Научная статья на тему 'Особенности проявления ценностных ориентаций у инвалидов'

Особенности проявления ценностных ориентаций у инвалидов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC
298
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНВАЛИД / ИНВАЛИД ДЕТСТВА / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ТИПОЛОГИЯ ЦЕННОСТЕЙ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сессаревская Зинаида Андреевна

Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как теоретические подходы к пониманию ценности личности, онтогенез данного феномена, рассматривает основные типологии и классификации выделения ценностей, даёт теоретический анализ особенностей проявления ценностей и ценностных ориентаций. Проводит эмпирическое исследование для выявления особенностей проявления ценностных ориентаций у лиц имеющих инвалидность с детства с сохранным интеллектом, которые включены в социальную группу (учебную или рабочую). В связи с этим был выделен объект исследования ценностные ориентации и предмет исследования ценностные ориентации инвалидов-детства. В ходе исследования была использована методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» И.Г. Сенина. Для сравнения эмпирических значений двух независимых выборок был использован непараметрический метод статистики U-критерий Манна-Уитни. Основным выводом исследования является то, что выявленные особенности проявления ценностных ориентаций у лиц, имеющих инвалидность с детства, а также лиц, не имеющих инвалидности заключается в способе взаимодействия с социальным окружением, обществом. Данный способ у инвалидов-детства обусловлен нозологическим статусом и особенностями развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления ценностных ориентаций у инвалидов»

Особенности проявления ценностных ориентаций у инвалидов

Сессаревская Зинаида Андреевна

аспирант, ГБОУ ВО МО Технологический университет 141070, Россия, Московская область, г. Королев, ул. Гагарина, 42

И sessarevskaya@mail.ru

Статья из рубрики "Внутренний мир человека"

Аннотация.

Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как теоретические подходы к пониманию ценности личности, онтогенез данного феномена, рассматривает основные типологии и классификации выделения ценностей, даёт теоретический анализ особенностей проявления ценностей и ценностных ориентаций. Проводит эмпирическое исследование для выявления особенностей проявления ценностных ориентаций у лиц имеющих инвалидность с детства с сохранным интеллектом, которые включены в социальную группу (учебную или рабочую). В связи с этим был выделен объект исследования - ценностные ориентации и предмет исследования - ценностные ориентации инвалидов-детства. В ходе исследования была использована методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» И.Г. Сенина. Для сравнения эмпирических значений двух независимых выборок был использован непараметрический метод статистики ^критерий Манна-Уитни. Основным выводом исследования является то, что выявленные особенности проявления ценностных ориентаций у лиц, имеющих инвалидность с детства, а также лиц, не имеющих инвалидности заключается в способе взаимодействия с социальным окружением, обществом. Данный способ у инвалидов-детства обусловлен нозологическим статусом и особенностями развития.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, инвалид, инвалид детства, терминальные ценности, жизненные ценности, типология ценностей, классификация ценностей, личностный смысл, Личностные особенности

DOI:

10.7256/2454-0722.2018.4.27952

Дата направления в редакцию:

13-11-2018

Дата рецензирования:

14-11-2018

В связи с изменившейся политикой государства и смещением акцента в сторону активной интеграции инвалидов в общество, усилился интерес к личностным особенностям людей с инвалидностью. На наш взгляд большой интерес вызывают ценности, ценностные ориентации личности, так как они выступают своеобразной основой взглядов на окружающий мир, самого себя и других людей.

Данный феномен выступает как сознательное отношение к социальной действительности, вследствие чего оказывает существенное влияние на все стороны жизнедеятельности и определяет мотивацию поведения человека. В данном контексте ценностные ориентации людей с инвалидностью рассматриваются как ориентир направленности активности личности, ее успешности или не успешности в различных сферах жизни и заинтересованности в деятельности.

В связи с этим ценностно-смысловая сфера является центральным, ядерным личностным образованием, которое воздействует на стили поведения и деятельность человека в различных ситуациях, но и является вектором, который определяет общую направленность жизнедеятельности и жизненного пути, что способствует осмыслению целого мира и своего существования.

В настоящее время в науке используются понятия «ценность» и «ценностные ориентации» при этом однозначные различия данных понятий не обнаруживается. Часто употребляются синонимично. В.Н. Карандашев отмечает, что во время изучения характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп уместно использовать термин «ценность». При изучении отдельных индивидов применимы оба этих понятия. Под ценностными ориентациями, по В.Н. Карандашеву, понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации - это интериоризированные личностью ценности социальных групп Ii0!.

По мнению С.Л. Рубинштейна ценностные ориентации рассматриваются как «важнейшие элементы структуры личности», которые закреплены жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для

данного индивида от незначимого, несущественного ^^

Н.А. Журавлена рассматривает ценностные ориентации как относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных социальных ситуаций J21.

Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как некую «направленность личности на те или иные ценности, которые составляют ее ценностные ориентации» -Ш.

В.С. Мухина^41 понятие ценностные ориентации связывает с уровнем социальной зрелости личности. Рассматривая в филогенезе процесс развития ценностных ориентаций, В.С. Мухина считает, что данный феномен со временем становятся глобальной психологической характеристикой: «мы рассматриваем ценностные ориентации как глобальную психологическую характеристику личности. При этом выражаем уверенность в том, что только признаваемая ценность способна выполнить важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения и детерминирует социальные реакции человека» [4].

Мы считаем, что ценностные ориентации выступают в роли важного личностного компонента, который выражается в предпочтениях и стремлениях личности в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей, которые усваиваются в процессе интериоризации социальных ценностей, которые в свою очередь выступают как регулирующий фактор мотивации и поведения.

В основе ценностных ориентаций лежит система ценностей, которая сформировалась в процессе знакомства человека с окружающей действительностью, т.е. ценности выступают в роли своеобразной социальной базой личности.

В теоретических исследованиях существуют несколько разных подходов понимания ценностей, они раскрывают ее:

■ как некие явления (стороны или свойства явлений) природы и общества, которые выступают в роли обязательных, т.к. исторически сложились для конкретного общества, социальной группы в качестве действительности, их целей и идеалов;

■ как определенность предметов и явлений, которая отличает их от природного бытия, а критерием ценности выступает социальная значимость;

■ как положительное оценивание субъектом содержание определенного предмета или свойства деятельности, которое рассматривается, в какой мере представленный предмет или свойство способно удовлетворить возникшую потребность субъекта;

■ как присутствие некой направленности или какого-либо значения, которое ориентировано на будущее достижение цели, а также может выступать как предмет потребностей конкретного человека

Ценности выступают в роли отдельных частей в структуре сознания личности, такими как убеждения, интересы и т.д. В тоже время в определении ценности находится иной полюс ценностного отношения: если ценности выступают как часть социальной среды, то исключительно только те, по отношению к которым индивид или группа занимают позицию оценки; например, если в виде ценностей выступают интересы, то они проявляются как интерес к некоторым компонентам социальной среды.

Проводя анализ теоретической научной литературы, были выделены различные подходы к типологии ценностей. Во-первых, материальные и духовные; во-вторых, действительные и воображаемые. В-третьих, на основания происхождения это первичные (биологические потребности), вторичные (средства труда) и третичные (средства коммуникации). В-четвертых, априорные и апостериорные. В-пятых, прошлые, нынешние и будущие. В-шестых, финальные и инструментальные. В-седьмых, правовые, утилитарные, религиозные, эстетические и т.д.

Рассмотрим более подробно классификацию ценностей, основания выделения которой на наш взгляд имеет значимость для данного исследования:

■ По естественным свойствам (социально-политические, материальные, духовные, человек выступает в роли высшей ценности);

■ По отношению к человеку и его потребностям. Всякий предмет, попадая в поле зрения, является социальным и естественным, по этой причине выделяют предметные ценности, на которые потребности имеют направленность, и ценностные представления. Первые выступают как объекты оценок, вторые - критерием данных оценок;

■ По социальным функциям различают ценности-объекты и ценности-нормы. Первыми выступают все предметы, которые обладают свойствами (реальными или воображаемыми) способствующими удовлетворению потребностей. Вторыми выступают различные идеи, вещи, индивиды, социальные группы, которые обладают значением для жизнедеятельности социального целого, они удовлетворяются и санкционируются обществом. Нормы определяются с помощью требований, которые обусловлены ценностями.

Если рассматривать возникновение ценностей на уровне общества, то они появляются в итоге процесса развития потребностей, на индивидуальном уровне наблюдается обратный процесс, т.е. ценности могут порождать и стимулировать развитие потребностей. В связи с этим, в психологической науке выделяют в качестве основных признаков ценностей следующие:

■ обусловленность ценности потребностями и интересами личности;

■ многоуровневость ценности: взаимосвязь ценности с социальными, историческими, национальными, культурными, психологическими факторами, что объясняет постоянную переоценку ценностей;

■ динамичность (подвижность, открытость) ценностей;

■ иерархичность субъектов ценностей: в качестве субъектов могут выступать личность, группа, социум, человечество;

■ иерархичность самих ценностей

Ценности являются ориентиром, который направлен на состояние, которое формируется в зависимости от цели деятельности и паттернов поведения личности, в следствие чего делает акцент на эту ценность, которая выступает в виде объекта стремления как благо. Способствуют в реальной действительности найти заманчивые и непривлекательные стороны в зависимости от них выстраивать целенаправленную деятельность с учетом познанного и прогнозируемого.

Для нашего исследования первостепенным является такой предмет исследования как ценностные ориентации личности, в связи с этим присутствует интерес к их иерархическому единству, процессу усвоению, принятию (интериоризация) ценностей конкретной личностью с инвалидностью и без.

Л.М. Архангельский считал, что «духовное психологическое развитие отдельных людей является продуктом совершенно особого процесса - процесса присвоения. Это процесс, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся, человеческих способностей и функций» ПШ.

По мнению Л.С. Выготскогоформирование внутреннего мира происходит с помощью освоения, интерироризации форм и видов, которые сложились исторически, социальной деятельности и при этом индивид экстериоризирует свои психические процессы. Из этого следует, что «социальное» и «индивидуальное», сначала рассматривается как противоположности, по факту выступают связанными друг с другом генетически и функционально.

В этой связи А.Н. Леонтьев рассматривает личность, как «специальное социогенное человеческое образование», оно не рождается с помощью приспособительной

деятельности. По его мнению, личность «производится», создается путем общественных, социальных отношений, при этом изменение индивидуальных качеств выступает как следствие, а не причина. Заключение о влиянии активной деятельности на развитие психики человека, а также на формирование самой личности выступает главным при

решении личностных проблем и формирования ее ценностных ориентаций [7].

Из описанного выше следует, что отнесенность данного понятия к сферам внутреннего и внешнего мира человека не соответствует дифференциации ценностей на общественные и личностные. Поскольку личностные ценностные ориентации выступают в виде некой конкретизацией ценностей данного общества, к тому же вид данной конкретизации обуславливается позицией личности в социальной системе, а также уровнем развития данной личности.

Рассмотрение природы ценностей и ценностных ориентаций позволяет обнаруживать категории и типы, которые присутствуют в человеческом сознание определенного общества на конкретном этапе развития. Вследствие этого появляется возможность выявления объектов ценностных ориентаций у лиц с инвалидностью и без, определение количественных и качественных признаков, реально освоенных и принятых ценностей человеком.

В ходе исследования были сформированы выборки: экспериментальная и контрольная. Формирование экспериментальной выборки осуществлено на основании наличия инвалидности с детства, рабочей группы, а также включение в социальную группу (учебную или рабочую). Контрольная группа состоит из людей, не имеющих инвалидности.

Общее количество выборки составляет 224 человека из них 105 инвалидов - детства (77 женщин и 28 мужчин) и 119 (91 женщина и 28 мужчин) - люди без инвалидности. Возрастной диапазон выборки от 18 до 40 лет.

Во время исследования была поставлена гипотеза: в структуре терминальных ценностей лиц, имеющих и не имеющих инвалидность, не обнаруживает специфику.

Для выявления особенностей в структуре жизненных (терминальных) ценностей экспериментальной и контрольной выборок была проведена методика «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» И.Г. Сенина. Данная методика направлена на диагностику жизненных (терминальных) ценностей личности и проявления данных ценностей в различных сферах жизни.

На рисунке 1 представлены средние значения по методике «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» И.Г. Сенин экспериментальной и контрольной групп.

Рисунок 1 - Данные по методике «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» И.Г. Сенин экспериментальной и контрольной групп

На представленном рисунке видно, что показатели у экспериментальной выборки более выражены, чем у контрольной по всем шкалам кроме шкалы «высокое материальное положение». Полученные данные экспериментальной выборки распределились следующим образом: средние значения имеют все шкалы, кроме «достижения» - выше среднего. Шкала «сохранение собственной индивидуальности» имеет наименьший показатель, данные по шкале находятся в средних значениях. У контрольной выборки также все шкалы имеют средние значения, кроме шкалы «собственный престиж» - ниже среднего значение. Шкалы «достижения» и «увлечения» имеют наивысший показатель среди остальных шкал.

У экспериментальной выборки выражено стремление к достижению конкретных, определенных целей, которые ставятся в различные периоды жизни. В связи с этим предпочитают тщательно планировать жизнь, ставя перед собой конкретные цели. Личностное отношение к себе основывается на результатах достижения целей и их сложности. Главным в жизни является постановка и достижение значимой цели.

Особенности контрольной выборки проявляются в наличии низкой готовности к признанию, уважению и одобрению со стороны значимых других. Социальное мнение, социальное одобрение отходят на второй план, главным становиться внутренние принятие себя и одобрение своих действий и планов.

Для сравнения эмпирических значений двух независимых выборок был использован непараметрический метод статистики и-критерий Манна-Уитни. Результаты проведенного статистического анализа по методики «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)» И.Г. Сенин, представлены в таблице 1. Данные имеют критические значения при р<0.01 = 66, р<0.05 = 83.

Таблица 1. Анализ различий между данными экспериментальной и контрольной выборками

Выборки Зона значимости Зона неопределенности Зона незначимости

Терминальные ценности (р<0.01 = 66; р<0.05 = 83)

Экспериментальная и Контрольная Собственный престиж; Активные Развитие себя; Достижения Высокое материальное положение; Креативность; Духовное удовлетворение;

социальные контакты Сохранение собственной индивидуальности

Сферы жизни (p<0.01 = 66; p<0.05 = 83)

Экспериментальная и Контрольная Обучение и образование; Общественная жизнь Профессиональная жизнь; Семейная жизнь; Увлечения

Экспериментальная и контрольная выборки в терминальных ценностях имеют значимые различия по таким шкалам как «собственный престиж», «активные социальные контакты». По шкалам «высокое материальное положение», «креативность», «духовное удовлетворение», «сохранение собственной индивидуальности» данные находятся в зоне незначимости. В зоне неопределенности находятся значения по следующим шкалам «развитие себя» и «достижения».

В структуре сфер жизни значимых различий не обнаружено у экспериментальной и контрольной выборок. В зоне незначимости находятся данные по шкалам «профессиональная жизнь», «семейная жизнь» и «увлечения», а такие шкалы как «обучение и образование» и «общественная жизнь» - в зоне неопределенности.

На основании проведенного статистического анализа можно сделать вывод, что гипотеза, которая гласит, что в структуре терминальных ценностей лиц, имеющих и не имеющих инвалидность, не обнаруживает специфику, частично подтверждена.

Подводя итог проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в структуре терминальных ценностей присутствуют различия у людей с инвалидностью и без, по таким шкалам как «собственный престиж» и «активные социальные контакты». При этом в структуре различных сферах жизни статистически подтвержденных различий не обнаружено. Можно предположить, что данные сходства могут быть обусловлены общими социальными ценностями, которые приняли на себя люди с инвалидностью и без. Полученные различия, скорее всего, связаны с особенностями взаимодействия инвалидов с социальным окружением.

Библиография

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев.-3-е изд.-Москва [и др.]: Питер, 2010.-282 с.

2. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений / Н.А. Журавлева // Психологический журнал. -2006.-№1. - С. 35-38.

3. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков.-Москва [и др.]: Питер, 2012.-582 с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В.С. Мухина.-10-е изд., перераб. и доп.-Москва: Academia, 2006 (Тверь: Тверской полиграфкомбинат).-606, [1] с.

5. Назарова А.Ш. Роль социокультурных ценностей в формировании личности / А. Ш. Назарова.-Казань: Школа, 2004.-163 с.

6. Основы психологии С.Л. Рубинштейна: Философское обоснование развития / Отв. ред. В.А. Кольцова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - 344 с.

7. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра: [сборник] / под ред. А. А. Леонтьева.-Москва: Смысл, 2006.-389 с.

8. Пьянкова Л.А. Общая психология [Текст]: учебное пособие / Л. А. Пьянкова;

Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный индустриальный университет".-Новокузнецк: Изд. СибГИУ, 2017.-256 с.

9. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография / Е.Л. Руднева; отв. ред. Н.Э. Касаткина; Кемеровский государственный университет. - 2-е изд., перераб. -Кемерово, 2015. -245 с.

10. Черных Н.А. Ценностные ориентации личности и их формирование в подростковом возрасте. Учебное пособие. - Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2016г. - 92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.