Буллинг в современной образовательной среде Bullying in modern school environment
Власова Маргарита Андреевна
Студент 2 курса, ф-т теплоэнергетика и теплотехника, Казанский Государственный Энергетический Университет,
РФ, г.Казань e-mail: VlasovaRita1999@gmail. com
Vlasova Margarita Andreevna
2rdyear student, faculty of Heat and Power Engineering, Kazan State Power Engineering University,
Russia, Kazan e-mail: [email protected]
Научный руководитель Шакирова Динара Марселевна
Кандидат социологических наук, Казанский Государственный Энергетический Университет,
РФ, г.Казань e-mail: [email protected]
Scientific adviser Shakirova Dinara Marselevna
Candidate of Sociological Sciences, Kazan State Power Engineering University,
Russia, Kazan e-mail: [email protected]
Аннотация.
Рассматривается проявление психологического насилия в школьном коллективе. В работе рассмотрены основные признаки буллинга, а также его причины и последствия, классификация ролей данного явления, меры профилактики и борьбы.
Annotation.
The manifestation of psychological violence in the school team is considered. The paper discusses the main signs of bullying, as well as its causes and consequences, the classification of the roles of this phenomenon, prevention and control measures.
Ключевые слова: буллинг, травля, конфликт, школьная среда, насилие, подростки.
Key words: bullying, harassment, conflict, school environment, violence, adolescents.
С каждым годом случаи травли между обучающимися в образовательных учреждениях становятся частым явлением. Школьное насилие - это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам. Явные проявления насилия могут быть направлены не только против отдельных лиц, вызывающих к себе повышенный интерес окружающих, но и целой группы [1].
Норвежский психолог Д. Ольвеус, много лет работая над этой темой, в 1993г. опубликовал ставшее общепринятым определение травли в среде детей и подростков: буллинг (травля) — это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы [2].
На данный момент различают два типа буллинга [8]:
• Прямой. Может проявляться в двух видах: физическом и вербальном. Включает в себя избиение, порчу вещей ребенка, обзывания, оскорбления, вымогательство денег. Такой тип буллинга встречается чаще среди детей младшего школьного возраста.
• Косвенный. Больше распространен среди подростков, т.е. учеников средней и старшей школы. Для него характерны сплетни, заговоры, бойкотирование, игнорирование, запугивание. Мотивами являются: зависть, месть, чувство неприязни, борьба за власть в группе, самоутверждение.
С появлением современных технологий, сети интернет, социальных сетей, электронной почты -конфликты среди школьников участились, т.к. появился новый вид травли - «кибербуллинг» [9].
Выделяют несколько общих признаков, характерных для всех видов и форм буллинга:
- Периодичность и неоднократность. Обидчик может навредить жертве не один раз, а значит может быть для нее опасен и в будущем. Чувствуя, что жертва не способна сопротивляться и не имеет способности к защите, травля будет иметь периодический характер.
- Преднамеренность действий. Буллинг не представляет из себя случайные или непреднамеренные акты агрессии, он отличается стремлением обидчика как можно больше навредить жертве, будь то унижение, клевета или нападки. Главным итогом будет самоутверждение от проделанных действий.
- Злоупотребление силой или влиянием. От других видов агрессивного поведения буллинг отличается злоупотреблением силой, когда обидчик для причинения вреда жертве, использует свое фактическое или кажущееся превосходство [4].
- Причинение вреда. Буллинг представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации
[5].
Почему же ребенок может стать жертвой буллинга? Наиболее распространенными социальными факторами проявления травли в образовательной среде среди подростков являются:
- Личные проблемы (неуверенность в своих достоинствах и силах, низкая самооценка, завышение требований к себе, тревога и напряжение в общении со сверстниками, повышенная конфликтность, сниженное чувство самосохранения).
- Семейное неблагополучие (низкий социально-экономический статус, изменения в семье (смена родителя), внутрисемейные конфликты, гиперопека, семейное и сексуальное насилие, низкий уровень воспитания).
- Отсутствие контроля поведения обучающихся со стороны школьного персонала, нежелание вмешиваться в разборки школьников, завышенные требования к успеваемости подростка.
- Частые конфликты в школьном или классном коллективе (наличие в классе признанного «лидера», конфликт между обучающимися, провокационное поведение учителей, низкий статус в глазах педагога).
- Трансляция насилия в СМИ и социальных сетях, повышенный интерес к программам, кино, компьютерным играм с актами смерти, оружия, социального отвержения.
- Физические недостатки и особенности внешности (вес тела, цвет волос, оттопыренные уши , нарушение речи, заикание и т.д.).
Именно эти факторы признаются наиболее сильными катализаторами жестоких отношений в образовательной среде. Можно сделать вывод, что буллинг является формой деструктивного межличностного взаимодействия, включающего в себя множество типов агрессивного поведения [6]. На этом основании, составим психологический портрет участников буллинга в школе:
«Агрессорам» свойственна самоуверенность, успешность, импульсивность, раздражительность, потребность в доминировании и эмпатии, такие люди четко структурируют круг комфортного общения, где они авторитетны и их признают. Часто характеризуются тем, что воспитываются в неполных или неблагополучных семьях.
К категории агрессоров относится класс «последователей», категория подростков, которая действует по приказу наиболее сильного и обладающего авторитетом для них. Отличаются неуверенностью, трусостью, асоциальным поведением. Дружбу с агрессором они воспринимают как шанс приобрести влияние в классе.
Критериями «жертвы» являются: замкнутость, низкая самооценка, отсутствие друзей, недовольство собой и окружающими, тревожность, чувствительность, пугливость, агрессивность. Такие дети часто бывают с необычной внешностью, новички в классе, или те, кого педагоги ставят в пример.
Рассмотрим категорию «свидетелей» и «защитников» - в этой категории находятся и дети, и окружающие взрослые, школьный персонал. Свидетели, в отличии от защитников, просто наблюдают со стороны, не желая вмешиваться в конфликт, в то время как вторые активно «борются за справедливость».
Что же делать, для того, чтобы явление буллинга реже встречалось в образовательной среде? Истреблять данное явление важно, так как травля влечет за собой не только психологические и социальные последствия (тревожность, раздражительность, замкнутость, низкая самооценка), но и соматические (головные боли, нарушение сна, потеря аппетита). Анализ публикаций по данной проблеме позволяет сформулировать следующие профилактические направления:
- Организация разнообразной, активной досуговой деятельности подростков;
- Работа с родителями подростков, оказание психологической помощи семьям, имеющим низкий педагогический статус;
- Качественная профориентация;
- Выявление и коррекция психологических причин конфликтов подростков с родителями [7].
Несмотря на то, что эта проблема достаточно нова для российских образовательных учреждений,
используя международный опыт можно не только бороться с проявлениями буллинга в коллективе, но и предотвращать его появление еще на стадии зарождения конфликта.
Список используемой литературы:
1. Быковская Е. Ф. Педагогическое насилие: теория и практика // Философия образования. 2006. № 1. С. 221-229.
2. Olweus D. Bullying at school: What we know what we can do. N.Y.: Wiley-Black -well, 1993a.
3. Шакирова Д.М. Конфликтные отношения как вид деструктивного взаимодействия в школьной среде. // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 4. - С. 345-348.
4. Salmivalli C., Nieminen N. Proactive and Reactive Aggression Among School Bullies Victims,and Bully-Victims // Aggressive behaviour , № 28 (2002): 30-44.
5. Лейн Д.А., Миллер Д.А., Лейн Э. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия. Санкт-Петербург: Питер, 2001.
6. Коин. И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? / И.С. Кон
7. Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92.
8. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Р-н / Д: Феникс. - 2006. - 160 с
9. Шакирова Д.М. Кибербуллинг в школьной среде. // Социология и право. - 2018. - № 4 (42). - С. 8186.