Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И БЕЛАРУСИ: НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И БЕЛАРУСИ: НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Инь Шили

Статья содержит необходимость анализа процесса ценообразования. Автор описывает процесс ценообразования в республике Беларусь. Дает историческую справку данному процессу, выделяя в нем три этапа. Для более подробного анализа автор производит сравнительный анализ процесса ценообразования в РБ и КНР. Также автором выделены основные этапы либерализации цен в КНР, им дана краткая характеристика. Выделены преимущества производимых в экономической системе Китая преобразований. Дана оценка влияния, оказываемого реализацией данных изменений на развитие экономики страны. Автором дана сравнительная характеристики цен, установленных на основную группу товаров и услуг, действующих в КНР и РБ. В итоге, автором выделены отличительные особенности ценообразования в Китае. Данные отличительные черты могут, быть применены в осуществлении ценовой политики РБ для преобразования ее экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PRICING IN CHINA AND BELARUS LEARNED: EXPERIENCE AND CURRENT TRENDS

The article contains the need to analyze the pricing process. The author describes the pricing process in the Republic of Belarus. Gives a historical background to this process, highlighting three stages in it. For a more detailed analysis, the author makes a comparative analysis of the pricing process in the Republic of Belarus and the PRC. The author also highlights the main stages of price liberalization in China, they are given a brief description. The advantages of the transformations carried out in the economic system of China are highlighted. The assessment of the impact of the implementation of these changes on the development of the country's economy is given. The author gives comparative characteristics of prices set for the main group of goods and services operating in China and the Republic of Belarus. As a result, the author highlights the distinctive features of pricing in China. These distinctive features can be applied in the implementation of the pricing policy of the Republic of Belarus to transform its economic system.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И БЕЛАРУСИ: НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ»

Столыпинский вестник №9/2022

Научная статья Original article УДК 338.51.0

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И БЕЛАРУСИ: НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

FEATURES OF PRICING IN CHINA AND BELARUS LEARNED: EXPERIENCE AND CURRENT TRENDS

Инь Шили, магистрант экономического факультета Белорусского государственного университета (220050, Беларусь, Минск, ул. К. Маркса, 31), тел. + 8 10 (375) 17 378 67 25, 997763135@qq.com

Yin Shili, master student of the Faculty of Economics of the Belarusian State University (220050, Belarus, Minsk, K. Marx str., 31), tel. + 8 10 (375) 17 378 67 25, 997763135@qq.com

Аннотация. Статья содержит необходимость анализа процесса ценообразования. Автор описывает процесс ценообразования в республике Беларусь. Дает историческую справку данному процессу, выделяя в нем три этапа. Для более подробного анализа автор производит сравнительный анализ процесса ценообразования в РБ и КНР. Также автором выделены основные этапы либерализации цен в КНР, им дана краткая характеристика. Выделены преимущества производимых в экономической системе Китая преобразований. Дана оценка влияния, оказываемого реализацией данных

Столыпинский вестник

5374

изменений на развитие экономики страны. Автором дана сравнительная характеристики цен, установленных на основную группу товаров и услуг, действующих в КНР и РБ. В итоге, автором выделены отличительные особенности ценообразования в Китае. Данные отличительные черты могут, быть применены в осуществлении ценовой политики РБ для преобразования ее экономической системы.

Abstract. The article contains the need to analyze the pricing process. The author describes the pricing process in the Republic of Belarus. Gives a historical background to this process, highlighting three stages in it. For a more detailed analysis, the author makes a comparative analysis of the pricing process in the Republic of Belarus and the PRC. The author also highlights the main stages of price liberalization in China, they are given a brief description. The advantages of the transformations carried out in the economic system of China are highlighted. The assessment of the impact of the implementation of these changes on the development of the country's economy is given. The author gives comparative characteristics of prices set for the main group of goods and services operating in China and the Republic of Belarus. As a result, the author highlights the distinctive features of pricing in China. These distinctive features can be applied in the implementation of the pricing policy of the Republic of Belarus to transform its economic system. Ключевые слова: ценообразование, ценовая политика, рыночная система, либерализация цен.

Keywords: pricing, pricing policy, market system, price liberalization.

Исследуя экономические системы различных стран, мы можем наблюдать трансформации, которые они претерпевали в различные периоды своего функционирования. Так, в ходе анализа выявлен как неэффективный характер монополизированного типа экономики, так и рыночного типа экономической системы. Наиболее результативной, по мнению экономистов, является экономика смешанного типа.

5375

При этом страны, в которых применяют смешанный тип экономики, также выделяются использованием определенного алгоритм ценообразования. Алгоритм определения ценообразования закрепляется на законодательном уровне в виде нормативно-правовых актов, в содержание которых входят правила формирования цен в экономической системе данной страны [2; 8; 9; 10].

Экономическая система Беларуси на протяжении нескольких десятков лет также претерпела значительные изменения, в том числе мы могли наблюдать переход к рыночному типу экономических отношений. Преобразования также коснулись процесса ценообразования, ценовой политики. Для конечного результата преобразований важно также решить вопросы преодоления существующей инфляции в экономической системе Беларуси.

Для преодоления кризисного состояния правительством РБ могут быть использованы знания и опыт других стран с учетом специфики экономических условий, существующих на рынке республики.

Процесс либерализации цен в республике Беларусь берет свое начало еще с 1990 г., когда республика входила в состав бывшего СССР. В этот период предприятия получили возможность формировать цены на совокупность товаров, которые не являются продуктами первой необходимости. К таковым относили меховые изделия, украшения из драгоценных камней, посуду и иные изделия, изготавливаемые из хрусталя и т. д.

На следующем этапе в 1991 г. ряд товаров, на которые предприятиям дали возможность самостоятельно устанавливать порядок цен, значительно расширился. К данным продуктам добавилось 50% товаров производственно -технического назначения, а также 25% товаров народного назначения.

После введенных преобразований под контролем государства остался процесс ценообразования на продукты первой необходимости, включая хлеб,

5376

молочную продукцию, цены на оказываемые коммунальные услуги, услуги связи, оплату проезда в общественном транспорте и др.

Государственное регулирование было сохранено также на структурообразующую продукцию производственно-технического назначения, определяющую общий масштаб цен: нефть, газ природный и сжиженный, моторное и котельное топливо, теплоэнергия, перевозки грузов железнодорожным транспортом, основные услуги связи [1].

С каждым годом список продуктов, на которые устанавливали цены сами производители, постепенно расширялся. Уже с 1 марта 1993 г. данный список пополнился рядом продуктов, включая мясо птицы, баранину, крепкий алкоголь (за исключением водки белой, цена на которую осталась на уровне 90-х годов).

Летом 1993 г. в список добавлены свинина, говядина, вареные колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, масло животное, мягкие сыры, сахар.

Основными направлениями социально-экономического развития республики на 1996-2000 гг. было предусмотрено, что в этот период ценовая политика будет базироваться на гибком использовании элементов свободного формирования цен и их частичного государственного регулирования. Ее основная цель - обеспечение относительного паритета цен во всех звеньях экономики [6].

Будет ли государственный аппарат влиять на порядок цен, зависит от социальной значимости используемых товаров, их типа, а также рыночных конкурентов. Преимущество будет отдано косвенному регулированию через механизмы налоговой, таможенной, амортизационной политики и другие меры.

Среди органов и организаций, оказывающих влияние на процесс ценообразования, выделяют следующие:

1) Глава государства в лице Президента Республики Беларусь;

5377

2) государственные органы, в компетенцию которых входит процесс регулирования ценообразования;

3) предприятия, не обладающие государственными полномочиями, но оказывающими влияние на процессе ценообразования;

4) функционирующие индивидуальные предприниматели;

5) иные физические лица, имеющие право в соответствии с законодательством осуществлять определенные виды деятельности, не относимые законодательными актами к предпринимательской деятельности, на товары (работы, услуги) которых применяются регулируемые цены (тарифы).

В качестве правил, согласно которым происходит ценообразования, выделяют следующие:

1) определение основ государственной политики в области ценообразования;

2) сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

3) установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом субсидий и других мер государственной поддержки [4].

Очень полезным является алгоритм ценообразования, используемый в экономической системе Китая. Преобразования, которые претерпела экономическая система Китая за последние тридцать лет, позволила вывести реальный уровень дохода населения на европейский уровень. Данная трансформация в том числе является результатом той политики, которая была реализована политиками КНР. Как справедливо отмечают представители экспертного сообщества, проведение рыночных реформ в сфере ценообразования в период проведения либерализации цен с китайской «спецификой» служит ярким примером симуляции рыночных реформ [3].

5378

В качестве отличительной черты экономических преобразований, происходящих в Китае, стоит отметить, что не было задачи провести либерализацию цен в максимально «шоковые» кратчайшие сроки. Процесс перехода к рыночной системе и либерализация цен стали постепенным процессом, который был основан на развитии кооперативного и частного предпринимательства.

В то же время в Китае длительное время развивался процесс коммерциализации государственных предприятий, связанный с децентрализацией управления государственной собственностью и частичной передачей функций принятия решений по ценообразованию на уровень хозяйствующих субъектов.

Центральными звеньями реформы в КНР явились расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, сокращение сферы директивного планирования, переход к оптовой торговле средствами производства, реформа системы цен, труда, заработной платы, использование многообразных форм собственности (государственной, коллективной, частной), активное внедрение достижений научно-технического прогресса.

На первом этапе (1979-1984) производимых преобразований проанализирован уровень цен, который существовал первоначально и был выявлен их нерациональный характер. В итоге в первую очередь повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.

Индексация цен на продукцию сельскохозяйственного сектора составила на тот момент порядка 53%. Также крестьянам, производящим продукцию, дали право продавать продукцию, которая оставалась по ценам, свободным от государственного контроля [5].

Помимо товаров сельскохозяйственного сектора проанализированы ценовые тарифы на различного рода сырье, энергию, материалы. В результате произошло урегулирование ценовой политики на ряд товаров, описанных

5379

выше, что также стало доказательством необходимости трансформации всей экономической системы Китая.

Преобразования, производимые в экономической системе Китая, начаты еще в 1979 году. Они связаны с пересмотром цен на электроэнергию, сталь, цемент, уголь, чугун. В итоге на данный ряд товаров были изменены цены. Уже к 1987 году на продукцию горнодобывающей промышленности цены увеличены на 77%, сырье подорожало на 55%, продукция обрабатывающей промышленности изменилась в цене на 21%.

Данные изменения лишь положили начало трансформации экономической системы Китая. В общем, ценовая политика претерпела незначительные изменения, а сама экономика двигалась в том направлении, что и до этого.

На втором этапе (1989-1991) экономическая система была трансформирована, о чем свидетельствует развитие планово-товарного хозяйства, итогом чего стало расширение возможностей для владельцев предприятий в сфере ценообразования.

На уровне государства преобразования связаны с развитием процесса индикативного планирования. На уровне отдельных предприятий для владельцев предприятий также были изменены условия хозяйствования, произошло значительное расширение сферы деятельности коллективного, индивидуального и частного хозяйства. Для достижения данного результата экономическая система должны быть преобразована в рыночную.

Данный период характеризуется формированием системы ценообразования, в которой выделены следующие виды формируемых цен: единые плановые цены, «плавающие» плановые цены, договорные и свободные рыночные цены.

На третьем этапе, который берет свое начало в 1992 г., экономическая система переходит к рыночному типу отношений. В данный период, несмотря

5380

на опасность наступления инфляции, организациям, производящим энергоносители дали возможность самостоятельно устанавливать цены.

На данном этапе только 20% цен на товары и услуги находились под контролем государства. На государственном уровне происходило регулирование ценообразования на жизненно важные товары, но и данная сфера постепенно сужалась, следствием чего стало формирование цен самими предпринимателями без вмешательства правительственных структур.

Созданию здоровой конкуренции способствовала возможность самостоятельного определения предприятиями перечня выпускаемой продукции. Для достижения конечного результата был расширен ассортимент ввозимой дефицитной продукции, которую производили в специальных экономических зонах.

Реформирование системы ценообразования происходило под контролем Комиссии по экономической реформе. В компетенцию данного органа на данном этапе входило утверждение годовых планов проведения хозяйственных мероприятий. Целью функционирования Комиссии стала реализация экономической реформы до 2000 года. Для достижения поставленной цели были созданы три варианта планов: ускоренный, средний и замедленный.

Каждый из утверждаемых планов содержал расчет экономических затрат на его реализацию. Перед созданием плана научные специалисты, предприниматели, политические деятели анализировали экономическую ситуацию и формулировали свои прогнозы по каждому из вариантов годовых планов. Далее создаваемые планы отправляли на согласование и доработку Всекитайскому собранию народных представителей.

Директиву после ее утверждения отправляют для дальнейшего изменения в регионы. Уже на местах политики регионального уровня преобразуют согласованную директиву с учетом специфики экономического развития данной местности.

5381

Сейчас в Китае функционирует комбинированная система управления ценами. Относительно либерализации цен, данный процесс продолжается, его постепенный характер позволяет предотвратить инфляцию и сгладить существующий дефицит товаров.

Несмотря на произведенные в экономике КНР преобразования пока еще рано говорить о преобладании рыночной системы, так как большая часть собственности является государственной.

Дальнейшая либерализация цен связывается с процессом существенных изменений в функционировании крупных и средних государственных предприятий.

Согласно исследованиям McKinsey&Company, многие компании, выходя на китайский рынок, быстро понимают, что в Китае покупатели не настолько чувствительны к ценам, как в других развивающихся странах.

Ценообразование в Китае не настолько сильно отличается от других стран, насколько отличается отношение самих китайцев к цене на товары и услуги. В Китае покупатели относятся к различиям в цене менее чувствительно, чем в других странах, для них не является самоцелью найти товар дешевле, чем он представлен в различных магазинах. При этом большая часть товаров, которыми пользуются и приобретают жители страны, продается по более низким ценам, чем они представлены в других странах.

И напротив, люди Поднебесной иногда готовы втридорога за что-то платить, потому что дороговизна приобретаемого товара служит показателем высокого статуса самого покупателя.

Таблица 1. Цена на товары и услуги в Республике Беларусь и КНР по

состоянию на 01.01.2020, дол. США [7]

Товары и услуги Цена

Республика Беларусь Китайская Народная Республика Разница

Посещение кафе и ресторанов

5382

Питание для

двух человек, 5,13 4,58 0,55

три блюда

Мак-меню в

McDonalds или альтернативном фастфуде 3,99 5,26 1,27

Коммунальные услуги, в месяц

Основные

коммунальные

услуги для 85 м2:

квартира, включая электричество, 46,58 60,16 13,58

отопление или

охлаждение, воду

и вывоз мусора

Предоплаченный мобильный

тариф,цена за 1 0,05 0,03 0,02

мин, без скидки

или планов

Интернет, 60 Мбит / с или

больше, неограниченные данные, кабель / 11,49 16,28 4,79

ADSL

Цены на покупку квартиры, аренды жилья

Цена за 1 м2 на

покупку квартиры 1 892,23 16 251,40 14 359,17

в центре города

Цена за 1 м2 на

покупку квартиры за 1 204,31 7 943,28 6 738,97

пределами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

центра города

Квартира, 1 спальня, в 384,31 1 139,48 755,17

центре города

Квартира, 1 спальня, вне 249,26 656,69 407,43

центра города

Транспорт

Односторонний билет, местный 0,27 0,31 0,04

транспорт

Ежемесячный

проездной, обычная цена 15,74 30,75 15,01

5383

Такси, цена за 1

км, нормальный 0,26 0,35 0,09

тариф

Банка кока-колы стоит около 35 центов в Китае и 1 доллар в США. «Биг Мак» в McDonald's в Китае обойдется всего в 2 доллара, а в США придется заплатить в два раза больше. И для этого есть вполне объективные причины. Однако, с другой стороны, в некоторых случаях китайцы готовы платить больше, чем покупатели в развитых странах. Так что снижение цены является не единственным способом выхода на китайский рынок:

1) для китайских покупателей высокая цена является эквивалентом высокого качества товара.

2) все больше китайских покупателей воспринимают товар как показатель своего статуса;

3) в китайском обществе огромное значение имеет «лицо», поэтому китайцы предпочитают дарить подарки премиум-класса. Для китайцев, особенно бизнесменов, неприлично сделать «безымянный» подарок, даже если он не совсем может себе это позволить.

В результате ценовые войны в Китае нередко имеют обратный вектор: конкуренты повышают цены, чтобы привлечь покупателей, которые готовы переплачивать за бренд и статус.

Присутствует схожесть ценовых политик, что подтверждается принципами ценообразования. Как Республика Беларусь, так и Китайская Народная Республика определяют ценовую политику в качестве оптимального сочетания свободных и регулируемых цен. В обеих странах в ситуациях нестабильности на потребительских рынках государство усиливает контроль за уровнем цен.

В двух странах осуществляется государственное регулирование цен на социально значимые товары. В Республике Беларусь этой деятельностью

5384

занимается Министерство антимонопольного регулирования и торговли, а в Китайской Народной Республике - Государственный совет.

Литература

1. Журавлев Ю.А. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь и Китайской Народной Республики // Весщ Нацыянальнай акадэмй навук Беларуси Серыя гумаштарных навук. 2015. № 1. - С. 101-107.

2. Лазурин Е.А., Неклюдов В.А., Сироткин С.А. Современное ценообразование: учебное пособие. - Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2020. - 76 с.

3. Лев М.Ю. Ценообразование в Китае в период проведения реформ и кризисных ситуациях: нормативно-правовой аспект // Вестник Академии. 2014. № 3. - С. 149-155.

4. Национальный правой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.by (дата доступа: 14.08.2021)

5. Полоник С. Реформы в сельском хозяйстве Китайской Народной Республики // Аграрная экономика. 2018. № 1. - С. 56-64.

6. Савицкий А.А. Ценообразование: пособие для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования по специальности "Экономика и организация производства". - Минск: Республиканский институт профессионального образования, 2013. - 179 с.

7. Сравнение цен и стоимости жизни в Пекине, Китай и Минске, Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.traveltables.com/compare/china/beijing/vs/belarus/minsk/cost-of-living (дата доступа: 14.08.2022.)

8. Успенская С.В. Формирование ценовой политики в условиях либерализации экономики // Планово-экономический отдел. 2012. № 2. - С. 85-90.

5385

9. Ценообразование: учебник / И.К. Салимжанов [и др.]; под ред. И.К. Салимжанова. - М.: КНОРУС, 2008. - 304 с.

10. Ценообразование: учебник / под ред. проф. Г. А. Маховиковой / 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 463 с.

References

1. Zhuravlev Yu.A. Foreign economic relations of the Republic of Belarus and the People's Republic of China // Vesti National Academy of Sciences of Belarus. Gray humanities. 2015. № 1. - S. 101-107.

2. Lazurin E.A., Neklyudov V.A., Sirotkin S.A. Modern pricing: a study guide. -Yaroslavl: PKF SOYUZ-PRESS LLC, 2020. - 76 p.

3. Lev M.Yu. Pricing in China during the period of reforms and crisis situations: a regulatory and legal aspect // Bulletin of the Academy. 2014. № 3. - P. 149155.

4. National Right Internet Portal of the Republic of Belarus [Electronic resource]. - Access mode: https://pravo.by (access date: 08/14/2021)

5. Polonik S. Reforms in agriculture of the People's Republic of China // Agrarian economy. 2018. № 1. - S. 56-64.

6. Savitsky A.A. Pricing: a manual for students of educational institutions implementing educational programs of secondary specialized education in the specialty "Economics and Organization of Production". - Minsk: Republican Institute of Vocational Education, 2013. - 179 p.

7. Comparison of prices and cost of living in Beijing, China and Minsk, Belarus [Electronic resource]. - Access mode: https://ru.traveltables.com/compare/china/beijing/vs/belarus/minsk/cost-of-living (access date: 08/14/2022.)

8. Uspenskaya S.V. Formation of pricing policy in the context of economic liberalization // Planning and economic department. 2012. № 2. - S. 85-90.

9. Pricing: textbook / I.K. Salimzhanov [i dr.]; ed. I.K. Salimzhanov. - M.: KNORUS, 2008. - 304 p.

5386

10. Pricing: textbook / ed. prof. G. A. Makhovikova / 6th ed., revised. and additional. - M.: Yurayt, 2014. - 463 p.

© Инь Шили, 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2022.

Для цитирования: Инь Шили ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И БЕЛАРУСИ: НАКОПЛЕННЫЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2022.

5387

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.