Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com
2021, №3, Том 9 / 2021, No 3, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-3 -2021.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/21PSMN321.pdf
DOI: 10.15862/21P SMN321 (https://doi.org/10.15862/21PSMN321)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Чижкова М.Б. Особенности учебно-профессиональных мотивов у студентов-первокурсников медицинского вуза, обучающихся на различной финансовой основе // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №3, https://mir-nauki.com/PDF/21PSMN321.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/21PSMN321
For citation:
Chizhkova M.B. (2021). Educational and professional motives peculiarities among first-year medical university students, studying with different financial capabilities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/21PSMN321.pdf (in Russian) DOI: 10.15862/21PSMN321
Чижкова Марина Борисовна1
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Оренбург, Россия Доцент кафедры «Обучающий симуляционный центр» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2881-8413 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=591454
Особенности учебно-профессиональных мотивов у студентов-первокурсников медицинского вуза, обучающихся на различной финансовой основе
Аннотация. В статье рассматриваются особенности учебно-профессиональных мотивов у первокурсников медицинского университета, обучающихся на различной финансовой основе (бюджетное, целевое и коммерческое обучение). На основе опросников «Методика учения студентов педагогического вуза» (С.А. Пакулина, С.М. Кетько) и «Мотивация выбора медицинской профессии» (А.П. Василькова), математико-статистической обработки и интерпретации полученных данных, автором делается вывод о наличии в выделенных группах, обучающихся общих и специфических особенностей изучаемого феномена. Общие особенности в блоке доминирующих мотивов выбора профессии включают себя совокупность внутренних (интерес к профессии, желанием лечить людей, облегчать страдания тяжелобольных, стариков и детей, заботиться о собственном здоровье и здоровье своих близких), а также внешних (потребность решать научные медицинские проблемы) мотивов. В блоке реально действующих мотивов учебно-профессиональной деятельности структурообразующими во всех трех категорий испытуемых являются внешние соревновательный мотив («не отставать от сокурсников») и мотив получения вознаграждения («достичь уважения преподавателей»).
Среди профессиональных мотивов у всех респондентов лидирующими выступают внутренние мотивы самореализации, самосовершенствования и получения интересной работы, сочетающиеся с внешними мотивами достижения социального признания, уважения и гарантированной финансовой стабильности, в том числе, за счет основания своего дела.
1 https://vk.com/id186838941
Специфические особенности учебно-профессиональных мотивов обусловлены различиями в корреляционных взаимосвязях внутри каждого из блоков, дополняющими и уточняющими общие мотивационные устремления юношей и девушек 1-го курса. Обобщение общих и специфических особенностей позволило автору составить «мотивационные портреты» трех групп студентов и охарактеризовать их как «мотивация престижно-должного» у обучающихся на бюджетной основе, «квазипрофессиональная мотивация» — у студентов, обучающихся по целевому направлению; «утилитарная мотивация» — у студентов, обучающихся на коммерческой основе. Содержание портретов дает основание выдвинуть предположение о том, что целевое и коммерческое обучение для будущих врачей более ценно, особенно с точки зрения понимания траектории своего профессионального будущего. Мотивация же бюджетных студентов имеет более выраженный потребительский оттенок, поскольку не связана с финансовыми условиями обучения и договорными обязательствами в отношении третьих лиц — лечебных учреждений и организаций.
Ключевые слова: студент-первокурсник; медицинский вуз; мотив; учебно-профессиональные мотивы; доминирующие мотивы выбора профессии; реально-действующие мотивы; профессиональные мотивы; бюджетное обучение; целевое обучение; коммерческое обучение
Введение
Подготовка к профессиональной деятельности врача — эмоционально напряженный и интеллектуально затратный процесс, требующий освоения широкого круга универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, способствующих выполнению выпускниками трудовых функций в сфере образования и науки, здравоохранения и деятельности организаций здравоохранения2. Решение задач в указанных сферах невозможно без сформированных у студентов глубоких и прочных специальных знаний, практических умений и навыков, а также определенного уровня развития психологических качеств и свойств, в том числе, мотивационной сферы. Именно мотивационные устремления студента как субъекта образовательного процесса, сбалансированные с социальным заказом различного уровня (государство, общество, лечебно-профилактические учреждения), позволяют достичь эффективного результата формирования компетентного специалиста, внутреннее заинтересованного в овладении профессионального опытом на основе включения в личностно значимую учебно-профессиональную деятельность.
В сложившейся научной традиции мотив трактуется как побуждение, потребность, цель, намерение, свойство личности, состояние [1, с. 48]. В настоящем исследовании, вслед за Е.П. Ильиным, мы будем опираться на понятие мотива как «сложного интегрального (системного) психологического образования, побуждающего к сознательным действиям и поступкам и служащего для них основанием» [1, с. 344]. Данное определение, на наш взгляд, отражает стержневые характеристики мотива, четко высвеченные А.Н. Леонтьевым: «мотив — это то объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребности или, естественно, удовлетворяя потребности» 3 ;
2 Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования укрупненной группы специальностей 31.00.00 Клиническая медицина — специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело; 31.05.02 Педиатрия; 31.05.03 Стоматология // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgosvo.ru (дата обращения: 05.11.2020).
3 Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Леонтьев. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2010. — 511 с. — С. 432.
«мотив — это то, что характеризует деятельность, что побуждает именно деятельность, известные виды деятельности или отдельный конкретный вид деятельности»4. В последнем случае становится правомерным говорить о том, что каждый вид деятельности человека может быть описан в терминах собственных мотивов, пронизывающих все содержательно-процессуальные и результативные аспекты самой этой деятельности.
Учебно-профессиональная деятельность, являющаяся частным видом деятельности человека, характеризуется своими специфическими мотивами, выступающими залогом успешного овладения избранной специальностью в вузе и эффективной её реализации на рабочем месте в будущем.
Анализ терминологического поля «учебно-профессиональные мотивы» (далее УПМ) позволяет зафиксировать изучаемый феномен как многомерный и многоуровневый, раскрывающий то, как человек учится, зачем ходит в вуз, как относится к своему обучению, к педагогам и к себе как к студенту, почему обучающийся выбрал данную профессию и данный вуз, как он планирует свою самореализацию в будущей профессиональной сфере [2, с. 51].
УПМ студентов медицинских вузов — одна из актуальных и востребованных в научной литературе проблем (Г.В. Акименко, 2020; О.В. Архипова, 2018; Ю.А. Балакина, А.В. Соколова, 2018; Е.О. Василенко, Е.Р. Ковтун, 2017; Е.В. Гузовская с соавт., 2018; Е.А. Захарова, 2018; В.Ф. Зубарев, Г.А. Бондарев, 2016; Н.М. Попова с соавт., 2018;
A.А. Солодовникова, М.С. Найденов, 2019; Д.В. Степаненко с соавт, 2017; В.И. Фатина, 2020;
B.М. Царева, С.В. Сильченкова, 2019; Н.И. Чернецкая с соавт., 2020; S. Budhathoki, 2017; P. Heiligers, 2012 и др.).
В многочисленных экспериментальных исследованиях было установлено, что наиболее успешно овладевают профессией врача обучающиеся со сформированной внутренней позитивной профессиональной мотивацией, направленной на получение прочных профессиональных знаний и практических умений и реализующей потребность в освоении профессии на высоком качественном уровне. Такая мотивация, «может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса требуемых знаний, умений и навыков»5. Осознанный выбор профессии, положительное и заинтересованное отношение к ней обусловливают развитие личности студентов в направлении к эталонному образу врача, постановку и реализацию конкретных, устойчивых целей профессионального развития [3, с. 83], хорошую академическую успеваемость и низкое истощение в процессе обучения [4; 5]. Внутренне мотивированные студенты стремятся построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле, испытывают удовлетворенность в процессе обучения в вузе, учатся без внешнего принуждения, получая удовольствие от демонстрации своих знаний. Они воспринимают жизнь как интересную и эмоционально насыщенную, а себя как личность, способную её контролировать [6].
УПМ медицинского вуза — явление динамичное, имеющее специфику своего проявления на разных курсах обучения [7-11 и др.]. В сравнении со старшими курсами, у первокурсников преобладают мотивы активной профессиональной жизни, учебной деятельности в вузе, собственной личности, своих способностей и возможностей, социального взаимодействия, досуговой активности и экзистенциальные мотивы. При этом «именно для студентов первого курса стремление оказывать помощь пациенту, спасать жизнь имеет большую значимость, чем для студентов четвертого курса» [10, с. 64-65]. В более поздних
4Леонтьев, А.Н., указ. соч., С. 439.
5Коньшина, Ю.Е. Формирование профессиональной направленности будущих медицинских работников: в системе «Школа-Вуз»: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.Е. Коньшина. — Уфа, 2004. — 24 с. — С. 11.
работах также было показано, что для большинства студентов 1-го курса различных медицинских вузов основным фактором выбора профессии врача является интерес к профессии, желание помогать людям, приносить пользу обществу и общаться с широким кругом людей [12-14 и др.].
Тем не менее, столь оптимистичные данные не должны вселять абсолютную уверенность в том, что «...на современном этапе выбор обучения в медицинском вузе в значительной степени является осознанным и целенаправленным, во многом определяется стремлением студентов к самореализации»6. В одной из наших публикаций было показано, что выраженный «.интерес к профессии в большей степени отражает широко распространенное, утрированное представление о «работе» врача, чем истинное стремление первокурсников познать суть и содержание данной сферы труда. . респонденты направленны на приобретение социально значимой и социально востребованной профессии ... и не соотносят выбранную специальность с собственными личностными качествами, полагая, что их наличие ... необходимо для решения научных медицинских проблем» [11, с. 198].
Как известно, профессия врача требует длительного обучения и масштабного накопления практического опыта, т. е. значительных инвестиций в человеческий капитал будущего специалиста без быстрой отдачи в виде высоких доходов и престижа в обществе [15]. В силу данных причин, как следует из результатов одного из опросов, 70 % молодых людей хотели поступить в медицинский вуз, но им помешал страх перед ответственностью, большим объемом информации, загруженным расписанием, строгой проверкой учебного материала и другими трудностями [16, с. 182-183]. Более того, современные выпускники, ориентируясь на престижность профессии, её социальный статус и востребованность на рынке труда [13, с. 40], склонны связывать деятельность врача исключительно с работой у постели больного. Подобного рода идеализация чревата тем, что при встрече с реальностью носитель такой иллюзии может прийти к потере интереса к профессии и к её полному отторжению [15].
У значительного числа студентов 1-го курса, как показывает ряд исследований, недостаточный уровень мотивации для успешного обучения в университете. Примерно каждый пятый учится не по своей воле, а получаемые профессиональные компетенции не имеют личной значимости [17, с. 62]. Примерно 65 % студентов в течение семестра к занятиям готовятся недостаточно или не готовятся совсем. Доминантами в структуре учебной мотивации у них являются «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность и принуждающее давление на личность [18]. Как следствие, уже на начальном этапе профессиональной подготовки снижается успеваемость, и у каждого десятого первокурсника появляется разочарование в сделанном профессиональном выборе [19, с. 248-249].
При всем этом, число желающих получить высшее медицинское образование продолжает оставаться достаточно высоким. Определяемые государством контрольные цифры приема и ограниченность бюджетных мест не снижают потока абитуриентов, побуждая поступать в желаемый вуз либо на основе договора о целевом обучении (целевое обучение) или на основе договора о предоставлении платных образовательных услуг (коммерческое обучение)7. Так, в ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (далее ОрГМУ) в приемную кампанию 2020-2021 гг. было подано 4399 заявления на специальности 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия,
6 Зайцева, В.М. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов и мотивов в выборе врачебной специальности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.М. Зайцева. — М., 2004. — 22 с. — С. 15.
7 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (ст. 53-56).
https:// mir-nauki. com
31.05.03 Стоматология, 32.05.01 Медико-профилактическое дело и 33.05.01 Фармация8. По результатам вступительных испытаний на 1 -ый курс по указанным специальностям было зачислено 820 человек, из которых 458 человек — на бюджетную основу, в том числе, по целевому направлению, а 362 — на коммерческую основу обучения9.
Различные основания обучения, с одной стороны, расширяют возможности бывших школьников овладеть выбранной специальностью и посвятить себя любимой профессии. Однако, следует согласиться с некоторыми авторами, которые отмечают специфичность «коммерческого» и «целевого» контингента первокурсников [20, с. 58]. Собственный педагогический опыт и общение с профессорско-преподавательским составом медицинских вузов также наводят на мысль о различиях трех указанных групп как в уровне «знаниевой» подготовки и интеллектуального потенциала, так и в сформированности психологической готовности к обучению в медицинском вузе, в том числе, по показателям УПМ.
Высказанные предположения послужили основанием для проведения экспериментального исследования, направленного на эмпирическую верификацию теоретических размышлений о неоднородности «бюджетных», «коммерческих» и «целевых» первокурсников. Выборку составили 214 студентов лечебного факультета 1-го курса ОрГМУ. В данной выборке 36 человек (16,8 %) обучаются за счет бюджетных ассигнований (бюджетные студенты, далее «БС»), 63 (29,4 %) — на основе договора о целевом обучении (далее «ЦС») и 215 (53,8 %) — по договору о предоставлении платных образовательных услуг (далее «КС»). Средний возраст — 17,8 лет.
В предыдущих своих работах мы уже рассматривали отдельные аспекты мотивации и УПМ студентов ОрГМУ [21; 22]. Цель настоящего исследования — определение особенностей УПМ студентов-первокурсников, обучающихся на различной финансовой основе. Исходной гипотезой послужило представление о том, что УПМ в каждой из выделенных групп будут иметь как общие, так и специфические количественно-качественные особенности, обусловленными различной финансовой основой обучения студентов.
В качестве основного психодиагностического инструментария выступила «Методика учения студентов педагогического вуза» (С.А. Пакулина, С.М. Кетько) [23], позволяющая оценить УПМ с точки зрения их направленности и временной динамики трансформации: I. Доминирующие мотивы поступления в вуз (1-12 мотивы). II. Реально действующие мотивы учебно-профессиональной деятельности (13-24). III. Профессиональные мотивы (25-36).
Учитывая медицинскую направленность вуза, мы уточнили I и III блоки методики. В III блоке в формулировке «Получение диплома дает возможность работать в школе» термин «школа» был заменен на «клиника». В I блоке ряд утверждений был заменен на мотивы из методики «Мотивация выбора медицинской профессии» (А.П. Василькова) [1, с. 466] и в окончательном виде включил в себя следующие мотивы: 1. Желание лечить людей. 2. Желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков и детей. 3. Возможность заботиться о здоровье своих близких. 4. Престиж профессии и семейные традиции. 5. Желание решать научные
8 Информация о количестве поданных заявлений о приеме // Сайт ОрГМУ [Электронный ресурс]. URL: https ://www.orgma. ru/abitur/special.
9 Форма N ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Сведения за 2020 год) //Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/.
Страница 5 из 16
Организация и методы исследования
21PSMN321
медицинские проблемы. 6. Возможность заботиться о своем здоровье. 7. Наилучшие способности именно в этой области. 8. Интерес к профессии. 9. Занятия в профильной спецшколе, спецклассе. 10. Совет друзей, знакомых. 11. Материальная заинтересованность. 12. Случайность.
Результаты
Результаты первичной обработки УПМ у студентов-первокурсников, обучающихся на различной финансовой основе, представлены на рисунках 1-3 (в средних значениях).
Рисунок 1. Гистограмма средних значений доминирующих мотивов поступления в вуз у студентов-первокурсников ОрГМУ, обучающихся на различной финансовой основе (составлено автором)
Рисунок 2. Гистограмма средних значений реально действующих мотивов учебно-профессиональной деятельности у студентов-первокурсников ОрГМУ, обучающихся на различной финансовой основе (составлено автором)
Как свидетельствует гистограмма, во всех трех группах наибольшую выраженность занимают мотивы: возможность заботиться о здоровье своих близких (3-й мотив), интерес к профессии (8-й) и желание лечить людей (1-й). Наименьшее влияние оказали 9-12-й мотивы: занятия в профильной спецшколе, классе, совет друзей, знакомых, материальная заинтересованность и случайность. «ЦС» статистически более высоко оценивают мотив
интереса к профессии, чем бюджетники (ф = 1,983*10). У «КС» достоверно более выражено желание облегчить страдания тяжелобольных, стариков, детей (ф = 2,405** «БС»; ф = 1,856* «ЦС») и желание лечить людей (ф = 1,907* «БС»). Однако данные опрошенные и более высоко оценивают финансовую составляющую в деятельности врача, приписывая значимо более высокий рейтинг мотиву «материальная заинтересованность» (ф = 1,773* «ЦС»). Мотив престижа профессии и семейных традиций в наименьшей степени развиты у студентов, обучающихся на бюджетной основе (ф = 2,270* «ЦС»; ф = 2,352* «КС»).
Первокурсники всех трех групп стремятся приобрести глубокие и прочные знания (15-й мотив), успешно продолжить обучение на последующих курсах (13-й), успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5» (14-й), не запускать изучение учебных предметов (17-й), выполнять требования преподавателей (19-й) и получать интеллектуальное удовлетворение от учебной работы (24-й) (рис. 2). В меньшей степени у будущих врачей присутствует внешний мотив избегания осуждения и наказания за плохую учебу (23-й). В целом, все реально действующие мотивы в рассматриваемых группах представлены примерно на равных позициях. Тем не менее, со статистической достоверностью можно сказать, что «БС» наименее сориентирована на систематичность изучения учебных предметов (ф = 3,832*** «ЦС»; ф = 3,840*** «КС»), тогда как «ЦС» имеют большую устремленность на успешное обучение и отличную сдачу сессии (ф = 2,179* «БС»), достижение уважения преподавателей (ф = 2,309* «КС») и избежание статуса «отстающего» студента (ф = 1,882* «КС»).
Рисунок 3. Гистограмма средних значений профессиональных мотивов у студентов-первокурсников ОрГМУ, обучающихся на различной финансовой основе (составлено автором)
Среди профессиональных мотивов, как видно из гистограммы (рис. 3), наибольшие значения получили мотивы, свидетельствующие о направленности испытуемых на самосовершенствование (35-й мотив), самореализацию (26-й), получение интересной работы (28-й) и гарантированную стабильность в будущем (27-й). Отрадно, что для подавляющего большинства всех трех групп диплом имеет важное значение в жизни, что подтверждается наименьшими средними баллами 36-го мотива. Особенно это характерно для «БС», которые достоверно ниже других обучающихся оценивают данный мотив (ф = 1,762* «ЦС»; ф = 1,891* «КС»). Целевики значимо сильнее демонстрируют стремление к получению интересной (ф = 1,697* «КС») и высокооплачиваемой (ф = 1,700* «КС») работы, в т. ч., в частных организациях (ф = 1,671* «БС»). Студенты, обучающиеся за счет собственных средств, также отдают предпочтение работе в частных организациях (ф = 2,766*** «БС»), тогда как бюджетники нацелены на работу в государственных структурах (ф = 1,703* «КС»).
10 При указании уровня статистической значимости критерия ф-Фишера и г-Спирмена использовались символы: * — р < 0,05; ** — р < 0,01; *** — р < 0,001.
21PSMN321
Далее мы обратились к изучению особенностей УПМ студентов-первокурсников, обучающихся на различной финансовой основе. Проведенный в каждой группе корреляционный анализ г-Спирмена выявил совокупность корреляционных связей, которые были подвергнуты сопоставительному анализу, определению общих и специфических мер совместной изменчивости для изучаемых групп (рис. 4).
При поступлении в вуз, как следует из корреляционной плеяды (I блок), для всех испытуемых структурирующим ориентиром выбора профессии врача послужил интерес к профессии (8-й мотив), положительно коррелирующий с желанием лечить людей (1 -й) и решать научные медицинские проблемы (5-й). 1-й и 5-й мотивы подкрепляются потребностью облегчать страдания тяжелобольных, стариков и детей (2-й), в том числе, и своих близких (3-й). Быть врачом, в представлениях опрошенных, достаточно престижно: это позволяет заботиться не только об окружающих, но и о собственном здоровье (4 и 6-й).
I блок II блок III блок
Рисунок 4. Корреляционная плеяда общих и специфических взаимосвязей УПМ студентов-первокурсников ОрГМУ, обучающихся на различной финансовой основе (составлено автором)
Примеч. 1: цифрами обозначены УПМ в каждом блоке.
Примеч. 2: черным цветом выделены взаимосвязи, общие для всех групп; красным — специфические связи «БС»; зеленым — «ЦС», синим — «КС».
Примеч. 3: прямая положительная связь; обратная отрицательная связь.
В группе «БС» интерес к профессии дополняется престижем профессии и семейными традициями (4-8-й, r = 0,441**). Материальная заинтересованность в избранной сфере труда предопределила выбор специальных школ (классов) (9-11-й, r = 0,379*) по развитию способностей в этой области профессиональной деятельности (7-11-й, r = 0,383*).
В группе «ЦС» интерес к профессии, помимо присущих всем особенностей, включает в себя понимание предоставляемой профессией возможности облегчать страдания тяжелобольных, стариков и детей (2-8-й, r = 0,359**) посредством имеющихся в потенциале выраженных способностей именно к данной сфере труда (2-7-й, r = 0,274*).
В группе «КС» интерес к профессии, наряду с общими корреляциями, позволяет заботиться о здоровье своих близких (3-8-й, r = 0,345***) и своем здоровье (6-8-й, r = 0,327***). В отличие от «БС», у представителей данной группы материальные блага исходят из престижа профессии и имеющихся в семье врачебных традиций (4-11-й, r = 0,323***), а занятия в профильной спецшколе (спецклассе) обусловлены стремлением внести значительный вклад в медицинскую науку в будущем (5-9-й, r = 0,308**).
Реально действующие мотивы учебно-профессиональной деятельности (блок II), для всех исследуемых групп во многом идентичны. Значительное количество общих мер
совместной изменчивости позволяет говорить о единстве мотивационной составляющей данного вида деятельности как ведущего вида деятельности на этапе поздней юности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), независимо от финансовой основы обучения. Наибольшее количество взаимосвязей (6) выявлено у 18-го и 20-го мотивов: «Не отставать от сокурсников» и «Достичь уважения преподавателей». Эти соревновательный мотив и мотив получения награды — внешние по отношению к учебно-профессиональной деятельности, но именно они увязывают вокруг себя стремление выполнять требования педагогов (19-й), не запускать изучение учебных предметов (17-й), успешно учиться и сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» (14-й). Посредством данных мотивов первокурсники хотят стать примером для других членов группы (21-й), добиться одобрения окружающих (22-й) и, тем самым, избежать осуждения и наказания за плохую учебу (23-й). Неукоснительное следование указаниям преподавателей позволяет не запускать изучение учебных дисциплин и быть постоянно готовыми к лекционным и практическим занятиям (16-й). К сожалению, внутренний мотив приобретения глубоких и прочных знаний (15-й), имеющий наивысшие средние значения во всех группах испытуемых (рис.2), оказался положительно связанным лишь с получением интеллектуального удовлетворения от процесса учебы (24-й), стимулируемым, в свою очередь, уже упомянутым желанием не отставать от однокурсников.
С точки зрения специфики, у «ЦС» были выявлены положительные взаимосвязи 15 и 19-го (r = 0,530***), 19 и 24-го (r = 0,346**) мотивов. Следовательно, наряду с общими особенностями, целевики еще более сориентированы на преподавателей, выполнение требований которых способствует как приобретению прочных и глубоких знаний, так и переживанию позитивных эмоций в процессе учебно-профессиональной деятельности.
«КС» в своей учебно-профессиональной деятельности исходят из того, что получать интеллектуальное удовлетворение можно не только от усвоения знаний, но и от успешно сданной сессии (14-24-й, r = 0,291**) и заслуженного уважения преподавателей (20-24-й, r = 0,269**), а стать примером для других студентов и добиться одобрения окружающих в целом можно благодаря постоянной готовности к учебным занятиям (16-21-й, r = 0,464***; 16-22-й, r = 0,318***).
У «БС» специфических взаимосвязей выявлено не было.
В группе профессиональных мотивов (III блок) во всех группах лидирующим оказался 26 мотив самореализации (4-й), прямо пропорционально связанный с достижением социального признания и уважения (25-й), стабильностью (27-й), получением интересной работы (28-й) и самосовершенствованием (35-й). Не менее значимо для первокурсников иметь в дальнейшем высокооплачиваемую работу (29-й), в том числе, в клинике (32-й) и/или в частных организациях (31 -й), поскольку достойное материальное вознаграждение на трудовую деятельность может положительным образом сказаться на достижении социального признания и уважения (25-й). Общим для юношей и девушек является также представление о взаимосвязи работы в частных организациях с возможностью основать свое дело (31-33-й), а также понимание роли интересной работы в обеспечении гарантированной жизнедеятельности в целом (27-28-й).
Для «БС» в представления об интересной работе входят также варианты службы в государственных учреждениях (28-30-й, r = 0,437**), способствующие достижению социального признания и уважения (25-30-й, r = 0,373*), самореализации (25-26-й, r = 0,707***) и стабильности (25-27-й, r = 0,683***). Последняя из желаемых целей может быть достигнута посредством высокооплачиваемой работы (27-29-й, r = 0,565***) и работы в клинике (27-32-й, r = 0,536***). Собственный бизнес, будучи материально престижным в современном обществе, может помочь в обретении финансовой состоятельности и социального признания (25-33-й, r = 0,344*).
В группе «ЦС» основание собственного дела рассматривается в положительной взаимосвязи с интересной работой (28-33-й, r = 0,251*), а характерное для всех стремление к социальному уважению, может быть с успехом реализовано в рамках личностного самосовершенствования (25-35-й, r = 0,300*), работы в государственной или частной клинике (25-32-й, r = 0,333*; 25-31-й, r = 0,323*).
Для «КС» интересная работа напрямую коррелирует с работой в клинике (28-32-й, r = 0,297**) и обучением в аспирантуре (28-34-й, r = 0,396***). И если в первом случае она должна быть обязательно высокооплачиваемой (28-29-й, r = 0,288**), то научные изыскания могут «открыть дорогу» в государственные учреждения (30-34-й, r = 0,278**) и тем самым, способствовать обретению гарантированной стабильности в будущем (27-34-й, r = 0,275**). Интересно, что опрошенные данной группы единственные, кто отметил невозможность быть уважаемым человеком в обществе без наличия диплома о высшем образовании (25-36-й, r = -0,251**). Более того, несмотря на широко распространенные стереотипы о коммерческих студентах как материально избалованных и не всегда старательных в учебе, представители этой группы оценивают возможность основания своего дела не просто как работу в частных организациях, а как возможность самосовершенствоваться и расти в избранной сфере труда (33-35-й, r = 0,292**).
Обобщение полученных результатов позволяет составить «мотивационные портреты» студентов, обучающихся на различной финансовой основе.
1. Студенты, обучающихся за счет бюджетных ассигнований, характеризуются мотивацией интереса к профессии, желанием лечить людей, заботиться о здоровье своих близких, а также решать научные медицинские проблемы. Поступление в медицинский вуз для них не было случайностью или выбором, сделанным под влиянием совета друзей и знакомых. Интерес к профессии у данных обучающихся подкрепляется семейными традициями и престижем профессии, а имеющаяся, хотя и не афишируемая, материальная заинтересованность в избранной сфере труда в свое время побудила их развивать способности в этой области профессиональной деятельности в специальных классах (школах). В учебно-профессиональной деятельности бюджетные первокурсники замотивированы на достижение уважения и признания со стороны значимых других (сокурсников и преподавателей), слабо направлены на то, чтобы не запускать изучение учебных предметов, хотя и говорят о желании приобрести глубокие и прочные знания, успешно учиться, сдавать сессии на «хорошо» и «отлично», продолжать обучение на последующих курсах и получать от процесса обучения интеллектуальное удовлетворение. Группа «БС» более остальных студентов сориентированы на наличие у себя диплома о высшем образовании и уверены, что он играет значимую роль в жизнедеятельности человека. Получив его по окончании вуза, юноши и девушки хотели бы реализовать свои потребности в самосовершенствовании и самореализации, а также получить интересную работу. Последняя в представлениях обучающихся должна быть высокооплачиваемой, может осуществляться в клинике, в государственных учреждениях, в частных организациях, в том числе, и в собственном бизнесе. Интересная работа в совокупности с достойным материальным вознаграждением выступают для студентов-бюджетников залогом социального признания, уважения, самореализации и материальной стабильности.
Совокупность указанных особенностей позволяет охарактеризовать УПМ студентов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований, как «мотивация престижно-должного». Ни сколько не умаляя вклад юношей и девушек в результат вступительных испытаний (высокий балл ЕГЭ при поступлении, позволивший «пройти» конкурсный отбор), мы все же полагаем, что УПМ данной группы отражают не столько настоящее желание стать врачом, сколько восприятие факта обучения в престижном медицинском университете как заслуженной
https:// mir-nauki. com
награды и закономерного итога серьезной многолетней подготовки. Видимо в силу этого, работа в клинике, как прямое продолжение получаемого образования, к сожалению, является лишь одним из вариантов будущей трудовой деятельности, с обязательностью предполагающей социальное признание, уважение и финансовую состоятельность.
2. Студенты, обучающиеся на основе договора о целевом обучении, пришли в медицинский вуз не случайно, не по совету друзей или знакомых, а на основе выраженного интереса к профессии, желания заботиться о здоровье своих близких, лечить людей, облегчать страдания тяжелобольных, стариков и детей. Подкрепляют данные мотивы потребность решать научные медицинские проблемы, а также выраженные способности именно в данной сфере труда. Интерес к профессии в данной группе тесным образом связан с присущим врачебной деятельности гуманизмом и состраданием, направленностью на преодоление боли и отрицательных переживаний, тогда как престиж профессии ассоциируется с возможностью поддерживать не только чужое, но и собственное здоровье. В учебно-профессиональной деятельности первокурсники-целевики стремятся не отставать от одногруппников, направлены на успешное прохождение процедуры промежуточной аттестации и последующее обучение на старших курсах. При этом у них наиболее сильно выражена ориентация на требования преподавателей, побуждающая не запускать изучение учебных дисциплин, постоянно быть готовыми к очередным занятиям, приобретать глубокие и прочные профессиональные знания, переживать положительные эмоции в процессе учебы. Имея диплом о высшем образовании, представители группы «ЦС» хотели бы получить интересную высокооплачиваемую работу в лечебных учреждениях, частных организациях или основать собственное дело. Уважение и признание в обществе, равно как и гарантированную стабильность в будущем, обучающиеся планируют обрести в рамках самосовершенствования и самореализации.
Совокупность указанных особенностей позволяет охарактеризовать УПМ студентов, обучающихся на основе договора о целевом обучении, как «квазипрофессиональная мотивация». Обладая сформированным интересом к профессии, эти студенты, с одной стороны, понимают содержание и сущность врачебной деятельности, в меньшей степени заботясь о престиже профессии и материальном благосостоянии от её осуществления. С другой стороны, в структуре реально-действующих мотивов у них также преобладают внешние мотивы ориентации на сокурсников и преподавателей, а в профессиональных — мотивы интересной высокооплачиваемой работы, сопряженные с возможностью самореализации и самосовершенствования. Работа в лечебных учреждениях — один из вариантов профессионального будущего, хотя и предоставляющий возможность достичь социального признания и уважения.
3. Студенты, обучающиеся по договору о предоставлении платных образовательных услуг, поступили в медицинский университет, исходя из интереса к профессии, подкрепляемого желанием лечить людей, облегчать страдания стариков, тяжелобольных и детей, заботиться о здоровье своих близких. Интерес к профессии у данных обучающихся подкрепляется возможностью поддерживать собственное здоровье и решать научные медицинские проблемы. Среди стимулов стать врачом выделяется также выраженная материальная заинтересованность, тесным образом связанная с семейными традициями и востребованностью профессии в обществе. В учебно-профессиональной деятельности первокурсники стремятся быть наравне с однокурсниками и достичь уважения преподавателей, для чего стараются тщательно готовиться к занятиям, систематически изучать учебные предметы, приобрести глубокие и прочные знания, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Успешная сдача сессии, достигаемая благодаря выполнению требований педагогов, порождает у группы «КС» интеллектуальное удовлетворение и служит детерминантой последующего обучения на старших курсах. Без диплома о высшем образовании, по мнению респондентов данной группы, нельзя получить признание и стать уважаемым человеком в обществе. Получив
https:// mir-nauki. com
документальное подтверждение о высшем медицинском образовании, первокурсники хотели бы получить интересную работу, гарантированную стабильность, возможность самореализоваться и совершенствовать свое «Я». Интересной для себя работой они считают работу в лечебных учреждениях и научную деятельность после окончания аспирантуры. В первом случае они предпочли бы частную клинику, поскольку это позволит получать более высокую заработную плату. Второй вариант позволяет устроиться в государственные учреждения и, тем самым, обрести устойчивость и равновесие в жизни. Вариант открытия своего дела рассматривается этими студентами не столько в целях финансового процветания, сколько в целях самосовершенствования и роста в избранной сфере труда.
Совокупность указанных особенностей позволяет охарактеризовать УПМ студентов, обучающихся по договору о предоставлении платных образовательных услуг, как «утилитарная мотивация». Имея сформированный интерес к профессии и представления о её содержании, «КС» не скрывают материально-престижную составляющую и роль семейственности при выборе данной сферы труда. Полагаем, что оплачивая обучение из семейного бюджета, такие студенты четко знают — зачем и для чего они поступили в вуз, оказывающий весьма специфические образовательные услуги с заранее заданным диапазоном трудовых функций. В структуре их профессиональных мотивов наиболее выпукло просматриваются два направления последующего трудоустройства — работа в частной клинике и обучение в аспирантуре. И в том, и в другом случае раскрывается понимание прикладного применения полученных знаний, умений и навыков, не вступающее в целом в противоречие с внешне-социальной мотивацией учебно-профессиональной деятельности, стремлением достичь уважения в обществе и финансового благополучия.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Учебно-профессиональные мотивы — важнейшая составляющая подготовки медицинского работника. Сформированные УПМ выступают надежным предиктором академических достижений студента, условием успешности включения первокурсников в образовательную среду медицинского вуза и позитивной динамики самой учебно-профессиональной деятельности, а также позволяют удовлетворить потребности будущего врача в познании, саморазвитии и достижении, преодолеть трудности интеллектуального характера и обрести необходимые для современного специалиста универсальные и профессиональные компетенции.
Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась. Студенты, обучающиеся на различной финансовой основе, имеют как общие, так и специфические особенности учебно-профессиональных мотивов. При этом отличия определяются не столько количественными показателями сформированности мотивов, сколько качественными характеристиками взаимосвязей внутри каждого из блоков доминирующих, реально действующих и профессиональных мотивов.
Составленные на основе обобщения «мотивационные портреты» трех групп первокурсников наводят на размышления о том, что целевое и коммерческое обучение для студентов более ценно, особенно при ответе на вопрос: «А что потом?». Договорные, в том числе, финансовые, обязательства по отношению к третьим лицам и серьезные материальные траты из семейного бюджета не позволяют считать получаемое медицинское образование как «высшее образование вообще», «образование, которое сначала получу, а потом подумаю, что делать дальше». Возможно, именно поэтому учебно-профессиональная мотивация студентов-бюджетников имеет более яркий потребительский оттенок, чем в двух других группах обучающихся. Можно также предположить, что отмечающееся в медицинских вузах увеличение числа целевых студентов позволит преодолеть индифферентность в выборе
профессии и привлечь в медицину действительно целеустремленных абитуриентов. Наряду с этим, как показывает исследование, коммерческое обучение также не следует рассматривать как негативное для системы здравоохранения явление, поскольку, оплачивая свое обучение, юноши и девушки компенсируют не отсутствие убежденности стать врачом, а недостающие для поступления в вуз баллы.
Полученные результаты не претендуют на окончательность формулировок и выводов, нуждаются в дальнейшем изучении, уточнении и конкретизации. Так, перспективными линиями эмпирических изысканий могут выступить сравнительное исследование студентов с различной финансовой основой обучения в контексте ценностей, академической успешности, интеллектуальных способностей и индивиудально-личностных особенностей, процента отчислений за неуспеваемость, реального трудоустройства, последующего «ухода из профессии» и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
2. Волошина, Д.О. К вопросу изучения профессиональной мотивации в отечественной психологии / Д.О. Волошина // Образование и саморазвитие. — 2014. — № 1(39). — С. 50-53.
3. Фитьмова, А.А. Система оптимизации профессиональной мотивации будущих врачей / А.А. Фитьмова // Актуальные вопросы современной науки. — 2011. — № 17-2. — С. 82-89.
4. Gyorffy, Z. Career motivation and burnot among medical students in Hungary — could altruism be a protection factor? / Z. Gyorffy // BMC Medical Education. — 2016. — № 16.
5. Kusurkar, R.A. Motivational profiles of medical students: Association with study effort, academic performance and exhaustion / R.A. Kusurkar, G. Croiset, F. Galindo-Garre, O.T. Cate // BMC Medical Education. — 2013. — № 13.
6. Магазева, Е.А. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности со смысложизненными ориентациями студентов медицинского вуза / Е.А. Магазева, М.К. Чуватаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) — 2013. — № 3(23). [Электронный ресурс]. DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-3-17.
7. Байбаков, С.Е. Динамика мотивации к обучению у студентов педиатрического факультета (1-4 курсов) / С.Е. Байбаков, Н.С. Бахарева, Е.К. Гордеева // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 4. — С. 36-38.
8. Онбыш, Т.Е. Изучение мотивации учебной деятельности у студентов второго курса лечебного и фармацевтического факультетов / Т.Е. Онбыш, Н.С. Сергеев // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — №4. — С. 212-214.
9. Судаков, Д.В. Мотивы учебной деятельности студентов лечебного факультета / Д.В. Судаков, Е.В. Белов, А.Н. Шевцов, Е.Н. Тишинов, Д.К. Назлиев // Центральный научный вестник. — 2018. — Том 3. Номер 12. Педагогика. — С. 32-35. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35130736_18218819.pdf (дата обращения: 16.03.2021).
https:// mir-nauki. com
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Фитьмова, А.А. Исследование мотивационной структуры личности будущих врачей / А.А. Фитьмова // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. — Волгоград: ВолгГТУ, 2010. — № 9(69). — С. 62-67.
Чижкова, М.Б. Мотивы учебно-профессиональной деятельности студентов медицинского вуза на начальном и завершающем этапах обучения / М.Б. Чижкова, А.Д. Козлова / Научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография / под общей ред. проф. Н.С. Катуниной. — Книга 47. Москва: Наука информ; Воронеж: ВГПУ, 2015. — 348 с. — С. 167-201.
Валиуллина, Е.В. Факторы профессионального выбора студентов медицинского вуза / Е.В. Валиуллина // Электронный научный журнал «Дневник науки» — 2019. — № 3. [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_37380693_17026803.pdf (дата обращения: 16.11.2020).
Изатулин, Г.В. Основные мотивы выбора будущей профессии студентами медицинского вуза / Г.В. Изатулин, О.А. Карабинская, А.Н. Калягин, О.А. Макарова // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). — 2019. — № 1. — С. 39-42. DOI:10.34673/ismu.2019.13.81.009.
Новокрещенова, И.Г. Характеристика профессионального самоопределения студентов-первокурсников медицинского вуза / И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Н.А. Семикина, В.В. Чунакова // Оренбургский медицинский вестник. — 2018. — Т. VI. — № S4(24). — С. 55-59 (Приложение).
Носова, Н.М. Мотивы выбора профессии врача представителями разных поколений / Н.М. Носова, О.В. Носова, О.П. Фадеева, ИИ. Шахматов // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2019/6/29325.pdf. doi: 10.17513/spno.29325 (дата обращения: 16.03.2021).
Фатина, В.И. Мотивы отказа от выбора профессии врача у выпускников школ / В.И. Фатина // Проблемы теории и практики современной психологии: Материалы XIX Всероссийской Научно-практической конференции с международным участием. Редколлегия: И.А. Конопак [и др.]. — Иркутск, 23-24 апреля 2020. — С. 181-184. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43018086_14563119.pdf (дата обращения: 17.03.2021).
Ивашиненко, Д.М. Психологическое сопровождение процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в медицинском вузе / Д.М. Ивашиненко, Л.В. Ивашиненко, Е.В. Бурделова // Прикладные информационные аспекты медицины. — 2017. — Т. 20. — № 2. — С. 52-59. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30761685_14678475.pdf (дата обращения: 17.03.2021).
Зубарев, В.Ф. Практические аспекты диагностики уровня учебной мотивации студентов младших курсов медицинского вуза / В.Ф. Зубарев, Г.А. Бондарев // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2016/5/25206.pdf (дата обращения: 16.11.2020).
21PSMN321
https:// mir-nauki. com
19.
20.
21.
22. 23.
Литвинцева, С.А. Сравнительные характеристики формирования мотиваций студентов стоматологического и лечебного факультетов на стадии начального этапа профессионального развития / С.А. Литвинцева, Г.А. Литвинцева // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2018. — № 2. — С. 246-252. DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1 -2-246-252.
Тимофеева, Ю.Н. Адаптивность личности студентов медицинского вуза, обучающихся на различной финансовой основе / Ю.Н. Тимофеева, Н.А. Воронова // Ярославский психологический вестник. — 2020. — Выпуск 2(47). — С. 58-63. [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_43085432_49421365.pdf (дата обращения: 05.10.2020).
Чижкова, М.Б. Мотивы выбора профессии врача и их взаимосвязь с профессионально-значимыми качествами медицинского работника у студентов-первокурсников медицинского вуза / М.Б. Чижкова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4 [Электронный ресурс]. URL: http: //www.science-education.ru/127-21304.
Чижкова, М.Б. Особенности учебно-профессиональных мотивов первокурсников с разным уровнем адаптации к обучению в медицинском вузе / М.Б. Чижкова // Апробация. — 2016. — № 5(44). — С. 105-112.
Пакулина, С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза / С.А. Пакулина, С.М. Кетько [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2010. — № 1. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2010_1_1554.pdf (дата обращения: 20.03.2014).
21PSMN321
https:// mir-nauki. com
Chizhkova Marina Borisovna
Orenburg State Medical University, Orenburg, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2881-8413 PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=591454
Educational and professional motives peculiarities among first-year medical university students, studying with
different financial capabilities.
Abstract. This article examines the educational and professional motives peculiarities of first-year medical university students studying with different financial capabilities (publicly-funded, employer-sponsored education, and commercial training). Based on the questionnaires "Methodology of teaching pedagogical university students" (S.A. Pakulina, S.M. Ketko) and "Motivation for choosing a medical profession" (A.P. Vasilkova), as well as mathematical and statistical processing and obtained data interpretation, the author concludes that there is general and specific peculiarities of the studied phenomenon in the selected groups of students. Common features in the dominant motives section for choosing a profession include a set of internal motives (interest in the profession, wish to heal people, alleviate the severely ill and elderly people's and children's suffering, taking care of their own health and the health of their loved ones), as well as external motives (the need to solve scientific medical problems). In the section of actually working educational and professional activity motives, the external competitive motive ("keep up with fellow students") is the structure-forming motive in all three subjects categories? as well as receiving rewards motive ("to achieve the respect of teachers").
Among the professional motives of all respondents, the leading ones are internal motives for self-realization, self-improvement, and getting an interesting job, combined with external motives for achieving social recognition, respect, and guaranteed financial stability, including through starting a business. The specific educational and professional motives features are due to differences in the correlation relationships within each of the sections, which complement and clarify the general motivational aspirations of first-year male and female students. General and specific features generalization allowed the author to compose "motivational portraits" of three students groups and characterize them as "motivation of the prestigious-due" among students on a publicly-funded basis, "quasi-professional motivation" — among students studying in the employer-sponsored education direction; "Utilitarian motivation" — among students studying on a paid-for basis. The portrait's content suggests that employer-sponsored and paid-for education is more valuable for future doctors, especially in terms of understanding their professional future trajectory. The publicly-funded students' motivation has a more pronounced consumer gradation since it is not associated with the financial conditions of education and contractual obligations in relation to third parties — medical institutions and organizations.
Keywords: first-year student; medical school; motive; educational and professional motives; dominant motives for choosing a profession; real-life motives; professional motives; publicly-funded education; employer-sponsored education; paid-for education