основных средств. Опираясь на законодательную базу, авторы акцентировали внимание на появление новых терминов и понятий как самого актива, так и его видов. Выявлены несоответствия группировки основных средств действующим правовым документам. Приведена сравнительная характеристика оценки основных средств в соответствии со стандартом и инструкцией № 157н. Анализ результатов реформирования бюджетного учета основных средств в соответствии с федеральным стандартом показал следующее: реализовано выполнение главного принципа бухгалтерского учета, принятого в международной практике, а именно полное раскрытие в бюджетном учете информации об имеющихся у государственных учреждений активах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аукина Анна Ивановна, Коблова Галина Ивановна, Ваганова Ольга Евгеньевна, Федотова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAJOR CHANGES IN THE BUDGETARY ACCOUNTING OF FIXED ASSETS IN COMPLIANCE WITH A NEW FEDERAL STANDARD

The article shows that the ongoing reform of the public sector is accompanied by changes in budget accounting. In compliance with a new federal budget accounting standard on “Fixed Assets” from 2018 all government agencies report fi xed assets in a new way. The article discusses major changes in the budget accounting of fi xed assets. Having studied the legislative framework, the authors focus on new terms and interpretations of both fi xed assets and their types. Inconsistencies between grouping of fi xed assets and current legal norms are identifi ed. Comparative analysis of the valuation of fi xed assets in accordance with the standard and instruction № 157n is presented. The analysis of the results of the reform of budget accounting of fi xed assets in compliance with the federal standard shows the following: the main accounting principle widely adopted in international practice has been fully implemented in Russia, now it is required to fully disclose in budget accounting all fi xed assets held by state institutions.

Текст научной работы на тему «Основные изменения бюджетного учета основных средств в соответствии с федеральным стандартом»

Anna Ivanovna Aukina,

PhD in Economics,

associate professor of the department of accounting, financial analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Galina Ivanovna Koblova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of accounting, financial analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Olga Yevgenyevna Vaganova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of accounting, financial analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Elena Sergeevna Fedotova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of accounting, financial analysis and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 657.0/.5

Анна Ивановна Аукина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

sobachko_anna@mail.ru

Галина Ивановна Коблова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

galal21261@mail.ru

Ольга Евгеньевна Ваганова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

¿а^ olga552005552005@mail.ru

Елена Сергеевна Федотова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

fedotovaes@list.ru

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

Проводимая в настоящее время реформа бюджетной сферы сопровождается изменениями бюджетного учета. В связи с принятием федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства» все государственные учреждения с 2018 г. учитывают объекты основных средств по-новому. В статье рассматривается основные изменения бюджетного учета ос-

ISSN 1994-5094 ♦-

127 -♦

новных средств. Опираясь на законодательную базу, авторы акцентировали внимание на появление новых терминов и понятий как самого актива, так и его видов. Выявлены несоответствия группировки основных средств действующим правовым документам. Приведена сравнительная характеристика оценки основных средств в соответствии со стандартом и инструкцией № 157н. Анализ результатов реформирования бюджетного учета основных средств в соответствии с федеральным стандартом показал следующее: реализовано выполнение главного принципа бухгалтерского учета, принятого в международной практике, а именно полное раскрытие в бюджетном учете информации об имеющихся у государственных учреждений активах.

Ключевые слова: основные средства, бюджетный учет, федеральный стандарт, группировка основных средств, оценка основных средств.

MAJOR CHANGES IN THE BUDGETARY ACCOUNTING OF FIXED ASSETS IN COMPLIANCE WITH A NEW FEDERAL STANDARD

The article shows that the ongoing reform of the public sector is accompanied by changes in budget accounting. In compliance with a new federal budget accounting standard on "Fixed Assets" from 2018 all government agencies report fixed assets in a new way. The article discusses major changes in the budget accounting of fixed assets. Having studied the legislative framework, the authors focus on new terms and interpretations of both fixed assets and their types. Inconsistencies between grouping of fixed assets and current legal norms are identified. Comparative analysis of the valuation of fixed assets in accordance with the standard and instruction № 157n is presented. The analysis of the results of the reform of budget accounting of fixed assets in compliance with the federal standard shows the following: the main accounting principle widely adopted in international practice has been fully implemented in Russia, now it is required to fully disclose in budget accounting all fixed assets held by state institutions.

Keywords: fixed assets, budget accounting, federal standard, grouping of fixed assets, evaluation of fixed assets.

Начиная с 2018 г. годовую финансовую отчетность бюджетникам следует формировать с учетом новых требований, установленных принятыми федеральными стандартами. Так, в отношении бюджетных данных о движении основных средств теперь действует федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее - Стандарт). Письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 разработаны Методические рекомендации по применению Стандарта (далее - Методические рекомендации).

Рассмотрим основные изменения в учете основных средств по применению новых правил, введение которых повысило роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе государственных учреждений [1, с. 152].

Положения Стандарта применяются вместе со стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее - Концептуальные основы). В п. 36 Концептуальных основ впервые закреплено понятие актива.

Актив - это имущество, которое отвечает следующим признакам:

• принадлежит учреждению и (или) находится в его пользовании;

• контролируется учреждением в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;

• содержит полезный потенциал или экономические выгоды.

А значит, теперь в качестве основных средств должны учитываться объекты, которые получены во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имуще-

ственного найма) либо по договору безвозмездного пользования [8, с. 103].

В разделе 3 Методических рекомендаций установлено, что в составе основных средств признаются только материальные ценности, которые находятся в пользовании учреждения в рамках отношений по финансовой аренде (по договору лизинга, договору аренды с правом выкупа), в бессрочном безвозмездном пользовании. Объекты финансовой аренды квалифицируются согласно пп. 13, 14 федерального стандарта «Аренда», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее - Стандарт «Аренда»). В экономическом сообществе давно обсуждалась необходимость отражения в учете объектов по договорам аренды, лизингу [9, с. 25].

В связи с этим необходимо отметить, что при введении понятия «инвестиционная недвижимость», т.е. недвижимость, принадлежащая учреждению и сдаваемая им в аренду либо являющаяся инвестициями, выделяется в особую группу.

Согласно п. 7 Стандарт не относятся к основным средствам:

• непроизведенные активы;

• имущество казны, если иное не предусмотрено Стандартом;

• материальные ценности, в том числе недвижимость, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов;

• капвложения, в том числе незавершенное строительство;

• биологические активы.

Появился новый вид активов - биологические активы. Это растения и животные, которые предназначены для получения биопродукции. В составе основных средств данные активы не учитываются. Для них установлены отдельные правила.

128 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 2 (76) -♦

Кроме этого, не являются основными средствами объекты недвижимости, предназначенные для продажи.

В соответствии со Стандартом изменилась группировка основных средств (табл. 1).

Так, нежилые помещения объединяются в одну группу со зданиями и сооружениями, у многолетних насаждений появляется отдельная группа, тогда как раньше их, как правило, относили к прочим основным средствам. Библиотечный фонд в отдельную группу не выделяется. Многолетние насаждения выделены в отдельную группу, к ним относятся деревья, кустарники и т. п., не учитываемые как биоактивы.

Более того, новая группировка основных средств не соответствует введенному классификатору ОКОФ.

Таблица 1 Группировка основных средств

Стандартом введены новые термины и понятия:

- недвижимость, занимаемая субъектом учета, -основные средства, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета (аренда, предусматривающие переход существенных операционных рисков и выгод к пользователю), предназначенные для использования при выполнении полномочий (функций), выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд субъекта учета [3, с. 38];

- инвестиционная недвижимость - объект недвижимости или части объектов недвижимости, находящиеся во владении и (или) пользовании с целью получения арендной платы и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества;

- активы культурного наследия (даны определение, характеристики и примеры);

- обменные операции - есть встречное представление в виде денег или сопоставимого по стоимости актива [4, с. 502];

- необменные операции - операции, в ходе которых субъект учета получает (передает) активы без непосредственного предоставления (получения) в обмен активов, сопоставимых по денежной величине (денежным эквивалентам) (по сути, безвозмездная передача) [5, с. 207].

В соответствии с новым стандартом выделено несколько видов оценок основных средств. Сравнительная характеристика оценки основных средств в соответствии со Стандартом и Инструкцией 157н представлена в табл. 2.

В соответствии со Стандартом для определения остаточной стоимости следует из балансовой стоимости вычесть не только амортизацию, но и убыток от обесценения.

Единицей учета является инвентарный объект. Объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный, конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполне-

Группы основных средств в соответствии со Стандартом Группы основных средств в соответствии с Инструкцией 157н

Жилые помещения Жилые помещения

Нежилые помещения (здания и сооружения) Нежилые помещения

Машины и оборудование Машины и оборудование

Транспортные средства Транспортные средства

Инвентарь производственный и хозяйственный Производственный и хозяйственный инвентарь

Многолетние насаждения Библиотечный фонд

Инвестиционная недвижимость

Основные средства, не включенные в другие группы Прочие основные средства

Таблица 2

Оценка основных средств

Оценка основных средств в соответствии со Стандартом Оценка основных средств в соответствии с Инструкцией 157н

- первоначальная стоимость - первоначальная (фактическая стоимость) стоимость

- переоцененная стоимость - стоимость актива на дату переоценки за вычетом накопленных амортизации и убытков от обесценения - текущая оценочная стоимость

- балансовая стоимость - балансовая стоимость

- остаточная стоимость - стоимость, по которой актив отражается в отчетности после вычета накопленных амортизации и убытков от обесценения - условная оценка для забалансового учета

- накопленная амортизация - сумма амортизации, исчисленная за период использования актива - остаточная стоимость

- накопленный убыток от обесценения актива - сумма убытка от обесценения актива, исчисленная за период использования актива - текущая восстановительная стоимость

НБЫ1994-5094 ♦-

129 -♦

ния определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы [6, с. 14]. Понятия инвентарного объекта, комплекса конструктивно-сочлененных предметов, инвентарного номера в Стандарте, по сути, совпадают с Инструкцией № 157н. Определенных указаний по структуре инвентарного номера не содержится [2, с. 147].

В отличие от Инструкции № 157н, в Стандарте более подробно отражены критерии применения группового учета в отношении основных средств. Согласно п. 10 Стандарта № 257н объекты основных средств могут быть объединены в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств, если:

- срок полезного использования одинаков;

- стоимость не является существенной.

Таким образом, в связи с принятием Стандарта

учреждениям следует прежде всего пересмотреть учетную политику, отразить в ней введенные изменения [7, с. 79]. Достоверные данные бухгалтерского учета повышают результативность внутренних контрольных процедур [10, с. 238] и позволяют правильно сформировать бюджетную отчетность. Переосмысление классификаций основных средств, способов оценки объектов привело к необходимости внести соответствующие коррективы и в Положение о внутреннем контроле.

1. Лукина Л.И. Особенности учета основных средств в бюджетных учреждениях // Современные проблемы и тен-

денции развития внутренней и внешней торговли: сб. науч. тр. Саратов, 2006. С. 152-157.

2. ЛукинаЛ.И., Гарчук-ИванчаН.Г., ДуденковД.Л. Проблемы учета оружия в учреждениях силовых ведомств // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 145-147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ваганова О.Е. Правила проведения аудита эффективности деятельности бюджетных учреждений // В мире научных открытий. 2010. № 4-7 (10). С. 36-38.

4. Ваганова О.Е. Необходимость и результативность аудита эффективности использования государственных бюджетных средств // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: мат. VI Междунар. науч. конф. Майкоп, 2016. С. 499-502.

5. Ваганова О.Е. Аудит эффективности: тенденции развития в зарубежной и отечественной экономике // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2015. № 4 (22). С. 200-207.

6. Коблова Г.И. Организация и методика учета затрат в учреждениях здравоохранения: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 1999.

7. Коблова Г. И. Налогообложение казенных учреждений // Инновационное реформирование экономики и общества в условиях глобальной нестабильности: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 74-79.

8. Коблова Г. И. Организация бухгалтерского учета затрат в государственных (муниципальных) учреждениях // Наука и общество. 2012. № 5 (8). С. 99-103.

9. Плотников А.П., Казанкина О.А. Лизинговый механизм инвестирования в основной капитал предприятий. Саратов, 2009.

10. ФедотоваЕ.С. Организационные аспекты построения внутреннего контроля // . И помнит мир спасенный: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2015. С. 238-239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.