Научная статья на тему 'Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: анализ региональных образовательных мероприятий и материалов сми'

Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: анализ региональных образовательных мероприятий и материалов сми Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
199
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ / УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ / ЗАТРАГИВАЮЩИХ ИХ ИНТЕРЕСЫ / РЕГИОНЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NATIONAL STRATEGY FOR ACTION FOR CHILDREN / CHILDREN'S PARTICIPATION IN THE SOLUTION OF THE QUESTIONS AFFECTING THEIR INTERESTS / REGIONS / REGIONAL MEDIA / PUBLIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абросимова Евгения Евгеньевна, Бухтиярова Ирина Николаевна, Филипова Александра Геннадьевна

В статье приведены результаты анализа региональных ресурсов, используемых для реализации участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, с упором на образовательные мероприятия. Основой распространения в нашей стране концепции детского участия стал раздел 6 "Дети-участники…" Национальной стратегии действий в интересах детей. Ее действие закончилось в 2017 году. В качестве двух групп эмпирических источников рассматриваются региональные материалы о выполнении Нацстратегии и публикации региональных СМИ, связанные с детским участием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абросимова Евгения Евгеньевна, Бухтиярова Ирина Николаевна, Филипова Александра Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's participation in the solution of the questions affecting their interests: analysis of regional educational actions and regional mass media

The article is devoted of the analysis of the regional resources used for realization of participation of children in the solution of the questions infringing on their interests, with a focus on educational resources. The basis for the dissemination in our country of the concept of child participation was Section 6 "Children participating ..." of the National strategy for action for children. Its action ended in 2017. Regional materials on the implementation of the National Strategy and publications of regional media related to children's participation are considered as two groups of empirical sources.

Текст научной работы на тему «Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: анализ региональных образовательных мероприятий и материалов сми»

УДК 316.4 Абросимова Е. Е., Бухтиярова И. Н, Филипова А. Г.

Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: анализ региональных образовательных мероприятий и материалов СМИ

Введение

Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, — тема, активно разрабатываемая зарубежными исследователями. Партисипаторные практики применительно к детям из разных регионов исследуют T. N. Cockburn (Англия), K. Pells (Руанда), A. Twum-Danso (Гана), S. White and S. Choudhury (Бангладеш) и др. Детское участие в разных областях представлено в работах L. Chawla, K. Malone, H. Matthews, M. Limb, M. Taylor, H. Zeiher, L. Karsten (дети и город, детские мобильности); C. Feinstein, A. Giertsen, C. O'Kane (детское участие в вооруженных конфликтах и пост-конфликтном урегулировании); O. Nikitinaden-Besten, J. Horton, P. Krafl, P. Adey (детское участие в решении школьных вопросов). Публикации K. Martin, A. Franklin, A. Dadich отражают особенности участия детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

Большое количество методической литературы (брошюр, гайдов, руководств) было выпущено UNICEF, уполномоченными по правам ребенка и министерствами социального развития разных стран: "Save the children", "Involving children in decision making", "A journey in children's participation" и др.

В России накоплен определенный опыт оценки детского участия и деятельности по включению детей (И. Е. Калабихина, О. В. Кучмаева, С. В. Кочнев, Н. В. Васильева, В. А. Одинокова, М. М. Русакова и др.), а научной школой С. Н. Майоровой-Щегловой развивается концепция социального конструирования детства. Авторским коллективом под руководством И. Е. Калабихиной [4] проведено исследования моделей участия детей в процессах принятия решений по вопросам, затрагивающим их интересы, в двух российских городах, присоединившихся к инициативе ЮНИСЕФ "города, доброжелательные к детям" — Москве и Краснодаре. Исследователи отмечают, с одной стороны, разнообразие перечня направлений городской жизни, по которым привлекаются дети: спорт, культура, досуг, социальная реклама, социальная помощь нуждающимся, охрана окружающей среды и городское планирование, с другой — фиксируют проблемы доступности информации для детей, патерналистских установок участвующих взрослых, создания элитных групп "детей-профессионалов", заниженных ожиданий от участия детей, массовой пассивности детей и др.

© Абросимова Е. Е., Бухтиярова И. Н., Филипова А. Г., 2019

АБРОСИМОВА Евгения Евгеньевна, младший научный сотрудник Центра научных исследований, проектов и программ Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток). E-mail: gaijony@mail.ru

БУХТИЯРОВА Ирина Николаевна, канд. пед. наук, старший преподаватель Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Москва). E-mail: ira_irina@mail.ru

ФИЛИПОВА Александра Геннадьевна, д-р социол. наук, доцент, зав. лабораторией комплексных исследований детства Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток). E-mail: alexgen77@list.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31111

В российской теории и практике темы, связанные с участием детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, находятся в основном в плоскости семейного права. Ребенок рассматривается как субъект семейных правоотношений в работах М. В. Антокольской, Л. М. Пчелинцевой, Г. К. Матвеевой, И. А. Михайловой, Л. Ю. Михеевой, О. Ю. Косовой, И. М. Кузнецовой и др.). Право ребенка выражать свое мнение, права детей в сфере охраны здоровья, право ребенка на имя — И. Г. Король [6]. Большой интерес представляют работы А. М. Нечаевой, посвященные семейно-правовому статусу ребенка и учету его мнения [10].

Из относительно недавних работ, посвященных проблеме детского участия в решении проблем, затрагивающих их интересы, можно отметить исследование М. В. Матвеевой [7]. В своей диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук автор поднимает проблему соблюдения прав ребенка сквозь призму гражданских и семейных правоотношений и указывает на целый ряд проблем в сфере законодательного закрепления, практического осуществления и доктринального осмысления прав ребенка в Российской Федерации.

Выход за пределы семейного права, осмысление участия детей в решении вопросов в более широком контексте с включением разных форм гражданской активности, в т. ч. в формате деятельности детских общественных организаций, детских советов, органов школьного самоуправления были вызваны в нашей стране принятием такого важного государственного документа как Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 гг. (далее Нацстратегия). Она была утверждена Указом Президента России 1 июня 2012 г.. Ее целью стало определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей. Всего в Нацстратегии были выделены 6 разделов: 1. Семейная политика детствосбережения; 2. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; 3. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; 4. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; 5. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; 6. Дети — участники реализации Национальной стратегии.

В России сложилась необходимая правовая основа для организации детского участия: ратифицирована Конвенция о правах ребенка, приняты законы: "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" № 124 от 24.07.1998, "Об образовании" № 273 от 29 декабря 2012 г., "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" ФЗ № 98 от 28 июня 1995 г.

Однако концепция детского участия испытывает трудности в реализации по причинам "презумпции незрелости ребенка", нарушения баланса заботы взрослых и детской активности, формализации практик детского участия, а также неразработанности форм и индикаторов детского участия с учетом российского контекста. Так, в Национальной стратегии действий в интересах детей в разделе VI "Дети — участники реализации Национальной стратегии" выделен всего 1 показатель оценки успешности против 105 показателей предыдущих пяти разделов [5].

На основании положений Нацстартегии субъектами РФ были разработаны региональные программы по ее реализации. В данных программах среди прочих был выделен ряд мероприятий в рамках раздела 6, связанного с участием детей.

Целью настоящего исследования является анализ региональных образовательных мероприятий и материалов СМИ, направленных на реализацию участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы.

Под региональными образовательными мероприятиями понимаются мероприятия в области просвещения, информирования и подготовки детей и взрослых к участию в решении вопросов, затрагивающих их интересы.

Методология и методы

Эмпирическими материалами для анализа региональных образовательных мероприятий в части детского участия послужили две группы источников: (1) региональные отчеты о реализации Нацстратегии; (2) публикации региональных СМИ.

Итоговые доклады о реализации Нацстратегии в разрезе субъектов Российской Федерации опубликованы на специализированном сайте — Мониторинг реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг.. [8]. Всего было проанализировано 86 региональных материалов для подготовки итоговых докладов о реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг. Следует отметить, что трудности анализа определялись, в первую очередь, разным форматом представления информации. Следует заметить, что объемы отчетов колебались в диапазоне от 3 страниц до 231 страницы. В 15-ти региональных материалах раздел 6 "Дети-участники" отсутствовал.

Сбор публикаций региональных СМИ осуществлялся с использованием поисковых функций информационно-аналитической системы "Интегрум", представляющей на сегодняшний день крупнейший архив СМИ в России, который включает более 60 000 источников, собранных с начала 1990-х годов до настоящего времени. Поиск производился среди баз данных полных текстов центральных и региональных газет и журналов, Интернет-СМИ, в текстах законов и постановлений, фондов библиотек и др. Были отобраны СМИ всех регионов, представляющих восемь Федеральных округов России. Для поиска использовались следующие ключевые фразы: "участие детей в решении", "дети-участники реализации Национальной стратегии".

Результаты изучения региональных отчетов

Предварительный анализ региональных материалов для подготовки итоговых докладов о реализации Национальной стратегии действий в интересах детей позволил выделить две формы работы с детьми — элитарные и массовые. Массовые мероприятия — это мероприятия, ориентированные на большое количество детей, а также не требующие их специальной подготовки [3]. К ним мы отнесли слеты, конференции, форумы. Однако напрямую данные мероприятия, как правило, не связаны с детским участием. Они ориентированы, в основном, на развитие личностных качеств детской аудитории и на образование в сфере самопрезентации и коммуникации.

В качестве примеров успешной реализации мероприятий, направленных на популяризацию и развитие форм детского участия, можно выделить форум "Участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах деятельности" (Белгородская область); краевой детский форум "Голос каждого ребенка должен быть услышан" (Пермский край); Всероссийская акция "Я — гражданин России" (Мурманская область) [9]. В ходе данных мероприятий дети имели возможность участвовать в общественной жизни своего региона, развивать навыки эффективного взаимодействия с общественными объединениями, органами власти и гражданским сообществом, формировать активную гражданскую позицию, посредством выражения своего собственного мнения.

В противоположность массовым мероприятиям выделенные нами элитарные мероприятия охватывают небольшое количество детей. Однако это дети, как правило, с уже сформированной активной гражданской позицией и необходимым лидерским потенциалом. К элитарным формам отнесены молодежные парламенты, детские общественные палаты, детские общественные советы, детские общественные приемные и иные формы участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы.

В таблице 1 представлено количественное соотношение элитарных и массовых мероприятий в разрезе российских федеральных округов, подсчитанное на основе данных региональных отчетов о реализации Нацстратегии.

В разрезе федеральных округов, очевидно, что большинство мероприятий носит массовый характер. Это достаточно распространённая форма работы с детьми, которая позволяет охватить большое количество детей, но при этом не всегда позволяет достичь цели продвижения идеи детского участия.

Следующий этап анализа мероприятий, отраженных в разделе "Дети-участники", подразумевал изучение мероприятий по тематическим направлениям. В качестве таких направлений были выделены в соответствии с заложенными разделом 6 задачами ("Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми", "Привлечение детей к участию в общественной жизни", "Воспитание у детей гражданствен-

Таблица 1. Элитарные и массовые мероприятия в разрезе федеральных округов

Формы РАБОТЫ с ДЕТЬМИ Федеральные округа Элитарные мероприятия Массовые мероприятия

1 Центральный федеральный округ 7 10

2 Северо-Западный федеральный округ 3 6

3 Южный федеральный округ 2 4

4 Северо-Кавказский федеральный округ - 2

5 Приволжский федеральный округ 4 7

6 Уральский федеральный округ 5 4

7 Сибирский федеральный округ 5 4

8 Дальневосточный федеральный округ 4 2

Источник: составлено авторами.

ности, расширение их знаний в области прав человека", "Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы") следующие направления — развитие детских и молодежных общественных организаций, в т.ч. региональных отделений Российского движения школьников, правовое обучение и воспитание детей, обучение детскому участию взрослых. В дополнение к ориентирам Нацстрате-гии было выделено направление, связанное с участием детей в формировании здорового образа жизни, а также участием детей с ограниченными возможностями здоровья.

Большинство мероприятий первого направления соответствует смыслу детского участия. Различные формы детских и молодёжных общественных организаций способствуют популяризации детской активности, росту самостоятельности и осознанности участия детей в принятии решений. Субъекты РФ выбирали различные способы поддержки деятельности детских организаций: информационное освещение деятельности детских общественных организациях в местных СМИ; создание системы "обратной связи" между государственными структурами, общественными объединениями и молодыми гражданами; создание молодежного интернет-портала и групп в социальных сетях и др.

На данный момент в Российской Федерации создана правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Однако для реализации своих прав детям как специфической социальной группе необходимо знание тех правовых основ, которые могут способствовать их самовыражению. Анализ материалов субъектов РФ показал, что в 20-ти отчетах содержатся мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности детей. Они носят образовательный характер. Так, в Республике Марий Эл реализуются программы дополнительного образования по правовому просвещению детей ("Право + Я", "Подросток и Закон", "Человек и общество", "Изучаем Конституцию" и пр.). В Республике Ингушетия в общеобразовательных учреждениях с участием работников правоохранительных органов проводятся классные часы на темы: "Закон и совесть", "Твои права и обязанности", "Уголовная ответственность несовершеннолетних", "Воспитание законопослушных граждан" и др. В Республике Мордовия органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и уполномоченным по правам ребенка при Главе Республики Мордовия систематически организовываются выступления в тематических передачах, в новостных информационных программах, публикуются статьи в средствах массовой информации,

Таблица 2. Направления работы с детьми в разрезе федеральных округов

Направления работы с детьми Федеральные округа ^^^^ РДШ, Детские и молодежные общественные организации Правовое обучение детей Здоровье, ЗОЖ, Дети ОВЗ Работа со взрослыми (педагоги, родители)

1 Центральный федеральный округ 6 4 1 -

2 Северо-Западный федеральный округ 6 3 1 -

3 Южный федеральный округ 2 1 - -

4 Северо-Кавказский федеральный округ 3 1 - 2

5 Приволжский федеральный округ 6 4 - -

6 Уральский федеральный округ 4 1 - 1

7 Сибирский федеральный округ 6 4 2 3

8 Дальневосточный федеральный округ 3 3 1 1

Источник: составлено авторами в соответствии с тематическими направлениями мероприятий раздела 6 Нацстратегии.

направленные на просвещение детей и родителей ("Правовая помощь детям", "Ничего не бойся!", "Детей надо слушать!" и др.). В Тюменской области реализован образовательный проект "Открытые уроки просвещения обучающихся школ Тюменской области" при поддержке прокуратуры, областного суда, ассоциации юристов России, Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области [3].

Возможность детского участия зависит от уровня правовой грамотности детей, а также от уровня сформированности необходимых социальных компетенций. Это даёт детям возможность вырабатывать более уверенную и ответственную гражданскую позицию.

Юридические вопросы актуализируются в ситуациях конфликта ребенка с законом. Именно в детском и подростковом возрасте закладываются основы правовой культуры, формируется правовое сознание. Поэтому образовательно-просветительское направление работы с детьми важно еще и как мера профилактики девиантного и делинквентного поведения. К сожалению, материалы региональных отчетов не позволяют определить целевые группы детей — участников данного направления мероприятий Нацстратегии, а также оценить эффективность реализации данных мер, выделить формы участия детей и пр.

Следующая группа мероприятий отчасти адресована специфичной группе детей. Несмотря на то, что в региональных материалах отдельный раздел посвящен детям с ограниченными возможностями здоровья, очень важно обратиться к этой группе социальной эксклюзии в контексте детского участия. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не только в создании условий для бытового и физического комфорта, но и в различных вариантах включения в социальную жизнь, в т. ч. через выражение собственного мнения по жизненно важным вопросам. Тем более что детское мнение выступает не только инструментом развития социальности ребенка, но и инструментом формирования социальных программ в сфере детства, а также инструментом оценки действия этих программ.

Однако необходимо заметить, что пока дети групп социальной эксклю-зии включены в социальную жизнь в основном через включение в социальные мероприятия, причем как участники и как организаторы мероприятий. В Тульской области при поддержке членов Детского общественного Совета

состоялись следующие мероприятия: благотворительный праздник "Дорога добра" на территории Тульской области для детей-инвалидов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; межрегиональная благотворительная выставка-ярмарка для людей и детей-инвалидов "Ремесло-МОЕ!" [9].

Результаты, представленные в таблице 2, отражают тот факт, что мероприятия по подготовке взрослых (родителей и педагогов) к детскому участию носят единичный характер. Они реализуются в форматах просветительских бесед, семинаров-совещаний и конкурсов педагогического мастерства.

Несмотря на то, что шестой раздел Нацстратегии направлен на активизацию детского участия, необходимо понимать, насколько значимы взрослые в жизни детей. Следуя лестнице детского участия, предложенной Роджером Хартом, в продвижении разных форм взаимодействия детей и взрослых важно перейти от техник "манипулирования" и "декорирования" к консультированию детей взрослыми (а иногда и наоборот) и совместной выработке решений [14].

По материалам региональных отчетов были также выделены другие направления развития детского участия — работа органов школьного самоуправления и школьных служб примирения, военно-патриотическая деятельность, волонтерская деятельность и пр. (см. табл. 3). Данные направления важны для развития детского участия детей, поскольку вовлекают ребенка в социально полезную деятельность, создают пространство для детских инициатив, самостоятельного принятия решений.

Школа — это то место, где ребенок проводит большую часть своей жизни, поэтому важно сделать его пребывание насыщенным и полезным с точки зрения формирования социальных навыков. Однако в разделе "Дети-участники" Нацстратегии слабо представлено направление работы органов школьного самоуправления и служб медиации. Это может быть связано с недооценкой роли детских школьных организаций в развитии детского участия. Службы медиации владеют инструментарием решения как в школе, так и за её пределами, а также повышения уровня квалификации работников образовательных организаций по защите прав и интересов детей. Через школьные службы медиации школьники овладевают технологиями разрешения трудных и кон-

Таблица 3. Другие направления работы с детьми в разрезе федеральных округов.

Направления работы с детьми я и

Работа органов ученического самоуправления, службы примирения Военно-патриотическое воспитание, "Юнармия" Волонтерство ят и р п о а. е м е ы

Федеральные округа н ^

1 Центральный федеральный округ 3 4 2 8

2 Северо-Западный федеральный округ 1 6 2 3

3 Южный федеральный округ - 1 0 2

4 Северо-Кавказский федеральный округ 1 - - -

5 Приволжский федеральный округ 1 2 1 3

6 Уральский федеральный округ 1 - - -

7 Сибирский федеральный округ 2 4 1 3

8 Дальневосточный федеральный округ 2 - - 2

Источник: составлено авторами в соответствии с тематическими направлениями мероприятий раздела 6 Нацстратегии.

фликтных ситуаций, вовлекаются в процесс решения вопросов, связанных со школьной повседневностью.

Для школ, как и в целом для России, службы медиации — новое направление деятельности, оно нуждается в информационно-образовательной поддержке. Поэтому в региональных отчетах есть данные о проведении научно-практического семинара на тему "школьная служба примирения как одна из форм восстановительной медиации" (Магаданская область), в Красноярском крае в 42 % от общего числа школ и учреждений среднего образования действуют данные службы и пр. [9].

Волонтерство обозначено в качестве одного из приоритетов реализации молодежной политики в "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", оно способствует широкому привлечению детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организаций и объединений. Для информационного сопровождения волонтерства был создан портал Добровольцы России [2]. Он позволяет молодым добровольцам сформировать свою учетную запись и книжку добровольца, в которой будет отражен весь опыт участия в акциях и проектах. Также на сайте любой желающий может ознакомиться с предстоящими мероприятиями, в которых можно принять участие. Для участия в добровольческих проектах установлен достаточно низкий возрастной ценз — в 8 лет. Тем не менее, анализ региональных отчетов демонстрирует недооценку региональными органами власти волонтерской деятельности как способа формирования активной социальной позиции, участия в решении разных вопросов, выработки soft skills и пр.

Другой стратегической задачей воспитания подрастающего поколения обозначено его военно-патриотическое воспитание. С 2016 г. действует всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение "Юнармия". Его целью является всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а формами работы — военно-патриотические мероприятия. По региональным материалам прослеживается более активное развитие этого направления работы с детьми и молодежью как участниками Нацстратегии, нежели чем во-лонтерства или школьного самоуправления.

Результаты изучения региональных СМИ

Вторая группа эмпирических данных настоящего исследования представлена публикациями региональных СМИ на тему детского участия. Для анализа были выделены четыре периода: период, предшествовавший принятию Нацстратегии, отражающий интерес общества и СМИ к детскому участию (2009—2011 гг.); период первого этапа реализации Нацстратегии, время активного планирования и проведения мероприятий, активизирующих детское участие (2012—2014 гг.); период второго этапа реализации Нацстратегии, время подведения итогов и подготовки отчетов (2015—2017 гг.); пост-период, отражающий интерес к детскому участию после завершения действия Нац-стратегии (с 2018 г. по настоящее время).

На рисунке 1 представлено распределение количества публикаций о детском участии по обозначенным периодам. Как видно из рисунка, публикационная активность в первом и четвертом периодах совпала и составила по 7 % от общего числа публикаций. Динамика нарастания общественного интереса очевидна. Публикационная активность СМИ достигает наивысшей точки в 3 периоде — 49 %, что связано с завершающей стадией работы в рамках Нацстратегии и публикацией отчетных материалов.

В таблице 4 приведены данные по публикациям региональных СМИ на тему детского участия в разрезе федеральных округов. Эти данные будет интересно сравнить с материалами региональных отчетов.

Наибольшее количество публикаций, как и в случае с количеством проведенных мероприятий, наблюдается в Центральном федеральном округе — 52 статьи, что составило 48 % от публикаций по всем федеральным округам. СМИ ЦФО представлены информагентствами: "Москва. Общество и власть — городской портал" (mosportal.ru) (г. Москва) и ИА "Бел.Ру" (bel.ru) (г. Белгород), региональными интернет-изданиями: "Москва-ТУТ"

2009-2011 2012-2014 2015-2017 2018-июль 2019

Рисунок 1. Публикации, освещающие детское участие в решении вопросов, затрагивающих их интересы в российских СМИ ( %, шт.)

Источник: составлено авторами.

(moskva-tyt.ru), "Агентство городских новостей Москва" (mskagency.ru), "Детское движение Москвы" (tema-ddm.ru) (г. Москва), "Окружная электронная газета Зеленоградского округа" (zelao.ru) (г. Зеленоград), "Вяземский район" (vyazma.ru) (г. Вязьма), "Клинский городской сайт" (klincity.com), "Smoldaily. ru" (г. Смоленск); региональной прессой — "Брянская учительская газета" (г. Брянск), "Весть" (г. Калуга), "Серп и молот" (г. Клин).

Второе место по количеству публикаций занял Приволжский федеральный округ. Информация размещалась на сайтах официальных учреждений — административных порталах г. Перми и г. Пензы, региональными информагентствами (РИА Время-Н (vremyan.ru), НТА-Приволжье (nta-nn.ru), ИА PenzaNews) и региональными интернет-изданиями Нижнего Новгорода, Пензы, Перми, Саратова (ГИПОРТ (giport.ru), АиФ — Нижний Новгород (aif-nn.ru), he Penza Post (penza-post.ru), Наш район (Пермь) (nr.perm.ru), Глас народа (glasnarod.ru) (Саратов).

На третьем месте по активности освещения в СМИ событий, связанных с участием детей, находится Южный федеральный округ — 10 публикаций, что составило 6 % от общего количества публикаций. В данном округе информация о детском участии была представлена в региональной прессе (газеты "Советская Адыгея", "Элистинская панорама", "Кубанские новости"), региональных интернет-изданиях (муниципальная новостная лента Новороссийска (nrnews.ru), Волга-Каспий (vlg.volga-kaspiy.ru), Новости Крыма (crimea-news.com), Ялта. Культурная и коммерческая (yaltakik.com).

В Северо-Западном федеральном округе найдено 7 публикаций. Материалы, касающиеся участия детей, представлены региональной прессой г. Санкт-Петербурга (Вести, Социальная политика), а также региональными интернет-изданиями — Равновесие-общественно-молодежная организация (sirotinka.ru) (Петрозаводск), Бизнес-новости Республики Коми (bnkomi.ru), Вести (vesty.spb.ru).

Поисковый запрос по Дальневосточному федеральному округу показал, что вопросы реализации Нацстратегии нашли отражение в информационных изданиях всего одного субъекта — Республики Саха (Якутия), а именно — на его официальном сервере, а также в информагентствах Якутии (Якутское-Са-ха Информационное Агентство (ysia.ru), Информационное агентство Sakhalife (sakhalife.ru). Всего 6 публикаций.

По остальным федеральным округам поисковые запросы дали еще меньшее количество публикаций: УФО — 4, СФО — 4, СКФО — 2.

Таблица 4. Статистика публикаций по федеральным округам

Федеральный округ К-во публ. СМИ / документы К-во публ.

1 Центральный федеральный округ 52 Региональные информагентства Региональные интернет-издания Региональная пресса Информация официальных учреждений Агрегаторы новостей Тематические интернет-издания Архивы региональных СМИ Корпоративные издания online 1 7 7 8 22 4 2 1

2 Приволжский федеральный округ 24 Региональные интернет-издания Региональные информагентства Архивы региональных СМИ Информация официальных учреждений Региональная пресса Агрегаторы новостей 11 4 1 3 2 3

3 Южный федеральный округ 10 Региональная пресса Архивы региональных СМИ Региональные интернет-издания Информация официальных учреждений 4 1 4 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Северо-Западный федеральный округ 7 Региональные интернет-издания Региональная пресса 4 3

5 Дальневосточный федеральный округ 6 Региональные информагентства Региональная пресса Региональные интернет-издания Информация официальных учреждений 1 3 1 1

6 Уральский федеральный округ 4 Региональные интернет-издания 4

7 Сибирский федеральный округ 4 Региональные интернет-издания Региональная пресса 3 1

8 Северо-Кавказский федеральный округ 2 Региональные интернет-издания Региональная пресса 1 1

Источник: составлено авторами.

Изучение региональных информационных ресурсов, публикующих материалы об участии детей, позволило выделить два основных вида СМИ, в которых встречается образовательный и информационно-просветительский контент, связанный с участием детей, — это сетевые издания для учителей и интернет-ресурсы детских и молодежных организаций. Именно эти ресурсы стали объектом дальнейшего рассмотрения.

В первом приближении анализ детско-молодежных и учительских региональных СМИ дает картину включения детей и подростков в решение вопросов, затрагивающих их интересы, через создание дискуссионных площадок, обучение детей и взрослых этому участию, а также, что не менее важно, работу с общественным мнением.

Например, на сайте Брянской учительской газеты в публикации от 10 августа 2012 в преддверии принятия Нацстратегии говорится о важности смены парадигмы восприятия ребенка как объекта государственной заботы на парадигму ребенок-актор: "...подход к решению вопросов, связанных с законами о семье, поддержкой молодёжных и детских общественных объединений, в основном строился на традиционных представлениях о детях и детстве как на объектах государственной заботы, без должной коррективы на то, что мир современного детства кардинальным образом изменился и готов сам отстаивать свои интересы; что родители — тоже новые люди, обретающие своё место в гражданском обществе, но пока лишь за редким исключением признающие права детей".

Через 5 лет, на этом же ресурсе в статье "Дятьковская "точка памяти" в Москве" от 05 мая 2017 рассказывается об участии школьников Дятьков-ской школы в заседании VI рабочей группы "Дети — участники реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг." Координационного совета при Президенте РФ. На этом заседании обсуждались возможности для формирования гражданской позиции современных подростков, в том числе в рамках Всероссийской акции "Я — гражданин России" и Российского движения школьников" [12].

На ресурсе Детского движения г. Москвы (tema-ddm.ru) от 25 июня 2013 в статье "Курс на объединение!" освещалась работа Форума взрослых организаторов детских общественных объединений "Ответственный выбор — 2013". На мероприятии присутствовали руководители и организаторы детского движения из 10 российских регионов. Итогом работы Форума стала выработка проекта Соглашения об основах взаимодействия взрослых организаторов детских общественных объединений России, составленного на основе Обращения детей — участников Парламентских слушаний. В проекте Соглашения были затронуты главные темы: участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, создание единого координационного центра Детского общественного движения России.

Сайт для детей и родителей Детвора 74 (detvora74.ru) г. Челябинска посвящен преимущественно детям дошкольного возраста, но и здесь появляется статья от 29 августа 2013 г. под названием "Стоит ли прислушиваться к мнению ребёнка". Авторы публикации поднимают важный вопрос отправной точки начала детского участия: "...Ребёнок — уже личность со своим, хоть и маленьким, но таким важным внутренним миром. У малыша есть свои желания, мечты, которые он хочет реализовать правильными, на его взгляд, путями. Большинство мам и пап уверены, что ещё долго будут решать за своего ребёнка бытовые и важные жизненные вопросы. Частично это утверждение справедливо, но не стоит забывать, что без непосредственного участия ребёнка в решении важных вопросов можно вырастить инфантильную личность, которая не будет ориентироваться в бурном жизненном море..." [1].

Освещение этапов работы над реализацией Национальной стратегии происходило в федеральных СМИ, множество материалов — дискуссий, протоколов заседаний координационных советов, экспертных мнений — размещено в "Учительской газете" (ug.ru). Были специальные выпуски этого издания, посвященные обсуждению вопросов реализации Нацстратегии. Выпуск "Учительской газеты" (ug.ru) от 18 апреля 2017 г. посвящен заседанию VI рабочей группы "Дети — участники реализации Национальной стратегии" Координационного совета при Президенте РФ. Главный редактор "Учительской газеты" П. Г. Положевец размышляет над способами коммуникации ребенка и взрослого в свете концепции развития детского участия: "Принципы равноправной коммуникации ребенка и взрослого, реализации права ребенка на активную вовлеченность в принятие социально значимых решений, предоставления ребенку широкого спектра разнообразных возможностей применения его творческих и интеллектуальных сил должны воплощаться на практике полно и ежедневно независимо от местонахождения и социального статуса ребенка. От того, насколько грамотно будет реализована эта задача, зависит, куда и за кем пойдут современные дети и подростки, будет ли это созидательное социальное проектирование или деструктивная деятельность" [13].

В пост-период реализации Нацстратегии с января 2018 г. по июль 2019 г. в СМИ отмечается заметный спад публикационной активности по вопросам, касающимся детского участия. В архиве СМИ "Интергрум" выявлено всего 13 публикаций, преимущественно в федеральных интернет-изданиях и СМИ г. Москвы (uFormat.ru, Инфоурок (infourok.ru), Наша сеть (nsportal.ru), Begin (judoblog.ru), BezFormata.Ru), многие из них — в первой половине 2018 г. Это, вероятнее всего, связано с завершением начатых проектов. Большинство статей посвящено вопросам детского самоуправления и учебно-методической работе. Так, в материале "Развитие школьного ученического самоуправления" Т. А. Тишиной от 08.02.2019 (infourok.ru) говорится: "Школа ... должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права, поэтому в школе должно работать ученическое самоуправление, чтобы идти в ногу со временем. Ученическое

самоуправление — это форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения".

В статье от 01.10.2018 "Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (nsportal.ru), представленной социальными педагогами МОУ Лицей г. Истры Л. С. Дылдиной и Л. В. Дрожжиной, одной из задач программы обозначено ".создание условий для активного участия детей в решении вопросов, имеющих для них значение". То есть взрослые постепенно приходят к осознанию важность участия детей групп социальной эксклюзии в решении вопросов, затрагивающих их интересы.

Сравнение публикаций региональных СМИ с результатами отчетов регионов по выполнению Национальной стратегии действий в интересах детей в целом не выявило существенных расхождений в двух картинах участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Региональные СМИ отражают, с большей или меньшей интенсивностью, региональные образовательные мероприятия, направленные на участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы.

Некоторые отличия отчетов региональных властей и публикаций региональных СМИ связаны с большей мобильностью, адаптивностью и возможностью отхождения от официальной риторики последних. Региональные СМИ задают нужную (правильную) рамку детского участия — ребенок-актор, имеющий собственное мнение и собственную жизненную позицию, его лишь нужно немного сориентировать в бурном социально мире и далее важно поддерживать и помогать в принятии решений. Также региональные СМИ являются пространством выражения мнения ребенка — детей спрашивают о российском движении школьников, о форматах участия в патриотических мероприятиях, волонтерстве, т.е. региональные СМИ артикулируют интересы детей, реализуют еще один формат детского участия.

Региональные отчеты, как можно заметить, во-первых, не отличаются такой красочностью изложения информации (у них другой, официальный формат), а, во-вторых, они трансформируют смыслы детского участия в удобные и понятные взрослым формы — участия детей в творческой работы, массовых мероприятиях, которые взрослые для них организуют.

На рисунке 2 сведены данные о количестве мероприятий согласно региональным отчетам по разделу 6 Нацстратегии и данные о публикациях, связанных с участием детей, в региональных СМИ.

Рисунок позволяет оценить активность региональных СМИ. Ситуация преобладания публикационной активности СМИ над количеством отчетных мероприятий вполне закономерна, поскольку реализовать информационный повод (раздел 6 Нацстратегии) намного проще, нежели чем организовать отчетное мероприятие. Однако есть федеральные округа, в которых обнаруживается явная диспропорция, — это Сибирский, Северо-западный, Уральский и Дальневосточный федеральные округа. Что, в свою очередь, открывает лакуну в работе СМИ с общественным мнением, касающимся детского участия. На самом деле смена парадигмы с восприятия ребенка как объекта воздействия взрослых на ребенка-субъекта, участника социальной жизни, со-конструктора социальной реальности требует времени и нуждается в популяризации, активном включении СМИ, образовательных ресурсов и т.п. Невозможно поменять парадигму, просто приняв новый закон.

Заключение

Ограничения участия детей являются в нашей стране "всеобщими", зависящими от "человеческого фактора", сказывается традиционное восприятие ребенка как незрелого, уязвимого члена общества, нуждающегося в поддержке взрослых. В этой связи реализация раздела 6 Нацстратегии действий в интересах детей была лишена набора индикаторов для последующей оценки эффективности мероприятий, а смысл детского участия очень часто скатывался в плоскость простого участия детей в различного рода мероприятиях, инициированных взрослыми.

Центральный федеральный округ Сибирский федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Приволжский федеральный округ Уральский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Южный федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

□ количество мероприятий в отчете □ количество публикаций в СМИ за 2009-2019 гг.

Рисунок 2. Карта реализации Нацстратегии действий в интересах детей ( %)

Источник: составлено авторами.

Анализ региональных отчетов позволил выделить перспективные направления для развития социальных компетенций детей в сфере участия — это правовое просвещение, образовательные мероприятия по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств, различные формы волонтерской деятельности. При этом важно работать не только с детьми, но и со взрослыми как с проводниками идеи детского участия, работать над смыслами детского участия, формировать общественное мнение, в т. ч. через работу СМИ.

Сравнение данных по участию детей в разрезе российских федеральных округов позволило обнаружить некоторые различия, обусловленные влиянием территориального фактора. Выявлено снижение активности региональных СМИ, размывание смысла детского участия региональными властями по мере продвижения с запада на восток страны. Вероятно, здесь сказываются и плотность заселения, и влияние европейского сообщества, и накопленный в западной части России культурно-образовательный потенциал.

Однако для реализации права ребенка на выражение собственного мнения и эффективного участия в решении вопросов, затрагивающих его интересы, важна разработка и реализация концепции участия детей на государственном уровне, сопровождающаяся работой с общественным мнением со стороны федеральных и региональных СМИ.

Обозначенная нами задача анализа региональных образовательных мероприятий, используемых для реализации участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, столкнулась с проблемой сбора необходимых данных. В качестве эмпирических источников были выбраны региональные материалы о выполнении Нацстратегии и публикации региональных СМИ. Ограничения первого источника были связаны как с отсутствием данных по реализации раздела 6 Нацстратегии, так и с размытостью смыслов детского участия, подменой участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, участием в различного рода мероприятиях. Сложности обращения ко второму источнику были вызваны особенностями формирования поисковых запросов, возможным отсевом публикаций, подходящих по смыслу, но не содержащих заданных для поиска фраз.

Тем не менее, полученные в ходе исследования данные позволили обозначить направления для дальнейшей работы. Во-первых, будет продолжена работа с документами, размещенными на сайте "Мониторинг.сид", изучены региональные программы, которые были приняты на основе Нацстратегии, а также промежуточные отчеты о ходе выполнения этих программ. Будут выделены опорные регионы для изучения, то есть те регионы, которые оказались более близки в своих действиях к реализации смысла детского участия, заложенного в Нацстратегии. Изучение материалов будет продолжено в логике анализа форматов участия детей, работы по формированию у детей социальных компетенций для реализации "права быть услышанным", отдельно будут рассматриваться дети групп социальной эксклюзии (сироты, инвалиды и правонарушители), а также будет изучаться работа по подготовке взрослых к детскому участию.

Во-вторых, собранный архив региональных публикаций на тему детского участия будет анализироваться содержательно с выделением дискурсов детского участия (общественного, политико-правового и научного), соотнесением дискурсов и практик детского участия, определением доминирующего дискурса и оценкой влияния, оказываемого им на смыслы и практики участия.

Литература

1. Детвора.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www.detvora74.ru/ news/?id=3600 (цата обращения: 8.07.2019).

2. Добровольцы России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https:// цобровольцыроссии.рф (цата обращения: 8.07.2019).

3. Доклад по итогам мониторинга эффективности реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. / Т. II. Составители: О. В. Куч-маева, И. Е. Калабихина, А. Спивак, Е. Цымбал, Н. Зайцева, А. Шведовская; под научн. ред. В. В. Рубцова, Г. В. Семья. М.: Издательство Совета Федерации, 2018. - 192 с.

4. Калабихина И. Е., Ионцева С. В., Козлов В. Анализ моделей участия детей в процессах принятия решений по вопросам, затрагивающим интересы ребенка (на примере российских городов, присоединившихся к инициативе ЮНИСЕФ Города, доброжелательные к детям). ЮНИСЕФ, 2010.

5. Калабихина И. Е., Кучмаева О. В. Проблемы и перспективы мониторинга участия детей в реализации "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг." //Журнал исследований социальной политики. Том 14. № 4. С. 507520.

6. Король И. Г. Личные неимущественные права ребенка: автореферат дис. ... кандидата юридических наук, 12.00.03., М., 2008.

7. Матвеева М. В. Права ребенка в семейном праве: проблемы законодательства, теории и практики: автореферат дис. ... кандидата юридических наук, 12.00.03., М., 2017.

8. Мониторинг реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--c1ackabuhcbecyrh.xn--p1ai/ (дата обращения: 8.07.2019).

9. Мониторинг реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 год. Нормативная база документов и методических материалов. [Электронный ресурс]. URL: ^Ьйр://мониторингнсид.рф/погтай^е (дата обращения: 8.07.2019).

10. Нечаева A. M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство) / Ин-т государства и права РАН. М.: 2000. 239 с.

11. Официальный сайт Брянской Учительской газеты. [Электронный ресурс] URL: http://bug32.ru (дата обращения: 8.07.2019).

12. Российское движение школьников. Официальный сайт [Электронный ресурс] URL: https://xn--d1axz.xn--p1ai/ (дата обращения: 8.07.2019).

13. Учительская газета. [Электронный ресурс] URL: http://www.ug.ru/ archive/69615. (дата обращения: 8.07.2019).

14. Hart, Roger A.: "Children's Participation: From tokenism to citizenship". UNICEF International Child Development Centre (now Innocenti Research Centre): Florence, 1999.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Detvora.ru. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.detvora74.ru/ news/?id=3600 (data obrashheniya: 8.07.2019).

2. Dobrovol'tsy Rossii. Ofitsial'nyj sajt. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://dobro-vol'tsyrossii.rf (data obrashheniya: 8.07.2019).

3. Doklad po itogam monitoringa ehffektivnosti realizatsii natsional'noj strategii dejstvij v ^ interesakh detej na 2012-2017 gg. / T. II. Sostaviteli: O. V. Kuchmaeva, I. E. Kalabikhina, А. Spivak, E. TSymbal, N. Zajtseva, А. SHvedovskaya; pod nauchn. red. V. V. Rubtsova, G. V. Sem'ya. M.: Izdatel'stvo Soveta Federatsii, 2018. - 192 s.

4. Kalabikhina I. E., Iontseva S. V., Kozlov V. Analiz modelej uchastiya detej v prot-sessakh prinyatiya reshenij po voprosam, zatragivayushhim interesy rebenka (na prim-ere rossijskikh gorodov, prisoedinivshikhsya k initsiative YUNISEF Goroda, dobroZhela-tel'nye k detyam). YUNISEF, 2010.

5. Kalabikhina I. E., Kuchmaeva O. V. Problemy i perspektivy monitoringa uchastiya detej v realizatsii "Natsional'noj strategii dejstvij v interesakh detej na 2012-2017 gg." // ZHurnal issledovanij sotsial'noj politiki.Tom 14. № 4. S. 507-520.

6. Korol' I. G. Lichnye neimushhestvennye prava rebenka: avtoreferat dis. ... kandi-data yuridicheskikh nauk, 12.00.03., M., 2008.

7. Matveeva M. V. Prava rebenka v semejnom prave: problemy zakonodatel'stva, teorii i praktiki: avtoreferat dis. ... kandidata yuridicheskikh nauk, 12.00.03., M., 2017.

8. Monitoring realizatsii natsional'noj strategii dejstvij v interesakh detej na 20122017 gody. Ofitsial'nyj sajt. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://xn--c1ackabuhcbecyrh.xn--p1ai/ (data obrashheniya: 8.07.2019).

9. Monitoring realizatsii natsional'noj strategii dejstvij v interesakh detej na 20122017 god. Normativnaya baza dokumentov i metodicheskikh materialov. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://monitoringnsid.rf/normative (data obrashheniya: 8.07.2019).

10. Nechaeva A. M. Rossiya i ee deti (rebenok, zakon, gosudarstvo) / In-t gosudarstva i prava RAN. M.: 2000. 239 s.

11. Ofitsial'nyj sajt Bryanskoj Uchitel'skoj gazety. [EHlektronnyj resurs] URL: http:// bug32.ru (data obrashheniya: 8.07.2019).

12. Rossijskoe dvizhenie shkol'nikov. Ofitsial'nyj sajt [EHlektronnyj resurs] URL: https://xn--d1axz.xn--p1ai/ (data obrashheniya: 8.07.2019).

13. Uchitel'skaya gazeta. [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.ug.ru/ar-chive/69615. (data obrashheniya: 8.07.2019).

14. Hart, Roger A.: "Children's Participation: From tokenism to citizenship". UNICEF International Child Development Centre (now Innocenti Research Centre): Florence, 1999.

Абросимова Е. Е., Бухтиярова И. Н., Филипова А. Г. Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: анализ региональных образовательных мероприятий и материалов СМИ.

В статье приведены результаты анализа региональных ресурсов, используемых для реализации участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, с упором на образовательные мероприятия. Основой распространения в нашей стране концепции детского участия стал раздел 6 "Дети-участники..." Национальной стратегии действий в интересах детей. Ее действие закончилось в 2017 году. В качестве двух групп эмпирических источников рассматриваются региональные материалы о выполнении Нацстратегии и публикации региональных СМИ, связанные с детским участием.

Ключевые слова: Национальная стратегия действия в интересах детей; участие детей в решении вопросов, .затрагивающих их интересы; регионы, региональные СМИ, общественные организации

Abrosimova E. E., Bukhtiyarova I. N., Filipova А. G. Children's participation in the solution of the questions affecting their interests: analysis of regional educational actions and regional mass media.

The article is devoted of the analysis of the regional resources used for realization of participation of children in the solution of the questions infringing on their interests, with a focus on educational resources. The basis for the dissemination in our country of the concept of child participation was Section 6 "Children participating ..." of the National strategy for action for children. Its action ended in 2017. Regional materials on the implementation of the National Strategy and publications of regional media related to children's participation are considered as two groups of empirical sources.

Key words: National strategy for action for children; children's participation in the solution of the questions affecting their interests; regions, regional media, public organizations

Для цитирования: Абросимова Е. Е., Бухтиярова И. Н., Филипова А. Г. Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: анализ региональных образовательных мероприятий и материалов СМИ // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. № 3. С. 50-64. DOI: 10.24866/1998-6785/2019-3/50-64

For citation: Abrosimova E. E., Bukhtiyarova I. N., Filipova А. G. Children's participation in the solution of the questions affecting their interests: analysis of regional educational actions and regional mass media // Ojkumena. Regional researches. 2019. № 3. P. 50-64. DOI: 10.24866/19986785/2019-3/50-64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.