Научная статья на тему 'Буллинг в школьной среде и его профилактика'

Буллинг в школьной среде и его профилактика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7211
1142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ШКОЛЬНАЯ СРЕДА / ШКОЛЬНИК / ТРАВЛЯ / ШКОЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖЕРТВА / ОБИДЧИК / ТРЕНИНГ / BULLYING / SCHOOL ENVIRONMENT / STUDENT / SCHOOL VIOLENCE / AGGRESSIVE BEHAVIOR / VICTIM / ABUSER / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сластихина Оксана Александровна, Желонкина Юлия Николаевна, Южакова Ирина Олеговна

В данной статье раскрывается понятие буллинга в школьной среде. Выделены типы школьников при травле. Описаны методы и приемы профилактики буллинга в школьной среде, такие как: тренинги, направленные на консолидацию коллектива, на развитие коммуникативных навыков и навыков бесконфликтного общения и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULLYING IN THE SCHOOL ENVIRONMENT AND ITS PREVENTION

This article reveals the concept of bullying in the school environment. The types of students in bullying. Methods and techniques of bullying prevention in the school environment are described, such as: trainings aimed at the consolidation of the team, the development of communication skills and conflict-free communication skills, etc.

Текст научной работы на тему «Буллинг в школьной среде и его профилактика»

Результаты исследования показали, что в процессе социализации как юноши, так и девушки приобретают смешанные андрогинные черты. У юношей они проявляются в меньшей степени (фактор 3). У девушек андрогиния ярко выражается в стремлении выполнять мужские и женские социальные роли (фактор 2). Особого внимания заслуживает факт «несформированности гендерной и профессиональной идентичности» у части девушек. В одном случае имеет место некоторая инфантильность, неумение защитить свои интересы (фактор 4), в другом — властолюбие и корысть (фактор 5) при отсутствии значимых ценностных карьерных ориентаций.

Полученные результаты обозначили круг новых проблем и требуют дополнительных исследований гендерных различий в ценностных ориентациях юношей и девушек.

Литература:

1. Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.

2. Глухова В.Ф. Гендерные различия в ценностных ориентациях молодежи // Омский научный вестник. 2006. № 3 (26). С. 56-59.

3. Зауторова Э.В. Ценностные ориентации личности как междисциплинарная категория // Современные исследования социальных проблем. 2010. №4 (04). С. 62-70.

4. Костикова И.В. Введение в тендерные исследования: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2005. 255 с.

5. Рудакова О.В. Жизненные стратегии современного российского студенчества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2004. 24 с.

6. Тарасевич И.В. Ценностные ориентации современного студенчества // Образование и наука. 2012. № 2 (91). С. 60-67.

Психология

УДК 159.99

студентка 2 курса направление - психолого-педагогическое образование Сластихина Оксана Александровна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 4 курса направление - психолого-педагогическое образование Желонкина Юлия Николаевна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 4 курса направление - психолого-педагогическое образование Южакова Ирина Олеговна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

БУЛЛИНГ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие буллинга в школьной среде. Выделены типы школьников при травле. Описаны методы и приемы профилактики буллинга в школьной среде, такие как: тренинги, направленные на консолидацию коллектива, на развитие коммуникативных навыков и навыков бесконфликтного общения и др.

Ключевые слова: буллинг; школьная среда; школьник; травля; школьное насилие; агрессивное поведение; жертва; обидчик; тренинг.

Annоtation. This article reveals the concept of bullying in the school environment. The types of students in bullying. Methods and techniques of bullying prevention in the school environment are described, such as: trainings aimed at the consolidation of the team, the development of communication skills and conflict-free communication skills, etc.

Keywords: bullying; school environment; student; bullying; school violence; aggressive behavior; victim; abuser; training.

Выполнено при поддержке Краевого государственного автономного учреждении «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности»

Введение. В настоящее время проблема буллинга как проявление агрессии в образовательной сфере становится все более значимой. Условия современного общества способствуют образованию и развитию жестокости и насилия в отношениях между людьми. Школьная травля отличается от таких понятий как «конфликт» и «принуждение», поскольку определяется как объективно существующие на протяжении достаточно длительного времени, регулярные (например, несколько раз в неделю) издевательства над обучающимся с целью отделения и запугивания школьника.

Изложение основного материала статьи. Охарактеризуем содержания понятия «буллинг». Классическим считается определение, предложенное норвежским ученым Д. Олвеусом: «Ученик подвергается буллингу или является жертвой, когда он или она становится целью неоднократных и периодических негативных действий со стороны одного или нескольких учеников» [19]. С точки зрения Anora: «Буллинг - это форма насилия, которая имеет место в школе. Исследуя ситуацию буллинга в школьной среде, автор пришел к выводу, что буллинг - поддающиеся наблюдению действия, имеющие место в общении между детьми в школе, которые являются причиной появления чувств обиды или стресса [15]. Обобщая точки зрения зарубежных авторов, можно сделать вывод о том, что буллинг - проблема не из легких. Это социальное поведение, проявляющееся в устойчивых группах, которое основано на переменных,

такие как: конкуренция, власть и статус. Буллинг включает в себя несоответствие власти и силы, что приводит жертву в состояние, в котором она не способна результативно защищаться от отрицательных влияний. Чтобы точнее описать процесс буллинга, следует обратить внимание на его структуру, которую отметил Anderson C.A.:

1. «Обидчики».

Как утверждает D. Olweus, «обидчиков» можно охарактеризовать как индивидов с высоким потенциалом общей агрессивности и озлобленности. В исследованиях таких авторов, как Kwak, Lee и Straub, доказывается: обидчики обладают завышенной самооценкой [5], также у них наблюдается сильная потребность в доминировании на другими людьми, ведь они издеваются не только над «жертвами», но над близкими людьми, учителями и др.

2. «Жертвы».

Буллинг - это длительный процесс, и в это время «жертва» находится в состоянии тревожности и страха. Жертва отличается замкнутостью, чувствительностью, отчуждением, склонностью уклоняться от конфликтов, различными проявления психосоматических симптомов, слабостью, повышенным уровнем тревожности, неконструктивной стратегией овладения сложных ситуаций и неуверенностью в себе. У них развиваются различные проблемы, связанные с общением, а также снижена учебная мотивация [6].

3. «Свидетели».

К свидетелям относятся те, кто не принимает непосредственного содействия в травле. Однако присутствие их рядом во время издевательств может приводить к развитию у свидетелей чувства собственного бессилия и к снижению самооценки. Следственно, от буллинга страдает не только жертва, но и окружающие, которые не смогли дать отпор обидчику [11].

Буллинг многообразно проявляется в среде школьников. Существует множество анкет, диагностических методик и опросников, позволяющих обнаружить, как именно проявляется буллинг в школьной среде среди одноклассников. Так, немецким исследователем Х. Каспером был разработан опросник «Smob», который переведён некоторых странах, среди которых Россия (С.В. Кривцовой и её коллегами) [9, 18]. Опросник Х. Каспера содержит пять значимых для школьника ценностей содействия, на которые происходит посягательство в процессе школьной травли. Среди этих ценностей выделяется:

- социальный статус;

- возможность коммуникации и самовыражения;

- потребность в социальных связях и стремлении быть среди других людей;

- житейские ситуации в школе и качество школьной жизни;

- физическая и имущественная неприкосновенность. Все или часть этих ценностей в ситуации буллинга подвергаются обвинениям и оскорблениям [4].

Считается, что среди детей 11-13 лет распространено проявление данного поведения, это связано с тем, что младший подросток характеризуется часто противоречивыми стремлениями к независимости в сочетании с одновременным ожиданием социальной поддержки и принятии. Также для этого возраста характерны неоднократные конфликты с родителями и со сверстниками, несмотря на доверительные и близкие отношения между ними. Многие исследователи регистрируют, что в данном возрасте дети получают гораздо меньше поддержки со стороны окружающих, они считают, что близкие принимают гораздо меньшее участие в их жизни. В этом возрасте весьма значимым становится фактор «трансляции агрессии» из значимых малых социальных групп, таких как семья и дружеская компания. Насилие, которое фиксирует школьник в референтных группах, абсолютно может стать причиной «переноса» агрессивных действий в школьную среду [4, 10, 21, 22]. С возрастом сила и частота случаев насилия над сверстниками в школах понижается.

Отмечают четыре особенности буллинга в учебном заведении:

- агрессивность и негативная направленность поступков;

- совершается в отношениях, где стороны конфликта обладают разными правами;

- заранее обдуманные насильственных действий;

- регулярность [2].

H.А. Ларченко указывает такие причины появления буллинга как:

- неадекватная заниженная самооценка;

- повышенная импульсивность;

- низкий уровень воспитания ребенка;

- равнодушие или гиперопека со стороны родителей;

- низкий социально-экономический статус семьи;

- внутрисемейные конфликты;

- негативные суждения по поводу происхождения и внешности ученика;

- злоупотребление наркотиками, алкоголем, компьютерными играми;

- унижения ученика, который не успевает / преуспевает в учебе;

- склонность к мазохизму или садизму;

- семейное и сексуальное насилие [8].

В связи с этим, работа по предупреждению школьного насилия среди несовершеннолетних является приоритетной в деятельности социального педагога.

Необходимо подчеркнуть, что существуют признаки буллинга, которые выделили следующие ученые: Lee C., Anderson C.A., Dussich J.P., Maekoya C., Salmivalli C., Nieminen N., Olweus D., Roland E.:

I. Неоднократность и/или периодичность. Предполагается, что обидчик способен навредить своей жертве не единожды, а также причинять вред не только в настоящем, но в будущем [19].

2. Умысел. Обидчик стремится обидеть, расстроить, унизить жертву или иначе ей навредить. В этом случае буллер осознает, что его действия негативно скажутся на жертве. Очень часто инициаторы буллинга унижают других, тем самым повышая свой статус в группе ровесников.

3. Нанесение вреда. Главная цель обидчиков - это причинение психического [11] или физического [17] вреда жертве, а также ее здоровью, эмоциональному состоянию, благополучию. Школьник, который подвергся насилию, итак склонен к тревожности и самообвинению, а травля становится подтверждением слабости, низкой самооценки, депрессии и других проблем.

4. Злоупотребление силой. Обидчик использует свое превосходство для того, чтобы причинить вред жертве [24]. Давление обидчика может быть основано на физическом преимуществе, поле, национальности, уверенности в себе, возрасте, расе, финансовом состоянии или уровне образования [21, 23].

Стоит отметить, что существуют первичные и вторичные признаки того, что ребенок стал жертвой буллинга. Селифанова А.И., Мартиросян Л.А., Захарова О.В., Абдулина Е.К. выделяют следующие признаки буллинга:

- школьник возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными тетрадями и учебниками;

- у школьника есть следы - синяки, порезы, шрамы, или рваная одежда - которые не связаны с игрой, случайным падением и т.п.) [13].

Вторичными признаками являются:

- нет ни одного друга, с которым можно провести время;

- никогда не приводит домой (после школы) одноклассников или других ровесников или очень редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они играют/проводят время;

- не хочет или боится идти в школу;

- по утрам перед школой нет аппетита, частые жалобы на головные боли и боли в желудке;

- часто выглядит расстроенным, несчастным, депрессивным;

- замечаются поведенческие изменения: раздражительность и вспышки гнева;

- у школьника ухудшилась успеваемость, так как потерян интерес к школьным предметам/занятиям;

- школьника никогда не приглашают на праздники, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет прийти);

- идет в школу и из школы неудобным и длинным путем;

- жалуется на плохие сны, беспокойно спит и часто плачет во сне;

- часто меняется настроение;

- требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров») [13].

Наличие жертв, над которыми издеваются более сильные школьники, негативно влияет на психологическую атмосферу в школьном коллективе. Насмешки, травля, унижение, издевательства над изгоями происходят на глазах у остальных детей, что ведет к появлению жестокости, агрессивности у одних детей, к страху и депрессии у других. Издевательства не оставляют равнодушным никого: одна часть детей идет по следам преследователей, боясь оказаться в роли жертвы, а другая часть детей постоянно находятся под давлением, наблюдая, как унижают их одноклассников или сверстников. В данной ситуации также страдает педагог, не в силах разрешить данную проблему в одиночку; даже если он не будет позволять издеваться над изгоем на своем уроке, буллеры отыграются над жертвой во время перемены, на уроках менее принципиальных педагогов или после школы. Больше всех страдают жертвы детского насилия, которым обязательно должна быть оказана психолого-педагогическая помощь.

Мероприятия по профилактике буллинга среди школьников, начинаются с первых дней. Сущность данных событий заключается в устранении основных, а также второстепенных факторов появления остроконфликтных ситуаций и разнообразных форм насилия, в том числе буллинга в школьном коллективе. В настоящее время в системе образования освоено несколько моделей профилактики девиантного поведения: психолого-педагогическая, социально-педагогическая, социальная и медико-психологическая модели [12].

Психолого-педагогическая модель создается по следующему принципу: наиболее важным субъектом профилактического влияния в работе с детьми является образовательное учреждение, профилактика ведется посредством специально подготовленных образовательных программ, которая направлена на организацию групповых форм внеклассной и внешкольной деятельности школьников и их родителей. Такая модель включает в себя проведение индивидуальных, семейных и групповых консультаций, а также психокоррекцию детей из «группы риска» и психологическую помощь педагогам.

Социально-педагогическая модель подразумевает организацию образовательных учреждений разных типов с возрастанием коррекционного воздействия. Фундаментальная учебная и воспитательная деятельность школы включает элементы коррекционного воздействия.

Социальная модель включает в себя создание общественных организаций, которые ведут профилактическую работу среди школьников. Формирование у школьников нравственных ценностей и добровольного поведения - это цель данной модели.

Медико-психологическая модель представляет собой организацию медицинских служб в образовательных учреждениях на плановой основе для проведения профилактики раннего девиантного поведения.

Кроме деления всех профилактических мероприятий на модели выделяют два этапа в зависимости от целевых групп воздействия:

- первичная профилактика - комплекс мер, направленных на всех учащихся, а также их родителей с целью формирования духовно-нравственных ценностей и добровольного поведения, а также обеспечения нормативного развития личности;

- вторичная профилактика подразумевает системную работу с детьми из «группы риска» по буллингу. Целью вторичной профилактики является социальная адаптация детей и их реабилитация. В этом случае в задачи образовательного учреждения включается определение типов «группы риска», наиболее актуальных для данного учреждения, и планирование работы именно в этом направлении воздействия [12].

Мероприятия по профилактике буллинга обхватывают разного рода формы:

-развитие коммуникативных умений и навыков устойчивости, бесконфликтного общения, волевых качеств, эмоционального интеллекта, и др.;

- тематические беседы;

- совместные выезды на природу, музеи, театр, в кино, и др.;

- классные часы;

- родительские собрания;

- дискуссионный клуб;

- диспуты;

- сказочный тренинг;

- волонтерский проект;

- психологические тренинги по сплочению коллектива;

- сказкотерапия;

- игротерапия;

- семинары.

Также педагогические сотрудники в своей работе придерживаются следующих принципов метода конгруэнтной коммуникации Х. Джайнотта:

- сравнение суворовцев не друг с другом, а с самими собой вчера-сегодня-завтра;

- поддержание позитивного образа «Я»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обсуждение ситуаций, поступков и их последствий без негативной оценки личности обучающихся;

- поощрение, стимулирование и подкрепление самостоятельности и инициативы воспитанников [14].

Грубой ошибкой станет в этом случае то, что ребенок станет скрывать случаи школьного насилия и

ждать, до тех пор пока ситуация самостоятельно наладится. Тот или иной школьник беспомощен перед буллингом и рискует приобрести серьезные психологические травмы. В связи с этим в большей степени ответственность лежит на плечах родителях. Взрослые при столкновении с такого рода ситуацией, должны отреагировать с интересом. Мероприятие по профилактике должно быть спокойно и выдержано, с отсутствием психологического и физического давления.

Результатом данной работы должны стать оптимизация межличностных взаимоотношений школьников, сокращение воздействия внешних и внутренних факторов возникновения и распространения буллинга.

Выводы. Таким образом, буллинг - это продолжительное физическое или психологическое принуждение, осуществляемое одним человеком или группой и нацеленное против человека, который не в состоянии защититься в физической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению. Буллинг ярко наблюдается среди школьников и требует пристального внимания со стороны психологов и педагогов. Стоит отметить о том, что деятельность по профилактике буллинга среди школьников должна быть ориентирована на воспитание ценностного отношения школьников к своей жизни и здоровью, создание воспитывающей атмосферы в образовательном учреждении с целью содействия успешной социализации каждого ребёнка как субъекта деятельности в обществе.

Литература:

1. Ачитаева И.Б. Деструктивные взаимоотношения в учебных группах образовательных учреждений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2010. 25 с.

2. Бязырова А.Т., Гадзиев А.А, Психолого-педагогические условия профилактики школьного буллинга. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-8. С. 105-111.

3. Волкова И.В. Характеристика подросткового буллинга и его определение. Вестник Мининского университета. 2016. № 2 (15). С. 26.

4. Гришина Т.Г. Исследование буллинга среди школьников: обзор зарубежных исследований. Современная прикладная психология: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 т. / под ред. Т.Н. Мельникова, Н.Т. Колесник. Т. 2. М.: ИИУ МГОУ, 2017. С. 14-17.

5. Джимерсон С.Р. и др. Справочник по вопросам школьного насилия и школьной безопасности: международное исследование и практика. Нью-Йорк, 2012.

6. Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? Современная зарубежная психология, 2015. т. 4. № 4. С. 5-10.

7. Корзун С.А., Страпко О.В. Буллинг как форма проявления агрессии в подростковом возрасте. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № 8. С. 107-111.

8. Костенко Е.С., Бакунович С.Ю. Психологические предпосылки буллинга. Лучшая студенческая статья 2017. 2017. С. 283-285

9. Кривцова С.В., Белевич А.А., Шапкина А.Н. Школьный буллинг: об опыте исследований распространенности буллинга в школах Германии, Австрии, России. Образовательная политика. 2016. Т. 3. № 73. С. 2-25.

10. Нестерова А.А. Психологические особенности детей, склонных к виктимности в ситуации школьной травли. Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2015. № 5.

C. 277-285.

11. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. ТГПУ. № 6 (18). С. 151-154.

12. Психолого-педагогические и социальные модели профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. С. 5-86.

13. Селифанова А.И., Мартиросян Л.А., Захарова О.В., Абдулина Е.К. Буллинг в подростковой среде. В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2017. С. 104-105.

14. Шалагинова К.С. Игры и упражнения для профилактики буллинга в подростковом возрасте. Справочник педагога-психолога. Школа. - 2016,№12. С. 56-66.

15. Anderson C.A., Bushman B.J. «Human Aggression». Annual Review of Psychology. 2002.

16. Arora C. M.J. Measuring bullying with the life in School checklist Patoral Care in Education. 1994.

17. Dussich J.P., Maekoya C. «Physical child harm and bullying-related behaviors: A comparative study in Japan, South Africa, and the United States. International journal of offender therapy and comparative criminology, 2007.

18. Kasper H., Heinzelmann-Arnold I. Schьlermobbing - tun wir was dagegen! Smob-Fragebogen mit Anleitung und Auswertungshilfe. Klasse 5-13. Lichtenau: AOL-Verlag, 2010. 48 p.

19. Lee C. Exploring Teacher's Definitions of Bullying Emotional and Behavioural Difficulties, 2006.

20. Olweus D.Bullying at school : what we know and what we can do. -Oxford: Blackwell Publishers, 1994.

21. Olweus D. Bullying in schools what we know and what we can do. Oxford, UK: Blackwell, 1993. 140 p.

22. Pecjak S., Pirc T. Bullying and perceived school climate: Victims' and bullies' perspective. Studia psychological. 2017. Vol. 59 (1). P. 22-33.

23. Roland E. Bullying: the Skandinavian research tradition. В Bullying in schools, creator: Lane D.A. Tattum

D.P.,. Stroke-on-Tent: Trentham, 1989.

24. Salmivalli C., Nieminen N. Proactive and Reactive Aggression Among School Bullies,Victims, and Bully-Victims. Aggressive behavior. 2002.

25. Schneder S.K., O'Donnell L., Stueve L., Coulter R.W. «Cyberbullying, school bullying and psychological d istress: a regional census of high school students». American journal of public health. 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.