Научная статья на тему 'Участие детей в принятии решений по организации школьной жизни'

Участие детей в принятии решений по организации школьной жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
411
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ / PARTICIPATION OF CHILDREN IN DECISION-MAKING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богданова Елена Владимировна

В статье рассмотрены возможности и формы участие детей в принятии решений по организации школьной жизни, выделены слабые и сильные стороны такого участия, определены педагогические условия участия; перечислены возможные формы участия детей в принятии решений в образовательных учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Богданова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARTICIPATION OF CHILDREN IN DECISION-MAKING ON THE ORGANIZATION OF SCHOOL LIFE

The article considers the possibility and form of participation of children in decision-making at the school, highlighted the strengths and weaknesses of such participation are defined the pedagogical conditions of participation; lists the possible forms of participation of children in decision-making in an educational institution.

Текст научной работы на тему «Участие детей в принятии решений по организации школьной жизни»

Section 10. School education

Bogdanova Elena Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, docent of department of pedagogy and psychology of IIGSE Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

E-mail: elbogd@mail.ru

THE PARTICIPATION OF CHILDREN IN DECISIONMAKING ON THE ORGANIZATION OF SCHOOL LIFE

Аbstract: The article considers the possibility and form of participation of children in decisionmaking at the school, highlighted the strengths and weaknesses of such participation are defined the pedagogical conditions of participation; lists the possible forms of participation of children in decision-making in an educational institution.

Keywords: participation of children in decision-making; pedagogical conditions; student self-government.

Богданова Елена Владимировна, Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИИГСО Новосибирского государственного педагогического университета,

Новосибирск E-mail: elbogd@mail.ru

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Аннотация: В статье рассмотрены возможности и формы участие детей в принятии решений по организации школьной жизни, выделены слабые и сильные стороны такого участия, определены педагогические условия участия; перечислены возможные формы участия детей в принятии решений в образовательных учреждении.

Ключевые слова: участие детей в принятии решений; педагогические условия; ученическое самоуправление.

В настоящее время во многих странах мира, сы. Как показывает анализ нормативно-правовой в том числе и в России, набирает силу новый со- базы, право детей на участие получило активную циальный процесс — участие детей в принятии государственную поддержку, и защита этого права решений по вопросам, затрагивающим их интере- закреплена многочисленными законодательными

актами. Участие детей в принятии решений — это возможность выразить свою точку зрения, быть услышанным и повлиять на результат в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Тема участия детей затрагивает вопрос о решении возрастных задач социализации в подростковом и юношеском возрасте, прежде всего, связанных с взрослостью, ответственностью, самостоятельностью, то есть с потребностью современных школьников в реализации себя через реальную деятельность. Осознание своих прав и обязанностей способствует безопасности ребенка. Участие в принятии решений уменьшает их чувства бессилия и беспомощности, с которыми часто ассоциируется период детства, дает ощущение значимости, большей уверенности в своих силах.

Один из основоположников теории молодежного участия Роджер А. Харт отмечает, что подростки борются за то, чтобы найти осмысленную роль в обществе. Если они не смогут найти возможность ответственно развить свой опыт, они сделают это безответственно [1]. Одним из важнейших социальных институтов, оказывающих значительное влияние на ребенка в период его взросления, является школа. Именно перед школой стоит задача привития ребенку таких социальных навыков, как активность, умение ставить и достигать цели, принимать взвешенные решения, умение взаимодействовать на основе партнерства и т.д.

Однако в настоящее время ключевой проблемой современной педагогической теории и практики является наличие противоречий: между формально-правовой возможностью использования детьми социальных практик участия в принятии общественно значимых решений и сложившимся положением, когда такая деятельность является для них фактически недоступной; между актуальной потребностью подрастающего поколения в проявлении участия в организации собственной жизни, в решении возрастных задач социализации, направленных на равноправное

взаимодействие с взрослыми, с одной стороны, и, с другой — невозможностью или нежеланием со стороны взрослых предлагать детям возможность реального участия, подменяя его более привычными способами взаимодействия; между ускоренным развитием современных детей в плане получения, усвоения и передачи информации и недостаточным использованием информационных технологий в организации участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы.

Для разрешения этих противоречий необходимо соблюдение следующих педагогических условий, обеспечивающих участие детей в принятии решений по организации школьной жизни:

1. Создание в школе организационных форм участия детей. Они могут иметь различное название и содержание, но непременно должны давать возможность детям реализовать в них право на осознанное и равноправное участие.

2. Предложение детям возможности выбора участия в различных сферах школьной жизни: решение вопросов, связанных с учебной деятельностью, организацией быта учреждения, досуга, труда, волонтерства и т.п.

3. Обучение детей участию через школу лидеров, школу социального проектирования, организацию вожатских отрядов, лидерских смен и т.п.

4. Достаточное и полное информирование детей об их праве на участие.

5. Сформированная компетентность взрослых (школа располагает специалистами, которые имеют необходимые знания и практический опыт по привлечению детей к участию в организации школьной жизни).

Школа предлагает множество возможных сфер для привлечения детей к участию в процессе принятия решений на школьном уровне и является сегодня тем самым местом, где ребенок может наиболее полно реализовать свое право на участие. Дети имеют возможность выбора содержания участия в различных сферах школьной жизни: начиная с решения вопросов, связанных

с учебной и дополнительной образовательной деятельностью, благоустройством быта учреждения, и заканчивая вопросами организации досуга и трудовой деятельности. В школах создаются различные организационные формы, в которых дети имеют возможность реализовать свое право на осознанное и равноправное участие.

Раскрывая потенциальные возможности образовательных и воспитательных учреждений, можно выделить следующие формы привлечения детей к участию в процессе принятия решений на школьном уровне:

- создание системы самоуправления. Консультационные молодежные советы, думы, детские парламенты и правительства как организационная/ институциональная форма участия (форма привлечения к участию наиболее активных детей);

- формирование механизмов обратной связи. Сайт школы с интерактивными возможностями для реализации взаимодействия, электронные письма, форумы, ящики для анонимных жалоб и предложений;

- широкое информирование школьников о деятельности учреждения, проводимых мероприятиях, в том числе через создание сайтов школ и общественных организаций. Проведение консультаций. Создание школьных СМИ: выпуск школьной газеты, работа школьного радио и телевидения;

- школьные уполномоченные по правам ребенка; школьные службы примирения, где дети выступают в качестве медиаторов при решении различных конфликтов;

- регулярные лидерские смены (школы лидеров), в ходе которых проводится не только обучение, но и разработка социально значимых проектов.

- открытый совет, дискуссионные площадки: есть площадка, куда приходят все желающие и высказывают свои мысли о школьной жизни. Акции «Открытый микрофон»;

- сбор мнений, анкетирование по вопросам школьной жизни, качества преподавания, опрос детей о необходимости введения каких-либо из-

менений, соответствующим их потребностям. Вопросы анкеты желательно разрабатывать совместно с детьми:

- участие в законотворческой деятельности учреждения. Вынесение своих предложений и путей их реализации;

- социальная поддержка: волонтерство, шефство, вожатство, наставничество («старость в радость», «новые тимуровцы», «помощь детскому дому», «помощь бездомным животным» и т.п.);

- реализация проектов с участием детей. Участие детей на различных этапах: проектирование, разработка и внедрение;

- привлечение общественности, развитие партнерской деятельности. Широкие возможности привлечения партнеров из бизнеса и общественных организаций. Сотрудничество с правозащитными и детскими организациями в рамках содействия защите прав детей, воспитанников учреждения;

- создание кружков в школе по инициативе детей (театральные, кинематографические). Создание и функционирование школьных музеев. Создание детских общественных организаций;

- взаимодействие между существующими в различных формах школьными органами самоуправления, создание их объединений для обмена опытом и поиска новых перспектив развития. Представление интересов детей на муниципальном уровне при участии в общегородском ученическом совете.

С целью изучения практического опыта участия детей для выявления существующих сегодня в школах педагогических условий, обеспечивающих детское участие, было проведено исследование в трех образовательных организациях города Новосибирска, где существует интересный опыт работы ученических органов самоуправления, представленных в разных моделях. Такими учреждениями стали: МБОУ города Новосибирска «Экономический лицей» [4], МБОУ «Новосибирский городской лицей

им. А. С. Пушкина» [3], МАОУ города Новосибирска «Гимназия № 12» [2].

Сравнительный анализ проводился на основании: изучения структуры самоуправления в каждом из образовательных учреждений; включенного педагогического наблюдения за работой активов школ во время их заседаний или сборов; бесед и интервью с представителями активов и педагогами, работающими с органами ученического самоуправления; анкетирования учащихся параллели 7-х и 10-х классов школ. Сравнительный анализ трех разных моделей организации ученического самоуправления позволил выделить как черты сходства, так и отличительные черты.

Общими для всех трех моделей являются: правовое обеспечение участия, закрепленное в нормативно-правовой документации учреждений; наличие систем информирования основного состава учащихся через информационные стенды учреждений; соблюдение принципа добровольности и выборности участников органов ученического самоуправления путем волеизъявления учащихся; обучение детей участию в процессе привлечения к воспитательной деятельности через вожатскую деятельность или помощь в организации образовательного процесса.

Различие в наблюдаемых моделях проявилось в том, что не во всех организациях к участию привлекается весь состав учащихся. Так, если в одних из них каждому ученику находится мера участия и ответственности в проведении коллективных творческих дел, то в других к проведению мероприятий дети привлекаются частично: только состав ученического самоуправления, вожатский отряд или дежурный класс.

Проведенное анкетирование школьников в трех образовательных учреждениях позволило зафиксировать тот факт, что показатели проявления детьми активности оказались выше в учреждениях: где более широко представлены формы участия; где к участию в жизнедеятельности учреждения привлекается весь состав учащихся, а не

только состав актива школы; где обеспечено взаимодействие с социумом; где на базе учреждений поощряется развитие дополнительной внеучеб-ной деятельности детей.

Таким образом, рассмотрев три модели участия детей в организации самоуправления на базе образовательных учреждений, можно сделать следующие выводы. В каждом из исследованных образовательных учреждений созданы собственные системы ученического самоуправления. Они представлены в разных формах: классными и школьными активами, детскими объединениями и клубами, общественной деятельностью и организацией школьных мероприятий. В школах существует множество сфер для проявления детьми участия (перечислю их по степени актуальности для школьников): организация досуговой деятельности, работа детских объединений (клубов, спортивных, творческих и интеллектуальных направлений), организация быта учреждения, вожатская, волонтерская и шефская деятельность, решение вопросов, связанных с учебной, трудовой деятельностью и профессиональной подготовкой и т.п.

В школах существует принцип преемственности, когда старшие учащиеся передают опыт участия более младшим школьникам. Это школы лидеров, школы подготовки вожатых и т.п. Привлечение детей к вожатской и волонтерской деятельности, где примером для них выступают опытные наставники из числа детей и взрослых, является существенным для развития навыка детей в социальной активности. Участие органов самоуправления школ и наиболее активных учащихся в проведении различных мероприятий областного масштаба способствует обогащению их опыта и появлению новых идей.

Информирование учащихся о процессах жизнедеятельности учреждения и возможностях проявления участия представлено на информационных стендах, на сайтах учреждений, в выпускаемых школьных газетах, а также закреплено в нормативно-правовых актах школ. Выборность

активов является обязательной, к этому процессу чая в процессе полное информирование о воз-

привлекается весь ученический коллектив, полу- можностях и правилах проведения выборов.

Список литературы:

1. Hart Roger A. Children's Participation: The Theory and Practice oflnvolving Young Citizens in Community Development and Environmental Care (Детское участие: теория и практика привлечения молодых граждан в развитие общества и заботу об окружающей среде) [Электронный ресурс]: UNICEF. New York.: - 1997.- 41 с.- Системные требования: Adobe Acrobat Reader.- URL: http://www.unicef-irc.org/publications/pdf/childrens_participation.pdf (дата обращения: 22.03.2016)

2. Гимназия № 12 [Электронный ресурс]: Сайт МАОУ города Новосибирска.- URL: http://www.g_12. edu54.ru/ (дата обращения: 22.03.2016).

3. Новосибирский городской лицей им. А. С. Пушкина [Электронный ресурс]: Сайт МБОУ города Новосибирска.- URL: http://ngpl.schoolsite.ru/ (дата обращения: 22.03.2016).

4. Экономический лицей [Электронный ресурс]: Сайт МБОУ города Новосибирска.- URL: http://l_

ekon.edu54.ru/ (дата обращения: 22.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.