Научная статья на тему 'Физический образ «я» у подростков, страдающих ожирением'

Физический образ «я» у подростков, страдающих ожирением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
558
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Татьяна Викторовна, Гвоздева Наталья Вячеславовна

В данной статье проанализированы особенности самооценки у подростков, страдающих ожирением, рассмотрены факторы, снижающие адаптацию и социализацию. Возникает вопрос о психологических механизмах формирования у подростков негативного самоотношения и искаженного физического образа. Мы предположили, что определенные индивидуально-личностные особенности подростков с ожирением и неблагоприятные семейные условия будут способствовать искаженному развитию самосознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физический образ «я» у подростков, страдающих ожирением»

ФИЗИЧЕСКИЙ ОБРАЗ «Я» У ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ОЖИРЕНИЕМ

Т. В. Тарасова, Н. В. Гвоздева

В данной статье проанализированы особенности самооценки у подростков, страдающих ожирением, рассмотрены факторы, снижающие адаптацию и социализацию. Возникает вопрос о психологических механизмах формирования у подростков негативного самоотношения и искаженного физического образа. Мы предположили, что определенные индивидуально-личностные особенности подростков с ожирением и неблагоприятные семейные условия будут способствовать искаженному развитию самосознания.

Человек испокон веков задавался вопросом: «Кто есть я?» и до сих пор не нашел ответа. На основании этого феномен Я-кон-цепции окончательно не изучен по сей день и требует углубленного рассмотрения.

Я-концепция с момента зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти [1].

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важным являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Исследования в области самосознания имеют огромное значение для каждого индивида, так как позволяют наиболее глубоко изучить особенности собственной психики и, возможно, решить какие-либо значимые проблемы.

Учитывая высокую значимость внешности в подростковом возрасте, можно предположить, что ожирение вызовет определенные изменения в образе «Я» и самооценке подростка. Вместе с тем оказалось необходимым уточнить те факторы («внешние» и «внутренние»), которые способствуют негативным изменениям в сфере самосознания. Ожирение, как и любое соматическое заболевание, сопровождающееся дефектом внешности, создает особую ситуацию развития, нередко приводящую к аномалиям личности. Известно также, что искаженные условия развития «не переводятся» автоматически и однозначно в негативное самоотно-

шение, чувство собственной малоценности ит. п., следовательно, необходимо установить личностные особенности, способствующие возникновению «чувства дефектности», а также личностные механизмы компенсации [2].

Сформулированные гипотезы вытекают из хорошо известных в научной литературе данных и закономерностях становления самооценки в подростковом возрасте и связи когнитивного стиля с образом «Я» и уровнем самоприятия. Формирование самосознания и частных самооценок может рассматриваться как результат усвоения, интериориза-ции ребенком определенных параметров отношения к нему родителей: неприязнь, отдаленность, неуважение переходят в дефект самоотношения вплоть до неприязни к себе — своим чертам, физическому облику. В свою очередь активно формирующийся образ «Я» ребенка может входить в противоречие с :::^имся у родителя представлением о ребенке и эмоциональным отношением к нему. Образ «Я» и самооценка ребенка в этом случае будут содержать черты дополнительные или защитные к транслируемым через родительское отношение и воспитание. Эмансипация и автономизаци* самооценки окончательно оформляются в подростковом возрасте, и преимущественная ориентация на оценку значимых других или на собственную самооценку становится показателем стойких индивидуальных различий, характеризующих целостный стиль личности [4].

Если до подросткового возраста в формировании самооценки главную роль играет семья, то в период подростничества, когда содержанием ведущей деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками, эти последние становятся референтной группой, чьи мнения и оценки приобретают наибольшую субъективную значимость.

© Т. В. Тарасова, Н. В. Гвоздева, 2011

241

Для тучных подростков общение со сверстниками оказывается фрустрированным, поскольку дети более, чем взрослые, склонны непосредственно выражать негативные чувства и их восприятие другого человека слито с его эмоциональной оценкой так, что «толстый» — непременно ленивый, неряшливый, безобразный и т. д. Неудачи в установлении контактов со сверстниками толкают подростка «назад», в более безопасный круг семейного общения. Семья в этом случае становится своеобразным убежищем от психотравм социума, почти единственной сферой жизнедеятельности подростка, где он надеется реализовать свои потребности в самоутверждении и самоприятии. Из фактора развития семья рискует превратиться в его тормоз — ребенок не учится преодолевать препятствия в общении со сверстниками, развивать те качества своей личности, которые вопреки дефекту позволили бы ему найти пути самореализации, а напротив, закрепляет за ним ярлык ущербности и неполноценности. Таким образом, в соответствии с нашей первой гипотезой самооценка подростков с ожирением в большей степени, чем здоровых подростков, зависит от родительской оценки и в меньшей степени — от оценки сверстников. Вторая гипотеза вытекает из предположения о низкой когнитивной дифференцированное™ (полезависимости) тучных подростков и, следовательно, их повышенной сензитивности к негативным оценкам окружающих. Если подтвердится предположение о полезависимости тучных подростков, мы вправе ожидать, что низкая самооценка своей внешности окажет тотальное негативное влияние на общий уровень само-приятия [3].

Исследование проводилось с двумя группами испытуемых в количестве 45 человек в возрасте 12 — 14 лет (учеников 6 — 8 классов). Первая группа — 20 девочек в возрасте 12 —14 лет с диагнозом «ожирение II степени»; в контрольную группу вошли 25 девочек того же возраста без выраженных дефектов внешности. Экспериментальная схема включала следующие методики: «индекс массы тела» была направлена на вычисление соответствий между массой тела и ростом человека; диагностики самооценки; тест рисования человеческой фигуры Махо-вер — Гуденаф; методика САН; модифицированный вариант методики измерения самооценки Дембо — Рубинштейн со свободными шкалами.

Уже в ходе предварительной беседы стало очевидным, что полные девочки стыдятся своей внешности, не имеют друзей, хотя испы-

тывают острую потребность в близких и теплых отношениях со сверстниками. Результаты исследования самооценки подтверждают большую зависимость самооценки тучных подростков от родительской оценки. Так, если в микроструктуре эмоционально-ценностного родительского отношения выражены антипатия и неуважение, то и самоотношение ребенка по осям симпатии и уважения будет негативным (плохой и слабый). Именно эти типы родительского отношения и соответственно детского самоотношения преобладали в первой группе.

Установлена слитность самооценки и ожидаемой родительской оценки — так называемая эхо-самооценка, или зеркальное отражение в самооценке родительского видения ребенка и эмоционального отношения к нему. «Я больная — так и мама считает», «Я честная. Так мама говорит», «Мама говорит, что я эгоистка. Так оно и есть». Самооценка как бы отстает в своем развитии из-за отношения родителей к подростку. Это создает чрезвычайно психотравмирующую ситуацию для ребенка. Стремясь спрятаться от неблагоприятно складывающихся отношений вне семейного круга, полный ребенок в своей семье сталкивается с отсутствием истинно глубоких чувств и эмоциональным отвержением родителей, что еще более усугубляет его чувство неполноценности. Как соотносится у тучных подростков восприятие своего дефекта с образом физического «Я» и эмоционально-ценностным отношением? Наглядное представление об этом даст анализ данных теста «Рисунок человека». Дети часто вообще исключают фигуру человека, ограничиваясь прорисовкой головы и лица; если рисуется фигура, то схематично и условно: туловище-треугольник, руки, ноги-палки. Пропуск деталей фигуры, наиболее зримо доказывающих субъективно переживаемую физическую непривлекательность, позволяет снизить интенсивность психотравмы, одновременно указывая стиль защитного реагирования — вытеснение.

Анализ результатов показывает, что существует статистически значимая зависимость между показателями когнитивной дифференцированности и коэффициентами сходства самооценки и ожидаемой родительской оценки (в большей степени), а также самооценки и ожидаемой оценки сверстника (в меньшей степени). Для девочек первой группы эта зависимость выражена сильнее. Выраженная негативная установка в отношении собственной внешности постоянно воспроизводится и подкрепляется оценкой окружающих, а высокая зависимость от авто-

242

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | 2

ритетов, пассивность и неспособность противостоять давлению среды затрудняют выработку собственной системы шкал самооценивания.

Таким образом, у тучных детей неприятие своего физического «Я» в сочетании с зависимостью от критического отношения окружающих перерастает в негативное эмоцио-

нально-ценностное отношение к собственной личности в целом. Полученные данные являются основой для разработки психокоррекционных мероприятий, направленных на правильное формирование самооценки у детей с излишней массой тела. В работу должны быть включены не только дети, но также родители и педагоги.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. — М. : Прогресс, 1986. — 420 с.

2. Бернс Р. Что такое Я-концепция. Психология самосознания / Р. Бернс ; ред. Д. Я. Рай-городский. — Самара : Бахрах-М, 2003. — 393 с.

3. Личко А. Е. Подростковая психиатрия / А. Е. Личко. — 2-е изд., доп. и перераб. — Л. : Медицина, 1985. — 416 с.

4. Тесова Е. Подросток : самовоспитание и самопознание / Е. Тесова // Проблемы выхаживания. — 1997. — Вып. 6. — С. 68 — 72.

Поступила 18.04.11.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА Т. В. Тарасова, Е. В. Арсентьева, Н. С. Щанкина,

И. А. Табачкова

В статье показана актуальность проблемы профессиональной мотивации. Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. Поэтому изучение механизмов и закономерностей мотивации человека на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. Изучение структуры профессионально ориентированной мотивации студентов, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере медицины, позволят психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности медицинской помощи: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.

Ведущим понятием, которое требует наиболее полного изучения, является определение мотива. Согласно Л. И. Божович в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность [1, с. 41—42].

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Применительно к учебной деятельности студентов в системе образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направ-

Т. В. Тарасова, Е. В. Арсентьева, Н. С. Щанкина,

И. А. Табачкова, 2011

Серия 4 Психологические науки*

243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.