Научная статья на тему 'Особенности учебной мотивации студентов медицинского колледжа'

Особенности учебной мотивации студентов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
936
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Татьяна Викторовна, Арсентьева Екатерина Владимировна, Щанкина Наталья Семеновна, Табачкова Ирина Александровна

В статье показана актуальность проблемы профессиональной мотивации. Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. Поэтому изучение механизмов и закономерностей мотивации человека на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности учебной мотивации студентов медицинского колледжа»

ритетов, пассивность и неспособность противостоять давлению среды затрудняют выработку собственной системы шкал самооценивания.

Таким образом, у тучных детей неприятие своего физического «Я» в сочетании с зависимостью от критического отношения окружающих перерастает в негативное эмоцио-

нально-ценностное отношение к собственной личности в целом. Полученные данные являются основой для разработки психокоррек-ционных мероприятий, направленных на правильное формирование самооценки у детей с излишней массой тела. В работу должны быть включены не только дети, но также родители и педагоги.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. — М. : Прогресс, 1986. — 420 с.

2. Берне Р. Что такое Я-кондепция. Психология самосознания / Р. Берне ; ред. Д. Я. Рай-городский. — Самара : Бахрах-М, 2003. — 393 с.

3. Личко А. Е. Подростковая психиатрия / А. Е. Личко. — 2-е изд., доп. и перераб. — Л. : Медицина, 1985. — 416 с.

4. Тесова Е. Подросток : самовоспитание и самопознание / Е. Тесова // Проблемы выхаживания. - 1997. - Выи. 6. - С. 68-72.

Поступила 18.04.11.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Т. В. Тарасова, Е. В. Арсентьева, Н. С. Щанкина, И. А. Табачкова

В статье показана актуальность проблемы профессиональной мотивации. Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. Поэтому изучение механизмов и закономерностей мотивации человека на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. Изучение структуры профессионально ориентированной мотивации студентов, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере медицины, позволят психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности медицинской помощи: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.

© Т.

Ведущим понятием, которое требует наиболее полного изучения, является определение мотива. Согласно Л. И. Божович в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность [1, с. 41—42].

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Применительно к учебной деятельности студентов в системе образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направ-

В. Тарасова, Е. В. Арсентьева, Н. С. Щанкина,

И. А. Табачкова, 2011

Серия « Психологические пауки»

243

I ляют личность к изучению будущей профес-| сиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности. Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение.

Мотивы являются, как известно, причиной заинтересованного отношения к учебе как основе профессиональной деятельности. Можно утверждать, что активным в профессиональном обучении будет тот студент, который осознает потребность в знаниях, необходимых в будущей профессиональной деятельности, а свою профессию осознает в свою очередь как единственный или основной источник удовлетворения своих материальных и духовных потребностей [2].

Психологическое изучение мотивации и ее формирование — две стороны одного и того же процесса — воспитания мотиваци-онной сферы целостности личности студента. Изучение учебной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего влияния на развитие каждого студента. В связи с этим результаты проведенного исследования процесса учебной мотивации студентов медицинского колледжа показали новые процессы взаимосвязи общественного устройства и формирования у студентов новых целей и потребностей.

В работе уделяется внимание изучению учебной мотивации на разных этапах развития личности студента, так как ожидаемый результат будет зависеть от познавательных и широких социальных мотивов. Подчинение непосредственных побуждений произвольным, осознанным их формам по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой; стабильности и устойчивости положительно окрашенных мотивов; наличию мотивов, ориентированных на длительную временную перспективу; действенности мотивов и их влияние на по-ведение и т. д. Все это позволяет оценить зрелость профессиональной мотивационной сферы студентов медицинских специальностей.

Для выявления мотивации обучения студентов было проведено исследование, в которое были включены студенты Саранского медицинского колледжа в количестве 85 человек (разделенные на три группы): первая группа — студенты I (30 человек), вторая —

III (25 человек) и третья группа — выпускного курсов (30 человек).

Всем испытуемым были предложены методики: определения мотивации учения; изучения мотивов учебной деятельности; диагностики социально-психологической адаптации; тест исследования тревожности. По результатам исследования мотивации к учебной деятельности было выявлено, что для 52 % студентов медицинского колледжа характерен средний уровень мотивации учения. Студенты с нормальным и высоким уровнем мотивации учения составляют по 19 % от общего числа опрашиваемых. Динамика мотивов к учебной деятельности с I по III курс проявляется в тенденции повышения успешности сдачи экзаменов на «хорошо» и «отлично», что, по их мнению, обеспечивает успешность будущей профессиональной деятельности и приобретении глубоких и прочных знаний. На IV курсе (3-я группа наблюдения) основным становится мотив получить диплом, данный факт связан прежде всего с насущными и актуальными заботами студентов по написанию дипломного проекта и определения места будущей работы. Студенты старших курсов перестают ориентироваться на мнение родителей и оценки за экзамены, их более волнует вопрос интеллектуального удовлетворения от получаемых знаний и, соответственно, от реализации их в будущей профессии.

По результатам исследования адаптации и тревожности можно сделать вывод, что у студентов 3-й группы исследования наблюдается низкий уровень адаптивности (124,5) по сравнению с группами 1 (141,4) и 2 (143,1).

Отмечается высокий уровень тревожности у студентов 1-й группы исследования (40,2) по сравнению со 2-й группой наблюдения (37,3) по тесту тревожности. Это, вероятно, связано с более молодым возрастом студентов, высокими по сравнению со школьным обучением требованиями и повышенной нагрузкой, вызванной переходом на более самостоятельное обучение. Значимую роль играет социальный фактор, такой как переход в другое учебное учреждение, встреча с новыми людьми, создание коллектива и ориентация на профессиональную деятельность, соответственно, повышение тревожности стимулирует адаптацию на начальных этапах.

Наблюдается высокий уровень тревожности в 3-й группе (40,7). Данный факт можно связать с защитой дипломного проекта и определением места будущей работы, что подтверждается и данными исследования учебной мотивации.

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 2

Таким образом, для повышения эффективности мотивации к учебной деятельности студентам медицинских среднеспеци-альных образовательных учреждений необходимо оказывать психологическую помощь через реализацию различных мероприятий. На I курсе, в большей мере для тех, кто поступил после 9 класса, предлагается путем выявления особенностей психологического развития определять индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе. Также рекомендуется проводить разъяснительные беседы, активно подключать к работе с ними студентов старших курсов и преподавателей в качестве кураторов. Для улучшения сплоченности коллектива эффективны «круглые столы» и различные игры, позволяющие раскрыть способности, проявить себя и обсудить насущные проблемы. Для уменьшения негативно-

го влияния стрессовых факторов учебного процесса во время обучения и повышения профессиональной мотивации необходимо регулярно проводить тренинги по снятию тревожности и повышению профессиональной мотивации, такие как «Твой профессиональный выбор»; «Психологическая подготовка к экзаменам»; «Саморегуляция»; «Саморазвитие и самоактуализация личности»; «Учись учиться» [3]. В период подготовки к написанию и защите дипломного проекта для студентов выпускных курсов необходимо включать в план занятия, способствующие снятию эмоционального напряжения и положительному настрою на дальнейшую работу в данной области: беседы, направленные на снятие у студентов состояния неуверенности, работу с пассивными студентами с целью преодоления их собственного стереотипа поведения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков — М., 1972. — С. 41—42.

2. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. ~ М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

3. Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема / П. М. Якобсон. — М. : Знание, 1973. — 32 с.

Поступила 18.04.11.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Е. О. Абрамова, И. А. Винтин

В статье анализируются условия развития, воспитания и социализации ребенка в условиях учреждений дополнительного образования на примере разнопрофильных лагерей. Критикуются (и не без оснований) отдельные формы, методы, приемы разнопрофильных оздоровительно-образовательных лагерей. В работе дается описание наиболее продуктивных технологий внешкольной деятельности. Авторы обращаются в статье к вопросам дополнительного образования и его содержания, а также определяют социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в условиях оздоровите л ьно-образовател ы юго лагеря.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно ориенти-

рованной педагогики. Одной из задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей

Серия «Психологические науки»

т

Е. О. Абрамова, И. А. Винтин, 2011

245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.