Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
564
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ / ДИСГАРМОНИЧНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL VALUES / LIFE SPHERES / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF EDUCATORS / DISHARMONY OF VALUE ORIENTATIONS / STATISTICAL DATA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Репринцева Галина Анатольевна

Научный интерес к проблеме ценностных ориентаций личности и социальных групп не ослабевает. В рамках исследования профессионально-значимых личностных особенностей педагогов и студентов педагогических вузов накапливаются теоретические и эмпирические данные, обновление которых особенно актуально в эпоху перемен. Ценностные ориентации педагога детерминированы его субъективным восприятием социально-экономических условий жизнедеятельности; в свою очередь ценностные ориентации определяют отношение к педагога к профессиональной деятельности и характер профессионально-педагогических ценностей (их действенность или декларативность). В статье приводятся результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций педагогов с использованием методики И.Г. Сенина «Опросник терминальных ценностей» (объем выборки - 107 респондентов, женщины, возраст от 23 до 70 лет), описываются уровневые и структурные характеристики терминальных ценностей педагогов. Показано, что для педагогов всех возрастных групп типичны высокие и средние уровни значимости терминальных ценностей и сфер жизнедеятельности, ценности «высокое материальное положение» и «достижения» занимают высшие уровни в иерархии ценностей, в то время как ценности, соотносимые с творческой индивидуальностью педагога («креативность», «развитие себя» и «духовное удовлетворение»), идеально укладываются в нормальное распределение указанных параметров недифференцированной по признаку профессиональной принадлежности женской выборки. Выявлено, что для 70 % педагогов характерно превышение уровня значимости ценности «высокое материальное положение» над «духовным удовлетворением», что становится фактором риска профессиональных деформаций; дисгармоничность ценностных ориентаций проявляется в устойчивом доминирующем уровне значимости ценности «высокое материальное положение» при слабой её корреляции со сферами самореализации педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHERS' VALUE BEARINGS

The scientific interest in the problem of individuals' value bearings and social groups is still strong. Theoretical and empirical data are accumulating as the result of the study teachers and students at pedagogical universities professionally-relevant personal characteristics, and updating these data is especially relevant in an era of constant changes. The teacher’s value bearings are determined by the teacher’s subjective perception of the socio-economic life conditions; and the value bearings determine teachers' attitude to professional activities and the nature of professional and pedagogical values (their effectiveness or declarativity). The results of the teacher's value bearings empirical study were presented in this paper. The study was conducted by using the methodology of I.G. Senin “Terminal Values Questionnaire” (sample group - 107 respondents, women, age from 23 to 70), which describes the level-sensitive and structural characteristics of the teacher's terminal values. It is shown that for teachers of all age groups distinctive high and medium levels of terminal values significance and vital factors, high financial position, and achievements values which take place at the top of the values hierarchy. And values that correlated with the creative personality of the teacher (creativity, self-development and spiritual satisfaction) fit perfectly into the normal distribution of these parameters of this female sample group that is undifferentiated on professional affiliation. It was revealed that for 70 % of teachers high material affluence is surpass the spiritual gratification, which leads to a risk of professional deformations. Value bearings disharmony appears as a stable dominant value bearings level such as high material affluence with a weak correlation of teachers' self-realization areas.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 17PSMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Репринцева Г.А. Особенности ценностных ориентаций педагогов // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Reprintseva G.A. (2020). Features of teachers' value bearings. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN320.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.81.21

Репринцева Галина Анатольевна

ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», Белгород, Россия

Доцент кафедры «Психологии и дефектологии», доцент кафедры «Менеджмента общего и профессионального образования»

Кандидат психологических наук E-mail: reprinceva_ga@beliro.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=651155

Особенности ценностных ориентаций педагогов

Аннотация. Научный интерес к проблеме ценностных ориентаций личности и социальных групп не ослабевает. В рамках исследования профессионально-значимых личностных особенностей педагогов и студентов педагогических вузов накапливаются теоретические и эмпирические данные, обновление которых особенно актуально в эпоху перемен. Ценностные ориентации педагога детерминированы его субъективным восприятием социально-экономических условий жизнедеятельности; в свою очередь ценностные ориентации определяют отношение к педагога к профессиональной деятельности и характер профессионально-педагогических ценностей (их действенность или декларативность). В статье приводятся результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций педагогов с использованием методики И.Г. Сенина «Опросник терминальных ценностей» (объем выборки - 107 респондентов, женщины, возраст от 23 до 70 лет), описываются уровневые и структурные характеристики терминальных ценностей педагогов. Показано, что для педагогов всех возрастных групп типичны высокие и средние уровни значимости терминальных ценностей и сфер жизнедеятельности, ценности «высокое материальное положение» и «достижения» занимают высшие уровни в иерархии ценностей, в то время как ценности, соотносимые с творческой индивидуальностью педагога («креативность», «развитие себя» и «духовное удовлетворение»), идеально укладываются в нормальное распределение указанных параметров недифференцированной по признаку профессиональной принадлежности женской выборки. Выявлено, что для 70 % педагогов характерно превышение уровня значимости ценности «высокое материальное положение» над «духовным удовлетворением», что становится фактором риска профессиональных деформаций; дисгармоничность ценностных ориентаций проявляется в устойчивом доминирующем уровне значимости ценности «высокое материальное положение» при слабой её корреляции со сферами самореализации педагогов.

Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; терминальные ценности; сферы жизнедеятельности; психологические особенности педагогов; дисгармоничность ценностных ориентаций; статистические данные

https:// mir-nauki. com

Введение

Ценностные ориентации как ведущий компонент направленности личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов, M. Rokeach и др.) неизменно вызывают интерес исследователей в контексте воспитания, развития личности и становления профессионала [1; 2]. Ценности, ценностные отношения исследуются специалистами в области философии и психологии личности, социальной психологии и акмеологии. Изучение педагогической деятельности и личностных особенностей педагогов также включает разработку проблемы ценностей, ценностных ориентаций специалистов [3-12 и др.]. Можно выделить два направления эмпирических исследований ценностных ориентаций педагогов. С одной стороны, ведется работа по изучению системы ценностей будущих педагогов (студентов педагогических вузов) в контексте моделей подготовки специалистов образовательной сферы [13-15]; с другой стороны, изучаются ценности педагогов-практиков [5; 7-12; 16-18 и др.]. Анализ ценностных ориентаций личности дает возможность «уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе общества, его морали, идеологии, культуре, в особенностях классового и социально-группового сознания той среды, в которой формировалась социальная индивидуальность и где протекает повседневная жизнедеятельность человека» [1, с. 27].

Исследования педагогических и жизненных ценностей работников сферы образования объединяет идея единства гуманистических ценностей и смысла педагогической деятельности [3-6 и др.], что отражается в моделях личности педагога, в ожидаемых личностных характеристиках и прогнозируемых ценностных предпочтениях. В условиях развивающегося общества меняются профессиональные задачи педагогических работников, изменяется социально-экономическая ситуация, соответственно, происходит изменение модели педагогического труда, условий осуществления профессиональной деятельности воспитателей, учителей, преподавателей и других специалистов сферы образования [4-6; 8-10; 12-14; 16 и др.]. Обсуждая профессиональные и жизненные ценности педагогов, исследователи отмечают важность ориентации на самообразование и саморазвитие, высокую ценность гуманистических социальных установок и духовных ценностей. В качестве ядра ценностно-мотивационной сферы педагога понимается гуманистическая направленность, включающая описанный набор ценностей [3; 6; 10 и др.]; одновременно авторы указывают на несовпадение идеальной модели и реальной практики [4-7 и др.].

Чтобы преодолеть тенденцию идеализации образа учителя и педагогического труда [3, а 31], необходимо больше внимания уделять социально-психологическим исследованиям, результаты которых могут быть использованы при принятии управленческих решений в сфере образования или при проектировании программ повышения квалификации педагогических работников. Выявление специфики ценностных ориентаций педагогов и составляет цель данной работы.

Для изучения ценностных ориентаций педагогов (ценностей - целей) была использована методика И.Г. Сенина «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» [2]. Под терминальной ценностью понимается убеждение индивида в преимуществах определенных жизненных целей по сравнению с другими, а значимость различных жизненных сфер определяется тем, что они в разной степени способствуют реализации терминальных ценностей личности. Методика И.Г. Сенина позволяет диагностировать выраженность следующих жизненных ценностей личности: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение

Методы

собственной индивидуальности; кроме того эта методика позволяет определить степень значимости для личности различных жизненных сфер (профессиональной, семейной, общественной, сферы обучения и образования, сферы увлечений).

Исследование проводилось в 2018-2019 учебном году на базе ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»; выборка составила 107 человек - женщины-педагоги школ Белгородской области (возраст - от 23 до 70 лет, стаж педагогической работы -от 2 до 43 лет). Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета STATISTIKA 5.0.

Результаты

Основные статистические данные по исследуемой выборке педагогов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Терминальные ценности и сферы жизнедеятельности педагогов (женская выборка, методика «ОТеЦ» И.Г. Сенина, сырые баллы)

M Min Max SD

Собственный престиж 31,73 19,00 48,00 5,87

Высокое материальное положение 34,97 19,00 50,00 6,55

Креативность 32,54 18,00 45,00 5,09

Активные социальные контакты 33,61 22,00 46,00 5,35

Развитие себя 34,13 23,00 48,00 5,00

Достижения 33,54 22,00 47,00 5,20

Духовное удовлетворение 37,05 26,00 48,00 4,23

Сохранение собственной индивидуальности 32,40 20,00 49,00 5,28

Сфера профессиональной жизни 58,24 43,00 76,00 6,71

Сфера обучения и образования 57,66 29,00 80,00 7,92

Сфера семейной жизни 53,87 37,00 72,00 7,21

Сфера общественной жизни 49,96 25,00 72,00 10,16

Сфера увлечений 50,23 27,00 75,00 9,26

Примечание: M- среднее значение по выборке, Min - наименьшее значение, Max - наибольшее значение, SD - стандартное отклонение (составлено автором)

Результаты сопоставления полученных нами данных опроса педагогов с данными опроса, проведенного И.Г. Сениным на женской выборке различной профессиональной принадлежности [2, с. 182-183], отражены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение уровней значимости жизненных ценностей и сфер жизнедеятельности на женской выборке педагогов (%)

до 1 стена от 1 стена до 3 стенов от 4 стенов до 7 стенов от 8 стенов до 10 стенов свыше 10 стенов

Терминальные ценности

Собственный престиж 6,54 % 17,76 % 46,73 % 24,30 % 4,67 %

Высокое материальное положение 0,00 % 2,80 % 48,60 % 38,32 % 10,28 %

Креативность 0,00 % 5,61 % 72,90 % 18,69 % 2,80 %

Активные социальные контакты 0,00 % 12,15 % 61,68 % 22,43 % 3,74 %

Развитие себя 0,00 % 4,67 % 74,77 % 17,76 % 2,80 %

Достижения 0,00 % 3,74 % 51,40 % 38,32 % 6,54 %

Духовное удовлетворение 0,00 % 10,28 % 76,64 % 12,15 % 0,93 %

Сохранение собственной индивидуальности 1,87 % 12,15 % 51,40 % 28,04 % 6,54 %

до 1 стена от 1 стена до 3 стенов от 4 стенов до 7 стенов от 8 стенов до 10 стенов свыше 10 стенов

Сферы жизнедеятельности

Сфера профессиональной жизни 0,00 % 6,54 % 53,27 % 33,65 % 6,54 %

Сфера обучения и образования 1,87 % 6,54 % 42,99 % 36,45 % 12,15 %

Сфера семейной жизни 1,87 % 16,82 % 54,21 % 22,43 % 4,67 %

Сфера общественной жизни 1,87 % 5,61 % 58,88 % 27,10 % 6,54 %

Сфера увлечений 2,80 % 3,74 % 57,94 % 25,24 % 10,28 %

Составлено автором

Отличительной особенностью ценностных ориентаций педагогов является высокий уровень значимости терминальных ценностей и сфер жизнедеятельности для всех возрастных групп. Если на общей выборке, согласно данным И.Г. Сенина [2, с. 140-143], для молодых людей 20-27 лет типичным является профиль с невысоким уровнем значимости терминальных ценностей и сфер жизнедеятельности (в пределах 3 стенов), а средние значения характерны для более старших респондентов (28-49 лет), то на выборке педагогов для всех возрастных групп типичны профили со средними и выше уровнями значимости жизненных ценностей и сфер жизнедеятельности (статистически значимых различий группах педагогов, разделенных по возрастному признаку или по стажу, не выявлено).

Сопоставим распределение уровней значимости терминальных ценностей и сфер жизнедеятельности педагогов с параметрами нормального распределения (см. таблицу 3), чтобы выявить специфичные для данной профессионально-гендерной группы ценностные ориентации.

Таблица 3

Нормальное распределение признака (идеальная модель)

до 1 стена от 1 стена до 3 стенов от 4 стенов до 7 стенов от 8 стенов до 10 стенов свыше 10 стенов

Доля респондентов 2,28 % 13,59 % 68,25 % 13,59 % 2,28 %

Составлено автором

Для женщин-педагогов исследуемой выборки характерно смещение «пика» значимости высокого материального положения к области 7 стенов (с учетом нормам женской выборки по И.Г. Сенину [2, с. 182]), при этом у 48,60 % опрошенных педагогов «высокое материальное положение» превышает 8 стенов. Выраженный сдвиг в сторону высоких значений наблюдается и в отношении значимости «достижений», так у 44,86 % респондентов значимость этой жизненной ценности превышает 8 стенов. Распределение уровней значимости ценностей «активные социальные контакты» и «сохранение собственной индивидуальности» имеет некоторый «крен» в сторону высоких значений, но гораздо более сглаженный. Значимость ценностей «духовное удовлетворение», «развитие себя» и «креативность» на выборке педагогов центрирована в области средних значений норм женской выборки по И.Г. Сенину. Значимость ценности «духовное удовлетворение» соответствует 4-7 стенам женской выборки у 76,64 % педагогов, «развитие себя» - у 74,77 %, «креативности» - у 72,90 %. Соответственно уровни значимости всех сфер жизнедеятельности педагогов тоже смещены к высоким (сверхвысоким) значениям.

В структуре ценностных ориентаций педагогов «высокое материальное положение» и «духовное удовлетворение» обособлены от других жизненных ценностей педагогов. Так результаты корреляционного анализа (таблицу 4) показывают, что жизненные ценности педагогов «достижения», «активные социальные контакты», «собственный престиж», «сохранение собственной индивидуальности», «развитие себя» и «креативность» тесно взаимосвязаны. Значимость высокого материального положения и ценность духовного удовлетворения коррелируют с другими жизненными ценностями, но эти корреляции менее

выражены, что становится более наглядно при кластерном анализе жизненных ценностей педагогов.

Таблица 4

Коэффициенты линейной корреляции жизненных ценностей педагогов ^ < 0,01)

Дост АСК ВМП СП ССИ ДУ РС Кр

Дост 1,00 0,70 0,59 0,63 0,72 0,49 0,64 0,62

АСК 0,70 1,00 0,53 0,79 0,73 0,52 0,74 0,68

ВМП 0,59 0,53 1,00 0,57 0,61 - 0,41 0,39

СП 0,63 0,79 0,57 1,00 0,73 0,35 0,61 0,60

ССИ 0,72 0,73 0,61 0,73 1,00 0,37 0,63 0,65

ДУ 0,49 0,52 - 0,35 0,37 1,00 0,68 0,62

РС 0,64 0,74 0,41 0,61 0,63 0,68 1,00 0,77

Кр 0,62 0,68 0,39 0,60 0,65 0,62 0,77 1,00

Примечание: Дост - достижения, АСК - активные социальные контакты, ВМП - высокое материальное положение, СП - собственный престиж, ССИ - сохранение собственной индивидуальности, ДУ - духовное удовлетворение, РС - развитие себя, Кр - креативность (составлено автором)

Результат кластерного анализа взаимосвязи значимости жизненных ценностей педагогов отражен на рисунке 1.

Д

ССИ АСК PC

Кр

СП ДУ ВМП

35 40 45 50 55 60

Примечание: Д - достижения, АСК - активные социальные контакты, ВМП - высокое материальное положение, СП - собственный престиж, ССИ - сохранение собственной индивидуальности, ДУ - духовное удовлетворение, РС - развитие себя, Кр - креативность

Рисунок 1. Дендрограмма жизненных ценностей педагогов (составлено автором)

Значимость сфер жизнедеятельности закономерно коррелирует с уровнями значимости жизненных ценностей. Корреляционная матрица (таблица 5) демонстрирует вклад ценностей в каждую из жизненных сфер: чем выше коэффициент корреляции, тем в большей степени та или иная сфера реализует жизненную ценность.

Таблица 5

Коэффициенты линейной корреляции жизненных ценностей и сфер жизнедеятельности педагогов ф < 0,01)

Дост АСК ВМП СП ССИ ДУ РС Кр

Сфера профессиональной жизни (Сф проф) 0,74 0,78 0,58 0,71 0,70 0,64 0,74 0,72

Сфера обучения и образования (Сф обр) 0,64 0,69 0,52 0,61 0,72 0,56 0,72 0,61

Сфера семейной жизни (Сф сем) 0,69 0,62 0,74 0,68 0,62 0,25* 0,43 0,52

Сфера общественной жизни (Сф общ) 0,75 0,78 0,46 0,74 0,65 0,53 0,68 0,68

Сфера увлечений (Сф увл) 0,60 0,66 0,46 0,62 0,69 0,58 0,70 0,74

Примечание: * коэффициент корреляции значим на уровне 5 % (р < 0,05); преобладающие корреляционные связи выделены жирным шрифтом (составлено автором)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проиллюстрировать соотношение уровней значимости жизненных ценностей и сфер жизнедеятельности педагогов позволяет таблица, сформированная в программе STATISTIKA 5.0 (см. рисунок 2).

Сф проф

Iii

111

Сф обр

lili

Сф общ

_Li

¡i

Дост НЕЭ^

А Hill! ж Лат jjftH^'*' J^ttfrt'

BP _____ /1П Mfiíp

с п 8 8 jjj-l' ° ° o IJ-TR o i o 8 Г8 8 o o

с шёЛК ИЛ lili п> o ° o 8 8 8 Jj-s" o aj-rifs ° J4 8 IloJ ° о «-¡НТВ ^r^-fo 8 8 ° ¡Lt-ÍH J^iét^

Í У iL JjHi^- ijifl^r

F

к ■ I ии^ ¡11с р 1 1 ^цНГГ HfhH-

Рисунок 2. Гистограммы и графики рассеяния уровней значимости жизненных ценностей и сфер жизнедеятельности педагогов (п = 107)

Использование в качестве критерия соотношение уровней значимости ценностей «высокое материальное положение» и «духовное удовлетворение» позволяет разделить выборку педагогов на группы, не различающиеся по возрасту и стажу, но имеющие статистически значимые различия в ценностных ориентациях. К первой группе были отнесены респонденты, у которых уровень значимости высокого материального положения (в стенах женской выборки по И.Г. Сенину [2, с. 182]) выше уровня значимости духовного удовлетворения (75 человек); ко второй группе - респонденты, у которых уровень значимости указанных ценностей находится на одном уровне или духовное удовлетворение занимает более

высокое место, чем ценность высокого материального положения (32 человека). Результаты 1-теста Стьюдента для этих групп представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты ^теста для групп педагогов с разным соотношением уровней значимости ценностей «высокое материальное положение» и «духовное удовлетворение» (статистически значимые различия)

Группа 1 ВМП > ДУ M Группа 2 ВМП < ДУ M t-критерий Р

Возраст 44,37333 45,00000 - -

Стаж 22,25333 22,71875 - -

Высокое материальное положение 37,18667 29,78125 -6,23826 0,000000

Духовное удовлетворение 35,80000 39,96875 5,20459 0,000001

Собственный престиж 32,46667 30,00000 -2,01804 0,046137

Сохранение собственной индивидуальности 33,02667 30,93750 -1,89655 0,060636

Достижения 33,86667 32,78125 - -

Развитие себя 33,81333 34,87500 - -

Креативность 32,26667 33,18750 - -

Активные социальные контакты 33,76000 33,25000 - -

Сфера профессиональной жизни 58,45333 57,75000 - -

Сфера обучения и образования 57,81333 57,31250 - -

Сфера семейной жизни 55,44000 50,18750 -3,64617 0,000416

Сфера общественной жизни 50,22667 49,34375 - -

Сфера увлечений 50,25333 50,18750 - -

Примечание: М- среднее значение по группе, р - уровень значимости (составлено автором)

Таким образом, педагоги, в ценностных ориентациях которых ценность высокого материального положения преобладает над значимостью духовного удовлетворения, выше ценят собственный престиж (t = -2,01804, p < 0,05) и сферу семейной жизни (t = -3,64617, p < 0,01); на уровне тенденции можно говорить о преобладании у педагогов первой группы стремления к сохранению собственной индивидуальности (t = -1,89655, p < 0,10). При этом по уровню значимости развития себя и креативности эти группы не различаются, ценности «достижения» и «активные социальные контакты» также имеют в этих группах «равный вес».

Обсуждение

Следует отметить, что схожие данные о ценностных ориентациях педагогических работников были получены нами при изучении выборки педагогов, работающих в начальной школе (исследование 2004-2007 гг.; объем выборки - 223 респондента - женщины, возраст от 20 до 68 лет [8]). Подтверждается преобладание высоких уровней значимости терминальных ценностей у педагогов разного возраста и особая роль ценности «высокое материальное положение» в структуре ценностных ориентаций педагогов - специалистов бюджетной сферы (выборки включали педагогов муниципальных образовательных организаций).

Результаты наших исследований согласуются с данными, полученными Э.Э. Сульчинской (2017) в рамках исследования ценностно-мотивационной сферы преподавателей высшей школы (выборка составила 205 человек, возраст от 25 лет до 65 лет; 102 мужчины и 103 женщины). Э.Э. Сульчинской выявлено, что ценности «высокое материальное положение» и «достижения» занимают лидирующее место в профиле терминальных ценностей педагогов вуза, в целом уровень значимости жизненных ценностей и сфер жизнедеятельности преподавателей, также как и педагогов школ, соответствует средним и высоким значениям [19]. Высокий уровень значимости ценностей и сфер жизнедеятельности

https:// mir-nauki. com

можно объяснить эффектом социальной желательности [2] и высокой вовлеченностью педагогов во все сферы жизнедеятельности общества («не могут пройти мимо, т. к. всё важно»).

Анализ различий ценностных ориентаций преподавателей четырех возрастных групп (25-33 года, 34-42 года, 43-54 года и 55-65 лет), проведенный Э.Э. Сульчинской, показал, что отличия на уровне тенденции для отдельных жизненных сфер и ценностей можно обнаружить только при сравнении крайних групп (25-33 года и 55-65 лет, 43-54 года и 55-65 лет). Так, в указанном исследовании выявлено снижение значимости ценностей «высокое материальное положение» и «достижения» у преподавателей старших возрастных групп. В отношении стажа преподавателей вузов, отмечено наличие корреляции со значимостью семейной сферы и уровнями значимости ценностей «высокое материальное положение», «развитие себя», «активные социальные контакты», «достижения» (уровень их важности снижается по мере накопления опыта преподавательской деятельности) [19, с. 144-146]. На выборке школьных учителей такой тенденции не прослеживается, что, вероятно, связано со спецификой педагогического труда в школе, где в отличие от вузов возможности карьерного роста уже (получение категории, звания и т. п.), и удовлетворение потребностей, отвечающих ценностям «высокое материальное положение», «развитие себя», «активные социальные контакты», «достижения», труднодостижимо.

Особый интерес, с нашей точки зрения, представляет вопрос взаимосвязи терминальных ценностей и сфер жизнедеятельности педагогов. Разработка этого аспекта ценностных ориентаций позволяет обнаружить факторы, выступающие барьерами для профессионального самосовершествования педагогов [7-8] и предикторами «профессионального выгорания» [9].

Обобщая данные исследований, можно отметить, что у значительной доли педагогов (70 %) имеет место рассогласование смысложизненных ориентаций:

во-первых, высокий (сверхвысокий) уровень значимости ценности «высокое материальное положение» обнаруживает себя уже у студентов - будущих педагогов [20] и сохраняется на протяжении всего профессионального пути педагога;

во-вторых, в структуре ценностных ориентаций педагогов ценность «высокое материальное положение» существенно слабее коррелирует со сферами жизнедеятельности педагогов, чем другие ценности (наиболее выражена связь со значимостью семейной сферы, а не c профессиональной сферой или сферой обучения и образования).

Описанная структура ценностных ориентаций порождает внутриличностный конфликт и ощущение неблагополучия [9; 21]; в тоже время высокий уровень ценности достойного материального положения, сочетающийся с равномерным распределением связей этой ценности с жизненными сферами, характеризует личность с высоким уровнем субъективного благополучия [21], т. е. человек видит возможности в разных сферах своей жизни для удовлетворения своих материальных (финансовых) потребностей, соответственно и его жизненная перспектива оптимистична.

В данной работе описаны статистически значимые различия между группами педагогов, дифференцированных по соотношению уровней значимости ценностей «высокое материальное положение» и «духовное удовлетворение». Педагоги, в структуре ценностных ориентаций которых уровень значимости высокого материального положения выше уровня значимости духовного удовлетворения, составляют «группу риска» в плане профессиональных деформаций (70 % выборки). Надо отметить, что педагоги «группы риска» не отличаются от своих коллег по значимости ценностей «достижения», «развития себя» и «креативность», ценность «сохранение собственной индивидуальности» имеет наименее выраженные отличия, т. е. идеал творческой индивидуальности педагога ценен для всех учителей, но его воплощение в жизнь будет различным для педагогов с разными жизненными ценностями. С нашей точки

зрения, эта особенность ценностных ориентаций педагогов и ее распространенность среди педагогов определенной степени объясняет живучесть проблемы декларативности гуманистических ценностей в образовании.

Выводы

Эмпирическое исследование ценностных ориентаций педагогов, проведенное с использованием методики И.Г. Сенина «Опросник терминальных ценностей» на выборке педагогов школ Белгородской области (n = 107, женщины в возрасте от 23 до 70 лет), позволило подтвердить данные более раннего исследования (2004-2007 гг.) и дополнить портрет современного педагога. Выявлено, что ценностные ориентации педагогов школ как профессиональной группы имеют свои особенности: для педагогов всех возрастных групп типичны высокие и средние уровни значимости терминальных ценностей и сфер жизнедеятельности, ценности «высокое материальное положение» и «достижения» занимают высшие уровни в иерархии ценностей педагогов. Для 70 % педагогов характерно превышение уровня значимости ценности «высокое материальное положение» над «духовным удовлетворением», что становится фактором риска профессиональных деформаций. Дисгармоничность ценностных ориентаций педагогов широко распространена в данной социальной группе, она проявляется в устойчивом доминирующем уровне значимости ценности «высокое материальное положение» при слабой её корреляции со сферами самореализации специалиста. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в образовательной практике и в научных целях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / В.А. Ядов и др. М.: ЦСПиМ, 2013. 376 с.

2. Сенин И.Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования: дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2000. 189 с.

3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал: (Психол. пробл.) / Л.М. Митина. М.: Дело, 1994. 215 с.

4. Митина Л.М. Нужен ли школе учитель? Психологические проблемы профессионального развития педагога // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 28-34.

5. Мишенина Г.В. Специфика ценностных ориентаций современного учителя // Российский психологический журнал. 2008. Том 5. № 2. С. 70-72.

6. Набиуллин Л.Г. Роль педагогических ценностей в формировании профессиональной культуры педагога // Человек и образование. 2013. № 4 (37). С. 94-98.

7. Репринцева Г.А. Новый взгляд на проблему педагогической направленности // Высшее образование сегодня. 2007. № 10. С. 35-37.

8. Репринцева Г.А. Профессионально-личностная направленность учителя как фактор успешности коррекционно-развивающей деятельности в системе начального образования: дисс. ... канд. психол. наук. Белгород, 2007. 196 с.

https:// mir-nauki. com

9.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21.

Ожогова Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2008. 23 с.

Щербина А.И., Гребенникова В.М. Структура ценностных ориентаций личности педагогов дошкольных образовательных учреждений // Непрерывное образование. 2015. № 1 (11). С. 57-60.

Caroli M., Sagone E. Professional Values and School Context Representations: A Study with Three Groups of School Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 82. 2013. P. 137-143. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.06.237.

Wang H., Hall N. When "I care" is not enough: An interactional analysis of teacher values, value congruence, and well-being // Teaching and Teacher Education Vol. 86 November 2019 Article 102906. DOI: 10.1016/j.tate.2019.102906.

Cheng S.-L., Xie K. The relations among teacher value beliefs, personal characteristics, and TPACK in intervention and non-intervention settings // Teaching and Teacher Education. Vol. 74 August 2018. P. 98-113.

Копченова Е.Е., Морозова Т.Н. Особенности ценностных ориентаций будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 613. С. 344-346.

Федорова Е.Н., Птицына Е.В. Ценности профессиональной деятельности будущего педагога // Фундаментальные исследования. 2015. № 2(2). С. 401-405.

Suditu M. Students' Professional Values Perception Inventory - Important Dimensions of Career Orientation // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 6924 December 2012. P. 1993-1997. DOI: 10.1016/j.tate.2019.102906.

Никитина А.А., Рытова К.Э. Специфика ценностных ориентаций женщин, работающих в сфере образования // Нижегородский психологический альманах. 2019. Т. 1. № 2. С. 55-63.

Сабирова Р.Ш., Ширинбекова Ж. Психологические аспекты взаимосвязи ценностно-смысловой сферы и профессионального роста педагогов: современное образовательное пространство // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-5. С. 1010-1014.

Сульчинская Э.Э. Сравнительный анализ профиля и ядра ценностно-мотивационной сферы преподавателей высшей школы // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 1. № 1. С. 143-150.

Кирсанов В.М. Оценка ценностно-смысловой сферы студентов различных профилей обучения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 3. С. 101-106.

Чернявская В.С., Погорская В.А. Ценностные ориентации лиц с высоким и низким уровнями субъективного благополучия // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 3. С. 88-10.

Reprintseva Galina Anatolyevna

Belgorod institute of education development, Belgorod, Russia

E-mail: reprinceva_ga@beliro.ru

Features of teachers' value bearings

Abstract. The scientific interest in the problem of individuals' value bearings and social groups is still strong. Theoretical and empirical data are accumulating as the result of the study teachers and students at pedagogical universities professionally-relevant personal characteristics, and updating these data is especially relevant in an era of constant changes. The teacher's value bearings are determined by the teacher's subjective perception of the socio-economic life conditions; and the value bearings determine teachers' attitude to professional activities and the nature of professional and pedagogical values (their effectiveness or declarativity). The results of the teacher's value bearings empirical study were presented in this paper. The study was conducted by using the methodology of I.G. Senin "Terminal Values Questionnaire" (sample group - 107 respondents, women, age from 23 to 70), which describes the level-sensitive and structural characteristics of the teacher's terminal values. It is shown that for teachers of all age groups distinctive high and medium levels of terminal values significance and vital factors, high financial position, and achievements values which take place at the top of the values hierarchy. And values that correlated with the creative personality of the teacher (creativity, self-development and spiritual satisfaction) fit perfectly into the normal distribution of these parameters of this female sample group that is undifferentiated on professional affiliation. It was revealed that for 70 % of teachers high material affluence is surpass the spiritual gratification, which leads to a risk of professional deformations. Value bearings disharmony appears as a stable dominant value bearings level such as high material affluence with a weak correlation of teachers' self-realization areas.

Keywords: values; value orientations; terminal values; life spheres; psychological characteristics of educators; disharmony of value orientations; statistical data

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.