Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
313
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ / МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савенкова Ирина Анатольевна, Ильина Юлия Владимировна

Статья посвящена изучению мотивационной готовности к обучению в вузе студентов первого курса. Нами получены данные о структуре и содержании мотивов выбора профессии и мотивов учебной деятельности первокурсников, а также выявлены статистически значимые различия указанных групп мотивов у студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS OF THE 1ST YEAR TO STUDY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the study of the motivational readiness of first-year students to study at a university. We have obtained data on the structure and content of the motives for choosing a profession and the motives for the educational activity of first-year students, and also revealed statistically significant differences in these groups of motives among students studying in different areas of training.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

политической активности респондентов с элементами радикализма и сдержанным интересом к таким сферам деятельности как «СМИ» и «Спорт».

Установлено, что относительная социальная изоляция сопровождается изменением структуры психологической защиты за счет активного вовлечения в обеспечение психического гомеостаза 4-х адаптивных механизмов («Сублимация», «Альтруизм», «Подавление» и «Юмор»).

Показано, что наибольшее число выявленных связей между отдельными показателями уровня легитимизированной агрессии и адаптивными механизмами психологической защиты характерно для сферы «Политика» (4 из 5 возможных), а наименьшее - для сферы «СМИ» (1 из 5 возможных).

Делается заключение, что некоторые формы легитимизированной агрессии в тесте ЛА-44, по всей вероятности, функционально относятся к механизмам психологической защиты, другими словами, являются наряду с другими МПЗ («Сублимация», «Альтруизм», «Подавление», «Предвосхищение» и «Юмор») собственно еще одним из ее механизмов.

Литература:

1. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.

2. Грановская Р.М. Психологическая защита / Грановская Р.М. - СПб.: Речь, 2010. - 476 с.

3. Грановская Р.М. Защита личности: психологические механизмы / Р.М. Грановская, И.М. Никольская. - СПб.: Знание, 1999. - 352 с.

4. Ениколопов С.Н. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Психологическая наука и образование. - 2008. - Том 13, № 1. - С. 90-98.

5. Ениколопов С.Н. Агрессия в обыденной жизни / С.Н. Ениколопов, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. - М.: Политическая энциклопедия, 2014. - 494 с.

6. Киршбаум Э.И. Психологическая защита / Э. Киршбаум, А. Еремеева. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005. - 175 с.

7. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. - Вып. 2. - Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с.

8. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

9. Пилюгина Е.Р., Сулейманов Р.Ф. Методика измерения психологической защиты // Экспериментальная психология. - 2020. - Том 13, № 2. - С. 194-209. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2020130213

10. Попов М.Н. Взаимосвязь между типом мышления, стилями деятельности и уровнем агрессивности у студентов гуманитарного вуза в условиях относительной «социальной изоляции» / М.Н. Попов, В.И. Соболев // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Вып. 69. - Ч.2. - С. 210-214. https://www.elibrary. ru/item.asp?id=44555141

11. Романова Е.С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. - Мытищи: Талант, 1996. - 144 с.

12. Соболев В.И. Характеристика корреляционных связей между различными показателями нервно-психического статуса у студентов в период «коронавирусной самоизоляции» / В.И. Соболев, М.Н. Попов, В.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Вып. 67. - Ч. 2. - С. 315-318. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43150621

13. Соболев В.И. Оценка уровня агрессивности у студентов в условиях «коронавирусной самоизоляции» / В.И. Соболев, М.Н. Попов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Вып. 69. - Ч. 1. - С. 356-360.

14. Соболев В.И. Оценка взаимосвязи между психофизиологическими и индивидуальными показателями теста Т.А. Немчина у студентов-первокурсников / В.И. Соболев, М.Н. Попов, В.В. Труш // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-1. - С. 344-348. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42395677

15. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.: Педагогика, 1993. - 143 с.

16. Freud A. The ego and the mechanisms of defense / A. Freud. - Karnac Books, 1992. - 208 p.

17. Vaillant G.E. Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanisms: A 30-year follow-up of 30 men selected for psychological health / G.E. Vaillant // Archives of general psychiatry. - 1971. - Vol. 24, № 2. - P. 107-118. https://doi.org/10.1001 /archpsyc.1971.01750080011003

18. Vaillant G.E. Ego mechanisms of defense: a guide for clinicians' and researchers / G.E. Vaillant // American Psychiatric Pub, 1992. - 306 p.

Психология

УДК 159.92

кандидат психологических наук, доцент Савенкова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел) студент Ильина Юлия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел)

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. Статья посвящена изучению мотивационной готовности к обучению в вузе студентов первого курса. Нами получены данные о структуре и содержании мотивов выбора профессии и мотивов учебной деятельности первокурсников, а также выявлены статистически значимые различия указанных групп мотивов у студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки.

Ключевые слова: психологическая готовность к обучению, мотивационная готовность, мотивы выбора профессии, учебные мотивы.

Annotation. The article is devoted to the study of the motivational readiness of first-year students to study at a university. We have obtained data on the structure and content of the motives for choosing a profession and the motives for the educational activity of first-year students, and also revealed statistically significant differences in these groups of motives among students studying in different areas of training.

Keywords: psychological readiness to learn, motivational readiness motivational readiness, motives for choosing a profession, educational motives.

Введение. По мнению ряда исследователей, современные студенты имеют низкий уровень подготовленности к обучению в вузе [2]. Согласно Кусакиной С.Н., психологическая готовность к обучению в вузе - это многокомпонентная функциональная система, определяющая настрой на учебную и профессиональную деятельность и предусмотренная для успешной адаптации и обучения в вузе [1].

Одной из важнейших составляющих психологической готовности является мотивационная готовность. Изучение мотивационной готовности является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности, а также правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру. Это определило актуальность нашего исследования, направленного на изучение мотивов выбора профессии и мотивов учебной деятельности студентов 1 курса, обучающихся на разных направлениях подготовки.

Изложение основного материала статьи. Мотивационная готовность к обучению в вузе включает желание учиться в вузе и быть студентом, желание выполнять обязанности в соответствии с новым статусом и цели поступления в институт [1]. Составляющими мотивационной готовности являются мотивы выбора профессии и мотивы учебной деятельности студентов-первокурсников. Данные мотивы определяют успешность профессионального обучения и удовлетворённость профессией в будущем.

Мотивы профессионального выбора - это стимулы, ради которых человек готов приложить максимум своих усилий, это то на что опирался человек, когда выбирал определённую профессию: социальная значимость профессии, заработная плата и др.

Учебная мотивация является обязательным компонентом структуры учебной деятельности. У студентов возникают различные мотивы в процессе обучения в вузе (престижность диплома, стремление получить новые знания, стать высококвалифицированным специалистом и др.), которые обуславливают их деятельность в учебном процессе и содействуют профессионализации.

Эмпирическое исследование мотивационной готовности к обучению в вузе студентов первого курса проводилось на базе высших учебных заведений г. Орла. В нашем исследовании приняло участие 50 человек. Из них: 25 студентов 1 курса факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», и 25 студентов 1 курса Орловского государственного института искусств и культуры, обучающиеся по направлению «Народная художественная культура». Средний возраст испытуемых составил 17,5 лет.

Диагностический блок исследования включал следующие методики: 1) методика «Мотивы выбора профессии» (С.С. Груншпун); 2) методика «Изучения мотивов учебной деятельности студентов», модифицированная А.А. Реаном,

B.Я. Якуниным; 3) методика «Мотивация обучения в вузе». (Т.И. Ильина). В качестве метода статистической обработки данных использовался U-критерий Манна-Уитни.

Остановимся на описании полученных результатов.

Изучение мотивов профессионального выбора у студентов-психологов (методика «Мотивы выбора профессии»

C.С. Гришпуна) показало, что у испытуемых преобладает мотив «интерес к содержанию профессии», который отражает их направленность на различные стороны самой профессиональной деятельности (ее предмет, сущность, содержание, ценности и смыслы) и является собственно профессиональным мотивом. Также значимым для респондентов является познавательный мотив, свидетельствующий об их стремлении к получению знаний, умений и навыков в избираемой сфере профессиональной деятельности. Высокие ранги занимают мотивы проявления личности в профессии («стремление сделать свою жизнь насыщенной интересной и увлекательной», «уверенность, что выбранная сфера деятельности соответствует собственным способностям»), что говорит о том, что студенты-психологи ориентированы на саморазвитие и реализацию собственных потенциальных возможностей. Деятельностно-процессуальные мотивы («возможность проявить самостоятельность в работе», «привлекает индивидуальная работа»), внешние мотивы («необходимость материально помогать семье», «желание приобрести материальную независимость от родителей», «интерес к материальной стороне профессиональной деятельности», «хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой профессии) в меньшей степени повлияли на выбор профессии испытуемыми.

Результаты изучения мотивов учебной деятельности студентов (методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» в модификации А.А. Реана и В.Я. Якунина) указывают на то, что у обучающихся, получающих психологическое образование, преобладают профессиональные и познавательные мотивы учения, которые являются внутренними мотивами и отражают направленность испытуемых на качественное овладение образовательной программой и профессиональное становление. Также выражены мотивы достижения (успешная учеба, успешная профессиональная деятельность) и мотив получение диплома, которые являются внешними по отношению к учебной деятельности. Оказалось, что в структуре учебной мотивации первокурсников-психологов в меньшей степени представлены мотивы социального одобрения, престижные мотивы и мотивы избегания неудачи. Также для данной группы испытуемых характерна более выраженная направленность на результат учебной деятельности, чем на ее процесс.

Таким образом, студенты-психологи в своей учебной деятельности в большей мере ориентированы на профессиональное становление и получение глубоких и прочных знаний. В этой связи мотив получение диплома и стремление получать высокие оценки по предметам можно рассматривать как материальные результаты, реальное подтверждение их учебно-профессиональных успехов.

Результаты по методике «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной позволили дополнить и уточнить особенности мотивации учебной деятельности обучающихся. Согласно полученным данным, на первом месте располагается мотив овладение профессией. То есть большинство студентов-первокурсников, получающих психологическое образование, стремится овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально значимые качества. На втором месте находится мотив получения диплома, который отражает стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний и стремлении к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов. «Приобретение знаний», как мотив обучения в вузе, находится на третьем месте, что говорит о том, что студенты проявляют любознательность и ориентированы на овладение новыми знаниями, учебными навыками, и способами добывания данных знаний.

Полученные результаты позволяют утверждать, что в целом у студентов-психологов сформирована мотивационная готовность к обучению в вузе. Однако, профессиональная мотивация у испытуемых доминирует над познавательной, и, по мнению специалистов [3], это может привести к снижению результативности познавательной деятельности, поскольку профессиональная мотивация является внешней по отношению к процессу познания. Кроме того, часть студентов-психологов, стремясь получить высшее образование, ориентированы не на сам процесс обучения, а на его результат в виде «корочки» (диплома).

Изучение мотивов профессионального выбора у студентов-первокурсников, получающих художественно-творческое образование, (методика «Мотивы выбора профессии») показало, что у испытуемых преобладает мотив проявления личности

в профессиональной деятельности («мечта заниматься творческой работой, желание открыть новое и неизведанное»), что свидетельствует о том, что респонденты в большей степени ориентированы на саморазвитие и реализацию собственных потенциальных возможностей. У испытуемых также выражен познавательный мотив, отражающий их направленность на получение знаний в избираемой сфере профессиональной деятельности («желание приобрести профессиональные знания»). Значимым мотивом для студентов является и деятельностно-процессуальный мотив («возможность проявить самостоятельность в работе»), что говорит о том, что они ориентированы на процесс профессиональной деятельности. Внешние по отношению к профессии мотивы («привлекают внешние свойства профессии», «престиж профессии в обществе», «возможность удовлетворить свои материальные потребности», «желание приобрести материальную независимость от родителей», «необходимость материально помогать семье», «убеждение в том, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе») занимают более низкие ранги и, следовательно, в меньшей степени повлияли на выбор профессии студентов, получающих художественно-творческое образование.

Результаты, полученные по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» указывают на то, что у студентов, получающих художественно-творческое образование, преобладает мотив престижа, а также профессиональные и познавательные мотивы учебной деятельности, которые являются внутренними мотивами и отражают направленность испытуемых на качественное овладение образовательной программой и профессиональное становление. Также выражен мотив достижения (успешная профессиональная деятельность), который является внешним по отношению к учебной деятельности. В структуре учебной мотивации респондентов в меньшей степени представлены мотивы социального одобрения, престижные мотивы и мотивы избегания неудачи. Также для данной группы испытуемых характерна более выраженная направленность на результат учебной деятельности, чем на ее процесс. Таким образом, студенты, получающие художественно-творческое образование, в большей степени ориентированы на профессиональное становление и получение глубоких и прочных знаний.

Результаты по методике «Мотивация обучения в вузе» позволяют утверждать, что у данной группы испытуемых преобладает познавательная мотивация учебной деятельности, они в большей степени ориентированы на овладение новыми знаниями и учебными навыками, проявляют любознательность.

Таким образом, у студентов 1 курса, получающих художественно-творческое образование, преобладает познавательная и профессиональная мотивация, что может говорить об адекватности выбора профессии, удовлетворенности своим выбором, и следовательно - о сформированной мотивационной готовности к обучению.

Сравнение мотивов выбора профессии у студентов 1 курса, получающих психологическое образование, и у студентов 1 курса, получающих художественно-творческое образование, показало, что в целом иерархии мотивов выбора профессии в двух группах качественно практически не отличаются. У студентов обеих групп в равной степени выражены познавательные мотивы, прагматические мотивы и внешние по отношению к профессии мотивы. Однако было установлено, что у студентов-психологов более выражены профессиональные мотивы, которые отражают направленность респондентов на предмет, содержание, сущность и ценности профессиональной деятельности, в то время как у студентов, обучающихся по творческому направлению подготовки, преобладают мотивы проявления личности в профессии, которые отражают стремление испытуемых расширять свои знания и постоянно саморазвиваться и раскрывать свой внутренний потенциал. Студенты-психологи имеют альтруистическую мотивацию, и это говорит о том, что респонденты ориентированы на то, чтобы приносить пользу людям и оказывать им помощь, тогда как для студентов, получающих художественно-творческое образование, прежде всего, важно реализовать свои лидерские качества, умение руководить другими людьми.

При сравнении мотивов учебной деятельности у студентов 1 курса, получающих психологическое образование, и студентов 1 курса, получающих художественно-творческое образование, было обнаружено, что у студентов-психологов профессиональная мотивация доминирует над познавательной, и также испытуемые, стремясь получить высшее образование, ориентированы не на сам процесс обучения, а на его результат в виде диплома. А у студентов, обучающихся по творческому направлению подготовки, преобладает познавательная и профессиональная мотивация.

Выводы. Обобщим результаты, полученные в нашем эмпирическом исследовании.

Как оказалось, на профессиональный выбор студентов-психологов в большей степени повлияли профессиональные мотивы («желание приносить пользу людям», «интерес к содержанию профессии»), познавательные мотивы, направленные на получение знаний, умений и навыков в избираемой сфере профессиональной деятельности («стремление к самосовершенствованию, развитию знаний, умений и навыков в избираемой сфере трудовой деятельности») и мотивы проявления личности в профессии (стремление сделать свою жизнь насыщенной интересной и увлекательной», «уверенность, что выбранная сфера деятельности соответствует собственным способностям»).

Для студентов, получающих художественно-творческое образование, значимыми мотивами выбора профессии являются мотивы проявления личности в профессии («мечта заниматься творческой работой, желание открыть новое и неизведанное», «стремление сделать свою жизнь насыщенной интересной и увлекательной», «уверенность, что выбранная сфера деятельности соответствует собственным способностям»), познавательные мотивы, направленные на получение знаний в избираемой сфере профессиональной деятельности («желание приобрести профессиональные знания»), профессиональные мотивы, которые направлены на получение знаний, умений и навыков в избираемой сфере профессиональной деятельности («стремление к самосовершенствованию, развитию знаний, умений и навыков в избираемой сфере трудовой деятельности», «овладение профессией, приобретение профессиональной компетентности») и деятельностно-процессуальный мотив («возможность проявить самостоятельность в работе»).

Анализ мотивов учебной деятельности студентов-первокурсников, получающих психологическое образование, показал преобладание в выборке профессиональной мотивации над познавательной. Также у респондентов выражены такие мотивы учебной деятельности, как мотивы достижения и прагматический мотив, который отражает направленность испытуемых не на сам процесс обучения, а на его результат в виде «корочки» (диплома).

Анализ мотивов учебной деятельности студентов-первокурсников, получающих художественно-творческое образование, показал преобладание в выборке познавательных и профессиональных мотивов, которые являются внутренними мотивами и отражают направленность испытуемых на качественное овладение образовательной программой и профессиональное становление. Также выражены мотивы достижения и мотивы престижа, которые являются внешними по отношению к учебной деятельности.

В целом можно говорить о том, что у студентов 1 курса, получающих психологическое образование, и студентов 1 курса, получающих художественно-творческое образование, сформирована мотивационная готовность к обучению в вузе.

Литература:

1. Кусакина, С.Н. Мотивация поступления в вуз у старшеклассников и студентов / С.Н. Кусакина // Журн. психологическая наука и образование. - 2008. - №1. - С. 58 - 66.

2. Кусакина, С.Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Кусакина Светлана Николаевна. - М., 2009. - 234 с.

3. Чиркина, С.Е. Мотивы учебной деятельности современного студента / С.Е. Чиркина // Образование и саморазвитие. - 2013. - № 4(38). - С. 83-89.

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук, доцент Савенышева Светлана Станиславовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук, доцент Аникина Варвара Олеговна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург); кандидат медицинских наук, старший преподаватель Блох Мария Евгеньевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (г. Санкт-Петербург)

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОТНОШЕНИЕ К БЕРЕМЕННОСТИ И РЕБЕНКУ У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В

ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей характеристик психического здоровья и отношения к беременности и ребенку и их взаимосвязи у беременных женщин в период пандемии коронавируса COVID-19. Методы: Шкала психологического функционирования (The Achenbach System of Empirically Based Assessment, Adult ASR/18-59); Шкала реактивной и личностной тревожности (Спилбергера-Ханина); Шкала оценки влияния травматического события (Impact of Events Scale-Revised); методика оценки пренатальной привязанности (Maternal Antenatal Attachment Scale; Condon J.); Тест отношений беременной (Добряков И.В.), социально-демографическая анкета. В исследовании приняло участие 165 беременных женщин в возрасте от 19 до 43 лет (среднее - 28,9 лет), на сроке беременности от 8 до 40 недель (среднее 28,4 недели). Был обнаружен высокий уровень ситуативной тревожности, ПТСР, депрессивного расстройства в сочетании с избеганием проблемы психического расстройства. Исследование показало в целом позитивное отношение к беременности и ребенку. Была выявлена тесная взаимосвязь отношения к беременности и ребенку и параметров психического здоровья.

Ключевые слова: психическое здоровье, тревожность, депрессия, посттравматический стресс, отношение к беременности, пренатальная привязанность, пандемия коронавируса COVID-19.

Annоtation. The article describes the study of mental health characteristics and attitude towards pregnancy and the child and their correlation of pregnant women during the COVID-19 pandemic. Methods: The Achenbach System of Empirically Based Assessment (Adult ASR / 18-59); State and Trait Anxiety Inventory (Spielberger-Khanin); Impact of Events Scale-Revised; Maternal Antenatal Attachment Scale (Condon J.); Pregnancy Attitude Test (Dobryakov I.V.), socio-demographic data. Sample. 165 pregnant women aged 19 to 43 years (mean 28.9 years), gestational age 8 to 40 weeks (mean 28.4 weeks). A high level of state anxiety, PTSD, depressive disorder coupled with avoidance of mental health problems. The study showed generally positive attitudes towards pregnancy and the baby, and there was a strong correlation between attitudes towards pregnancy and the baby and mental health parameters.

Keywords: mental health, anxiety, depression, post-traumatic stress, attitude towards pregnancy, prenatal attachment, the covid-19 pandemic.

Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 20-04-60386

Введение. Эпидемия коронавируса COVID-19 уже год как распространилась по всему миру, затронув все слои населения. Особенно уязвимой группой оказались беременные женщины, которые страдают от целого ряда стресс-факторов: закрытия родильных домов, вынужденной самоизоляция, недостатка физической активности и контактов с окружением, финансовых трудностей, страха заражения как себя, так и своих близких, страха тератогенного воздействия вируса на плод, возможного заражения в родах или в период грудного вскармливания и многих других. Все это может привести к возникновению стресса, тревоги и депрессии у беременных женщин. Так, наш анализ зарубежных исследований проблем эмоционального состояния и психического здоровья беременных женщин показал, что от 35% до 69,6% испытывают умеренную или сильную тревогу, 18,2-36,4% переживают депрессию, 10,3-16,7% женщин демонстрируют признаки посттравматического расстройства [1]. Эти показатели в два раза превышают данные, полученные в исследованиях эмоционального состояния женщин до периода пандемии коронавируса В наиболее масштабном исследовании, проведенном бельгийскими учеными, в котором приняла участие 2421 беременная женщина, было обнаружено, что 42,6% беременных переживают высокий уровень тревоги, а 69,5% - признаки послеродовой депрессии [7]. В исследовании американских ученых (в котором приняли участие беременные женщины и женщины после рождения ребенка) у 36,4% женщин была выявлена депрессия, у 22,7% - тревога, у 10,3% - признаки посттравматического расстройства [10].

Стресс, тревога и депрессия, в свою очередь могут оказать влияние на протекание беременности [9] и родов [12], здоровье и психическое развитие ребенка. Так, проведенный нами анализ зарубежных исследований, посвященных влиянию эмоционального состояния беременных женщин на последующее развитие ребенка, показал, что стресс, тревога и депрессия сказываются на психическом развитии детей не только в младенческом и раннем возрасте, но отдаленные последствия наблюдаются даже в подростковом возрасте. Они влияют на психомоторное развитие и темпераментные особенности ребенка в раннем возрасте, большую выраженность эмоциональных проблем, проблем с поведением, СДВГ в дошкольном возрасте, а в школьном возрасте также и деструктивного/девиантного поведения [3].

Таким образом, мы видим, что стресс, связанный с пандемией коронавируса, оказывает значительное влияние на психическое здоровье беременных женщин и может иметь долгосрочные последствия. Однако, все исследования эмоционального состояния и психического здоровья беременных женщин на настоящий момент проводились за рубежом, отечественных данных по этой проблеме нет.

Изложение основного материала статьи. В связи с этим целью нашего исследования является изучение особенностей психического здоровья и отношения к беременности и ребенку и их взаимосвязи у беременных женщин в период пандемии коронавируса COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.