Электронный научно-жтодичесх&й журнал ^eiBi
Омского TßYH|ü
Голова Е. Е., Баландаева Ю. Г.Особенности учета и отчетности расчетов по оплате труда в организациях государственного сектора в условиях применения федерального стандарта
// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - №1 (16) январь - март. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/1/00690.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 331.211.5
Голова Елена Евгеньевна
Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Баландаева Юлия Геннадьевна
Магистрант второго курса заочной формы обучения по направлению 38.04.01.-Экономика ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Особенности учета и отчетности расчетов по оплате труда в организациях государственного сектора в условиях применения федерального стандарта
Аннотация. В статье рассмотрены основные этапы работы по формированию системы отечественных федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и проанализированы основные особенности требований федерального стандарта бухгалтерского учета «Выплаты персоналу».
Ключевые слова: выплаты заработной платы, стандарты, регулирование, бухгалтерский учет.
Цель научной статьи - выявление основных особенностей учета и отчетности расчетов по оплате труда в организациях государственного сектора в условиях применения федерального стандарта
Методология. В работе были использованы метод сравнения и группировки, метод аналогий, системный и логический подход.
Научные результаты. В работе исследован процесс создания системы федеральных стандартов бухгалтерского учета для российских организаций государственного сектора, а также детально рассмотрен проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Выплаты персоналу» и выделены основные требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценке в учете обязательств и обязанностей субъекта учета перед персоналом учреждений.
Актуальность исследования. Проводимые реформы в общественном секторе экономики России, направленные на повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств, позволяют судить о позитивных изменениях, в том числе и в сфере бухгалтерского учета организаций государственного сектора. В условия рыночной
экономики организации общественного сектора включают в себя и организации государственного сектора [9]. Данное понятие раскрывается Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) согласно которому, к организациям государственного сектора относятся государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов [4]. В свою очередь в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года 83 - ФЗ все государственные и муниципальные учреждения поделены на следующие типы: казенные, бюджетные и автономные. Для каждого вида организаций государственного сектора организован бухгалтерский учет, учитывающий специфику данных учреждений.
В наши дни в России направление развития отечественного бухгалтерского учета как для организаций государственного, так и для негосударственного секторов определяют требования международных стандартов [10]. Разработка федеральных и отраслевых стандартов на их основе определена в качестве одного из основных принципов регулирования бухгалтерского учета [11]. Именно поэтому в настоящее время Министерство финансов РФ проводит полномасштабную работу по совершенствованию бухгалтерского учета организаций государственного сектора, заключающуюся в разработке и утверждении с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
В целях реализации данной работы в 2015 году приказом Минфина России от 10.04.2015 № 64н утверждена Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее - Программа), в которой определены предполагаемые даты вступления каждого федерального стандарта. Впоследствии Программа разработки и дальнейшего введения новых стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора неоднократно менялась (таблица 1).
Обобщив исторические аспекты реформирования Программы необходимо отметить, что итогом в настоящее время является разработка 29 новых федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. При этом сроки их внедрения планировались до 2020 г. После принятия последней редакции Программы (октябрь 2018 года) сроки разработки и внедрения федеральных стандартов сдвинуты до 2021 года [1]. На сегодняшний день 17 из них утверждены, один федеральный стандарт в стадии утверждения (проект представлен на официальном сайте Министерства финансов РФ), 10 - представлено на экспертизу в Совет по стандартам бухгалтерского учета и один стандарт «Порядок составления и представления казначейской отчетности по операциям в системе бюджетных платежей» планируется разработать и представить на экспертизу в августе 2019 года.
Таблица 1 - Информация о разработке и планируемом внедрении федеральных стандартов
Наименование НПА Количество федеральных стандартов, ед. Примечание
Всего, ед. в том числе планируемых к внедрению начиная с
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н 29 11 9 9 0 *До вступления в силу данного приказа было принято еще два: приказ Минфина России от 31.10.2017 № 170н и Приказ Минфина России от 28.02.2018 № 36н.
Приказ Минфина России от 31.10.2018 № 223н* 29 5 4 12 8
Таким образом, после утверждения всех федеральных стандартов в российской системе бухгалтерского учета в государственном секторе будет сформирована целостная система федеральных стандартов, направленная на повышение открытости и прозрачности
бюджетных данных, доступных для всех заинтересованных пользователей, а также на обеспечение гармонизации бюджетной, бухгалтерской и статистической отчетности организаций государственного сектора, улучшение качества управления государственной собственностью, посредством предоставления полной и точной информации о ее характеристиках.
Рассмотрим вопросы стандартизации на примере такого участка учета как оплата труда. Актуальность данного участка обосновывается тем, что в системе бухгалтерского учета любой организации учет труда и его оплаты занимает одно из центральных мест и является весьма важной и объемной составной частью бухгалтерского учета, отчетности и анализа.
На сайте Министерства финансов РФ размещен проект приказа об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Выплаты персоналу» (далее - Проект) [2]. Проанализируем регламентации представленного Проекта. Первоначально рабочее название данного федерального Проекта соответствовало названию Международного стандарта финансовой отчетности общественного сектора МСФО ОС 39 «Вознаграждения работникам». Положения указанного Проекта устанавливают единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценке в учете обязательств и обязанностей субъекта учета перед персоналом учреждений.
Необходимо отметить, что в соответствии с Программой срок принятия данного стандарта запланирован на апрель текущего года, а предполагаемая дата вступления в силу -с января 2020 года.
Рассмотрим подробно предложенное Проектом определение выплат персоналу (табл.2).
Таблица 2 - Характеристика определения «Выплаты персоналу»
Выплаты персоналу
Категории персонала 1) работники государственных (муниципальных) учреждений; 2) работники органов управления государственных внебюджетных фондов; 3) лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности; 4) государственные и муниципальные служащие и иные работники государственных (муниципальных) органов; 5) военнослужащие и приравненные к ним лица; 6) сотрудники органов внутренних дел; 7) сотрудники, имеющими специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах РФ; 8) физические лица, привлекаемые в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудовых договоров (служебных контрактов, контрактов) или договоров гражданско-правового характера; 9) члены семей вышеназванных категорий и (или) лица, находящиеся на их иждивении.
Виды выплат 1) оплата труда (заработная плата); 2) денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие); 3) командировочные; 4) оплата страховых взносов по обязательному социальному страхованию; 5) иные выплаты, обусловленные статусом персонала в соответствии с законодательством.
Форма выплат 1) денежная; 2) натуральная (предоставления товаров или услуг ).
Группы 1) текущие;
выплат 2) отложенные.
Как видно из таблицы 2, в Проекте дан исчерпывающий перечень лиц, попадающих в состав персонала, в соответствии с которым выплаты по договорам гражданско-правового характера под действия стандарта не попадают. Перечислены отдельные виды выплат и форма их осуществления.
Необходимо отметить, что данная редакция Проекта требует уточнения по тексту, поскольку в настоящей редакции отсутствует понимание того, попадают ли под действие данного стандарта расходы, связанные с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, а также расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда, кроме взносов по обязательному социальному страхованию.
Кроме того, в Проекте не предусмотрено разделение отложенных выплат персоналу на долгосрочные и краткосрочные выплаты, соответственно, отсутствует понятие дисконтирование долгосрочных отложенных выплат.
В соответствии с данным стандартом выплаты персоналу следует учитывать и оценивать исходя из их группы.
Определим особенности каждой из групп (таб. 3).
Таблица 3 - Основные характеристики по видам выплат персоналу
Наименование группы выплат персоналу
Текущие
Отложенные
Определение
Обязательство субъекта учета по осуществлению выплат персоналу в установленный срок и размер
Выплаты персоналу, обусловленные обязанностью субъекта учета по их
осуществлению, величина которых на момент их принятия является расчетной оценкой с неопределенным временем исполнения
Объект учета, его признание в учете и группировка
Денежные обязательства, в составе расчетов по оплате труда и начислениям в том отчетном периоде, когда персонал исполнял трудовые функции (счета учета 302 11 -302 13)_
Виды обязанностей по осуществлению выплат персоналу и признаются в составе резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу в том отчетном периоде, когда персонал исполнял свои трудовые функции (счета учета 401 60).
Группировка
Группировка осуществляется по видам расходов, установленных классификацией расходов бюджета бюджетной классификации РФ
Рассмотрим способы и виды оценки, выбытия и раскрытия соответствующей информации в отчетности (таблица 4).
Таблица 4 - Оценка, выбытие и раскрытие информации по видам выплат
Текущие выплаты Отложенные выплаты
Оценка
Осуществляется в сумме подлежащих исполнению обязательств перед физическим лицом, в установленном размере. После первоначального признания стоимостная оценка изменению не подлежит. Осуществляется в части предстоящих расходов: 1) на оплату отпусков - в сумме, предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время и (или) компенсаций за неиспользованные отпуска включая начисления на оплату труда; 2) на пенсионные и иные аналогичные выплаты - в сумме бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренных на очередной финансовый год. Пересматривается и корректируется не реже одного раза в год.
Выбытие
Осуществляется по мере исполнения (прекращения) обязательств. Осуществляется по мере признания сумм текущими выплатами. В случае если сумма резерва превышает размер текущих выплат, то размер резерва корректируется (уменьшается) с отнесением на расходы текущего отчетного периода.
Раскрытие в отчетности
Сумма задолженности на начало и конец отчетного периода. 1. Сумма резерва предстоящих расходов на начало и конец отчетного периода по каждому виду обязанностей.
2. Сумма корректировок величины резерва по следующим
основаниям:
- признание отложенных выплат персоналу;
- признание текущих выплат за счет сумм ранее признанного
резерва предстоящих расходов;
- корректировка резерва предстоящих расходов в части излишне
начисленных сумм.
Таким образом, в настоящей статье мы проанализировали значение федеральных стандартов в системе учета, а также особенности учета и отчетности по оплате труда в случае принятия федерального стандарта «Выплаты персоналу».
В заключении следует отметить, что Министерством финансов РФ ведется полномасштабная планомерная подготовительная работа по внедрению федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, основными мероприятиями которой являются внесение изменений в действующие нормативные-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет, отчетность и формы документов. Также в 2019 году осуществляется переход на применение новой классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ). В частности в целях гармонизации с требованиями международных и соответствующих федеральных стандартов изменен методологический подход отнесения расходов по оплате труда персонала на соответствующую КОСГУ [3].
Исходя, из вышесказанного следует, что в Проект к моменту его принятия также будут внесены корректировки, а его принятие будет сопровождаться внесением соответствующих изменений в план счетов и формы отчетности [13]. Главным бухгалтерам необходимо внимательнее отнестись ко всем тонкостям перехода на новый стандарт «Выплаты персоналу, учитывая, что от рассчитанных сумм на оплату труда зависит объем страховых взносов, налога на доходы физических лиц, а также благосостояние работников, поскольку заработная плата работников учреждений является зачастую единственным источником дохода, на данном участке значимым является как правильный расчет и отражение расчетов по заработной плате в бухгалтерском учете, так и отсутствие ошибок при расчете сумм, причитающихся к выплате каждому работнику, а также своевременность удержания из заработной платы суммы обязательных или иных вычетов в соответствии с установленными требованиями [14]. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.
Ссылки на источники:
1. Приказ Минфина России от 31.10.2018 № 223н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2019 - 2021 гг.» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minfm.ru/ru/document/?id_4=126067 (дата обращения 11.02.2019)
2. Проект приказа Министерства финансов РФ об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Выплаты персоналу» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minfin.ru. (дата обращения 11.02.2019)
3. Приказ Минфина России от 29 ноября 2017 г. N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Гарант» - Режим доступа: https://base.garant.ru/71835192/ (дата обращения 11.02.2019)
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ[Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант плюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 11.02.2019)
5. Дружиловская Э.С. Анализ положений новых федеральных стандартов
бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -2016. - №1 (385). - URL https://cyberleninka.m/artide/v/perechen-materialov-opublikovannyh-v-zhurnale-buhgalterskiy-uchet-v-byudzhetnyh-i-nekommercheskih-organizatsiyah-v-2016-godu
6. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Бухгалтерский учет по-новому: проекты новых федеральных стандартов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2017. - №5 (413). - URL https://cyberleninka.ru/article/v/buhgalterskiy-uchet-po-novomu-proekty-novyh-federalnyh-standartov
7. Маничкина М.В., Купина В.В. О проблемах использования МСФООС в качестве инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности бюджетной сферы // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. - 2017. - №129. - URL https://cyberleninka.ru/article/v/o-problemah-ispolzovaniya-msfoos-v-kachestve-instrumenta-reformirovaniya-buhgalterskogo-ucheta-i-otchetnosti-byudzhetnoy-sfery
8. Дружиловская Э.С. Первые федеральные стандарты бухгалтерского учета негосударственного сектора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2016.- №23 (407). - URL https://cyberleninka.ru/article/v/pervye-federalnye-standarty-buhgalterskogo-ucheta-negosudarstvennogo-sektora
9. Приказ Минфина России от 29 июня 2018 г. № 146н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения" [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Гарант» - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71897844/ (дата обращения 11.02.2019)
10. Комарова Е. О. Применение мсфо в общественном секторе России // Juvenis scientia. - 2015. - №1. - URL https://cyberleninka.ru/article/v/primenenie-msfo-v-obschestvennom-sektore-rossii
10. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Реформирование российского бухгалтерского учета организаций государственного сектора при переходе на новые учетные стандарты // Электронный журнал Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2015.- №4 (40). - URL http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/18115942_2015_-_4(40)_unicode/0018-0026.pdf
11. Мажажихов А.А., Меньшакова Ю.В. Роль и значение стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе России // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». -2016. - №1. - URL https://cyberleninka.ru/article/v/rol-i-znachenie-standartov-buhgalterskogo-ucheta-v-gosudarstvennom-sektore-rossii
12. Пащенко Т.В., Саначева А.А. Реформирование системы бухгалтерского учета в государственном секторе // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -2018. - № 20. - URL https://cyberleninka.ru/article/v/reformirovanie-buhgalterskogo-uchyota-v-organizatsiyah-gosudarstvennogo-obschestvennogo-sektora-v-sootvetstvii-s-msfo
13. Дружиловская Э.С. Развитие процесса разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета в России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2018. - № 21. - URL http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2827
14. Бецко В.А., Епанчинцев В.Ю. Организация учета, экономического анализа затрат и контроля в ЗАО "Азовское" Азовского района Омской области // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№4(11) апрель-июнь. - URL https://elibrary.ru/item.asp?id=32244897
Elena Golova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Yuliya Baladeva
Master's Degree Student FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Features of the Accounting and Reporting of Calculations on Compensation in the Organizations of the Public Sector in the Conditions of Application of the Federal Standard
Abstract: the article describes the main stages of work on the formation of the system of domestic Federal accounting standards for public sector organizations and analyzes the main features of the requirements of the Federal accounting standard "Payments to staff". Keywords: salary payments, standards, regulation, accounting.