Научная статья на тему 'Особенности участия государства в построении системы управления технопарком в рамках закрытого административно-территориального образования'

Особенности участия государства в построении системы управления технопарком в рамках закрытого административно-территориального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ СЕКТОР / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ТЕХНОПАРК / КОНЦЕССИОННОЕ THE AGREEMENT / INNOVATIVE SECTOR / INNOVATIVE ACTIVITY / MANAGING / TECHNOPARK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щеголев А. С.

Экономическая и социальная роли государства в современном обществе определяют функции государственных органов по регулированию инновационной деятельности. Необходимость снижения зависимости экономики от сырьевой составляющей и переориентация экономики в инновационное русло повышают роль государства и определяют приоритеты государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SHARING OF THE STATE IN SYSTEM CONSTRUCTION OF MANAGEMENT BY TECHNOPARK WITHIN THE LIMITS OF THE CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL FORMATION

Economic and social roles of the state in modern company advance functions of state structures on regulation of innovative activity. Necessity of decrease in dependence of economy from a raw component and economy reorientation in an innovative channel increase a role of the state and advance state regulation priorities.

Текст научной работы на тему «Особенности участия государства в построении системы управления технопарком в рамках закрытого административно-территориального образования»

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОПАРКОМ В РАМКАХ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Щеголев А.С., аспирант МЭИ

Экономическая и социальная роли государства в современном обществе определяют функции государственных органов по регулированию инновационной деятельности. Необходимость снижения зависимости экономики от сырьевой составляющей и переориентация экономики в инновационное русло повышают роль государства и определяют приоритеты государственного регулирования.

Ключевые слова: инновационный сектор, инновационная деятельность, хозяйствование, концессионное соглашение, технопарк.

FEATURES OF SHARING OF THE STATE IN SYSTEM CONSTRUCTION OF MANAGEMENT BY TECHNOPARK WITHIN THE LIMITS OF THE CLOSED ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL FORMATION

Schegolev A., MEI, post-graduate student

Economic and social roles of the state in modern company advance functions of state structures on regulation of innovative activity. Necessity of decrease in dependence of economy from a raw component and economy reorientation in an innovative channel increase a role of the state and advance state regulation priorities.

Key words: innovative sector, innovative activity, managing, концессионное the agreement, technopark.

В рамках стоящих перед государством задач, наиболее важными из функций регулирования инновационного сектора экономики являются следующие.

1. Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая концентрация ресурсов может достигаться как за счет действия общих механизмов перераспределения через бюджет, так и за счет формирования специальных фондов. Данная функция может осуществляться не только непосредственным финансированием инновационных процессов из государственных средств, но и содействием аккумулированию ресурсов в частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных (международных) структурах. Государство может концентрировать как финансовые средства, так и требуемые для осуществления инноваций интеллектуальные, материально-технические ресурсы.

2. Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Для их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию различных институтов в осуществлении инноваций. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее совместимость инноваций. Актуальными задачами являются координация во временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам и стадиям инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных процессов.

3. Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощрение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.

4. Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную корректировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности.

5. Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к инновациям. Необходимо стремиться к достижению сбалансированности универсальных и специальных знаний, а также представлений о коммерциализации инноваций. Важно сформировать навыки к постоянному образованию в течение всей активной жизни.

6. Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем -одного из основных каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и др. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т.п.

7. Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь, прежде всего, выделяется создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и др.). Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения инноваций (крупные корпорации, малый бизнес и др.).

8. Регулирование социальной и экологической направленности инноваций. С одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку инновациям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание экологического равновесия. С другой стороны, только на государственном уровне возможны предотвращение и нейтрализация негативных воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом.

9. Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Государство организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.

10. Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных преференций (налоговых льгот и т.п.). Государство содействует рациональному размещению научно-технического и инновационного потенциала. Как правило, центральные государственные структуры стремятся к выравниванию условий распространения инноваций по территории страны.

11. Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стратегии стимулирует международную научнотехническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансферт инноваций.

Специфика управления деятельностью технопарка обусловлена существенным отличием объекта управления от наиболее распространенных объектов в настоящее время. С одной стороны, управление технопарком может осуществляться как совокупностью офисных зданий и сооружений, в которых работают сотрудники. С другой стороны, осуществление исследовательской деятельности предполагает использование оборудования, для которого необходимы ресурсы, в том числе специфические. Таким образом, инст-

рументарий управления технопарком должен включать в себя как механизмы управления офисными зданиями и сооружения, так и механизмы управления производственной и научной деятельностью.

В этой связи, может быть разработана специальная методология управления технопарком. В экономической теории, как и в других науках, методологию принято определять как некую совокупность научных принципов, которая обеспечивает исследовательский процесс необходимым набором методов и приемов, посредством которых выясняется сущность рассматриваемого экономического явления или процесса, его движущие силы и вектор развития. Для исследования процесса трансформации системы управления технопарком в закрытом административно-территориальном образовании в новую рыночную систему управления целесообразно использовать ряд принципов, выдвинутых отечественными учеными.

Первый принцип состоит в том, что экономика России в целом и экономика территорий в частности рассматривается ими как определенная часть мирового экономического, политического и информационного пространства, задающего ей общее направление и принципы развития, но требующая максимального учета национальных интересов и исторических особенностей развития.

Второй принцип предполагает, что выбор эффективной модели управления территорией зависит от теоретического и практического признания преимуществ «европейской» или «азиатской» модели построения экономической модели как наиболее адекватной российским реалиям, а также от тех организационно-правовых форм, которые выбраны для коммерческой деятельности технопарка и входящих в него коммерческих и некоммерческих организаций.

Третий методологический принцип состоит в признании за управлением как специфическим видом хозяйственной деятельности функций обновления и отторжения. Устойчивость научно-технического развития обеспечивается определяющей ролью государства в регулировании долгосрочных инвестиций. Необходимость государственного регулирования инвестиционных процессов, принятия долгосрочных программ давно осознана в промышленно развитых странах.

В частности, в Японии общую стратегию научно-технических парков (НТП) формируют четыре ведомства, основные из которых

- Совет и Агентство по науке и технике. Такие же централизованные органы есть во Франции и Германии. Во многих странах с высокоразвитой экономикой в планах имеются директивные показатели. Так, в четырехлетнем индикативном плане Франции показатели выполнения мероприятий, финансируемых из бюджета, носят обязательный характер. Рекомендации японских государственных органов не являются директивными, однако они неукоснительно выполняются фирмами, поскольку стимулируются льготами.

В современных условиях хозяйствования, роль государства в регулировании инновационной и инвестиционной политики должна быть повышена. Инвестиционная политика должна учитывать текущее состояние производственного аппарата и приоритеты в решении перспективных проблем экономики. Механизм адаптации к новым условиям воспроизводства должен опираться на накопленный инвестиционный потенциал и его соответствие мировым требованиям. Решение данных проблем определяет уровень экономического развития. Сейчас, когда снижается инвестиционная активность, необходимо значительно ускорить темпы обновления производства за счет внедрения перспективных технологий, техники, инноваций.

Практика показала, что частно-государственное партнерство может эффективно использоваться в целях выполнения задач по экономическому развитию территории и, в частности, для реализации проектов, входящих в стратегические планы города (района). Этому содействует идеологическая близость - как заметила С. Р. Хуснутдинова: «Частно-государственное партнерство базируется на тех же принципах, что и стратегические проекты»1.

В первую очередь следует отметить долгосрочность как ведущую характеристику частно-государственного партнерства и большинства стратегических проектов. Во-вторых, частно-государствен-

ные партнерства создаются для решения конкретных задач социально-экономического развития или экологического оздоровления определенного муниципалитета или его части, т.е. частно-государственные партнерства, также как стратегические проекты, имеют четкую территориальную привязку.

Третьим важным принципом является общественная значимость проектов, имеющих стратегический характер для развития территорий и осуществляемых посредством создания частно-государственных партнерств. И, наконец, четвертый принцип, лежащий в основе стратегических проектов и формирования партнерств состоит в привлечении общественности к обсуждению и участию в их реализации.

Формы, в которых реализуется частно-государственное партнерство, отличаются степенью ответственности, которую государство или частный сектор берут на себя за эксплуатацию и техническое обслуживание, капитальные вложения и текущее финансирование, коммерческий риск, а также тем, кому принадлежат активы и длительностью сотрудничества. Основные формы частно-государственных партнерств следующие2 : контракты на обслуживание; контракты на управление; договоры об аренде; контракты на строительство, управление, передачу («Build - Operate - Transfer»

- BOT) и их разновидности; концессия.

Следует отметить, что даже в тех случаях, когда частный сектор принимает на себя все обязанности по эксплуатации и финансированию, как это происходит в случаях с концессией и продажей активов, выполняет он эти обязанности в рамках правовой структуры, созданной государством. Целью участия государства в создании такой правовой структуры является защита потребителей от монопольного ценообразования, обеспечение следования санитарным и экологическим нормам и применение механизмов субсидирования, которые гарантировали бы доступ к услугам наиболее неимущей части населения.

Заблуждением является мнение о том, что, вступая в частногосударственное партнерство, органы власти теряют контроль над обеспечением населения услугами. Органы власти утверждают основополагающие правила и имеют возможность моделировать партнерство таким образом, чтобы оно отражало их цели, политику и нормативные требования. В действительности они получают даже больший контроль, так как частно-государственное партнерство сопровождается тщательно составленным договором, что не всегда происходит при использовании собственного менеджмента и персонала.

Для более подробного описания сущности частно-государственного партнерства целесообразно привести классификацию форм частно-государственного партнерства в России и провести экономический анализ данных форм. Как было показано выше, в настоящее время наиболее принятым в научной литературе является следующее определение частно-государственного партнерства: частно-государственное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей, от промышленности и сельского хозяйства до сферы услуг. Одной из основных форм реализации частно-государственного партнерства являются концессионные соглашения.

На основании указанного определения имеет смысл предложить двухуровневую классификацию форм частно-государственного партнерства, построенную на основе консолидации отечественных и зарубежных моделей партнерства. В рамках указанной классификации все формы партнерства упорядочены в зависимости от степени огосударствления имущества и доходов. Указанная классификация имеет следующий вид:

1. Сервисные контракты:

• контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг; поставка продукции для государственных нужд - прямая покупка государством конкретной продукции, услуг или имущества у частных производителей;

• контракты технической помощи - использование частных компаний для решения конкретных задач, в которых у государства возникают проблемы, например, из-за недостатка конкретного ре-

1 Хуснутдинова С. Р. Частно-общественное партнерство: основные понятия, возможности использования для реализации стратегических проектов // Современные методы и инструменты развития города. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство АМБ. 2004 - с. 21-25

2 При описании форм ЧГП использовались материалы курса дистанционного обучения Института Всемирного банка «Городское управление»

сурса (ликвидация последствий стихийных бедствий).

2. Управляющие контракты:

• контракт на обслуживание. Государство заключает контракт с частным сектором на обслуживание объекта;

• контракт на управление объектом. Государство заключает контракт с частным сектором на управление объектом;

• контракт «под ключ» - государство финансирует, частный сектор проектирует, строит и управляет объектом.

3. Аренда и временная передача прав:

• лизинг - контракт, близкий по содержанию аренде. Арендатор не участвует в строительстве, получая объект от государства. Обязанности арендатора: обслуживание, взимание платы и платежи государству за пользование;

• соглашения о разделе продукции (СРП) - передача частным производителем части выпускаемой продукции государству в качестве оплаты права реализации конкретного проекта;

• инвестиционный контракт - государство отказывается на определенный в контракте срок от получения фискальных доходов, давая частному предпринимателю завершить с использованием указанных средств инвестиционный проект, реализация которого имеет социально-экономический эффект.

4. Концессионное соглашение:

• BOT (Build - Operate - Transfer) - «Строительство - управление - передача» - классический вариант концессии. Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном - на праве собственности) в течение установленного срока, после чего объект передается государству;

• BTO (Build - Transfer - Operate) - «Строительство - передача

- управление» - классическая концессия. Концессионер строит объект, который передается государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства, после чего он передается в эксплуатацию концессионера;

• ВОО (Build - Own - Operate) - «Строительство - владение -управление». Концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается;

• ВООТ (Build - Own - Operate - Transfer) - «Строительство -владение - управление - передача» - владение и пользование построенным объектом на праве частной собственности осуществляется в течение определенного срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства;

• BBO (Buy - Build - Operate) - «покупка - строительство -управление» - форма продажи, которая включает восстановление или расширение существующего объекта. Государство продает объект частному сектору, который делает необходимые усовершенствования для эффективного управления.

5. Акционирование, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях (совместные предприятия).

В настоящее время в России используются все указанные формы, однако распределение ресурсов и количественные показатели форм имеют достаточно сильную дифференциацию (рис. 3.1).

На основании данных рис. 3.1 можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее высокая степень участия государства в экономике наблюдается через прямое участие в капитале компаний, при этом очень высока динамика концессионных соглашений (рост с 2001 по 2005 гг. - 11 раз). Таким образом, в настоящее время частно-государственные партнерства становятся одной из наибо-

лее распространенных форм взаимодействия государства и частного сектора в экономике, что позволяет повышать эффективность субъектов экономики во всех отраслях.

На основании комплексного анализа используемых в настоящее время в России моделей частно-государственного партнерства может быть составлена таблица основных параметров частно-государственного партнерства, в соответствии с которой все формы партнерства разделены по определенным классификационным признакам (табл. 3.1).

В перспективе основой инвестиционной политики станут организационно-экономические и финансовые инструменты. Об этом свидетельствует опыт промышленно развитых стран, где государство создает благоприятные условия для повышения инновационной и инвестиционной активности объектов реального сектора экономики, поддержки малого бизнеса и приоритетных отраслей.

С начала 1990-х гг. инициаторами создания всей существующей инфраструктуры, способствующей коммерциализации технологий, являлись федеральные органы власти РФ. Однако до настоящего времени нельзя считать в полной мере выполненной поставленную перед ними задачу создания «технологических коридоров», которые будут способствовать установлению связей между всеми этапами инновационного цикла.

Основу развития высоких технологий традиционно составляет триединство бизнеса с его необходимыми ресурсами, науки и государства. Однако в России эти три условия пока неравнозначны. До настоящего времени российский бизнес еще не сложился как равноправная сила, поэтому роль главного агента модернизации выпадала на долю государства. Возрастание доли частных инвестиций позволит создать механизм частно-государственного партнерства, т.е. создание договорных отношений по освоению инвестиций, который обеспечит стимулирование инновационного процесса.

Кроме прямого вмешательства в инвестиционный процесс, мировая практика выработала множество методов косвенного воздействия на усиление инвестиционной активности. Через систему правового, экономического и организационного обеспечения государство регулирует налоги, кредиты, амортизационную политику. Целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении льгот в технико-внедренческой зоне по налогу на имущество. 24.09.2003 г. вступил в силу Закон Нижегородской области «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области» от 15 сентября 2003 г. № 79-з (Закон).

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением органами государственной власти Нижегородской области мер государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области. Законом определяется, что включает в себя инновационная деятельность, а именно:

• выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию нового или усовершенствованного конкурентоспособного продукта;

• технологическое переоснащение и подготовку производства для выпуска, выпуск нового или усовершенствованного конкурентоспособного продукта;

• осуществление испытаний нового или усовершенствованного конкурентоспособного продукта;

• деятельность по продвижению нового или усовершенствованного инновационного продукта на внутренний и мировой рынки;

Ч

О

п

а

□ Участие в капитале

□ Концессионное соглашение

^ Аренда и временная передача прав

ЕЭ Управляющие контракты

■ Сервисные контракты

Годы

Рис. 3.1. Распределение участия государства по формам частно-государственного партнерства

Таблица 3.1. Классификационные признаки форм частно-государственного партнерства

Виды ЧГП Продолжи- тельность Компенсация для исполнителя Функции исполнителя

Сервисные контракты Короткий срок (1-3 г.) Вознаграждение от заказчика за выполнение услуг Определенный, всегда связанный с техникой вид услуг

Управляющие контракты Средний срок (3-8 лет) Вознаграждение от правительства за оказание услуг Управление деятельностью, переданной государством

Аренда и временная передача прав Длительный срок (8-15 лет) Все доходы, вознаграждения и сборы от потребителя за оказанные услуги; поставщик услуг выплачивает государству ренту за объект Управление, ремонт и техническое обслуживание (возможно, ивестирование) муниципальным имуществом, которое оказывает услуги по специфическим стандартам

Концессионное соглашение Длительный срок (15-30 лет) Все доходы от потребителя за оказанные услуги; поставщик услуг выплачивает государству установленные договором выплаты и может брать на себя выплату существующих задолжностей Управление, ремонт, техническое обслуживание и инвестирование в государственную / муниципальную инфраструктуру по заданным параметрам

Участие в капитале Неограниченны й срок Доходы компании с участием государственного и частного капитала распределяются пропорционально участию В соответствии с ГК РФ

• создание и развитие инновационной инфраструктуры, включая систему подготовки (переподготовки) или повышения квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;

• передача или приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, включая их вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот;

• экспертиза, консультационные, информационные, юридические или иные услуги по созданию и реализации нового или усовершенствованного конкурентоспособного продукта.

Определены основные задачи государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области в связи с переходом области к инновационному пути развития. Законом установлено, что Субъектами государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области могут являться: физические лица, юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, организации, предоставляющие услуги в сфере инжиниринга, консалтинга, кредитования, сертификации и стандартизации, лизинга, маркетинга и сбыта, образования, информационного и кадрового обеспечения и иные услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности (субъекты инфраструктуры инновационной деятельности), общественные организации и объединения, в уставах которых предусмотрена инновационная деятельность.

Определены источники финансирования субъектов государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе бюджетные средства (финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных источников может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе) и средства, из внебюджетных источников - коммерческих, инвестиционных и ипотечных банков, инвестиционных компаний и фондов, страховых организаций, инновационных (венчурных инновационных) фондов. При формировании областного бюджета на очередной финансовый год с целью стимулирования и развития инновационной деятельности в Нижегородской области субъектам государственной поддержки инновационной деятельности предоставляются следующие меры государственной поддержки:

• финансирование инновационной деятельности за счет средств областного бюджета;

• предоставление субъектам государственной поддержки инновационной деятельности налоговых льгот;

• предоставление государственных гарантий Нижегородской области по обеспечению возврата привлекаемых денежных средств для осуществления инновационной деятельности на территории Нижегородской области;

• предоставление инвестиционного налогового кредита на осуществление инновационной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков в случаях, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год;

• освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях реализации приоритетного инновационного проекта, в части платежей, зачисляемых в областной бюджет.

Государственная поддержка субъектам инновационной деятельности предоставляется на срок окупаемости инновационного проекта, но не более трех лет с момента начала производства. В исключительных случаях не более чем на 5 лет. На территории Нижегородской области для субъектов государственной поддержки инновационной деятельности Законом устанавливаются следующие льготы:

• снижается налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, по ставке пропорционально удельному весу выручки, полученной от реализации приоритетного инновационного проекта, в общей сумме выручки. При этом ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не может быть ниже 13 процентов;

• не подлежит налогообложению имущество, участвующее в реализации приоритетного инновационного проекта, в части платежей, зачисляемых в областной бюджет, при условии раздельного учета видов деятельности;

• не подлежат обложению земельным налогом в части, зачисляемой в областной бюджет, земельные участки в утвержденных в установленном порядке границах, на площадях которых реализуются приоритетные инновационные проекты Нижегородской области.

Кроме того, Законом разрешается создание некоммерческих организаций - инновационных и венчурных инновационных фондов поддержки и развития инновационной деятельности. Инновационные фонды оказывают содействие субъектам государственной поддержки инновационной деятельности путем предоставления кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов и средств на безвозвратной основе. Инновационные фонды могут выполнять функции поручителя и гаранта по обязательствам субъектов государственной поддержки инновационной деятельности.

Существенным условием является то, что деятельность инновационных фондов может финансироваться за счет средств областного и муниципального бюджетов, а также федеральных фондов и внебюджетных фондов Нижегородской области, средств частных инвесторов (в том числе иностранных), а также доходов от собствен-

ной деятельности. Льготное кредитование на территории Нижегородской области предоставляется субъектам инвестиционной деятельности при условии реализации приоритетного инвестиционного проекта Нижегородской области.

Перечень приоритетных проектов утверждается распоряжением Правительства Нижегородской области на основании рекомендаций Научно-технического совета (НТС) по отбору инновационных проектов Нижегородской области. НТС создан на основании распоряжения Правительства Нижегородской области в целях обеспечения практического взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, промышленных предприятий и

научных организаций Нижегородской области, консолидации усилий для проведения единой эффективной инновационной промышленной, научно-технической и инвестиционной политики на территории области.

Только осуществление комплекса мероприятий по поддержке инноваторов позволяет государству обеспечивать высокий уровень конкурентоспособности экономики. В этой связи, мы считаем целесообразным обратиться к международному опыту организации инновационных центров в форме технопарков, основной задачей которых является создание условий и предоставление возможностей для разработки и внедрения новых продуктов в серийное производство.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Севиян А.М., аспирант Московской Академии Образования имени Натальи Нестеровой

Развитие в России экономических отношений показало, что по мере углубления рыночных процессов все больше стала обостряться проблема реализации товаров. В этой связи возникла необходимость создания собственной концепции сбыта продукции отечественных производителей, что стало предпосылкой все более частого отражения в работах российских экономистов разных отраслей промышленности и торговой сферы различных моделей и методов сбытовой деятельности.

Ключевые слова: сбыт, товарные отношения, эволюционная интерпретация сбыта, динамика затрат.

RESEARCH OF ECONOMIC ESSENCE OF MARKETING ACTIVITY ON AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

Sevijan A., Natalia Nesterova Moscow Academy of education, post-graduate student

Development in Russia economic relations has shown that in process of deepening of market processes the problem of realisation of the goods more and more began to become aggravated. Thereupon there was a necessity of creation of own concept of sales ofproduction of home producers that became the precondition of more and more frequent reflexion in works of the Russian economists of different industries and trading sphere of various models and methods of marketing activity.

Key words: sales, commodity relations, evolutionary interpretation of sales, dynamics of expenses.

В настоящее время пристальное внимание ученых-теоретиков и специалистов-практиков к проблеме сбыта, следует отметить, что до настоящего времени не выработана единая точка зрения по понятийной сущности этой одной из самых важных, как в теоретическом, так и в практическом плане, категорий. Даже в трактовке сбыта ученые-экономисты не пришли к единому мнению, и по-разному интерпретируют данное понятие. Так, если близкий по смыслу термин «реализация» воспринимается многими учеными-эко-номистами как продажа товаров, превращение их в деньги1 и включен в толковые и коммерческие словари2 , то по настоящее время в отечественной экономической науке отсутствует даже энциклопедическое толкование понятия «сбыт». Также оно не получило отражения в большинстве работ по экономической теории, экономике предприятий и отрасли3, а также экономических словарей, поскольку, составители, видимо, не считали его экономической категорией (ключевым понятием в экономике).

В связи с важностью сбыта, как сферы деятельности, его тесной зависимостью с производством продукции, требуется детальное изучение сущности данной экономической категории на основе развернутого анализа работ отечественных и зарубежных уче-ных-экономистов, в которых имело место ее полное или частичное отражение. Исходя из разночтений и неопределенности понятийного представления о сбыте, необходимым становится уточнение смысловой формулировки исследуемого понятия.

Рассматривая категорию «сбыт» в общем плане, вполне можно согласиться с мнением ученых, в представлении которых - это процесс реализации произведенной продукции в целях превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Только продав товар и получив прибыль, предприятие достигает конечной цели, а затраченный капитал принимает денежную форму4.

Анализ экономических представлений показал, что вопросы сбыта как системы обмена (непрерывных продаж), образующих рынок, вносят дополнительно сложность в определение эквивалентности (ценовую проблему) товарного обмена и в прошлом, и в настоящем. При этом сопоставительные денежные эквиваленты товара (как меры количества затраченного труда и ресурсов, качества товара и услуг, рыночной конъюнктуры, а также потребнос-

тей), отраженные в цене, образуют ценовой рыночный механизм. Именно здесь проявляется пересечение интересов и реальных возможностей собственников.

Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо (субъект собственности) обладает всеми или некоторыми правами собственности на конкретный объект (предмет собственности). Право же государственной собственности означает, что всеми или некоторыми правами собственности относительно определенных объектов обладает исключительно государство. Поскольку определяющим фактором сферы обращения продукции является собственность на средства производства и продукты труда, исходя из этого, в обществе регламентируются принципы распределения и потребления.

Так, например, в период военного коммунизма в России взамен товарно-денежных отношений насильственно внедрялось прямое распределение продуктов. В отсутствие меры эквивалентности происходил прямой обмен продуктов труда (который при социализме не считался «товаром») на карточное обеспечение продукцией жизненной необходимости, а установленные пропорции распределения всех видов ресурсов заменяли собой денежный эквивалент обмена (обращения). В этих условиях сбыт присутствовал только как необходимый атрибут физической передачи распределенного продукта (ресурсов). Далее, с возвратом товарно-денежных отношений и образованием двух форм собственности, производство и потребление продукции также осуществлялось на основе уравнительного распределения - исходя из принципа поддержания и сохранения межотраслевых и внутриотраслевых пропорций для удовлетворения, прежде всего, самых необходимых (первичных) потребностей населения и обеспечения важнейших внешнеполитических функций государства. Порядок обмена (обращение) являлся прерогативой государства (основного собственника), исключал из обращения национализированную собственность и определял фиксированные условия продаж (цены и объемы). Внутренний рынок существовал в качестве связующего звена между производством и потреблением (как отражение происходящего обращения) лишь номинально, ограничивая свои функции рамками принятого централизованного планового распределение. Внешний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.