6. Пакулина С.А. Структура адаптивных способностей студентов педагогического вуза // Научные исследования в образовании. М.: Академия профессионального образования, № 7, 2008. - С. 52-60.
7. Развитие и диагностика способностей / [Л.Г. Алексеева, А.Н. Воронин, Т.В. Галкина и др.; Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков]; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1991. - 177 с.
Психология
УДК 159.922.6/159.922.8
кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат психологических наук,
заведующий заочным отделением Лысуенко Светлана Анатольевна
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж имени Никиты Акинфиевича Демидова» (г. Нижний Тагил)
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА:
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы гендерных различий в ценностных ориентациях студенческой молодежи. Представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи социально-психологических установок, ценностных карьерных и смысложизненных ориентаций юношей и девушек; у юношей в большей степени выражена традиционная гендерная идентичность; в процессе социализации как юноши, так и девушки приобретают смешанные андрогинные черты.
Ключевые слова: гендер, ценности, карьерные ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, социально-психологические установки, студенты педагогического вуза.
Annotation. The relevance of a problem of gender differences in valuable orientations of student's youth is proved. Results of a research of features of interrelation of social mental sets, valuable career and the smyslozhiznennykh of orientations of young men and girls are presented; at young men the traditional gender identity is more expressed; in the course of socialization of both the young man, and the girl gain the mixed androgenic lines.
Keywords: gender, values, career valuable orientations, smyslozhiznenny orientations, social mental sets, students of pedagogical higher education institution.
Введение. Проблема исследования ценностей и ценностных ориентаций молодежи сохраняет свою актуальность в социологии, психологии, педагогике на протяжении длительного времени. Изучение этого вопроса имеет большое значение как для понимания динамики социальных процессов в целом, так и для организации образовательного процесса в школах, колледжах, вузах.
Студенческую молодежь принято рассматривать как особую социальную группу, представляющую собой активную часть общества, основной задачей которой является пополнение числа квалифицированных специалистов, в том числе интеллигенции. Среди особенностей студенческой молодежи О.В. Рудакова выделяет наличие социального опыта конструирования и реализации своих жизненных стратегий. Основой конструирования жизненных стратегий студенчества, по ее мнению, являются ценностные ориентации [5].
В общественно-гуманитарных науках понятия «ценность» и «ценностные ориентации» являются близкими, но не тождественными.
В отличие от философии, где «ценность» выступает как объективная категория, в психологии ценность рассматривается как объект, вызывающий неравнодушное отношение со стороны субъекта (индивидуального или группового) [3]. Можно сказать, что в понятии «ценность» заключено объективное и субъективное содержание. Объективно ценность рассматривается как один из важнейших и обязательных компонентов культуры и идеологий, включающий общие идеи о необходимых для человека и общества условиях и целях существования. В то же время ценность — это субъективно переживаемая или рационально оцениваемая значимость, важность чего-либо для индивида с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения некоторых целей [1, с. 729]. В понятии «ценностные ориентации» заключено только субъективное содержание, они определяются как «важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей» [1, с. 729].
Анализ содержания рассматриваемых понятий позволяет раскрыть психологический механизм формирования ценностных ориентаций, который заключается в осознании и выборе человеком ценности в соответствии со своими предпочтениями, что «предполагает наличие у человека определенного способа ориентировки в какой-либо группе ценностей, по характеру и направленности которых можно понять особенности его ценностных ориентаций» [6, с. 61].
В связи с выше сказанным, интерес представляет изучение особенностей ценностных ориентаций, формирующихся в процессе социализации, профессионального самоопределения, профессиональной подготовки юношей и девушек, в русле гендерного подхода к данной проблеме.
Изложение основного материала статьи. Проблема гендерных различий в ценностных ориентациях студенческой молодежи имеет не только исследовательский, но и практический интерес. В процессе профессиональной подготовки у студентов формируется профессиональная идентичность, которая находится в тесной связи с гендерной идентичностью.
В психологии различают два понятия — «пол» и «гендер». Понятие «пол» характеризует биологическую сущность человека, определяя его принадлежность к группе мужчин или женщин. В понятии «гендер» отражаются социально-психологические характеристики человека с точки зрения «маскулинности» (мужественности) или «фемининности» (женственности), которые связаны с полом, но формируются в процессе социализации, во взаимодействии с другими людьми, в процессе овладения различными видами
деятельности, в том числе и профессиональными. Если у одного и того же индивида присутствуют и маскулинные, и фемининные характеристики, то имеет место так называемая «андрогиния» (греч. андро — «мужской», гин — «женский») [2, с. 56]. По мнению И. В. Костиковой, «сочетание в результате социализации смешанных андрогинных черт способствует более успешному усвоению гендерной идентичности» [4, с. 122].
Цель проведенного нами исследования заключалась в выявлении у студентов педагогического вуза гендерных особенностей ценностных ориентаций, отражающихся в особенностях взаимосвязи между социально-психологическими установками, ценностными карьерными и смысложизненными ориентациями у юношей и девушек.
Исследование проводилось в 2018 году в Нижнетагильском государственном социально-педагогическом институте (филиале) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил). В тестировании приняли участие студенты 3 курса направления подготовки Педагогическое образование. Общее количество участников опроса составило 170 человек, из них 33 юноши (19,5%) и 137 девушек (80,5%) в возрасте 19-23 лет. Тестирование студентов проводилась с помощью трех методик: «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина), «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова).
Для выявления особенностей ценностных ориентаций юношей и девушек общая выборка была разделена на две группы по гендерному признаку. Для обработки количественных данных был применен многомерный статистический метод — факторный анализ, а именно эксплораторный факторный анализ по методу главных компонент (Principal Component Analisis). Обработка данных проводилась с помощью пакета IBM SPSS Statistics 19.
В обеих выборочных группах было извлечено по семь факторов с собственными значениями больше единицы, совокупно описывающих 79,19% дисперсии данных в группе юношей и 69,74% дисперсии данных в группе девушек. Далее факторы подверглись вращению по методу Варимакс (Varimax with Kaiser Njrmalization). Качественный анализ выявленных факторов системы ценностных ориентаций юношей и девушек проводился на основе матрицы повернутых компонент. Полученные значения обеих выборок были объединены в одну таблицу (см. табл.).
Таблица
Результаты факторного анализа на основе матриц повернутых компонент
Компоненты системы Показатели факторной нагрузки компонентов системы
ценностных ориентации ценностных ориентаций
юноши девушки
Фактор 1 Социальная зрелость Социальная зрелость
личности личности
Осмысленность жизни ,965 ,913
Цели в жизни ,805 ,879
Процесс жизни ,904 ,891
Результативность жизни ,900 ,896
Локус контроля-Я ,884 ,848
Локус контроля-жизнь ,856 ,861
Результат ,481 ,411
Процесс -,427
Предпринимательство ,463
Фактор 2 Гендерная и социальная Социальная и гендерная
идентичность идентичность с признаками андрогинии
Эгоизм ,812
Альтруизм -,754
Деньги ,726
Предпринимательство ,411 ,788
Стабильность места жительства -,410
Автономия ,714
Менеджмент ,674
Вызов ,615
Интеграция стилей жизни ,458
Фактор 3 Профессионально- Традиционная гендерная и
управленческая и социальная идентичность
гендерная идентичность
Менеджмент ,870
Власть ,708
Вызов ,658
Предпринимательство ,569
Стабильность работы ,743
Стабильность места жительства ,696
Интеграция стилей жизни ,597
Фактор 4 Профессиональная идентичность как Несформированная гендерная и профессиональная
компетентность идентичность
Профессиональная ,819
компетентность
Служение ,602
Результат -,538
Интеграция стилей жизни ,485
Альтруизм ,852
Эгоизм -,732
Процесс ,427
Фактор 5 Профессиональная и гендерная идентичность с установкой на труд Несформированная профессиональная идентичность
Служение ,540
Труд ,840
Процесс ,654
Власть ,767
Деньги ,682
Профессиональная компетентность - ,428
Примечание: Метод выделения: Анализ методом главных компонент.
Метод вращения: Варимакс с нормализацией Кайзера.
Вращение сошлось за 11 итераций (наблюдения, для которых пол = мужской).
Вращение сошлось за 9 итераций (наблюдения, для которых пол = женский).
В данной статье представлен анализ первых пяти факторов, представляющих исследовательский интерес.
Первый фактор в группах юношей и девушек, имеющий наибольший вес и высокую информативность, характеризуется большой схожестью обеих выборочных совокупностей. Данный фактор можно интерпретировать как отражающий «социальную зрелость личности», проявляющуюся в осмысленном отношении студентов к жизни в целом и к любому виду деятельности в частности (юноши — доля дисперсии 27,6%, девушки — доля дисперсии 26,2%). Максимальную факторную нагрузку в обеих выборочных группах несут показатели: «Осмысленность жизни» (0,965 — юноши и 0,913 — девушки), «Процесс жизни» (0,904 и 0,891), «Результативность жизни» (0,900 и 0,896), «Цели в жизни» (0,805 и 0,879), Локус контроля -Я» (0,884 и 0,848), «Локус контроля - жизнь» (0,856 и 0,861). Также в обеих группах в первый фактор входит социально-психологическая установка «результат» (0,481 и 0,411). В целом большинство показателей первого фактора у юношей и девушек характеризуют систему жизненных ценностей человека, его отношение к миру, к жизни, к другим людям и к самому себе, которые взаимосвязаны с социально-психологической установкой на «результат». Такие люди смысл жизни связывают с достижением результата в своей деятельности вопреки всему — суете, помехам, неудачам.
Несмотря на выделение фактора, по содержанию схожего для обеих выборочных совокупностей, есть ряд различий, которые позволяют говорить о гендерных особенностях в системе смысложизненных ценностных ориентаций и установок у девушек и юношей. Одно из различий заключается в том, что у девушек положительный полюс данного фактора определяется только положительными полюсами перечисленных переменных. В свою очередь, в группе юношей положительный полюс данного фактора определяется как положительными полюсами этих же переменных, так и отрицательным полюсом переменной «установка на процесс» (-0,427).
Еще одним различием в данном факторе является наличие переменной «предпринимательство» (0,463) в группе юношей. Это может свидетельствовать о том, что в ситуации стремления к достижению результата юноши в меньшей степени, чем девушки, ориентированы на эмоциональное отношение к процессу деятельности. Другими словами, ради достижения желаемого результата, юноши готовы преодолеть такие «препятствия», как отсутствие интереса к содержанию деятельности и эмоциональной вовлеченности. Данный подход к достижению желаемого результата, на наш взгляд, отличается большей рациональностью и реалистичностью юношей, что соответствует традиционному представлению о мужской идентичности. Также следует отметить, что для юношей в отличие от девушек одним из условий достижения результата, придающего смысл жизни, часто является возможность создавать что-то новое (организации, товары, услуги пр.), что будет адекватно затраченным ими усилиям. Другими словами, воплощение в жизнь какой-либо идеи и достижение желаемого результата (даже при отсутствии интереса к процессу деятельности) является тем, что позволит молодым людям достичь субъективного благополучия как главного показателя осмысленности жизни.
Второй фактор в выделенной структуре измеренных признаков имеет информативность в группе юношей - 13,22%, в группе девушек - 10,88%. При этом являясь вторыми в структуре ценностных установок по значимости, данные факторы различны по своему содержанию. Так в выборке юношей положительные значения данного фактора определяются положительными полюсами переменных «эгоизм» (0,812), «деньги» (0,726), «предпринимательство» (0,411), а также отрицательным полюсом переменных «альтруизм» (- 0,754) и «стабильность места жительства» (- 0,410). Возможно, приоритет материальных ценностей в системе ценностных ориентаций юношей обусловлен их гендерной социальной ролью, осознанием необходимости обеспечить в будущем достойный уровень материального благосостояния членам своей семьи. В этом смысле деньги как средство для увеличения своего благосостояния могут быть ведущей ценностью для юношей. Установка на «эгоизм», с одной стороны, может свидетельствовать о сосредоточенности на своих личных интересах, с другой, показывает, что человек при принятии решений старается серьезно учитывать то, как их последствия отразятся на нем лично. Этот факт указывает на готовность юношей брать на себя ответственность за принятие решений. В представлении юношей достижение материального благосостояния возможно при условии создания собственного бизнеса, организации своего дела, воплощения в жизнь идеи, всецело принадлежащей только им. Для достижения таких жизненных целей они готовы к переезду на новое место жительства, чтобы получить повышение или новую работу. Второй фактор в системе ценностных ориентаций юношей можно назвать «гендерная и социальная идентичность».
У девушек во второй фактор входят только ценностные карьерные ориентации. Высокая факторная нагрузка карьерных ориентаций «предпринимательство» (0,788), «автономия» (0,714), «менеджмент» (0,674), «вызов» (0,615) свидетельствует о стремлении студенток организовать свое дело, иметь возможность работать самостоятельно, управлять людьми, проектами, бизнес-процессами и т. п., преодолевать непреодолимые препятствия. При этом для девушек имеет значение сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой («интеграция стилей жизни», 0,458). Такое сочетание карьерных ориентаций в полной мере соответствует представлениям девушек о женской идентичности в современных условиях, когда «хранительнице домашнего очага» приходится совмещать мужские и женские социальные роли: женщины-руководителя, бизнес-леди и хозяйки в доме. Второй фактор в системе ценностных ориентаций девушек можно назвать «социальная и гендерная идентичность с признаками андрогинии».
Анализ компонентов, входящих в третий фактор у юношей (9,99% дисперсии), указывает на наличие положительной корреляции между социально-психологической установкой на «власть» (0,708) и ценностными карьерными ориентациями «менеджмент» (0,870), «вызов» (0,658), «предпринимательство» (0,569). Следовательно, в представлении юношей стремление чувствовать контроль над другими людьми может быть реализовано в профессиональной карьере руководителя, управленца, для которого успехом является преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или создание своего дела, своей организации. Третий фактор в системе ценностных ориентаций юношей можно назвать «профессионально-управленческая и гендерная идентичность».
У девушек третий фактор (информативность 9,84) составляют одни ценностные карьерные ориентации: «стабильность работы» (0,743), «стабильность места жительства» (0,696), «интеграция стилей жизни» (0,597). Содержание данного фактора позволяет нам говорить об ориентации девушек на их традиционную социальную гендерную роль. Сочетание этих карьерных ориентаций, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует женской гендерной идентичности, а также традиционно «женской» профессии педагога, которую можно охарактеризовать как стабильную, надежную работу на длительное время, в своем городе, позволяющую сохранить гармонию между сложившейся личной жизнью и карьерой. С другой стороны, потребность в уверенности в завтрашнем дне и гармонии между личной и профессиональной жизнью не позволяют девушкам совершать выборы, где главным должно стать что-то одно: карьера или семья. Возможно, девушки неосознанно стараются избежать этого выбора. Данный фактор можно обозначить как «традиционная гендерная и социальная идентичность».
Существенные различия в системе ценностных ориентаций юношей и девушек наблюдаются при интерпретации компонентов четвертого фактора. У юношей (9,56% дисперсии) наибольшую факторную нагрузку имеют ценностные карьерные ориентации «профессиональная компетентность» (0,819), «служение» (0,602), «интеграция стилей жизни» (0,485), которые отрицательно коррелируют с установкой на «результат» (-0,538). Доминирующими ценностями в сознании молодых людей является стремление быть профессионалом, мастером в своем деле, воплощать в работе свои идеалы, ценности, при этом важно сохранить гармонию между сложившейся личной жизнью и карьерой. Можно заметить, что для юношей, как и для девушек, ценности семьи и работы (профессии) равнозначны. В то же время, приоритетной является ценность профессионализма, выражено стремление стать профессионально компетентным специалистом. Четвертый фактор в системе ценностных ориентаций юношей можно назвать «профессиональная идентичность как компетентность».
У девушек (7,12% дисперсии) содержание четвертого фактора составляют две социально-психологические установки — «альтруизм» (0,852) и «процесс» (0,427). Обе установки в сознании человека имеют как положительное, так и отрицательное значение. Установка на «альтруизм» характеризует человека как готового действовать, прежде всего, на пользу другим людям, но часто это происходит в ущерб себе и делу. Установка на «процесс» отражает неосознаваемое стремление человека заниматься интересным делом. В то же время человек, ориентированный на процесс, относительно мало задумывается над достижением цели, а если процесс стал ему неинтересен, он может забросить данное занятие, не задумываясь о последствиях. Отсутствие взаимосвязей с ценностными карьерными ориентациями свидетельствует о кризисе профессионального самоопределения. Четвертый фактор в системе ценностных ориентаций девушек можно назвать «несформированная гендерная и профессиональная идентичность».
В пятом факторе у юношей (7,61% дисперсии) наибольшую нагрузку имеют социально-психологические установки на «труд» (0,840) и «процесс» (0,654), имеющие взаимосвязь с карьерной ориентацией «служение» (0,540). В психологическом плане установка на «труд», приносящий радость, удовольствие, вызывающий интерес, помогает человеку реализовать свои карьерные устремления, связанные с воплощением в работе своих идеалов и ценностей. Можно считать, что профессия педагога соответствует имеющейся у юношей системе ценностей, а также их гендерной идентичности «мужчины-труженика». Пятый фактор в системе ценностных ориентаций юношей можно назвать «профессиональная и гендерная идентичность с установкой на труд».
У девушек (6,05% дисперсии) пятый фактор составляют социально-психологические установки на «власть» (0,767) и «деньги» (0,682), которые отрицательно коррелируют с карьерной ориентацией «профессиональная компетентность» (-0,428). Пятый фактор в системе ценностных ориентаций девушек можно назвать «несформированная профессиональная идентичность».
Выводы. Таким образом, анализ факторной структуры системы ценностных ориентаций студентов педагогического вуза позволяет говорить о структурной схожести смысложизненных ценностей 27,6% юношей и 26,2% девушек, что может быть обусловлено также их возрастными особенностями. Кроме того, юноши, и девушки в своей деятельности (в том числе в профессиональной) ориентированы на результат, достижение которого позволяет им повысить уровень осмысленности жизни.
При этом в выборочных совокупностях юношей и девушек прослеживается гендерный аспект и влияние соответствующих социально-психологических установок на выбор ценностных карьерных ориентаций. Качественный анализ результатов всех пяти факторов показал, что у юношей в большей степени выражена традиционная мужская гендерная идентичность, что проявляется в установках «власть», «эгоизм», «деньги», «труд» и разных вариантах карьерных ориентаций, связанных с управленческой деятельностью, стремлением стать профессионалом в выбранной сфере. У части девушек проявляется традиционная женская гендерная идентичность (фактор 3), связанная с ценностями стабильности работы и места жительства, сохранением гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой.
Результаты исследования показали, что в процессе социализации как юноши, так и девушки приобретают смешанные андрогинные черты. У юношей они проявляются в меньшей степени (фактор 3). У девушек андрогиния ярко выражается в стремлении выполнять мужские и женские социальные роли (фактор 2). Особого внимания заслуживает факт «несформированности гендерной и профессиональной идентичности» у части девушек. В одном случае имеет место некоторая инфантильность, неумение защитить свои интересы (фактор 4), в другом — властолюбие и корысть (фактор 5) при отсутствии значимых ценностных карьерных ориентаций.
Полученные результаты обозначили круг новых проблем и требуют дополнительных исследований гендерных различий в ценностных ориентациях юношей и девушек.
Литература:
1. Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
2. Глухова В.Ф. Гендерные различия в ценностных ориентациях молодежи // Омский научный вестник. 2006. № 3 (26). С. 56-59.
3. Зауторова Э.В. Ценностные ориентации личности как междисциплинарная категория // Современные исследования социальных проблем. 2010. №4 (04). С. 62-70.
4. Костикова И.В. Введение в тендерные исследования: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2005. 255 с.
5. Рудакова О.В. Жизненные стратегии современного российского студенчества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2004. 24 с.
6. Тарасевич И.В. Ценностные ориентации современного студенчества // Образование и наука. 2012. № 2 (91). С. 60-67.
Психология
УДК 159.99
студентка 2 курса направление - психолого-педагогическое образование Сластихина Оксана Александровна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 4 курса направление - психолого-педагогическое образование Желонкина Юлия Николаевна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 4 курса направление - психолого-педагогическое образование Южакова Ирина Олеговна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
БУЛЛИНГ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Аннотация. В данной статье раскрывается понятие буллинга в школьной среде. Выделены типы школьников при травле. Описаны методы и приемы профилактики буллинга в школьной среде, такие как: тренинги, направленные на консолидацию коллектива, на развитие коммуникативных навыков и навыков бесконфликтного общения и др.
Ключевые слова: буллинг; школьная среда; школьник; травля; школьное насилие; агрессивное поведение; жертва; обидчик; тренинг.
Annоtation. This article reveals the concept of bullying in the school environment. The types of students in bullying. Methods and techniques of bullying prevention in the school environment are described, such as: trainings aimed at the consolidation of the team, the development of communication skills and conflict-free communication skills, etc.
Keywords: bullying; school environment; student; bullying; school violence; aggressive behavior; victim; abuser; training.
Выполнено при поддержке Краевого государственного автономного учреждении «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности»
Введение. В настоящее время проблема буллинга как проявление агрессии в образовательной сфере становится все более значимой. Условия современного общества способствуют образованию и развитию жестокости и насилия в отношениях между людьми. Школьная травля отличается от таких понятий как «конфликт» и «принуждение», поскольку определяется как объективно существующие на протяжении достаточно длительного времени, регулярные (например, несколько раз в неделю) издевательства над обучающимся с целью отделения и запугивания школьника.
Изложение основного материала статьи. Охарактеризуем содержания понятия «буллинг». Классическим считается определение, предложенное норвежским ученым Д. Олвеусом: «Ученик подвергается буллингу или является жертвой, когда он или она становится целью неоднократных и периодических негативных действий со стороны одного или нескольких учеников» [19]. С точки зрения Anora: «Буллинг - это форма насилия, которая имеет место в школе. Исследуя ситуацию буллинга в школьной среде, автор пришел к выводу, что буллинг - поддающиеся наблюдению действия, имеющие место в общении между детьми в школе, которые являются причиной появления чувств обиды или стресса [15]. Обобщая точки зрения зарубежных авторов, можно сделать вывод о том, что буллинг - проблема не из легких. Это социальное поведение, проявляющееся в устойчивых группах, которое основано на переменных,