Научная статья на тему 'Особенности участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: по материалам экспертных интервью'

Особенности участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: по материалам экспертных интервью Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
248
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / МАССОВЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ / ПАРТНЁРСТВО ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ / PARTICIPATION OF CHILDREN / REPRESENTATIVE FORMS OF PARTICIPATION / DESIGN WORK / MASS FORMS OF PARTICIPATION / YOUTH-ADULT PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филипова А.Г., Скрыпникова Е.М.

Результаты исследования особенностей и форм участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Данные экспертных интервью. Анализ с точки зрения поиска смысловых основ участия, выделения форм и форматов участия детей, а также особенностей взаимодействия детей и взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features Of Children 's Participation In Issues Affecting Them: Based On Expert Interviews

The article presents the results of research of features and forms of children's participation in solving problems affecting their interests. The research is based on the data of expert interviews. They are analysed from different perspectives: searching for the sense bearing basis of participation, revealing the forms and formats of children's participation, and characteristics of adult-child interaction.

Текст научной работы на тему «Особенности участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: по материалам экспертных интервью»

СИИ

Особенности участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: по материалам экспертных интервью*

А.Г. Филипова,

доктор социологических наук, профессор, департамент социальных наук, Дальневосточный федеральный университет, Alexgen77@list.ru

Е.М. Скрыпникова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, katrine13@mail.ru

В статье приведены результаты исследования особенностей и форм участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Материалами исследования стали данные экспертных интервью. Они анализируются с точки зрения поиска смысловых основ участия, выделения форм и форматов участия детей, а также особенностей взаимодействия детей и взрослых.

• участие детей • представительские формы участия • проектная работа • массовые формы участия • партнёрство детей и взрослых

Введение

Активное распространение идеи участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, в нашей стране началось в 2000-х годах, но до этого момента уже сложились формы, участвуя в которых, ребёнок принимал решения, влияющие на его жизнь. К самым традиционным формам, сложившимся ещё в XX веке, можно отнести детские общественные объединения (далее — ДОО), которые внутри содержат много механизмов, способствующих включению детей в процессы участия и ученическое самоуправление.

Участвуя в ДОО, дети включаются в принятие решений не только на уровне самой организации и относительно её жизнедеятельности, но и на уровне города, региона или даже страны.

Исследованием социального потенциала детских общественных организаций занимались разные ученые. А.В. Волохов1, А.Г. Кирпич-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00654.

1 Волохов А.В., Фришман И.И. Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 2. С. 63-70.

ник2 рассматривают общественную деятельность и социальное воспитание в детских общественных организациях. Е.В. Титова3, И.И. Фришман4, Е.М. Скрыпникова5 раскрывают технологии деятельности детских общественных организаций, в т.ч. технологии участия детей. Появляется даже целое направление в педагогической науке — социокинетика детства, которое исследует детское движение в системе государства и общества как специфическую форму участия детей в общественной жизни и своеобразный социально-воспитательный институт, направляющий процессы социализации личности.

В XXI веке развитие детских общественных организаций получает новый толчок — формируется Российское движение школьников на основании Указа Президента РФ от 29.10.2015 г. о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Также в Национальной стратегии действий в интересах детей, действовавшей в 2012 — 2017 гг., был выделен специальный раздел «Дети — участники реализации Национальной стратегии», в котором детские общественные объединения обозначены как форма участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

2 Кирпичник А.Г. Детское общественное движение с точки зрения детоцентрического подхода // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 5. С. 73-82.

3 Титова Е.В. Социокинетика как методологический ресурс непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 22-32.

4 Фришман И.И. Социальная активность подрастающего поколения и управление деятельностью детских общественных объединений: диалектика развития // Социально-педагогическая деятельность в системе образования Сборник научных статей. Ярославль, 2018. С. 221-236.

5 Скрыпникова Е.М. Ресурсы участия детей в принятии

решений в формировании социальной компетентно-

сти // Гуманизация образовательного пространства

Материалы международной научной конференции [Электронное издание]. 2016. С. 438-442.

На сегодняшний день одной из приоритетных форм участия детей в решении вопросов, касающихся их жизни, выступает волонтерская деятельность. Данное направление актуализируется в рамках реализации национального проекта «Образование», в его подпро-екте «Социальная активность». Цель подпроекта напрямую связана с развитием добровольчества (волонтерства), развитием талантов и способностей у детей и молодёжи, путем поддержки общественных инициатив и проектов, вовлечением к 2024 г. в добровольческую деятельность 20% граждан6.

В рамках школьной деятельности приоритетной задачей в соответствии с ФГОС является включение обучающихся в различные виды деятельности, в том числе проектную деятельность7. Проектная деятельность формирует навыки планирования своих действий, анализа принимаемых решений, сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплено право детей на участие в управлении образовательной организацией, а также свободу совести, информации, свободное выражение учащимися собственных взглядов и убеждений (статья 34)8.

Необходимо заметить, что вышеуказанные нормативно-правовые акты не содержат определения участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, а также принципов его реализации.

6 Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Сайт Министерства просвещения Российской Федерации URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 17.10.2019).

7 Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 22.10.2019).

8 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.10.2019).

Поэтому ключевым исследовательским вопросом является поиск смыслов и форм детского участия.

Методы и материалы

Методом сбора эмпирических данных является экспертное интервью. Экспертами выступили исследователи и практики — педагоги детских общественных организаций из г. Новосибирска, Комсомольска-на-Амуре и Владивостока ^ = 9).

Результаты и их обсуждение

Интерпретации детского участия

Американский исследователь Роджер Харт представил участие детей в виде лестницы с восемью ступенями. По мере продвижения вверх по лестнице расширяются компетенции ребёнка в сфере участия и зона его ответственности — от первых ступеней «манипулирования» и «декорирования» взрослыми детских действий до «управления и инициирования детьми»; «инициирования детьми, принятия решения совместно со взрослыми»9.

Анализ данных экспертных интервью показал, что взрослые, работающие с детьми, часто понимают детское участие буквально, как участие в творческих, спортивных и прочих мероприятиях.

Если же говорить о более высоких ступенях детского участия, то здесь важно услышать мнение ребёнка, его представления по тем или иным проблемам, например: «...в какой форме им было бы удобнее воспринимать ту или иную информацию. Какие темы их интересуют (например, в школьной программе нет, того, что им интересно). То есть их

9 Hart R. Children's participation: from tokenism to citizenship. — Florence, Italy: International Child Development Centre, 1992. 41 p.

мнение стоит спрашивать, но в каких-то определённых рамках» (Елена; НКО Союз журналистов, г. Владивосток).

Консультативные формы представляют иной уровень участия, они могут быть связаны с информированием ребёнка, его просвещением по каким-либо важным для него вопросам: «<Формы разговора, обсуждения, рассказов» (Татьяна, методист, оздоровительный детский лагерь, г. Комсомольск-на-Амуре).

Участие в любой его форме ориентировано на осуществление выбора и принятие решения: «Детям должен быть предоставлен выбор, и последствия должны быть разъяснены. И выбор должен происходить под контролем взрослых, конечно же» (Елена; НКО Союз журналистов, г. Владивосток). Реальный процесс участия связан с вовлечением в него детей, созданием условий для активности и инициативности личности: «Участие — это активный процесс выражения мнения, процесс готовности тебя услышать, это двусторонний процесс» (Михаил; отдел молодёжной политики Министерства образования НСО, г. Новосибирск).

Развитие самоуправления помогает детям почувствовать и пережить всю глубину социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций. Ученическое самоуправление может подготовить ребёнка к активному участию на других ступенях (общество, государство). Нельзя не отметить, что включенность ребёнка в самоуправление и предоставление ему возможности влиять на какие-либо процессы влияет на формирование культуры участия. Такую форму участия, как детское самоуправление, мы можем рассматривать как составную часть жизнедеятельности ДОО, так и самостоятельную форму участия детей в принятии решений: «Участие в самоуправлении — это форма разви-

тия самого процесса участия детей в организации своей жизни, в организации жизни других людей» (Зоя; НГПУ, г. Новосибирск).

Формы участия

Формы участия детей в принятии решений можно разделить на группы, одну из которых обозначим как представительскую. Сюда относятся детские и молодежные парламенты, молодежные сообщества, молодежные центры, советы и правления. Для участия в таких формах дети и молодые люди избираются или назначаются. Вовлечение молодёжи в деятельность парламента и принятие решений относительно молодёжной политики позволяет формировать правовую и политическую культуру молодёжи, содействовать развитию их социальной активности. Опыт, который они получают при этом, может быть важным для их взрослой жизни: «Есть институт молодежных парламентов, туда ребята избираются. По большому счёту они же проигрывают в молодежном возрасте работу взрослого парламента, который существует в Российской Федерации, в Новосибирской области, в каком-нибудь другом регионе» (Наталья; Союз пионерских организаций НСО; Новосибирск).

Ко второй группе можно отнести формы реализации участия, которые предоставляют детям возможность планировать, продумывать этапы и способы реализации участия в решении проблем, затрагивающих их интересы. К ним можно отнести проектную работу. Формы участия, ориентированные на проект, могут включать благотворительные акции, создание социальных роликов, реализацию общешкольных проектов, реализацию городских социальных проектов. На разных уровнях социальных институтов проекты выступают актуальными формами участия. Взрослые, вовлечённые в их

реализацию, отмечают перспективные аспекты проектной деятельности: ««В рамках урбанистического форума мы хотим, например, сделать проект, в рамках которого дети бы самостоятельно обустраивали пространство своего города. То есть они сами воплощают свои идеи, мы их не спрашиваем, они берут и воплощают» (Елена; НКО Союз журналистов, Владивосток).

Так как в проектной деятельности актуализируется субъектная позиция ребёнка и предоставляется возможность реализации познавательной и творческой активности, проекты интересны и значимы для самих детей.

При этом эксперты подчеркивали многообразие форм проектной деятельности, её включенность в разные уровни жизнедеятельности ребёнка: ««Участвовали в конкурсах президентских грантов, организовывали инициативные группы и школьные советы, многое что делали. Экологические проекты с детьми. Проектная деятельность включена сейчас как отдельный школьный предмет, и дети активно участвуют в создании и реализации проектов, лавочки вот поставили недавно» (Наталья; директор школы, г. Спасск Дальний).

Следующую группу форм можно обозначить как открытые и прямые формы участия: молодежные и детские форумы, встречи молодых жителей, детские и молодежные конференции, молодежные слушания и круглые столы. В рамках данных форм осуществляются консультирование и информирование детей о правах, обсуждение актуальных проблем детства. Участие детей в форумах способствует как расширению их кругозора, освещению общих проблем, так и формированию разнообразных коммуникаций, групп, в которых могут приниматься конкретные решения. Форумы могут организовываться как по инициативе взрослых в интересах

детей, так и инициироваться самими детьми: «Второй год мы проводим форум для школьников, который финансируется из местного бюджета. Это как раз было предложение детей, которое нам удалось продвинуть» (Наталья; директор школы; г. Спасск Дальний).

Также необходимо заметить, что в отличие от представительских форм участия данные формы носят массовый характер, а значит, позволяют вовлечь большое количество участников.

Если рассмотреть участие с точки зрения используемых технологий, то можно выделить как отдельные формы онлайн и оффлайн участие.

Современным форматом участия в решении вопросов, затрагивающих интересы детей, являются формы с использованием информационно-коммуникационных технологий: ««Есть онлайн и оффлайн участие. Подписать петиции, расшерить на своей странице, поставить лайк, репостнуть, где-то оставить комментарий — это тоже участие. Мы называем пассивными участниками тех, кто активен онлайн. Почему сейчас и важно присутствие власти в сетях. Сейчас Совет Европы как раз работает над линией Digital participation, когда проекты уходят в онлайн. Путём голосования на разных платформах можно вносить свой вклад» (Михаил; отдел молодёжной политики Министерства образования НСО, 30 лет). А поскольку современные дети — активные интернет-пользователи, то вкупе с их серьёзной загруженностью учебной деятельностью формат онлайн-участия является для них зачастую более подходящим форматом, нежели оффлайн-участие.

Взаимодействие детей и взрослых

Результаты участия в рамках любой из вышеозначенных форм зависят не только от их содержательного на-

полнения, но и от специфики взаимодействия взрослых и детей. Одним из важных принципов участия выступает принцип партнёрства, который задаёт специфический формат взаимодействия субъектов участия: «В рамках данных взаимодействий ответственность за приобретение знаний и опыта делится поровну, между детьми и взрослыми. Взрослый создаёт структуру, а ребёнок, работая в ней, приобретает свой собственный опыт, и что именно он вынесет для себя в результате — зависит только от него»10. Цель реализации партнёрских взаимоотношений взрослых и детей заключается в том, чтобы дети смогли приобрести практический опыт, который усилит их потенциал и поможет им стать активными членами общества, которых взрослые воспринимают всерьёз: «Для нас важен момент вовлеченности, что предполагает разделение ответственности и принятие на себя ответственности. Это когда мне дают возможность и этой возможностью я готов воспользоваться. То есть такой двусторонний процесс взаимодействия. И здесь важно равное партнёрство: когда каждый имеет равную возможность влиять и слышать друг друга» (Михаил; отдел молодёжной политики Министерства образования НСО, г. Новосибирск).

Реализация такой модели взаимодействия подразумевает формирование сферы ответственности ребёнка, в которую он может входить через поручения взрослого или осознано выбранные функции. Со стороны взрослого важно поверить в ребёнка, наделить ребёнка ответственностью: «Это доверие ребёнку уже взрослому, но ещё ре-

10 Голованов В.П. Проблемы самоорганизация детей и взрослых в пространстве дополнительного образования детей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20. № 2, с. 129.

бёнку по возрасту, но доверие взрослых функций» (Наталья; Союз пионерских организаций НСО, г. Новосибирск).

Все же достаточно большая часть детей не готова самостоятельно выражать инициативу, обращаться за помощью и поддержкой. Таким детям нужен особый подход: ««Нет смысла их дергать на общем собрании, лучше потом подойти отдельно спросить мнение, мол, а ты вообще что думаешь... Я часто так делаю, не спрашиваю всех в группе, чтобы мнения не терялись, а по мере возможности разговариваю с каждым неформально, подзываю к себе, либо встречаю в холле, раздевалке» (Мария; Центр детского творчества, г. Комсомольск-на-Амуре).

Дети должны постепенно подготавливаться взрослыми к решению вопросов, по мере своего взросления, развития и познания окружающего мира, соответствующих уровню развития их нравственности и ответственности. В том числе должно идти просвещение детей в области сложности вопросов, затрагивающих жизнь ребёнка, и возможностях детей принимать решения в этих вопросах. Это не связано с ограничением права ребёнка на участие, наоборот, данный принцип выстраиваемых взаимоотношений взрослого и ребёнка ориентирован на обеспечение наилучших интересов детей.

Дети могут сами обращаться с инициативой ко взрослым, если выстроены доверительные отношения. Но консультация должна открывать ребёнку перспективы обучения тем навыкам, которые необходимы ему для реализации своей инициативы: ««Некоторые дети говорят, что мы не проводим лагерь актива? Давайте проводить, договоритесь с лагерем "Тимуровец". А мы им говорим: "Тогда идите и договоритесь сами с лагерем". Но они возмущаются: "Как так? Мы же ма-

ленькие. За это деньги надо платить". А оказывается, эти деньги надо где-то брать. Эти вопросы и аспекты детям не понятны и для того, чтобы они стали им понятны, чтобы они поняли, какие решения надо принимать и как, что за каждым решением стоит целый спектр задач, которые необходимо решить. Этому надо учить» (Наталья; Союз пионерских организаций НСО, г. Новосибирск).

Взрослыми, которые могут таким образом готовить детей, способны выступать различные профессионалы. Мнения опрошенных экспертов, говорят о том, что это могут быть представители как молодёжной политики, социальные работники, социальные педагоги, так и педагоги дополнительного образования: ««Отдельно можно выделить социального педагога, в функциональные обязанности которого входит образов ат ельн о-воспит ат ельн ая функция. Он образовывает, воспитывает умение ребёнка взаимодействовать с другими людьми. А чтобы взаимодействовать с другими людьми, надо в этом взаимодействии участвовать» (Зоя; НГПУ, г. Новосибирск).

Также это могут быть те субъекты, кто обеспечивает интеграцию ребёнка в социальные отношения и сопровождает процесс участия: ««Я думаю, учитель, педагог, воспитатель... тот, кто является проводником ребёнка в его общественной жизни. Это чаще всего учителя и классные руководители» (Наталья; директор школы, г. Спасск Дальний).

««Проводником здесь является молодежный работник или специалист по работе с молодёжью. Этот человек должен использовать в своей работе подход, обратный патерналистскому ... Это вопросы статуса молодежного работника и его компетентности. Для нас это педагоги, реализующие учебную и внеклассную работу; работники допол-

нительного; педагоги внеурочной деятельности в школьной сфере; проректоры, профсоюзы и советы по работе с молодёжью в студенческой среде. Это те, кому молодёжь могла бы доверять, у кого есть ресурсы и деньги, которые можно тратить на различные мероприятия и проекты, актуальные для молодёжи» (Михаил; отдел молодёжной политики Министерства образования НСО, г. Новосибирск).

Авторитет педагога, который способствует формированию опыта участия детей, является важным показателем для готовности ребёнка вступать во взаимодействие со взрослым: ««Если это семейный вопрос / выбор, то родители. Иногда это может быть и психолог, но в основном человек, имеющий положительную репутацию для ребёнка, его пример для подражания» (Татьяна, методист, оздоровительный детский лагерь, г. Комсомольск-на-Амуре). Важным элементом взаимодействия детей и взрослых будет выступать личный пример педагога: «Если взрослые готовы выступать за свой дом, двор и страну, то и дети будут следовать их примеру, будут впитывать это. Это как научить доброте или взаимоуважению, научить можно только собственным примером» (Наталья; директор школы, г. Спасск Дальний).

Если устанавливаются доверительные отношения, когда ребёнок по любым затруднениям может обратиться к взрослому за помощью, когда взрослый своим активным примером побуждает к участию детей, тогда увеличивается готовность детей к принятию решений. Роль взрослого в поддержке процесса участия детей в принятии решений, несомненно, высока, и функционал его не ограничивается только организацией этого процесса. С позиции взрослого важно консультирование и просвещение детей по отдельным вопросам участия; отбор форм участия в

зависимости от уровня участия ребёнка; проявление собственной активной позиции; образование детей и развитие их интересов и т.д.

Выводы

Участие детей в решении вопросов, связанных с их жизнедеятельностью, является важным направлением социальной политики в интересах детей. Однако его реализация сталкивается с рядом проблем и барьеров, начиная с социально-психологических (социальная и психическая незрелость ребёнка, его зависимость от взрослых) и заканчивая недостаточным развитием механизмов вовлечения детей в решение разных вопросов.

Несмотря на наличие конкретных моделей взаимодействия, стоит отметить, что эффективная реализация процесса участия на уровне города может происходить при взаимодействии различных социальных институтов, которые, с одной стороны, могли бы обеспечить поддержку ребёнка в решении разных вопросов, с другой — способствовать консолидации опыта, полученного ребёнком в различных сферах жизни

Как показал экспертный опрос, детское участие должно развиваться в направлении выстраивания партнёрских отношений детей и взрослых. В этом социальном партнёрстве важно доверие сторон друг другу. Для продвижения ребёнка по «лестнице участия» важна поддержка взрослых (консультации, обучение, экспертная помощь).

При этом важны разные формы участия детей — представительские, проектные и массовые, поскольку они решают разные задачи и ориентированы на разные группы детей. Необходимо включение в процесс принятия реше-

ний детей групп социальной эксклю-зии — сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья — посредством специально разрабатываемых технологий, индивидуального подхода, квотирования мест в представительских органах самоуправления и др.

Литература

1. Hart R. Children's participation: from tokenism to citizenship. — Florence, Italy: International Child Development Centre, 1992. — 41 p.

2. Волохов А.В. Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания / А.В. Волохов, И.И. Фриш-ман // Ярославский педагогический вестник. — 2012. — Т. 2. — № 2. — С. 63-70.

3. Голованов В.П. Проблемы самоорганизация детей и взрослых в пространстве дополнительного образования детей /

B.П. Голованов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. — 2014. — Т. 20. — № 2. — С. 126-131.

4. Кирпичник А.Г. Детское общественное движение с точки зрения детоцентриче-ского подхода / А.Г. Кирпичник // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2014. — № 5. —

C. 73-82.

5. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Сайт Министерства просвещения Российской Федерации URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 17.10.2019).

6. Скрыпникова Е.М. Ресурсы участия детей в принятии решений в формировании социальной компетентности / Е.М. Скрыпникова // Гуманизация образовательного пространства: Материалы международной научной конференции [Электронное издание]. — 2016. — С. 438-442.

7. Титова Е.В. Социокинетика как методологический ресурс непрерывного образования / Е.В. Титова // Непрерывное образование: XXI век. — 2013. — № 2 (2). — С. 22-32.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.10.2019).

9. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 22.10.2019).

10. Фришман И.И. Социальная активность подрастающего поколения и управление деятельностью детских общественных объединений: диалектика развития / И.И. Фришман // Социально-педагогическая деятельность в системе образования: Сборник научных статей. — Ярославль, 2018. — С. 221-236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.