Научная статья на тему 'Роль взрослого в реализации участия детей в принятии решений'

Роль взрослого в реализации участия детей в принятии решений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
298
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ / ЗАТРАГИВАЮЩИХ ИХ ИНТЕРЕСЫ / ПРИНЦИПЫ В РЕАЛИЗАЦИИ УЧАСТИЯ / ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скрыпникова Екатерина Михайловна

В статье приводятся основные направления и принципы деятельности взрослого (педагога) при реализации и организации участия детей в принятии решений; обобщаются основные средства подготовки педагога к будущей деятельности по организации участие. Как одно из важных средств рассмотрено участие студентов в подготовке и организации Профильной смены учеников гимназии № 16 Французская, ориентированной на их подготовку к участию в принятии решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Скрыпникова Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль взрослого в реализации участия детей в принятии решений»

УДК 37.0+373.3/.5

Скрыпникова Екатерина Михайловна

Ассистент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, katrine13@mail.ru, Новосибирск

роль взрослого в реализации участия детей в принятии решений*

Аннотация. В статье приводятся основные направления и принципы деятельности взрослого (педагога) при реализации и организации участия детей в принятии решений; обобщаются основные средства подготовки педагога к будущей деятельности по организации участие. Как одно из важных средств рассмотрено участие студентов в подготовке и организации Профильной смены учеников гимназии № 16 Французская, ориентированной на их подготовку к участию в принятии решений.

Ключевые слова: участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы; принципы в реализации участия, профильная смена.

Skrypnikova Ekaterina Michailovna

Undergraduate of chair of Pedagogy and Psychology IIGSO, Novosibirsk State Pedagogical University, katrine13@mail.ru, Novosibirsk

adult role in implementing the involvement of children

decision-making**

Abstract. The article presents the main directions and principles of adult (teacher) in the implementation and organization of children's participation in decision-making. summarizes the main means of preparing teachers for the future activities of the organization fate. As one of the important means considered students' participation in the preparation and organization profile change students gymnasium № 16 French, focused on preparing them to participate in decision-making.

Keywords: participation of children in decisions that affect them; principles in the implementation of participation, profile change.

На современном этапе дети в своем социальном становлении сталкиваются с рядом противоречий, требующих разрешения. К таким Т. А. Ромм относит «противоречия между общественными нормами и их личным осознанием и следованием им; между потребностями и способами их удовлетворения; между реальными внешними влияниями на развитие человека и ограниченностью его внутренних установок. Разрешение данных противоречий может происходить как стихийно, так и в процессе воспитания» 5, с. 64]. Частичное разрешение данных противоречий может происходить в процессе социально-педагогической организа-

ции участия детей в принятии решений.

В настоящее время - это одно из приоритетных направлений государственной политики в отношении к подрастающему поколению, заключающееся в поддержке и помощи в реализации прав детей на активное участие в принятии решений по вопросам, которые касаются их жизни и благосостояния. Важным документом, регулирующим данное направление деятельности, является Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы [3]. Стратегия нацелена на определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реа-

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 13-06-00078а.

** This article was prepared with the support of the Russian humanitarian science Foundation, project No. 13-06-00078a.

лизации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права. В том числе она ориентирует на создание условий и содействие участию детей в принятии решений, затрагивающих их интересы на местном, национальном и международном уровнях.

Процесс участия можно рассматривать в разных его аспектах: правовом, социальном, педагогическом. Опора на педагогический аспект данного процесса позволяет рассматривать участие детей в принятии решений как организованный коммуникационный процесс между педагогами (взрослыми) и детьми, ориентированный на рациональный выбор альтернатив, направленных на достижение конкретных целей детей в решении проблем, затрагивающих их интересы [6, с. 176].

Из приведенного понятия очевидно, что в него включены две субъектные стороны: взрослые и дети. Без руководства и контроля взрослого (педагога) невозможна реализация данного права: «Миссия взрослого, его предназначение, в том и состоит, чтобы обеспечить защиту, развитие и участие детей в жизни семьи, школы, общества, государства» [4, с. 151].

Выделяют несколько функций, которые реализует взрослый при реализации участия детей в принятии решений:

- организаторская функция, содействующая установлению порядка и системы отношений, разработке стратегии и тактики деятельности;

- развивающая функция, направленная на расширение познавательной активности детей, установление в практике нравственных норм и правил, стиля и тона отношений, способствующих постоянному интересу к знаниям;

- представительская функция, позволяющая отстаивать интересы детей [Там же. С. 156].

В связи с тем, что участие детей в принятии решений сопровождается усилением осознания себя субъектом социального действия основная задача взрослых - осознание потребностей детей в социально значимой деятельности, личных проблем и интересов детей, привнесение в стихию их самоорганизации при участии в принятии решений конструктивной организованности и пози-

тивной направленности [1]. Таким образом, реализация приведенных функций и задач заключается в опоре на потребности детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, при организации совместной деятельности, через формы участия, направленные на улучшение окружающей жизни и жизни самих детей для них и с их помощью. При этом взрослым необходимо осознание проблем жизни школы, общества и государства для вычленения предмета личных и социальных интересов детей и формулирования идей, которые могут вызывать отклик в детской среде.

Для реализации данных функций и ролей при организации процесса участия детей в принятии решений взрослый должен руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:

- уважение субъектной позиции ребенка и его права на принятие решений;

- предоставление возможности детям высказывать свое мнение;

- уважение выбора ребенка;

- соблюдение партнерской модели взаимодействия;

- учет имеющегося опыта детей;

- информирование детей по поводу их прав и способах их реализации.

Для того чтобы данные принципы были реализованы в организации участия в принятии решений должен участвовать взрослый (педагог), который будет подготовлен к данной деятельности, который будет информировать детей об их правах, помогать им увидеть основные способы и формы реализации права на участия, расширять их виды деятельности, консультировать, формировать опыт детей, опираясь на их знания, представления и умения и т. д. Важнейшей является ориентация на предоставление возможности детям «высказываться и помогать в разрешении проблем, планировании и процессах принятия решений, которые непосредственно влияют на них, и в отношении которых они способны принимать решения» [2, с. 15].

Так как организаторская деятельность включает в себя педагогический аспект, взрослый, участвующий в реализации участия детей в принятии решений, призван предвидеть и оценивать педагогические следствия, воспитательный и социализиру-

ющий эффект участия детей в принятии решений, при необходимости умело его скорректировать.

Чтобы сформировать необходимые навыки будущих специалистов, которые будут работать в направлении реализации участия детей в принятии решений, необходим комплекс образовательно-воспитательных мероприятий.

1. Необходимо освоение дисциплин психолого-педагогического направления образования, формирующих представление о правах детей и основных направлениях деятельности по реализации участия. К таким предметам можно отнести «Социальную политику», «Право в образовании», «Теорию и практику детского движения», «Социальную работу с молодежью», «Социальные институты защиты детства», «Теорию и методику волонтерской деятельности» и т.д.;

2. Освоение ряда дисциплин, формирующих умения учитывать общие и специфические закономерности, индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности детей на различных возрастных ступенях, их проблем и потребностей. К ним относятся: «Общая и экспериментальная психология», «Психология подросткового возраста», «Социальная диагностика», «Педагогическая психология», «Социально-педагогическая деятельность» и др.

3. Формирование навыков организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося, организации различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досу-говой, которое происходит в процессе прохождения студентами педагогической и психолого-педагогической практики.

Одним из средств формирования приведенных выше навыков, необходимых будущим педагогам для реализации участия является привлечение студентов к планированию и организации профильной смены, ориентированной на обеспечение права детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Для того чтобы реализовать формирование опыта студентов в организации участия детей в принятии решений, мы предложили им принять участие в Профильной смене,

нацеленной на разностороннее расширение представлений детей об участии в принятии решений и участии в жизни школы и общества. В рамках профильной смены для реализации участия детей студенты должны организовать такие формы привлечения детей к принятию решений как: помощь детям в формировании органа самоуправления, организация коллективно-творческой деятельности, дебатов, дискуссий, мастер-классов, касающихся вопросов затрагивающих интересы детей и т. д.

Реализация данной подготовки педагогов, которые могут организовывать участие детей в принятии решений, способствует формированию и проявлению таких актуальных способностей, которые помогают в осуществлении данного процесса. Такими способностями являются организаторские, управленческие и сотруднические.

Для того чтобы актуализировать сформированные в процессе обучения способностей студентов, было реализовано их привлечение к составлению и реализации двух профильных смен на базе ДОЛ «Электрон» и ДОЛ «Пионер». Данные смены организовывалась при поддержке преподавателей и студентов кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования «НГПУ». Можно выделить следующую технологию подготовки специалиста:

- информирование студентов о проблеме участия детей в принятии решений;

- инструктирование по основным принципам при организации данного процесса и форм его реализации;

- определение основной цели и задач организации профильной смены;

- составление плана мероприятий и форм участия детей в рамках смены.

В первой смене приняли участие 73 старшеклассника МБОУ «Гимназия Французская № 16», во второй - 79 учащихся 9-11 классов. В ходе первой профильной смены студентам удалось погрузить детей в процесс коллективно-творческих дел, проектную деятельность. В результате итогом смены стало создание двух проектов, которые уже успешно реализовались: «Лингвистический клуб» и «Дебаты», и рождение детского гимназического движения «Крылья». В ходе второй профильной смены студенты

провели тренинги на командообразование, тренинг «Эффективная деятельность команды», лекцию по эффективной самоорганизации и принятию решений, дискуссионную площадку по правам и обязанностям детей, по детскому самоуправлению, так же как и в рамках первой смены, студенты погрузили детей в проектную деятельность.

Таким образом, мы попытались сформировать профессиональный опыт студентов в реализации участия детей в принятии решения, формировали опыт уважения субъектной позиции ребенка и его права на принятие решений, предоставления возможности детям высказывать свое мнение; уважения выбора ребенка, соблюдения партнерской модели взаимодействия, учета имеющегося опыта детей, информирования детей по поводу их прав и способах их реализации. Участие студентов в организации и проведении профильных смен, ориентированных на привлечение детей к участию в принятии решений позволяет в полной мере проникнуться принципами реализации участия и сформировать опыт по организации участия.

Библиографический список

1. Кирпичник А. Г. Общественная сущность и воспитательное назначение организации де-

тей // Воспитательная работа в школе. - 2012. -№ 4. - С. 38-43.

2. Молодежное участие в Финляндии и Германии - Анализ состояния вопроса и рекомендации, основывающиеся на полученных данных. -Хельсинки, Финляндия, 2011. - 100 с.

3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы // Министерство социального развития Новосибирской области. -2012. - 10 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://msr.nso.ru/family/Pages/strategy_deti.aspx (дата обращения: 22.08.2014).

4. Основы социокинетики детства: пособие для тех, кто обучает взрослых организаторов детских общественных объединений / сост., ред.: Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. - М.: Полиграфист. - 528 с.

5. Ромм Т. А. Теория социального воспитания: перспективы развития // Педагогический журнал Башкортостана. - 2013. - № 6 (49). - С. 64-68.

6. Скрыпникова Е. М. Диагностика готовности бакалавров, обучающихся по направлению психолого-педагогическое и педагогическое образование, к организации участия детей в принятии решений // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6. - С. 174-178.

7. Ciara Davey, Children's participation in decision-making. - England, 2010. - Р. 16.

8. A Rights-Based Approach to Monitoring Children and Young People's Well-Being. Children and Youth Programme. - Northern Ireland, 2011. -Р.54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.