ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЭЛЕКТРОСЯЗИ
Уртенкова И.В., к.э.н., доцент кафедры «Бухучет, анализ и аудит»
Волжский университет им.В.Н.Татищева, Тольятти
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у каждой организации появляются обязательства по расчетам за полученные материальные ценности, потребленные работы и услуги перед другими организациями и лицами, возникают задолженности других организаций и лиц по расчетам за реализованные им товары, продукцию (работы, услуги).
Дебиторская и кредиторская задолженности весьма существенно влияют на финансовое положение, использование денежных средств в обороте, величину прибыли, фактически полученной в отчетном периоде. Можно иметь потенциально хорошие финансовые результаты от продажи продукции, товаров, услуг, операционных и прочих доходов, но многое потерять при существенном росте дебиторской задолженности. В то же время нужно проявлять крайнюю щепетильность в расчетах с кредиторами, своевременно возвращать им долги, иначе организация рискует потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов. Отсюда очевидно значение правильных и своевременных расчетов с дебиторами и кредиторами.
Ведение современного бизнеса сопровождается необходимостью решения задач различной сложности в условиях неопределенности экономической ситуации. В условиях наступившего мирового финансового кризиса все чаще организации и индивидуальные предприниматели сталкиваются с проблемой невозврата долгов со стороны недобросовестных контрагентов. Возникающие при этом конфликты интересов уже стали неотъемлемой частью жизни общества.
В свою очередь, дебиторская задолженность относится к высоколиквидным активам организации, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, а значит и негативно сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании. Анализ дебиторской задолженности позволяет выявить источники возникновения просроченной задолженности, сформировать кредитную политику предприятия и организовать договорную работу.
Разнообразие участников расчетных отношений и форм расчетов между ними создают предпосылки для нарушений при осуществлении расчетных операций и поэтому требуют постоянного контроля за их проведением и отражением в учете. Дебиторская задолженность образуется в результате проведения сделок купли-продажи, операций мены и бартерных операций, расчетов с векселями и т.д. В бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия необходимы корректные учеты этих задолженностей.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация должна проводить инвентаризацию обязательств (дебиторской задолженности) организации.
Контроль за движением дебиторской задолженности - существенный элемент системы бухгалтерского и управленческого учета. Специфический характер задач контролирования дебиторской и кредиторской задолженности находит соответствующее отражение в организационном устройстве. В организациях, внедривших системы контроллинга, соответствующие службы рассматриваются обычно как своеобразные единицы, в компетенцию которых входит решение различных задач, в том числе управления задолженностью. Задачи контролирования долгов в этом случае распределяются между отдельными подразделениями отдела (сектора) общего
контроллинга, в функции которого входят анализ производственно-финансовой деятельности организации, хозяйственное планирование, продажи и контроль за продажами товаров (работ и услуг) [5].
Основные задачи при осуществлении функций контроля за движением дебиторской задолженности представлены на рисунке 1.
Таким образом, задачей контроля за дебиторской задолженностью является необходимость собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о том, что вся задолженность своевременно и без искажения отражена в отчетности организации. Оценка эффективности системы внутреннего контроля заключается в определении сильных и слабых сторон экономического субъекта, ее всестороннего анализа и принятия решений по разработке стратегического плана работы по эффективному управлению задолженностью предприятия.
Выбор предприятий связи в качестве рассматриваемого объекта является не случайным. Именно высококачественная связь является важнейшей составляющей инфраструктуры рынка, мощным катализатором рыночных отношений, коммерческого успеха. Недостаточный объем информации, её искажение, несвоевременность поступления приводят к нарушению связи между производителями и потребителями, возникновению диспропорций, большим финансовым потерям, общему снижению темпов экономического развития. Таким образом, в странах с рыночной экономикой связь рассматривается как важнейший фактор экономического развития нации, повышения конкурентоспособности производства.
Рисунок 1 - Основные задачи при осуществлении функций контроля
В планировании финансово-хозяйственной деятельности на предприятии связи существуют определенные трудности. В таких условиях управление задолженностью становится важным инструментом для объективной оценки работы предприятия связи, выработки предложений и рекомендаций, направленных на использование резервов и повышение эффективности его деятельности.
Рассмотрим основные проблемы учета и управления дебиторской задолженностью предприятий электросвязи на примере ОАО «Волгателеком» - одного из крупнейших операторов связи России образованного в 2002 году, когда, в рамках реформирования отрасли электросвязи в состав Нижегородского оператора - ОАО "ВолгаТелеком" (ранее "Нижегородсвязьинформ") вошли еще 10 региональных операторов электросвязи Приволжского федерального округа.
ОАО «Волгателеком» - один из крупнейших операторов связи России.
Монтированная емкость сетей Самарского филиала ОАО «Волгателеком» достигает 770 тысяч номеров. Компания располагает двумя междугородными телефонными станциями в Самаре и Тольятти, а так же является одним из крупнейших Интернет-провайдеров губернии, имея более 80 узлов доступа в Интернет в Самаре и области.
ОАО «Волгателеком» стабильно развивается, непрерывно наращивает производственные мощности и расширяет спектр оказываемых услуг. Свое будущее компания строит уже сегодня, реализуя ряд проектов, направленных на создание единого инфокоммуникационного пространства Поволжья, таких как строительство межрегиональной мультисервисной сети связи, внедрение услуг интеллектуальной сети связи.
Основными видами деятельности общества являются:
- предоставление услуг местной, междугородной и международной связи через таксофоны и пункты коллективного пользования;
- предоставление услуг междугородной и международной связи;
- предоставление услуг сотовой подвижной связи;
- предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи;
- предоставление услуг подвижной радиосвязи;
- предоставление услуг аренды каналов связи;
- предоставление услуг передачи данных;
- предоставление услуг телеграфной связи;
- предоставление услуг местной телефонной связи с использованием средств радиодоступа;
- строительство, капитальный ремонт, реконструкция, расширение, техническое перевооружение сооружений связи;
- техническое обслуживание, ремонт и продажа средств связи.
Информация о дебиторской задолженности ОАО «Волгателеком» отражается в Бухгалтерском балансе (форма N 1). Сведения о движении дебиторской и кредиторской задолженности (остаток на начало и конец года) приводятся в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5).
Дебиторская задолженность ОАО «Волгателеком» отражается в разделе II «Оборотные активы» актива баланса по строкам 230 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)» и 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)».
В соответствии с учетной политикой выручка от продаж в ОАО «Волгателеком» определяется по моменту отгрузки. Следовательно, дебиторская задолженность в организации отражается в полной сумме, подлежащей оплате покупателями, на момент оказания услуг.
При составлении бухгалтерской отчетности дебиторскую задолженность группируют по срокам образования. Наибольший удельный вес в структуре общей дебиторской задолженности предприятия занимает задолженность покупателей и заказчиков. Рассмотрим принципы организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии ОАО «Волгателеком».
Для отражения сумм дебиторской задолженности за проданную продукцию, товары, по выполненным работам и оказанным услугам с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Информация о задолженности по профильным и непрофильным видам деятельности отражается в учете обособленно на соответствующих субсчетах, представленных на рис. 2 и 3.
Профильные виды деятельности
62.01 «Расчеты с физическими лицами (по услугам связи)»
_ 62.02 «Расчеты по возмещению расходов, связанных с
предоставлением льгот» (по услугам связи)__________________
62.03 «Расчеты с бюджетными организациями» (по услугам связи)
62.04 «Расчеты по услугам связи с внебюджетными организациями»
62.11 «Расчеты за услуги связи с использованием карточных средств»
62.20 «Расчеты с российскими операторами связи за услуги связи»
62.21 «Расчеты с иностранными операторами связи за услуги связи
62.22 «Расчеты с ОАО «Ростелеком» за оказанные ему услуги Рисунок 2 - Субсчета учета по профильным видам деятельности
Рисунок 3 - Субсчета учета по непрофильным видам деятельности
Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками построен таким образом, чтобы организация могла получить информацию об авансах полученных, текущей, просроченной дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги.
В соответствии с требованиями системы бюджетирования аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется в разрезе видов услуг. В случае если в документе об оплате не указано, по какому обязательству происходит погашение, разбивка оплаты по видам услуг может производиться одним из следующих способов:
- организация устанавливает приоритет погашения задолженности, в соответствии с которым производится разбивка оплаты по видам услуг;
- пропорционально имеющимся задолженностям по видам услуг (выбранный порядок приоритетности необходимо отразить в договоре с потребителями).
В соответствии с требованиями системы бюджетирования предприятия аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется в разрезе видов услуг. В случае если в документе об оплате не указано, по какому обязательству происходит погашение, разбивка оплаты по видам услуг может производиться одним из следующих способов:
- организация устанавливает приоритет погашения задолженности, в соответствии с которым производится разбивка оплаты по видам услуг;
- пропорционально имеющимся задолженностям по видам услуг (выбранный порядок приоритетности необходимо отразить в договоре с потребителями).
Для отражения сумм полученных авансов за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги предназначен субсчет второго порядка 62.ХХ.02 «Авансы полученные», который ведется в разрезе видов деятельности и категорий покупателей. Например, полученные авансы от физических лиц отражаются по счету 62/01/02 «Авансы полученные от физических лиц»; авансы от бюджетных организаций отражаются по счету 62/03/02 «Авансы полученные от бюджетных организаций»; авансы полученные от хозрасчетных организаций отражаются по счету 62/04/02 «Авансы полученные от хозрасчетных организаций».
Субсчет 62.ХХ.02 «Авансы полученные» закрывается по мере отгрузки продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг на субсчет 62.ХХ.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по видам деятельности и категориям покупателей.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» осуществляется по видам услуг. Например, если оказаны услуги по установке телефона ГТС (городская телефонная связь) или СТС (сельская телефонная связь), то в бухгалтерском учете обязательно отражается аналитика: «Установка ГТС» и,
соответственно, «Установка СТС». Таким образом, организация оказывает огромное количество услуг, что обязательно отражается в бухгалтерском учете.
При расчетах по профильным видам деятельности может возникнуть оплата авансом по следующим услугам:
- предоставление доступа к ГТС;
- предоставление доступа к СТС;
- предоставление местного телефонного соединения с городского таксофона;
- предоставление местного телефонного соединения с сельского таксофона;
- предоставление междугородного телефонного соединения с использованием таксофона;
- предоставление международного телефонного соединения с использованием таксофона;
- услуги телематических служб (услуги Интернет) и др.
Особенности учета расчетов с покупателями и заказчиками по авансам, полученным за услуги соединения с таксофонов. Расчеты за услуги телефонной связи, оказанные с использованием таксофонов, осуществляются с помощью приобретаемых у операторов связи жетонов и телефонных пластиковых карт.
Учет сумм поступивших авансов от реализации жетонов и телефонных карт ведется на субсчете 62.11.02 «Авансы, полученные при продаже» карточных средств оплаты» аналитический признак «Таксофоны» (авансы).
Аналитический учет по субсчету 62.11.02 «Авансы, полученные при продаже» карточных средств оплаты» аналитический признак «Таксофоны (авансы)» ведется в разрезе:
- полученные авансы от реализации жетонов;
- полученные авансы от реализации телефонных пластиковых карт.
Учет ведется по лицевому счету (карточке абонента).
Особенности учета авансов полученных по услугам соединения с таксофонов заключается в том, что телефонные пластиковые карты могут иметь ограниченный срок активации.
На счете 62.11.02 «Авансы, полученные при использовании карточных средств оплаты» аналитический признак «Таксофоны аванс» возникает сумма задолженности по реализованным телефонным пластиковым картам, срок использования которых закончился, но по которым услуги связи оказаны не в полном объеме.
Учитывая, что образующаяся таким образом сумма аванса не будет возвращена потребителям, и услуги связи на эту сумму оказаны не будут, то у предприятия возникает доход, связанный с получением денежных средств авансом, когда пользователь на конец отчетного года не вправе получить услуги соединения с таксофона по картам с истекшим сроком действия. Данные доходы будут являться для оператора связи прочим доходом.
Рассмотрим особенности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками по авансам, полученным за услуги Интернет. Услуги Интернет оказываются в соответствии с тарифным планом. Размер дебиторской задолженности потребителей перед организацией по оказанным услугам формируется в соответствии с принципами, изложенными в пунктах 2 и 6 ПБУ 9/99»Доходы организации», с учетом следующих особенностей.
Учет авансов, полученных за Интернет услуги, ведется в разрезе лицевых счетов в автоматизированной системе расчетов Биллинге (далее по тексту - АСР). Информация об объеме оказанных Интернет услуг поступает в бухгалтерскую службу из Биллинга. Возможны три способа внесения предоплаты за услуги Интернет:
- внесение денежных средств через операционные кассы организации для зачисления на лицевой счет пользователя;
- внесение денежных средств на расчетный счет организации для дальнейшего зачисления сумм на лицевой счет пользователя;
- покупка Интернет-карты и активация ее для зачисления денежных средств на лицевой счет пользователя.
Интернет-карта является средством оплаты доступа в Интернет по любому удобному для пользователя тарифу.
Учет движения карточек по оплате Интернет услуг в организации ведется на забалансовом счете 013 «Средства оплаты услуг связи» (субсчет 013.03 «Интернет-карты»).
При этом учет на забалансовом счете Интернет-карт ведется по количеству в условной оценке. Условная оценка равна цене, которая причитается организации, при реализации Интернет-карт потребителю. При реализации Интернет-карт по различным ценам организован учет в разрезе каждого вида карт. Изменение оценки производится в результате изменения цен реализации карт на дату каждого изменения цен.
Оперативный учет строится таким образом, чтобы получить информацию по Интернет-картам, проданным потребителям и Интернет-картам активированным, т.е. по которым сумма оплаты зачислена на лицевой счет потребителя. В свою очередь, учет по Интернет-картам, проданным потребителям, строиться таким образом, чтобы отследить информацию по Интернет-картам с ограниченным сроком активации для того, чтобы определить количество данных Интернет-карт, а, следовательно, и сумму поступившего аванса, которая не будет использована в дальнейшем на оплату Интернет услуг.
Для того чтобы можно было оперативно получать информацию в разрезе проданных (находящихся в обращении), активированных и неактивированных Интернет-карт, срок активации по которым истек, оперативный учет движения Интернет-карт организован по каждой Интернет-карте, поскольку при активации Интернет-карты (зачислении оплаты, произведенной с помощью Интернет-карт, на лицевой счет потребителя), она автоматически будет выбывать из списка реализованных Интернет-карт. В конце года перед составлением отчетности (либо по истечении срока активации) суммы полученных
авансов, которые не могут быть использованы в дальнейшем на оплату Интернет услуг, списываются на прочие доходы организации.
Учет Интернет-карт осуществляется на забалансовом счете 013.03 «Интернет-карты» с использованием аналитических признаков:
- «В организации»;
- «Передано на реализацию».
Просроченная дебиторская задолженность отражается в бухгалтерском учете ОАО «Волгателеком» обособленно. По истечении срока оплаты, установленного в договоре (счете), просроченная дебиторская задолженность отражается на счете 62.ХХ.03 «Просроченная задолженность» по категориям абонентов. Например, просроченная задолженность от физических лиц отражается на счете 62/01/03 «Просроченная задолженность физических лиц»; просроченная задолженность от бюджетных организаций отражается на счете 62/03/03 «Просроченная задолженность от бюджетных организаций»; просроченная задолженность от хозрасчетных организаций отражается на счете 62/04/03 «Просроченная задолженность от хозрасчетных организаций».
Списание дебиторской задолженности является важным аспектом в деятельности ОАО «Волгателеком», так как деятельность организации направлена на огромное количество покупателей и заказчиков. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя и относятся, соответственно, на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на финансовые результаты, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались. [1,п.7].
В ОАО «Волгателеком» в установленном порядке в конце отчетного периода (квартала) создается резерв сомнительных долгов по расчетам с другими организациями за продукцию, товары, работы и услуги за счет финансовых результатов. Порядок формирования резерва представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Порядок формирования резерва сомнительных долгов
Срок возникновения сомнительной задолженности Сумма создаваемого резерва
Свыше 90 дней Полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности
От 45 до 90 дней (включительно) 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности
До 45 дней Не увеличивает сумму создаваемого резерва
Дебиторская задолженность, по которой созданы резервы, в балансе уменьшается на сумму этих резервов (субсчет «Резервы по сомнительным долгам»). В пассиве баланса сумма образованного резерва по сомнительным долгам отдельно не отражается, однако для целей бухгалтерской отчетности такая задолженность является сомнительным долгом.
Так как отчисления в резерв создаются каждый квартал (или месяц), выявленная в результате инвентаризации величина должна быть скорректирована на сумму остатка предыдущего периода. И здесь необходимо учитывать несколько важных моментов:
- если сумма нового резерва больше, чем остаток, разница включается в прочие расходы текущего периода;
- если же образовавшийся резерв меньше остатка, то разница увеличивает прочие доходы организации;
- неиспользованная сумма резерва по сомнительным долгам может быть перенесена на следующий год.
В целях обеспечения сохранности активов на предприятии ОАО «Волгателеком» согласно учетной политики раз в квартал проводится инвентаризация дебиторской задолженности. При инвентаризации выясняются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения и лица, по вине которых были пропущены сроки исковой давности. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки устанавливает размер, правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности. Для подтверждения обоснованности сумм числящейся дебиторской задолженности составляются акты сверки с юридическими лицами, на основании которых заполняется справка к акту инвентаризации расчетов с дебиторами по услугам связи.
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков признаются в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником. Суммы санкций, признанных должником или по которым получены решения суда об их взыскании, организация включает в состав прочих доходов. [1, п.8]
Важно не допустить дальнейшего роста дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов предприятия - это может повлечь за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов,
Компания электросвязи, обладая развитой инфраструктурой, предоставляет услуги связи огромному числу потребителей. Существенный объем дебиторской задолженности на балансе ОАО «Волгателеком» объясняется масштабами деятельности, достаточно сложной структурой и разнообразным менталитетом потребителей услуг.
Для координального снижения уровня дебиторской задолженности целесообразно применить в организации комплекс мер, который будет способствовать укреплению платежной дисциплины потребителей услуг и влияющий, таким образом, на общую ликвидность активов общества.
В частности, рекомендуется:
- проводить работу по снижению дебиторской задолженности, ликвидации долгов потребителей за оказанные услуги является важным направлением деятельности финансовой, экономической, юридической служб, службы безопасности;
- проводить активные действия, направленные в первую очередь на взыскание дебиторской задолженности денежными средствами;
- в отношениях с дебитором использовать все законные меры воздействия и принуждения должника к погашению своих обязательств;
- обязательное проведение инвентаризации задолженности с целью выявления сомнительных долгов в сроки, установленные учетной политикой;
- рекомендуется ежеквартально проводить сверку по подтверждению сальдо расчетов путем направления актов дебиторам и охватывать, как минимум, 20 крупнейших контрагентов и всех абонентов - юридических лиц, просрочивших оплату более чем на 90 дней.
Перечень мероприятий рекомендуемых, по снижению дебиторской задолженности с физическими лицами, может быть следующим:
- использование автоинформаторов;
- приостановление оказания услуг связи до устранения нарушения, с соответствующим уведомлением абонента;
- посещения должников;
- взаимодействие с паспортными столами (для выявления места прописки абонента при смене места регистрации);
- востребование просроченной задолженности через судебные органы.
Перечень мероприятий, рекомендуемых по снижению дебиторской задолженности с юридическими лицами:
- проведение работы по мониторингу и выявлению проблемных организаций, с целью осуществления мер, способствующих прекращению, ограничению услуг связи;
- разработка и реализация графиков погашения дебиторской задолженности с потребителями, имеющими наибольшую сумму задолженности;
- внедрение и использование системы предоплаты;
- посещения должников, переговоры по реструктуризации задолженности;
- востребование просроченной задолженности через судебные органы;
- возбуждение процедуры банкротства крупных должников.
Если срок исковой давности истек и взыскание дебиторской задолженности, несмотря на приняты меры по её взысканию, не предоставляется возможным, такая задолженность подлежит списанию в соответствии с соответствующими статьями НК РФ. Данная операция является крайней мерой и может косвенно свидетельствовать о недостаточности, несвоевременности или неэффективности проводимых мероприятий по снижению уровня дебиторской задолженности.
Библиографический список
1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (в ред. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 27н) [Электронный ресурс] / ООО НПП «Гарант-Сервис» - ИБ СПС Г арант.
2. Березкин И.В. Сверка взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками / Консультант бухгалтера № 11, 2003. с. 16-19.
3. Галлеев М. Ш. Дебиторская и кредиторская задолженность: острые вопросы учета и налогообложения. - Москва: Вершина, 2006 - 184 с.
4. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. - 336с.
5. Мизиковский Е.А., Сахончик О.В. Аудит дебиторской задолженности / Аудиторские ведомости № 3, 2004. с. 13-19.
6. Самохвалова Ю.Н. Учет текущих обязательств и расчетов. М.: налоговый вестник, 2004.-256 с.