БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА
MODIFICATIONS IN ACCOUNTING OF FIXED ASSETS IN
PUBLIC SECTOR ORGANIZATIONS 1 2 Botasheva L.S. , Chagarova D.B. (Russian Federation)
Email: [email protected]
1Botasheva Leila Sultanovna - PhD in Economics, Associate Professor;
2Chagarova Diana Bisultanovna - PhD in Economics, Associate Professor,
DEPARTMENT OF ACCOUNTING, STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER TRADE EDUCATION NORTH CAUCASIAN STATE HUMANITARIAN TECHNOLOGICAL ACADEME,
CHERKESSK
Abstract: this article considers several questions about accounting of fixed assets in connection with the approval of Russian Federation Ministry of Finance federal standard of accounting "Fixed assets" for public sector organizations, the order of recognition and inclusion in structure offixed assets of material values reveals; maintenance of the concepts "investment real estate", "assets of cultural heritage". Also changes in group offixed assets and methods of charge and write-off of objects depreciation fixed assets are stated. Keywords: depreciation, accounting, budgetary account, public sector, investment real estate, fixed assets, reporting, standard.
ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕТЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В
ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА 12 Боташева Л.С. , Чагарова Д.Б. (Российская Федерация)
1Боташева Лейла Султановна - кандидат экономических наук, доцент;
2Чагарова Диана Бисултановна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия,
г. Черкесск
Аннотация: в статье рассматриваются отдельные вопросы учета основных средств в связи с утверждением Министерством финансов России федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства» для организаций государственного сектора, раскрывается порядок признания и включения в состав основных средств материальных ценностей; содержание понятий «инвестиционная недвижимость», «активы культурного наследия». Также излагаются изменения в группировке основных средств и методах начисления и списания амортизации объектов основных средств.
Ключевые слова: амортизация, бухгалтерский учёт, бюджетный учёт, государственный сектор, инвестиционная недвижимость, основные средства, отчётность, стандарт.
УДК 657.1.012.1
За последние годы бюджетная система Российской Федерации претерпела значительные изменения. Реформа бюджетной системы коснулась и многих финансовых вопросов, и, в первую очередь, ведения бухгалтерского учета в организациях государственного сектора. Новая система бюджетного учета не только установила новые учетные правила, но значительно скорректировала такие основополагающие вопросы, как цель и назначение бюджетной отчётности,
28
пользователи бюджетной отчётности. Государством поставлена задача сделать бюджетный учет максимально достоверным, открытым и эффективным
В настоящее время отечественные регламентации по бухгалтерскому учету основных средств государственного сектора (или общественного сектора) находятся на стадии реформирования. В конце 2016 года Министерством финансов РФ приказом № 257 от 31.12.2017 г. утверждён федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» [1], который кардинально меняет отечественные правила бухгалтерского учета основных средств указанного сектора и имеет целью сближение российских требований к учету данных активов с положениями Международных стандартов финансовой отчётности общественного сектора (МСФО ОС) [2].
Так в соответствии с параграфом 13 МСФО ОС 17 «Основные средства», «основные средства - материальные активы, которые:
(a) предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг при сдаче в аренду или в административных целях; и
(b) предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетного периода» [2].
В соответствии с п. 7 стандарта основные средства - это являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчётности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.
Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.
Внесены изменения в группировку основных средств. В соответствии с п. 7 указанного стандарта, группа основных средств - совокупность активов, являющихся основными средствами, выделяемыми для целей бухгалтерского учета, информация по которым раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчётности обобщённым показателем [1].
Появились новые группы основных средств: многолетние насаждения; инвестиционная недвижимость; а так же дополнительная группировка «Активы культурного наследия», нежилые помещения и сооружения объединены в одну группу; библиотечный фонд не выделен в группу;
Инвестиционная недвижимость - это объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящийся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи. В соответствии с параграфом 7 МСФО ОС 16 «Инвестиционная недвижимость», «инвестиционная недвижимость - недвижимость (земля или здание,
либо часть здания, либо и то, и другое), предназначенная для получения доходов от сдачи в аренду или прироста стоимости капитала, или того и другого, но не для:
(a) использования в производстве или поставке товаров, оказании услуг, или для административных целей; или
(b) продажи в ходе обычной деятельности» [2, с. 351-352].
«Инвестиционная недвижимость предназначена для получения доходов от сдачи в аренду, прироста капитала или того и другого. Следовательно, инвестиционная недвижимость генерирует потоки денежных средств, в значительной степени независимых от других активов, которыми владеет организация» [2, с. 352].
Активы культурного наследия - это являющиеся активами материальные ценности, возникшие в результате исторических событий и обладающие ценностью с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Кроме того, можно будет объединить в один инвентарный объект несколько объектов имущества, если срок полезного использования одинаков и стоимость не существенна), к примеру, библиотечные фонды, периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая для обстановки одного помещения в течение одного периода. При этом в Учётной политике надо будет установить как перечень самих объектов основных средств, так и что считать не существенной стоимостью.
Стоимость объекта основных средств переносится на расходы (на уменьшение финансового результата) посредством равномерного начисления амортизации в течение срока его полезного использования. В стандарте [1] предусмотрены и новые методы начисления амортизации: «уменьшаемого остатка»; «пропорционально объему продукции». Начиная с 1 января 2017 года субъекты учета могут начислять амортизацию объекта основных средств в соответствии с учетной политикой субъекта учета одним из следующих методов: линейным методом, методом уменьшаемого остатка. И пропорционально объему продукции. Субъект учета выбирает метод начисления амортизации, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключённых в активе.
На объект основных средств стоимостью до 10000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость движимого имущества, стоимостью до 10000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается при передаче (ввод) в эксплуатацию с одновременным отражением на забалансовом счете, а по другим объектам основных средств стоимостью от 10000 до 100000 рублей амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию. Единицей учета основных средств может признаваться часть объекта имущества, в отношении которой самостоятельно можно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала, либо часть имущества, имеющая отличный от остальных частей срок полезного использования (способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала) и стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества. При этом такая единица учета основных средств определяется вне зависимости от возможного физического обособления части объекта имущества.
Стандарт обязателен к применению при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года, составлении бюджетной отчётности, бухгалтерской (финансовой) отчётности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчётности 2018 года. Его положения надо будет
30
применять только во взаимосвязи с другими стандартами: «Концептуальные основы...», «Обесценение активов», «Аренда» и др.
Таким образом, стандартом предусмотрены единые правила учета основных средств в госсекторе, а также требования к раскрытию информации об основных средствах в отчётности. Практически ни одна организация государственного сектора не обходится без основных средств. Следовательно, от применяемых правил бухгалтерского учета данных активов зависит реалистичность, достоверность информации в финансовой отчётности указанных организаций.
Список литературы /References
1. Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства». [Электронный ресурс]: утверждён приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н. Режим доступа: //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216119/ (дата обращения: 10.07.2017).
2. Сборник: Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора: Издание 2010 года. Официальный перевод, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.minfin.ru/ru/ perfomance/ budget/bu_gs/sfo/ (дата обращения :10.07.2017).