Научная статья на тему 'Особенности учебного процесса по подготовке личного состава к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций в системе МЧС'

Особенности учебного процесса по подготовке личного состава к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций в системе МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный процесс / особенности / боевое дежурство / прикладной характер / морально-психологическая подготовка / educational process / features / combat duty / applied nature / moral and psychological training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

В статье исследуется учебный процесс подготовки сотрудников МЧС к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Проанализирован учебный процесс в пожарно-спасательных частях МЧС. Выявлены основные особенности данного процесса. Основными особенностями являются учебный процесс непосредственно связан с несением боевого дежурства, что требует педагогического мастерства и оперативности. Учебный процесс в пожарно-спасательных частях иногда прерывается вызовами на происшествие. Учебный процесс связан с работой на технике, соответственно идёт процесс формирования практических навыков и умений. Следующей особенностью учебного процесса является формирование навыков морально-психологической готовности сотрудника МЧС к действиям в условиях чрезвычайной ситуации. В учебном процессе принимают участие сотрудники разных возрастных групп, что требует учёта их особенностей. Проанализирован учебный процесс в Сибирской пожарно-спасательной академии, выявлены положительные стороны и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR THE PREPARATION OF PERSONNEL FOR ACTIONS IN EMERGENCY SITUATIONS IN THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

The article examines the educational process of preparing emergency personnel to act in emergency situations. The educational process in the fire and rescue units of the Ministry of Emergency Situations is analyzed. The main features of this process are revealed. The main features are the educational process is directly related to combat duty, which requires pedagogical skills and efficiency. The educational process in fire and rescue units is sometimes interrupted by emergency calls. The educational process is associated with working on technology, respectively, the process of forming practical skills and abilities is underway. The next feature of the educational process is the formation of skills of moral and psychological readiness of an EMERCOM employee to act in an emergency situation. Employees of different age groups take part in the educational process, which requires taking into account their characteristics. The educational process at the Siberian Fire and Rescue Academy is analyzed, the positive sides and disadvantages are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности учебного процесса по подготовке личного состава к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций в системе МЧС»

Особенности учебного процесса по подготовке личного состава к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций в системе МЧС

Чёрный Сергей Петрович,

канд. пед, наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО «Сибирская Пожарно-спасательная Академия ГПС МЧС России»

Савин Александр Петрович,

канд. пед, наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО «Сибирская Пожарно-спасательная Академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

В статье исследуется учебный процесс подготовки сотрудников МЧС к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Проанализирован учебный процесс в пожарно-спасательных частях МЧС. Выявлены основные особенности данного процесса. Основными особенностями являются учебный процесс непосредственно связан с несением боевого дежурства, что требует педагогического мастерства и оперативности. Учебный процесс в пожарно-спасательных частях иногда прерывается вызовами на происшествие. Учебный процесс связан с работой на технике, соответственно идёт процесс формирования практических навыков и умений. Следующей особенностью учебного процесса является формирование навыков морально-психологической готовности сотрудника МЧС к действиям в условиях чрезвычайной ситуации. В учебном процессе принимают участие сотрудники разных возрастных групп, что требует учёта их особенностей. Проанализирован учебный процесс в Сибирской пожарно-спасательной академии, выявлены положительные стороны и недостатки.

Ключевые слова: учебный процесс, особенности, боевое дежурство, прикладной характер, морально-психологическая подготовка.

о с

U

см о см

Актуальность исследования. Подготовка сотрудников МЧС к выполнению своих обязанностей направлена прежде всего на формирования знаний умений и навыков боевой работы в условиях чрезвычайных ситуаций. В связи с этим процесс обучения носит прежде всего практико-ориентированный характер, который имеет свои особенности и связан с процессом психологической подготовки сотрудника МЧС к работе в условиях связанных с риском для жизни. Исследования процесса обучения в данной силовой структуре, направленно прежде всего на выявление наиболее эффективного педагогического инструментария который позволяет наиболее эффективно готовить сотрудников МЧС к опасной работе. Объектом исследования является учебный процесс в системе МЧС. Цель исследования выявить особенности учебного процесса боевой подготовки сотрудников МЧС к выполнению профессиональных обязанностей.

С момента возникновения пожарной охраны как структуры важнейшим компонентом деятельности было и остается обучение и воспитание сотрудников готовых к боевой работе. Начинается учебный процесс специальной (практической) разносторонней подготовки сотрудников к борьбе с пожарами с момента поступления на службу. С развитием техники и вооружения подготовка пожарных будет только усложнятся и совершенствоваться. Изначально особенностью учебного процесса являлись формы и методы обучения которые заключались в практической деятельности начальников пожарных команд и подчиненных. Знания, умения и навыки по обучению и воспитанию личного состава, накапливались и передавались от поколения к поколению в виде правил, запретов, поговорок, пословиц. В дальнейшем, по мере организации пожарной охраны в государственную структуру, формируется административная система требований (указы, приказы, инструкции). Значительный вклад внесли в организацию пожарной охраны Иван III Великий, Иван IV, Борис Годунов, Михаил Федорович Романов, Петр I, Александр I, Ульянов Ленин, Сталин.

Учебный процесс на протяжении всего времени состоял в обучении и воспитание сотрудников МЧС, коллективов к выполнению своих обязанностей в любых условиях. Особенность учебного процесса состоит в том, что с момента поступления на службу в МЧС сотрудник приступает к несению боевого дежурства, выполняет свои прямые обязанности, включается в работу коллектива, и несёт ответственность за свои действия. Учеб-

ный процесс отличается от обычных учебных процессов своим обеспечением, требованиями к физической и морально-психологической готовности сотрудника МЧС. Программа обучения сотрудника, офицера МЧС включает историю пожарной охраны, методологию, теорию обучения сотрудника МЧС, анализ аварийно-спасательных работ полученных в результате педагогических исследований и жизненных наблюдений, научные обобщения выраженные в закономерностях концепциях специальной педагогики. Кроме этого в учебном процессе применяется такая категория как профессионально-педагогическая культура офицера МЧС, который является организатором учебного процесса. Система МЧС строится по принципу единоначалия, а значит офицер выступает в роли учителя, воспитателя, руководителя подчинённых и несет за это персональную ответственность. Обучение сотрудников МЧС и подразделений происходит в условиях постоянной боевой готовности, и нередко процесс обучения прерывается вызовом к месту происшествия. Постоянная боевая готовность предъявляет к сотруднику МЧС высокие требования к морально-психологической готовности. Необходимость поддержания постоянной боевой готовности предъявляет высокие требования к содержанию, организации и методике обучения, компетентности офицеров. Несение службы в составе караула, практическая работа с пожарной техникой, оборудованием являются эффективной формой закалки воли и характера, в конечном счёте профессионального мастерства сотрудника МЧС. Особую роль в обучении играют пожарно-тактические ученья, которые закрепляют и совершенствуют индивидуальные и коллективные навыки и умения, а также формируют психологическую готовность к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Учитывая особенность учебного процесса в пожарных частях, его насыщенность, возможно прерывность, многофакторность предъявляются более высокие требования к подготовке офицера, его компетентности, владение формами и методами обучения, качественным отбором учебного материала, учить тому, что необходимо в чрезвычайной ситуации. Эффективное обучение возможно только в условиях твёрдого порядка, точного и строгого выполнения устава пожарной охраны, приказов, инструкций. Учебный процесс должен быть обеспечен видео и электронными ресурсами, офицеры должны владеть методикой обучения и воспитания. К задачам учебного процесса в системе МЧС относится формирования сотрудника МЧС как гражданина и специалиста, вооружение знаниями о технике и вооружении МЧС, о поражающих факторах чрезвычайных ситуаций, и тактике их ликвидации, воспитание интеллектуальных, моральных и физических качеств сотрудника, выработка психологической готовности и доверия друг к другу, взаимовыручки. Основная роль в учебном процессе принадлежит начальнику пожарно-спасательной части, отряда, именно на них замыкается всё обучение и воспитание со-

трудников МЧС. Руководители обязаны знать особенности психологии каждого сотрудника своего подразделения, и умело направлять его усилия на решения служебно-боевых задач. Особенностью учебного процесса в пожарно-спасательной части является то, что сотрудники - это взрослые состоявшиеся люди с средним и высшим образованием, со своими взглядами интересами, убеждениями, с соответствующем уровнем воспитания, со своими слабыми и сильными сторонами. Эту особенность тоже необходимо учитывать, так как выпускники академии, которые ими будут командовать значительно моложе.

Исследуя учебный процесс в академии мы выявили положительные стороны и недостатки. Подготовка специалистов в академии происходит по учебным планам в зависимости от года набора по ВГОС 3+ и ВГОС 3++, учебные планы позволяют качественно подготовить курсантов и студентов к их будущей профессиональной деятельно-сти[8,65]. Рассмотрим положительные стороны данного процесса. Первое - учебный процесс организован на основании нормативно-правовых актов, и планов которые предусматривают проведение лекционных, практических, лабораторных занятий. Учебный процесс обеспечен материально-технической базой, местами практических занятий, и современными оборудованными аудиториями в которых имеется интерактивная доска для проведения групповых занятий, лекционные аудитории обеспечены мультимедийной техникой с экраном диагональю 4,5 метра что позволяет эффективно передавать знания обучающимся. Кабинеты специальной подготовки оборудованы соответствующей пожарной техникой и вооружением. В академии имеется специальная площадка для проведения практических занятий такие как Грот, Лава, Уголёк где формируются практические навыки действий курсантов в задымлённой зоне и в зоне высоких температур. Практические навыки формируются при заступлении на дежурство в учебной пожарной части. Ежегодно проводятся обще академические учебно-тактические ученья с привлечением сил и средств УГПС № 2 г.Же-лезногорска. Таким образом мы видим, что учебный процесс обеспечен современными аудиториями и насыщен мероприятиями позволяющими качественно подготовить выпускника к практической деятельности. Можно ли усовершенствовать учебный процесс в академии, наверное да. Первое - по возможности максимально задействовать все технические средства обучения, второе - повысить качество самоподготовки, третье - интенсивно использовать информационные ресурсы ведомства и электронных библиотек, четвёртое -определить ведущие предметы и больше уделить им внимания.

Таким образом в ходе исследования выявлены следующие особенности процесса обучения сотрудников МЧС: учебный процесс осуществляется в том числе во время несения боевого дежурства, что создает свои сложности; учебный процесс

сз о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о т

О от

З

и о со

связан с работой на технике когда формируются практические навыки; учебный процесс, кроме формирования знаний, умений и навыков, направлен на формирование морально-психологической устойчивости сотрудников при действиях в условиях опасных для жизни; в учебном процессе участвуют разновозрастные сотрудники их особенность необходимо учитывать.

Литература

1. Арнаутов В.Д. Опыт инновационно-моделирующей деятельности и проектирования образовательного процесса // Педагогика. - 1998. -№ 1. - С. 18-23.

2. Беляева А.П. Дидактические особенности преподавания специальных предметов // Программе созидания - высококвалифицированные рабочие кадры. - Киев, 1987. - С. 216-225.

3. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М.: Педагогика, 1991. - 269 с.

4. Коменский Я.А. Великая дидактика // Из-бр. пед. соч. - М.: Изд-во рус. товарищества, 1906. - 308 с.

5. Кузнецова Н.Е. Информационные технологии обучения: их закономерности и принципы // Материалы 5-го Международного семинара по проблемам дидактики. - Польша, 1995. -С. 11-16.

6. Назарова Т.С. Педагогические технологии -новый этап эволюции // Педагогика. - 1997. -№ 3. - С. 20-27.

7. Профессионально-педагогическая технология обучения в профес-сиональных учебных заведениях / Под ред. А.П. Беляевой; Ин-т профтехобразования РАО. - СПб., 1995. - 230 с.

8. Шафранов-КуцевГ.Ф. Новые ориентиры модернизации профессионального образования в условиях информационного взрыва // Образование и наука. Известия Уральского РАО. -2022. - № 4. - С. 25-39

FEATURES OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR THE PREPARATION OF PERSONNEL FOR ACTIONS IN EMERGENCY SITUATIONS IN THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

Cherny S. P., Savin A. P.

Siberian Fire And Rescue Academy EMERCOM of Russia

The article examines the educational process of preparing emergency personnel to act in emergency situations. The educational process in the fire and rescue units of the Ministry of Emergency Situations is analyzed. The main features of this process are revealed. The main features are the educational process is directly related to combat duty, which requires pedagogical skills and efficiency. The educational process in fire and rescue units is sometimes interrupted by emergency calls. The educational process is associated with working on technology, respectively, the process of forming practical skills and abilities is underway. The next feature of the educational process is the formation of skills of moral and psychological readiness of an EMERCOM employee to act in an emergency situation. Employees of different age groups take part in the educational process, which requires taking into account their characteristics. The educational process at the Siberian Fire and Rescue Academy is analyzed, the positive sides and disadvantages are revealed.

Keywords: educational process, features, combat duty, applied nature, moral and psychological training.

References

1. Arnautov V.D. The experience of innovative modeling and design of the educational process // Pedagogy. - 1998. - No. 1. -pp. 18-23.

2. Belyaeva A.P. Didactic features of teaching special subjects // Program of creation - highly qualified workers. - Kiev, 1987. -pp.216-225.

3. Kolesnikov L.F., Turchenko V.N., Borisova L.G. The effectiveness of education. - M.: Pedagogy, 1991. - 269 p.

4. Komensky Ya.A. The Great didactics // Elected. ped. soch. - M.: Publishing House of the Russian Association, 1906. - 308 p.

5. Kuznetsova N.E. Information technologies of education: their patterns and principles // Materials of the 5th International seminar on the problems of didactics. - Poland, 1995. - pp. 11-16.

6. Nazarova T.S. Pedagogical technologies - a new stage of evolution // Pedagogy. - 1997. - No. 3. - pp.20-27.

7. Vocational pedagogical technology of education in vocational educational institutions / Edited by A.P. Belyaeva; Institute of Vocational Education of the Russian Academy of Sciences. -St. Petersburg, 1995. - 230 p.

8. Shafranov-Kutsevg.F. New guidelines for the modernization of vocational education in the context of an information explosion // Education and science. Izvestiya Uralsky RAO. - 2012. -No.4. - pp. 25-39

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.