8. Meny Y., Surel Y. Populismo e Democrazia Bologna: 11 Muli-no. - 2001,- p.34
9. Canovan M. Op.cit,, p.8
10. Ardili B. Populism as a spectre of democracy: a response to Canovan//Political Studies. - vol.52.-N.l - 2004. -p. 135
11. Uht. no: Canovan M. Op.cit., p. 12
12. MostovJ., The use and abuse of history in Eastern Europe: a challenge for the 1990s.// Constellations. - vol.4. - N.3 -1998. -p. 376.
13. Mudde C. In the name of the peasantry, the proletariat, and the people: populisms in Eastern Europe // Democracies and the populistchallenge ( Mirny Y., e.a.), Basingstoke, Palgrave, 2002, p. 218
14. Fine R- Benign nationalism? The limits of the civic ideal // People, Nation, and State. The Meaning of Ethnicity and Nationalism (Mortimer E., ed., with Fine R.) - London: IB Tauris. - 1999. -p.149.
15HabermasJ,The European nation-state - its achievements and its limits, on the past and the future of sovereignly and citizenship,// Mapping the Nation. (Balakrishnan, G. ed.). - London: Verso, 1996. - p.281.
16. Habermas J. Why Europe needs a Constitution New Left Review. — N.5. - 2001. - p.II
МУСАЕВ Идрис Мусаевич, кандидат исторических наук, стажер кафедры политологии, директор негосударственного общеобразовательного учреждения «Гулливер».
Дата поступления статьи в редакцию: 03.07.06 г. © Мусаев И.М.
УДК 301. 085 - 053 7 В-ф> ГЛУХОВА
Омский государственный колледж профессиональных технологий
ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ МОЛОДЕЖИ_
В статье рассматривается проблема тендерных различий в ценностных ориентациях молодежи в процессе социализации личности; определяется характеристика системы ценностных ориентаций и её функциональное значение, влияющее на формирование ценностных предпочтений; приводятся данные исследования сравнительной характеристики тендерных различий в ценностных ориентациях студентов — юношей и девушек.
Проблема тендера в настоящее время занимает одно из ведущих мест в научных исследованиях как зарубежных, так и отечественных психологов. Веками утверждаемая система полоролевых представлений требовала половой адекватности поведения мужчин и женщин, предопределенной природой. И если в психологии пола «женские и мужские роли молчаливо признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию» [5, с.262], то в тендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации «акцент делается на иерархичность ролей, статусов, позиций мужчин и женщин» [7, с.29]. Таким образом, пол указывает на биологический статус человека, говоря о том, кем является данный человек - мужчиной или женщиной, а тендер указывает на социально-психологический статус человека, с точки зрения «маскулинности» или «фемининности». И тем не менее быть женщиной еще не значит автоматически обладать фемининными характеристиками, точно так же и принадлежность к мужскому полу не тождественна маскулинности [6, с. 167]. Но если у одного итого же индивида присутствуют и маскулинные, и фемининные характеристики, то имеет место так называемая «андрогиния» греч. андро — «мужской», гин — «женский») [6, с. 196], причем «сочетание в результате социализации смешанных андрогинных черт способствует более успешному усвоению тендерной идентичности» [2, с. 122].
Проблема тендерных различий в ценностных ориентациях молодежи, на наш взгляд, в настоящее
время имеет серьезное значение, так как ценностные ориентации не только направляют и регулируют, но и подкрепляют, мотивируют действия человека [3]. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. В свою очередь «смысловые представления играют определенную роль в организации системы ценностных ориентаций» [1, с.232]. Важнейшей характеристикой системы ценностных ориентаций являются принципы иерархии ценностей и много-уровневость. «Принятие личностью ценностей автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии» [9, с.30]. В то же время «система ценностных ориентаций личности, занимая промежуточное положение между моти-вационно — потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов общей системы «человек» [9, с.31 ].
Такой «двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к
достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в его личностную структуру» [8, с. 137]. Конкретные характерис тики и закономерности процесса формирования системы ценностных ориентации личности определяются «действием различных внутренних и внешних факторов: уровнем развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы, особенностями социальной среды, характером и формой психологического воздействия, спецификой нарушений психической деятельности. Указанные действующие факторы, которые могут быть общими или различными для каждого отдельного человека, составляют в совокупности фон, на котором реализуется та или иная деятельность. При этом описанные факторы оказывают влияние как непосредственно на особенности системы ценностных ориентации, так и на характер формирующих ее процессов, воздействуя на выбор психологических механизмов их реализации» [9, с.84].
Кроме того, ценности личности служат эталоном в процессе оценки личностью явлений, предметов окружающей действительности, поступков других людей, общественных гроцессов и собственных поступков. Ценностная ориентация, выражая внутренний мир личности, выполняет организующую, направляющую, регулирующую поведение индивида роль, Она предписывает человеку определенные нормы, принципы поведения, соответствующие тому социальному окружению, в которо м протекает его деятельность.
Наиболее сензитивным периодом формирования ценностных ориентации личности является юношеский возраст, имеющий значительное психологическое своеобразие. Главным приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, которое является важным, радостным и волнующим событием. Открытие своего внутреннего мира вызывает у юношей и девушек много тревожных переживаний в связи с неопределенностью, расплывчатостью юношеского «Я» и может явиться источником многих конфликтов юношеского возраста, вызванных необходимостью самоопределения личности. Именно в данном возрасте у молодых людей возникает потребность разобраться и в окружающем мире, и в самих себе. Поэтому характерной особенностью данного возраста является поиск смысла жизни вообще и своей жизни в частности. Это как бы расширяет ту среду, в которой реально живет молодойчеловек: его мировоззрение выступает и как типическая особенность, и как фактор, который оказывает решающее влияние на все психическое развитие личности, и как условие, определяющее развитие познавательной деятельности, самопознания, самовоспитания и направленность личности.
В силу вышесказанного, на наш взгляд, интерес представляет изучение направленности формирования ценностных ориентаций юношей и девушек в процессе их социализации в русле тендерного подхода к данной проблеме. И потому как ценностные ориентации являются важнейшей характеристикой личности, нас заинтересовал вопрос: будут ли ценностные ориентации юношей отличаться от ценностных ориентаций девушек, находящихся в равных социальных условиях, и будет ли выражено различие ценностных ориентаций у молодых людей с ярко выраженными «фемининными» и «маскулинными» характеристиками?
Занимаясь данной проблемой, мы провели исследования и анализ сравнительной характеристики
тендерных различий в ценностных ориентациях студентов двух учебных заведений: юношей третьего курса Омского государственного колледжа профессиональных технологий, обучающихся по профессии автослесарь, которая является чисто мужской и предполагает наличие у испытуемых «маскулинных» характеристик: девушек третьего курса Омского профессионально-технического училища №9, обучающихся по профессии «портной», которая является женской про фессией и предполагает наличие у испытуемых «фемининных» характеристик. Всего н исследовании приняли участие 100 человек -■ 50 юношей и 50 девушек, средний возраст 1 / \ -т.
Основным методом исследования явился метод | тестирования с исп льзованием двух методик: 1) методика «Анкета полокых ролей Бем» [4, с.201 ], которая позг; лила определить тендерные роли испытуемых на основе показателей «фемининности» и «маскулинности» и определить тип личности: маскулинный, фемининный, андрогинный. Каждый опрашиваемый ответил на шестьдесят предложенных вопросов, по семибалльной шкале, В результате объединения всех собранных данных были подсчитаны два срединных показателя медианы — один для показателя «фемининности», другой для показателя «маскулинности». Затем все показатели были сведены в таблицы и подвергнуты двойной статистической обработке с целью исключения вероятности возможной ошибки и были выведены результаты исследования; 2) тест смысложизненных ориентаций (СЖО), созданный на базе теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, разработанного на основе теории стремления к смыслу и логотера-пии В.франкла, в отечественной версии адаптирована Д.А. Леонтьевым [4], позволивший определить смысл жизни и цели жизни молодежи, реальную оценку молодыми людьми своих возможностей. Данная методика представляет собой 20 симметричных шкал-вопросов, состоящих из пары целостных альтернативных предложений с одинаковым началом. Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) и пять субшкал, отражающих три конкретные смысло-жизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:
— субшкала 1 (цели в жизни) — характеризует наличие или отсутствие у испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу;
— субшкала 2 (процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни) — показатель восприятия испытуемым процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного, наполненного смыслом;
— субшкала 3 (результативность жизни или удовлетворенность самореализацией) — отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмыслена была прожитая ее часть;
— субшкала 4 (локус контроля — Я, Я — хозяин жизни) - отражает представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле:
— суОшкала 5 (локус киН1роли — жизнь или управляемость жизни) — показатель убежденности в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Опрашиваемые выбирали в предложенных им 20 парах противоположных утверждений то утверждение, которое наиболее соответствовало их представлениям, и отмечали их одной из цифр (1,2,3) в зависимости от того, насколько они были уверены в своем выборе (или 0, если оба утверждения считали верными). После подсчета баллов результаты были сгруппированы в пять шкал: «Цели», «Процесс», «Результат», «Локус контроля «Я», и «Локус контроля «Жизнь». В результате математических расчетов каждый опрашиваемый получил определенное количество баллов по каждой из пяти шкал. Далее эти результаты также были подвергнуты двойной статистической обработке с целью определения уровня их статистической значимости.
Анализ исследования тендерных различий, полученных методом тестирования тендерных ролей по методике «Анкета половых ролей Бем», позволяет нам говорить о том, что выборочные средние показатели фемининности и маскулинности юношей и девушек достоверно отличаются друг от друга. В соответствии с вероятностью допустимой ошибки (0,05) ^критерий Стьюдента должен быть не менее 2,02. В нашем исследовании он оказался по фемининности — 2,17; по маскулинности — 5,64. Следовательно, предварительные показатели достоверно отличаются друг от друга.
На основании этого, сравнивая вышеприведенные данные, полученные на основе методики Сандры Бем, мы можем заключить следующее:
— исследуемую группу юношей, имеющую несколько заниженный показатель фемининности (77,15 против 80,0) и несколько повышенный показатель маскулинности (117,0 против 116,0) можно отнести к маскулинному половому типу — МП;
— исследуемую группу девушек, имеющую относительно низкий показатель фемининности (77,15 против 80,0) и несколько повышенный показатель маскулинности (107,15 против 106,0), можно отнести к маскулинному половому типу — МП. Данные показатели свидетельствуют об отсутствии ярко выраженной фемининной и маскулинной характеристики как у юношей, так и у девушек.
По нашему мнению, эти данные с полной ответственностью можно интерпретировать только со статистически достоверными данными, полученными при исследовании смысложизненных ориентаций по единственной шкале «Локус контроля «Я». По-видимому, кризисный период развития российского общества накладывает соответствующий отпечаток на взгляды девушек на смысл жизни и цели жизни, на реальную оценку себя и своих возможностей. Неуверенность в завтрашнем дне и необходимость надеяться только на собственные силы может быть причиной их принадлежности к маскулинному половому типу.
Показатели тендерной роли юношей, граничащие со срединными показателями принадлежности к «фемининному» и «маскулинному» типу, могут свидетельствовать о некоторой неопределенности в жизни, желании уйти от мыслей о завтрашнем дне, что подтверждается статистически достоверными данными исследования смысложизненных ориентаций.
Так, по шкале «Процесс жизни» показатель уровня ценностных ориентаций у девушек выше, чем у юношей. Это может говорить о том, что девушки воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный
смыслом. Показатели исследования по шкале «Локус контроля «Я» могут свидетельствовать о том, что девушки более уверены в своих силах, чем юноши. Показатели исследования по шкале «Локус контроля «жизнь» говорят о том, что юноши не всегда могут быть уверены в своих силах и не всегда могут контролировать свои поступки, в то время как показатели тестирования девушек могут говорить о серьезном отношении к жизни и сформировавшемся мировоззрении. В таких оценочных шкалах, как «Цели» и «Результат» средние показатели как у юношей, так и у девушек оказались ниже критериальных значений, что может быть результатом колебания молодежи в выборе вариантов ответов.
Наличие средних показателей ниже критериальных значений в целом может свидетельствовать о том, что на такие сложные мировоззренческие вопросы, как смысл жизни, цели жизни, оценка самого себя как личности и т.п. учащиеся не могут дать системных ответов, которые свидетельствуют о том, что эти вопросы не являются предметом их личных раздумий. Об этом же свидетельствует и то, что целый ряд средних значений не является статистически достоверным. Причиной этого может быть как раз то, что учащиеся колеблются в выборе вариантов ответов.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что, в процессе социализации как юноши, так и девушки приобретают смешанные андрогинные черты (сочетание как традиционно мужских, так и традиционно женских качеств) и ценностные ориентации юношей отличаются от ценностных ориентаций девушек. Ценностные ориентации юношей носят менее творческий характер, поскольку юноши обучаются в колледже по специальности «автомеханик», им предстоит работать в основном с применением физической силы и потому исследуемые вопросы их мало волнуют.
Что касается качества ценностных ориентаций девушек, то профессия «портной», которой они обучаются, обязывает использовать творческий подход, что, в свою очередь, может повлечь дальнейшее развитие профессионального мастерства, а, значит, качественное изменение ценностных ориентаций.
Однако с целью подтверждения вышесказанного было бы целесообразно провести исследования в динамике с использованием большего количества методов, направленных на изучение тендерных особенностей формирования системы ценностных ориентаций юношей и девушек в процессе их социализации в следующих типах системы ценностных предпочтений: «ценности адаптации, отражающие направленность на устранение тревоги по поводу физической и экономической безопасности; ценности социализации, обусловленные ориентацией на других людей; ценности индивидуализации, соответствующие направленности на личностный рост и развитие» [9, с. 137].
Кроме того, принятие позиции, что биологический пол не является обязательным к исполнению тех или иных социальных ролей и соответственного им поведения, может позволить юношам и девушкам, мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества и самореализации личности.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А. Философско-психоло-гическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения / К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский. -М., Наука, 1989. - 248 с.
2. Костикова ИВ Введение в тендерные исследования: Учеб. пособие для студентов вузов /И.В. Костикова и др; - М.: Аспект Пресс, 2005 - 255 с.
3. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности / А.И. Донцов // Советская педология. - 1974. - №5. - С. 67-76.
4. Изучение ценностно-смысловой ориентации. Методические рекомендации /Сост. MC. Яницкий. -- Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. -38с.
5. Коннелл Р. Современные подходы /Под ред. Здраво-мысловой Е.А., Темкиной A.A. //Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Здравомысловой Е.А, Темкиной A.A. -СПб.:«Дмитрий Буланин», 2000,- С. 200-283.
6. Пайнс Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. — СПБ : Издательство «Питер», 2000 -528с.
7. Практикум по тендерной психологии/Под ред. И.С. Кле-циной. - СПб.: Питер, 2003,- 460с.
8. Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы /Ю.А. Шеркнвин //Психол. журн. - 1982. -Т.З. - №5 - С. 135-145.
9. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система /М.С Яницкий. — Кеме. ово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204с.
ГЛУХОВА Валентина Фёдоровна, преподаватель.
Дата поступления статьи в редакцию: 21.06.06 г. <и Глухова В.Ф.
Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)
Будущий поэт родился в Вологодской области. В годы Великой Отечественной войны потерял родителей и двух сестер. С 1943 г Р. воспитывался в детдоме в с. Никольском. Получал за учёбу грамоты, подарки. Но приносило страдание страшное одиночество. На всю жизнь осталось яркое, незабыпаемое воспоминание — одна воспитательница ласково погладила его по голове. В 1950 г. поступил в Тотемский лесотехнический техникум. Получив паспорт, устроился в Архангельске подручным кочегара на тральщике. Начал писать стихи. В 1955 г. приехал в Ленинград. Отсюда был призван на военную службу во флот. Во время военной службы в Североморске (1955-1956) стал печататься в газете «На страже Заполярья» и альманахе «Полярное сияние». В 1960 г. он, работая на Кировском заводе в Ленинграде, начал заниматься в литобъединении «Нарвская застава». В 1961 г., когда вышел коллективный сборник «Первая плавка», где были помещены и его стихи, стал более уверенно выступать в аудиториях, домах культуры, общежитиях. Но образ жизни вел беспорядочный, богемный. В 1962 г. с помощью поэта Б. Тайгина выпустил свою первую машинописную книжку «Волны и скалы». Дружил с Глебом Горбовским. В августе 1962 г. сдал вступительные экзамены в московский литературный институт им. А. М. Горького. В зти годы сблизился с такими поэтами, как Владимир Соколов, Станислав Куняев, Анатолий Передреев. К Рубцову приходят и подлинное мастерство, и оригинальность. В 1963-1964 гг. создал такие поэтические жемчужины, как «Тихая моя родина...», «Звезда полей», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» и др. Дипломной работой Рубцова в Литинституте стала знаменитая впоследствии книга «Звезда полей» (1967).
В те годы начинались жаркие споры о «деревенской» и «городской» поэзии, о лирике «тихой» и «громкой». Рубцова, с его негромким поэтическим голосом и проникновенными одухотворенными пейзажными мотивами, быстро и без особых объяснений критика причислила к «деревенщикам», хотя деревни и деревенской жизни он не знал, а был, скорее, человеком городским, даже люмпеном. Но что-то прорастало в его стихи из обрубленных и физической памятью, казалось бы, забытых его семейных крестьянских корней. Именно оттуда у него такая нежная, преданная и неизбывная любовь к тому Есенину, который был певцом русского поля, реки и неба, Рубцов, не подражая Есенину, всей своей поэтической душой ласкал Русскую землю. Такого восторженно-тихого взгляда русская природа после Есенина уже не чувствовала на себе. То был поистине прощальный поцелуй русской Музы — тихий и горестный, но не надрывный, как часто бывало у Есенина Да и самый ритм стиха у Рубцова всегда приглушен, размыт, словно все ударные звуки куда-то исчезли, уступив место плавной и тихой мелодии, струящейся, как вода, меж редко расставленных слов:
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!»
(«Ночь на родине»).
Судьба поэта сложилась так, что он почти всю жизнь, не имея угла, скитался по стране, от села к селу, от деревни к хутору, просясь на ночлег, а то и располагаясь в стоге сена где-нибудь в поле под звездами. Самые основы рубцовского эмоционального, интеллектуального и поэтического мира пронизывала почти не затихающая и очень редко уходившая из его стихов боль — то была, помимо, так сказать, «всемирной», «антологической», еще и боль личного сиротства, он был из «подранков», оставленных своим безжалостным временем. Но Рубцов неизменно противопоставлял этому трагедийному ощущению внутреннюю мужественность своей души, которая подкреплялась выношенным убеждением в прочности и даже логически необъяснимой, но интуитивно угадываемой неколебимостью русской национальной тверди. Именно этим объясняется его постоянный и все углублявшийся интерес к истории страны («Видение на холме». «О Московском Кремле» и др.). Рубцовская деревня — это широкое понятие: оно лишено, как правило, топографической при-крепленности, она — Родина-мать в глубинном и возвышенном значении этого слова. Рубцов-сирота признал матерью всю свою родную землю, со всеми ее, по его выражению, «окрестностями»— деревенскими и городскими в равной мере.
Рубцов в момент ссоры был убит близкой ему женщиной. Слава шла за ним медленно и благословила его уже после смерти. В 1985 г в Тотьме был открыт памятник поэту.
России имена