Научная статья на тему 'Формирование навыков боевой готовности курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии в учебно-воспитательном процессе'

Формирование навыков боевой готовности курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии в учебно-воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
боевая готовность / методы подготовки / особенности / виды / умения / навыки / combat readiness / training methods / features / types / skills.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

В статье авторы исследуют процесс формирования боевой готовности курсантов академии к действиям в условиях чрезвычайной ситуации. Выявлены основные компоненты боевой готовности, их характеристика. Определены основные профессиональные знания, умения и навыки которые составляют основу боевой готовности и формируются в ходе учебно-воспитательного процесса. Выявлены сложные умения которые составляют основу профессионального мастерства, а также личные качества сотрудника МЧС необходимые для поддержания боевой готовности. Обоснована служебно-педагогическая система формирования боевой готовности её структура и последовательность формирования навыков боевой готовности. Определены упражнение как основной метод формирования боевой готовности и тренировка как основная форма организации боевой подготовки. Выявлены особенности боевой подготовки сотрудников МЧС. Рассмотрены основные виды боевых действий сотрудников МЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чёрный Сергей Петрович, Савин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMBAT READINESS SKILLS OF CADETS OF THE SIBERIAN FIRE AND RESCUE ACADEMY IN THE EDUCATIONAL PROCESS

In the article, the authors investigate the process of formation of combat readiness of cadets of the Academy to act in an emergency situation. The main components of combat readiness and their characteristics are revealed. The main professional knowledge, skills and abilities that form the basis of combat readiness and are formed during the educational process are determined. The complex skills that form the basis of professional skill, as well as the personal qualities of an EMERCOM employee necessary to maintain combat readiness are revealed. The service-pedagogical system of formation of combat readiness, its structure and sequence of formation of combat readiness skills are substantiated. Exercise is defined as the main method of formation of combat readiness and training as the main form of organization of combat training. The peculiarities of combat training of the Ministry of Emergency Situations are revealed. The main types of combat operations of the Ministry of Emergency Situations are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков боевой готовности курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии в учебно-воспитательном процессе»

Формирование навыков боевой готовности курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии в учебно-воспитательном процессе

Чёрный Сергей Петрович,

канд. пед, наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО «Сибирская Пожарно-спасательная Академия ГПС МЧС России»

Савин Александр Петрович,

канд. пед, наук, доц., кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО «Сибирская Пожарно-спасательная Академия ГПС МЧС России» E-mail: opk@sibpsa.ru

В статье авторы исследуют процесс формирования боевой готовности курсантов академии к действиям в условиях чрезвычайной ситуации. Выявлены основные компоненты боевой готовности, их характеристика. Определены основные профессиональные знания, умения и навыки которые составляют основу боевой готовности и формируются в ходе учебно-воспитательного процесса. Выявлены сложные умения которые составляют основу профессионального мастерства, а также личные качества сотрудника МЧС необходимые для поддержания боевой готовности. Обоснована служебно-педагогическая система формирования боевой готовности её структура и последовательность формирования навыков боевой готовности. Определены упражнение как основной метод формирования боевой готовности и тренировка как основная форма организации боевой подготовки. Выявлены особенности боевой подготовки сотрудников МЧС. Рассмотрены основные виды боевых действий сотрудников МЧС.

Ключевые слова: боевая готовность, методы подготовки, особенности, виды, умения, навыки.

о с

U

см о см

Актуальность исследования

Служебная деятельность сотрудников МЧС связана с выполнением своих обязанностей в экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и возможно социального характера. В связи с этим деятельность включает специфические виды труда такие как боевое дежурство в составе караула, повседневный хозяйственный труд, проведение пожарно-технического обследования, тренировки по боевому развёртыванию все виды деятельности требуют от личного состава постоянной боевой готовности к действиям по тушению пожаров, спасению людей, ликвидации аварий и катастроф. Социально-педагогическая категория боевой готовности к действиям в условиях риска выступает как интегральное качество компонентов воспитания, традиций, физической, психологической, профессиональной подготовки, нравственных установок и динамизма. Боевая готовность выступает как профессиональная характеристика личности пожарного, его психологическая готовность к риску, самопожертвованию ради спасения людей. Формирование навыков боевой готовности сложный многогранный управляемый процесс превращения общезначимого, общественного, государственного в лично значимое для пожарного. Формирование навыков боевой готовности требует целенаправленного комплексного воздействия во время учебно-воспитательного процесса на будущих офицеров МЧС. Таким образом цель исследования выявить компоненты боевой готовности и определить эффективные методы формирования боевой готовности курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии.

Процесс формирования навыков боевой готовности начинается с теоритического вооружения курсантов профессиональными знаниями, которые приобретают на предметах профессиональной подготовки, и предметах гуманитарного цикла. Кроме знаний параллельно идёт процесс формирование умений которые станут базой приобретения навыков. На предметах гуманитарного цикла воспитываются духовно-нравственные качества будущего офицера МЧС, воспитывается дань традициям сотрудников МЧС, прививаются качества дисциплинированности, ответственности, уважения к профессии спасателя. Соответственно идёт процесс формирования познавательного интереса, творческого мышления, самоконтроля, что необходимо в чрезвычайной ситуации. Физическая подготовка позволяет курсантам в чрезвычайных ситуациях максимально

напрягать свои физические силы, стойко и упорно противостоять стихии. Идёт процесс психологической подготовки, у курсантов формируется эмоционально-волевая устойчивость, готовность к действиям в нестандартных условиях. В ходе учебно-воспитательного процесса закладываются основы профессионального мастерства, формируются устойчивые знания, умения, навыки боевой готовности, применения боевой техники и оборудования при выполнении служебно-боевых задач. Мастерство это высокий уровень владения техникой и вооружением пожарного подразделения. Для офицера МЧС кроме профессионального мастерства, необходимо владеть и компонентами педагогического мастерства, знать основные методы и приемы воздействия на подчинённых, умело воспитывать и управлять. Процесс формирования навыков боевой готовности характеризуется: знаниями - как совокупностью информации о пожарно-техническом вооружении, способами применения, тактикой действий, умелым руководством в чрезвычайных ситуациях. Знания о всех авариях и катастрофах, их поражающих факторах, готовность к управлению подразделением в этих ситуациях является одним из факторов боевой готовности. Знания определяют профессиональную пригодность сотрудника МЧС. Вторым компонентом боевой готовности является умение. Умение оценить ситуацию, умение произвести расчёт сил и средств для ликвидации пожара, умение работать с документацией, умение эффективно управлять личным составом. Умение это 80% интеллектуальных действий и 20% двигательных, офицер МЧС должен владеть всеми умениями. Умения формируются на основе знаний, которые закрепляются тренировкой. Третьим компонентом боевой готовности являются навыки. Навык это способность выполнять действие правильно быстро автоматически, но действия находятся под интеллектуальным контролем[5,78]. В ходе учебно-воспитательного процесса у курсантов формируются навыки установки автомобиля на водоисточник, установка трехколенной лестницы, подъем по штурмовой лестнице, использование СИЗ, использование самоспасателя, применения средств пожаротушения. Навыки формируются при помощи тренировок и упражнений вовремя проведении практических занятий. Таким образом на основе знаний, умений и навыков у курсантов в процессе формирования навыков боевой готовности формируются более сложные умения которые связаны одновременно с управлением подразделением и применением пожарно-технического оборудования, то есть сложные действия которые требуют особого контроля сознания, или экстремальные умения [4,118]. Данные умения в отличие от навыков имеют комплексную структуру, позволяющую использовать ранее приобретенные знания, навыки и опыт, принимать необходимые решения, оперативно вырабатывать новый способ действий с пожарной техникой, оборудованием. Сложные умения - это основа профессионального мастер-

ства пожарного и всесторонней готовности к решению служебно-боевых задач.

Процесс формирования боевой готовности сотрудников МЧС к действиям в экстремальных и чрезвычайных ситуациях имеет свои особенности:

- технико-прикладную направленность, которая предполагает приобретение устойчивых навыков и умений применения аварийно-спасательной техники в любое время суток и в любых погодных условиях;

- тесная связь оперативной работы по ликвидации аварий и катастроф с профилактической работой по их предупреждению и расследованию уже случившихся;

- единство задач по боевой подготовке индивидуальной и коллективной в составе отделения, караула, части;

- техническая, тактическая, спасательная выучка личного состава - основное звено боевой подготовки личного состава подразделений МЧС;

- оснащённость подразделений МЧС пожарно-спасательной техникой инструментом и оборудованием во время проведения всех тактико-специальных учений;

- концентрический характер боевой подготовки сотрудников пожарных подразделений который предполагает формирование навыков применения аварийно-спасательной техники и оборудования с постепенным усложнением условий в которых будет действовать личный состав и с расширением категорий оборудования и инструментов;

- специфика организации и методики формирования боевой подготовки личного состава в обстановке приближённой к реалиям, то есть отработка техники и тактики тушения пожара на каждом объекте, который находится в зоне ответственности, с разработкой карточки пожаротушения объекта.

Формирование навыков боевой готовности личного состава предполагает применения и функционирования служебно-педагогической системы, которая позволяет эффективно обучать, формировать умения и навыки боевой готовности. Основными методами боевой подготовки являются:

- устное изучение техники и тактики проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров;

- обсуждения изучаемого материала, выявление интереса и проблем данной темы, учитывая сложность и разнообразность информации;

- показ техники и тактических приемов боевой работы, офицер МЧС в совершенстве должен знать и владеть пожарной техникой и вооружением, а также методами обучения;

- упражнение - отработка конкретных видов действий, установка трёхкалленной лестницы -упражнение групповое, установка автомобиля на водоисточник - упражнение групповое, развёртывание - упражнение коллективное, подъем по штурмовой лестнице - упражнение инди-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

видуальное и т.д. Каждое упражнение вначале отрабатывается по разделениям, потом в комплексе. Упражнение - один из основных методов формирования навыков боевой готовности, применяется на пожарно-строевой подготовке, при индивидуальной, групповой и коллективной подготовке. Пожарно - строевая подготовка предусматривает проведение только практических занятий где отрабатываются упражнения и проводятся тренировки. Тренировка как завершающий этап коллективного действия формирования боевой готовности подразделений МЧС. Отработка нормативов по пожарно-строевой подготовке и тактико-специальной подготовке позволяет доводить до автоматизма действия личного состава и подразделений при проведении боевого развёртывания сил и средств. Пожарно-тактические учения - завершающий этап формирования навыков боевой готовности, где отрабатываются коллективные действия подразделений по ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах связанных с пребыванием большого количества людей или на опасных производствах которые требуют особого внимания. Теоретический курс по проведению таких мероприятий читается на предметах как «Пожарная тактика» и «Организация аварийно-спасательных работ». Во время пожарно-тактических учений формируется слаженность подразделений, профессиональное мастерство каждого сотрудника совершенствуется. Офицеры приобретают умения и навыки управления подразделениями, изучают район и объекты возможных действий. Пожарно-тактические ученья бывают контрольно-проверочные, показные, опытные и комплексные.

Исходя из форм и методов формирования навыков боевой готовности личного состава и подразделений к действиям, определим основные виды боевых действий и умения сотрудника МЧС: -обработка полученной информации о чрезвычайной ситуации - умение которое позволяет определить номер вызова, какое подразделение привлекается к ликвидации чрезвычайной ситуации; -выезд и следование на пожар - умение которое позволяет проложить кратчайший маршрут движения; - разведка пожара - начинается с получения информации о пожаре и визуальной информации во время движения к пожару и непосредственно проведения разведки на самом объекте пожара - умение анализировать совокупность полученных данных и принимать решения; - спасение людей и имущества - умение определить наличие людей на пожаре, степень угрозы, определить пути спасения, какие средства для этого необходимы; - боевое развёртывание - умение правильно определить главное направление борьбы с пожаром, основные водоисточники, боевое развёрты-е вание происходит одновременно с спасением лю-" дей и имущества; - ликвидация горения - умение ^ правильно рассчитать силы и средства необхо-~ димые для ликвидации пожара, выбрать позиции зё для подачи средств пожаротушения; - выполне-

ния специальных работ - умение определить сопутствующие факторы повышающие эффективность ликвидации чрезвычайной ситуации; - сбор и возвращение в подразделение - умение организовать сбор пожарно-технического оборудования и инструмента. Исследования проводимые в академии показывают влияние упражнений и тренировок на формирование навыков боевой готовности и их соотношение, чем меньше времени затрачено на упражнение, комплексную тренировку тем выше степень боевой готовности.

Таким образом в ходе исследования мы определили основные умения и навыки боевой готовности; а также выявили основные методы формирования навыков боевой готовности у сотрудников МЧС, определили основные виды боевой работы подразделений МЧС.

Литература

1. Военная педагогика / под ред. проф. В.Н. Герасимова. М.,1997. 345с.

2. Дьяченко В.Ф., Кандыбович Л.А., Паномарен-ко В.А. Готовность к действиям в напряжённых ситуациях. Минск, 1985 г.

3. Корчемный П.А., Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. Новогорск, 2000 г.

4. Столяренко А.П. Психологическая подготовка пожарных. М., 1982 г.

5. Педагогика / В.А. Сластёнин., В.Ф. Исаев и др. 3-е изд. М. 2000 г.

FORMATION OF COMBAT READINESS SKILLS OF CADETS OF THE SIBERIAN FIRE AND RESCUE ACADEMY IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Cherny S.P., Savin A.P.

Siberian Fire And Rescue Academy EMERCOM of Russia

In the article, the authors investigate the process of formation of combat readiness of cadets of the Academy to act in an emergency situation. The main components of combat readiness and their characteristics are revealed. The main professional knowledge, skills and abilities that form the basis of combat readiness and are formed during the educational process are determined. The complex skills that form the basis of professional skill, as well as the personal qualities of an EMERCOM employee necessary to maintain combat readiness are revealed. The service-pedagogical system of formation of combat readiness, its structure and sequence of formation of combat readiness skills are substantiated. Exercise is defined as the main method of formation of combat readiness and training as the main form of organization of combat training. The peculiarities of combat training of the Ministry of Emergency Situations are revealed. The main types of combat operations of the Ministry of Emergency Situations are considered.

Keywords: combat readiness, training methods, features, types, skills.

References

1. Military pedagogy / edited by prof. V.N. Gerasimov. M., 1997. 345s.

2. Dyachenko V.F., Kandybovich L.A., Ponomarenko V.A. Readiness for action in tense situations. Minsk, 1985.

3. Korchemny P.A., Eliseev A.P. Psychological stability in emergency situations. Novogorsk, 2000.

4. Stolyarenko A.P. Psychological training of firefighters. M., 1982.

5. Pedagogy / V.A. Slastenin., V.F. Isaev et al. 3rd ed. M. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.