Научная статья на тему 'Учет основных средств в государственном секторе: настоящее и будущее'

Учет основных средств в государственном секторе: настоящее и будущее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ / ОБЪЕКТЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТЬ / АМОРТИЗАЦИЯ / МЕТОДЫ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ / ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАС-СИФИКАТОР ОСНОВНЫХ ФОНДОВ / ГРУППЫ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ / ACCOUNTING / PUBLIC SECTOR / FEDERAL LAW / FXED ASSETS ACCOUNTING / INVESTMENTS / DEPRECIATION / METHODS OF AMORTIZATION / RUSSIAN QUALIFER OF FXED ASSETS / GROUPS OF FXED ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гальдикас Витаутас Адомович, Гальдикас Лариса Николаевна

Проводится сравнительный анализ учета основных средств в государствен-ном секторе, согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 157н и проекту федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гальдикас Витаутас Адомович, Гальдикас Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIXED ASSETS ACCOUNTING IN THE PUBLIC SECTOR: PRESENT AND FUTURE

The comparative analysis of fxed assets accounting in a public sector according to the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of December 01, 2010 No. 157n and the project of a federal accounting standard «Fixed assets» for the organizations of a public sector is carried out.

Текст научной работы на тему «Учет основных средств в государственном секторе: настоящее и будущее»

УДК 336.61

В. А. Гальдикас, Л. Н. Гальдикас

УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ:

НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Проводится сравнительный анализ учета основных средств в государственном секторе, согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 157н и проекту федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».

Ключевые слова: бухгалтерский учет, государственный сектор, Федеральный закон, учет основных средств, объекты основных средств, инвестиционная деятельность, амортизация, методы начисления амортизации, Общероссийский классификатор основных фондов, группы основных средств.

На современном этапе развития бухгалтерского учета для бюджетных учреждений в Российской Федерации произошло изменение в рамках принятого Федерального закона от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». До принятия Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» у бюджетных организаций не было своих стандартов по ведению бухгалтерского учета, кроме приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

В рамках Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что регулирование бухгалтерского учета возложено на органы государственной власти. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 № 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора» представлена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. В указанной программе предусмотрены шаги по развитию бухгалтерского учета в государственном секторе. Данная программа служит переходом отечественного бухгалтерского учета организаций государственного сектора учета на новый этап своего развития и сближения его с МСФО.

Минфин России подготовил новые стандарты, которые находятся на экспертизе. В ближайшее время будет принят федеральный стандарт «Основные средства», который по-новому позволит оценить объекты основных средств.

На сегодняшний момент объекты основных средств находятся в эксплуатации чуть ли не в каждой организации государственного сектора. С принятием федерального стандарта необходимо будет разобраться с понятием «основные средства». Разница в определении понятия «основные средства» по проекту федерального стан-

Серия «Экономика, право и управление». 4/2016

дарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» и в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 157н представлена в таблице 1.

В проекте Федерального стандарта предлагается новая формулировка понятия «основные средства», из которой видно, что «основные средства» — материальные ценности, являющиеся активами. В новом определении не сказано, что «основные средства» должны находиться в оперативном управлении.

Отметим еще несколько изменений. Вместо «учреждения» в определении дано новое понятие «субъект учета». Кроме того, вместо слов «сданные в аренду» в новом определении появится «инвестиционная деятельность», что даст возможность субъектам учета получать дополнительные доходы от сдачи имущества в аренду, за исключением: биологических активов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью; прав на разработку полезных ископаемых и запасов полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ и аналогичные невозобновляемые ресурсы; непро-изведенных активов; объектов недвижимости, предназначенных для продажи и учитываемых в составе запасов (товаров).

Для осуществления инвестиционной деятельности необходима инвестиционная недвижимость, которая должна появиться у организаций государственного сектора. В проекте федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» представлено определение инвестиционной недвижимости.

Таблица 1

Разница в определении понятия «Основные средства»

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 157н Проект федерального стандарта

Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств Материальные ценности, являющиеся активами со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено нормативными актами), которые предназначены для неоднократного или постоянного использования субъектом учета в целях выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, а также инвестиционная недвижимость (с учетом требований Федерального стандарта «Аренда»), за исключением: а) биологических активов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью; б) прав на разработку полезных ископаемых и запасов полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ и аналогичные невозобновляемые ресурсы; в) непроизведенных активов; г) объектов недвижимости, предназначенных для продажи и учитываемых в составе запасов (товаров)

Инвестиционная недвижимость — группа основных средств, включающая объекты недвижимости (здания или части зданий), находящиеся во владении или использовании с целью получения арендных платежей или прироста стоимости имущества или того и другого, но не предназначенные для:

а) выполнения возложенных на субъект функций;

б) продажи.

Начиная с 01 января 2017 года, будет действовать новый Общероссийский классификатор основных фондов — ОК 013-2014 (СНС 2008). Согласно данному классификатору, вступает в силу новая редакция классификации основных средств, которые являются активами субъекта учета.

Совокупность активов, сходных по сути или функциям, выполняемым в операционной деятельности субъекта учета, информация по которой раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности одним показателем, представляет собой группу основных средств.

Отдельными группами основных средств являются объекты, представленные в таблице 2.

В группы основных средств добавлена новая группа учета: «многолетние насаждения», которые будут учитываться как отдельные объекты.

Таблица 2

Группы основных средств

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 157н Проект федерального стандарта (Общероссийский классификатор основных фондов)

1. «Жилые помещения». 2. «Нежилые помещения». 3. «Сооружения». 4. «Машины и оборудование». 5. «Транспортные средства». 6. «Производственный и хозяйственный инвентарь». 7. «Библиотечный фонд». 8. «Прочие основные средства» а) жилища; б) здания (кроме жилых); в) сооружения; г) машины и оборудование; д) транспортные средства; е) инвентарь производственный и хозяйственный; ж) многолетние насаждения; з) библиотечный фонд; и) основные средства, не включенные в другие группировки

Проект федерального стандарта предполагает новые методы начисления амортизации. До сегодняшнего момента начисление амортизации происходит линейным способом. В проекте федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» амортизация будет начисляться, кроме линейного метода, и нелинейными методами. Данные методы начисления амортизации отражены также в статье 259 Налогового кодекса Российской Федерации. К нелинейным методам начисления амортизации относятся:

• метод уменьшаемого остатка;

• метод пропорционально объему продукции.

Организации смогут выбирать один из методов начисления амортизации, прописав это в учетной политике организации. Для выбора метода начисления амортизации необходимо разобраться в их сути, которая раскрыта в проекте федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».

Серия «Экономика, право и управление». 4/2016

Линейный метод предполагает начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива, если при этом не меняется ликвидационная стоимость актива.

При методе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета.

Метод пропорционально объему продукции заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом, сумма амортизационных отчислений может быть равна нулю во время остановки производства.

Рассматривая вносимые изменения в законодательные акты по бухгалтерскому учету для организаций государственного сектора, можно сделать вывод о том, что происходит сближение учета с учетом в коммерческих организациях.

Положения проекта стандарта начнут применять при составлении бухгалтерской отчетности за периоды, начинающиеся с 1 января 2017 года или после этой даты.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016).

2. Федеральный закон от 08 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

3. Федеральный закон от 06 декабря 2011 г № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

5. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 № 64н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора».

6. Приказ Росстандарта от 21.04.2016 № 458 «Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов».

7. Проект приказа Минфина России «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» [Электронный ресурс]: URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/

8. Гальдикас В. А., Гальдикас Л. Н. Реформирование бухгалтерского учета бюджетных учреждений. Учет, анализ и аудит: от теории к практике: сборник научных трудов по материалам II международной научно-практической конференции 30 апреля 2016 г. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука». 2016. 186 с. С. 6-12.

Вестник Псковского государственного университета Об авторах

Гальдикас Витаутас Адомович — кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и налогообложения, финансово-экономический факультет, Псковского государственного университета, Россия.

E-mail: [email protected]

Гальдикас Лариса Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмент организации и управление инновациями, факультета менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: [email protected]

V. A. Galdikas, L. N. Galdikas

FIXED ASSETS ACCOUNTING IN THE PUBLIC SECTOR: PRESENT AND FUTURE

The comparative analysis of fixed assets accounting in a public sector according to the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of December 01, 2010 No. 157n and the project of a federal accounting standard «Fixed assets» for the organizations of a public sector is carried out.

Key words: accounting, public sector, Federal Law, fixed assets accounting, investments, depreciation, methods of amortization, Russian qualifier of fixed assets, groups of fixed assets.

About the authors

Galdikas Vytautas Adomovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Departament of accounting, analysis and assessment, Faculty of Financial and Economic, Pskov State University. Russia.

E-mail: [email protected]

Galdikas Larisa Nikolaevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of the management of organization and management of innovation, Faculty of Management, Pskov State University. Russia.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.